Математика в Казани – Telegram
Математика в Казани
768 subscribers
94 photos
4 videos
12 files
74 links
Пишем о событиях в мире олимпиадной математики (олимпиады, сборы, лагеря) и обо всём, что связано с математическими олимпиадным образованием

https://news.1rj.ru/str/ChatMathKZN вступайте в чат для обсуждения
Download Telegram
Математика в Казани
#ОР_важные_вопросы Что важнее: трудолюбие или талант? Можно ответить в формате 10/90 или в любом другом)
#Наш_ответ #ОР_важные_вопросы

Вопрос, что важнее трудолюбие или талант всегда будет опираться на реальную ситуацию в жизни.
Лет 20-30 назад, за счет только таланта можно было и получить диплом всеросса и даже, наверное, пройти на межнар.

Но эти времена ушли. Включилась гонка вооружений: составители олимпиад стараются придумать что-то новое, преподаватели подхватывают это и обучают достаточно большой пласт школьников этому новому. Это провоцирует составителей олимпиад придумывать что-то новое. И так по кругу.
В итоге талант стал уступать место обученности. Это наша реальность, в которой мы живем.

Дальше мы хотели написать большой текст о связи результатов, таланта, времени решения задач, накопленного опыта.
Мы с коллегами обсуждали несколько вариантов текстов, картинок, графиков. Но все они в итоге выливались в "ничего не понятно, но очень интересно" 🤯. Текст получался или очень длинным или очень непонятным и неточным.

Можем только накинуть основную мысль: у талантливого школьника случаются скачки по результатам (скачки и вниз и вверх) даже если он никак не меняет режим "решения задач" , а у "обычного" график обычно плавный, без резких скачков.
Но это, конечно, не всё, что хотелось сказать.

В итоге мы решили отложить эту публикацию до момента "созревания". Надеемся когда-то все опубликовать такой текст.
👍22🔥53
#ОР_важные_вопросы С какого класса надо начинать ездить в математические лагеря? На сколько они вообще нужны? Поделитесь своими историями!
Проходные баллы на муниципальный этап 2025:
4 класс: 28 баллов
5 класс: 24 балла
6 класс: 31 балл

Поздравляем всех прошедших!

PS старшие классы будут позже
👍18🎉95
Проходные баллы для старших классов не заставили себя долго ждать )

7 класс: 29 баллов
8 класс: 35 баллов
9 класс: 42 балла
10 класс: 40 баллов
11 класс: 40 баллов

Напоминаем, что муниципальный этап для 7-11 классов состоится 9 декабря
7👍4🎉2
Как обычно: вы просили - мы сделали!

С начала этого учебного года у нас открылись группы для дошколят.
Ребята ходят на занятия с таким постоянством и удовольствием, что в существующих группах давно нет свободных мест (

Но мы наконец-то нашли возможность открыть еще группы для дошколят!

💥💥💥Открываем набор в группы
- 5-леток (пойдут в школу в 2027 году)
и
6-леток (пойдут в школу в 2026 году)

Занятия будут проходить по субботам с 12.15 до 14.15.

Занятия начнутся в момент набора минимальной группы.
✏️ Запись на kazan-math.info/enroll
9👍5🥰3
Математика в Казани
#ОР_важные_вопросы С какого класса надо начинать ездить в математические лагеря? На сколько они вообще нужны? Поделитесь своими историями!
#Наш_ответ #ОР_важные_вопросы

Как отмечали наши подписчики, смены играют огромную роль. На смене дети попадают в атмосферу единомышленников, таких же ребят: увлечённых, целеустремлённых, нацеленных решать задачи и думать. Это происходит не только на занятиях, но и в остальные 18 часов в день. Одновременно с этим ребят в лагере ничего не отвлекает от математики. Такие погружения невозможно недооценить. Именно на таких концентрированных сборах происходят качественные скачки, когда количество решённых задач переходит в качество решаемых задач.

Но всё это — слова, эмоции и наше субъективное видение ситуации. А нам всегда хотелось более подтверждённых фактов, желательно в числах. И кажется, у нас получилось...

Совсем недавно у нас закончился осенний лагерь. И сейчас у нас так устроена образовательная программа, что первые два листочка с задачами в лагере совпадали с занятиями кружка, проходившими на неделе у нас в центре. В связи с этим есть возможность сравнить, как ребята решали задачи в центре, в стандартной кружковой ситуации, и в лагере.

Мы посчитали процент сданных задач за первые главы, которые были до лагеря (для 6 класса — 1–14 главы, для 5 класса — 1–15 главы), а также аналогичный процент за главы, которые были в лагере (6-й кл.: 15–16, 5-й кл.: 16–17). Далее мы составили разность «лагерного» процента и «кружкового». В итоге у каждого ребёнка получился свой показатель: разброс — от +40 до –31.

Затем мы откинули тех, кто совсем не сдавал «лагерные главы», потому что большинство из них просто не было на кружках (каникулы как-никак). А потом сложили эти разности по всем, кто ездил в лагерь, и по тем, кто не ездил. Вот какие получились числа:

* 6 класс: те, кто ездил в лагерь, — +337; те, кто не ездил в лагерь, — +80.
* 5 класс: те, кто ездил в лагерь, — +76; те, кто не ездил в лагерь, — –198.

Отметим, что в 6-м классе «лагерные серии» оказались в среднем чуть легче, чем предыдущие, а в 5-м классе — существенно сложнее.

Но вот что удивительно: разница между теми, кто был в лагере, и теми, кого не было, составляет +257 (6-й кл.) и +274 (5-й кл.). То есть это говорит о КОЛОССАЛЬНОМ преимуществе тех, кто ездил в лагерь. Видно, кстати, что от сложности серий преимущество никак не меняется.

Если усреднить (то есть поделить числа на количество участников), то получится:
* 6 класс: те, кто ездил в лагерь, — +12; те, кто не ездил, — +1,1.
* 5 класс: те, кто ездил в лагерь, — +3; те, кто не ездил, — –3.

Не надо смотреть на маленькие значения. Надо сравнивать отличия первых чисел от вторых. И первые в разы больше вторых!

Этот отрыв обеспечивается тем, что многие в лагере имеют возможность решать задачи. И реально их решают, в отличие от обычных кружковых занятий. То есть если кто-то каким-то образом обеспечит ребёнка временем на решение задач, то ребёнок будет решать СУЩЕСТВЕННО больше задач. Например, можно записаться к нам на дорешку, специально созданную для этого. Записаться на дорешку можно в личном кабинете kazan-math.tvoyklass.ru или по ссылке: https://kazan-math.info/dop/ (записаться и не оплатить нельзя!).

P.S. Наши кружковцы могут посмотреть личную статистику в «Плюснике». По таблице также видно, полезна ли дорешка: если процент в лагере больше, то дорешка ТОЧНО поможет поднять этот процент и в кружках. А вот если проценты одинаковые, то надо смотреть на ситуацию внимательнее: решал ли в лагере, решал ли дома. Если же процент в лагере ниже, то надо серьёзно разбираться с тем, что происходило в лагере.
7👍4👏2🔥1💋1
#Ор_важные_вопросы

Что вам не хватает в подготовке к олимпиадам? Что бы вы добавили или наоборот убавили?
1🙏1
Недавно в нашем чате https://news.1rj.ru/str/ChatMathKZN возникло обсуждение о выгорании школьников.

И как по нашему желанию, наши коллеги провели стрим с психологом сборной Москвы!

https://vk.com/video-169451252_456239701

Крайне рекомендуем для просмотра ВСЕМ родителям! И про выгорание и как его заметить, и про то как его распознать и отличить от лени, и про распределение нагрузки, и практические советы, и других множество важных и интересных тем, задетых по касательной.
Все на просмотр картины второй второго стрима!)

P.s. Первый стрим тоже отличный https://vkvideo.ru/video-169451252_456239681?t=43m16s
🔥12👍5👏2
Математика в Казани
#Ор_важные_вопросы Что вам не хватает в подготовке к олимпиадам? Что бы вы добавили или наоборот убавили?
#Наш_ответ на #ОР_важные_вопросы в этот раз не подразумевается по сути заданного вопроса. Но мы услышали ваши пожелания. Некоторые из них легко реализуемы, другие сложно, а какие-то входят в противоречие или с реальностью или с нашей образовательной стратегией. В любом случае большое вам спасибо за ответы на вопросы. Мы ценим это!

В процессе общения с вами было несколько интересных предложений. В частности был запрос на общение/интервью с родителями олимпиадников, которые уже закончили школу или даже вуз. В связи с этим, если у вас есть вопросы к таким родителям, то заполните небольшую форму

https://forms.yandex.ru/cloud/6923f9cc02848f3283d0ede7
🔥5👍2👏2
#ОР_важные_вопросы
Вчера закончился турнир математических игр имени А.П.Нордена https://news.1rj.ru/str/turnirigr. Дайте обратную связь: что понравилось, что не понравилось, что бы вы хотели добавить/убавить?
8
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
СООБЩЕНИЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ВАЖНОСТИ!

ОТКРЫТАЯ ГОРОДСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО МАТЕМАТИКЕ Г. КАЗАНИ ДЛЯ 2-6 КЛАССОВ

проходит в 2025-2026 году в стандартном формате:

2 независимых отборочных онлайн-тура (ЗАПИШИТЕ ДАТЫ):
- 14 декабря 2025
- 25 января 2026

Заключительный этап:
- весной 2026 (в форме письменной олимпиады)

Вся информация об олимпиаде размещена на сайте olymp.kazan-math.info

Предварительная регистрация на отборочный тур НЕ требуется. Но чтобы не пропустить информацию и напоминания рекомендуем подписаться на оповещения об олимпиаде в боте t.me/kazanmathevents_bot?start=gorol25

______________________________________________
В прошлом учебном году участниками олимпиады стали почти 6000 школьников из 37 регионов РФ, а также из Казахстана.

В этом году олимпиада включена в перечень олимпиад, утвержденный Министерством Просвещения РФ (Приказ №639 от 31.08.2025, п. 6.512)
🔥24👍8🎉52
Завтра в жизни юных математиков 4-6 классов следующий важный этап - муниципальный.


Несколько напутствий:
- внимательно читайте условие и вопрос задачи
- постарайтесь меньше волноваться. За спиной уже десятки и даже сотни решённых задач. Перед вами просто несколько новых задач.
- не получается? нет идей? волнуетесь? => Сделайте перерыв. Посмотрите в окно. Погрызите шоколадку
- прежде чем записать ответ ещё раз перечитайте вопрос задачи.
- если вам кажется, что вы всё решили, а времени ещё много? => Скорее всего вам кажется. Перечитайте задачи. Перепроверьте решения.
- ВНИМАТЕЛЬНО ПЕРЕЧИТАЙТЕ УСЛОВИЕ. Да, снова.

А мы желаем успехов всем участникам!
И пусть проходной балл ждёт всех достойных!
28👏7🔥6👍1
Как вам муниципальный этап? Легко/сложно? Что понравилось/не понравилось? Какие проблемы были? Делитесь впечатлениями!
2
Сегодня в городе Тайюань (Китайская Народная Республика) завершилась Китайская национальная олимпиада по математике.
Команда России завоевала 2 золотые и 3 серебряные и 1 бронзовую медали.

В этом году составе команды России 2 казанца:
- наш ученик: Максим Большаков («Лицей-интернат № 2») - ЗОЛОТО
- Михаил Васильев (СОШИ «Лицей имени Н.И. Лобачевского» КФУ) - СЕРЕБРО

__

Россия ежегодно участвует в Китайской национальной олимпиаде по математике. Команда формируется из кандидатов в международную сборную. Данная олимпиада хоть и не является частью отбора на "межнар", но служит хорошей тренировкой и "смотром сил" перед очередным январским этапом отбора в команду России на международную олимпиаду.
🔥43🎉116👏5👍4
Математика в Казани
#ОР_важные_вопросы Вчера закончился турнир математических игр имени А.П.Нордена https://news.1rj.ru/str/turnirigr. Дайте обратную связь: что понравилось, что не понравилось, что бы вы хотели добавить/убавить?
#Наш_ответ #ОР_важные_вопросы

За время своего существования (а это уже 18 лет) турниры математических игр превратились в одно из самых масштабных командных математических соревнований школьников.

В этом году в турнире Нордена участвовало больше 3000 школьников из 37 городов, включая команды из Казахстана и Кипра? 🤯

Но так было не всегда. Позволю себе маленькую историческую справку... минут на 30))

Всё  началось 18 лет назад с маленького турнира математических боёв в Казани. И мы быстро поняли: классические матбои — это не совсем то, что нужно детям 4-7 классов (тогда было только 5-7). Им нужен драйв, регулярность и ощущение, что до события — рукой подать. Ведь для ребёнка полгода — это целая вечность, и запал решать задачи быстро угасает.

Хотелось создать мероприятие, которое:
Было частым (чтобы всегда было «совсем скоро»)
Проходило ярко, интересно и масштабно
Мотивировало детей заниматься на кружках

И решение нашлось! Примерно в то же время Дмитрий Юрьевич Кузнецов начал развивать формат математических игр — с нестандартными правилами и возможностью сдавать только ответы. Конечно, игры были и до него (например, математическая карусель на УТЮМе), но именно он дал этому мощный импульс.

Мы взяли формат математических игр и придумали три из четырёх текущих игр наших турниров (четвёртая игра турнира «Домино», — придумана именно Дмитрием Юрьевичем).
Так и появились Турниры математических игр имени Нордена, Широкова и Чеботарева — трёх замечательных математиков, работавших в казанском университете, которые, на наш взгляд, незаслуженно обделены вниманием.

Одной из главной фишек турнира всегда была его интерактивность: ответы проверяются сразу, команды видят турнирную таблицу: кто в лидерах, как вырваться вперёд, кого можно обойти "на повороте лабиринта".
При этом командам не нужно ехать в другой город: всё соревнование проходило "на месте".
Это привлекало всё больше команд, но и ставило перед нами непростую задачу масштабирования турнира

Как мы с ней справлялись:

Этап 1: С чего всё начиналось

· Первые турниры — только Казань, 15-30 команд.
· Всё велось в Excel, полностью офлайн.

Этап 2: Первый рост и проблемы

· Команд становилось всё больше.
· Стали проводить разные лиги в разных местах — ненадолго помогло.

Этап 3: Выход в онлайн

· Команд стало так много, что собрать их в одном месте стало невозможно.
· Перешли на Google-таблицы с «простыми» формулами для синхронизации данных.

Этап 4: Собственная платформа

· Google-таблицы не выдерживали нагрузки: ошибки доступа, медленная загрузка.
· Создали отдельный сайт с системой регистрации и онлайн-таблицами.

Этап 5: Технологический прорыв

· Полностью переписали сайт на новую платформу.
· Внедрили бота для отправки ответов и создали центральный штаб проверки.
· Результат:
  · Резкое снижение числа людей, знающих правильные ответы (ответы не надо проверять на местах)
  · Упрощение проведения турнира на местах (не нужно искать местных квалифицированных проверяющих-математиков)
  · Минимизация ошибок

Что сейчас?
Сегодня«под капотом» — несколько серверов, которые специально настраиваются под каждый турнир, чтобы система работала без сбоев. И мы продолжаем улучшать платформу!

Наша следующая задача: внедрить автоматическую проверку ответов и сделать систему отправки ещё проще для команд. Очень надеемся осуществить это в ближайшем будущем.

Спасибо, что вы с нами все эти годы! Ваши дети — главный двигатель этого проекта. Именно их интерес заставлял нас расти и не останавливаться на достигнутом.
21🔥19👏6
#ОР_важные_вопросы Хорошо или плохо когда задачи с олимпиады совпадают (совпадение случайно) с задачами выданными ранее на кружке? Для кого хорошо, а для кого плохо?
🔥2
Протокол муниципального этапа олимпиады по математике 4-6 класса:

https://clck.ru/3Qh5HN
🎉13👍42
📢 Ответы на частые вопросы по Городской олимпиаде по математике (2-6 классы)

1. Как зарегистрироваться?
Никак. Предварительной регистрации нет.
Просто зайдите на сайт olymp.kazan-math.info в 16:00 (мск) в день тура, выберите ссылку для своего класса и участвуйте.
📢 Ссылки также придут в бот @kazanmathevents_bot (подпишитесь на оповещения).
📝 Вся информация об участнике заполняется во время тура. Младшим школьникам может понадобиться помощь родителей.

2. Участие платное?
🎫 Абсолютно бесплатное. Участвовать может любой школьник 2-6 классов из любого региона.

3. Можно ли участвовать с телефона?
📱 В принципе, да. Задачи и ответы — в форме Яндекс.Форм. Проверить удобство можно на тренировочных формах на сайте.

4. Можно ли помочь ребёнку заполнить анкету?
Да, можно. Но перед задачами будет напоминание, что дальше участник должен работать самостоятельно.

5. Обязательно участвовать в двух отборочных турах?
🚫 Нет. Туры независимы. Для прохода в финал достаточно набрать проходной балл ХОТЯ БЫ в одном туре.

6. Если в одном туре прошёл, а в другом нет?
Пройдёт. Достаточно проходного балла в одном туре.

7. Нужно ли писать решения?
✍️ В отборе — нет. Нужно выбрать ответ (есть вариант «не знаю»).
📄 В финале — да, это полноценная письменная очная олимпиада.

8. Как оцениваются ответы в отборе?
Правильный: 2 балла
🤷 «Не знаю»: 1 балл
Неправильный: 0 баллов

9. Сколько баллов нужно для финала?
🎯 Неизвестно заранее. Проходной балл определяется отдельно для каждого тура и параллели по итогам обработки всех работ.

10. Будет ли сертификат участника?
📄 Нет. Участникам отборочных туров сертификаты не выдаются.

11. Что делать, если два ребёнка?
👨👩👧👦 Нужны 2 устройства (компьютера/телефона), так как тур проходит для всех одновременно.

12. Как узнать, был ли ребёнок призёром в прошлом году?
🏆 Списки призёров прошлого года (2024/25 уч.г.) — в протоколах на сайте олимпиады.
❗️ Важно! Призёрам прошлого года МОЖНО участвовать в отборе для тренировки. В финал они проходят автоматически.

13. Учитываются ли результаты других олимпиад?
🚫 Нет. Без отбора в финал проходят ТОЛЬКО победители и призёры именно Открытой городской олимпиады по математике г. Казани для 2-6 классов 2024-2025 учебного года. (Не путать с другими олимпиадами, "мимикрирующими" под городскую).

14. Что даёт призёрство?
⭐️ Статус дипломанта масштабной олимпиады по математике.
🏫 Льготы при поступлении в некоторые школы и лицеи г. Казани (уточняйте в правилах приёма конкретного учебного заведения).
1🔥64
Математика в Казани
#ОР_важные_вопросы Хорошо или плохо когда задачи с олимпиады совпадают (совпадение случайно) с задачами выданными ранее на кружке? Для кого хорошо, а для кого плохо?
#Наш_ответ #ОР_важные_вопросы
Вопрос на самом деле сродни вопросу про трудолюбие и талант. Кого выделяют олимпиады? И кажется, ответ на это — трудолюбивых. Но не стоит сильно переживать талантам. Они хорошо проходят воронку муниципального этапа.

Всё дело в особенностях муниципального этапа в Татарстане. В каждом классе — 20 задач на 3 часа времени. Анализ этого года показал, что около 11 задач идейно были у нас на кружке не единожды. Обычно (по статистике) этого достаточно, чтобы пройти на республиканский этап. То есть если осваивать программу кружка, то проход на республиканский этап «в кармане».

С другой стороны, талантливый, но не ходящий на кружки, тоже проходит через это сито: даже если он не все идеи видел и не нарешивал задачи на них, то что-то сможет придумать сам, что-то добрать из остальных 9 задач. Особенно с учётом того, что нужны только ответы, что позволяет необученным, но талантливым получать верные ответы, не записывая строго свои рассуждения.

В итоге проходят и те и другие. А вот в каком соотношении — сказать трудно. У нас нет статистики (или мы её не собирали) по муниципальным этапам прошлых лет. А аналогичный вопрос про республиканский этап мы оставим на вторую половину февраля.

P.S. Если вы — родитель талантливого школьника, который не ходит на кружок, набрал много баллов на муниципальном этапе и после прочтения текста подумали, что всё нормально и можно продолжать не ходить на кружки, то, скорее всего, вы ошибаетесь. Республиканский этап другой, и там без регулярного кружка, на котором нарешиваются задачи, объясняется, что значит решение и что в нём надо писать, и вообще происходит исправление «математической картины мира», не обойтись. А значит, чем раньше прийти на кружок, тем выше шансы на высокие места на республиканской олимпиаде. Поэтому если вы видите талантливого школьника — зовите его на кружки, убеждайте, что это полезно. Это точно хорошее дело!
👍165👏5