еЛёрнинг, ЭдТех и медиа – Telegram
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
1.85K subscribers
373 photos
14 videos
3 files
330 links
Образовательная редактура, онлайн-обучение и медиа-контент

Автор: Филипп Чурилов @philanek
Сайт: https://philchurilov.ru
Медиа: https://longread.media
Бот канала: @content_notes_bot
Download Telegram
Контент для продактов и стартаперов

Подборка ИИ-инструментов для создания и развития продуктов. Перешлите знакомым, которые работают на международном рынке 🙂

1. Checkmyidea-ia: быстрая проверка идей на открытых данных.
2. VenturusAI: обратная связь «от инвестора» на бизнес-идею.
3. Bizway: пошаговые планы по запуску идей.
4. DomainsGPT: подбор доменного имени.
5. RhetorAI: чат-бот для интервью с пользователями.
6. Validly: чат-бот для продуктовых исследований.
7. Power Mode: собирает питч-дек из идей.
8. Pitch League: помогает улучшить питч-дек.
9. Finta: автоматизирует поиск инвесторов.
10. Monterey.ai: анализирует обратную связь от пользователей.
11. Jusi: собирает ТЗ на разработку и ищет исполнителей.
12. Webullar: генерирует сайты и посты для социальных сетей.
13. Eclipse AI: анализирует отзывы и обращения пользователей.
14. Tome: конструктор материалов для сторителлинга.

P.S. На момент этой публикации ChatGPT запущен полгода назад.

#edtech #инновации #ии #стартапы

@content_notes
👍4🔥32
Непостоянная рубрика «Угадал тренд»

В раннем посте про геймификацию в обучении написал:

Историко-лингвистические лекции на глобальных стратегиях... — вот где сила, брат, а не вот это вот всё.

Даже года не прошло 🙂

Компания Paradox Interactive выпустила дополнение к своей глобальной стратегии Europa Universalis IV, которое добавляет в саундтрек игры мини-лекции по истории Китая и Японии.

Страница дополнения начинается словами «Learn while you play». Логично, что про династию Минь интересно узнавать, когда ты ведёшь войска на подавление восстания на окраинах Империи, а не когда листаешь страницы учебника 🙂

То же самое можно сделать с Assassin's Creed — запускать озвучку и без того неплохих исторических справок при посещении игровых локаций и персонажей.

На правах юмора: из ранее угаданных трендов — продукты для подтверждения насмотренности, который также поддержало Бюро Горбунова, и ускорение создания и доставки контента, который подтверждает вся индустрия разработки курсов. Идею про конструктор с витриной скоро реализуют iSpring и Scroll, а про Edutourism мы узнаем через 1-2 года.

Подписывайтесь 😉

#elearning #edtech #угадалтренд
4👍2🔥2🐳2
Как зажечь пылающей факел знаний так, чтобы тебе его никуда не засунули

Когда я работал в новостях, там не было ни LMS, ни базы знаний, ни отдельной папки с описанием процессов.

В рабочие процессы новичков погружал наставник, а профессиональные знания добирали на очных лекциях внутренних экспертов.

Мне как выходцу из eLearning это казалось диким. (Да и сейчас кажется).

Но по-настоящему бомбануло меня в этом эпизоде:

Шеф-редактор: два дня по 3 часа погружает новичка в работу с админкой, редпроцесс, оформление статей, отчётность
Новичок: «Мне кажется, эта работа не для меня. Пока!»
Шеф-редактор: 🗿🗿🗿

После этого я по поводу и без создавал памятки и презентации:

1️⃣ Сделал презентацию новой CMS для испаноязычных коллег;

2️⃣ Собрал справочник по админке для новых сотрудников;

3️⃣ Замахнулся на базовое пособие «Как писать статьи» для новичков без журналистского бэкграунда;

4️⃣ Детально разбирал ошибки в материалах в общих письмах, зачастую довольно едких, а ближе к финалу — токсичных.

Уже после увольнения я написал концепцию асинхронного обучения новичков и показал её единственному сотруднику на всё агентство, который по должности занимался обучением, и... ничего не произошло. В том числе потому, что термин «электронный курс» адресат просто не знал.

Поэтому на вопрос в заголовке у меня нет ответа 🤷🏻‍♂️, зато есть эмпирический опыт:

✍🏻 Один человек не создаст культуру обучения «по совместительству» с основной работой.
✍🏻 Чтобы начать реформировать даже отдельно взятое подразделение, нужно сначала найти вовлечённых единомышленников.
✍🏻 Внедрять что-то новое в консервативных структурах сложно, долго и да ну нафиг убиваться бесплатно за спасибо.
✍🏻 Можно сколько угодно проявлять инициативу снизу, но если сверху нет встречной — чуда не произойдёт.

Такие дела 🙂

#медиа #редактура
👍5
Новости в период турбулентности.pdf
584.9 KB
Памятка о том, как не утонуть в думскроллинге и ослабить давление на кукушеньку.

Фрагмент лекции в РАНХиГС от 28.02.2022.

#elearning
🗿52🥴2
Расползаюсь по рубрикам

Ранее в канале встречались посты про «подсмотренность» (например, французский детский EdTech и чилийская языковая школа). Рад сообщить, что теперь они каждую субботу выходят на канале Digital Learning.

На что уже смотрели:

1️⃣ Конструктор онлайн-курсов Chameleon Creator здесь;

2️⃣ Наглядные лонгриды, конструктор 3D-игр и платформу для мобильного обучения здесь;

3️⃣ Metaverse для обучения, Pinterest для студентов и TikTok для учебной группы здесь.

Кроме метаверсов, которые обычно требуют масштабного внедрения, можно подсмотреть что-то для обучения, ведения базы знаний или собственного SaaS-продукта.

UPD: Публикации также доступны на сайте сообщества по тегу развиваем насмотренность.

#elearning #edtech #медиа #подсмотренность
🔥41👍1
Дофаминовые качели ради кликов

Кликабельных тем в развлекательных СМИ всего пять: Страх, Секс, Скандал, Смерть, Сенсации.

Это «наименьшие общие знаменатели», которые приносят больше всего кликов, дочитываний и пересылок.

И это не злой умысел редакторов, а логичная реакция на поведение людей: эмоциональную дичь читают активнее, чем рациональную скукоту.

Хочешь больше кликов — публикуй больше дичи. Доказано тиктоком, трэш-стримами и упоротыми пранкерами.

Предположим, что ты не хочешь публиковать дичь, но тебе нужны клики людям, которые ставят твой КПЭ, надо показать клики. Что делать? Сделать диким заголовок. Потому что на массовую аудиторию это работает.

Поэтому у нас прижился шаблон заголовка ¿Преувеличенный вопрос? Драматичное продолжение даже к спокойным научно-популярным материалам.

На примере статей про экзопланеты:

😮 ¿Неизбежное исчезновение? Астрофизики спрогнозировали три пути развития человечества
😮 ¿Мы одни во Вселенной? Человечество и наше желание встретить компанию
😮 ¿Там кто-то есть? Познакомьтесь с двумя потенциально обитаемыми суперземлями
😮 ¿Мы не одни? Потенциально обитаемая планета на нашем заднем дворе
😮 ¿Инопланетная жизнь? Ross 128b даёт пару подсказок
😮 ¿Разумная жизнь? Астрономы открыли обитаемую планету

Почему это работало
Это упор на Страх и Сенсации, которые прошибают Систему 1 (по Канеману) и заставляют кликнуть и прочитать: «А ВДРУГ?»

Клики кликались, статистика росла, КПЭ достигались. Идиллия.

Почему долгосрочно это плохо
1️⃣ В поиске по сайту такой паттерн выглядит очень кринжово;
2️⃣ Единственная цель, для которой подходит «аудитория наименьшего знаменателя» — это продавать контекстную рекламу, БАДы и курсы личностного роста;
3️⃣ Зависимость: не поставил «дикий» заголовок — смена некрасиво провалилась в недельном графике.

Что делать?
Менять КПЭ с кликов на что-то содержательное, но в СМИ это не получится. Поэтому — менять работу, пока не разругался со всеми окончательно 🙂

#медиа #редактура
🤪3👍21🔥1
Непопулярное мнение про генерацию контента

Российские конструкторы лонгридов начали презентовать свои ИИ-инструменты.

Команды примерно одинаковые: «сократить», «удлинить», «упростить», «сделать выводы», «сгенерировать тест» и несколько других.

На мой взгляд, это не то, чем ценен ИИ в таких продуктах.

🤖 Автоматизация не должна претендовать на основную работу пользователя, а должна ускорять непрофильные задачи.

💻 ИИ для генерации текста — это очень быстрый, старательный, но всё-таки новичок. Редактор с опытом всё равно потратит время на доделывание этой работы.

🎨 Зато редактор не нарисует иллюстрацию; убьёт полдня на инфографику; шероховато смонтирует видео; пропустит опечатки и запятые; потратит кучу времени на транскрибацию.

Поэтому ИИ в конструкторах должен делать то, что пользователь не факт, что сделает лучше, и совершенно точно не сделает быстрее.

Если продолжать аналогию с новичками, то тебе нужна помощь там, где ты сам — новичок. А свою основную экспертизу ты нейросети всё равно пока не доверишь 🙂

#elearning #инновации #непопулярное
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍91🔥1
Форматы правок

Редактора хлебом не корми — дай что-нибудь отредактировать. Для этого можно использовать разные типы правок.

У меня прижились такие:

💻 К презентации или слайдовому курсу: скриншот с плашками в Ppt. Сделать кадр «Ножницами», обвести проблему, вставить в презентацию, дописать комментарий. Долго, но максимально наглядно. SHIFT + Win + S, скриншот попадает в буфер, клик на уведомление открывает редактор.

📝 К тексту: комментарии к спорным моментам. Считаю их самым ценным форматом редакторского наставничества. Режим «Советовать» для этого не подходит — если много править, невозможно читать текст, и адресат массово принимает правки без рефлексии.

🖼 К картинкам, схемам, макетам: сейчас обычно Figma, а раньше я рисовал поверх скриншотов и дописывал пояснения. Для правок в чате иногда нумерую области и пишу списком.

Важно не забывать, что правки — это не столько часть работы, сколько формат обратной связи. К ним применимы все советы про развивающую, поддерживающую, конструктивную, деструктивную и любую другую обратную связь.

***

Ставьте 🤔, если интересно почитать про процессы.

#eLearning #медиа #редактура
🤔7
Две истории про качество проверки

1️⃣ В формуляре правок к слайдовому курсу про автомобильные станции спутниковой связи (2013 год, курсы для ТВ-специалистов перед Олимпиадой) тестировщик написал:

Я пересчитал формулу расчёта угла наведения спутниковой тарелки на сигнал спутника на основе геолокации. Там ошибка в пятом знаке после запятой. Расчёт прилагаю, рекомендую уточнить у Заказчика.

2️⃣ Накидываю утром статьи в бэклог дневной смены, нахожу перепечатку жгучей темы, ставлю в таблицу с пометкой «звучит кликабельно, но проверьте по источникам».

Вечером вижу эту статью на сайте, а вместе с ней — опровержения истории в крупных СМИ. Прохожу по цепочке источников и нахожу на третьей или четвёртой ссылке... сатирический сайт в духе Onion или «Панорамы».

Чему нас это учит? Кроме бытовой внимательности — особо ничему, но можно забрать эмпирическое правило:

Чтобы было меньше косяков, проверяйте «немного до» и «немного после» вашей части работы. И поощряйте такую культуру в команде 🙂

P.S. Дописываю пост и бегу собираться в Питер на Белую конфу. Кто тоже там — давайте найдёмся 🤝

#elearning #медиа #редактура
👍2🥴1
Короткие впечатления от Белой конфы

1-2 июля был на конференции про онлайн-образование в Питере.

Общее:
▫️ Корпоративное обучение и онлайн-обучение для B2C — две параллельных реальности, которые мало пересекаются и с трудом друг друга понимают.
▫️ Продюсерская лексика — запуск, прогрев, сделать X миллионов и т.д. — режет слух и снижает ценность высказываний.
▫️ «Асинхронные учебные материалы» часто непонятны, а «это тексты, что ли?» не описывают eLearning — нужно придумать внятное описание своего опыта.

Хорошее:
Восторги от выступления, в котором описан близкий мне подход, — косвенное подтверждение моей гипотезы.
Эксперт как автор собственного контента полного цикла — редкость: чтобы из опыта в голове собрать готовый материал, обычно нужна целая команда. Мне — только иллюстратор 😎.
Прекрасная организация: тайминг, навигация, понятность происходящего на высоком уровне.

Прочее:
🗒 За два дня на двоих набрали 9 книг. Придётся читать 😅.
🗒 К записям и презентациям хочется вернуться по горячим следам, но они будут только через две недели.
🗒 «Конференция про маркетинг онлайн-образования» было бы более точным описанием, т.к. про сам образовательный продукт было меньшинство выступлений.

По итогам:
Сейчас я ближе к конференциям Digital Learning, но для расширения кругозора и списка контактов Белая конфа точно была полезна.

#elearning #edtech
7👍3
Делаем кассу книжному стенду и снижаем неопределённость выбора

💵 Годный лайфхак от книжного прилавка на Белой конфе — регулярно перекладывать книги и создавать впечатление обновления ассортимента. Отлично работает, су...пер.

📚 Покупали вдвоём с женой: шесть там и две вечером в Буквоеде. Ещё одну выиграл в лотерее SOHO.LMS.

🙄 Теперь, конечно же, нужно дать публичное обещание прочитать все в горизонте трёх месяцев и подтвердить это какими-то артефактами: статьями, отзывами, сериями постов в канале или чем-то ещё.

Итак, до 04 октября 2023 года в канале появятся артефакты по каждой из этих книг.

Можете поставить мне в личку напоминалки на эту дату 😅

#книги
👍3🔥2
Редактировать себя

Иногда приходится возвращаться к собственным текстам и улучшать их с высоты нового опыта. Нетривиальная задача, особенно если прошло не очень много лет.

📝 С инфостилем всё понятно. Тут сократил, там переписал, здесь убрал лишнее, потому что чётче видишь улучшения.

✍🏻 С нарративом сложнее. Ты же писал это не абы как — старался выстроить мысль и соблюдать единый стиль и порядок изложения. Даже с меньшим опытом у тебя была какая-то тактика, и ты её придерживался.

🤔 Приходишь такой из будущего, смотришь на это думаешь: как бы так улучшить, чтобы всё не переписывать? И аккуратно жонглируешь словами, чтобы ничего по смыслу не поехало.

Рандомная рубрика «Что это было?»: администратор спортивного зала в отеле предупредила, что в зале почти не бывает свободных мест в период между 02:00 и 04:00.

Сначала я такой «штооо», а через пару сообщений в чатах уже «ок, тогда зайду в полночь».

#медиа #редактура #чтоэтобыло
👍1
Портфолио для авторов SCORM-курсов

iSpring выкатил функцию создания портфолио для разработчиков SCORM-курсов.

👏🏻 Это не совсем витрина из моего поста — здесь именно портфолио, а не открытый каталог при конструкторе. Но это важный мостик между разработчиками электронных курсов и внешним миром.

🧑🏻‍💻👩🏻‍💻 Художники выкладывают картинки, аниматоры — ролики, копирайтеры — тексты, а вот eLearning-разработчикам некуда было выкладывать свои работы в первозданном виде: zip-архивы, упакованные по отраслевым стандартам.

🔥 Теперь ждём сотни портфолио с фрагментами крутых асинхронных материалов.

Разумеется, теперь я буду всем говорить, что угадал тренд 😎 Хотя правильнее сказать «толкал его в реальность»: в канале, личных сообщениях и обсуждениях в сообществе и ещё кое-каким способом.

P.S. Свою страницу уже собираю, а ещё накидал идей в бэклог продакту этой функции.

#eLearning #edtech
🔥51👍1
Пятничная рекомендация #5: ищите экспертизу, стучитесь в личку и не сокращайте книги

Сегодня будут эмпирические советы вместо ссылок:

〰️〰️〰️

1️⃣ Вокруг много компетентных людей

Медийных экспертов — десятки. Но ту же работу делают десятки тысяч. Пост в тему.

В одном рукопожатии от вас точно есть люди, которые съели на своей работе условную собаку и которые могут рассказать о ней не меньше блогера-десятитысячника.

〰️〰️〰️

2️⃣ Написавший получит ответ

На волне нетворкинга после Белой конфы написал в личку нескольким людям, чей опыт кажется мне интересным и полезным.

Спойлер: ответили, проконсультировали, назначили встречи. «Когда учит один, учатся двое», поэтому обмен опытом полезен двум сторонам.

〰️〰️〰️

3️⃣ Сокращение книг не работает

Книга — это застывший монолог автора. Он придуман, написан и свёрстан как последовательность мыслей, с которой читатель ведёт внутреннюю беседу.

Если монолог скучный или мысли поверхностные — это проблема автора, а не формата.

Ценность хорошей бизнес-литературы в том, что автор последовательно убеждает вас применить новый подход, а не просто бросает в вас безликий список тезисов.

Саммари и GPTизация заменить это не могут.

〰️〰️〰️

🤔 — пища для размышлений
😐 — верни пятничные ссылки
🗿 — ты втираешь мне какую-то дичь

#eLearning #edtech #media #рекомендации
🤔9
Неявная параллель между обучением и редактурой

Есть мнение, что лучше всего новичка обучит не мастер, а недавний новичок.

🥷🏻 Мастер не помнит, как именно осваивал своё дело, и многие вещи из своего опыта считает очевидными. Недавний новичок помнит, чего ему не хватало и что помогло продвинуться, и может рассказать об этом таким же новичкам.

🧑🏻‍💻 Когда редактор приводит текст к уровню, на котором целевая аудитория а) поймёт текст и б) получит от него пользу, он делает то же самое: погружается в тему настолько, чтобы доступно рассказать о ней людям на предыдущем уровне понимания.

🪜 Процесс можно сравнить с лестницей. Поднявшись на ступеньку, можно уверенно рассуждать о недавно пройденном пути и строить гипотезы о следующем шаге, но не стоит претендовать на пользу для тех, кто далеко впереди или далеко позади.

Это справедливо для обучения в процессе наставничества и в частном преподавании.

Массовые же онлайн-курсы делают с привлечением методологов, которые должны распределить нагрузку и так, чтобы учащиеся всегда осваивали посильное новое (не перепрыгивая ступеньки понимания). А вы много таких онлайн-курсов видели?

Также это ответ на вопросы может ли редактор написать статью по незнакомой теме и может ли методист собрать курс по неизвестной дисциплине.

Да. Но есть нюансы (с)

#elearning #edtech #медиа #редактура
👍4
Роль экспертных консультаций, интересных статей, годных книг и сочных подкастов для профессионального развития.

(с) 2023, PowerPoint, ворованная картинка, colorized

Подробнее в канале:
▫️«Концепция снежка» в образовании
▫️
Подтверждение неформальных знаний

И вне канала:
▫️ Статья HBR о курируемом контенте в обучении
▫️ WiseShot — учебные траектории на открытом контенте

#elearning #edtech
Превью тизера трейлера проекта

Что это у нас тут? А тут у нас работа работается, идеи обстукиваются, образы формируются.

Гипотеза будет проверена. Таков путь 🏳️

#eLearning #редактура
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
4👍1🤪1
Где вы ищете «средние» знания?

Наконец сформулировал, к чему вела «концепция снежка» и пост про статьи.

📑 Когда нам нужно мелкое знание о чём-то, мы идём в поиск и находим статьи, форумы, FAQ'и и прочие кусочки контента, которые могут нам его дать. Так я разбирался с отвалившимися драйверами Thunderbolt на своём ASUS. Да, там Thunderbolt по лицензии, а не Type-C 🧐

📚 Когда нам нужно основательное знание о чём-то, мы ищем учебник, книгу, базу знаний или курс. Так я купил курс по No-code от Cyberband.

📓 А как выглядит середина? Где и в какой форме мы ищем «знания среднего размера»: не атомарные, как посты в Telegram; не рандомные, как статьи в СМИ или блогах; не фундаментальные, как большие курсы?

Один из ответов — в консультациях опытных коллег и экспертов. Но это синхронный формат со всеми его ограничениями.

В статичной асинхронной форме середина — это учебные модули, целенаправленно встроенные в траекторию освоения профессии. Такие, которые ложатся в логику поиска конкретных знаний на конкретном уровне мастерства.

💻 Эта мысль не даёт покоя мне, а с недавних пор — иллюстратору, с которой я работаю.

Stay tuned. Интересное не за горами.

#eLearning #edtech #редактура
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🤔5👍1
Годный пример генеративного инструмента

В продолжение поста про ИИ как поддержку непрофильных компетенций — свежий сервис от Clipdrop.

Stable Doodle преобразует рукописный набросок в три картинки на основе промпта. В примере: мои каракули и запрос "два человека беседуют, стиль анимации Pixar".

Есть огрехи в виде висящей в воздухе ноги и взглядов в пустоту, ну, это просто подождать надо 😅

Как использовать:
▫️ для презентации концепций
▫️ для референсов иллюстратору
▫️ для готового контента с допустимым элементом кринжа

Для коммерческих картинок рано, но прогресс неизбежен 💪🏻

#elearning #инновации
🔥7👍5
Три аргумента в пользу упрощения продуктового подхода к обучению

1️⃣ Все люди разные. Есть множество подходов к психотипам; есть особенности восприятия информации; есть индивидуальный опыт взросления в школе, институте, на первой работе; есть круг друзей и коллег.

Ни одна академическая теория обучения не охватит все вариации эмпирического опыта.

Интересное чтиво: мета-исследование связей между чертами характера и склонностью к обучению.

2️⃣ Образовательный результат сводится к ДА или НЕТ. Понятно, о чём речь; понятно, как применять на практике; начали применять на практике — ДА. Бросили изучать; не стали пробовать; забыли через неделю — НЕТ.

Оба состояния можно достичь быстро или медленно, просто или сложно, дорого или дёшево, более вероятно или менее вероятно — в любой комбинации навыков и затрат.

Интересный факт: основатель Khan Academy объяснял математику своей двоюродной сестре, а потом решил записывать эти объяснения на видео. Вот одно из первых видео на его канале, записанное в 2007 году. Даже в такой форме это было ДА для очень большой аудитории.

3️⃣ Цель любого обучения = 1️⃣ для части людей + 2️⃣ обеспечить образовательный результат

Если для этого нужно проектировать учебную программу по ADDIE, SAM и другим моделям — ок. Если нужно пять лекций и два воркшопа — тоже ок. Если достаточно асинхронных слайдов/лонгридов — отлично. Если хватит бота в Телеграме с напоминалками — и это тоже нормально.

Всё, что работает — это ок.

Такая позиция позволяет примириться с любыми форматами обучения, в т.ч. с теми, которые лично мне не заходят... (Ну, не смотрю я часовые записи лекций).

...если они обеспечивают результат для своей аудитории.

🫠 И вот тут-то мы проваливаемся в минимальную доходимость онлайн-обучения, отвал студентов из когорт, низкий LTV и снисходительное отношение к «выпускникам онлайн-курсов».

О чём это говорит? Что изрядная часть текущих подходов в онлайн-образовании работает плохо. И речь далеко не только про инфобиз.

А значит, нужно меньше воспроизводить «лучшие практики» и больше экспериментировать, чтобы найти идеальный мэтч между «эти авторы так делают» и «таким ученикам это заходит».

С вами была понедельничная духота, оставайтесь с нами.

〰️〰️〰️

🤔 — нормально жмыхнуло
🗿 — ты продолжаешь втирать дичь

#elearning #edtech
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🤔155🗿1