Примерно половина потребителй не ждут от брендов выполнения обещаний. Или вообще ничего не ждут?
Jack Morton
Jack Morton
Впечатления вместо золота
«Люди все больше ищут смысл в том, что они делают, поэтому вещи становятся менее ценными, чем опыт и впечатления, воспоминания и новые знания, которые мы получаем благодаря им. В будущем то, что мы делаем, будет значить для нас и нашего круга общения больше, чем то, что мы покупаем. И люди будут больше заботиться об улучшении своей статусности в целом, а не о покупке статусных атрибутов.
Этот тренд стимулируется за счет увеличения роли социальных сетей во всех возрастных группах, так как обычно события и впечатления дают больше возможностей для публикации фотографий и постов, чем покупки".
Уильям Хайем (Will Higham), футуролог, основатель Next Big Thing, специализация - потребительское поведение.
Слова эксперта подтверждаются данными глобального опроса, проведенного в 2018 году YouGov (UK) и PriopityPass. 10 тыс. респондентов, 9 стран, включая Россию.
● Самая популярная форма досуга в мире – ужин вне дома (59% опрошенных), в России же – это походы в кино (68%).
● В мире походы в кино занимают второе место (49%).
● На третьем месте (22%) – различные процедуры, связанные с красотой и здоровьем: маникюр, массаж и пр.
В России - чуть иначе: в качестве развлечения наши сограждане чаще всего ходят в кино (68%), чуть реже - ужинают вне дома (67%).
Сумма долей больше 100%, т.к. можно было выбрать несколько вариантов ответа.
«Люди все больше ищут смысл в том, что они делают, поэтому вещи становятся менее ценными, чем опыт и впечатления, воспоминания и новые знания, которые мы получаем благодаря им. В будущем то, что мы делаем, будет значить для нас и нашего круга общения больше, чем то, что мы покупаем. И люди будут больше заботиться об улучшении своей статусности в целом, а не о покупке статусных атрибутов.
Этот тренд стимулируется за счет увеличения роли социальных сетей во всех возрастных группах, так как обычно события и впечатления дают больше возможностей для публикации фотографий и постов, чем покупки".
Уильям Хайем (Will Higham), футуролог, основатель Next Big Thing, специализация - потребительское поведение.
Слова эксперта подтверждаются данными глобального опроса, проведенного в 2018 году YouGov (UK) и PriopityPass. 10 тыс. респондентов, 9 стран, включая Россию.
● Самая популярная форма досуга в мире – ужин вне дома (59% опрошенных), в России же – это походы в кино (68%).
● В мире походы в кино занимают второе место (49%).
● На третьем месте (22%) – различные процедуры, связанные с красотой и здоровьем: маникюр, массаж и пр.
В России - чуть иначе: в качестве развлечения наши сограждане чаще всего ходят в кино (68%), чуть реже - ужинают вне дома (67%).
Сумма долей больше 100%, т.к. можно было выбрать несколько вариантов ответа.
Какой контент цепляет
Мотивирующие картинки (и побольше, побольше) про переосмысление жизни расшаривают лучше всего. Что бы вы ни думали по этому поводу.
Хорошо идут "списки вещей, которые вы должны знать" (проще говоря, «чек-листы»).
А такой штучный товар, как "набор твитов, которые могут понять только покупатели Лидла" (по-нашему, Пятерочки)» или ностальгические посты про девяностые (ну, например) – будут расшариваться хуже.
Потому что, люди стремятся к лучшему, а к худшему не стремятся, даже если в нем пребывают. Что логично.
Источник: BuzzSumo Content Analysis
Мотивирующие картинки (и побольше, побольше) про переосмысление жизни расшаривают лучше всего. Что бы вы ни думали по этому поводу.
Хорошо идут "списки вещей, которые вы должны знать" (проще говоря, «чек-листы»).
А такой штучный товар, как "набор твитов, которые могут понять только покупатели Лидла" (по-нашему, Пятерочки)» или ностальгические посты про девяностые (ну, например) – будут расшариваться хуже.
Потому что, люди стремятся к лучшему, а к худшему не стремятся, даже если в нем пребывают. Что логично.
Источник: BuzzSumo Content Analysis
Позитивные тесты про «подходящую вам страну» расшаривают в разы чаще, чем те, где «берут на слабО». Казалось бы, расчет на азарт, но нет.
BuzzSumo Content Analysis
BuzzSumo Content Analysis
Опубликовано 12 - 16 ноября 2018 г.
Индекс потребительской уверенности, рассчитанный Росстатом РФ, падает. Но это экстраполяция 2 - 3 кв. 2018 г., ждем данных за 4 квартал. Косвенно, это подтверждается данными Nielsen: "Вторая половина 2018 и начало 2019 года, как мы ожидаем, будут более сложными для потребительского рынка в России".
Mediascope: объем потоковой (in-stream) десктопной видеорекламы в Рунете (01 - 09 2018 г.) вырос на 40%+.
Молодые чаще прощают бренд, не сдержавший обещание.
"Люди все больше ищут смысл в том, что они делают, поэтому вещи становятся менее ценными, чем опыт и впечатления, воспоминания и новые знания, которые мы получаем благодаря им". Уильям Хайем
Какой контент цепляет
Индекс потребительской уверенности, рассчитанный Росстатом РФ, падает. Но это экстраполяция 2 - 3 кв. 2018 г., ждем данных за 4 квартал. Косвенно, это подтверждается данными Nielsen: "Вторая половина 2018 и начало 2019 года, как мы ожидаем, будут более сложными для потребительского рынка в России".
Mediascope: объем потоковой (in-stream) десктопной видеорекламы в Рунете (01 - 09 2018 г.) вырос на 40%+.
Молодые чаще прощают бренд, не сдержавший обещание.
"Люди все больше ищут смысл в том, что они делают, поэтому вещи становятся менее ценными, чем опыт и впечатления, воспоминания и новые знания, которые мы получаем благодаря им". Уильям Хайем
Какой контент цепляет
О чем это мы здесь
Обычно мы лаконичны, но по выходным хочется поговорить по-людски. А то что это: вот диаграмма, вот авторы, столбики, графики, этому верьте, а тому не стоит. А ведь хочется человечинки, прищура такого, знаете ли, доброго. Поэтому, давайте я расскажу сегодня как у нас тут все устроено на этом канале.
Не буду скрывать, у нас есть план. Контент-план. Если коротко, то так:
Один день - один отчет, но постов может быть несколько. Первый обычно длиннее, с описанием, а потом в тот же день только картинка с подписью. Или две.
Тематика распределена по дням недели. Скажем, в четверг ̶р̶ы̶б̶н̶ы̶й̶ ̶д̶е̶н̶ь̶ про тренды или B2B, в понедельник про макроэкономику, в субботу - вспомним, как это было. А в остальные дни - как получится. Т.е. рандомно по отраслям и ситуациям "на пути к покупке" (customer journey). Они у нас расписаны, около десятка тэгов.
Исследования, т.е. контент для канала, ищем по схеме, какой говорить не буду, ибо долго и скучно. Но прав не нарушаем, все из открытых источников. Найденное складываем в мешочек. Он, кстати, доступен - тут.
И немаловажный вопрос: зачем мы это делаем. Ответ будет простой: нас от этого прет. Хочется узнать, как мир устроен.
И, наконец. Мы, конечно, тут выкладываем материалы, даем ссылки. Но темы нам, в общем, безразличны. Пишите, если что, подрулим в вашу сторону, если контент будет под рукой. А если не будет - найдем. Иногда получается сделать это быстро. И нет, это не коммерческое предложение. Так, небольшая помощь по хозяйству.
Не прощаюсь :)
Обычно мы лаконичны, но по выходным хочется поговорить по-людски. А то что это: вот диаграмма, вот авторы, столбики, графики, этому верьте, а тому не стоит. А ведь хочется человечинки, прищура такого, знаете ли, доброго. Поэтому, давайте я расскажу сегодня как у нас тут все устроено на этом канале.
Не буду скрывать, у нас есть план. Контент-план. Если коротко, то так:
Один день - один отчет, но постов может быть несколько. Первый обычно длиннее, с описанием, а потом в тот же день только картинка с подписью. Или две.
Тематика распределена по дням недели. Скажем, в четверг ̶р̶ы̶б̶н̶ы̶й̶ ̶д̶е̶н̶ь̶ про тренды или B2B, в понедельник про макроэкономику, в субботу - вспомним, как это было. А в остальные дни - как получится. Т.е. рандомно по отраслям и ситуациям "на пути к покупке" (customer journey). Они у нас расписаны, около десятка тэгов.
Исследования, т.е. контент для канала, ищем по схеме, какой говорить не буду, ибо долго и скучно. Но прав не нарушаем, все из открытых источников. Найденное складываем в мешочек. Он, кстати, доступен - тут.
И немаловажный вопрос: зачем мы это делаем. Ответ будет простой: нас от этого прет. Хочется узнать, как мир устроен.
И, наконец. Мы, конечно, тут выкладываем материалы, даем ссылки. Но темы нам, в общем, безразличны. Пишите, если что, подрулим в вашу сторону, если контент будет под рукой. А если не будет - найдем. Иногда получается сделать это быстро. И нет, это не коммерческое предложение. Так, небольшая помощь по хозяйству.
Не прощаюсь :)
Это очень хорошо, что пока нам плохо
В октябре 2018 года Минэкономразвития РФ выпустило "Прогноз социально-экономического развития РФ до 2024 года". Читать такие документы полезно не только потому, что это 95 страниц сжатого текста (с ̶к̶а̶р̶т̶и̶н̶к̶а̶м̶и̶ диаграммами!), составленного специалистами. Иметь прогнозы ведомства, способного влиять своими решениями на систему, это как пользоваться инсайдерской информацией: ведь эти решения уже учтены в расчетах.
Теперь, буквально, суперпунктиром о главном:
"Рост ВВП в текущем году прогнозируется на уровне 1,8 %, при этом темпы роста внутреннего спроса замедляются".
Плохо, конечно, но понятно: во всем виноват бизнес.
"Это является следствием ухудшения настроений бизнеса из-за:
- роста неопределенности относительно применения санкционных мер,
- повышения волатильности на финансовых рынках,
- ускорения оттока капитала,
- роста доходностей долговых ценных бумаг".
Таким образом, замеры потребительских настроений, сделанные Nielsen, в целом, соответствуют картине мира.
Но есть и хорошие новости. "Следующий 2019 год можно охарактеризовать как «адаптационный» к принятым решениям макроэкономической политики. По итогам 2019 года, темп роста ВВП прогнозируется на уровне 1,3 %". Но дальше будет больше. То есть, чтобы взлететь, надо снизиться и разогнаться. Для этого Правительство принимает пакет мер, ключевыми считаются три направления:
- реализация национальных проектов, включая развитие инфраструктуры;
- повышение уровня инвестактивности;
- пенсионная реформа.
"Минэкономразвития ожидает постепенного ускорения темпов экономического роста до 2,0 % в 2020 году и выше уровня в 3,0 %, начиная с 2021 года. При этом структура ВВП по использованию существенно сместится в сторону увеличения вклада инвестиционного спроса". В общем, следим за направлением инвестиций.
На диаграмме: Экономический рост ВВП РФ
В октябре 2018 года Минэкономразвития РФ выпустило "Прогноз социально-экономического развития РФ до 2024 года". Читать такие документы полезно не только потому, что это 95 страниц сжатого текста (с ̶к̶а̶р̶т̶и̶н̶к̶а̶м̶и̶ диаграммами!), составленного специалистами. Иметь прогнозы ведомства, способного влиять своими решениями на систему, это как пользоваться инсайдерской информацией: ведь эти решения уже учтены в расчетах.
Теперь, буквально, суперпунктиром о главном:
"Рост ВВП в текущем году прогнозируется на уровне 1,8 %, при этом темпы роста внутреннего спроса замедляются".
Плохо, конечно, но понятно: во всем виноват бизнес.
"Это является следствием ухудшения настроений бизнеса из-за:
- роста неопределенности относительно применения санкционных мер,
- повышения волатильности на финансовых рынках,
- ускорения оттока капитала,
- роста доходностей долговых ценных бумаг".
Таким образом, замеры потребительских настроений, сделанные Nielsen, в целом, соответствуют картине мира.
Но есть и хорошие новости. "Следующий 2019 год можно охарактеризовать как «адаптационный» к принятым решениям макроэкономической политики. По итогам 2019 года, темп роста ВВП прогнозируется на уровне 1,3 %". Но дальше будет больше. То есть, чтобы взлететь, надо снизиться и разогнаться. Для этого Правительство принимает пакет мер, ключевыми считаются три направления:
- реализация национальных проектов, включая развитие инфраструктуры;
- повышение уровня инвестактивности;
- пенсионная реформа.
"Минэкономразвития ожидает постепенного ускорения темпов экономического роста до 2,0 % в 2020 году и выше уровня в 3,0 %, начиная с 2021 года. При этом структура ВВП по использованию существенно сместится в сторону увеличения вклада инвестиционного спроса". В общем, следим за направлением инвестиций.
На диаграмме: Экономический рост ВВП РФ
Естественное движение населения.
Через пять лет нас будет больше. Это хорошо, но за счет кого? Ответ перед вами: число родившихся стабильно падает.
Источник: Минэкономразвития РФ
Через пять лет нас будет больше. Это хорошо, но за счет кого? Ответ перед вами: число родившихся стабильно падает.
Источник: Минэкономразвития РФ
Как люди покупают: типажи и характеристики
Каждый год Euromonitor International проводит глобальный опрос с целью определить типажи людей, находящихся «на пути к покупке».
Идея такая: изучаются пять характеристик каждого респондента:
- Индивидуальные черты характера.
- Покупательские предпочтения.
- Использование высокотехнологичных устройств.
- Отношение к охране природы.
- Привычки, касающиеся еды и здоровья.
Разумеется, вопросов в анкете много больше, чем пять. В итоге, формируются кластеры, характеризующие типы потребительского поведения в ходе покупки. Их число каждый год меняется, но в 2016 и 2017 оно неизменно – восемь.
Опрос глобальный, охвачена 21 страна, включая Россию. Каждой стране присущи свои типы – четыре или пять.
Вот «российский список» (мы оставили оригинал для тех, кто знает язык лучше):
Inspired Adventurer - Искатель приключений.
Secure Traditionalist - Осторожный традиционалист.
Conservative Homebody - Консервативный домосед.
Undaunted Striver - Бесстрашный борец.
Empowered Activist - Раскрепощенный активист.
Кого сколько можно видеть на диаграмме ниже, а конкретику мы сегодня выложим чуть позже. Сохраняем интригу :).
(в сторону) Доля осторожных традиционалистов прямо выросла, а домоседов упала. К чему бы это?
Каждый год Euromonitor International проводит глобальный опрос с целью определить типажи людей, находящихся «на пути к покупке».
Идея такая: изучаются пять характеристик каждого респондента:
- Индивидуальные черты характера.
- Покупательские предпочтения.
- Использование высокотехнологичных устройств.
- Отношение к охране природы.
- Привычки, касающиеся еды и здоровья.
Разумеется, вопросов в анкете много больше, чем пять. В итоге, формируются кластеры, характеризующие типы потребительского поведения в ходе покупки. Их число каждый год меняется, но в 2016 и 2017 оно неизменно – восемь.
Опрос глобальный, охвачена 21 страна, включая Россию. Каждой стране присущи свои типы – четыре или пять.
Вот «российский список» (мы оставили оригинал для тех, кто знает язык лучше):
Inspired Adventurer - Искатель приключений.
Secure Traditionalist - Осторожный традиционалист.
Conservative Homebody - Консервативный домосед.
Undaunted Striver - Бесстрашный борец.
Empowered Activist - Раскрепощенный активист.
Кого сколько можно видеть на диаграмме ниже, а конкретику мы сегодня выложим чуть позже. Сохраняем интригу :).
(в сторону) Доля осторожных традиционалистов прямо выросла, а домоседов упала. К чему бы это?
Лучше один раз увидеть. И сохранить
Brightcove, сервис для облачного хранения данных, поручил компании YouGov опросить людей на предмет их отношения к видео. Ну, в общем, понятно зачем. Кто бы сомневался в том, что видео - хороший способ промотирования товаров, но опрос - это цифры, которым "нельзя не верить". И мы верим, к тому же известно, что YouGov - профессионалы в своем деле. Они и спросили осенью 2018 г. 4,5 тысячи респондентов в US, UK и Австралии об их отношении к роли видео в принятии решения о покупке.
Результаты получились ожидаемые, но интересны детали. Понятно, что миллениалы относятся к видео лучше, чем "в среднем по больнице", но вот смотрите: лишь один из трех столбиков дотягивает до 50% отметки. А ведь это, несомненно, отобранные данные, призванные подчеркнуть ведущую роль видео. Получилось не очень.
Судите сами: то, что видео - самый запоминающийся вид контента, считает лишь каждый пятый (примерно) респондент. Да и в коммуникации с брендами у видеороликов явно есть сильные конкуренты. Кто они? Пока не знаем, но поищем в других отчетах и нет сомнения - найдем. А сегодня (позже) будут любопытные детали о том, в каких категориях промо ролики наиболее эффективны.
Brightcove, сервис для облачного хранения данных, поручил компании YouGov опросить людей на предмет их отношения к видео. Ну, в общем, понятно зачем. Кто бы сомневался в том, что видео - хороший способ промотирования товаров, но опрос - это цифры, которым "нельзя не верить". И мы верим, к тому же известно, что YouGov - профессионалы в своем деле. Они и спросили осенью 2018 г. 4,5 тысячи респондентов в US, UK и Австралии об их отношении к роли видео в принятии решения о покупке.
Результаты получились ожидаемые, но интересны детали. Понятно, что миллениалы относятся к видео лучше, чем "в среднем по больнице", но вот смотрите: лишь один из трех столбиков дотягивает до 50% отметки. А ведь это, несомненно, отобранные данные, призванные подчеркнуть ведущую роль видео. Получилось не очень.
Судите сами: то, что видео - самый запоминающийся вид контента, считает лишь каждый пятый (примерно) респондент. Да и в коммуникации с брендами у видеороликов явно есть сильные конкуренты. Кто они? Пока не знаем, но поищем в других отчетах и нет сомнения - найдем. А сегодня (позже) будут любопытные детали о том, в каких категориях промо ролики наиболее эффективны.
Категория "Средства личной гигиены" явно недооценена и понятно почему. Если гаджеты или инструменты показывают в работе, то здесь - только упаковки.
"Делай, как я", а не "делай, как я говорю".
"Делай, как я", а не "делай, как я говорю".
Готовим не сами
Россияне стали меньше готовить дома. Они чаще ходят в кафе и рестораны, их оборот вырос с начала этого года на 4% (Росстат РФ), да и вообще как-то забывают, что в стране кризис. Об этом косвенно свидетельствует рост продаж товаров длительного спроса, ипотеки, кредитов (данные GfK).
В качестве подтверждения - две диаграммы: продажи готовых блюд показывают положительную динамику, а ингредиентов (мука, сахар, масло) - отрицательную.
Ну а теперь расскажите нам про снижение доходов, про то, что опять Росстат все не так подсчитал. Перефразируя известное выражение, скажем так: неважно, как считают доходы, важно, что на них покупают.
Справочно: МАТ - это скользящая годовая сумма.
Россияне стали меньше готовить дома. Они чаще ходят в кафе и рестораны, их оборот вырос с начала этого года на 4% (Росстат РФ), да и вообще как-то забывают, что в стране кризис. Об этом косвенно свидетельствует рост продаж товаров длительного спроса, ипотеки, кредитов (данные GfK).
В качестве подтверждения - две диаграммы: продажи готовых блюд показывают положительную динамику, а ингредиентов (мука, сахар, масло) - отрицательную.
Ну а теперь расскажите нам про снижение доходов, про то, что опять Росстат все не так подсчитал. Перефразируя известное выражение, скажем так: неважно, как считают доходы, важно, что на них покупают.
Справочно: МАТ - это скользящая годовая сумма.
Рынок падает, возможности растут
Рынок FMCG в 3 квартале 2018 года упал. Ну, не то чтобы совсем, но заметно. Он вообще ведет себя тревожно: непонятно почему растет, непонятно почему падает. Что происходит?
Эксперты ГфК, зафиксировавшие снижение объема рынка, объясняют это:
а) низкой инфляцией;
б) игрой со скидками производителей и ретейлеров;
в) тем, что покупатели стали меньше покупать.
Доводы убедительные, особенно, последнее, хотя и мало что объясняют. Попробуем на пальцах.
Рост рынка в условиях высокой инфляции был, по сути, пирамидой: купил сырье, пока перерабатывал - цены выросли, продал - профит. Низкая инфляция всё прекратила.
В условиях пирамиды можно было играть скидками - маржа велика. Инфляция снизилась - надо срочно менять политику, но нет, понравилось - продажи-то идут. А прибыль уже нет. Пировали, веселились, подсчитали, прослезились.
А покупать перестали, потому что стали жить чуть-чуть лучше. Может, денег больше, а, может приспособились. В результате изменилась структура потребления. Люди. конечно, не перестали есть, просто домой приносят меньше продуктов, а едят в ресторанах или заказывают доставку на дом.
Могут быть и более сложные схемы, как нам подсказывают подписчики: уехали за город (воздух лучше и вообще), больше времени в дороге, некогда готовить.
Вот еще факты для подтверждения гипотезы: продажи детского питания примерно те же (данные ГфК), корма для животных раскупаются отлично. Что логично: ни дети, ни животные в ресторанах не едят.
Смена модели потребления - это стратегическое окно для разного рода начинаний. Торопитесь, оно не вечно!
Рынок FMCG в 3 квартале 2018 года упал. Ну, не то чтобы совсем, но заметно. Он вообще ведет себя тревожно: непонятно почему растет, непонятно почему падает. Что происходит?
Эксперты ГфК, зафиксировавшие снижение объема рынка, объясняют это:
а) низкой инфляцией;
б) игрой со скидками производителей и ретейлеров;
в) тем, что покупатели стали меньше покупать.
Доводы убедительные, особенно, последнее, хотя и мало что объясняют. Попробуем на пальцах.
Рост рынка в условиях высокой инфляции был, по сути, пирамидой: купил сырье, пока перерабатывал - цены выросли, продал - профит. Низкая инфляция всё прекратила.
В условиях пирамиды можно было играть скидками - маржа велика. Инфляция снизилась - надо срочно менять политику, но нет, понравилось - продажи-то идут. А прибыль уже нет. Пировали, веселились, подсчитали, прослезились.
А покупать перестали, потому что стали жить чуть-чуть лучше. Может, денег больше, а, может приспособились. В результате изменилась структура потребления. Люди. конечно, не перестали есть, просто домой приносят меньше продуктов, а едят в ресторанах или заказывают доставку на дом.
Могут быть и более сложные схемы, как нам подсказывают подписчики: уехали за город (воздух лучше и вообще), больше времени в дороге, некогда готовить.
Вот еще факты для подтверждения гипотезы: продажи детского питания примерно те же (данные ГфК), корма для животных раскупаются отлично. Что логично: ни дети, ни животные в ресторанах не едят.
Смена модели потребления - это стратегическое окно для разного рода начинаний. Торопитесь, оно не вечно!