Творческий юрист Наталья Левених – Telegram
Творческий юрист Наталья Левених
4.78K subscribers
327 photos
30 videos
1 file
265 links
Юрист по авторскому праву Наталья Левених

Рассказываю о юридической стороне творчества понятно и интересно.

18+ потому что обсуждаем взрослые темы по 436-ФЗ
Download Telegram
Запись вебинара «Как законно писать на острые темы»

Коллеги из BAND разрешили поделиться записью вебинара, который прошел в понедельник.
Почти два часа пользы  =)
https://online.bandband.ru/kak-pisat-ob-ostryh-temah

Первая часть посвящена острым темам и законам об их регулировании.

По порядку:
- Наркотики 
- Самоубийства
- Секс
- Насилие
- Ответственность за несоблюдение

После неё - ответы на вопросы (42:15) 

Вторая часть - снижение маркировки книги с 18+ до 16+ (1:03:47)
И ответы на вопросы (1:22:22)

❤️ Огромное спасибо всем за вовлеченность!
Несколько сотен участников, несколько десятков вопросов - кажется, это пока мой онлайн-рекорд :-)

Мне было очень интересно и готовить эту лекцию, и читать её, и отвечать на вопросы.

Апдейт:
Тем, кто был на лекции в НаНоРайМо, смотреть имеет смысл начиная с насилия (как бы это ни звучало).
До этого программы совпадают. А дальше другие темы и много ответов на вопросы участников.
1🔥592732🤝2
Топ-5 постов ноября

По-прежнему популярна рубрика #нейросреда в которой мы разбираемся с правовым регулированием нейросетей. Заглядывайте в обсуждения, там много интересного!
А топ ноября выглядит так

1. Можно ли использовать в книге описание выдуманных “наркотиков”?
https://news.1rj.ru/str/creative_lawyer/740
Вопрос подписчика, который неожиданно влетел в топ. Видимо, мы готовимся к вступлению в силу законодательства о запрете пропаганды наркотиков, которое грядет 1 марта 2026 года.

2. Как доказать авторство? Ответ на вопрос и бесплатный гайд по доказательствам авторства
https://news.1rj.ru/str/creative_lawyer/746
Пост про доказательства авторства, к которому приложен полезный гайд в пдф. Сохраняйте, распространяйте, используйте в практике

3. Законопроект о маркировке видео, созданного ИИ
https://news.1rj.ru/str/creative_lawyer/745
В России появился первый законопроект о маркировке ИИ-контента. Начать решили с видео. Это первая ласточка, которая наверняка претерпит множество изменений, но начало положено.

4. Нецензурные надписи на товарах — это законно? Часть вторая — ответственность продавцов.
https://news.1rj.ru/str/creative_lawyer/735
Разбираемся с нецензурными надписями на товарах — футболки, кружки и прочий мерч. Первая часть — про то, законно ли такое носить — была в октябре, вот ссылка для полноты картины. https://news.1rj.ru/str/creative_lawyer/731

5. Можно ли оживлять нейросетью фото известных людей?

https://news.1rj.ru/str/creative_lawyer/734
Разбираемся с правами на изображение, авторскими правами и особенностями нейросетей.
👍135🔥2🤝1
Два года каналу!

Ровно два года назад на этом канале вышел первый пост.
Он был посвящен авторству, до сих пор мне нравится и не потерял актуальности.
Так что не грех и поделиться :)
Спасибо всем подписчикам за то, что вы со мной! Это очень для меня ценно.

Творец я или нет?

Кто такой автор?
По закону это гражданин, творческим трудом которого создано произведение.

А если мы помогли автору - мы станем соавторами?
Смотря как помогли.
Ведь помощь может быть технической, консультационной, организационной, материальной…
Без нее произведение может просто не состояться.

Без выпускающего редактора не выйдет книга, без карандашей и бумаги не нарисовать рисунок, а если дизайнерами не руководить - они могут и не довести проект до конца…
Но соавторства при этом не случается. Автором остается тот, кто вкладывается именно творчески - рисует, фотографирует и пишет. Остальные - помощники, но не творцы.

Такую фотографию девочки Люси я не смогла бы сделать без помощи её брата Луки.
Он нарвал цветов, принес стремянку, перекладывал лепестки и напоминал сестре не смеяться.
Благодарна я Луке за эту помощь? Безусловно!
Стал он моим соавтором? Нет. Неоценимая техническая помощь, но соавторства она не образует.

#авторство #фотографы

Ссылки для любопытных: статьи 1228 и 1257 ГК РФ.
🔥5437👍12🎉11😱2🤝2👎1
Ответственность за нарушение авторских прав — убытки и компенсация

На прошлой неделе в рубрике #правовые_основы мы говорили о гражданской ответственности. На практике это прежде всего деньги. Правообладатель идет в суд и предъявляет к нарушителю требование о выплате денежных средств за нарушение его авторских прав.

Как же посчитать эти деньги?

В законодательстве есть понятие убытков.

Убытки бывают двух видов:
- реальный ущерб (те расходы, которые правообладатель понес из-за нарушения)
- упущенная выгода (те доходы, которые правообладатель не получил).

Проблема в том, что убытки от нарушения авторских прав посчитать сложно. Иногда их может и не быть, а право-то всё равно нарушено.

Поэтому закон дает пострадавшему интересную возможность — требовать не убытки, а компенсацию. Доказывать конкретные потери в таком случае не нужно. Достаточно доказать просто факт нарушения.
Но зато нужно правильно определить размер компенсации.

Компенсацию можно рассчитать тремя способами:

1. Выбрать число от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей
Генератор случайных чисел, конечно, использовать не стоит. Но в целом заявленная сумма может быть любой. Истец (правообладатель) должен подтвердить, что компенсация соразмерна нарушению. А уж суд будет оценивать и размер, и доводы истца, и соответствие требованиям разумности и справедливости.
*Кстати с января 2026 года максимум вырастет с 5 до 10 миллионов рублей

2. Рассчитать стоимость контрафактных экземпляров произведения и умножить на два
Нарушитель выпустил книжку тиражом 1000 экземпляров и продает ее по 500 рублей. Общая стоимость контрафактных экземпляров составляет 500 тысяч рублей. Умножаем на два и требуем 1 000 000.

3. Взять стоимость правомерного использования и умножить на два
Фотография незаконно использована в наружной рекламе. При этом фотограф продает лицензии на использование своих фотографий за 100 000 рублей и может доказать это с договорами в руках. Так что с нарушителя потребует двойную стоимость — 200 000 рублей.

Ссылки для любопытных:
п. 1, 3 ст. 1252 Гражданского кодекса РФ
ст. 1301 Гражданского кодекса РФ
32🔥19🤝8👍4😱1
Оставят ли нейросети юристов без работы? Пост ко дню юриста.

Сегодня день юриста,  и в рубрике #нейросреда самое время  обсудить тему юристов и нейросетей. 
Меня периодически спрашивают, не боюсь ли я остаться без работы в связи с активным развитием нейросетей. Мол зачем платить юристу, если можно
задать вопрос нейросети и получить вменяемый ответ со ссылками на закон? А еще она документы составляет, вообще красота! 

Кратко — не боюсь. Профессию юриста хоронят уже давно. Начали еще до того, как я в нее пришла. И что-то всё никак не похоронят =) 

1990-е годы: “Юристы скоро будут не нужны, теперь все законы будут публиковать”

В советские времена многие законы, в том числе важные для обычных граждан (например, трудовые) были секретными. В 1990-м году это изменилось. Подробнее рассказывала в посте “Как узнавали о своих правах в советскую эпоху”
На подготовительных курсах на юрфак СПБГУ в 1996 году нам говорили, что профессия скоро умрет. Ведь раньше доступ к законам был только у юристов, а теперь все купят “Российскую газету” и прочитают.

Однако профессия не умерла. 

2000-е годы: “Юристы скоро будут не нужны, есть же правовые базы”

В начале 2000-х, когда я заканчивала вуз, в широкое применение вошли правовые базы. Кодекс, Гарант, Консультант Плюс сначала были на компакт-дисках, потом мы стали использовать их в интернете. 

Помню, в 2004 году я родила дочку и знакомые на полном серьезе  спрашивали, кем я буду работать после декрета. “Ведь юристы теперь не нужны, в Гарант посмотрел — и всё понятно”. 

Оказалось, не всё, и юристы нужны.

2010-е: годы “Юристы скоро будут не нужны, есть же интернет”

В 2010-х интернет активно рванул из развлекательной сферы в информационную. Широко распространились сервисы бесплатных онлайн-консультаций, юристы стали вести блог.  Появились большие онлайн-сервисы с системной информацией, а  по запросу “шаблон договора услуг” стали выпадать вполне приличные тексты.

Однако в материалах “из Интернета” попадалось много ерунды, а шаблоны документов и статьи закона всё равно нужно адаптировать к конкретным  ситуациям.  

В общем, интернет юристов не заменил. 

2020-е годы: “Юристы скоро будут не нужны, есть же нейросети”

Действительно, нейросети помогают сориентироваться в пространстве законодательства, умеют анализировать документы, переводить их на простой язык.  Дают не общую информацию, а подходят к ситуации индивидуально.  

А еще дают некорректные консультации без учета контекста, выдумывают нормативные акты и судебные дела, плохо работают со смыслами и не всегда хранят конфиденциальность. 

На просторах Интернета я встретила фразу “Нейросети не заменят юристов. Но юристы, которые пользуются нейросетями, заменят тех юристов, кто ими не пользуется”. 
Думаю, в этом есть доля правды. Нейросеть действительно может быть  хорошим инструментом в руках грамотного юриста. Но оставить его без работы — вряд ли. 

ИИ шагает по планете семимильными шагами, но юристов пока не заменяет. 

Так что планирую пока пожить =)
🥳 Вместе со своими коллегами, которых поздравляю с профессиональным праздником 🥳

А вы как, боитесь за свою профессию? Заменят её нейросети? 
🎉56🔥2623👏6😁3🥰2
Можно ли использовать чужие истории в своих книгах? 

Я написала книгу в жанре селф-хелп, и включила в нее истории участниц своего марафона. Марафон проходил в ТГ-канале и участницы делились историями в комментариях. Теперь издательство говорит, что нужно подписать согласие на каждую историю. Неужели это правда? 

В рубрике #вопросы_подписчиков сегодня говорим о правах людей на свои истории. 

Если вы включаете в свою книгу чужие материалы, то это действительно нужно делать с согласия тех, кто эти материалы предоставил.  

Если согласие не подписать, то возникает минимум два риска:
1. Нарушение права на частную жизнь (т.к. люди рассказывают истории, где есть что-то личное) 
2. Нарушение авторских прав (некоторые истории вполне могут быть достаточно творческими, чтобы считаться произведениями литературы)

В идеальном варианте согласие — это отдельный бумажный документ, где указаны ФИО, согласие на использование, способы использования, а еще зафиксирована сама история. 

Нередко организаторы марафонов указывают в правилах марафона, что они могут использовать комментарии участников в каких-то целях. Это тоже может быть вариантом (хотя тут надо смотреть детали). 

Как вариант можно обсудить и  получение согласий по электронной почте или в самом Телеграме. Главное всё заскринить. Это хуже, чем письменный документ, но лучше, чем ничего. 
46🔥21🥰10🤝2👻1
Чтения резидентов в Переделкине

В этом году мне посчастливилось попасть на индивидуальную писательскую резиденцию в Доме творчества «Переделкино».
Уже больше недели я тут живу и пишу художественную прозу.
Опыт впечатляющий.

В воскресенье, 7 декабря, в 15.00 будут проходить итоговые чтения резидентов.
В этом отчетном концерте я тоже принимаю участие :)
Подробности и регистрация здесь

А сейчас пользуясь ситуацией «я в Москве» еду из Переделкина на Нонфик. Хочу заглянуть на несколько мероприятий и буду рада пересечься с теми, кто сегодня там.

Апдейт: на Нонфик доехала :) хожу-брожу
🔥36🥰3321💔2
Гражданская ответственность за нарушение авторских прав — а если нарушителей несколько?

Нередко бывает, что в нарушении авторских прав задействованы несколько участников.
Примеры:
- Автор книги сплагиатил отдельные фрагменты, издательство выпустило книгу, магазин ее продал.
- Дизайнер использовал в рекламном материале шрифт без лицензии, агентство сдало результат заказчику, заказчик запустил рекламу.

Есть миф, что в таком случае надо смотреть в договоры и определять ответственного.
На самом деле нет.

В договоры, конечно, посмотреть никогда не помешает.
Но по закону отвечать будет каждый из нарушителей.
Если их действия совместны, то будет применяться солидарная ответственность (правообладатель может предъявить требования к любому из нарушителей).
Если действия самостоятельны, то каждый будет нести ответственность за свою часть нарушения.

#правовые_основы
Ссылки для любопытных: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 г. N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (пункт 71)
18🔥127👍3🤝3😱1👻1👀1
Нейросеть как соавтор — юридический взгляд

В регулярной рубрике #нейросреда продолжаем разбираться с правовым регулированием нейросетей.
Сегодня обсудим вопросы подписчиков-писателей.
Если, например написать роман пополам с тем же дипсиком или чатом джипити, то у кого будут авторские права? У нас есть какие-то законы на этот счёт?
Можно ли написать так книгу и отдать ее в российское издательство? Надо ли указывать ИИ как соавтора?


Сразу скажу, что четкого правового регулирования по этому вопросу в России сейчас нет. Законодательство не поспевает за цифровой реальностью. Но позволяет провести определенные аналогии и поразмышлять.

Может ли нейросеть быть соавтором?

В одном из постов я рассказывала про четыре основные концепции авторства на результаты нейросети
Российские законы дают нам важное ограничение. Автор -—это гражданин, чьим творческим трудом создано произведение. А соавторы - граждане, которые создали произведение совместным творческим трудом. То есть говорить о “соавторстве” с нейросетью можно только в бытовом, но не в юридическом смысле.

У кого будут права?

Это во многом зависит от сервиса ИИ, которым вы пользуетесь. Так что читайте оферту. Но с высокой степенью вероятности права будут у вас как у автора.

Можно ли отдать в издательство книгу, написанную при участии нейросети?

Зависит от условий договора с издательством.
В большинстве договоров прописаны гарантии, что автор создал произведение своим творческим трудом, без привлечения третьих лиц. В последнее время стали попадаться и пункты “в том числе без участия нейросетей”. Если произведение создано с привлечением нейросети, этот пункт будет нарушен.
Также в договорах нередко есть гарантия, что произведение передается свободным от прав третьих лиц. Тут надо почитать оферту нейросети, которую вы использовали. Даже если авторское право принадлежит вам, возможны сюрпризы. Вдруг там написано, что вы предоставляете создателям платформу неисключительную лицензию на использование результатов всеми способами на территории всех стран мира? В некоторых сервисах написано, подробнее разбирали здесь
В общем, предложить издательству рукопись, написанную с участием нейросети, можно. Но об этом участии нужно сообщить до заключения договора. Потому что ответственность за нарушение гарантий может быть очень неприятной.

Надо ли на самом произведении указывать, что оно создано с участием нейросети?
Вопрос важный, и на этом канале мы его разбирали
Кратко — по закону маркировка пока не обязательна, но если не указать, то есть риск нарушить право потребителя на информацию.
Сейчас в Госдуму внесен законопроект про маркировку ИИ-контента, но касается он только видео.

Пока писала пост, вспомнила сборник “Механическое вмешательство”. Каждый из 15 рассказов в нем создан росссийскими писателями с использованием ИИ. Где-то использование очевидно прямо по тексту - например у Ксении Буржской и Яны Вагнер. А где-то, как у Даши Благовой, тексты ИИ обработаны автором и переходы почти бесшовные.

А у меня вопрос к читателям. Как вы относитесь к тому, что книги (их части) будут написаны ИИ?
У меня как у читателя эмоции сложные. Пока думается, что я хотела бы об этом знать. Особенно если ИИ использован именно для создания — типа “вот тебе план, напиши мне текст главы”.

Ссылки для любопытных:
Статьи 1257, 1258 ГК РФ
37👍9👎1🔥1👏1🤝1
Годовой рейтинг юридических ТГ-каналов - мои результаты

Если вы подписаны не только на мой, но и на другие юридические ТГ-каналы, то уже наверняка видели эти открыточки.
Сегодня объявлен годовой рейтинг телеграм-каналов.
2900+ каналов
307 экспертов
60 номинаций

По интеллектуальной собственности я аж в десятке! 6 место из 93 - при том, что в первой пятерке очень уважаемые и классные каналы, читаю и восхищаюсь.

Я довольна результатом и благодарна своим подписчикам - за просмотры, комментарии, репосты и прочие активности.

Спасибо всем, полёт нормальный, продолжаем :)
57🎉35🔥18🎄32
Штрафы за музыку в ресторанах

Мне прилетело несколько вопросов по поводу новостей о том, что разные заведения начали штрафовать за фоновую музыку.
Вопрос действительно интересный, и связан с коллективным управлением правами.
Я этой темой давно не занимаюсь, так что отсылаю интересующихся к посту на канале «Это ваше авторское». Там кратко, понятно и по полочкам.

https://news.1rj.ru/str/eva_copyright/38

#вопросы_подписчиков
🤯1595👍1🤝1
День Конституции

Не успела я удивиться “Конституции для зумеров”, как она оказалась фейком. Даже жаль. Было бы интересно покопаться в деталях и разобраться, привел ли пересказ текста “молодежным” языком к искажению юридического смысла.
Если есть Уголовный кодекс в комиксах, то Конституция для зумеров выглядит логичным продолжением идеи. Виталий Милонов вот и Семейный кодекс в виде комиксов предлагает.

Но вернемся к авторскому праву и вспомним, что сегодня День Конституции.

Конституция России, являясь основным законом страны, содержит в том числе нормы о творческой деятельности и интеллектуальной собственности.

Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Это фундаментальная правовая норма, которая конкретизируется уже в отдельных законах. Ключевым из которых, конечно, является Гражданский кодекс РФ.

Ссылки для любопытных: ст. 44 Конституции РФ
33👍8😱2🤷‍♂1
Административная ответственность за нарушение авторских прав

Когда я пришла в авторское право — а было это в 2003 году — на пике популярности была борьба с контрафактом. Управление “К” при МВД России устраивало рейды по точкам продажи пиратских компакт-дисков, виновные привлекались к ответственности. Чаще всего — административной, по ч. 1 статьи 7.12 КоАП РФ.

Состав административного правонарушения с тех пор мало изменился.
По прежнему наказывается
Ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными … а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода.

Проще говоря, контрафакт производить и продавать не стоит, а то государство может привлечь к ответственности.
Санкции стандартны для административного законодательства:
- штраф
- конфискация контрафакта
- конфискация материалов и оборудования

Надо сказать, из этой сферы я ушла довольно быстро.
Помню, промозглым осенним утром мы с клиентом — продюсером известной музыкальной группы — наблюдали, как контрафактные диски уничтожаются бульдозером. Мне не понравилось, и я решила перейти в гражданское право. С договорами было как-то психологически полегче.
Фотографий того времени я не нашла, но поиск по Интернету подсказал мне, что практика "бульдозером по контрафакту" существовала и в 2010-е годы. В посте кадр из материала https://1obl.tv/ о работе южноуральских полицейских.

Есть у меня в подписчиках олды? Помните пиратские диски и книжки?


В рубрике #правовые_основы сейчас разбираем вопросы ответственности за нарушение авторских прав. Была гражданская, сегодня административная, скоро доберемся и до уголовной.
Ссылки для любопытных:
статья 7.12 Кодекса РФ “Об административных правонарушениях”
31👍14👻3🤝2🔥1
Можно ли ограничить договором переработку иллюстраций с помощью нейросетей?
А сам автор иллюстраций может “оживлять” обложки?


Сегодня #нейросреда и разбираемся с вопросами иллюстраторов на схожие темы — могут ли заказчик или сам художник оживлять (или иным образом обрабатывать) иллюстрации с помощью нейросетей. 

Многие художники не хотят, чтобы их работы до- и перерабатывали нейросетями. Можно ли это оговорить в договоре с заказчиком и если да, то как это сделать правильно? 
Можно ли что-то сделать со старыми работами, права на которые были переданы заказчикам до широкого распространения нейросетей? 

Я рисую иллюстрации для книг российских издательств. Попробовала "оживить" и свои картинки для книги, которую сейчас рисую. Могла ли я это делать, ведь права на иллюстрации принадлежат издательству? 

Для начала отметим, что в российском авторском праве  нет такого вида использования, как “переработка/обработка с помощью нейросетей”. Так что нейросеть в данном случае целесообразно рассматривать как инструмент. 
И с помощью этого инструмента можно осуществить:
- внесение в иллюстрации изменений (доработка,  небольшие изменения, дорисовки и т.п.)
- переработку иллюстрации  (серьезные изменения или создание видео — то же “оживление”).

Так что пока не очень важно, новый у вас договор или старый. Оперировать придется существующими терминами законодательства.

Чтобы понять, есть ли у заказчика права на внесение изменений  или переработку иллюстраций с помощью нейросети, нужно проанализировать условия договора, заключенного  между заказчиком и иллюстратором. 
Если у заказчика по договору  нет права на переработку иллюстраций, он не может создавать на их основе новые произведения. Например, издательство не имеет права “оживлять” обложки. 
А если у заказчика нет права на внесение изменений, то и небольшие доработки без согласования с иллюстратором заказчик сделать не может. 

Если же иллюстратор предоставил издательству исключительную лицензию на переработку иллюстраций любыми способами, то издательство может осуществить такую переработку в том числе и с помощью нейросетей. А вот если иллюстратор сам “оживит” иллюстрации с помощью нейросети и выложит результаты в открытый доступ, это будет  нарушением договора. Даже если иллюстратор считает, что это хорошая реклама, у издательства могут быть свои соображения на этот счет.  

Если иллюстратор хочет на этапе заключения договора запретить заказчику обработку или переработку иллюстраций именно с помощью нейросетей, такой пункт можно внести. На практике я такого пока не видела, но закон этому не препятствует. 

В качестве иллюстрации к этому посту — оживление иллюстрации, которую мой сын Лёва сделал к своей книге “Джейни в стране мастей”. Разрешение у автора получено (хотя как родитель я и не обязана). 
44🤝9👍8🔥1👻1
Профстандарт писателя принят. Что это такое и чем грозит?

12 декабря опубликован профессиональный стандарт писателя, и эта новость ожидаемо растолкала остальные темы в моей рубрике #вопросы_подписчиков

Документ вступит в силу только 01.09.2026, но ознакомиться можно уже сейчас.

1. Что такое профессиональный стандарт?

Профстандарт — это категория трудового права. Его задача — формализовать требования к работнику.
Если человек собирается вступать как писатель в трудовые отношения, то к его деятельности может применяться профстандарт.

2. Что регулирует профстандарт писателя?

Четыре вида деятельности:
- создание оригинальных литературных произведений
- создание оригинальных литературных произведений для - аудиовизуальных произведений
- оценка качества литературных произведений
- переработка (обработка, инсценировка) литературных произведений

То есть стандарт регулирует труд не только писателей, но и сценаристов, и рецензентов.

3. Какие требования профстандарт предъявляет к писателю?

Формальное требование — высшее образование.
Однако есть требования к знаниям и умениям.
Например, создатель произведений должен уметь создавать художественные произведения малой и крупной формы, работать в разнообразных жанрах, использовать стилистическое и лексическое богатство русского языка. При этом знать историю и культуру России, основные направления русской и зарубежной литературы и особенности литературы современной.

Отдельные требования есть и для сценаристов, и для рецензентов.

Из любопытного:
- Сценарист должен уметь работать в коллективе с актерами чтецами, композиторами, режиссерами и продюсерами. От писателя таких коммуникативных навыков не требуют.
- Зато писатель должен осуществлять “первичное редактирование оригинального литературного произведения”. То есть саморедактура признается частью умений писателя. А популярная в некоторых кругах позиция “я пишу и даже не перечитываю, я же не обязан делать работу редактора” профстандартом не принимается.


4. Я умею писать только крупную форму и только в жанре фэнтези. Получается, я не писатель?

В бытовом смысле слова — писатель. Да и словарь Ожегова это подтвердит. Но вот на работу по трудовому договору писателем вас могут и не взять за несоответствие профстандарту.

5. А можно получить какой-то сертификат, что я соответствую стандарту?

Пока такого не предусмотрено. Но если в будущем создадут систему квалификации для писателей, то может быть и бумажки будут давать.

6. Я пишу художественную прозу и выкладываю ее на площадках самиздата/печатаюсь в издательствах. Я теперь должна соответствовать этому стандарту?

Нет, такого требования нет. Можете писать и издаваться и без соответствия. Но могут быть нюансы в договорах с вашими контрагентами (см. ниже).

7. Профстандарт будет действовать только для тех, кто устраивается писателем по трудовому договору?

В первую очередь да. Основные пользователи профстандарта — организации культуры, которые смогут теперь формализовать требования к штатным сотрудникам. И образовательные учреждения, которые учитывают профстандарты при подготовке специалистов.
Но гипотетически не исключено применение профстандарта и для гражданско-правовых договоров, а также грантов, конкурсов, членств и т.п. — если соответствие профстандарту будет включено в их условия. Практика покажет.

8. Кто и зачем разработал профстандарт?

Ответственным разработчиком указана Ассоциация союзов писателей России (председатель — Сергей Шаргунов).
Поучаствовали в создании стандарта и другие организации — союзы писателей РКС и Литинститут имени Горького.
Цели указаны в Пояснительной записке. Среди них:
- повышение престижа профессии писателя в обществе
- обеспечение писателей социальными трудовыми гарантиями

Кажется, основное рассказала.
Вопросы и дополнения по теме традиционно приглашаю писать в комментариях!

P.S. Отвечая на вопросы - постом, конечно, можно делиться. Я его и написала для этого =) потому что вопросов много сыпалось. Если будете копировать в другую соцсеть - просто поставьте ссылку на канал.
55😁26👀18🤯14👍7🔥4🤝4🤔2💔2
“Сиквел” Д.Х.Корелиц или снова о краже рукописей

“Сиквел” я купила на Нонфике, потому что мне понравился “Сюжет”. Писательский детектив — что еще нужно юристу-писателю для счастья? 
Однако сиквел “Сюжета” разочаровал меня чуть менее, чем полностью.

Интересно было только как сатира на издательский мир — пусть американский, всё равно смешно. И источник информации заодно. 
Я знала, что в США издатели предпочитают работать не с писателями напрямую, а с агентами. Но думала, что причины этого обычая организационные.
А оказалось, что есть и юридическая сторона — издатели опасаются судебных исков о краже сюжетных поворотов или персонажей. 

Пост о том, крадут ли издательства рукописи, был на канале в сентябре https://news.1rj.ru/str/creative_lawyer/692 

А вы читали “Сюжет” или “Сиквел”? Как вам? 
А какие ещё писательские детективы читали?
14🔥4
Уголовная ответственность за нарушение авторских прав

Это, пожалуй, самый редкий вид ответственности.
Но он существует, и не только на бумаге. Так что знать полезно.

Под уголовный запрет по ч. 2 ст. 146 УК РФ подпадает незаконное использование объектов авторского права, а также действия с контрафактными экземплярами произведений в целях сбыта.
Важно, чтобы нарушение было совершенно в крупном размере — то есть чтобы стоимость прав на использование объектов авторского права превышала 500 000 рублей.
Минимальная санкция — штраф до 200 тыс рублей, максимальная 2 года лишения свободы.

Отягчающими обстоятельствами (ч. 3 ст. 146 УК РФ) будут считаться совершение преступления:
- группой лиц по предварительному сговору или организованной группой
- в особо крупном размере (больше 2 млн рублей)
- лицом с использованием своего служебного положения
Санкции там уже повыше — вплоть до лишения свободы на шесть лет.

По моим наблюдениям уголовные дела по ч. 2 и 3 ст. 146 УК нередко возбуждались при незаконном использовании программного обеспечения для бизнес-целей. В 2000-е эта практика использовалась и для борьбы с контрафактом (диски с музыкой и фильмами). Но не очень успешно, т.к. нужно было доказывать размер.

А еще есть ч. 1 ст. 146 УК РФ.
Она предусматривает ответственность за плагиат, если он причинил крупный ущерб автору или иному правообладателю.
Важно помнить, что плагиат — это не просто нарушение авторских прав, а присвоение авторства.
Верховный суд указывает, в частности, на следующие виды плагиата:
- объявление себя автором чужого произведения,
- выпуск чужого произведения (в полном объеме или частично) под своим именем,
- издание под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их имени

На практике я ни разу в жизни не видела уголовного дела о плагиате. По данным Судебного департамента при ВС РФ такие случаи единичны и встречаются даже не каждый год. Если вы видели — расскажите!

Ссылки для любопытных:
1. ст. 146 УК РФ
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. N 14 "О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака"



Этим постом я заканчиваю серию постов про ответственность за нарушение авторских прав. Предыдущие посты про гражданскую и административную ответственность вы можете найти по тегу #правовые_основы

Также на всякий случай напоминаю, что по этим вопросам я уже давно не практик. В моем прошлом есть и административные, и уголовные, и гражданские дела, связанные с нарушением авторских прав. Причем выступала я и на стороне потерпевших/истцов, и на стороне ответчиков. Но в последние годы я занимаюсь только мирными вещами =)

Тем, кому интересна именно тема ответственности, рекомендую посмотреть книжку Алексея Башука и Максима Ильяхова “Своровали? Накажи!” В ней право интеллектуальной собственности рассматривается именно в разрезе ответственности.

С радостью бы порекомендовала ещё что-то, но честно говоря не знаю хороших книг об интеллектуальной собственности, написанных понятным языком для не-юристов хоть сама пиши.
Если знаете — делитесь в комментариях! Как раз время составлять списки чтения на 2026 год.
33🔥11👍7😱2🤝2
Рождество, Диккенс и свобода перевода

Первая рождественская книга Чарльза Диккенса “Рождественская песнь в прозе” вышла к Рождеству 1843 года. Потом появились “Колокола”, “Сверчок на печи” и еще несколько святочных историй (в том числе в соавторстве).
Истории нашли отклик не только в сердцах англичан, в России их тоже полюбили.
В те времена авторское право находилось в зачаточном состоянии, и разрешений на перевод не требовалось. Не контролировалась и точность перевода.
Уже 1844 году перевод Диккенса в России вышел отдельным изданием. И назывался он — вы не поверите — “Светлое Воскресенье”.

Да-да, действие повести перенесено из зимы в весну, и приурочено не к Рождеству, а к Пасхе.

Вот отрывок из начала:

Однажды, накануне Светлого Воскресенья, он сидел за счетами в своей конторе. Святая была ранняя, было холодно и туманно, и сам Скруг часто прислушивался, как прохожие хлопали руками и топали о тротуары, чтобы согреть ноги. …
— Поздравляю вас с завтрашним праздником, дядюшка! — вскрикнул вдруг веселый голос. То был его племянник.
— А! — сказал маклер. — Всё пустое, — что за праздник?
— Светлое Воскресенье пустое, дядюшка? Вы, верно, сказали не подумавши, — отвечал племянник.

— По крайней мере, оставьте других в покое, если сами не хотите знать никаких праздников, и даже Светлого Воскресенья!



Алексей Степанович Хомяков назвал своё творение “повестью, заимствованной у Диккенса”. Действие перенес в Россию и в результате заменил не только Боба Крэтчита на Федю Кричева, а Малютку Тима на маленького Стёпу, но и Рождество на Пасху. Так что вместо индейки и пудинга его герои наслаждаются красными яйцами и куличами.

Исследователи объясняют это тем, что в российской традиции Рождество было церковным праздником, народ его не отмечал. А вот Пасха отмечалась широко и с удовольствием, считалась “праздником праздников”. Поэтому историю о перерождении человека, случившемся в главный религиозный праздник, логично было привязать именно к Пасхе.

Надо отметить, что переводы Диккенса без таких серьезных адаптаций тоже выходили. Они получили название “святочные повести” и печатались как отдельными изданиями, так и в специальных номерах журналов.

Позже в России появились и подражания, и самостоятельные произведения на рождественскую тему.
Некоторые из них мы читаем и сейчас — в последние годы российские рынки наполнены сборниками зимних рассказов, где современные авторы соседствуют с авторами 19-го века.

*Факты для поста взяты из книги Елены Душечкиной “Русский святочный рассказ. Становление жанра”, цитата — из повести А.С.Хомякова (общественное достояние, доступна в интернете)

*Подробнее про свободу перевода я рассказывала вот здесь

*А на картинке — постер фильма “The man who invented Christmas/ Человек, который изобрел рождество”, который мы с семьей на днях с удовольствием посмотрели. Славный атмосферный фильм, особенно рекомендую писателям и тем, кто устал от позиции “рождественский фильм - обязательно или детский, или ромком”.


🎄🎇🎁 В комментариях предлагаю поделиться рождественскими и новогодними книжками и фильмами, которые создают вам праздничное настроение

Оказывается, даже у “Рождественской песни” Диккенса есть несколько экранизаций =) Мы с детьми на днях смотрели Земекиса, планируем еще парочку. А еще я хочу с ними посмотреть "Новогодние приключения Маши и Вити" — с детства люблю это кино. Рассказывайте, что у вас!
32🎄12🔥2