Луцет – Telegram
Луцет
3.32K subscribers
509 photos
28 videos
292 files
3.21K links
Налоги, политика, нормотворчество.

Интерпретация нормативных актов.

Нотариальная мудрость https://news.1rj.ru/str/not_mudr

Для связи @LutsetConnection_bot
Download Telegram
ФосАгро вновь предлагает изменить параметры экспортных пошлин на удобрения. Это не первая попытка компании - все её аргументы уже высказывались на разных уровнях, но были проигнорированы. Обращение к Путину - своего рода крик души, который, как ни странно, может быть услышан минфином.

Причина проста - сконструированные ведомством параметры пошлины уже привели и ещё приведут к возникновению тех самых выпадающих доходов, с которыми оно же и борется во всех случаях. Но в данной конкретной ситуации интереснее подковёрная борьба, которую судя по всему ведут ключевые игроки отрасли (вспомните ситуацию с НДПИ).

Потому что в аргументах ФосАгро явно есть рациональное зерно - единая цена отсечения действительно не учитывает принципиальную разницу в экономике различных видов удобрений. Итогом чего становится необоснованно различный уровень фискальной нагрузки с учётом корзины производимых продуктов.

Но вместо учёта отраслевой специфики минфин вновь выбрало простое решение, которое уже приводит к непростым последствиям. И если ведомство и в этой ситуации откажется от допдоходов, можно будет многого нафантазировать на тему из серии "торчащих ушей". А впереди ещё решения по угольщикам...
Вот ещё одна особенность налогового законотворчества. По законопроекту о налоговом окружении соглашений о сервисных рисках на поправки дали всего три дня. Очевидно подразумевается, что "чьи надо поправки" уже готовы, а других не надо. А между тем, в документе есть над чем поработать.

Многое в нём упущено (например, порядок налогового учёта имущества, созданного в ходе реализации соглашений), неудачно сформулировано и не бьётся с терминологией профильного закона (например, изменения в статью 170 НК), а то и вовсе выходит за пределы налогового законодательства и должно быть в том самом профильном законе (например, самостоятельное определение операций финансирования).

При этом налоговый период по налогу на прибыль уже наступил, а следовательно некоторые нормы смогут вступить в силу только с 01.01.2024 - типичный пример неповоротливости государства. Когда такая же проблема возникла с АУСН, её решили очередной правкой 5 статьи. Как будут поступать на этот раз, пока непонятно.

Ну и фискальная стабильность. Это ведь "мини-СРП", механизм стимулирования инвестиций и тд и тп. Почему бы здесь хотя бы что-нибудь не предусмотреть для защиты инвесторов от очередного "манёвра"?

Возвращаясь к тому сроку, который дан на поправки. Не употребляя ругательных слов, можно аккуратно назвать такую практику "недопустимой". Такие темы нужно прорабатывать обстоятельно, публично и с привлечением всех заинтересованных сторон. Но веселее всего будет, если в реальности будут ждать поправок правительства и оно внесёт их за пределами установленного думой срока, как это уже бывало.
Сразу две нормотворческих новости появились в вопросе насыщения внутреннего рынка золота и прочих металлических драгоценностей.

Первая из них - предложение минфина ещё на полгода продлить запрет на вывоз лома и отходов драгметаллов. Делается это для "устойчивой производственной деятельности российских перерабатывающих предприятий и аффинажных заводов".

Вторая - законопроект депутатов Тумусова и Григорьева о порядке переоформления лицензий. Авторы выступают за вовлечение в легальный гражданский оборот и процесс взимания НДПИ "лабораторного" металла и металла, полученного в процессе полевых работ. Как указано в пояснительной записке, документ подготовлен с учетом пункта 2 "а" президенстких поручений Пр-1130 в части инструментов финансирования геологоразведочных юниорных компаний. Предложение видимо разумное, но без иных (в том числе налоговых) поправок недостаточное.
В новости про Козака интересен и аспект субординации. По закону счётная палата подотчётна парламенту. Сейчас пока сложно представить, как он отчитывается перед сенаторами или депутатами, и тем более выполняет их поручения. В этом смысле назначение в СП депутата или сенатора выглядит более логичным с точки зрения эффективности взаимодействия.

Да и потом все ранее озвученные кандидаты (Жуков, Макаров и даже Кутепов) имеют куда большее отношение к анализу государственных финансов.
Ударим FOBами по CIFам!

Новость о привязке нефтяных цен к "вражеским" сортам одновременно неожиданна и ожидаема. Первое потому, что магистральная "отвязка" от иностранных маркерных сортов так и не происходит. Второе потому, что прекрасно укладывается в логику тотального фискалитета и перевода сырьевого сектора на вменённые налоги. В газовой отрасли экспортные цены газа для НДПИ уже девять лет считаются по некой условной формуле, никакого отношения к рынку не имеющей - и ничего. Что мешает сделать также по нефти? У Газпрома, правда, это закончилось многомиллиардными "нашлёпками". Чем закончится в нефтянке пока предсказать сложно.

Затянув решение вопроса о национальных ценовых маркерах до последнего момента, государственные органы в очередной раз готовятся принять быстрое и простое решение, "подгрузив" нефтянку новыми условными налогами. А между тем, есть возможность выбрать и другой путь.

Не стоит метать молнии в биржу о том, как и почему до сих пор нет инструментов. Не стоит и уважительно интересоваться у госорганов тем, почему этим инструментам не гарантировали ликвидность. Всем ясно, что собственный биржевой маркер - единственное адекватное решение в данной ситуации. И лучше всего, если это будет самый что ни на есть обычный беспоставочный фьючерс на нефть.

Но есть и другой механизм, прелесть которого в том, что он уже опробован Налоговым кодексом. Речь о котировках FOB в российских портах, которые должны заменить котировки CIF в портах вражеских. Именно так сейчас считаются показатели для акциза на сталь (пункты 13, 14 статьи 193 НК, Приказ ФАС 86/22 от 08.02.2022). Если предположить, что аналогичную схему можно применить и в целях нефтяных налогов, то это могло бы несколько разрядить напряжённость вопроса. Возможно ли это? На этот вопрос утвердительно ответила признанный эксперт в данной области - доктор экономических наук Т.Л.Канделаки.

По её мнению, оптимальным базисом отечественной рублёвой котировки является Альметьевск, на котором происходит ликвидная продажа и покупка партий среднесернистой нефти с достойной ликвидностью. Прибавлением к этой цене транспортных расходов и пошлины рассчитываются FOB Новороссийск и FOB Приморск. Оба маршрута, что очень важно, существуют физически в нормальной схеме грузопотоков. Соответствующие котировки ООО "Инфотэк консалт" делает с участием ПАО "Татнефть". А также котировки лёгкой малосернистой нефти западно-сибирских производителей, которая поступает на российские независимые НПЗ или продаётся на базисе FOB Новороссийск.

Возможно, с использованием таких данных ФАС и смогла бы рассчитывать котировки в целях налогообложения.
þðàëñ ïðèâÿæóò ê áðåíò ñ äèñêîíòîì 2
Благодарен Коммерсант ФМ за возможность высказаться по актуальной теме.
В канале не было ни одной ночной публикации. А не спится зачастую, хотя и не так, чтобы часто.

Это первая, пробная. Если считать 4.07 не утром, а ночью.
Искренне признателен подписчикам и читателям за ценную информацию по тематике канала. На этот раз речь о повышении НДПИ на нефть задним числом в 2021 году - событии, которое в более пафосном ключе можно было бы назвать "позорной страницей" в истории налогового законотворчества. Но поскольку канал не пафосный, назовём просто небольшим нарушением Конституции, которое по мнению минфина и не нарушение вовсе.

Судебную практику не отслеживаю, поэтому считаю весьма ценной информацию одного (одной) из коллег о том, что уже несколько компаний отсудились по данному вопросу в первой и апелляционной инстанциях и все решения вынесены в их пользу. Речь как минимум об ООО "Тарховское", ООО "Юкола-нефть", ООО "УДС нефть", АО "Геология", ООО "Шешма нефть", ООО "НК Полярное сияние". При этом ещё много отложенных дел, поскольку региональные суды ждут отмашку от кассации.

Расцениваю данное обстоятельство как весьма позитивное. В одном лишь никак не готов согласиться с коллегой, который (которая) говорит о том, что среди заявителей нет ни одного ВИНка "и это правильно". Поскольку в более пафосном ключе это можно было бы рассматривать как очередной "крупный договорняк", размывающий базовые принципы налогообложения. Но канал не пафосный и поэтому скажу лишь, что "балансирование" вычетом одного налога негативных последствий от повышения ставки налога другого мягко говоря весьма спорное явление с точки зрения конституционного принципа обратной силы улучшающих норм. Также вспомните решения по месторождению им.Корчагина, где "балансировка" и вовсе производится налоговыми ставками двух разных налогов.

И ещё одно - обжалуются решения налоговых органов. Насколько можно судить, никто пока не поставил вопрос о неконституционности самой нормы закона.

Ниже ссылки на судебные решения, любезно предоставленные коллегой:

https://m.kad.arbitr.ru/card/833a0a88-bfa7-4b71-8dfa-11060e307e2d

https://m.kad.arbitr.ru/card/bef35ee6-27db-4933-a2c2-59e9f257cb4e

https://m.kad.arbitr.ru/card/0d835253-a4d9-4689-99cb-85856bc31e6a

https://m.kad.arbitr.ru/card/1b2dfae4-5683-427a-9f9a-e490e7df3a2c

https://m.kad.arbitr.ru/card/08f0d0f8-0a6e-42f6-bddb-3ba2e01c4ad7
В продолжение рассказа о критической реакции людей на ЕНС/ЕНП. Ранее обращал внимание на комментарии в официальном канале думы. Ещё более живо тема развилась в канале минфина в комментариях к сообщению, никакого отношения к вопросу не имеющему. Там и помимо ЕНП нашлось место темам, например про ювелиров.

Почитайте, кому интересно - для общего развития и понимания масштаба проблемы:

https://news.1rj.ru/str/minfin/2167
Группа депутатов от СРЗП внесла законопроект "О деофшоризации". Вновь не буду погружаться в обсуждение юртехники - если начать это делать, то доподлинно понять формальную суть законопроекта, то есть букву, может не получиться. Поэтому лучше остановиться на смысле, то есть на духе.

В соответствии с ним все активы компаний из офшорных юрисдиский предлагается в течение полугода переоформить на российские организации. То, что не будет переоформлено - "конфисковать как бесхозное имущество".

Есть предположение, что именно такая конфискация и является итоговой целью предложенного документа.

Для справки: в перечень офшорных юрисдикций, согласно информации с сайта ФНС, на сегодняшний день включены 40 территорий.
Довелось столкнуться с бывшей одногруппницей, занимающей сегодня высокий государственный пост. При взгляде в её глазах показалось некоторое смятение, а лёгкий непроизвольный кивок головы обозначил узнаваемость. Но после пятиминутного погружения в смартфон гордо прошагала мимо на расстоянии вытянутой руки, демонстративно не заметив.

Видимо испугалась. Неужели так плохо стал выглядеть...
Сейчас на совещании с участием Путина министр Решетников предложил обнулить НДС для туроператоров на 2023-2027 годы. Это позволит синхронизировать налоговый режим для крупных операторов с принятыми решениями по НДС для гостиниц.

Ранее уже были президентские поручения по данному вопросу и по словам министра Силуанова минфин не возражает против данной меры.

Не исключено, что минфин пыталось заболтать вопрос и минэк решило подстраховаться прямым повторным обращением к президенту. Ждём поправки к одному из рассматриваемых законопроектов.
Минюст выпустило рекламный ролик по нотариальному тарифу. В нём ведомство употребляет большое количество приятных глазу читателя слов, в том числе рассказывает о "прозрачной и регулируемой процедуре" и "снижении стоимости нотариальных услуг".

Одним из ключевых достижений министерство очевидно считает то обстоятельство, что тариф теперь будет привязан к прожиточному минимуму. Но любой может убедиться в том, что это правило действует и сегодня - достаточно посмотреть утверждённые самими нотариусами формулы. Так что это небольшое достижение, уважаемый минюст.

Достижением будет, если вы сделаете процесс обсуждения действительно прозрачным - сначала разместите для общественного обсуждения порядок утверждения формулы и льгот, а затем и саму формулу и льготы.

Иначе есть подозрение, что в тиши кабинетов будут вновь приняты респектабельные решения с учётом необходимости "самофинансирования нотариата", но без учёта реальных потребностей людей и социально-экономической ситуации в стране.

Один из способов решения проблемы продемонстрировал бессменный главный нотариус Москвы и всей России г-н Корсик на заседании совфеда. Когда ему задали вопрос о том, не передать ли часть функций нотариусов в МФЦ, он ответил примерно так: "Не волнуйтесь, во многих МФЦ нотариусы уже есть".

И кстати. Кто всё-таки тормозил принятие закона на протяжении многих лет?
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Видео от мамы. Доча исполняет походную.
ФНС создаёт вторую очередь ГИС "Капиталовложения", для чего подготовлен соответствующий проект постановления правительства. Из пояснительной записки следует, что задачами второй очереди являются:

мониторинг исполнения условий СЗПК, условий реализации инвестиционного проекта, этапов реализации инвестиционного проекта;

интеграция с основными внешними информационными системами;

обеспечение комиссионной работы с проектами, получившими отрицательное заключение, уполномоченной организации при рассмотрении заявления на заключение соглашения;

обеспечение комиссионной работы при рассмотрении споров между сторонами соглашений в ходе исполнения инвестиционных проектов;

конструктор соглашений с использованием машиночитаемых форм документов;

формирование и ведение реестра мер поддержки с указанием правовых оснований их предоставления с функцией навигатора;

формирование и ведение реестра соглашений, включая данные о связанных договорах;

обеспечение сводной и аналитической информации об организациях, реализующих проект, процессе заключения соглашений, состоянии инвестиционных проектов, результатах реализации инвестиционных проектов, а также о предоставлении мер государственной поддержки;

обеспечение реализации публичной проектной инициативы;

визуализация инвестиционных возможностей в виде инвестиционной карты;

реализация бизнес-процессов получения субсидий и получения инвестиционного налогового вычета на возмещение затрат при реализации инвестиционных проектов;

реализация Правил заключения СЗПК, изменения и прекращения действия таких соглашений, ведения реестра СЗПК, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2022 г. № 1602;

реализация процесса заключения соглашений, стороной которых не является Российская Федерация, а также процесса заключения дополнительных соглашений к ним.
Счётная палата выпустила отчёт об анализе налоговых расходов. Несмотря на некоторые поводы для критики документ всё же довольно передовой хотя бы потому, что в принципе знакомит общественность с данной проблематикой.

Неоднократно обращал внимание на низкий уровень проработки вопроса правительством и минфином, поэтому с удовлетворением отмечаю рекомендацию о необходимости уточнения думского регламента (в части обоснования законопроектов о новых льготах). Хотел бы лишь отметить, что рекомендация эта является частной и касается только этапа внесения законопроектов. Между тем, проблема гораздо шире и касается законотворческого и бюджетного процесса в принципе. Поэтому помимо предложенного СП изменения необходимы также регламентные решения как минимум по двум вопросам:

- невозможности внесения поправок ко второму чтению без предоставления подробного обоснования, в том числе финансово-экономического. Сегодня поправка на десятки и даже сотни миллиардов рублей может быть внесена вообще без каких-либо пояснений;

- необходимости предоставления полной и подробной информации о налоговых расходах в составе материалов к проекту федерального бюджета. Сегодня такая информация ограничена простым перечислением сумм налоговых расходов, без оценки их эффективности и предложений по совершенствованию.

Помимо этого и сам перечень налоговых расходов подлежит уточнению, например за счёт включения в него всех видов обратного акциза, включая топливные демпефры.

Надеюсь, что на уже выданных рекомендациях СП не остановится и продолжит работу в данном направлении.
Представив себя журналистом профильного издания ТЭК подумал, что в случае интервью задал бы минфину следующие вопросы.

В прошлом году были приняты решения по расширению периметра НДД. Если смотреть на это решение уже из сегодняшней ситуации, было ли оно своевременным? Каковы его первые результаты для экономики компаний и бюджетной системы по итогам прошедшего года? Будет ли расширяться периметр в этом году?

Еще одной «больной» темой для нефтяной отрасли является поддержка разработки ТРИЗ. Нужно ли более четко определить, что такое ТРИЗ, и кто должен определить критерии? Нужно ли в нынешней экономической ситуации поддерживать ТРИЗ? Как это может отразиться на бюджете?

Планирует ли министерство как-то корректировать механизмы топливных демпферов (бензинового, дизельного, керосинового), в том числе в связи с эмбарго на российские нефтепродукты?

В прошлом году был принят ряд решений по увеличению фискальной нагрузки на предприятия ТЭК (нефть, газ) на долгосрочной основе. В то же время по углю были приняты краткосрочные решения горизонтом в несколько месяцев. На сегодняшний день планируются ли ещё какие-либо меры по донастройке налогов в угольной отрасли?

Ведётся ли обсуждение дополнительных налоговых стимулов для проектов добычи метана угольных пластов и снижения уровня шахтного метана (повышения безопасности при добыче угля)?

Коснутся ли какие-то изменения большого налогового маневра в нефтяной отрасли, в какой ситуации это может быть сделано?

Будет ли меняться формула экспортной цены по НДПИ для Газпрома?

Как известно, изначально минфин планировало увеличить экспортную пошлину на природный газ, но затем по просьбе Газпрома решили увеличить НДПИ. Как это скажется на российских потребителях, не будет ли оказываться дополнительное давление на цены внутреннего рынка?

СПГ наиболее успешный сектор экспорта в ТЭК. Будут ли изыматься дополнительные экспортные доходы в случае благоприятной конъюнктуры, либо принятых мер по налогу на прибыль достаточно?

Малые (независимые) нефтегазодобывающие компании продолжают настаивать на необходимости учёта их специфики при налогообложении. Какова позиция минфина по данному вопросу?

В последнее время много разговоров о необходимости изменения ценовых маркеров для целей налогообложения. В какой стадии находится проработка данного вопроса? Поддерживает ли минфин концептуально необходимость отказа от котировок иностранных ценовых агентств и какие здесь имеются риски для бюджетной системы?

Каковы перспективы соглашений о сервисных рисках, в том числе с учётом принимаемых налоговых поправок? Способен ли данный инструмент серьёзно повлиять на инвестиционную активность в ТЭК?

Недавно ратифицировано соглашение с Республикой Беларусь об общих принципах налогообложения по косвенным налогам. Какие последствия оно будет иметь для предприятий ТЭК и российского бюджета, в том числе в связи с созданием общего энергорынка Союзного государства?
Правительство внесло законопроект об освобождении от НДС операций по передаче лекарственных препаратов, ввезённых на территорию РФ и не зарегистрированных в РФ, предназначенных для оказания медицинской помощи детям с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями. Таким образом решается проблема фонда "Круг добра", о которой неоднократно писал ранее.

В целом всё понятно. За исключением того, почему вопрос не решался в течение столь длительного времени.
Forwarded from История
Древние римляне предпочитали продавать себя в рабство вместо того, чтобы платить налоги

Налоги в Древнем Риме шли на содержание регулярной армии и императорской гвардии. Каждый свободный гражданин Римской Империи был обязан платить налоги. Большинство таких граждан были землевладельцами, привязанными к своей земле, и деться им было по сути некуда.
Зато рабам по закону платить налоги было не нужно, так что мелкие землевладельцы просто продавали себя в рабство и именно так избегали налоговой повинности. В конце концов эта практика стала настолько популярной, что император Валент был вынужден издать указ о незаконности продажи в рабство самого себя.
Металлурги вероятно заплатят акциз на сталь по итогам января. За декабрь ФАС давала экспортную цену слябов в размере 447,6 долл./тонну, а средний курс доллара по информации ФНС составил 65,44 р./долл. Так что рублёвая величина Цсляб была немного ниже цены отсечения.

Теперь же, судя по всему, и цена будет побольше и курс повыше. Стоит ожидать новых дискуссий о "донастройках", в зависимости от финансовых результатов отрасли. В этом и прелесть ручного регулирования.