Forwarded from Монгольский узел
✔️АГИНСКИЙ И УСТЬ-ОРДЫНСКИЙ БУРЯТСКИЕ ОКРУГА. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
MONUZEL не прекращает изучать два бурятских округа. Мы переговорили со многими агинскими и усть-ордынскими бурятами, обсудили детали с местными экспертами и вывели контраст между двумя субъектами.
ВЛАСТЬ
Законодательный орган
- В Забайкальском крае 7 из 50-ти депутатов Заксобрания - буряты. Причем два из них входит в руководящий состав регионального парламента. Таким образом, 3% (буряты) от населения Забкрая имеют самую крупную (15%) фракцию в законодательном органе.
Сенатор - Баир Жамсуев. Он же - единственный член Совета Федерации РФ бурятской национальности.
- В Иркутской области - один единственный депутат-бурят. Кузьма Алдаров является вице-спикером Иркутского парламента.
Исполнительный орган
- В правительстве Забайкальского края 4 бурята - зампреда правительства, 2-е из которых замещают должности министров и 1 - руководитель Администрации округа. Также в правительстве несколько замминистров и руководителей региональных структур.
В прокурорской системе много прокуроров районов и несколько руководителей межрайонных следственных отделов Следственного комитета. Сильный судейский состав.
- В правительстве Иркутской области бурятов нет.
В прокурорской и судейской системе буряты представлены только в рамках структур, находящихся в Усть-Ордынском округе.
ОБЩЕСТВО
- В Забайкальском крае два Героя труда Российской Федерации и оба - буряты. Бабу-Доржо Михайлов был удостоен звания в 2007 году. Далай Гунгаев - в 2016 году. Герой России Алдар Цыденжапов, удостоенный звания посмертно уроженец Агинского округа.
Балдан Цыдыпов, награжденный орденом Мужества за спасение 150 человек в российско-украинском военном конфликте, тоже из Забайкальского края.
Бурятская культура является витриной и визитной карточкой Забайкальского края. Скульптор Даши Намдаков и мастер-оружейник Жигжит Баясхаланов представляют бурятский народ на самых высоких площадках.
В спортивной сфере лучники и борцы - в Забкрае вне конкуренции.
- В Иркутской области мы пока не нашли общественно значимых фигур бурятской национальности. Тем не менее, уверены, что такие есть. В дальнейших статьях мы обязательно расскажем о них.
Бурятская культура в Иркутской области находится в качестве одной из важных частей этнического многообразия региона.
Именитые спортсмены Евгений Жербаев и Светлана Гомбоева, без всякого сомнения, являются гордостью бурятского спорта.
БИЗНЕС
- Бурятский бизнес в Чите доминирует по нескольким позициям: ресторанный сфера, ритэйл и сельское хозяйство. Кроме этих позиций буряты владеют крупным автоцентром (Форд-центр) и оптово-розничными сетями.
- В Иркутской области известны такие бизнесмены, как Владимир Дмитриев. Он также имеет обширные интересы и в Бурятии. Его структуры контролируют в Улан-Удэ рынок “Народный”, ТРЦ “Пионер”, автовокзал “Южный” и Судостроительный завод.
Известные бурятские семейные кланы, такие как Ханхалаевы, Матхановы, а также Лев Асалханов, Индира Шагдарова инвестируют в Усть-Ордынский округ в сельское хозяйство, гостинично-туристический сектор, развитие розничной сети Иркутской области.
MONUZEL не прекращает изучать два бурятских округа. Мы переговорили со многими агинскими и усть-ордынскими бурятами, обсудили детали с местными экспертами и вывели контраст между двумя субъектами.
ВЛАСТЬ
Законодательный орган
- В Забайкальском крае 7 из 50-ти депутатов Заксобрания - буряты. Причем два из них входит в руководящий состав регионального парламента. Таким образом, 3% (буряты) от населения Забкрая имеют самую крупную (15%) фракцию в законодательном органе.
Сенатор - Баир Жамсуев. Он же - единственный член Совета Федерации РФ бурятской национальности.
- В Иркутской области - один единственный депутат-бурят. Кузьма Алдаров является вице-спикером Иркутского парламента.
Исполнительный орган
- В правительстве Забайкальского края 4 бурята - зампреда правительства, 2-е из которых замещают должности министров и 1 - руководитель Администрации округа. Также в правительстве несколько замминистров и руководителей региональных структур.
В прокурорской системе много прокуроров районов и несколько руководителей межрайонных следственных отделов Следственного комитета. Сильный судейский состав.
- В правительстве Иркутской области бурятов нет.
В прокурорской и судейской системе буряты представлены только в рамках структур, находящихся в Усть-Ордынском округе.
ОБЩЕСТВО
- В Забайкальском крае два Героя труда Российской Федерации и оба - буряты. Бабу-Доржо Михайлов был удостоен звания в 2007 году. Далай Гунгаев - в 2016 году. Герой России Алдар Цыденжапов, удостоенный звания посмертно уроженец Агинского округа.
Балдан Цыдыпов, награжденный орденом Мужества за спасение 150 человек в российско-украинском военном конфликте, тоже из Забайкальского края.
Бурятская культура является витриной и визитной карточкой Забайкальского края. Скульптор Даши Намдаков и мастер-оружейник Жигжит Баясхаланов представляют бурятский народ на самых высоких площадках.
В спортивной сфере лучники и борцы - в Забкрае вне конкуренции.
- В Иркутской области мы пока не нашли общественно значимых фигур бурятской национальности. Тем не менее, уверены, что такие есть. В дальнейших статьях мы обязательно расскажем о них.
Бурятская культура в Иркутской области находится в качестве одной из важных частей этнического многообразия региона.
Именитые спортсмены Евгений Жербаев и Светлана Гомбоева, без всякого сомнения, являются гордостью бурятского спорта.
БИЗНЕС
- Бурятский бизнес в Чите доминирует по нескольким позициям: ресторанный сфера, ритэйл и сельское хозяйство. Кроме этих позиций буряты владеют крупным автоцентром (Форд-центр) и оптово-розничными сетями.
- В Иркутской области известны такие бизнесмены, как Владимир Дмитриев. Он также имеет обширные интересы и в Бурятии. Его структуры контролируют в Улан-Удэ рынок “Народный”, ТРЦ “Пионер”, автовокзал “Южный” и Судостроительный завод.
Известные бурятские семейные кланы, такие как Ханхалаевы, Матхановы, а также Лев Асалханов, Индира Шагдарова инвестируют в Усть-Ордынский округ в сельское хозяйство, гостинично-туристический сектор, развитие розничной сети Иркутской области.
Бурятский прет-а-порте XVI века
Космическая стилистика "Звездных войн" смешалась со средневековыми шекспировскими страстями в спектакле "Буряад театра"
В перенасыщенном репертуарном листе Бурдрама образовался зазор для спектакля "Ромео и Джульетта", 12+, единственный показ которого в этом сезоне состоится 13 мая.
Поставленная ещё в 2016 году первая постановка режиссёра Сойжин Жамбаловой успела покорить сердца зрителей и критиков. Но сегодня речь не о содержательной части постановки, а о поражающей воображение сценографии спектакля, его ярких костюмах.
Даже при беглом взгляде на фотографии спектакля невольно возникают ассоциации с голливудской киносагой "Звездные войны", где в одной из серий приквела в нарядах королевы Набу использовались мотивы парадного женского монгольского костюма.
Московские художник по костюмам Анастасия Шенталинская и сценограф Геннадий Скоморохов сотворили нечто подобное с национальным бурятским костюмом, придав ему в спектакле "Ромео и Джульетта" причудливый космический масштаб. Шекспир был бы сражён!
Как рассказала в журнале "Театр" художник по костюмам Анастасия Шесталинская, своеобразие традиционного бурятского костюма, в том, что он космический, устремленный вверх своими головными уборами-локаторами, которые еще и в разные стороны топорщатся заколками, вставлеными как дополнительные антенны.
Как признается художница, очень велик был соблазн сделать костюмы чисто этнографическими, но не всякая сцена и не всякая современная постановка это выдержит. Так и пошло - от костюма этнографического, через костюм эпохи Возрождения к современному подиуму.
Как в лучших домах Парижа и Лондона, для постановки были закуплены сотни метров ткани, в процесс её обработки был задействован почти весь персонал театра. Для придания необходимой цветовой гаммы ткань варили, пекли, красили, пропускали через духовой шкаф и микроволновку. Ткань вручную кромсали и распарывали: расправиться с фактурой помогали даже коллеги из Русского драмтеатра.
Результат просто поразил воображение. Художнице удалось добиться эффекта, что костюмы были сшиты из ткани ручного изготовления и дышали на зрителя роскошью.
В 2016 году спектакль "Ромео и Джульетта", представили на праздновании 350-летнего юбилея Улан-Удэ московской публике на сцене Театра имени Вахтангова. Удивительно, но некоторые московские театралы, оказываются, до сих пор живут под впечатлением от увиденного. И вспоминали об этом спектакле в разговоре со мной во время нынешней "Золотой маски".
А тем временем костюмы постановки живут своей жизнью. Во время транспортировки в Москву в контейнерах недобросовестной транспортной компании на один из нарядов попала непонятная химическая жидкость. И роль леди Капулетти Надежде Мунконовой пришлось играть в пахучем костюме. Народной артистке Бурятии плохо стало уже после спектакля: в гостинице она всю ночь мучилась от кошмаров острой интоксикации.
- С тех про я не жалею денег на отдельную транспортировку реквизита и костюмов, - признаётся директор театра Цыпилма Очирова.
Работа с бурятскими костюмами распалила фантазию постановщиков. Как описывает театральный критик Анна Степанова в статье "Бурятские веронцы", люди из клана Монтекки с их сплюснутыми и какими-то стеблями торчащими в разные стороны головными уборами противостояли сторонникам Монтекки, у которых головные убранства антеннами были вытянуты вверх.
Ну чем не война миров!? Бурятский спектакль "Ромео и Джульетта", по оценке министра культуры Бурятии Соелмы Дагаевой, по достоинству стала отдельной яркой страницей во многовековой истории постановок шекспировской пьесы: с азиатским и футуристическим колоритом.
Как признается сценограф Геннадий Скоморохов, мы уперлись в эту космическую тему – головные уборы, дома, пространство. Хотелось добавить в спектакль какого-то сумасшедшего космоса.
Остаётся к таким словам лишь только добавить: "О, "Буряад театр", ты Космос!"
Фото Александры Андреевой, Елены Агафоновой и Туяа Ямпиловой.
Космическая стилистика "Звездных войн" смешалась со средневековыми шекспировскими страстями в спектакле "Буряад театра"
В перенасыщенном репертуарном листе Бурдрама образовался зазор для спектакля "Ромео и Джульетта", 12+, единственный показ которого в этом сезоне состоится 13 мая.
Поставленная ещё в 2016 году первая постановка режиссёра Сойжин Жамбаловой успела покорить сердца зрителей и критиков. Но сегодня речь не о содержательной части постановки, а о поражающей воображение сценографии спектакля, его ярких костюмах.
Даже при беглом взгляде на фотографии спектакля невольно возникают ассоциации с голливудской киносагой "Звездные войны", где в одной из серий приквела в нарядах королевы Набу использовались мотивы парадного женского монгольского костюма.
Московские художник по костюмам Анастасия Шенталинская и сценограф Геннадий Скоморохов сотворили нечто подобное с национальным бурятским костюмом, придав ему в спектакле "Ромео и Джульетта" причудливый космический масштаб. Шекспир был бы сражён!
Как рассказала в журнале "Театр" художник по костюмам Анастасия Шесталинская, своеобразие традиционного бурятского костюма, в том, что он космический, устремленный вверх своими головными уборами-локаторами, которые еще и в разные стороны топорщатся заколками, вставлеными как дополнительные антенны.
Как признается художница, очень велик был соблазн сделать костюмы чисто этнографическими, но не всякая сцена и не всякая современная постановка это выдержит. Так и пошло - от костюма этнографического, через костюм эпохи Возрождения к современному подиуму.
Как в лучших домах Парижа и Лондона, для постановки были закуплены сотни метров ткани, в процесс её обработки был задействован почти весь персонал театра. Для придания необходимой цветовой гаммы ткань варили, пекли, красили, пропускали через духовой шкаф и микроволновку. Ткань вручную кромсали и распарывали: расправиться с фактурой помогали даже коллеги из Русского драмтеатра.
Результат просто поразил воображение. Художнице удалось добиться эффекта, что костюмы были сшиты из ткани ручного изготовления и дышали на зрителя роскошью.
В 2016 году спектакль "Ромео и Джульетта", представили на праздновании 350-летнего юбилея Улан-Удэ московской публике на сцене Театра имени Вахтангова. Удивительно, но некоторые московские театралы, оказываются, до сих пор живут под впечатлением от увиденного. И вспоминали об этом спектакле в разговоре со мной во время нынешней "Золотой маски".
А тем временем костюмы постановки живут своей жизнью. Во время транспортировки в Москву в контейнерах недобросовестной транспортной компании на один из нарядов попала непонятная химическая жидкость. И роль леди Капулетти Надежде Мунконовой пришлось играть в пахучем костюме. Народной артистке Бурятии плохо стало уже после спектакля: в гостинице она всю ночь мучилась от кошмаров острой интоксикации.
- С тех про я не жалею денег на отдельную транспортировку реквизита и костюмов, - признаётся директор театра Цыпилма Очирова.
Работа с бурятскими костюмами распалила фантазию постановщиков. Как описывает театральный критик Анна Степанова в статье "Бурятские веронцы", люди из клана Монтекки с их сплюснутыми и какими-то стеблями торчащими в разные стороны головными уборами противостояли сторонникам Монтекки, у которых головные убранства антеннами были вытянуты вверх.
Ну чем не война миров!? Бурятский спектакль "Ромео и Джульетта", по оценке министра культуры Бурятии Соелмы Дагаевой, по достоинству стала отдельной яркой страницей во многовековой истории постановок шекспировской пьесы: с азиатским и футуристическим колоритом.
Как признается сценограф Геннадий Скоморохов, мы уперлись в эту космическую тему – головные уборы, дома, пространство. Хотелось добавить в спектакль какого-то сумасшедшего космоса.
Остаётся к таким словам лишь только добавить: "О, "Буряад театр", ты Космос!"
Фото Александры Андреевой, Елены Агафоновой и Туяа Ямпиловой.
Покупка билетов на сайте burdram.ru
Телефон кассы: 222-537.
#буряадтеатр_афиша
#Бурятия #РосииякультураБурятия
#буряадтеатр_май #Пушкинская_карта
#РосиияБурятия
Телефон кассы: 222-537.
#буряадтеатр_афиша
#Бурятия #РосииякультураБурятия
#буряадтеатр_май #Пушкинская_карта
#РосиияБурятия
Вечер Будамшуу
Творческий вечер Михаила Елбонова станет второй из серии "Театральные встречи", задуманной Эрженой Жамбаловой. На новой сцене "Тайзан59" всенародный любимец отчитается за свою 55-летнюю театральную деятельность. Вновь оживит в памяти наиболее яркие мизансцены из известных спектаклей, продекламирует любимые стихи и исполнит всенароднолюбимые песни.
Сложно поверить, но вечно молодой и задорный Будамшуу, давно уже в статусе патриарха театра. И тем любопытнее будет узнать неизвестные страницы из всем известной биографии.
Михаил Елбонов, как-то признался, что все интервью даёт только на своём родном, ставшим его рабочим, профессиональным актерским, бурятским языком. И поэтому, только он, наверное, мог придумать такое непереводимое название для своего вечера "Hаhанайм зүргэ - ганса харгы".
Ждем Вас в Бурдраме 30 мая в 18:30 часов на новой сцене "Тайзан59"!
Покупка билетов на сайте burdram.ru
Телефон кассы: 222-537.
#буряадтеатр_афиша
#Бурятия #РосииякультураБурятия
#буряадтеатр_май #Пушкинская_карта
Творческий вечер Михаила Елбонова станет второй из серии "Театральные встречи", задуманной Эрженой Жамбаловой. На новой сцене "Тайзан59" всенародный любимец отчитается за свою 55-летнюю театральную деятельность. Вновь оживит в памяти наиболее яркие мизансцены из известных спектаклей, продекламирует любимые стихи и исполнит всенароднолюбимые песни.
Сложно поверить, но вечно молодой и задорный Будамшуу, давно уже в статусе патриарха театра. И тем любопытнее будет узнать неизвестные страницы из всем известной биографии.
Михаил Елбонов, как-то признался, что все интервью даёт только на своём родном, ставшим его рабочим, профессиональным актерским, бурятским языком. И поэтому, только он, наверное, мог придумать такое непереводимое название для своего вечера "Hаhанайм зүргэ - ганса харгы".
Ждем Вас в Бурдраме 30 мая в 18:30 часов на новой сцене "Тайзан59"!
Покупка билетов на сайте burdram.ru
Телефон кассы: 222-537.
#буряадтеатр_афиша
#Бурятия #РосииякультураБурятия
#буряадтеатр_май #Пушкинская_карта
Убить лицом
Мизансцена с попыткой оживления мертвых как катарсис спектакля "Ромео и Джульетта" в Бурдраме
Что такое катарсис как высшее проявление театрального искусства? Порассуждаем на местном материале.
Произведение искусства как плод духовно-нравственных и эстетических исканий несет суперидею воздействия на человека. Её кульминационную точку обозначил еще Аристотель, назвав её катарсисом. Простите за пошлость, но это как в физиологии оргазм: краткий и яркий.
В театральном искусстве катарсис несет очищающее и облагораживающее воздействие на человека. Простыми словами, это чувство сопереживания, которое дожна вызывать игра актёров.
В своей театральной практике зрителя я не раз испытывал катарсис сильнейшей интенсивности. Один из них, в московском театре Ленком в 2015 году на спектакле "Аквитанская львица" с Инной Чуриковой и Дмитрием Певцовым в главных ролях.
Спектакль шел на стабильно высоком профессиональном уровне, зря что ли звезды. Но игра особенно не трогала сердце и душу. Пока в одной из мизансцен Инна Чурикова не сказала одно слово, заставившее расплыться меня по креслу как и весь зал.
В момент суда над изменником сыном, когда меч короля был готов снести ему голову, королева-мать произнесла: "Руби!". Что произошло со мной впоследствии, как я вернулся домой, помню лишь, как в тумане. Таково было сильнейшее потрясение от игры, вернее от одной только фразы, великой актрисы!
Нечто подобное по силе воздействия я испытал на спектакле "Ромео и Джульетта" Бурдрама. Честно признаться, весь спектакль я испытывал какую-то фрустрацию, гнетущее чувство, что не получается получить полного эстетического удовлетворения от постановки.
Ожерелье наших звездных артистов, впечатляющая сценография, яркие костюмы - но все не то. Я даже начал склоняться к мысли, что пьесы Шекспира, воспевающие индивидуализм и свободу человека, чужды нашей бурятской ментальности общинности, когда интересы семьи и народа выше личных.
А мои любимые актёры Ольга Ранжилова-Ломбоева и Зорикто Цыбендоржиев в главных ролях уже по возрасту не подходят играть влюбленных малолеток, какими были Ромео и Джульетта, и их следовало бы заменить более молодыми актерами.
Но мои внутренние терзания, мой психологический конфликт был мгновенно развеян. И все стало на свои места. Произошло это после кульминационной сцены смертоубийства в склепе Ромео и Джульетты. Я было уже приготовился услышать монолог в адрес Монтекки и Капулетти про "чуму на оба ваши дома".
Но как вместо этого выходит на авансцену герой Дашинимы Доржиева Бенволио и со словами "Бодогты!' пытается оживить мертвых друзей.
Это была финальная сцена. Мертвые, неживые лица Тибальта Солбона Ендонова и Меркуцио Алексея Михайлова просто потрясли зал. Как уж это им удалось, но больше не надо было слов, только занавес.
Весь гумманистический смысл шекспировского шедевра был сконцентрирован режиссёром в эти секунды. Все войны, вся вражда и амбиции не стоят жизни молодых людей, не увидевших радость человеческой жизни!
Шекспир, оказывается, и в Бурятии Шекспир!
Мизансцена с попыткой оживления мертвых как катарсис спектакля "Ромео и Джульетта" в Бурдраме
Что такое катарсис как высшее проявление театрального искусства? Порассуждаем на местном материале.
Произведение искусства как плод духовно-нравственных и эстетических исканий несет суперидею воздействия на человека. Её кульминационную точку обозначил еще Аристотель, назвав её катарсисом. Простите за пошлость, но это как в физиологии оргазм: краткий и яркий.
В театральном искусстве катарсис несет очищающее и облагораживающее воздействие на человека. Простыми словами, это чувство сопереживания, которое дожна вызывать игра актёров.
В своей театральной практике зрителя я не раз испытывал катарсис сильнейшей интенсивности. Один из них, в московском театре Ленком в 2015 году на спектакле "Аквитанская львица" с Инной Чуриковой и Дмитрием Певцовым в главных ролях.
Спектакль шел на стабильно высоком профессиональном уровне, зря что ли звезды. Но игра особенно не трогала сердце и душу. Пока в одной из мизансцен Инна Чурикова не сказала одно слово, заставившее расплыться меня по креслу как и весь зал.
В момент суда над изменником сыном, когда меч короля был готов снести ему голову, королева-мать произнесла: "Руби!". Что произошло со мной впоследствии, как я вернулся домой, помню лишь, как в тумане. Таково было сильнейшее потрясение от игры, вернее от одной только фразы, великой актрисы!
Нечто подобное по силе воздействия я испытал на спектакле "Ромео и Джульетта" Бурдрама. Честно признаться, весь спектакль я испытывал какую-то фрустрацию, гнетущее чувство, что не получается получить полного эстетического удовлетворения от постановки.
Ожерелье наших звездных артистов, впечатляющая сценография, яркие костюмы - но все не то. Я даже начал склоняться к мысли, что пьесы Шекспира, воспевающие индивидуализм и свободу человека, чужды нашей бурятской ментальности общинности, когда интересы семьи и народа выше личных.
А мои любимые актёры Ольга Ранжилова-Ломбоева и Зорикто Цыбендоржиев в главных ролях уже по возрасту не подходят играть влюбленных малолеток, какими были Ромео и Джульетта, и их следовало бы заменить более молодыми актерами.
Но мои внутренние терзания, мой психологический конфликт был мгновенно развеян. И все стало на свои места. Произошло это после кульминационной сцены смертоубийства в склепе Ромео и Джульетты. Я было уже приготовился услышать монолог в адрес Монтекки и Капулетти про "чуму на оба ваши дома".
Но как вместо этого выходит на авансцену герой Дашинимы Доржиева Бенволио и со словами "Бодогты!' пытается оживить мертвых друзей.
Это была финальная сцена. Мертвые, неживые лица Тибальта Солбона Ендонова и Меркуцио Алексея Михайлова просто потрясли зал. Как уж это им удалось, но больше не надо было слов, только занавес.
Весь гумманистический смысл шекспировского шедевра был сконцентрирован режиссёром в эти секунды. Все войны, вся вражда и амбиции не стоят жизни молодых людей, не увидевших радость человеческой жизни!
Шекспир, оказывается, и в Бурятии Шекспир!
Forwarded from Монгольский узел
❗️Бальжан-хатан завоевала театры Бурятии
Череда громких премьерных спектаклей о легендарной бурятской королеве Бальжан-хатан не прекращается.
После оглушающего зимнего старта рок-оперы "Бальжан-хатан" из сборной труппы артистов из творческих коллективов города, эстафету принял Бурдрам, не менее громко презентовав весной спектакль "Её зовут Бальжан", выполненный в своё время студентами Театрального института имени Щукина в Москве.
Теперь настала очередь Оперного театра, который объявил, что этим летом, 16-17 июля, завершит свой 82 театральный сезон рок-мюзиклом "Бальжан-хатан".
История этой мужественной и благородной женщины, похоже, захватила умы и сердца творческой интеллигенции, став образцом жертвенности ради спасения родного народа.
Череда громких премьерных спектаклей о легендарной бурятской королеве Бальжан-хатан не прекращается.
После оглушающего зимнего старта рок-оперы "Бальжан-хатан" из сборной труппы артистов из творческих коллективов города, эстафету принял Бурдрам, не менее громко презентовав весной спектакль "Её зовут Бальжан", выполненный в своё время студентами Театрального института имени Щукина в Москве.
Теперь настала очередь Оперного театра, который объявил, что этим летом, 16-17 июля, завершит свой 82 театральный сезон рок-мюзиклом "Бальжан-хатан".
История этой мужественной и благородной женщины, похоже, захватила умы и сердца творческой интеллигенции, став образцом жертвенности ради спасения родного народа.