Творчество и терапия – Telegram
Творчество и терапия
14 subscribers
39 photos
7 links
Про творчество – в разных формах, про терапию – в разговорах с собой и психотерапевтом, и про то, что они – не одно и то же. Воспоминания, идеи и произведения Элины Ченцовой – автора, переводчицы и той-которая-хочет-стать-полиглотом.
Download Telegram
Чтобы занять себя в оставшиеся 40 минут до премьеры, автор канала сидит и составляет поаспектную матрицу для автора Атаки Титанов. Пока кажется, что это мой поаспектный брат на 100%: действенно-конкретный товарищ со средним абстрактным и слабым чувственным.

Более того — он об этом знает или как минимум догадывается, потому что вовсю использует сильные аспекты и не лезет в слабый. К примеру, всё довольно долгое повествование он даже не пытается использовать романтические отношения, только семейные, и те, видимо, только за их универсальность (и даже с ними местами получается странно).

Сильную абстракцию я ему не выдам, потому что свой мир он списывает с истории: вот вам декорации Европейского позднего средневековья, вот еврейского гетто времён второй мировой, а вот вообще аналог взрыва ядерной бомбы. Короче, не пытается создать новые правила нового мира, а собирает его как салат «Мимоза». Я ему за это только крепко пожму руку: отличный выход в ситуации, когда мир под свои нужды создать надо, а абстракция не в сильной позиции.

Зато конкретный и действенный бронепоездом тащат на себе все культовые образы и элементы: драйвовое действие, невероятная энергия в боях, суперская детализация в снаряжении, образах персонажей, свойствах вещей и предметов.

Буду изучать и мотать себе на ус. Ну офигенно же получается, когда автор понимает, какие у него сильные стороны!

P.S. Тем временем осталось 20 минут. Жду.
Отдых ≠ творчество

Последние два часа я сидела, лежала, полулежала, свешивалась с дивана, и писала. Точнее, записывала почти полностью сотканную в уме сцену за время короткой прогулки до магазина.

И ЭТО ОКАЗАЛОСЬ ПИПЕЦ ЭНЕРГОЗАТРАТНО.

Записала я сцену только на 2/3 и устала как лошадь так, что лень придумывать метафоры интереснее простого и грубого сравнения с симпатичным животным. После срочно побежала кормить мозг вкусным сушёным манго и свежим хлебом, а то мы бы совсем копыта откинули.

Конкретик с его жаляще-точными метафорами и крутыми образами вообще выдержал ровно 2 абзаца. Потом: лапки кверху, язык набок, не пойду я больше в эту вашу тренажёрку, отстаньте. Оставшееся время писала действиями, диалогами, без изысков с очевидным намерением «потом доработать и довести до ума».

Когда-то во мне жила наивная мысль: заниматься творчеством — это кайф, а значит, не работа, а отдых. Сейчас хочется только вздохнуть и погладить себя в прошлом по голове: милая, не путай мягкое с тёплым.

На последней сессии с терапевтом мы говорили о том, что такое отдых. Я говорила, что вот есть цветной круг: диаграмма моей жизни. Каждый сектор покрашен в красивый яркий цвет: алый, бирюзовый, варёно-кукурузно-жёлтый, кислотно-лаймово-зелёный, богато-сиренево-фиолетовый, и целую кучу других.

И есть некий белый сектор, границы которого я не понимаю и не вижу. А ещё он иногда начинает выливаться на остальные цветные сектора и размывать их: делать бледными, грязными, не яркими и эффектными, а такими, серединка на половинку. А если убрать его насовсем, то получается темнота, пустота, тусклые тёмные цвета и «Кина не будет, электричество кончилось».

Нетрудно догадаться, что белый сектор и оказался отдыхом. Только это не сектор вовсе, а сам лист, на котором нарисован большой цветной круг. И чтобы цвета не смешивались, нужно чётко отделять границы, замечать их, проходить через них и не бежать сразу из сектора в сектор. Останавливаться в зоне отдыха хотя бы на минутку, прежде чем переключаться на что-то другое.

Отдых — это белые поля вокруг круга, пространство свободы. Возможность написать каракули на полях, почиркать, нарисовать чертёж, который просто пришёл на ум.

Творчество же — это солнечный сектор. Жёлтый, яркий, сияющий, а ещё жрущий столько электричества, что впору счёт за энергию выставлять.

В общем — не белый.

Так можно себе и записать: не путать белый и жёлтый. Не путать отдых и творчество. Разные процессы, разные потребности, разные подходы.

При этом для жизни (и творческой деятельности, конечно) нужны и важны оба.
🔥4
Три часа до Нового года.

Старый провожается неохотно, в нём было столько всего, что даже жаль прощаться. Пережила операцию, попала в два невероятных проекта-трамплина, нашла работу с офигенной командой, (почти) закончила терапию. И, как обычно, недоделала кучу дел.

Очень хочется, чтобы эстафетная палочка с зарядом на подъём и рост передалась будущему году. А ещё храню в сердце надежду на перемены к лучшему во всём мире.

А всем-всем, кто это прочитает, пожелаю счастливых праздников, тёпла в доме, любимых рядом. Будьте как Панда и Дракон, в обнимку с которыми я встречаю 2024 год.

С (наступающим) Новым годом! 🎄🐉🎉
2
Три часа до Нового года.

Старый провожается неохотно, в нём было столько всего, что даже жаль прощаться. Пережила операцию, попала в два невероятных проекта-трамплина, нашла работу с офигенной командой, (почти) закончила терапию. И, как обычно, не доделала кучу дел.

Очень хочется, чтобы эстафетная палочка с зарядом на подъём и рост передалась будущему году. А ещё храню в сердце надежду на перемены к лучшему во всём мире.

А всем-всем, кто это прочитает, пожелаю счастливых праздников, тёпла в доме, любимых рядом. Будьте как Панда и Дракон, в обнимку с которыми я встречаю 2024 год.

С (наступающим) Новым годом! 🎄🐉🎉
4
«Господи, помоги мне не хлебнуть излишнего яда от родственников», — взмолилась атеистка, глядя, как мать, отчим и тётя поглощают вторую кастрюлю глинтвейна.

(Шёл второй вечер приезда родственников, экватор визита уже миновали).
🙏1🕊1
Спустя 8 месяцев после переезда я наконец-то разжилась настоящим рабоче-писательским гнездом в кабинете!

Небольшой, но функциональный стол, и всё нужное под рукой. А ещё случайно вышло так, что перед глазами будет лучший вид из окна в нашей квартире. Буду медитировать на шоссе, облака и закаты в перерывах между работой и писательством.
🔥5👍1
У нас в трубе под раковиной поселился демон. Ну или только так у меня получается объяснить то безобразие, что творится у нас на кухне.

Последние два дня я напоминаю себе помесь Уолтера Уайта с безумной домохозяйкой: в жёлтых перчатках и белой маске-респираторе по пару часов стою над раковиной, которая мирно булькает непробиваемым засором.

Я попробовала уже два химических средства. Рекламу одного смутно помню из детства, второе, судя по отзывам и инструкции, способно устроить в трубе мини-извержение Везувия и начать вторую Гигантомахию.

Увы, ни Везувием, ни даже Гигантами этот засор не взять. В глубине что-то булькает, реакция идёт, а буро-серая вода как стояла в раковине, так и стоит. «Пенка по цвету слегка напоминает капучино!» — радуется внутренний наблюдатель. Если где-то такой капучино и подаётся, то только на кухне детского сада, отрубаю я, и иду изливать душу в Телеграм.

Демон продолжает сидеть на своём месте и никуда уходить не планирует. Я всё ещё пытаюсь вытурить его химией.

Посмотрим, кто кого.
👍1
А ещё вопрос на заметку самой себе: почему такой живой отклик во мне вызывают именно проблемы с сантехникой?? Сначала посудомойка, теперь раковина. Когда придёт очередь микроволновки с холодильником?
😁3
Кресло на гнезде змеюк

Сегодня прошёл первый эфир калибровочного подпроекта-ветви ЧеловекаТекста под кодовым названием SWAT&SCRUM.

Я шла на эфир расслабленно: два часа послушаю, поболтаю, поделюсь наблюдениями, услышу что-то невероятно важное. Ничего необычного, правда? Я ж целую мастерскую прошла, там эфиры по три часа, ха!

Я редко когда так сильно ошибалась.

Сначала я сидела молча, потому что казалось, что нечего добавить. Потом я параллельно с эфиром начала включать в соседнем Гугл Хроме Тетрис (уже плохой знак, обычно я так сбегаю от того, что неприятно).

А эфир шёл, и разговор от запретов на рисование и пугающих реакций старших родственников на творчество перешёл на установку на рост и фиксацию. Знакомая теория, книгу Кэрол Дуэк я читала лет пять-шесть назад. Потом перешли к примерам фиксированной установки, и я поняла, что третий раз подряд проигрываю на жалкой сотне тысяч баллов.

И тут, сквозь подкатывающий к горлу ком, поняла, что мой мозг в ментальном ужасе: язык отнялся, сердце скачет, во рту кислый привкус страха. И ужас не проходит: сердце не замедляется, руки и ноги не теплеют.

«Окей, что происходит?» — осторожно спрашиваю я у мозга. И тот, видимо, хлебнув той же немоты, что и тело, пожал плечами и показал картинку.

Сидим, мы, значит, на кресле. Спинка удобная, всё хорошо. Вокруг темно. Один момент — сдвинуться с места не можем. Сказать что-либо тоже. А вокруг что-то шипит, шуршит и скользит, обволакивая липким холодом.

А потом кто-то включает свет, и мой мозг осознаёт, что не свободно сидит в кресле, а к нему, как верёвками, привязаны гадюками. Те — живые, мерзкие, на шее, скользят по рукам, по ногам, держат крепко, удивительно, что не задыхаюсь. И когда на них пролился свет (то есть, девочки на эфире проговорили вслух все подробности фиксированной установки), то они дружно и ужасно громко зашипели.

«Ничего себе креслице», — ошарашилась я. — «Это ж змеиное гнездо, а не креслице».

«Угу», — отошёл от немоты мозг. — «И всё это время мы его не видели».
🤯31
Пока сидела на литклубе, сделала первый осмысленный рисунок в Procreate (и первый осмысленный рисунок за год-полтора, наверное??).

Вот что поддерживающая среда животворящая делает!

И Фиалка @fialkamak выбрала сегодня дивно живописный фон, как тут было удержаться.
7
Принесла с писательской разминки слепок эмоций сегодняшнего дня (выполняем, выполняем план на неделю!)

Слова: одеяло, фонарик, острова
Картинка: выше

Извилистая дорога скользит снежным удавом между островами сугробов. Острова больше напоминают шапки шампиньонов — такие же круглые, дерзкие и ровные. Из-за сияющих кромок снежных шапок подслеповато щурятся окна. Они утопают в снегу, и кажутся вполне довольными этим, словно зарылись в толстое пуховое одеяло и говорят сквозняку от окна: «Бе-бе-бе, не достанешь, не проймёшь».

— Ав! — из снега выпрыгивает белый непоседа, которого в метели выдают разве что пара тёмных внимательных глаз. Мифрил, — так зовут это чудище, — носится вокруг, и, в отличие от меня, прекрасно видит всё, что происходит. Ему не нужно тащить в зубах здоровенный светодиодный фонарик, не нужно навздёвывать на себя десяток слоёв одежды, чтобы не окоченеть замертво в этой снежной пасторали.

Вздёргиваю лямку рюкзака и вздыхаю. Поправляю шапку, проверяю гаджеты. Шаг вперёд, хоть и небольшой, даётся так, словно к ногам привязан угольный локомотив. По спине от натуги катится пот, но этого не видно под майкой, свитером, пуховиком и шарфом. Последнее тепло, цеплявшееся за ворсинки меха, испаряется в морозном утре искристой паутинкой.

Над головой простирается иссиня-чёрное небо. Деревушка с её сонным оцепенением остаётся позади, а впереди расстилается тёмная лента дороги в непроглядном снежном тумане. Я вздыхаю, зажигаю фонарик, и делаю первый шаг.

А потом ещё один. И ещё.

Путь предстоит долгий, а до рассвета ещё далеко.
2
Генуборка в писательском пространстве

На этой неделе в СВАТ-СКРАМе (калибровочной программе практического писательства от Дашеньки А. с любимыми ЧеловекТекстами) я решила поставить и выполнить неписательскую задачу: провести генеральную уборку в своём творческом пространстве.

За эту неделю я успешно перешуршала-пересобрала своё творческое пространство, и теперь делюсь соображениями-открытиями.

Урок первый: техобсуживание писательства и его пространства – это моя (бывшая) слепая зона.

Я очень долго искала причины застоев и неписуев в психологических проблемах, которые затем успешно разрешала. Но при этом я упускала из виду гигантское бревно технических затыков. А проблему неопределённости вообще в упор не видела.

Вот живой пример: хочу я написать/нарисовать схему текста. Поиграться с композицией, подвигать кусочки, создать схему, по которой потом можно будет последовательно что-то написать.

Отлично! Бегу к компьтеру, но тут – затык! А… где я буду это делать?

Я к этому моменту пробовала кучу сервисов: Miro, Гугл-доки, даже таблички в Excel. Умом я знаю, что эти инструменты есть. Я даже их пробовала. Но куда мне пойти с этой конкретной задачей?

Только что мозг бодро шёл к витрине с ароматными мясными сосисками в магазине, но сбоку подло вылез шкаф с блестящими сковородками, тарелками, ножами и вилками, и мы встали намертво. Многообразие вариантов гипнотизирует.

А действительно, куда пойти? Где удобно? Где всё настроено? Где точно будет то, что мне нужно, и этого хватит? И не придётся оформлять двадцать пять подписок?

Урок второй: если задача не сформулирована, под неё не появится инструмент.

Когда-то я слышала, что если задать правильный и хорошо сформулированный вопрос, то на него уже 100% существует ответ. Похоже, эта же штука работает и с задачами.

Если задача сформулирована правильно, то в этой задаче уже заложен метод её исполнения. И тогда вопроса «Блин, а как это сделать?» не возникает.

И именно к задаче, а не наоборот, подбираются инструменты. Поэтому проблема с подбором утилиты для создания схем оказалась тройной: для начала мне нужно было понять, что такая проблема вообще есть. Потом проанализировать варианты, и потом выбрать один, который лучше всего подходит моей системе.

И за последние пару недель я таки-разрезала этот многослойный торт до конца. Я выбрала встроенный в MacBook аналог Miro под названием Freeform.

Причины: есть на ноутбуке, планшете и телефоне, интегрируется с облаком и всеми тремя устройствами в нём, даёт создавать неограниченное количество досок, по функционалу не уступает Miro. И это не сервис в браузере, а отдельная программа (меньше отвлекалок).

Урок третий: если что-то не подходит твоим задачам, не страшно это поменять или перепридумать.

Оглядываясь назад, я понимаю, что собирала космический корабль своей писательской системы целый год. Это было долго и непросто, но меня радует то, что мы наконец-то добрались до его функционального состояния.

И сложнее всего в этом процессе мне было отказаться от традиционных текстовых редакторов: Pages (аналог Word) и самого Word.

Я как будто всегда надеялась, что однажды смогу вернуться к Word или Pages и там с чистого листа начну писать классные тексты.

Беда в том, что шло время… и не получалось. Всегда чувствовала с этими программами какой-то зазор, нестыкуемость: слишком много всего и недостаточно того, что нужно. Как будто пытаешься ходить в туфлях, которые велики и жмут нежную пятку одновременно.

Поэтому пару месяцев назад я поискала варианты и пересела на Ulysses. Это платная программа, которую я спустя пару дней тестового периода оплатила на год вперёд, потому что с облегчением поняла, что мне – комфортно! Будто засунула свои многострадальные ступни в тёплые пушистые тапочки. Функциональный, не перегруженный, со всеми моими хотелками, но без жуткого перегруза ненужными вещами. Лично для меня – практически идеально.

А в Notion (платформе быстрой доработки и планировщике одновременно) и Simplenote (инбокс) нужно было просто прибраться. Что мы и сделали.
3