ХОЛОДНЫЙ РАСЧЕТ ∅ – Telegram
ХОЛОДНЫЙ РАСЧЕТ ∅
13.6K subscribers
3.57K photos
44 videos
49 files
2.43K links
🌞 🐀 🐍

Доступ в чат и любые вопросы: через запрос по прямым сообщениям

Поддержать:
https://news.1rj.ru/str/c0ldness?boost
Download Telegram
Forwarded from Valery Kazakov
Удивительно будет иметь дефицит бюджета и одновременно накапливать юани в ФНБ 🤔
🤯3
ХОЛОДНЫЙ РАСЧЕТ ∅
Удивительно будет иметь дефицит бюджета и одновременно накапливать юани в ФНБ 🤔
🦣 Займи и сохрани - это наша норма

В 2017, первый год перехода к бюджетному правилу в современном виде, была такая же история: купили за год $14 млрд. при дефиците 1.5 трлн руб

@c0ldness
🔥5
Forwarded from Nikita Kulagin
У нас тоже 1.1 получилось.
0.9 из-за смены бэнчмарка и 0.2 от правки обратного акциза
Forwarded from Truevalue
Ведомости | Анастасия Бойко опубликовали статью в защиту рубля. Сторонников слабого рубля не нашлось, но они пришли к Александру Исакову с комментариями 😊

Даже Минфин, Минэк и Банк России отметились достойными комментариями. Тут надо помнить, одно дело - слова, а другое - твоя позиция по валюте. И когда дело доходит до денег, мы получаем совсем другое желание - конвертировать ФНБ по хорошему курсу в декабре и продавать в рынок по БП только небольшую часть валюты.

Привожу свои полные комментарии для статьи, что называется, без купюр:
#сми

💬 1. Доходы бюджета в суверенной стране с собственной валютой в принципе не должны быть самостоятельным вопросом повестки дня, как и дефицит бюджета. Макроэкономически имеет смысл инфляция, динамика расходов и как перераспределяются реальные доходы в обществе. Ослабление рубля - абсолютно нерациональный, ошибочный,  сиюминутный, проинфляционный доход бюджета и очень узкого круга бенефициаров (экспортеров, владельцев иностранных активов). На государственном уровне заявлять о том, что бюджету нужен более слабый рубль, - грубая ошибка родом из 90х, когда страна была абсолютно несуверенна, дефицит бюджета финансировался по сути за счёт иностранных инвесторов, а курс был привязан к доллару США. Создание дохода для экспортера или бюджета равно точь-в-точь созданию убытков для всех остальных. Это может быть рационально в одном случае - при реализации стратегии расширения традиционного экспортного потенциала (не наш случай).

Дефицит бюджета - это естественное состояние экономики для суверенной страны, особенно когда существуют ограничения на движение капитала. Для сбережений в национальной валюте нужен надежный источник инструментов без кредитного риска. Такими инструментами являются всегда гособлигации - они субституты денег, выпущенных напрямую Центробанком.

2. Эмиссия рубля происходит каждый раз в момент осуществления расходов бюджета. Всё, что не покрывается доходами бюджета, автоматически становится эмиссией новых рублей в том или ином виде. Какие инструменты эмиссии используются - не так важно.  Будут новые рубли в системе со счетов Казначейства, эмитируют ли рубли напрямую из Центробанка или через банки, которые покупают ОФЗ, - не имеет значения для инфляции. Поэтому вопрос эмиссии - это внутренние расчеты между Минфином, Центробанком и подконтрольными ему банками - кто из них будет бенефициаром или должником.

Для курса и инфляции имеет значение как эмиссия будет зеркалирована на валютном рынке. Но здесь кроме механизма бюджетного правила у нас ничего не используется. Хотя по логике любые продажи валюты или золота из ФНБ должны идти в рынок.

3. Дефицит бюджета в несколько процентов ВВП не представляет угрозы и может быть профинансирован как средствами ФНБ, так и размещением госдолга. Нужно размещать те ОФЗ, которые рынок может абсорбировать по ставкам, близким к ключевой. Это преимущественно короткие облигации или ОФЗ-флоатеры. Для размещения классических длинных ОФЗ необходим инструмент соучастия Банка России в рынке госдолга. Но не для прямого финансирования бюджета, а для контроля премии за риск по всей кривой. Прежде всего, чтобы участники рынка госдолга видели нормальную координацию действий экономических властей и не предполагали неограниченное расширение премии за риск в ОФЗ.

-----

▶️ По теме рекомендую ещё академический пост Олега Шибанова о том, что нет такой прямой связи "расходы-инфляция-курс". Хотя при прочих равных в стране вроде России при свободном движении капитала всегда нужно смотреть на потоки капитала и по возможности их купировать/компенсировать.

▶️ А пока мы видим мощный отток на иностранные счета у физлиц каждый месяц - $7 млрд в январе по расчетам Егора Сусина

@truevalue
🔥12🌚1
Forwarded from Полевой
New oil taxes_Feb23.pdf
390.8 KB
🛢️ НЕФТЯНКА КАК СПАСАТЕЛЬНЫЙ КРУГ

📢 Что случилось?
Власти меняют нефтяные налоги - вводится max дисконт Urals к Brent, правится демпфер.  
       
🔍 Зачем это?

• Вводится приемлемый для казны уровень цен, стимулируется перестройка логистики/структуры покупателей, снижаются стимулы у нефтянки скрывать часть дисконта
 
• Меньше провал нефтегазовых доходов, продажи валюты с лета сменятся покупками, но объемы некритичны

• Объем привлечения ОФЗ в этом сценарии 3.5-3.9 трлн руб. – немало, но Минфину привлечь по силам, как и рынку его абсорбировать.
 
💰 Что это значит для инвесторов?

• RUB пока вряд ли будет устойчиво слабее 73-74/USD, краткосрочно возможны 71-72/USD, минимум по рублю на 2П23 75-77/USD

• В ОФЗ факторы первички от Минфина и возможного роста ставки ЦБ (не мой сценарий) пока требуют осторожности в отношении бондов с фиксированным купоном

• В акциях для нефтянки изменение налогов, перестройка логистики и внешний спрос - ключевые вызовы. Для остальных – риск разовых/налоговых изъятий и геополитика
🫡4
Полевой
New oil taxes_Feb23.pdf
🔮 Про эффект предельного дисконта на Urals - @dmitrypolevoy:

• нефтегазовые доходы: 7.7-7.9 трлн руб - сходимся тут

• не-нефтегазовые доходы: 17.2-17.4 трлн руб. - выше плана в 17 трлн руб

• USDRUB ¬ 68-77/USD, в среднем 73-74 в 2023

• Изменение курса на 1 рубль за 12 месяцев дает 100-110 млрд. доходов федеральному бюджету в текущих условиях

@c0ldness
🔥8
Банк России: денежно-кредитные условия остаются нейтральными – а как же дефициты бюджета?

Повторим, что не так с таблицей из доклада о ДКУ Банка России:

💡Так как Банк России смотрит на персентиль показателей с 2017 года, то обновление ими максимумов или минимумов, при прочих равных, не приводит к изменению денежно-кредитных условий

• Таким образом, например, ускорение роста денежной массы (скажем, из-за роста дефицита бюджета), при прочих равных, не изменит жесткость / мягкость ДКУ, измеряемую ЦБ

Почему?

• Рост денежной массы г/г уже был максимальным с января 2017 года =>

любого размера дефицит федерального бюджета в январе оставил рост г/г M2 максимальным и не изменил средний персентиль по показателям

• Январский дефицит бюджета поэтому вновь не изменил нейтральность ДКУ, хотя должен был

@xtxixty
🤯1
Твердые цифры
Банк России: денежно-кредитные условия остаются нейтральными – а как же дефициты бюджета? Повторим, что не так с таблицей из доклада о ДКУ Банка России: 💡Так как Банк России смотрит на персентиль показателей с 2017 года, то обновление ими максимумов или…
🦣 Как обычно, все по делу, но вот это не вполне ясно:

Так как Банк России смотрит на персентиль показателей с 2017 года, то обновление ими максимумов или минимумов, при прочих равных, не приводит к изменению денежно-кредитных условий

Новые данные скорее похоже все же влияют на расчет персентилей на старые даты - то есть обновление максимумов, скажем по росту денежной массы сделает на этом графике старые эпизоды быстрого роста "менее мягкими"

В поясниловке под графиком подписано, что январь учитывается:

"График отражает уровень показателя (в персентилях) относительно распределения значений с января 2017 г. по декабрь 2022 г. (левый график) и по январь 2023 г"

@c0ldness
ХОЛОДНЫЙ РАСЧЕТ ∅
🔮 Ожидания на 2023 в 14 вопросах и ответах 1. Как долго продлится конфликт между 🇷🇺 и 🇺🇦? Закончится в 1П24 ± 6 месяцев 2. Будет ли принято решение о повторной мобилизации? Да, но может быть иной возрастной профиль 3. Добыча нефти упадет до или ниже 9…
🔮 Экономика 🇷🇺 и санкции: следующие 12 месяцев

Завтра bne делает семинар с аналитиками по России Элиной Рыбаковой (IIF) и Иккой Корхоненом (Банк Финляндии) про уроки прошлого и прогнозы на 2023

Сверим ожидания - мои гипотезы прежние:

• устойчивость 🇷🇺 к санкциям подтверждает, что самый полезный опыт, который следует изучать - это опыт жизни под санкциями ЮАР 80-ых - большой развивающейся страны-экспортера с рыночной экономикой - опыт Ирана не имеет большой ценности

• главная задача 🇷🇺 - найти способ сберегать профициты текущего счета, чтобы сглаживать колебания цен нефти и газа без $ - сейчас решается ставкой на юань, что не вполне удовлетворительно - альтернативы: валюты залива, лира, ранд или инвестирование в реальные активы (порты, землю и т.п.) в дружественных странах

• все серьезные уязвимости не внешние, а внутренние - снижение конкуренции из-за ухода иностранных компаний, рост рыночной власти без производительности, разрастание госсектора

🦣 Присоединиться в зуме - завтра, чт, 17:00

@c0ldness
🔥21
Forwarded from Георгий
Делали оценку по снижению конкуренции из-за ухода иностранных компаний - там все не так плохо, основной вывод - не верить йельскому списку, а проверять как работает компания в России на самом деле. Смотрели влияние на HHI ухода иностранцев и продажи бизнеса российским игрокам.
Могу потом поделиться результатами
🔥10
Об экономике: Что готовит нам Росстат
 
© Григорий Жирнов
 
⚡️ Завтра, 17 февраля, Росстат опубликует финальную оценку спада российской экономики по итогам 2022 года, но уже очевидно, что экономика справилась с вызовами прошлого года значительно лучше ожиданий. При этом есть одна особенность
 
🔹Падение экономики в 2022 году, скорее всего, не превысило 2,5% – значительно лучше изначальных прогнозов (например, в марте 2022 года консенсус ждал спада на 8%, в июле – на 6%, в декабре – на 2,9%).
 
🔹Среди факторов, поддержавших деловую активность, выделим устойчивую нефтедобычу и переориентацию экспорта в страны Азии, сохранение финансовой и макроэкономической стабильности, смягчение бюджетной политики.
 
🔹Мы ожидаем, что в 2023 году российский ВВП умеренно сократится. ЦБ РФ ждет его изменения в диапазоне от минус 1% до 1%, МВФ прогнозирует рост на 0,3%. Но гораздо важнее то, где стабилизируются долгосрочные темпы роста в ближайшие годы.
 
💡То, что экономика в прошлом году всех удивила – безусловно, позитивный фактор. Однако сравнивать динамику лучше относительно того, что было бы при сохранении предыдущего тренда.
 
🗝 Так, даже если экономика будет расти на 2% в год (оптимистично), то к докризисному уровню (конец 2021 г.) она вернется лишь в 2025 году. А уровень ВВП, который мог бы быть достигнут при отсутствии прошлогоднего кризиса, вряд ли будет достижим в ближайшие 10 лет.
 
#ОбЭкономике #макро #ВВП
#ГригорийЖирнов
🔥13🫡2
Пока Росстат откладывает публикацию данных по ВВП за 2022...

... подумаем о будущем, а именно о долгосрочном росте российской экономики

Однозначно оценить влияние структурной перестройки экономики на потенциальный рост ВВП сложно – расходятся и количественные оценки

i) Банк России не даёт официальных количественных оценок, но они (скорее всего) вменены в прогнозные темпы роста в последний год прогнозного периода – пересмотры мнения регулятора представлены на графике

ii) Консенсус сейчас оценивает долгосрочный рост в 1.5% против 2% в 2021

iii) Мы более консервативны – оцениваем потенциальные темпы роста в 1%

💡Рецепт более высоких потенциальных темпов роста – больше рабочей силы и более высокая производительность труда за счёт использования капитала

• В 2022 количество рождений снизилось на 6.9% г/г до 1.3 млн человек (минимум с 2000), а обновление основного капитала требует донастройки логистических цепочек

@xtxixty
🔥1
🗡️ Важная вещь в сегодняшних тезисах совета директоров - это рассуждение о возможном снижении потенциала роста

Вот этот кусочек:

Дальнейшее усиление внешних торговых и финансовых ограничений, фрагментация мировой экономики и финансовой системы способны привести к большему, чем ожидается в базовом сценарии, снижению потенциала российской экономики. Ограничения на стороне предложения могут, в частности, увеличиться из-за проблем с поставками оборудования, медленного восполнения запасов готовой продукции, сырья и комплектующих в случае усиления негативных тенденций в динамике импорта. В свою очередь реализация растущих рисков глобальной рецессии может дополнительно ослабить внешний спрос на товары российского экспорта и, как следствие, привести к ослаблению рубля.

• Итак, как быстро 🇷🇺 будет расти? Понятно, что в официальных прогнозах рост 3%+, но где он на самом деле?

🕯️ Давайте разбираться - мы делаем две вещи:

оцениваем производственную функцию для России и считаем как выпуск соотносился с затраченными ресурсами - числом занятых и отработанных ими часами, запасом капитала и эффективностью его использования и т.п.

• пытаемся понять, сколько этих ресурсов будет в будущем - людей в трудоспособном возрасте? как сильно просядет производительность капитала после ухода нерезов? и т.п.

🗝️ Какой итог? Нужно быть готовыми к тому, что потенциальный рост 🇷🇺 снизится до 0.5% в ближайшее десятилетие

@c0ldness
🔥12🫡2🌚1
🦣 Сколько будет стоить послание?

• В последние 23 года демографическая часть послания президента Федеральному Собранию была самой содержательной и самой дорогой

• Новые меры социальной политики появляются не каждый год, но когда объявляются не бывают косметическими

• В 2006 году в рамках послания объявили о маткапитале, в 2020 году новые меры добавили расходов на 1 триллиона в год, в 2021 году цена мер была скромнее - 450 млрд. руб., а в прошлом году послание не состоялось

• Надеюсь, что в ближайший час должны услышать об увеличении маткапитала, серьезных выплатах на третьего ребенка

@c0ldness
🔥6
Forwarded from Полевой
🇷🇺 ЭКОНОМИКА В РЕЧИ ПРЕЗИДЕНТА

📢 Основные тезисы из речи:

• поддержка экономики в 2022 «…не за счет эмиссии, всё на рыночной базе…», инфляция у 4% позволит снизить ставки

• рост доли рубля в международных расчетах

• стабильность финсектора, прибыль у банков, повышение гарантий по добр. пенс. страхованию с 1.4 до 2.8 млн руб., стимулы для IPO бизнеса

• рынок труда сильный, экономика начала новый цикл роста - будут вложения в инфраструктуру, соц. объекты, логистику и новые рынки, строительство на новых территориях (за счет переноса расходов с 2024)

• фокус на предпринимателя и де-офшоризацию, льготные кредиты и налоговый вычет 1.5х для расходов на свое оборудование/IT

• отказ от внешних займов и надежда на внутренние ресурсы

• создание фонда помощи участникам СВО, доп. рост МРОТ на 10% с 2024 (до 19.2 тыс. руб.), жилищные сертификаты для молодых ученых и льготная аренда жилья для сотрудников ВПК, распределение мат.капитала на семьи на новых территориях на детей, родившихся с 2007, увеличение соц. налогового вычета на обучение детей и самообучение/лекарства, расширение программы бесплатной газификации.

🔍 Что это значит?

На удивление речь сильно спокойнее, чем можно было ожидать. Явно бросается в глаза:

• понимание значимости сохранения рыночных основ экономики на пути ее дальнейшей трансформации, это сказано вначале;

• кажущееся отсутствие планов по переводу экономики на «военные рельсы», чего многие с прошлого года опасались;

• стратегические планы обсуждались так, как будто не существует никаких ограничений (внешних в виде санкций и внутренних – в виде ограниченности финансовых ресурсов у бюджета в условиях СВО), в некотором роде – «дежавю» анонса стратегических инициатив в рамках Национальных проектов 2018 года, но в меньшем масштабе и в совершенно иных условиях.

Все это позволяет рассчитывать (надеяться), что базовые принципы в экономике, монетарной и бюджетной политике кардинально не изменятся. Все остальное в части планов на будущее – не выглядит новым, много-много раз уже озвучивалось, но непонятны источники финансирования и что мешало сделать все это раньше.

💸 Что касается дополнительных бюджетных расходов, то вводных для точных оценок недостаточно, да и глава Минфина уже заявил, что траты на восстановление новых территорий были заложены в бюджет и целевой дефицит в 2% ВВП будет выдержан.

Попытался грубо оценить лишь расходы на повышение МРОТ (от 70 до 110 млрд руб.) и выплату маткапитала (500-700 млрд руб.), исходя из численности всех жителей новых территорий в 6-8 млн чел, фигурировавших в прессе. Их фактическая численность может быть ниже, если эти оценки делались до начала конфликта. Расходы на жилищные сертификаты и льготное жилье оценить не берусь, как и на новый фонд поддержки участников СВО.

На данном этапе допускаю, что речь идёт о допрасходах от 400 до 800 млрд руб., часть из которых (250-300 млрд) может быть профинансирована за счет разового взноса крупного бизнеса. Любые дополнительные ненефтегазовые доходы сверх плановых 17 трлн руб. тоже пойдут на расходы, неугрожая дефициту.
🔥11🤯1🫡1
Полевой
🇷🇺 ЭКОНОМИКА В РЕЧИ ПРЕЗИДЕНТА 📢 Основные тезисы из речи: • поддержка экономики в 2022 «…не за счет эмиссии, всё на рыночной базе…», инфляция у 4% позволит снизить ставки • рост доли рубля в международных расчетах • стабильность финсектора, прибыль у…
🦣 На сколько сегодня поговорили?

@dmitrypolevoy пишет:

Попытался грубо оценить лишь расходы на повышение МРОТ (от 70 до 110 млрд руб.) и выплату маткапитала (500-700 млрд руб.), исходя из численности всех жителей новых территорий в 6-8 млн чел, фигурировавших в прессе. Их фактическая численность может быть ниже, если эти оценки делались до начала конфликта. Расходы на жилищные сертификаты и льготное жилье оценить не берусь, как и на новый фонд поддержки участников СВО.

🥔 Думаю, что новые расходы на 2023 серьезно меньше - не больше 200-300 млрд руб

🌿 Давайте считать вместе:

• Повышение МРОТ - вообще этот год не затрагивает, индексация с 1 января 2024 - читаем:

Предлагаю с 1 января следующего года вдобавок к запланированному повышению провести ещё одно на дополнительные десять процентов. Таким образом, минимальный размер оплаты труда вырастет на 18,5 процента и составит 19 242 рубля.

• Распространение маткапитала на новые регионы может создать расходные обязательства в этом году, а может и не создать - смотрим на опыт Крыма и Севастополя: маткапитал был распространен в 2014 году, но возможность его получить появилась лишь с января 2015 года

Более того, выдача сертификата на маткапитал и его использование серьезно разнесены во времени

Так, в Крыму с населением в 2 млн. за 4 года было выдано порядка 110 тыс. сертификатов, а использовано лишь порядка 45 тыс. - вероятно расходы на маткапитал в оставшиеся месяцы года не превысят десятков миллиардов рублей

• Добавляем сюда еще 50 миллиардов рублей на обновление в текущем году общественного транспорта "на основе современных технологий" в субъектах - тут все ясно, даже цифра есть

• Спецфонд для адресной, персональной помощи семьям погибших бойцов и ветеранам специальной военной операции - сумма здесь не раскрывается + не учитывается в расчетах @dmitrypolevoy, но предположим с запасом 150 млрд. руб.

Итак:  МРОТ 0 + маткапитал 30-40 млрд. руб. + новый транспорт 50 млрд. руб. + спецфонд 150 млрд. руб. = 230-240 млрд. руб.

Это консервативная оценка в том смысле, что мы считаем, что эти расходы будут полностью новыми и не будут финансироваться из резервного фонда правительства - т.е. нераспределенных расходов на 2023

🔮 Сегодняшнее послание оказалось в 2-3 раза менее щедрым, чем ожидания консенсуса - ждали ~750 млрд. руб новых расходов, но не дождались

@c0ldness
🔥7🫡4🌚2
Forwarded from Полевой
Холодный расчет дал свои оценки - заметно ниже моих.

Соглашусь, что фактический "навес" будет меньше из-за разнесенности части трат во времени, плюс маткапитал оценил сверху, реальных получателей может быть меньше.

Не согласен лишь с нулевой оценкой по МРОТ, т.к. она должна затронуть часть бюджетников.

В остальном, отлично иметь альтернативные оценки 👍 - их на удивление мало, да и власти не торопятся (по крайней мере, пока не видел) прояснять ситуацию.
🔥6🤯1
Forwarded from Yury Achkasov
С маткапиталом будет небольшое отличие, как мне видится. Ранее его нельзя было официально монетизировать, а сейчас можно конвертировать в ежемесячные выплаты, если доходы меньше прожиточного минимума. В разрушенных и опустошенных городах и деревнях доля таких семей будет выше, чем в среднем по России.

Это не значит, что расходы будут 500-700, это просто небольшой риск-фактор
🕯️ Какие новые расходные обязательства возникают от ретроактивного распространения маткапитала на новые регионы?

Анастасия Мануйлова @ Ъ:

• С учетом сумм и официальной численности населения пиковые разовые затраты на включение их в самые дорогие социальные программы обойдутся российскому бюджету в разовую сумму до 500 млрд руб

• Минтруд не представил прогнозов числа новых претендентов на выплаты, в Минфине об объеме расходов также пока не сообщают

• Председатель Совета федерации Валентина Матвиенко, все средства на расширение соцпрограмм уже заложены в федеральном бюджете на 2023

🦣 Мера может обойтись в 500 млрд руб за несколько лет, но не даст такого увеличения расходов 2023. Скорость использования выглядит неправдоподобной: 500 млрд. руб. хватит на выдачу ~800 тысяч сертификатов. Для сравнения за всю историю программы с 2007 года было потрачено 12.3 млн сертификатов

@c0ldness
🔥5