Про пропаганду и мультфильмы
Читаю весьма увлекательную книгу про влияние ЦРУ на Голливуд в годы Холодной войны, там много примечательной фактуры, особо запала в душу вот такая история:
«Один из хорошо задокументированных примеров вмешательства ЦРУ в работу Голливуда — это их тайное спонсорство анимационной адаптации „Скотного двора“ Джорджа Оруэлла. Купив права на экранизацию „Скотного двора“ и „1984“ у вдовы Оруэлла, Сони Блэр, ЦРУ привлекло к продюсированию фильма Луи де Рошмона. Он, в свою очередь, нанял британскую анимационную студию Halas and Batchelor для создания картины.
Роман Оруэлла и так был довольно антисоветским, и особенно, антисталинским. Но он также содержал неявную критику капитализма или, по крайней мере, всех форм авторитаризма: коммунистического, капиталистического или фашистского. Это ощущение усиливается в конце романа, когда деспотические свиньи во главе со своим сталинистским лидером Наполеоном садятся за стол, пьют и играют в азартные игры с людьми, которых они изначально свергнули. Существа снаружи переводят взгляд со свиньи на человека, с человека на свинью и снова со свиньи на человека, но не могут отличить, кто здесь кто». Как говорит Тони Шоу в своей статье, посвященной анимационной адаптации ЦРУ «Скотного двора», «Оруэлл считал, что нет разницы между старой тиранией и новой, между капиталистическими эксплуататорами и коммунистическими».
В фильме же была значительно изменена концовка, так что свиньи обедали одни. Более того, возможно, благодаря скорее «голливудскому прикосновению», нежели идеологическим пристрастиям спонсоров фильма, животные организовывают окончательное свержение Наполеона, закончив фильм на гораздо более оптимистичной ноте. Были и другие, более тонкие изменения, которые были подробно задокументированы в других источниках, и все они послужили усилению критики Оруэллом сталинизма и уменьшению его более универсальной критики крайностей обеих сторон Холодной войны».
Читаю весьма увлекательную книгу про влияние ЦРУ на Голливуд в годы Холодной войны, там много примечательной фактуры, особо запала в душу вот такая история:
«Один из хорошо задокументированных примеров вмешательства ЦРУ в работу Голливуда — это их тайное спонсорство анимационной адаптации „Скотного двора“ Джорджа Оруэлла. Купив права на экранизацию „Скотного двора“ и „1984“ у вдовы Оруэлла, Сони Блэр, ЦРУ привлекло к продюсированию фильма Луи де Рошмона. Он, в свою очередь, нанял британскую анимационную студию Halas and Batchelor для создания картины.
Роман Оруэлла и так был довольно антисоветским, и особенно, антисталинским. Но он также содержал неявную критику капитализма или, по крайней мере, всех форм авторитаризма: коммунистического, капиталистического или фашистского. Это ощущение усиливается в конце романа, когда деспотические свиньи во главе со своим сталинистским лидером Наполеоном садятся за стол, пьют и играют в азартные игры с людьми, которых они изначально свергнули. Существа снаружи переводят взгляд со свиньи на человека, с человека на свинью и снова со свиньи на человека, но не могут отличить, кто здесь кто». Как говорит Тони Шоу в своей статье, посвященной анимационной адаптации ЦРУ «Скотного двора», «Оруэлл считал, что нет разницы между старой тиранией и новой, между капиталистическими эксплуататорами и коммунистическими».
В фильме же была значительно изменена концовка, так что свиньи обедали одни. Более того, возможно, благодаря скорее «голливудскому прикосновению», нежели идеологическим пристрастиям спонсоров фильма, животные организовывают окончательное свержение Наполеона, закончив фильм на гораздо более оптимистичной ноте. Были и другие, более тонкие изменения, которые были подробно задокументированы в других источниках, и все они послужили усилению критики Оруэллом сталинизма и уменьшению его более универсальной критики крайностей обеих сторон Холодной войны».
О пропаганде и постоянном аффекте
А у меня продолжает выходить подкаст "Синий бархат" — новый эпизод будет уже на этой неделе. А пока он не вышел, у вас есть возможность прочитать на Colta.ru расшифровку моего разговора с Юрием Сапрыкиным из последнего эпизода - поговорили о пропаганде, жизни в СССР, взвинченности, троллинге - и о том, что с этим можно сделать. За возможность опубликовать разговор - большое спасибо Михаилу Ратгаузу, за расшифровку - Денису Синалееву.
"Сапрыкин: Мы живем в мире пропаганды. Но я вам не скажу за всю Одессу, и, конечно, то, как пропаганда выглядит внутри России, наверное, не похоже на американскую ситуацию. А американская непохожа на британскую. Газета The Guardian — это пропаганда? BBC — это пропаганда? Кто-то скажет: да. Но по сравнению с эмоциональным искажением или отсечением огромных сегментов информации у нас — это вроде бы и не пропаганда вовсе. Да, у людей есть своя позиция, они ее не скрывают. Чуть более левая у The Guardian, чуть более консервативная, государственническая, может быть, имперская у BBC. Но тем не менее там есть разные голоса, спокойное информирование.
Пропаганда в мире, в котором мы живем, стилистически совсем другая. Это не рупор, который гипнотизирует тебя голосом начальства, в этом гораздо больше кривляния, троллинга, издевки. Вот это важная часть пропагандистского стиля в России, которая появилась относительно недавно — буквально на наших глазах. Даже будь ты хоть тысячу раз рупором начальства — ты не можешь просто вещать железобетонным голосом, это будет неинтересно, никто тебя не будет слушать. Ты должен постоянно издеваться над своими оппонентами, совершать невозможные дикости: ругаться, истерить, орать. И, конечно, мы знаем, что у Соловьева нет никакой монополии на истину, но над альтернативными версиями Соловьев глумится — и это отвратительно или интересно, но так или иначе эмоционально цепляет его аудиторию".
А у меня продолжает выходить подкаст "Синий бархат" — новый эпизод будет уже на этой неделе. А пока он не вышел, у вас есть возможность прочитать на Colta.ru расшифровку моего разговора с Юрием Сапрыкиным из последнего эпизода - поговорили о пропаганде, жизни в СССР, взвинченности, троллинге - и о том, что с этим можно сделать. За возможность опубликовать разговор - большое спасибо Михаилу Ратгаузу, за расшифровку - Денису Синалееву.
"Сапрыкин: Мы живем в мире пропаганды. Но я вам не скажу за всю Одессу, и, конечно, то, как пропаганда выглядит внутри России, наверное, не похоже на американскую ситуацию. А американская непохожа на британскую. Газета The Guardian — это пропаганда? BBC — это пропаганда? Кто-то скажет: да. Но по сравнению с эмоциональным искажением или отсечением огромных сегментов информации у нас — это вроде бы и не пропаганда вовсе. Да, у людей есть своя позиция, они ее не скрывают. Чуть более левая у The Guardian, чуть более консервативная, государственническая, может быть, имперская у BBC. Но тем не менее там есть разные голоса, спокойное информирование.
Пропаганда в мире, в котором мы живем, стилистически совсем другая. Это не рупор, который гипнотизирует тебя голосом начальства, в этом гораздо больше кривляния, троллинга, издевки. Вот это важная часть пропагандистского стиля в России, которая появилась относительно недавно — буквально на наших глазах. Даже будь ты хоть тысячу раз рупором начальства — ты не можешь просто вещать железобетонным голосом, это будет неинтересно, никто тебя не будет слушать. Ты должен постоянно издеваться над своими оппонентами, совершать невозможные дикости: ругаться, истерить, орать. И, конечно, мы знаем, что у Соловьева нет никакой монополии на истину, но над альтернативными версиями Соловьев глумится — и это отвратительно или интересно, но так или иначе эмоционально цепляет его аудиторию".
www.colta.ru
«Может, катакомбное существование и отказ играть по общим правилам окажутся на длинной дистанции выигрышными»
Разговор Егора Сенникова с Юрием Сапрыкиным о пропаганде, аффективном медиамире, в котором мы оказались, и о контрстратегиях сохранения себя
Forwarded from СЕАНС (Редакция «Сеанса»)
Как поймать большое кино.
26 мая в киноклубе «Сеанса» на Новой Голландии Егор Сенников расскажет о Билле Моррисоне — ни на кого не похожем режиссере, делающим кино буквально из пленки — https://www.newhollandsp.ru/events/education/seance-sennikov/
Их беседа была опубликована в 78-м номере — https://seance.ru/articles/bill-morrison-village-detective/
26 мая в киноклубе «Сеанса» на Новой Голландии Егор Сенников расскажет о Билле Моррисоне — ни на кого не похожем режиссере, делающим кино буквально из пленки — https://www.newhollandsp.ru/events/education/seance-sennikov/
Их беседа была опубликована в 78-м номере — https://seance.ru/articles/bill-morrison-village-detective/
Выступаю в Новой Голландии в это воскресенье
Как уже могли заметить преданные читатели, я бесконечной любовью люблю американского режиссёра Билла Моррисона - авангардиста и новатора, мастера чудес и человека, для которого киноплёнка значит очень и очень много. Вот в это воскресенье буду на Новой Голландии, вместе с Василием Степановым, главным редактором журнала "Сеанс", обсуждать кино, вернувшееся со дна морского, талант находить историю кинематографа в юконской земле и причины, по которым так интересно смотреть на то, как время разъедает жизнь. Обязательно приходите - регистрация на таймпаде, стартуем в 16.00:
А пока что можете перечитать мои тексты о Моррисоне и интервью с ним же.
Рецензия на "Доусон Сити: Застывшее время", журнал "Сеанс":
"В конце концов Доусон предстает маркесовским Макондо, где за сто лет спрессовались истории взлетов и падений, счастья и неудач, показного богатства и скрытых сокровищ. Этот город стал капсулой времени, открыв которую, мы видим не просто кадры бейсбольного сезона 1919 года или баталии профсоюзных деятелей и полиции, а проникаем в глубинный пласт прошлой жизни — и людей, таких же как мы, хоть и отстоящих от нас на сто лет".
Интервью с Биллом Моррисоном, журнал "Сеанс"
"Давайте поговорим о «Деревенском детективе». О чем будет этот фильм? Что это за история?
Существует советский фильм 1969 года «Деревенский детектив». Насколько мне известно, в России у него репутация фильма, который можно спокойно посмотреть с бабушкой и дедушкой. В какой-то момент после выхода этого фильма 35-миллиметровая копия попала на корабль. Это был специальный кадрированный вариант — ведь фильм широкоформатный, — звучит логично для показа на судне. В 2016 году рыбак из Исландии вытащил сеть и обнаружил в ней, наверное, целый фильм. Но для него это был просто мусор (не рыба же!), поэтому он начал выбрасывать катушки за борт. Его остановил один из коллег: «Эй, давай отнесем в архив и посмотрим, что там!» Они отправились на новостной канал, а уже журналисты — в архив. Они разместили несколько кадров фильма на фейсбуке, и один российский эмигрант, живущий в Исландии, сказал, что знает фильм. Йоханн Йоханнссон (мы вместе работали над «Гимнами горняков») написал мне об этой истории, рассказав, что услышал ее в новостях."
Рецензия на фильм "Деревенский детектив: Цикл песен", "Искусство кино":
"Для Моррисона пленка — физическое воплощение памяти; именно по этой причине она так завораживает и притягивает внимание. Следы, которые оставляет на пленке время, — то же самое, что неточности и пробелы в человеческой памяти. Каждая пленка — чья-то история, а в случае с «Деревенским детективом» ключом к разгадке этой тайны стала личность Михаила Жарова".
Как уже могли заметить преданные читатели, я бесконечной любовью люблю американского режиссёра Билла Моррисона - авангардиста и новатора, мастера чудес и человека, для которого киноплёнка значит очень и очень много. Вот в это воскресенье буду на Новой Голландии, вместе с Василием Степановым, главным редактором журнала "Сеанс", обсуждать кино, вернувшееся со дна морского, талант находить историю кинематографа в юконской земле и причины, по которым так интересно смотреть на то, как время разъедает жизнь. Обязательно приходите - регистрация на таймпаде, стартуем в 16.00:
А пока что можете перечитать мои тексты о Моррисоне и интервью с ним же.
Рецензия на "Доусон Сити: Застывшее время", журнал "Сеанс":
"В конце концов Доусон предстает маркесовским Макондо, где за сто лет спрессовались истории взлетов и падений, счастья и неудач, показного богатства и скрытых сокровищ. Этот город стал капсулой времени, открыв которую, мы видим не просто кадры бейсбольного сезона 1919 года или баталии профсоюзных деятелей и полиции, а проникаем в глубинный пласт прошлой жизни — и людей, таких же как мы, хоть и отстоящих от нас на сто лет".
Интервью с Биллом Моррисоном, журнал "Сеанс"
"Давайте поговорим о «Деревенском детективе». О чем будет этот фильм? Что это за история?
Существует советский фильм 1969 года «Деревенский детектив». Насколько мне известно, в России у него репутация фильма, который можно спокойно посмотреть с бабушкой и дедушкой. В какой-то момент после выхода этого фильма 35-миллиметровая копия попала на корабль. Это был специальный кадрированный вариант — ведь фильм широкоформатный, — звучит логично для показа на судне. В 2016 году рыбак из Исландии вытащил сеть и обнаружил в ней, наверное, целый фильм. Но для него это был просто мусор (не рыба же!), поэтому он начал выбрасывать катушки за борт. Его остановил один из коллег: «Эй, давай отнесем в архив и посмотрим, что там!» Они отправились на новостной канал, а уже журналисты — в архив. Они разместили несколько кадров фильма на фейсбуке, и один российский эмигрант, живущий в Исландии, сказал, что знает фильм. Йоханн Йоханнссон (мы вместе работали над «Гимнами горняков») написал мне об этой истории, рассказав, что услышал ее в новостях."
Рецензия на фильм "Деревенский детектив: Цикл песен", "Искусство кино":
"Для Моррисона пленка — физическое воплощение памяти; именно по этой причине она так завораживает и притягивает внимание. Следы, которые оставляет на пленке время, — то же самое, что неточности и пробелы в человеческой памяти. Каждая пленка — чья-то история, а в случае с «Деревенским детективом» ключом к разгадке этой тайны стала личность Михаила Жарова".
www.newhollandsp.ru
Киноклуб журнала «Сеанс»: Егор Сенников, «Потерянная и прекрасная. Плёнка как руина»
Завтра исполняется 80 лет со дня рождения великого Олега Даля. По этому поводу мы в кинотеатре Пионер подготовили специальный показ замечательного фильма Надежды Кошеверовой "Тень". Тот случай, когда замечательно всё - и пьеса Шварца, и постановка, и игра Даля. А после показа поговорим обо всём - и о самом Дале - с Ольга Шакина. Обязательно приходите - вот ссылка на показ и билеты.
А пока процитирую небольшой отрывок из текста Ольги об Олеге Дале из "Искусства кино":
"По возвращении с гастролей Даль вынимал из кармана пачку с тошнотой заработанных денег и веером рассыпал по ковру. У Миронова гонорар был двадцать пять рублей, у Даля — пониженный, восемнадцать. Все потому, что он не был заслуженным и не был народным — был (собственная шутка) инородным: одному из лучших советских артистов за всю карьеру не выдали ни одного звания. Как он умудрился прославиться — вообще большой вопрос: половине кинофильмов с Далем давали второй и третий экран, телекино показывали на каком-нибудь четвертом образовательном канале параллельно с Олимпиадой. «Отпуск в сентябре» по Вампилову, который теперь десятикратно видел каждый, выпустили на экран через восемь лет после съемок.
Дело тут не в антисоветских шутках, не в пьяных истериках (идеологически чуждому режиссеру Даль, брызнув невротической слезой, мог крикнуть: «Такие, как ты, расстреливали мою семью!») и не в дорогом пиджаке, а как-то во всем сразу. В каждой детали — от начищенных ботинок до манеры если уж петь, то громко, от ненависти к коллективным розыгрышам до любви к абсурдным анекдотам про летающие напильники — он был вызывающе чужим просто потому, что был не по-советски свободным. «Латышско-эстонский человек», — не без придыхания характеризовали Даля коллеги с амплуа честных бригадиров."
А пока процитирую небольшой отрывок из текста Ольги об Олеге Дале из "Искусства кино":
"По возвращении с гастролей Даль вынимал из кармана пачку с тошнотой заработанных денег и веером рассыпал по ковру. У Миронова гонорар был двадцать пять рублей, у Даля — пониженный, восемнадцать. Все потому, что он не был заслуженным и не был народным — был (собственная шутка) инородным: одному из лучших советских артистов за всю карьеру не выдали ни одного звания. Как он умудрился прославиться — вообще большой вопрос: половине кинофильмов с Далем давали второй и третий экран, телекино показывали на каком-нибудь четвертом образовательном канале параллельно с Олимпиадой. «Отпуск в сентябре» по Вампилову, который теперь десятикратно видел каждый, выпустили на экран через восемь лет после съемок.
Дело тут не в антисоветских шутках, не в пьяных истериках (идеологически чуждому режиссеру Даль, брызнув невротической слезой, мог крикнуть: «Такие, как ты, расстреливали мою семью!») и не в дорогом пиджаке, а как-то во всем сразу. В каждой детали — от начищенных ботинок до манеры если уж петь, то громко, от ненависти к коллективным розыгрышам до любви к абсурдным анекдотам про летающие напильники — он был вызывающе чужим просто потому, что был не по-советски свободным. «Латышско-эстонский человек», — не без придыхания характеризовали Даля коллеги с амплуа честных бригадиров."
И ещё одно важное объявление
У меня же есть читатели из Краснодара? Наверняка есть, хочется верить. В общем, на этих выходных прибуду в ваш замечательный город (впервые в жизни), чтобы в воскресенье принять участие в круглом столе в "Типографии", организованном замечательным и любимым изданием Такие Дела. Будем говорить про историческую память и ее трансформации — а также то, как это все отражается на облике наших городов.
За приглашение благодарю Артем Беседин (а также его невероятное редакторское терпение, благодаря которому появляются мои тексты на Таких делах). в дискуссии примут участие известный краснодарский историк Виталий Бондарь, этнограф-кавказовед Виталий Штыбин, главный редактор сайта 93.ру и лауреат "Редколлегии" Виктор Дереза и другие общественные деятели, урбанисты, активисты.
Главное, не забудьте - чтобы попасть на мероприятие в воскресенье, необходимо зарегистрироваться на Таймпаде. Ссылку прикладываю и буду очень ждать всех, кто сможет быть.
https://takiedela.timepad.ru/event/1653403/
У меня же есть читатели из Краснодара? Наверняка есть, хочется верить. В общем, на этих выходных прибуду в ваш замечательный город (впервые в жизни), чтобы в воскресенье принять участие в круглом столе в "Типографии", организованном замечательным и любимым изданием Такие Дела. Будем говорить про историческую память и ее трансформации — а также то, как это все отражается на облике наших городов.
За приглашение благодарю Артем Беседин (а также его невероятное редакторское терпение, благодаря которому появляются мои тексты на Таких делах). в дискуссии примут участие известный краснодарский историк Виталий Бондарь, этнограф-кавказовед Виталий Штыбин, главный редактор сайта 93.ру и лауреат "Редколлегии" Виктор Дереза и другие общественные деятели, урбанисты, активисты.
Главное, не забудьте - чтобы попасть на мероприятие в воскресенье, необходимо зарегистрироваться на Таймпаде. Ссылку прикладываю и буду очень ждать всех, кто сможет быть.
https://takiedela.timepad.ru/event/1653403/
takiedela.timepad.ru
Как трансформируется историческая память в головах, на улицах и в медиа. Дискуссия / События на TimePad.ru
Мы поговорим о том, как историческая память сохраняется на улицах города, как с целью сохранения объектов исторического и культурного наследия взаимодействуют активисты и городские власти; что нужно делать сегодня для того, чтобы защитить исторический центр…
Как диктатура творит под себя человека, но получается клоунада
Глава четвёртая, в которой диктаторы мечтают об идеальном человеке, создают принципы и правила, которым должен соответствовать идеальный гражданин, но сами трагически им не отвечают
Многие диктаторы, выступая в роли “отцов нации” стремятся создать тип идеального обитателя диктатуры. Правила могут быть разными - могут декларироваться открыто, могут подразумеваться, могут казаться почти не существующими - но, чаще всего, они всё же есть. И как правило, есть люди, которые пытаются всех убедить в том, что эти правила разумны, необходимы и очень всем нужны.
Наш сегодняшний герой как раз из таких - и он был горазд на выдумки. Служа фашистскому режиму, он постоянно придумывал новые активности. То призывал всех обрядиться в костюмы из произведенной в Италии шерсти, то агитировал всех заканчивать свои письма похвалой Дуче, то заставлял каждую субботу всех наряжаться в фашистскую униформу и маршировать. Народ над ним смеялся, диктатор иронизировал, а конец его был печальным. Что движет такими людьми и зачем они нужны?
Частью этого эпизода должно было стать интервью с Катрионной Келли, профессором Оксфордского университета и специалистом по истории России, но по техническим причинам, мы не стали его вставлять в эпизод — расшифровка интервью будет доступна на следующей неделе.
И ещё — очень важное объявление. У Синего бархата появился Patreon. Синий Бархат - моя личная страсть, в которой меня поддерживает небольшая команда замечательных и самоотверженных людей. Мы хотим, чтобы Синий Бархат выходил и дальше, чтобы мы могли позволять себе эксперименты и радовать тех, кто нас слушает. Для этого нам нужна ваша поддержка.
Наш патреон:
patreon.com/bluevelvet_podcast?fan_landing=true
Слушайте четвертую главу сезона о диктатуре:
Яндекс.Музыка
Apple Podcasts
Castbox
Google Подкасты
YouTube — скоро добавим
Другие ссылки
Глава четвёртая, в которой диктаторы мечтают об идеальном человеке, создают принципы и правила, которым должен соответствовать идеальный гражданин, но сами трагически им не отвечают
Многие диктаторы, выступая в роли “отцов нации” стремятся создать тип идеального обитателя диктатуры. Правила могут быть разными - могут декларироваться открыто, могут подразумеваться, могут казаться почти не существующими - но, чаще всего, они всё же есть. И как правило, есть люди, которые пытаются всех убедить в том, что эти правила разумны, необходимы и очень всем нужны.
Наш сегодняшний герой как раз из таких - и он был горазд на выдумки. Служа фашистскому режиму, он постоянно придумывал новые активности. То призывал всех обрядиться в костюмы из произведенной в Италии шерсти, то агитировал всех заканчивать свои письма похвалой Дуче, то заставлял каждую субботу всех наряжаться в фашистскую униформу и маршировать. Народ над ним смеялся, диктатор иронизировал, а конец его был печальным. Что движет такими людьми и зачем они нужны?
Частью этого эпизода должно было стать интервью с Катрионной Келли, профессором Оксфордского университета и специалистом по истории России, но по техническим причинам, мы не стали его вставлять в эпизод — расшифровка интервью будет доступна на следующей неделе.
И ещё — очень важное объявление. У Синего бархата появился Patreon. Синий Бархат - моя личная страсть, в которой меня поддерживает небольшая команда замечательных и самоотверженных людей. Мы хотим, чтобы Синий Бархат выходил и дальше, чтобы мы могли позволять себе эксперименты и радовать тех, кто нас слушает. Для этого нам нужна ваша поддержка.
Наш патреон:
patreon.com/bluevelvet_podcast?fan_landing=true
Слушайте четвертую главу сезона о диктатуре:
Яндекс.Музыка
Apple Podcasts
Castbox
Google Подкасты
YouTube — скоро добавим
Другие ссылки
Patreon
Get more from Синий Бархат on Patreon
Подкаст
О национальном самосознании
"Многократно упоминался впервые описанный Ежи Туронеком действительно нетривиальный прецедент семьи Леонарда Ивановского (1845–1919), человека с польской идентичностью, но при этом лояльного Российской империи, химика-технолога и организатора крупных винокуренных производств в Черноземной полосе и в Сибири.
Суть прецедента в том, что три сына Ивановского, чье поместье располагалось недалеко от Лиды, обрели три разных идентичности. Так, старший сын Ивановского Ежи (1878–1965) унаследовал польское самосознание и стал видным государственным деятелем возрожденной Польши.
Средний сын Вацлав (1880–1943) стал активным участником белорусского национального движения. С 1907 г. он издавал в Санкт-Петербурге газету на белорусском языке. В 1918 г. был министром образования в правительстве Белорусской Народной Республики. В марте 1920 г. Ивановский был назначен ректором Минского педагогического института. С этого поста, однако, ушел и отбыл в Польшу, где с 1922 по 1939 г. был профессором Варшавского политехнического института. После присоединения Западной Белоруссии к СССР в 1939 г. Ивановский перебрался в Виленский университет. Во время нацистской оккупации Вацлав Ивановский был бургомистром Минска и был убит в 1943 г. советским партизаном, агентом НКГБ СССР. Похоронен на Кальварийском кладбище в Минске, которое в народе часто называют польским.
Младший же сын Ивановского, Тадеуш, стал Тадасом Иванаускасом (1882–1970), убежденным литовцем, он скончался лишь в 1970 г., будучи членом Академии наук Литовской ССР по отделению биологии. Казус Ивановских действительно отражает феномен пограничья, но не в том метафизическом смысле, который вкладывают в него некоторые современные теоретики белорусского национализма, а в приземленно-территориальном, даже геополитическом — как феномен тройственного водораздела, каковым являлся виленский край, в южной части которого расположилось родовое гнездо Ивановских. То, что из трех национализмов, польского, литовского и белорусского, именно последний оказался менее всего укорененным в социуме, остается фактом этнографии и истории".
"Многократно упоминался впервые описанный Ежи Туронеком действительно нетривиальный прецедент семьи Леонарда Ивановского (1845–1919), человека с польской идентичностью, но при этом лояльного Российской империи, химика-технолога и организатора крупных винокуренных производств в Черноземной полосе и в Сибири.
Суть прецедента в том, что три сына Ивановского, чье поместье располагалось недалеко от Лиды, обрели три разных идентичности. Так, старший сын Ивановского Ежи (1878–1965) унаследовал польское самосознание и стал видным государственным деятелем возрожденной Польши.
Средний сын Вацлав (1880–1943) стал активным участником белорусского национального движения. С 1907 г. он издавал в Санкт-Петербурге газету на белорусском языке. В 1918 г. был министром образования в правительстве Белорусской Народной Республики. В марте 1920 г. Ивановский был назначен ректором Минского педагогического института. С этого поста, однако, ушел и отбыл в Польшу, где с 1922 по 1939 г. был профессором Варшавского политехнического института. После присоединения Западной Белоруссии к СССР в 1939 г. Ивановский перебрался в Виленский университет. Во время нацистской оккупации Вацлав Ивановский был бургомистром Минска и был убит в 1943 г. советским партизаном, агентом НКГБ СССР. Похоронен на Кальварийском кладбище в Минске, которое в народе часто называют польским.
Младший же сын Ивановского, Тадеуш, стал Тадасом Иванаускасом (1882–1970), убежденным литовцем, он скончался лишь в 1970 г., будучи членом Академии наук Литовской ССР по отделению биологии. Казус Ивановских действительно отражает феномен пограничья, но не в том метафизическом смысле, который вкладывают в него некоторые современные теоретики белорусского национализма, а в приземленно-территориальном, даже геополитическом — как феномен тройственного водораздела, каковым являлся виленский край, в южной части которого расположилось родовое гнездо Ивановских. То, что из трех национализмов, польского, литовского и белорусского, именно последний оказался менее всего укорененным в социуме, остается фактом этнографии и истории".
Forwarded from Заметки о видимом
Важное объявление: нуары с пленки.
Московский «Пионер» сегодня вечером дает «Мальтийского сокола», а завтра будет «Третий человек» Кэрола Рида, ради которого я уже собираюсь на поезд. После показа обсудим истоки нуара, буквализацию пословиц и улыбку Уэллса. Я, кстати, однажды о ней писал, но что такое «однажды», если речь о Уэллсе:
«Гарри Лайм, беглец от закона, на секунду возникает из тени и без слов, полуулыбкой приветствует давнего друга. Эта улыбка — кинематографическая Джоконда; предельная точка актерского исполнения, за которой уже перестает работать сюжет».
Билеты еще есть — https://pioner-cinema.ru/film/tretij-chelovek/
Московский «Пионер» сегодня вечером дает «Мальтийского сокола», а завтра будет «Третий человек» Кэрола Рида, ради которого я уже собираюсь на поезд. После показа обсудим истоки нуара, буквализацию пословиц и улыбку Уэллса. Я, кстати, однажды о ней писал, но что такое «однажды», если речь о Уэллсе:
«Гарри Лайм, беглец от закона, на секунду возникает из тени и без слов, полуулыбкой приветствует давнего друга. Эта улыбка — кинематографическая Джоконда; предельная точка актерского исполнения, за которой уже перестает работать сюжет».
Билеты еще есть — https://pioner-cinema.ru/film/tretij-chelovek/
Forwarded from Кенотаф
🎙РУСЬ ПРОБУЖДАЕТСЯ ☠️
В третьем эпизоде «Модернизации» мы будем много раз употреблять слово «запрещённый» — мы расскажем о русском национализме нулевых годов.
Конец 2000-х годов для русских националистов — «золотой век». Именно тогда лидирующие организации ныне запрещённый «Славянский союз» Дмитрия Дёмушкина и ныне запрещённое «Движение против нелегальной иммиграции» (ДПНИ) Александра Белова-Поткина играли первую скрипку на улице, устраивая ежегодно смотр правых сил — «Русскихемарш» — самую массовую регулярную акцию. У этого «золотого» века правых была и тёмная сторона — «уличная война». Нацисты от спорадического насилия в 1990-х годах перешли к планомерному террору, направленному на всех, кого они считали врагами. Государство в ответ начало своё наступление.
Чем между собой отличались организации Дёмушкина и Белова-Поткина? Кто придумал «Русские марши»? Почему Кондопога стала именем нарицательным? Почему националистическое движение росло, как на дрожжах в нулевых, и почему так быстро свернулось в начале десятых? Была ли Манежка в декабре 2010 года провокацией? Как проходила «уличная война», и как был достигнут паритет сил? Зачем националисты поехали к Рамзану Кадырову?
Об этом рассказывают Дмитрий Дёмушкин, Александр Белов-Поткин, Максим Солопов, Алексей Гаскаров, Роман Попков, Алексей Сочнев, Пётр Милосердов, Михаил Пожарский, Сергей Удальцов, Станислав Белковский, Зоя Светова, Павел Никулин и Сергей Давидис.
Помните, ничто не берётся из ниоткуда и не уходит в никуда.
SoundCloud: https://soundcloud.com/utopiamedia2020/mdrnstn_e3
Яндекс: https://music.yandex.ru/album/15586421/track/84684885
Apple Podcasts: https://apple.co/3zae67E
Google Podcasts: https://bit.ly/3x5chY2
CastBox: https://bit.ly/3irIeWq
В третьем эпизоде «Модернизации» мы будем много раз употреблять слово «запрещённый» — мы расскажем о русском национализме нулевых годов.
Конец 2000-х годов для русских националистов — «золотой век». Именно тогда лидирующие организации ныне запрещённый «Славянский союз» Дмитрия Дёмушкина и ныне запрещённое «Движение против нелегальной иммиграции» (ДПНИ) Александра Белова-Поткина играли первую скрипку на улице, устраивая ежегодно смотр правых сил — «Русскихемарш» — самую массовую регулярную акцию. У этого «золотого» века правых была и тёмная сторона — «уличная война». Нацисты от спорадического насилия в 1990-х годах перешли к планомерному террору, направленному на всех, кого они считали врагами. Государство в ответ начало своё наступление.
Чем между собой отличались организации Дёмушкина и Белова-Поткина? Кто придумал «Русские марши»? Почему Кондопога стала именем нарицательным? Почему националистическое движение росло, как на дрожжах в нулевых, и почему так быстро свернулось в начале десятых? Была ли Манежка в декабре 2010 года провокацией? Как проходила «уличная война», и как был достигнут паритет сил? Зачем националисты поехали к Рамзану Кадырову?
Об этом рассказывают Дмитрий Дёмушкин, Александр Белов-Поткин, Максим Солопов, Алексей Гаскаров, Роман Попков, Алексей Сочнев, Пётр Милосердов, Михаил Пожарский, Сергей Удальцов, Станислав Белковский, Зоя Светова, Павел Никулин и Сергей Давидис.
Помните, ничто не берётся из ниоткуда и не уходит в никуда.
SoundCloud: https://soundcloud.com/utopiamedia2020/mdrnstn_e3
Яндекс: https://music.yandex.ru/album/15586421/track/84684885
Apple Podcasts: https://apple.co/3zae67E
Google Podcasts: https://bit.ly/3x5chY2
CastBox: https://bit.ly/3irIeWq
SoundCloud
Hear the world’s sounds
Explore the largest community of artists, bands, podcasters and creators of music & audio
Forwarded from Кенотаф
А про нас написал Esquire
"Два исторически-нарративных подкаста от небольшого продакшена «Утопия» (как говорят сами создатели, это «очередное медиа про Родину») и один подкаст, произведенный «МБХ Медиа», — объединяет их личность создателя, журналиста и исследователя Сергея Простакова. Три очень разных подкаста подходят, по сути, к решению одной проблемы — рассказать и осмыслить совсем недавнюю российскую и советскую историю. В «Шурави» объектом осмысления становится война в Афганистане — личная для Простакова история, которую он подает через опыт своего отца. «Эпоха крайностей» -— история издательства Ad Marginem, рассказанная через разговоры с писателями и интеллектуалами: от Проханова до Сорокина. А выходящая прямо сейчас «Модернизация» — политическая история протестной России нулевых годов — о том, что происходило до выступлений на Болотной площади в декабре 2011 года".
https://esquire.ru/entertainment/267463-sostoyanie-istoricheskoe-10-podkastov-kotorye-pomogut-vospolnit-probely-v-znaniyah/#part0
"Два исторически-нарративных подкаста от небольшого продакшена «Утопия» (как говорят сами создатели, это «очередное медиа про Родину») и один подкаст, произведенный «МБХ Медиа», — объединяет их личность создателя, журналиста и исследователя Сергея Простакова. Три очень разных подкаста подходят, по сути, к решению одной проблемы — рассказать и осмыслить совсем недавнюю российскую и советскую историю. В «Шурави» объектом осмысления становится война в Афганистане — личная для Простакова история, которую он подает через опыт своего отца. «Эпоха крайностей» -— история издательства Ad Marginem, рассказанная через разговоры с писателями и интеллектуалами: от Проханова до Сорокина. А выходящая прямо сейчас «Модернизация» — политическая история протестной России нулевых годов — о том, что происходило до выступлений на Болотной площади в декабре 2011 года".
https://esquire.ru/entertainment/267463-sostoyanie-istoricheskoe-10-podkastov-kotorye-pomogut-vospolnit-probely-v-znaniyah/#part0
Пж
Состояние историческое: 10 подкастов, которые помогут восполнить пробелы в знаниях
Бум подкастов продолжается в России и мире уже не первый год — здесь есть свои суперхиты, популярные лейблы, небольшие инди-подкасты, универсальные команды, которые могут сделать под ключ практически что угодно. Высокая конкуренция заставляет одних производить…
О женщинах, рефлексии и кинематографе
Уже несколько лет я довольно регулярно пишу о кино — как критик и журналист, и больше года занимаюсь специальными программами в кинотеатре «Пионер». Логично, что я довольно много думаю о кино и о тех переменах, что с ним происходят. Мне нравится, что в последние годы идёт постоянное размышление о прошлом и его переосмысление. Вот считается, что кинематограф — преимущественно, мужская профессия; несложно найти людей, которые до сих пор так считают или столкнуться с предрассудками представителей тех или иных профессий (например, операторов). Громкая история несколько лет назад случилась с Лукрецией Мартель, которой предложили снимать марвеловскую «Чёрную вдову», но отказали её в контроле над самыми дорогостоящими сценами картинами — сославшись на то, что у режиссёра нет такого опыта. Лукреция, конечно, отказалась.
Тем радостнее, что о роли женщин в кино говорят всё чаще — вот в прошлом году, например, вышла блестящая документальная картина про Алис Ги-Блаше — первом женщине-режиссёре в истории кино, многолетней соруководительницы компании «Гомон». Кто-то устраивает ретроспективы Иды Лупино, иные создают специальные программы в рамках фестиваля, собирая картины женщин-режиссёров.
В общем, обо всем этом радостно читать и узнавать. Поэтому с большим восторгом прочитал большое интервью в Forbes Woman с Ситорой Алиевой, программным директором «Кинотавра», в котором она рассказывает о проведённом ею исследовании участия женщин в главном российском кинофестивале. Интуитивно мне всегда казалось, что женщин в основном конкурсе «Кинотавра» очень много (и за последние лет пять-шесть они трижды получали главный приз), но теперь есть и фактические подтверждения:
«„Кинотавры“ 2006–2007 годов стали симптоматичными и изменили отношение к женщинам-режиссерам у всех экспертных групп, в первую очередь, конечно, у СМИ и медиа. Статьи о новом феномене отечественного кино, безусловно, были прочитаны в высоких кабинетах и повлияли на тех, в чьих руках находятся административные и финансовые ресурсы (Министерство культуры, телевидение, частные инвесторы). Интерес и внимание этих структур к женскому кино помогли Светлане Проскуриной, Анне Меликян, Оксане Карас и Наталии Мещаниновой снять свои фильмы, отмеченные главными призами „Кинотавра“, а Анне Фенченко, Наталье Назаровой, Наташе Меркуловой, Элле Манжеевой, Анне Пармас и Анастасии Пальчиковой — получить призы за дебютные работы. Время показало, что первые награды не случайность, не лотерея: все эти авторы сейчас не только востребованны и успешны, но стали более ответственными — дискурс успеха не дает расслабиться».
У этого процесса есть и обратная — постоянное сопротивление индустрии и усталость от борьбы:
«С 2006 года женщины участвовали в создании примерно 45% от общего количества всех конкурсных фильмов (а их больше 200!) и продемонстрировали потрясающий профессионализм. Главные призы получили проекты Сабины Еремеевой, Юлии Мишкинене, Натальи Дрозд и, конечно, Натальи Мокрицкой — абсолютного лидера и по количеству проектов в нашем конкурсе, и по количеству наград. Она единственный продюсер, которая, получив бюджет от Фонда кино, сумела собрать кассу в полмиллиарда и вернуть деньги фонду. Но в этом году Наташа ушла из продюсирования, устав бороться и просить».
Ну и помимо этого — очень интересный разговор об индустрии, я такое очень люблю. О женщинах-продюсерах, о том, что происходит с киноиндустрией из-за пандемии, о том, как пробиться женщинам в большой кинематограф и о подъеме регионального кино (тут я отдельно обрадовался — как большой фанат якутского кино). В общем, крайне познавательно.
Уже несколько лет я довольно регулярно пишу о кино — как критик и журналист, и больше года занимаюсь специальными программами в кинотеатре «Пионер». Логично, что я довольно много думаю о кино и о тех переменах, что с ним происходят. Мне нравится, что в последние годы идёт постоянное размышление о прошлом и его переосмысление. Вот считается, что кинематограф — преимущественно, мужская профессия; несложно найти людей, которые до сих пор так считают или столкнуться с предрассудками представителей тех или иных профессий (например, операторов). Громкая история несколько лет назад случилась с Лукрецией Мартель, которой предложили снимать марвеловскую «Чёрную вдову», но отказали её в контроле над самыми дорогостоящими сценами картинами — сославшись на то, что у режиссёра нет такого опыта. Лукреция, конечно, отказалась.
Тем радостнее, что о роли женщин в кино говорят всё чаще — вот в прошлом году, например, вышла блестящая документальная картина про Алис Ги-Блаше — первом женщине-режиссёре в истории кино, многолетней соруководительницы компании «Гомон». Кто-то устраивает ретроспективы Иды Лупино, иные создают специальные программы в рамках фестиваля, собирая картины женщин-режиссёров.
В общем, обо всем этом радостно читать и узнавать. Поэтому с большим восторгом прочитал большое интервью в Forbes Woman с Ситорой Алиевой, программным директором «Кинотавра», в котором она рассказывает о проведённом ею исследовании участия женщин в главном российском кинофестивале. Интуитивно мне всегда казалось, что женщин в основном конкурсе «Кинотавра» очень много (и за последние лет пять-шесть они трижды получали главный приз), но теперь есть и фактические подтверждения:
«„Кинотавры“ 2006–2007 годов стали симптоматичными и изменили отношение к женщинам-режиссерам у всех экспертных групп, в первую очередь, конечно, у СМИ и медиа. Статьи о новом феномене отечественного кино, безусловно, были прочитаны в высоких кабинетах и повлияли на тех, в чьих руках находятся административные и финансовые ресурсы (Министерство культуры, телевидение, частные инвесторы). Интерес и внимание этих структур к женскому кино помогли Светлане Проскуриной, Анне Меликян, Оксане Карас и Наталии Мещаниновой снять свои фильмы, отмеченные главными призами „Кинотавра“, а Анне Фенченко, Наталье Назаровой, Наташе Меркуловой, Элле Манжеевой, Анне Пармас и Анастасии Пальчиковой — получить призы за дебютные работы. Время показало, что первые награды не случайность, не лотерея: все эти авторы сейчас не только востребованны и успешны, но стали более ответственными — дискурс успеха не дает расслабиться».
У этого процесса есть и обратная — постоянное сопротивление индустрии и усталость от борьбы:
«С 2006 года женщины участвовали в создании примерно 45% от общего количества всех конкурсных фильмов (а их больше 200!) и продемонстрировали потрясающий профессионализм. Главные призы получили проекты Сабины Еремеевой, Юлии Мишкинене, Натальи Дрозд и, конечно, Натальи Мокрицкой — абсолютного лидера и по количеству проектов в нашем конкурсе, и по количеству наград. Она единственный продюсер, которая, получив бюджет от Фонда кино, сумела собрать кассу в полмиллиарда и вернуть деньги фонду. Но в этом году Наташа ушла из продюсирования, устав бороться и просить».
Ну и помимо этого — очень интересный разговор об индустрии, я такое очень люблю. О женщинах-продюсерах, о том, что происходит с киноиндустрией из-за пандемии, о том, как пробиться женщинам в большой кинематограф и о подъеме регионального кино (тут я отдельно обрадовался — как большой фанат якутского кино). В общем, крайне познавательно.
Forbes.ru
Программный директор «Кинотавра» Ситора Алиева: «Женщины доказали, что могут зарабатывать своими фильмами»
Программный директор главного фестиваля отечественного кино рассказала о феминизации мирового и российского кинематографа — с точки зрения сюжетов, бюджетов и фестивальных программ
Добрым словом и пистолетом...
В Гватемале в 1980-е годы было страшно. Там шел "Тихий" геноцид - бесконечные расправы над коренным индейским населением. Погибло более 200 тысяч человек, ещё полсотни тысяч - исчезли без вести. По большей части погибшие были индейцами-майя.
Самый пик геноцида пришёлся на 1983 год - в то время страной правил диктатор Хосе Эфраин Риос Монтт. Президентом ему довелось пробыть всего год, но и этого хватило для того, чтобы подкинуть дров в огонь вялотекущей гражданской войны - правительство воевало с левыми партизанами и всеми недовольными, сформулировав несложный принцип "если ты с нами, то мы тебя накормим, а если нет - то убьём". Сам Монтт в целом был большим фанатом религии и оружия - и старался, чтобы его принципы стали всем доступны.
Монтта в итоге свергли, но из политики он далеко не ушёл и оставался важным игроком до начала 2010-х годов (умер он всего три года назад). А самым ярким визуальным символом той страшной войны стало фото великого американского фотографа Джеймса Нахтвея. Он об этом фото говорил вот так:
"В Гватемале центральное правительство, контролируемое олигархией, вело кампанию "выжженной земли" против восстания коренных народов, и я увидел в этом фото, отражение всей истории Латинской Америки: завоевание с помощью Библии и меча".
В Гватемале в 1980-е годы было страшно. Там шел "Тихий" геноцид - бесконечные расправы над коренным индейским населением. Погибло более 200 тысяч человек, ещё полсотни тысяч - исчезли без вести. По большей части погибшие были индейцами-майя.
Самый пик геноцида пришёлся на 1983 год - в то время страной правил диктатор Хосе Эфраин Риос Монтт. Президентом ему довелось пробыть всего год, но и этого хватило для того, чтобы подкинуть дров в огонь вялотекущей гражданской войны - правительство воевало с левыми партизанами и всеми недовольными, сформулировав несложный принцип "если ты с нами, то мы тебя накормим, а если нет - то убьём". Сам Монтт в целом был большим фанатом религии и оружия - и старался, чтобы его принципы стали всем доступны.
Монтта в итоге свергли, но из политики он далеко не ушёл и оставался важным игроком до начала 2010-х годов (умер он всего три года назад). А самым ярким визуальным символом той страшной войны стало фото великого американского фотографа Джеймса Нахтвея. Он об этом фото говорил вот так:
"В Гватемале центральное правительство, контролируемое олигархией, вело кампанию "выжженной земли" против восстания коренных народов, и я увидел в этом фото, отражение всей истории Латинской Америки: завоевание с помощью Библии и меча".
Обучение пыткам и бразильско-английская дружба
Небольшой сюжет из времен существования военной диктатуры в Бразилии:
«В 1970-х годах бразильских офицеров отправили в Лондон для обучения методам пыток. Бывший президент — генерал Эрнесто Гейзель, правивший с 1974 по 1979 год, — сказал: „Англичане работавшие в Секретной службе действовали осмотрительно. Наши люди, неопытные, пытали слишком открыто. Я не оправдываю пытки, но я понимаю, что есть обстоятельства, когда необходимо применять пытки, чтобы получить определенные признания и таким образом избежать большего зла“.
В отчете также цитируется бывший генерал Уго де Андраде Абреу, который сказал: „В конце 1970 года мы отправили группу армейских офицеров в Англию для изучения английской системы допросов. Он заключается в помещении заключенного в камеру без связи с внешним миром, метод, известный как „холодильник““.
В 1971 году „английская система“, как она стала известна, была внедрена в штаб-квартире армии на улице Барао-де-Мескита в Рио-де-Жанейро, которая превратилась в центр пыток. Были построены четыре новых бокса. Один из них, облицованный пенополистиролом и асбестом, представлял собой „холодную комнату“, другой — „звуковую комнату“. Третий был полностью белым, а четвертый — полностью черным.
За каждой кабиной велось наблюдение, чтобы следователи могли следить за сердцебиением заключенных.
„Это были вариации методов, используемых британской армией против ирландских террористов“, — сказал Амилкар Лобо, армейский психиатр, работавший в центре пыток в Петрополисе, известном как „дом смерти“. „Они использовались для того, чтобы разрушить личность заключенных, не касаясь их“».
Небольшой сюжет из времен существования военной диктатуры в Бразилии:
«В 1970-х годах бразильских офицеров отправили в Лондон для обучения методам пыток. Бывший президент — генерал Эрнесто Гейзель, правивший с 1974 по 1979 год, — сказал: „Англичане работавшие в Секретной службе действовали осмотрительно. Наши люди, неопытные, пытали слишком открыто. Я не оправдываю пытки, но я понимаю, что есть обстоятельства, когда необходимо применять пытки, чтобы получить определенные признания и таким образом избежать большего зла“.
В отчете также цитируется бывший генерал Уго де Андраде Абреу, который сказал: „В конце 1970 года мы отправили группу армейских офицеров в Англию для изучения английской системы допросов. Он заключается в помещении заключенного в камеру без связи с внешним миром, метод, известный как „холодильник““.
В 1971 году „английская система“, как она стала известна, была внедрена в штаб-квартире армии на улице Барао-де-Мескита в Рио-де-Жанейро, которая превратилась в центр пыток. Были построены четыре новых бокса. Один из них, облицованный пенополистиролом и асбестом, представлял собой „холодную комнату“, другой — „звуковую комнату“. Третий был полностью белым, а четвертый — полностью черным.
За каждой кабиной велось наблюдение, чтобы следователи могли следить за сердцебиением заключенных.
„Это были вариации методов, используемых британской армией против ирландских террористов“, — сказал Амилкар Лобо, армейский психиатр, работавший в центре пыток в Петрополисе, известном как „дом смерти“. „Они использовались для того, чтобы разрушить личность заключенных, не касаясь их“».
Мексиканская грусть
На этих фотографиях, сделанных в Национальном музее истории в Мехико можно увидеть эпическую работу художника Давида Сикейроса "От диктатуры Порфирио лас Диаса к Революции". Масштабная фреска живописует путь мексиканской нации — через диктатуру и репрессии через конфликт, гражданскую войну и интервенцию к революции. Именно о Мексике мы будем говорить в следующем выпуске подкаста "Синий бархат" — посмотрим на то, как выживать в не самых благоприятных для этого условиях.
А пока эпизод не вышел, предлагаю всем сделать две вещи:
— Подписаться на патреон "Синего бархата" - любая поддержка для нас будет очень ценной.
— Послушать предыдущий выпуск подкаста — в нём мы говорили о том, как диктаторы мечтают об идеальном человеке, создают принципы и правила, которым должен соответствовать идеальный гражданин, но сами трагически им не отвечают
Яндекс.Музыка
Apple Podcasts
Другие ссылки
На этих фотографиях, сделанных в Национальном музее истории в Мехико можно увидеть эпическую работу художника Давида Сикейроса "От диктатуры Порфирио лас Диаса к Революции". Масштабная фреска живописует путь мексиканской нации — через диктатуру и репрессии через конфликт, гражданскую войну и интервенцию к революции. Именно о Мексике мы будем говорить в следующем выпуске подкаста "Синий бархат" — посмотрим на то, как выживать в не самых благоприятных для этого условиях.
А пока эпизод не вышел, предлагаю всем сделать две вещи:
— Подписаться на патреон "Синего бархата" - любая поддержка для нас будет очень ценной.
— Послушать предыдущий выпуск подкаста — в нём мы говорили о том, как диктаторы мечтают об идеальном человеке, создают принципы и правила, которым должен соответствовать идеальный гражданин, но сами трагически им не отвечают
Яндекс.Музыка
Apple Podcasts
Другие ссылки