еЛёрнинг, ЭдТех и медиа – Telegram
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
1.85K subscribers
373 photos
14 videos
3 files
330 links
Образовательная редактура, онлайн-обучение и медиа-контент

Автор: Филипп Чурилов @philanek
Сайт: https://philchurilov.ru
Медиа: https://longread.media
Бот канала: @content_notes_bot
Download Telegram
Привет! Все проснулись и начали день?

Включайте в 08:30 утреннее шоу «Сонные эдтехи» радиопередачу про лонгриды.

Пишите в комментариях вопросы.
🔥11
Live stream finished (1 hour)
Всем спасибо и хорошего дня! На днях соберу из речи лонгрид.

Пожелания и вопросы к будущим эфирам можно продолжать писать в форму 🙂

Промокоды и ссылки по итогам эфира — в комментариях:
👍9🔥2
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Про эволюцию носителей учебного контента

Пока я себя монтирую, можно продолжить рассуждать про эволюцию носителей контента в обучении.

🏞 Слайды прошли путь от глиняных табличек до проекционных аппаратов до ПО для создания презентаций до интерактивов и анимации.

Формат стал сложнее и функциональнее, и два последних состояния полностью вытеснили предшественников.

📹 Видео прошло путь от тахископов и «Прибытия поезда» до... того же самого, но в 4K и со смартфонов.

Формат не менялся больше 100 лет, интерактивность в видео редка, и даже «дополненные видео» с распознаванием актёров и контекстной рекламой в кадре — это пока ещё маргинальные стартапы.

📝 Тексты от материи к цифре прошли огромный путь и набрали функций: гиперссылки, поиск, вставка интерактивов, вложенность контента и прочее.

Формат сильно поменялся, НО! его вариации существуют параллельно: как есть нестандартно структурированные бумажные книги, так и ссылки на кирпичи сплошного текста, выдаваемые за «учебные лонгриды», так и цифровые учебники с анимацией, тестами и встроенным ИИ-куратором.

В итоге непонятно, какой формат эволюционно лучше. Точнее, это понятно эмпирически, а на практике часто бывает, что «лучше» — это «быстрее + проще».

🙄 Тезис «на подумать» в последующих постах:

По-настоящему цифровым можно считать формат, принципиально невоспроизводимый в оффлайне


Текст с картинками повторить можно, зачитать однонаправленную лекцию — тоже, а вот интерактивный слайд или мультимедийный текст с тестами, обратной связью, передачей данных и анализом прогресса — уже нет.

Соответственно, задача цифрового обучения: делать то, что невозможно повторить в обучении аналоговом.

В том числе если «быстрее + проще + невозможно аналогово» будет за одну секунду доставить одинаковый текст с картинками тысячам человек одновременно по всей стране.


〰️〰️〰️

🤔 — о, так вот как выглядит автор
🗿 — не надо видео

#edtech #elearning
🔥6🤔6🗿3
Почему текст — это вовсе не текст

Изучал взгляды на интерактивные лонгриды в педагогике и нашёл очень годную «теорию всего», которая может подружить и онлайн vs. оффлайн, и материалы vs. живое общение.

Пока систематизирую мысли в статью (серию статей?), поделюсь инсайтом:

Текст — это не один формат контента, а два


Смотрите:

🔈 Аудиокнига — это один формат контента, потому что носителем является только речь диктора.

📹 Видеолекция — это два формата контента, потому что носителями являются речь диктора и видеоряд (жесты, мимика, образы на экране).

Так вот, 📝 Текст — это тоже два формата контента, потому что носителями являются письменная речь (буквы, вёрстка, списки, таблицы), а ещё наш внутренний голос, который «читает» этот текст в голове.

🧐 Большинство людей мысленно «проговаривают» предложения. По сути, чтение — это аудиокнига, которую мы надиктовываем сами себе. И вот эта внутренняя интерпретация со своей интонацией, ударениями, шероховатостями, даже оговорками и является вторым форматом восприятия текста.

Почему это важно и как это применять?

Применений масса, вот самые частотные:

1️⃣ Нормативные тексты нельзя оставлять в исходном виде. Задача кодекса — максимально подробно задать рамки применения нормы. Люди так не говорят, поэтому при мысленном проговаривании такие тексты в памяти не задерживаются. Привет всем корпоративным курсам, в которых «нельзя менять текст закона» 👋🏻.

2️⃣ Тексты должны быть написаны «под речь». Книги, которые «легко читать», на самом деле написаны в манере устного рассказа — там компактные фразы, умеренная длина абзацев, мало заумных терминов и нет многоэтажных предложений.

В контент-маркетинге давно советуют читать свои тексты вслух (!) и выявлять громоздкие конструкции, и этот совет можно смело забирать в обучение.

3️⃣ В авторских курсах полезно «задать внутренний голос». Гипотеза, которая сейчас кажется очевидной: когда люди читают текст, они не знают, как бы его читал автор, поэтому они читают его себе сами. А если в начале курса дать аудиозапись или приветственное видео автора, именно этот голос в этой манере будет дальше «читать» текст в голове слушателя.

Например, в курсах Digital Dolina (уважаю, рекомендую) стиль текста расходится с манерой речи спикеров в видео. Возникает диссонанс: мозг наследует манеру речи спикера, прикладывает её на текстовую часть — а они разные. И это становится заметно и влияет на иммерсию в контент.

🙄 Казалось бы — простая мысль про внутренний голос, описанный в педагогике в 1970-х. Но обоснованных следствий из неё довольно много, хотя это только часть «теории всего».

〰️〰️〰️

🤔 — давай быстрее статьи
🗿 — неубедительно

#elearning #edtech #медиа
🤔17🔥7👍31🗿1
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
Электронный контент от экспертов как тренд Моя заявка на #УгадалТренд 2024-го года — это продвинутые электронные материалы от носителей экспертизы. 🙄 Не «курсы на геткурсе», не «записи вебинаров» и не «чек-листы в PDFках», а авторские экспертные материалы…
Самоисполняемые пророчества — самые прикольные

Заявил тренд, сам продвинул, сам реализовал. И не надо ждать, пока кто-то другой на рынке это сделает.

Лонгриды из видео получили импульс и скоро станут кейсом (с разрешения, конечно). Платформа с каталогом — в работе и скоро зарелизится на домене.

Кажется, планы по созданию подробной инструкции по такой работе пора ускорять. Сначала для команды, далее — везде 🙂

#elearning #edtech
🔥5👍3
50 оттенков насыщенного текста

Когда я говорил про сосуществование разных форм одного формата без явно доминирующего, я имел в виду вот это.

▫️Слева — сплошной текст, и это вполне коммерчески успешный продукт (позже становится разнообразнее, но несильно).
▫️В центре — текст с тестами и видео, и тоже коммерчески успешный продукт.
▫️Справа — прототип мультимедийного лонгрида, чьи последователи становятся коммерчески успешными прямо сейчас.

Эти и другие формы мультимедийных материалов на основе текста применяются параллельно.

🤔 Субъективно и по опыту мы можем предположить, что «слева скучновато, а остальные вроде поинтереснее». Но это не всегда подтвердит рыночный спрос и соотношение затрат к результату.

💁🏻‍♂️ При этом чем больше лично я вижу зарубежных проектов и примеров мультимедийного учебного контента, тем больше убеждаюсь, что пустой текст в цифровой среде существовать может… но зачем?

🤖 Развитие транскрибаторов и GPT-статей здесь ситуацию не спасёт, потому что они пока что создают именно сплошные кирпичи из букв — работу ускорят, но мультимедийный результат пока не обеспечат.

Прогноз:
Следующими трендами в подготовке специалистов по обучению станут цифровая дидактика и мультимодальная педагогика #угадал_тренд


О них будем говорить чаще.

#elearning #edtech
🔥7👍51
Пятничная рекомендация #22: сообщество «Скормите это LMS»

25 июля 2024 инициативная группа запустила проверку гипотезы нового сообщества: Скормите это LMS.

Гипотеза:
Будет ли востребовано профессиональное сообщество разработчиков eLearning, если это будет не лента новостей с чатом в Telegram и «пассивным» участием, а сервер в Discord, где даже для входа нужно зарегистрироваться в другом сервисе и поставить отдельное приложение?


Предпосылки (детали от инициатора — тут):

1️⃣ А что, если сообщество будет вне самого популярного личного и рабочего мессенджера?
2️⃣ А что, если для активного участия нужно преодолеть барьеры входа?
3️⃣ А что, если малая численность — это не баг, а фича, т.к. активность каждого будет выше?

Как оно пойдёт дальше — неизвестно, но вы можете подключиться к тесту гипотезы вот здесь 🙂

В будущем я буду активничать в контентных чатах, мероприятиях и обучениях.

Кому актуально — присоединяйтесь!

#elearning #edtech #рекомендации
2👍1
Обучение личной нейросети на проектах #2

Продолжаю проект «лонгридов из видео» и продолжаю делать выводы.

Напомню гипотезу:
Многочасовые записи онлайн-занятий никто не пересматривает в исходном виде — чтобы они стали долгосрочно полезными, их нужно переработать в другие форматы


Новая порция инсайтов и выводов:

1️⃣ Между быстро, качественно технологично и дёшево приемлемо по затратам всё ещё выбираем любые два. Быстро и приемлемо — это сначала смонтировать микровидео (3-10 минут, максимум 20), а потом уже думать, во что преобразовывать их дальше.

2️⃣ Второй этап жизненного цикла — это текстовая памятка, а не мультимедийный лонгрид. Желание сразу из видео делать интерактивный лонгрид лучше подавить. Почему? Потому что польза достигается за счёт равномерности результата.

Да, это «просто микровидео» — зато через два-три дня по всем лекциям. Да, это «просто памятки» — зато через неделю-полторы по всем модулям курса.

Если одна лекция будет «крутой лонгрид», а соседняя — «фрагменты видео», возникнет диссонанс. Особенно если учащийся хотел вспомнить другой материал, а не приоритетно преобразованный.

3️⃣ Приоритет переработки задают тема, спикер и его подготовка. Только на третьем этапе мы начинаем дополнять и «интерактивить» материал. Важную роль играет то, как выступал спикер:

▫️ по смысловым блокам с чёткой презентацией — 👍🏻
▫️ в стиле свободного рассказа без презентации — 🫠
▫️ монотонный рассказ — 🥱
▫️ монотонный рассказ с полным текстом речи — 🤩

📚 Также в любом учебном курсе есть мякотка — самый важный, полезный и трансформирующий контент. Его нужно приоритизировать в любом случае, а обзоры смежных тем могут подождать в конце бэклога.

Промежуточный вывод:
Преобразование синхронных онлайн-занятий в асинхронные мини-курсы — это трудоёмко, но долгосрочно перспективно


Продолжаю реализацию, в августе вернусь с готовым кейсом.

#elearning #edtech #медиа
👍61🔥1🐳1
Пятничная рекомендация #23: бот канала «еЛёрнинг, ЭдТех и медиа»

У канала теперь есть бот — @content_notes_bot. На текстовые запросы отвечает компиляциями из постов и статей автора (то есть, меня), а в качестве конкретной прикладной пользы распознаёт текст на присланных картинках.

Сам регулярно достаю текст из скриншотов, поэтому делал по своим «болям».

Пробуйте, пользуйтесь, пишите про баги и помните про галлюцинации нейросетей.

Предыстория

1️⃣ В 2022 году я купил курс по no-code разработке, в котором познакомился с сервисом интеграций Make.

2️⃣ В 2024 году после обновления Assistant API в OpenAI я загрузил в ассистента архив постов канала и настроил выдачу ответов «по возможности, без галлюцинаций» (ха-ха).

3️⃣ В конце июля супруга привезла со встречи сообщества маркетологов примеры использования Make и OpenAI для автоматизации работы.

4️⃣ Три с половиной дня спустя я настроил сценарий в Make, где есть модули «Загружатор файлов», «Распознаватор изображений» и «Корректор фигни». Если интересно, покажу и расскажу.

Сейчас это скорее эксперимент и тестовый проект. Как там оно будет в будущем — посмотрим по статистике использования и отзывам. Пишите их сюда 🙂

Бот тут: @content_notes_bot

〰️〰️〰️

👍🏻 — больше ботов
🗿 — не надо ботов

#elearning #мой_контент #инновации #рекомендации
👍7🔥5👎1🗿1
Профессиональная деформация редактора: Возвращение

На заре канала делился привычкой работать с типографскими символами.

Казалось бы, поговорили и ладно, но через два года я нашёл адд-он в PPt, который позволяет показать типографские символы в текстовых блоках.

Работает неидеально: по сути, меняет неотображаемые символы в PPt на их графические аналоги. Эти символы видны при просмотре, так что после обработки их нужно отключать обратно.

Когда может быть полезно:

🔹 При сборке презентации из неоптимального исходника (распознанный текст, копирование из PDF);
🔹 Если в презентации есть объёмные блоки текста (лучше этого избегать, но такое бывает);
🔹 Если вы верстаете книжные форматы (рабочие тетради, раздатку к тренингу и др.).

Ставится как «Надстройка PPt» из файла, добавляется в новую категорию на ленте команд.

〰️〰️〰️

Пользуетесь адд-онами PPt?

👍🏻 — да
🤔 — нет
🗿 — что такое адд-оны

#elearning #edtech
🤔4🗿4👍3
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Пара лайфхаков PPt #1

В продолжение (нерегулярной) рубрики про переключения на анимациях и режим Cameo в слайдах буду иногда цитировать любимые приёмы из PPt:


1️⃣ Невидимая точка для стрелок. Предположим, вам нужно фигурную стрелку направить на конкретную область фотографии.

Вместо того, чтобы надеяться на удачный изгиб, воткните её в точку или кружок без заливки и контура — это позволит вам указывать куда угодно под любым углом.

〰️〰️〰️

2️⃣ Прозрачная заливка для рамок. Если вам нужно выделить что-то на слайде, первая мысль — сделать рамку без заливки.

Да, но тогда для перемещения рамки придётся нажимать на линию, а клик внутри рамки будет выделять объекты под ней.

А если залить рамку 100% прозрачной заливкой, её можно выделять и двигать, как любую другую фигуру.

〰️〰️〰️

3️⃣ «Засвет» картинок. Если вы нашли удачную картинку с бледным фоном и не хотите копаться со встроенным удалением фона или внешними сервисами, есть простой выход.

«Засветите» картинку в Формат рисунка -> Настройки -> Яркость и контрастность. Например, вполне недурно засвечиваются рукописные рисунки (см. в комментариях).

〰️〰️〰️

Такая вот нерегулярная рубрика в стиле акын — с чем сейчас работаю, о том и пишу.

Пишите свои лайфхаки, соберём с указанием авторства.

#elearning #лайфхак
🔥10
Мысли про EdTech #7: учителя поневоле

Плотно столкнулся с тренерами неоцифрованных профессий и наглядно прочувствовал эмпирически очевидную вещь:

Эксперт владеет темой обучения, но не научен объяснять. Обучатор научен объяснять, но не владеет темой обучения.


🙄 Абсолютно «капитанский» тезис, который все понимают в теории, но не все встречают на практике.

Точнее, встречают в популярном изложении: историях о том, «Как продюсер с методистами упаковали эксперта и сделали запуск на  🍋🍋🍋»

💁🏻‍♂️ А что, если кроличья нора — глубже?

В корпоративном обучении обычно нет продюсеров, методистов и контент-редакторов.

🌚 Там есть люди, которые годами погружались в тему, и которых фактически вынудили обучать этому других — без опыта, без навыков, без насмотренности. Параллельно с основной работой. На неадекватной ИТ-инфраструктуре. Без поддержки.

Крупные «оцифрованные» компании могут привлечь команду или собрать отдел, чтобы перерабатывать материал. Но остаются десятки и сотни «неоцифрованных» компаний, где этого нет.

🎓 В итоге опытные профессионалы вынуждены делать непрофильную для себя работу, которая, вообще-то, требует знаний и опыта или хотя бы склонности к обучению других. Речь даже не про тексты или видеолекции — про тренинги, вебинары, мастер-классы и другие ни разу не простые форматы.

Результат варьируется от «удивительно, что не так уж плохо» до «господь, жги — тут не спасти».

Не они такие — жизнь такая. И что с этим делать, отнюдь не понятно.

Вопросы для рефлексии:

1️⃣ А что, если базовая андрагогика — это тоже «мягкий навык» специалистов и руководителей?

2️⃣ А что, если в любые команды надо включать людей со склонностью учить других?

Пишите ваши версии в комментариях.

#elearning #edtech #ed_мысли
6🔥3👍2
Где посты, Лебовски? #2

Никуда не пропал — просто много интересного в работе на конец лета и осень-зиму.

Из бытовых наблюдений:

1️⃣ До 30 лет было проще работать до поздней ночи, после 30 лет стало проще работать с раннего утра.

2️⃣ Источник роста всего без исключения — коллектив. Все «расширения» последнего времени произошли за счёт групповой организации.

3️⃣ Обучение других — естественный цикл развития специалиста и управленца. Тезис о том, что это недооценённый soft-skill, перспективен и требует дальнейшей проработки.

4️⃣ Кажется, я в таком режиме до конца декабря. Если что — не поминайте лихом. Но, в целом, всё посильно.

Пишите инсайты, который отзываются. Или не пишите — тут без принуждения 🙂

#elearning #edtech #ed_мысли
🔥11👍3👏2
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
Внезапные проектные вакансии 📈 Запросы на экспертные лонгриды и внутреннее обучение для МСП приближаются к пределам моей текущей команды. 👀 Если вы автор электронного контента и вы ищете проекты и заказы, (не) приглашаю вас в эту (уже закрытую) Яндекс Форму.…
Внезапные предсказуемые проектные вакансии

С прошлого поста про пул авторов прошло немало времени, а связываться с конкретикой мы начали только в августе.

Запрягали долго, да. Зато сейчас надо ехать быстрее.

🔥 Осень ожидает быть жаркой (как это часто бывает в еЛёрнинге), поэтому мы в Ecourse планируем дополнить существующие контакты и проактивно ангажировать свободные кадры на будущие проекты.

Протокол прежний: анкета в Яндекс Форме.

Запросы прежние: переработка сложных текстов и видео в простые тексты и пошаговые действия.

Экспериментальное предложение: вижу у коллег много хороших примеров работы с начинающими авторами, поэтому если кто-то хочет насобирать опыт и пополнить портфолио в режиме «новичок в контент-редакции», прямо напишите об этом.

Не за «печеньки» и не за «доступ к курсам», упаси Господь.

Если заполняли ранее — можно не заполнять, первый список мы прорабатываем прямо сейчас.

Ну, или обновите коммит с новыми примерами работ — лишним не будет 🙂

#еЛёрнинг #ЭдТех #медиа #работа
🔥2
Мысли про eLearning #8

Есть насмотренность на хорошее: лучшие практики, выдающиеся проекты, инновационные подходы. Забираем удачные кейсы, берём «на карандаш» инновации.

Есть насмотренность на плохое: «как делать не надо», что не сработало у других, что на бумаге выглядело лучше. Вычёркиваем совпавшие гипотезы, избегаем наступать на те же грабли.

А знаете, какая насмотренность недооценена?

Насмотренность на нормальное


Например:

▪️Что можно сделать в разумном бюджете;
▪️Какими простыми решениями можно решить задачу;
▪️Какая реализация сейчас считается «ок, сойдёт, не отталкивает».

Говорить и показывать сначала надо не абсолютное «хорошо», а относительное — относительно накопленного опыта «плохого», которое стало исторически восприниматься как «нормальное».


Звучит громоздко, поэтому пример.

👷🏻‍♂️ Если дать начальнику отдела добывающей компании шаблон выдающейся презентации для яркого очного выступления перед аудиторией, он его... не поймёт.

🙁 Не потому, что он как-то хуже понимает красоту, а потому что его 🔼 дельта ожиданий будет слишком большая: у него не получится провести в уме линию между «сейчас я умею так» до «потом я смогу делать так».

🤔 Зато если ему дать узнаваемый корпоративный шаблон, но сделать компактный текст, подобрать иллюстрации, убрать буйство красок и шрифтов — ему будет понятно, «как именно пришли к улучшенному виду». И к этой мысли он придёт не на основе вау!-яркого, а на основе нормального.

Вывод получился про обучение, но задумывался как универсальный:

Прежде, чем показывать людям выдающиеся примеры, покажите им «просто нормальные»


〰️〰️〰️

🤪 — к чёрту нормальность
🗿втирание дичи вернулось

#elearning #edtech #ed_мысли
23👍2🤔2🤪2🗿1
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
Новый цикл преподавания 🎓 Сегодня стартую третий по счёту курс «Критического и системного мышления» для студентов ИБДА РАНХиГС. 🧑🏻‍💻 На этот раз в планах: формы сбора запросов и обратной связи; электронная версия лекций; телеграм-канал курса; презентации…
Новый и ускоренный цикл преподавания

Инновации — веду предмет дважды в год, и теперь на более широкую аудиторию.

Часов поменьше, темп плотнее. Практически очное #микрообучение 🙂

Будем решать задачу «как нанести добро и пользу за ограниченное число контактов», благо, теперь веду не один.

UPD: Старосты, отпишитесь в личку @philanek, пожалуйста

#edtech
👍103
Онбординг

📈 Нормальная человеческая прогрессия — от простого к сложному:

Прежде, чем крутануть сальто, нужно научиться прыгать назад.

Прежде, чем возглавить компанию, нужно организовать работу хотя бы трёх человек.

👩🏻‍💻 Так вот, про обучение и онбординг в компаниях — такая же история.

В рекламе сервисов и кейсах внедрения часто можно встретить «не было ничего, и тут мы пришли и создали всё с нуля». Похвально, но, кажется, неправильно.

Между «нулём» и «всё» должно быть несколько этапов «мы попробовали так» — тогда внедряемое «всё» будет иметь смысл как результат опыта, а не восприниматься как абстрактные лучшие практики экспертных экспертов.


Пост навеян онбордингом в большой проект множества разных людей.

В общем, подождите с компаниями: попробуйте отладить погружение новых участников в действующий конвейер 🫠

Когда-нибудь об этом будет серия статей, а пока 👨‍💻👨‍💻👨‍💻

#elearning #edtech
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍92
«Пролетарский еЛёрнинг»

За всю карьеру на стороне провайдера, в качестве приглашённого методиста и как eLearning-студии мы всегда выполняли задачи «высокой степени переработки»:

🖼 Есть старые презентации и инструкции — их надо собрать в слайдовый электронный материал или лонгрид.

📘 Есть задача сделать материал по «мягким навыкам» — надо предложить структуру, собрать материалы, согласовать наполнение и упаковать это в понятный материал.

Только недавно и только после проактивного предложения появился первый спрос на «низкую» и «среднюю» степени переработки:

🧑🏼‍💻 Создание электронной версии регламентов со статистикой и тестированием.

📝 Перенос разрозненных инструкций из Google Docs или Notion в обновляемый лонгрид с функцией назначения.

А, собственно, почему так?

Ведь электронное обучение не должно ограничиваться крупным корпоратом, который заказывает масштабные переработки или обзорные курсы «с нуля».

Инструкции, методички, интерактивные упражнения для новичков бизнес может заказывать точно так же, как статьи для контент-маркетинга.


💸 Чтобы это работало, они не должны быть дорогими — а значит, они могут позволить себе быть технически простыми.

По сути, это незначительная надстройка над редактурой, которую могут освоить и копирайтеры, и методисты.

Другие посты на эту тему:
Про eLearning высоких достижений
Про фрилансизацию разработки
Про жизненный цикл обучения в компаниях
Про учебный контент вне LMS

〰️〰️〰️

🤔 — начнём предлагать клиентам
😐 — простой контент не заказывают
🗿 — не царское дело инструкции писать

#elearning #edtech
🤔7🐳4👍3🗿3😐1
Дыхание бюрократии

Бюрократию принято не любить, но она появилась не от хорошей жизни.

📝 Все эти правила, инструкции, запросы, ответы, справки, объяснительные и прочие документы призваны обеспечить стандартизацию и управляемость.

— Как сделать так, чтобы разные люди однотипно выполняли массовую задачу?
— Регламенты и обучение.

— Как сделать так, чтобы знать, кто отвечает за конкретную часть работы?
— Должностные инструкции и задания под роспись.

То есть:
«Проблема бюрократии» — не в бюрократии как таковой


А в чём тогда?

👀 В том, что правила и инструкции необходимо регулярно пересматривать, обновлять и упрощать, потому что они раздуваются до неприличных объёмов и уровней детализации и теряют прикладную полезность.

🙄 Но это долго. Сложно. Дорого. «Есть другие дела». Поэтому это редко делается на системной основе и поэтому существуют километры устаревших инструкций, неактуальных процессов, неэффективных подходов и заброшенных баз знаний.

Парадокс:
Чтобы оставаться эффективной, бюрократия должна обновляться, но обновляться для бюрократии — сложно.


🧑🏻‍💻 Навеяно пониманием, что инструкция по проекту вышла за пределы разумного и требует пересмотра, на который надо выделить время. А «есть другие дела»...

Но мы найдём путь.

〰️〰️〰️

🤔 — повод задуматься
🗿 — дичь какая-то

#edtech #elearning
🤔13🔥6🗿1