Fresh Product Manager – Telegram
Fresh Product Manager
20.1K subscribers
48 photos
4 videos
3 files
1.03K links
Заметки, продуктовые инсайты, кейсы, обмен экспертизой от Сергея Колоскова. Консультирую по продуктам, процессам, командам, преподаю и провожу воркшопы. Связь - @SKoloskov. Сайт - https://koloskoveducation.tilda.ws/ Реестр РКН https://clck.ru/3G5nL5
Download Telegram
Особенности большой и небольшой продуктовых команд e-commerce

Сегодня совместный пост с Адметом Акхтером, автором телеграмм-канала Expecto Productum! и продакт-менеджером Froot.kz (“Ozon” на рынке Казахстана) про то, как похожи и не похожи большие и небольшие продуктовые команды:

Особенности большой команды (например, Ozon.ru):
- Один продакт отвечает строго за часть продукта или отдельные сервисы. Все нюансы архитектуры, юзер-сториз и ключевых продуктовых метрик в рамках части продукта на нем. Все части собираются в единые воронки и стараются улучшить свои метрики, не сломав чужие.
- Каждый юнит имеет OKR или понятное влияние на ключевые бизнесовые метрики в рамках своих фичей и сервисов. С развитием продукта и расширением ассортимента товаров растет и продуктовая команда.
- Профессиональный рост и наработка кейсов происходит быстрее у отдельного продакта, чем в небольшой команде, хотя влияния в целом меньше
- Когда разрабатывается кросс-функциональная фича, выбирается лид, который организует совместные обсуждения и руководство релизом. Между продуктами и разного профиля менеджерами происходит синергия и взаимодополнение.
- 50+ стейкхолдеров и направлений бизнеса! Побеждает фича, которая принесет больше всего денег (GMV/AIV/маржа/…), всегда есть data driven борьба за место в беклоге, даже среди CPO вертикалей
- Продакты и руководители вертикалей плотно взаимодействуют с бизнес-направлениями, собирая требования и экспертизу, как лучше продавать те или иные товары.

Особенности небольшой команды (например, Froot.kz):
- Когда в компании развивается экосистема, то технически это уже не один и не два продукта. На стадии роста концентрированно оптимизацией заниматься некому, нужно выпускать новые решения на прод, метрики растут быстро.
- Каждый задействованный продакт получает экспертность в кратном выражении, руководя ограниченным ресурсом в людях и времени. Права на ошибку может не быть.
- У отдельного продакта по разному развиты скиллы. Нужно хорошо изучить опыт друг друга, правильно выстроить процессы и распределить функционал. При необходимости, можно взращивать из коллег новых продактов.
- В маленькой команде расти быстро можно, но при этом нужно заниматься постоянным самообразованием. Может возникнуть ситуация, что ты окажешься самым опытным и потребуется искать внешние источники для развития.
- Решения становятся значимее и принимаются быстрее. Возрастает ответственность.
- Команда может быть небольшой от того, что компания относительно новая на рынке. Это означает, что накопленных данных может не хватать, в ход включается креативность. Гипотезы становятся основой для поиска инсайтов.
- Идеи генерируются в ходе обсуждений, исследования рынка и конкурентов, или даже смежных рынков. Любой сотрудник в компании может предложить свою идею и быть услышанным.
- У небольшой команды больше шансов стать кроссфункциональной. Добиться взаимозаменяемости продактов можно обсуждением и ревью кейсов, постоянным обменом знаниями.
- Когда темп роста выйдет на плато, самое время будет заниматься оптимизацией воронок. Но это уже другая история.
Зачем нужны карьерные сайты?


В июне закончился мой первый образовательный курс для начинающих продактов в Otus. Это был нереально крутой опыт, который хочется повторить снова. А потом ещё.
Главное, чего хочет знать сейчас молодой (да и не только) специалист продакт, это:
- что я могу сделать и должен знать, чтобы влиять на развитие продукта;
- какие навыки должны быть у продакта (по классике и не только, например, у Growth PM)
и сколько зарабатывает продакт-менеджер.
Мой ответ - это можно узнать только на реальной работе в продукте. И в помощь для погружения “по колено” всегда есть курсы практиков и карьерные сайты.
Чтобы получить свой первый оффер работы продактом, я сделал 110 откликов и прошел 35 интервью в разных компания в поисках своего места (подробнее тут вторая история).
Из этого опыта я могу сказать, что для точного попадания нужно знать о компании следующую информацию: кто ищет и его прямые контакты (это очень важно, чтобы можно было заранее обсудить с будущим руководителем работу, чтобы не отнимать впоследствии целый час на интервью), под какие задачи ищут и какие задачи будут в первый месяц работы, требования и условия. Тогда я пользовался разными телеграмм-каналами вакансий, но если бы тогда я знал про сайт https://careerspace.app/ и телеграм-каналы @careerspace и @product_space, я бы пользовался ими. Потому что там:
- ежедневно вручную собирают лучшие вакансии рынка для продактов и не только
- почти к каждой вакансии есть прямой контакт (не почта, а мессенджер),
- к каждой вакансии есть зарплатная вилка (если работодатель ее не дает, то цифра собирается на основе данных, которые собирают от пользователей)
- есть лайфхак-поддержка по карьере в рамках канала @bezaspera


Помимо прямого назначения, карьерные ресурсы в любое время интересны открытой информацией о расширении и/или обновлении команды, что может дать пищу для новых продуктовых гипотез (о том, что кто-то развивает какое-то направление, какая-то когда мигрирует из какой-то компании, потому что не все получилось).
А также порталы интересны описаниями трендов в ожиданиях работодателей, относительно рынка продакт-менеджеров.

В общем, каналы @careerspace и @product_space - некий пульс рынка. Подписывайтесь и следите за ними, это держит в тонусе!
Как с опытом работы продакт-менеджером начинаешь мыслить (Продуктовая философия)

1. Положительный тренд важнее, чем абсолютные значения и всплески. Это игра в долгую.
2. Контекст у продукта один. Ключевые пользовательские метрики и бизнес-показатели едины.
3. Всегда есть те, кто будет платить и любить несмотря ни на что (А-сегмент). И важно понимать, что жалующихся и недовольных будет больше на порядок. Продакт отвечает за счастье сегмента А.
4. Не будет 100% конверсии и 0 рублей для создания воронки. Всегда есть сила трения, всегда есть потери. Нужно быть “продуктово” недовольным и стремиться к недостижимым цифрам. Каждое позитивное изменение воронки - улучшение unit-экономики.
5. 20% усилий - 80% денег: в первую очередь нужно расширять узкие места в воронках и продукте.
6. Циклы комфортнее процесса. От гипотез - к решению, от простого решения - к новому, более сложному и/или эффективному.
7. Все нужно проверять. 99,9% гипотезы - которые без жалости нужно убивать аналитикой и экономикой. Для остального есть команда разработки.
8. Коммуникации и метрики - процесс. Без проджект-менеджмента никак не получить результат.

На данный пост вдохновил Сергей Лавриненко, автор телеграм-канала “Колонка некодера” и постом https://news.1rj.ru/str/necodernotes/444
Меня часто спрашивают: как стать продактом

И я уже рассказывал про это здесь (вторая история):

1. Устроиться на работу junior-продактом под крыло к опытным продактам и в продуктовую среду.
2. Начать выполнять продуктовые задачи на текущем месте работы (если вы проджект-менеджер - это просто, если вы бухгалтер - посложнее, но не сдавайтесь) или на месте работы ментора.
3. Запустить свой проект от гипотезы до хотя бы попытки свести unit-экономику (желательно, тоже с ментором)

Курсы для продактов хороши для усвоения новых знаний, расширения кругозора. Но только с практикой можно освоить новую профессию. Об этом, кстати, пойдет речь на трехдневном марафоне Как стать продактом или проджектом от Нетологии - http://netolo.gy/fIq. Приходите, чтобы узнать, как пройти под одному из трех путей.
Подборка продуктов-трендов лета 2020

Тренды помогают быстро валидировать гипотезы. Ранее писал об этом тут.
Тренды бодрят, мотивируют и являются отличным дополнением к утреннему кофе перед продуктивным днем. Я даже веду записи трендов в рамках канала “Шуховская башня” (осторожно: может быть как 1 пост в месяц, так и >15 за час).

Сегодня при поддержке самого крутого сервиса Signum.ai по выявлению трендов, подготовили подборку самых интересных и перспективных продуктов-трендов этого лета, на мой вкус.

1. Покупка квартиры, ипотека или аренда? Для многих вечная дилемма может вскоре стать неактуальной – снимать жильё становится гораздо выгоднее, чем раньше. С платформой Rhove арендаторы могут получить долю в арендуемых квартирах, тем самым инвестируя в собственное жильё. Активы повышаются пропорционально росту стоимости жилого комплекса, сотрудничающего с Rhove, позволяя арендаторам оставаться такими же гибкими, получать реальные финансовые выгоды и не чувствовать себя в съёмной квартире “на птичьих правах”.
2. Во время пандемии поход в розничный магазин стал похож на полосу препятствий – избегать других посетителей, общаться с консультантом на расстоянии двух метров, лишний раз не прикасаться к товару, да и тележку лучше толкать ногой – повсюду микробы. Чтобы обезопасить покупателей во время шоппинга, сеть Showfields, ещё недавно делающая ставку на тактильный покупательский опыт, в корне изменила принцип работы своих магазинов. Минимум реального взаимодействия, максимум – цифрового. При помощи приложения, посетитель Showfields может пообщаться с виртуальным консультантом, узнать состав, цену и характеристики товара, отсканировав код на упаковке, добавить продукты в цифровую корзину, оформить заказ и получить продезинфицированные покупки на кассе.
3. Пандемия поставила под вопрос качество корпоративного обучения. Снимать профессиональные видео в студии – небезопасный и довольно дорогостоящий процесс. Да и поспешно записывать ролик на телефон дома – прямой путь к демотивации сотрудников. Как всегда, на помощь приходит искусственный интеллект! С помощью инструментов на базе ИИ компании могут создавать deepfake-видео – ролики с синтезированным изображением любого человека, будь то CEO организации или Дэвид Бэкхэм. Виртуальный спикер в реальном амплуа обратится к аудитории на нужном языке и озвучит любой текст. Щепотка креатива – и корпоративное обучение станет самой приятной и увлекательной частью рабочего процесса.
4. Летние Олимпийские игры 2020 перенесли на целый год (на 2021), но это не значит, что профессиональным спортсменам можно расслабиться. В отсутствие возможности свободно тренироваться на стадионах и участвовать в соревнованиях бегуны переключились на виртуальные гонки. Пробежать марафон с коллегой из соседнего штата на глазах у миллионов возможно и во время пандемии коронавируса – стоит только только назначить время и запустить прямой эфир в Инстаграме. Такой “социальный” способ подготовки к будущим соревнованиям нравится как самим бегунам, так и всем любителям этого вида спорта – теперь у каждого есть возможность почувствовать себя в эпицентре событий. Лишь бы не укачало!
5. Пандемия сподвигла лишённых гарантий сотрудников сменить работу. Сервис Dumpling предлагает бывшим наемным работникам запустить собственный бизнес в сфере доставки продуктов. Находить покупателей, доставлять товары из сотни точек, устанавливать размер чаевых и не бояться завтрашнего дня. Заманчивая альтернатива, учитывая всё ещё высокий спрос на онлайн-шоппинг и слухи о надвигающейся второй волне заболевания.


Сначала вы работаете на тренд, потом тренд работает на вас. Подключайтесь к трендам.
Продактпроджект-менеджер. Советы самому себе (Часть 1)


1. Как уместить дизайн в спринт

Разработчик не может оценить фичу, пока не увидит дизайн. Поэтому рисуйте дизайн на спринт вперед. Если сейчас у вас 3 спринт, продуктовая команда готовит стори для спринта 4. Одновременно с этим, дизайнер отрисовывает интерфейсы для спринта 5. В таком варианте, в 4ом у вас уже есть утвержденный дизайн. Варьируйте люфт по времени "дизайн-разработка" в зависимости от скорости аппрува дизайна заказчиком.
Что нужно еще пробовать:
- совместить аналитику и дизайн в один спринт, как совмещаете тестирование и разработку;
- сократить длительность спринтов;
- релизиться как можно чаще;
Иногда аппрув дизайна не является частью процесса, например в продуктовых компаниях. Тогда можно делать его в том же спринте, что и разработку. Это сложно, но некоторым удается. Последние делятся секретом успеха: прорабатывайте стори до начала спринта, например, с помощью прототипов. Дизайнеры и разработчики должны иметь общее видение о том, как будет выглядеть дизайн.

2.Что делать, если команда не вкладывается в оценки

Давать точные оценки и попадать в них - сложно. Но чтобы было проще, можно пробовать:
-вылет в 20-30% считается допустимой нормой, его стоит закладывать в начальную оценку.
- детализировать требования. Чем четче сформулирована задача, тем точнее оценка;
- дробить фичи мельче. Оптимально на 1-4 дня работы;
- разбивать фичи на задачи (декомпозиция). Выделяйте таски на бекенд, фронтенд, тестирование и т.д.
- делать прототипы на сложные фичи;
- закладывать средний вылет в будущие оценки;
- трекать успеваемость (оценка vs фактические затраты) по каждому члену команды. Доносить на 1-1 митингах;
-проводить ретро

Про это и не только я смогу узнать 22 августа на практическом онлайн-интенсиве образовательной экосистемы GeekBrains от Mail.ru Group.
Всего за один интенсив получится:
▪️пройти 4 стадии жизни проекта и сбора команды;
▪️узнать, как работать с удаленными командами и строить диаграмму Ганта, чтобы эффективно реализовывать проекты;
▪️как обосновывать сроки через деньги заказчику.
Станьте джедаем в менеджменте проектов — https://geekbrains.ru/link/Xxa7oH
Продактпроджект-менеджер. Советы самому себе (Часть 2)


Фундаментальный и, пожалуй, главный навык проджект-менеджера - коммуникации. Не получится заменеджить проект, не умея договариваться.
Настроить проектную зону, сделать доску для мозговых штурмов или сделать понятный репорт сможет любой, кто умеет гуглить и перенимать опыт.
А вот объяснить разработчику, в чём он неправ (при этом мотивировать поменяться) - важнее и сложнее. Есть очень интересная статья про 14 типов менеджеров, которые бесят разработчиков.
Прокачаться в коммуникациях нереально сложно, особенно с интровертным бекграундом. Хорошая новость в том, что некоторым это удается. Универсального рецепта, конечно, не существует. Постарайтесь брать на себя инициативу, стараться управлять не микроменеджментом, а демонстрациями возможностей, находить в коллегах хорошее и продуктивное.

Самые интересные книги, которые я могу порекомендовать по коммуникациям для продактов, это:
1. Трудные диалоги: Что и как говорить, когда ставки высоки. (Гренни, Макмиллан)
2. Как пасти котов (Рейнвотер)

Также, делюсь еще двумя ссылками:
- Чек-лист для создания scrum-проектов (для каждого типа он свой), по которому проходит аудит: https://telegra.ph/Scrum-project-audit-checklist-03-10
-В Otus, где я преподаю для начинающих продакт-менеджеров, открывается набор на очень интересный курс Agile Project Manager - https://otus.pw/srrn/, где можно точно научиться выстраивать работу по Scrum, Kanban и Waterfall, управлять рисками, работать с командой и стейкхолдерами и закрывать задачи вовремя.
Две точки зрения на метрики нетворкинга

Контакты на работе и мероприятиях, друзья в соцсетях, форумы - все это основа современного нетворкинга. Что с этим со всем делать? Решать вопросы, давать и брать. Многие из нас ловили себя на мысли, что в очередной раз раздали визитки и сходили на бесполезное мероприятие. Но что если для ощущения пользы нам просто не хватает метрик и аналитики от этого события. Сегодня подумали о метриках нетворкинга с экспертом по международному нетворкингу Пашей Хегаем (автором https://news.1rj.ru/str/SFPavel)

Как видит метрики продакт-менеджер: в нетворкинге есть 2 формата: когда отдаешь и когда берешь.

Ключевая метрика для формата “Бери”:
1. Процент решенных вопросов / Количество решенных вопросов за счет нетворкинга за 1 день с момента возникновения проблемы. 1 день можно изменять по себя.

Сопутствующие метрики:
2.Среднее время на решение вопроса
3.Общее количество контактов, за счет которых получилось решить вопрос за 1 день
4.Доля контактов, с которыми есть планы поддерживать и развивать контакт
5.Количество откликов на запрос (например, в ленте Facebook)

Ключевая метрика для формата “Давай” (также дублируются с “Бери”, потому что из “Давай” может быть переход в формат помощи “Бери”)
1.Процент вопросов, которые ты можешь решить из тех, с которыми к тебе обращаются, за 1 день

Сопутствующие метрики:
2.Общее количество обращений к тебе (в которых получилось решить вопрос за 1 день)
3.Среднее время, за которое находится решение
4.Доля контактов, которые поддерживают и развивают контакт с вами
5.Количество ваших откликов на запросы (например, в ленте Facebook)


Как видит метрики эксперт по нетворкингу: основной метрикой нетворка для меня, особенно эмоционального, о котором я много пишу - является количество людей, которым я помог.
И перевалив отметку в 4000+ я выделил некоторые закономерности:

1. После 1000+, я начал намного лучше разбираться в людях, все типологии личности (типо MBTI) уже стали мастерством, которое я даже не осознаю. Во многом это произошло за счет проведения 500+ собеседований, когда наш стартап рос

2. После 2000+, в моем окружении появились люди практически по любому вопросу. Основная ценность, которую я даю своему окружению - это доступ к моей референтной группе, в которой можно найти ответ практически на любой вопрос и порой даже несколько раз

3. После 3000+ начали происходить чудеса, репутация стала работать на саму себя. Крутые ребята, инвесторы, топ-менеджеры стали сами добавляться ко мне в друзья и находить выход для общения со мной, кто-то из них даже приходит посоветоваться, но зачастую также за выходом на людей из моей референтной группы

4. После 4000+ вокруг меня появилось сообщество (heg.ai), при этом произошло это достаточно органически и за счет того, что люди в моем окружении стали уже знакомиться без моего участия, эти горизонтальные связи послужили причиной создания сообщества, которое уже живет своей жизни и без моего активного участия наращивает мой социальный капитал

5. Я подхожу к 5000+ контактам (в этом году перевалю) и кажется в этот момент вокруг сообщества появится продукт, по нетворкингу, который позволит людям не только в моей референтной группе находить друг друга и общаться в том же самом, эмоционально позитивном формате, как сейчас это происходит в нашем сообществе.
Методика освоения новых знаний ADASTRA для продактов

Основа методики
— Группа из замотивированных что-то узнать новое, которая двигается в ежедневном режиме. Все дают обратную связь всем. Каждый получает огромную насмотренность. Чем больше людей - тем лучше.
— Ежедневные (!) задания с примерами. Задания, примеры и действия — основа. Теория — справочные материалы.

Основные принципы ADASTRA

Act Daily. Ежедневно предпринимать действия. Неважно — результат будет положительный или отрицательный. Из результата каждого действия можно сделать вывод или зафиксировать профит. Действия, а не уроки — это основа всему. Учиться надо тому, что делаешь, а не откладывать действия до того, как научишься. Ежедневность — единственный способ приучиться действовать. Всегда будет либо опыт, либо успех.

As Student and Teacher. Вы ничему не научитесь, если будете только учиться. Самый лучший способ научиться чему-то — учить этому других. Только так вы сможете учиться на чужих ошибках и глубже разбираться в том, что вы не можете по-человечески объяснить другим. Тут и страх опозориться, и адреналин, и выход из зоны комфорта, и борьба с синдромом самозванца. Попеременно выступать в роли ученика и учителя — способ научиться в разы быстрее и глубже, чем быть только учеником.

Retractions Accepted. Обучение — это последовательный процесс. На каждом новом шаге обучения вы можете осознать, что раньше вы что-то не понимали. Это отличный повод вернуться назад и переделать это по-новому. Сделать и переделать — значит, глубоко понять. Нельзя сразу научиться всему.

По этой методологии работает бесплатная программа акселерации продакт-менеджеров от Product University (оплата после трудоустройства). Мы в Otus также запускаем 4-й поток курса для продактов в октябре, но если хотите прокачаться уже в сентябре, идите к Аркадию Морейнису и Алексею Черняку. Будет интенсивно, тяжело, но эффективно.
Регистрация и подробности по ссылке - https://bit.ly/3gCthfG
Учитесь, делая.
Солянка материалов от друзей из Product Mindset

1.Как ЦИАН запускал b2b-сервис «Сотрудники»

У b2b-пользователей ЦИАН: например, есть аккаунт агентства, с которого размещено 3000 объявлений от 500 риелторов. Работают они по-разному: кто-то хорошо, кто-то плохо, а кто-то размещает не очень хороший контент или невежливо общается с клиентами. Если мы узнаем о таком, сначала предупреждаем, а потом блокируем аккаунт. Изначально разделения на пользователей в аккаунте не было, поэтому мы блокировали сразу все агентство.
Эта боль бросалась в глаза — ее нужно было закрывать в первую очередь. Поэтому мы запустили сервис «Сотрудники» — это мультиаккаунты для агентств, в которых каждый риэлтор может завести собственный аккаунт и отвечать только за свои объявления. Если риелтор нарушает правила сервиса, мы блокируем его, а не агентство. Еще этот сервис позволяет отслеживать метрики и показатели эффективности агентов, сравнивать их в перспективе.
MVP «Сотрудников» продвигали через email-рассылки, пуши и отдел продаж. Казалось, мы донесли информацию до аудитории, но сервисом пользовались около 1% агентств. Мы провели количественный опрос, собрали 1200 ответов и разложили ожидания клиентов по методу Кано. Когда мы разделили ответы по группам (исходя из размеров агентств), то заметили интересную особенность. У крупных/средних и маленьких агентств была противоположная оценка одних и тех же фич.
Маленькие агентства назвали нежелательными и привлекательными фичами те, которые не совпадали с большими агентствами.
В этой ситуации надо понять, что на двух стульях вы усидеть не сможете — придется сегментировать пользователей и для каждого сегмента делать свой MVP со своим набором функций.
Мы перезапустили сервис, точнее, две версии сервиса, с учетом новых данных и клиенты стали его использовать. Отличие в наборах функций для аккаунтов крупных и мелких агентств.
Источник - https://news.1rj.ru/str/ProductMindset/340

2. Кто такой продуктовый маркетолог?

Менеджер маркетинга продукта отвечает за стратегию вывода продукта на рынок. Его задача — снимать барьеры между продуктом и целевой аудиторией: помогать маркетинговой команде правильно коммуницировать ценность продукта в рекламных кампаниях, сейлзовой команде — лучше понимать боли клиентов и предлагать релевантные решения, продуктовой команде — получать обратную связь от рынка и повышать первичные конверсии и adoption. Цель менеджера маркетинга продукта — сфокусировать работу маркетинговой и сейлзовой команды вокруг продуктового роадмапа.
Например, Вы — менеджер маркетинга продукта в b2b-компании, которая продает чат-ботов. Вы смотрите в продуктовый роадмап и видите, что через месяц в продукте появится возможность связывать чат-ботов и почтовые рассылки.
Как хороший PMM, вы почти наверняка сделаете несколько вещей:
1. Вместе с маркетинговой командой разработаете новое позиционирование, которое упростит продажи продукта целевой аудитории — его будут использовать в рекламных кампаниях, текстах на сайте, презентациях и коммуникациях сейлзов.
2. Убедитесь, что сейлз-команда понимает, как продавать новую версию продукта — проведете тренинг, чтобы донести ценность новой фичи; объясните, каким сегментам пользователей новая фича нужна сильнее всего; расскажете про возможные возражения и способы их отработать.
3. Подготовите коммуникацию, которая повысит adoption новой фичи: отправите письма текущим пользователям, настроите для них релевантную персонализацию на сайте, подключите ретаргетинг, чтобы с помощью новой фичи реактивировать старых клиентов.
Источник - https://news.1rj.ru/str/ProductMindset/337

3. Интересные выступления и статьи (лучше сохранить в закладки)
- Профессиональные ориентиры продуктовой компетенции. Как понять и нанять того, кто нужен вашей команде. Любовь Карпова, Яндекс, Head of Yandex.Tracker.
- Коммуникация с разработкой: как выпускать сложные портфели, мотивировать разработчиков и делать так, чтобы они любили ваши задачи. Ксения Аполонская, Headhunter, менеджер продукта.
- Jobs-to-be-done: теория и практика. Дмитрий Капаев и Артём Жиганов, Useful, сооснователи.
5 А/В-тестов по неожиданности инсайтов и росту метрик

Специально для друзей из Epic Growth Channel подготовил пост о 5 А/В-тестов из своей практики, которые дали неожиданные инсайты и рост метрик. Первые три можно прочитать тут - https://news.1rj.ru/str/epicgrowth/544.
И вот ещё 2 только для читателей канала @FreshProductgo
4.Траст-фактор про оригинальность и наличие официальной гарантии на проверенных селлерах повысит продажи в электронике
Гипотеза: официальная поставка и гарантия вырастит продажи электроники в онлайн-магазине
Результаты: рост 8+% по выручке.
Интерпретация и как было на самом деле: информация помогла для привлечения тех, кто сомневался в происхождении техники в интернет-магазине. Продажи известных и дорогих брендов выросли особенно хорошо.

5.Реферальная программа на некупленных товарах (книгах) сработала лучше, чем на купленных и ранее прочитанных
Гипотеза: реферальная программа ранее работала только на купленных книгах, а раскатка программы на некупленные товары увеличит охват и тем самым увеличит продажи.
Результаты: продажи выросли на 10+%, но не совсем за счет реферальной программы.
Интерпретация и как было на самом деле: часть по старой привычке, часть по неопытности пользователи покупали товар, чтобы поучаствовать в реферальной программе. Охват знающих о рефералке вырос на 60+%.

Обсудить тесты можно в чате канала. Если Вам нужны консультации по проведению А/В-тестов или по другим вопросам по продакт менеджменту, можно писать автору канала @SKoloskov.
Всем роста главных продуктовых метрик!
Дашборд на миллион

Подумали совместно с каналом Клуб анонимных аналитиков, из чего 100%-но должен состоять классический дашборд, который смотрят CEO и CPO продукта вне зависимости специфики продукта.

Что нужно для пульса бизнеса?

- Самые главные показатели - маржа (доход - расход) и ROI (доход / расход). Видим цифровые показатели за выбранный период времени, график динамики маржи.
- Важные KPI: цена лида и оплаты, и конверсия в лид (показывает эффективность связки маркетинг + лендинг) и в оплату
- Далее таблица с маржой и ROI по продуктам.
- Диаграммы Спидометры - достижение плана по Продажам и Расходам. Один из важных моментов - отображено значение “Должно быть сегодня, чтобы к концу месяца план был выполнен”
- Продажи и расходы в динамике - так можно увидеть пики и провалы и проанализировать причины
- “Каналы продаж”, которая позволяет оценивать эффективность рекламных каналов. В строках - рекламные каналы, а в столбцах:
объем продаж и расходов,
количество лидов, стоимость лида, конверсия в лид; количество оплат, стоимость оплаты, конверсия в оплату.

Что нужно для пульса продукта?

- Самый главный показатель - метрика роста (метрика “полярной звезды”) (что больше всего влияет на главный бизнес-показатель (маржа, ROI, GMV). Подробнее с примерами тут - https://news.1rj.ru/str/FreshProductGo/57
- Пирамида метрик, из которых складывается метрика роста
- Воронки метрик всех цифр, которые входят в пирамиду метрик для поиска узких мест в продукте с точки зрения экономики (активации, удержание, оплата, рекомендация с конверсиями на всех этапах)
- Метрики, показывающие динамику ключевых Aha-моментов в продукте (всего, что доставляет в продукте счастье пользователя, возвращаемость)
- Динамика прироста и оттока из продукта (DAU/MAU в том числе)
- Когорты и сегменты пользователей (как в динамике меняется А-сегмент и прочие другие)


Интерактивную версию дашборда для пульса бизнеса можете “потрогать руками” по ссылке (открывайте с десктопа, так как версия не заточена под смартфон). Данные на дашборде обезличены.
Полезная статья в тему тут.
Обсудить тему можно в чате канала. Если Вам нужны консультации по продуктовой аналитике, можно писать автору канала @SKoloskov.
Всем роста главных продуктовых метрик!
Как трансформируются продукты в кризис

Совместно с каналом Product Backlog проанализировали 7 продуктовых сфер: как на них повлияла пандемия.

Путешествия
При закрытых границах туризм страдает в первую очередь. Показатель падения составил 60%. Бизнес сократил 25% персонала и перешёл на чат-боты. Набирает популярности внутренний туризм, виртуальные туры, сервисы случайных путешествий. Комиссий для владельцев и туроператоров уменьшаются, чтобы помочь остаться на плаву. В тренде становится “деловой туризм” – поездки с понятным бизнес-результатом.

Видеоигры
Индустрия видеоигр показала рост на 135%. Начали покупать игры те, кто раньше этого не делал. Игроки стали тратить на 48% больше времени на игры и на 34% больше денег на внутриигровые покупки. Набирают популярность казуальные и инди игры без явных целей, визуальные новеллы, лёгкие медитативные игры. AR/VR дал возможность попробовать, что такое альтернатива реальной жизни

Финансы
Финансовые сервисы выросли на 80% и стали третьим по популярности в мире. Причина – безналичная оплата труда и начисления финансовых выплат. Особенно востребованы услуги онлайн-кредитования. Волатильность рынка и доступность инструментов привела к росту интереса к инвестиционным проектам. Набирают популярность чат-боты. Но наблюдается снижение активности в приложениях для корпоративного банкинга.

Образование
1,2 миллиарда детей в 186 странах пострадали от закрытия школ из-за пандемии. Поэтому инструменты видеоконференцсвязи и софт для онлайн-обучения получили невиданный до этого рост. Онлайн требует на 40-60% меньше времени на обучение, чем офлайн, потому что студенты учатся в собственном темпе и имеют возможность пропускать, перечитывать. Геймификация добавила вовлеченности и повысила мотивацию к учёбе.

Спорт и фитнес
Загрузки приложений для здоровья и фитнеса выросли на 47%. Было загружено 656 миллионов приложений. В России доходность с начала пандемии выросла на 280%. Большинство людей, которые регулярно занимаются спортом, планируют продолжать тренировки дома даже после того, как тренажёрные залы начнут работать в обычном режиме. Преимущества занятий дома: удобство и доступность. Неважно в чём ты одет или как выглядишь во время занятий, нет затрат на дорогу до зала, нет нужды покупать дорогой абонемент.

Шопинг
Доходы с онлайн продаж у ритейлеров в США выросли на 30%. Ожидается, что количество пользователей приложений для доставки еды в этом году вырастет на 25%. Бесплатная доставка, доступность и цена – три фактора, способствующих покупкам в онлайне. В Великобритании 62% покупателей начали покупать продукты тех брендов, которые до этого не покупали, а каждый пятый британский потребитель подписался на услугу доставки продуктов на дом.

Соцсети
Люди стали использовать социальные сети на 23% больше. Время затрачиваемое на мессенджеры выросло в среднем на 4 минуты в день, а на соцсети на 7 минут. С ростом социального дистанцирования люди ищут новые способы социализации и общения. Это дало импульс приложениям, которые раньше были не так известны, например Google Duo и Houseparty. Они позволяют группам друзей присоединяться к одному видеочату и вместе общаться и играть. Рост: Google Duo – 14%, Houseparty – 80%
Продакт-блиц с Андреем Менде


На канале Fresh Product Manager запускаем новую рубрику - #продактблиц, где будем публиковать короткие интервью с крутыми продакт-менеджерами и owner'ами.

Стартуем с интервью с Product Owner Booking.com Andrew Mende:

Назови ключевые отличия работы продуктом в Букинг и Яндекс: кросс-страна против моно-страны?
Работая над фичей в букинг, где отличия культур и рынков супер-актуальны (как дедушка-китаец выбирает отель в Париже? проще абстрагироваться и не примерять на себя. Нормальная ситуация, что фича очень неравномерно зайдет на разных рынках.

Что делает и будет делать ML в Букинг?
Персонализация. Механизм позволяющий подобрать те механизмы, параметры, ценности, которые релевантны именно для для этого человека на основе того, что мы о нем знаем.

Где продакту искать вдохновение?
Вдохновение — где угодно. В личном опыте, в беседах с пользователями (формализованных и совершенно случайных), в данных. А вот валидацию — только в данных и экспериментах.

Какие главные тренды в профессии в Букинг ты видишь?
Умение правильно дизайнить эксперименты. Умение быть не мини-CEO, а мини venture capitalist (потому что вложение ресурсов в гипотезы больше похоже на микро-стартапы, чем на управление операционкой: одна из ста стреляет на 10x)

Назови самую успешную фичу, которую запустил
Улучшение методики экспериментирования с поисковой выдачей, которое позволяет гораздо быстрее проверять что новая выдача лучше текущей. Увеличение скорости получения результатов — это абсолютное благо.

Приходите 22 сентября на бесплатное занятие от Андрея и Нетологии «Продуктовый аналитик: что делает и зачем нужен бизнесу», на котором узнаете: какие инструменты подойдут под конкретные боли бизнеса и рассмотрите примеры практик в продуктовой аналитике и решите пару задач.
Бесплатная регистрация → http://netolo.gy/fP2
Как рассчитывать LTV для когортного анализа

Самой главной метрикой когортного анализа является ценность клиента (LTV, Lifetime value). LTV — это выраженная в деньгах ценность, которую вам приносит средний клиент.

1) Самый простой (и самый неточный) метод подсчета LTV — взять срок жизни и умножить на средний чек (то есть LTV = Lifetime x ARPU). В этом подходе мы делаем сильные неявные предположения, что все клиенты одинаковые и ведут себя как их среднее и что средний чек сохраняется со временем. Кроме того, еще одно предположение — что мы правильно подсчитали срок жизни путем деления единицы на отток (отток постоянен), что никогда не соответствует действительности.

2) Более честный способ расчета этих метрик базируется на том, что вы должны каким-то образом спрогнозировать динамику каждой вашей когорты от текущего состояния и до отдаленного будущего. Скорее всего не будет ни одной полной когорты: из тысячи человек наверняка через 1–2 года останутся 300–500, и эти оставшиеся, скорее всего, будут более лояльны вашему продукту (раз они остались), чем те, кто убежал в первый месяц. То есть показатель оттока — это величина, изменяющаяся со временем. А более «молодые» когорты будут и того короче. И для того, чтобы понять, сколько же денег принесет вам конкретная когорта в следующие 2–3 года, вам нужно будет как-то экстраполировать данные, но это уже другая история.

Кстати, освоить знания по аналитике и не только можно на курсе «Рroduct-менеджер» от SkillFactory, где за 3 месяца вы сможете пройти все этапы по разработке жизнеспособного продукта, получить и усовершенствовать профессиональные навыки и умения.
Успейте записаться на курс: https://clc.am/nogztA
Как экономить на ликвидации плохих гипотез?

Как показывает практика, более 90% гипотез можно проверить бюджетными способами без привлечения дополнительных рук. О самых бюджетных методах быстрой проверки гипотез порассуждали с Романом Катеринчиком (IT-предпринимателем и автором ТГ-канала).

Проблемное интервью
Прежде чем написать хотя бы одну строчку кода - пообщайтесь со своими потенциальными клиентами. Задайте им открытые вопросы на предмет существующих “болей” и опыта решения их в той сфере, которую планирует покрывать ваш продукт.
Важно помнить, что люди не всегда будут с первого раза идти на диалог. Поэтому не стесняйтесь писать им 2-3 раза. Подробно о том, как работать с отказами и проявлять настойчивость можно прочитать тут. Закрытые вопросы задаются только для уточнений и сегментации пользователя.Многие отрицают метод Customer Discovery, ссылаясь на фразу Генри Форда “Если бы я спросил людей, чего они хотят, они бы попросили более быструю лошадь”. Но на самом деле, что делать с выявленными проблемами вашей ЦА, решать только вам. Просят более быструю лошадь - это не значит воспринимать буквально и ставить на лошадь турбоускоритель. Это значит, что есть почва для размышлений, и можно предложить инновационную технологию, которая и станет этой самой быстрой лошадью - автомобилем. По CustDev можно также воспользоваться скриптом “под ключ” - https://news.1rj.ru/str/FreshProductGo/54 и как найти платящих клиентов - https://news.1rj.ru/str/FreshProductGo/83.

Решенческое интервью
Только для тех гипотез, у которых отклик у определенного сегмента в соотношении не ниже “7 из 8”, целесообразно продумывать решение. Для проведения решенческого интервью - тестирования на пользователе решений для устранения подтвержденных проблем - можно сделать макеты в Figma, Zero-code решение в Notion и прочее, что пока без привлечения команды разработки. На этом интервью нужно еще раз подтвердить проблемы (Вопрос - решите проблему с помощью решения), протестировать поэкранно сценарий закрытия проблемы и получить на него обратную связь (и UI, и UX. Вопрос - все ли было понятно в решении), спросить заветный вопрос “готовы ли прямо сейчас купить?”. Также про проверку комплектности решения можно почитать тут - https://news.1rj.ru/str/FreshProductGo/70
Пример прототипа для интервью тут.

Запуск лендинга
Проверить, будет ли спрос на ваш продукт, можно даже без готового MVP, а с помощью лэндинга.
Механика проста:
1. Собираете лэнд на Тильде или любом другом конструкторе, который позволяет сделать просто и красиво одновременно.
2. Размещаете информацию о продукте, можно показать визуализацию решения - главное заинтересовать потенциального клиента.
3. Предлагаете записаться в очередь на бета-тестирование продукта, или вступить в ряды первой сотни, кто получит доступ к продукту.
4. С помощью лид-формы собираете контакты.
5. А приводите людей на сайт с помощью контекстной и таргетированной рекламы. Бюджет на маркетинг здесь не будет высоким, зато знания вы получите бесценные. Пример лэндинга для валидации гипотезы.
Подробнее о том, почему запускать сайт нужно еще до выхода MVP продукта читайте тут.

Количественные исследования
Опросы, продуктовая аналитика, wordstat - основные инструменты тут. Надо понимать, что они работают для проверки рынка, когда уже знаем, что тот или иной сценарий существует.
Опросы лучше использовать именно с точки зрения проверки количества сценариев: вопрос - это формулировка проблемы, ответы - варианты решений. Эти цифры можно использовать для показателя “Охват” в фреймворке приоритизации гипотез (например, RICE). Те сценарии, что набрали мало ответов, с точки зрения продукта не нужны.
Wordstat и co может помочь не только с запросами для продвижения продукта.
Пример. Кстати, про вордстат и не только стартует хороший курс для интернет-маркетологов.
Без проведенной валидации гипотезы можно погрузиться в разработку ненужного рынку продукта. И здесь уже будет сложнее поставить на стоп процессы и отказаться от того, чтобы тащить чемодан без ручки. Если вам нужна консультация по быстрой проверке гипотезы, можно написать автору канала @SKoloskov или обсудить в чате канала.
Какие бывают MVP?

MVP должен содержать функции, жизненно необходимые для решения выбранной вами проблемы: отрабатывать ЦЕННОСТИ.
То есть, сначала пользу пользователя, потом экономика.
В нем не нужны именно лишние, дополнительные опции, пользовательский опыт при этом не должен (сильно) пострадать: должен быть МИНИМУМ УСИЛИЙ.
И нужен между качеством и количеством: в каком-то случае важнее крутой UX, благодаря которому люди захотят использовать ваш продукт: должен быть МАКСИМУМ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ.

В связи с этим и появились такие виды:

-MVP Флинстоуна — создание видимости полностью функционирующего продукта. Часть основных функций (а может быть и все) вы можете выполнять вручную. Главное, чтобы ваш пользователь об этом не догадывался и получал качественный сервис.
-Консьерж MVP похож на предыдущий вариант тем, что сервис здесь так же предоставляется вручную. С той разницей, что это происходит в открытую и пользователь это осознает. То есть вы начинаете вручную обслуживать своих первых клиентов и в процессе общения с ними понимаете, как вам правильнее развивать продукт.
-Сборное MVP. В этом случае вы собираете продукт по кусочкам из уже существующих решений: Google таблица вместо базы данных, простейший сайт на Tilda и так далее. И уже потом итеративно переходите к полноценному решению.
-“Sell it before you build it” — предлагает вам продавать еще не рабочие функции вашего продукта. В этом случае при попытке пользователя купить что-то, что вы еще не произвели, вы предлагаете ему оставить е-мейл, дождаться вашего запуска.

Делать 20% усилий и получать 80% результата - одна из ключевых задач продакт-менеджера. О всех других задачах и их решениям расскажет Андрей Менде на открытом занятии “Роль продакт-менеджера в команде” от Otus. Приходите и прокачивайтесь!
Дайджест событий от меня

1) На хабре вышли 2 мои статьи:
- про No-code - https://habr.com/ru/company/otus/blog/521234/
- и про поиск А-сегмента продукта - https://habr.com/ru/company/otus/blog/522286/

Буду рад комментариям и прочтениям.
Кстати, про быстрое создание продуктов без кода уже скоро стартует курс от Академия #Безкода ВШЭ - https://nocode.hseinc.ru/academy, записывайтесь, рекомендую.

2) Для коллег из Дизайн-центра Apollo буду везти 21го ноября воркшоп по Customer Development - https://www.apollo-design.center/events-all/event/customer-development Если хотите принять участие, можно оплатить тут.