Потребительское поведение; факты и тренды – Telegram
Потребительское поведение; факты и тренды
8.85K subscribers
1.27K photos
16 videos
2 files
1.28K links
Аналитический канал Дмитрия Фролова о трендах и маркетинговых исследованиях
Контакт для сотрудничества - @Qutes52
Медиакит по запросу
Купить рекламу через биржу telega.in: https://telega.in/c/c_behavior
Download Telegram
О чем это мы здесь

Обычно мы лаконичны, но по выходным хочется поговорить по-людски. А то что это: вот диаграмма, вот авторы, столбики, графики, этому верьте, а тому не стоит. А ведь хочется человечинки, прищура такого, знаете ли, доброго. Поэтому, давайте я расскажу сегодня как у нас тут все устроено на этом канале.

Не буду скрывать, у нас есть план. Контент-план. Если коротко, то так:
Один день - один отчет, но постов может быть несколько. Первый обычно длиннее, с описанием, а потом в тот же день только картинка с подписью. Или две.
Тематика распределена по дням недели. Скажем, в четверг ̶р̶ы̶б̶н̶ы̶й̶ ̶д̶е̶н̶ь̶ про тренды или B2B, в понедельник про макроэкономику, в субботу - вспомним, как это было. А в остальные дни - как получится. Т.е. рандомно по отраслям и ситуациям "на пути к покупке" (customer journey). Они у нас расписаны, около десятка тэгов.

Исследования, т.е. контент для канала, ищем по схеме, какой говорить не буду, ибо долго и скучно. Но прав не нарушаем, все из открытых источников. Найденное складываем в мешочек. Он, кстати, доступен - тут.
И немаловажный вопрос: зачем мы это делаем. Ответ будет простой: нас от этого прет. Хочется узнать, как мир устроен.
И, наконец. Мы, конечно, тут выкладываем материалы, даем ссылки. Но темы нам, в общем, безразличны. Пишите, если что, подрулим в вашу сторону, если контент будет под рукой. А если не будет - найдем. Иногда получается сделать это быстро. И нет, это не коммерческое предложение. Так, небольшая помощь по хозяйству.
Не прощаюсь :)
Это очень хорошо, что пока нам плохо

В октябре 2018 года Минэкономразвития РФ выпустило "Прогноз социально-экономического развития РФ до 2024 года". Читать такие документы полезно не только потому, что это 95 страниц сжатого текста (с ̶к̶а̶р̶т̶и̶н̶к̶а̶м̶и̶ диаграммами!), составленного специалистами. Иметь прогнозы ведомства, способного влиять своими решениями на систему, это как пользоваться инсайдерской информацией: ведь эти решения уже учтены в расчетах.

Теперь, буквально, суперпунктиром о главном:
"Рост ВВП в текущем году прогнозируется на уровне 1,8 %, при этом темпы роста внутреннего спроса замедляются".
Плохо, конечно, но понятно: во всем виноват бизнес.
"Это является следствием ухудшения настроений бизнеса из-за:
- роста неопределенности относительно применения санкционных мер,
- повышения волатильности на финансовых рынках,
- ускорения оттока капитала,
- роста доходностей долговых ценных бумаг".
Таким образом, замеры потребительских настроений, сделанные Nielsen, в целом, соответствуют картине мира.

Но есть и хорошие новости. "Следующий 2019 год можно охарактеризовать как «адаптационный» к принятым решениям макроэкономической политики. По итогам 2019 года, темп роста ВВП прогнозируется на уровне 1,3 %". Но дальше будет больше. То есть, чтобы взлететь, надо снизиться и разогнаться. Для этого Правительство принимает пакет мер, ключевыми считаются три направления:
- реализация национальных проектов, включая развитие инфраструктуры;
- повышение уровня инвестактивности;
- пенсионная реформа.

"Минэкономразвития ожидает постепенного ускорения темпов экономического роста до 2,0 % в 2020 году и выше уровня в 3,0 %, начиная с 2021 года. При этом структура ВВП по использованию существенно сместится в сторону увеличения вклада инвестиционного спроса". В общем, следим за направлением инвестиций.

На диаграмме: Экономический рост ВВП РФ
Естественное движение населения.
Через пять лет нас будет больше. Это хорошо, но за счет кого? Ответ перед вами: число родившихся стабильно падает.
Источник: Минэкономразвития РФ
Структура темпа роста выпуска обрабатывающих производств РФ за январь-август 2018 г.
Ключевые драйверы роста: пищевая и химическая отрасли, деревообработка.
Делая сегментацию, учитывайте, что зарплата растет не у всех. Ох, не у всех...
Как люди покупают: типажи и характеристики

Каждый год Euromonitor International проводит глобальный опрос с целью определить типажи людей, находящихся «на пути к покупке».

Идея такая: изучаются пять характеристик каждого респондента:

- Индивидуальные черты характера.
- Покупательские предпочтения.
- Использование высокотехнологичных устройств.
- Отношение к охране природы.
- Привычки, касающиеся еды и здоровья.

Разумеется, вопросов в анкете много больше, чем пять. В итоге, формируются кластеры, характеризующие типы потребительского поведения в ходе покупки. Их число каждый год меняется, но в 2016 и 2017 оно неизменно – восемь.

Опрос глобальный, охвачена 21 страна, включая Россию. Каждой стране присущи свои типы – четыре или пять.

Вот «российский список» (мы оставили оригинал для тех, кто знает язык лучше):

Inspired Adventurer - Искатель приключений.
Secure Traditionalist - Осторожный традиционалист.
Conservative Homebody - Консервативный домосед.
Undaunted Striver - Бесстрашный борец.
Empowered Activist - Раскрепощенный активист.

Кого сколько можно видеть на диаграмме ниже, а конкретику мы сегодня выложим чуть позже. Сохраняем интригу :).
(в сторону) Доля осторожных традиционалистов прямо выросла, а домоседов упала. К чему бы это?
Эти люди больше всего ценят пресловутое "соотношение цены и качества". Они не прочь попробовать новые продукты и сервисы, не забывая при этом о цене.
Нет в мире совершенства.
На картинке кровать, которую производитель позиционирует "Для самых отважных искателей приключений". Вы поняли? Хотя эти искатели любят тратить, а не копить, найти с ними общий язык совсем непросто.
Лучше один раз увидеть. И сохранить

Brightcove, сервис для облачного хранения данных, поручил компании YouGov опросить людей на предмет их отношения к видео. Ну, в общем, понятно зачем. Кто бы сомневался в том, что видео - хороший способ промотирования товаров, но опрос - это цифры, которым "нельзя не верить". И мы верим, к тому же известно, что YouGov - профессионалы в своем деле. Они и спросили осенью 2018 г. 4,5 тысячи респондентов в US, UK и Австралии об их отношении к роли видео в принятии решения о покупке.

Результаты получились ожидаемые, но интересны детали. Понятно, что миллениалы относятся к видео лучше, чем "в среднем по больнице", но вот смотрите: лишь один из трех столбиков дотягивает до 50% отметки. А ведь это, несомненно, отобранные данные, призванные подчеркнуть ведущую роль видео. Получилось не очень.

Судите сами: то, что видео - самый запоминающийся вид контента, считает лишь каждый пятый (примерно) респондент. Да и в коммуникации с брендами у видеороликов явно есть сильные конкуренты. Кто они? Пока не знаем, но поищем в других отчетах и нет сомнения - найдем. А сегодня (позже) будут любопытные детали о том, в каких категориях промо ролики наиболее эффективны.
Категория "Средства личной гигиены" явно недооценена и понятно почему. Если гаджеты или инструменты показывают в работе, то здесь - только упаковки.
"Делай, как я", а не "делай, как я говорю".
Самое интересное здесь не в том, что почти все покупают после просмотра. Мало ли что они еще видели. Но каждый четвертый не против "продающего" (shoppable) ролика. Не стесняйтесь, господа! Особенно, в соцсетях.
Готовим не сами

Россияне стали меньше готовить дома. Они чаще ходят в кафе и рестораны, их оборот вырос с начала этого года на 4% (Росстат РФ), да и вообще как-то забывают, что в стране кризис. Об этом косвенно свидетельствует рост продаж товаров длительного спроса, ипотеки, кредитов (данные GfK).

В качестве подтверждения - две диаграммы: продажи готовых блюд показывают положительную динамику, а ингредиентов (мука, сахар, масло) - отрицательную.

Ну а теперь расскажите нам про снижение доходов, про то, что опять Росстат все не так подсчитал. Перефразируя известное выражение, скажем так: неважно, как считают доходы, важно, что на них покупают.
Справочно: МАТ - это скользящая годовая сумма.
Казалось бы, почему стали меньше покупать сахара и муки? Денег не хватает на самое необходимое?
Наоборот! Сворачивают "домашнее производство".
Рынок падает, возможности растут

Рынок FMCG в 3 квартале 2018 года упал. Ну, не то чтобы совсем, но заметно. Он вообще ведет себя тревожно: непонятно почему растет, непонятно почему падает. Что происходит?

Эксперты ГфК, зафиксировавшие снижение объема рынка, объясняют это:
а) низкой инфляцией;
б) игрой со скидками производителей и ретейлеров;
в) тем, что покупатели стали меньше покупать.

Доводы убедительные, особенно, последнее, хотя и мало что объясняют. Попробуем на пальцах.

Рост рынка в условиях высокой инфляции был, по сути, пирамидой: купил сырье, пока перерабатывал - цены выросли, продал - профит. Низкая инфляция всё прекратила.

В условиях пирамиды можно было играть скидками - маржа велика. Инфляция снизилась - надо срочно менять политику, но нет, понравилось - продажи-то идут. А прибыль уже нет. Пировали, веселились, подсчитали, прослезились.

А покупать перестали, потому что стали жить чуть-чуть лучше. Может, денег больше, а, может приспособились. В результате изменилась структура потребления. Люди. конечно, не перестали есть, просто домой приносят меньше продуктов, а едят в ресторанах или заказывают доставку на дом.

Могут быть и более сложные схемы, как нам подсказывают подписчики: уехали за город (воздух лучше и вообще), больше времени в дороге, некогда готовить.

Вот еще факты для подтверждения гипотезы: продажи детского питания примерно те же (данные ГфК), корма для животных раскупаются отлично. Что логично: ни дети, ни животные в ресторанах не едят.

Смена модели потребления - это стратегическое окно для разного рода начинаний. Торопитесь, оно не вечно!
Сам дома можешь и не есть, но кошку покормить обязан.
Зря вы так думаете

Строя гипотезы, мы часто берем их, буквально, "из воздуха", а если подумать, то из медиа. Предполагается, что это очевидно. Но вот исследование GfK показывает, что так бывает не всегда. Проверьте себя!
Все иллюстрации взяты c разрешения автора из презентации мастер-класса Петра Залесского, GfK Rus, проведенного в рамках конференции Digital Research, ноябрь, 2018 г.
Исследование проводилось в 1997 - 2018 гг., 2100 респондентов, вся Россия, вопросы одни и те же, возраст респондентов в момент заполнения анкеты - один и тот же. На диаграммах указаны доли в процентах.
И еще. Здесь мы акцентируем внимание только на различиях, причем, резких. Сходства тоже были и немало. Но здесь - различия.
Поехали!
#ценности_потребителей, #поколения
"В мои лета не должно сметь свое суждение иметь". Да, спустя 200 лет - снова актуально.
Эй, вы там, в головных офисах! Смените пластинку в своих торговых точках. А лучше выключите музыку вовсе. Ваша ЦА выслушает вас и... сделает наоборот.
Источник: GfK
Гордитесь технологичностью своих услуг? Плохие новости: доля тех, кому это нравится, быстро падает.
Источник: GfK
Журналисты циничны - это профессиональное. Но люди, о которых они пишут, не такие. И с каждым годом все больше не такие.
Источник: GfK
Мы не против раздельного сбора мусора. Но вот муссировать тему экологии в рекламе не стоит - с каждым годом это работает все хуже. Лучше действовать личным примером.
Источник: GfK
Опубликовано 19 - 23 ноября 2018 г.

#макроэкономика
Минэкономразвития ожидает постепенного ускорения темпов экономического роста до 2,0 % в 2020 году и выше уровня в 3,0 %, начиная с 2021 года.

#ценности_потребителей, #путь_к_покупке
Евромонитор: основные типажи российских потребителей "на пути к покупке".

#медиапотребление, #видео, #non_food, #поколения
Brightcove: эффективность видео для продвижения товара

#стиль_жизни, #FMCG
GfK: Россияне стали меньше готовить дома.

#ценности_потребителей, #поколения
GfK: различия ценностей поколения YZ (16 - 29 лет) сейчас и 20 лет назад.