Луцет – Telegram
Луцет
3.31K subscribers
509 photos
28 videos
292 files
3.21K links
Налоги, политика, нормотворчество.

Интерпретация нормативных актов.

Нотариальная мудрость https://news.1rj.ru/str/not_mudr

Для связи @LutsetConnection_bot
Download Telegram
Forwarded from История
Древние римляне предпочитали продавать себя в рабство вместо того, чтобы платить налоги

Налоги в Древнем Риме шли на содержание регулярной армии и императорской гвардии. Каждый свободный гражданин Римской Империи был обязан платить налоги. Большинство таких граждан были землевладельцами, привязанными к своей земле, и деться им было по сути некуда.
Зато рабам по закону платить налоги было не нужно, так что мелкие землевладельцы просто продавали себя в рабство и именно так избегали налоговой повинности. В конце концов эта практика стала настолько популярной, что император Валент был вынужден издать указ о незаконности продажи в рабство самого себя.
Металлурги вероятно заплатят акциз на сталь по итогам января. За декабрь ФАС давала экспортную цену слябов в размере 447,6 долл./тонну, а средний курс доллара по информации ФНС составил 65,44 р./долл. Так что рублёвая величина Цсляб была немного ниже цены отсечения.

Теперь же, судя по всему, и цена будет побольше и курс повыше. Стоит ожидать новых дискуссий о "донастройках", в зависимости от финансовых результатов отрасли. В этом и прелесть ручного регулирования.
Кибабака. Так сказал младший, с серьёзным (даже суровым) видом указав пальцем на проезжающий мимо трамвай.

Надо не забыть лет через 15 уточнить, что он имел в виду.
Что общего у нотариусов и судебных приставов?

Ответ на этот вопрос можно найти, попытавшись осмыслить новые большие президентские поручения, о которых уже всем известно. В них много интересного, но мне лично больше всего понравился подпункт "н" пункта 2, в котором правительству поручено "разработать и представить комплекс дополнительных мер, направленных на повышение рождаемости и поддержку семей, имеющих детей, предусмотрев оценку результативности этих мер, источники и объем дополнительного финансирования".

Сначала напомню, что по налогам общественная палата уже давала много дельных предложений, на которые г-жа Баталина изволила ответить словами минфина в надменном отказном стиле. Надо их ещё раз направить в свете последних поручений, пусть думают.

Но есть и ещё куча проблем, две из которых те самые приставы и нотариусы. Ни те ни другие не знают жалости ни к бедным, ни к богатым и взимают всё что можно по полному тарифу.

И те и другие в ведении минюста. Поэтому и разбираться ему. Вот какие у меня предложения:

- при утверждении формулы регионального нотариального тарифа в обязательном порядке предусмотреть льготы для многодетных семей, возможно с учётом платежеспособности. Уровень материальной обеспеченности может быть подтверждён в порядке, аналогичном действующему для мер государственной поддержки;

- статью 69 закона об исполнительном производстве дополнить положениями, позволяющими сохранить от взыскания сумму прожиточных минимумов всех членов многодетной семьи. Сегодня приставы предлагают единственному кормильцу написать заявление на сохранение его ПМ. Что даже в Москве на семью из пяти человек сохраняет доход на человека в размере менее 5 тыс. рублей в месяц. Иначе как издевательством назвать это нельзя - необходимы хотя бы минимальные адекватные гарантии.
Законодательное собрание Челябинской области внесло законопроект о защите земельных прав многодетных семей. Предлагается запретить проведение аукционов по продаже земельных участков в случае, если они включены в перечень предоставляемых отдельным категориям граждан в собственность бесплатно в соответствии с законами субъектов РФ.

Из пояснительной записки следует, что отсутствие подобного запрета позволяет лицам, не относящимся к льготным категориям, через суд настаивать на проведении аукционов и выкупать земли, предназначенные многодетным.

Всячески поддерживаю данное предложение и прошу федеральных депутатов последовать моему примеру. Защита прав многодетных семей должна оставаться одним из законотворческих приоритетов.
Справедливости ради нужно сказать, что подготовили законопроект по налогам для авиаторов довольно быстро - ещё в марте прошлого года. Тот факт, что на доработку потребовался почти год - показатель эффективности взаимодействия внутри правительства и правительства с бизнесом.

Или не очень нужно было до последнего времени?
Президентские поручения остаются стабильным источником налоговых новостей. На этот раз речь о документе по итогам конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта». Здесь две новости - стратегическая и тактическая.

Первая состоит в поручении правительству утвердить федеральный проект по развитию отечественной робототехники, определив в нём в том числе и налоговые условия развития производства и внедрения промышленных роботов в РФ. Учитывая солидный набор уже имеющихся механизмов речь вероятно идёт о новых налоговых льготах. Поживём - увидим.

Тактическая новость - это поручение ФНС совместно с минэком и минцифры "принять меры, направленные на обеспечение эффективного применения механизма налоговых льгот, предоставляемых предпринимателям при приобретении и внедрении передовых отечественных информационно-телекоммуникационных технологий". Признаться, сразу и не решишь, что это будут за меры. В контексте последней активности налоговиков можно предположить, что кое-где и "подприжмут". Где неэффективно, естественно.

Что ещё бросилось в глаза - большое количество поручений напрямую руководителям ФОИВов, минуя Мишустина. Новый тренд или что-то посерьёзнее?
Немного разовью свою обывательскую конспирологию относительно поручений министрам через голову Мишустина. Видим в отдельной когорте:

Мантурова
Егорова
Решетникова
Шадаева
Мурашко.

По первым двоим в недалёком прошлом были проявления особого отношения со стороны Путина, по другим не припомню.

И сантимент в сторону Володина в пункте 12 - думе всего лишь рекомендуется что-то сделать, хотя ранее без проблем напрямую поручалось.
У минфина с минэнерго остался ровно месяц для того, чтобы представить предложения по цене на нефть в целях налогообложения (пункт 2 поручений Пр-142). Попробую предположить, какими будут эти предложения.

Минфин не станет размышлять слишком долго. У него в портфеле уже принятое решение по бензиновому демпферу, где скидка ограничена величиной 20 долл./баррель. Это же и будет предлагаться для других налогов.

Минэнерго традиционно выступит лоббистом нефтяников и будет предлагать более существенную величину, 30-35 долл./баррель. Возможно с плавным снижением в дальнейшем. Но концептуально, по механизму, спорить не будет.

Таким образом, скорее всего, дискуссия традиционно же сведётся к небольшим вариациям в рамках самого простого и удобного для государства варианта. Что может означать новые вменённые налоги на нефтянку.

Методологически этот подход неверный. Необходимы экономически обоснованные параметры налогообложения, например на основе котировок FOB, о которых писал ранее. Но вероятность такого решения к огромному сожалению, исчезающе мала.
Завершилось общественное обсуждение законопроекта по налоговому стимулированию производства водорода и аммиака. Ни одна из компаний ТЭК замечаний не представила, зато высказалась ТПП. Палата предложила расширить периметр законопроекта - считать новыми производства, запущенные ранее 1 января 2025 года (эта дата предусмотрена текущей версией законопроекта). Предложение предсказуемо не нашло понимания у авторов, что пока закрыло этот небольшой лоббистский раунд.

Между тем, помимо новых/старых производств предложенная версия документа содержит как минимум несколько серьёзных вопросов.

Во-первых, ФЭО традиционно являет собой пример лапидарности. Выпадающих доходов не будет, поскольку льгота с 2025 года - коротко, ясно и с огоньком. Ни одной цифры ни в части федерального, ни в части региональных бюджетов, ни в части влияния льготы на экономику и развитие производств.

Во-вторых, география ограничивается двумя полуостровами в ЯНАО по аналогии с СПГ. Понятно, что планы скорректировались, но хотелось бы узнать судьбу и других проектов, в том числе из атласа минпрома.

В-третьих, почему только газовые льготы по НДПИ и налогу на прибыль? Где иные источники и способы получения водорода, в том числе вожделенного "зелёного"?

В-четвёртых, стоит подумать и о стимулах для потребителей водорода, как частных, так и промышленных.

Пояснительная записка следует примеру ФЭО и традиционно ничего не поясняет. Остаётся надеяться, что к моменту внесения в думу появится хотя бы какая-то конкретика.
Инсайдерская чехарда вокруг имени нового главы СП наводит на размышления. Совершенно исчез из информационного поля Макаров, который изначально и номинировался "инсайдерами" на эту должность. И при всех сложностях характера, тем не менее, наиболее подходящий с профессиональной точки зрения кандидат из всех озвученных.

Не оставляет ощущение, что против него активно играют Силуанов, Штогрин и Орлова. Это лишь догадка, но чувствуется какое-то "Кто угодно, только не он". Потому что к Чуйченко этот тезис как раз подходит.
Злые языки говорят, что сегодня на правительственной комиссии по законопроектной деятельности одобрены поправки к законопроекту о налогах для соглашений о сервисных рисках. Тому самому, срок представления поправок к которому истёк ещё десять дней назад.

Традиционно не обошлось без новаций, имеющих отдалённое отношение к первому чтению. Теперь в законопроект предлагается добавить много чего по нефтяным акцизам (в части соглашений о модернизации и операций с бензолом/параксилолом) и немного подправить условия применения повышенной ставки налога на прибыль экспортёрами СПГ.

Поговаривают также, что всем нормам, даже ухудшающим положение налогоплательщиков, предлагается придать обратную силу (с 01.01.2023). Вот уж действительно, визитная карточка минфина.

Думаю, в случае внесения таких поправок никакого обоснования представлено не будет, правовое управление думы препятствий для их принятия не обнаружит, а депутаты проголосуют единогласно. И хочется сказать ненавистникам Силуанова - не мечтайте о замене министра, которому позволено вносить поправками всё, что он на данный момент считает нужным. Невзирая на регламенты и концепции.
Правительство внесло давно анонсированный законопроект о нулевой ставке НДС в отношении работ по ремонту морских судов, судов внутреннего плавания,
судов смешанного (река - море) плавания и судов рыбопромыслового флота. Предоставлять такую ставку планируется при условии заключения инвестиционного соглашения.

Новый инструмент стимулирования инвестиций всегда хорошо. Но чем не угодили уже существующие, пока понять сложно. Тем более, что их пруд пруди.

Пока же предложенная конструкция выглядит попыткой ограничить финансовые притязания судоремонтной отрасли. Потому что единственным логичным решением было бы установление пониженной налоговой ставки бессрочно. НДС ведь предъявляется покупателю и, соответственно, принимается им к вычету.

Поэтому возникает логичный вопрос - что будет после прекращения действия инвестсоглашений - рост цен на ремонтные работы или новый раунд "донастроек"?

Аналогичный вопрос и в отношении расторжения соглашений. Только здесь добавляется ещё и отсутствие переходных положений - как, когда и в каком порядке будет перевыставляться налог в этом случае, законопроект умалчивает. Помимо этого не до конца понятно, почему нулевая ставка будет применяться лишь к работам по новым контрактам, если можно сделать её универсальной в отношении всех операций после заключения инвестсоглашений.

Одним словом, вновь хочется вспомнить об идее инвестиционного кодекса. Был бы он сейчас, возможно и не надо было бы этот огород городить. Впрочем, повторюсь, любые усилия по налоговому стимулированию инвестиций всегда хочется приветствовать. В чём бы они не заключались.
Каждому видится своё. Мне вот например интересно, повлияет ли данное назначение на судьбу керосинового демпфера.

Кто о чём...
Комитет 06.02.2023.pdf
773 KB
Повестка очередного заседания бюджетного комитета вновь насыщенная и интересная. Среди рассматриваемых вопросов есть и те, о которых писал ранее:

- соглашения о сервисных рисках;

- льготы "Русской платине";

- распределение налога на прибыль каспийских месторождений.
Московская областная дума выступила с инициативой о донастройке льгот по земельному налогу для резидентов ОЭЗ. Предлагается сохранить за ними право на применение льгот в случаях раздела или объединения земельных участков, а также уточнить порядок определения сроков применения льгот в отношении участков, которые находились в собственности до получения статуса резидента.

Проекты документов на данном этапе направлены в совет законодателей.
Вот ещё один взгляд на предложения минфина по нефтяным "дисконтам" - как способ "перекрыть халяву" Роснефти и Лукойлу. Это здорово, но немного смущает одно обстоятельство. Поскольку заодно с "халявой" перекроется вся система налогообложения в нефтянке, включая пресловутые малые (независимые) компании. Они конечно и так в курсе, что все проблемы решаются за их счёт - даже те, к которым они отношения не имеют. Но каков запас прочности в этом сегменте и в нефтянке в целом, сказать сложно.

Когда с одной стороны декларируются рыночные механизмы ценообразования, а с другой стороны налоги становятся вменёнными впору вести речь о "серьёзном дисбалансе в концепции". Не забывайте - то, что введут временно, потом станет постоянным. Поэтому нужны экономически обоснованные решения, основанные на объективных показателях.
Размеренный речитатив бюджетного комитета сегодня практически не прерывался - и не имеющие отношения к первому чтению поправки по сервисным рискам, и уникальные без расчётов льготы "Русской платине" приняли тихо и мирно. Согласовано.

Оживление вызвал вопрос по перераспределению налога на прибыль каспийских месторождений, внесённый Народным Хуралом Республики Калмыкия. "Неожиданно" выяснилось, что авторы не просто предлагают перераспределить сумму налога между уровнями бюджета, но и хотят снизить в 2,5 раза налоговую ставку для Лукойла. Вновь возмутителем спокойствия оказалась депутат Дмитриева, которая к очевидному раздражению минфина и неудовольствию сильно уставших коллег вздумала задавать вопросы про какие-то расчёты и бюджетные прогнозы. Оксана Генриховна, сегодня это не в тренде! Не стоит мешать сплочению комитета с минфином и пытаться что-то выяснять - без Вас разберутся.

Ну и калмыцкие депутаты, конечно, вошли в историю. До них ещё никто не предлагал под видом решения бюджетных проблем региона в разы снизить ВИНКу налог.
По итогам вчерашнего комитета хотел бы отметить ещё одну важную особенность - то, как изменилось позиционирование минфина в целом за последнее время.

Об этом свидетельствуют ответы Сазанова на вопросы Дмитриевой. Напомню, она интересовалась поступлениями в федеральный бюджет от каспийских месторождений и получила ответ в стиле "а я откуда знаю, это зависит от многих факторов". И лишь после пикировки на чуть повышенных тонах депутат заслужила снисходительное обещание предоставить, так и быть, какие-либо цифры.

Раньше после такого ответа заместителю министра пришлось бы посыпать голову пеплом и ещё долго припоминалось бы ему всё произошедшее при каждом удобном случае. Теперь же это не вызвало даже лёгкой отповеди председательствующего.

Хочется отметить, что в данном случае отношение не зависит от партийной или какой-либо иной принадлежности. Так проявляется "субъектность" комитета и парламента в целом.
Всем, кто удивляется исчезновению депутата Макарова из федеральной информационной повестки. Андрей Михайлович только что внёс большой бюджетный законопроект, при этом внёс не в соавторстве, а единолично. Помимо масштаба решаемых документом проблем (а это и специальные казначейские кредиты, и операции на казначейских счетах, и возможность увеличения дефицита региональных бюджетов) он привлекает и политической стороной.

Из пояснительной записки следует, что законопроект направлен на "решение срочных задач по поддержке российской экономики, развитию субъектов Российской Федерации, созданию предпосылок для улучшения качества жизни граждан и деятельности субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности". Упоминается там и пункт "2 д" президентских поручений Пр-144 по итогам заседания совета по стратегическому развитию и национальным проектам. Этим пунктом правительству поручено увеличить увеличить лимиты бюджетных кредитов региональным бюджетам и отчитаться до 1 марта об исполнении. Каких-либо поручений по изменению законодательства там нет.

Внесённым законопроектом затрагивается широкий круг вопросов, включая новые направления расходования ФНБ и новые полномочия правительства в бюджетном процессе.

С обывательской точки зрения выглядит как подтверждение статуса ключевого игрока и доверенного лица минфина/правительства в парламенте по всем вопросам, связанными с государственными финансами. Связано ли это и как с продолжающимися согласованиями на пост председателя счётной палаты, остаётся только гадать.