Культурный код – Telegram
Культурный код
11.6K subscribers
2.27K photos
5 videos
371 links
Всё для вашего образования и развития — тщательно отобранные книги, аудиокниги, избранные отрывки из прочитанного, лекции и подкасты.

По всем вопросам: @unbknnt
Download Telegram
На выходные я подготовил для вас подборку из пяти статей и подкастов об устройстве мира вокруг и ключевых траекториях саморазвития.

Learn and enjoy!

1.
Почему хаос и несовершенство лежат в основе всего хорошего и какова природа зла?
t.me/apostils/141

2. Почему нам нравятся антигерои и что такое здоровая агрессивность?
t.me/apostils/145

3. Природа глупости и эффект Даннинга – Крюгера
t.me/apostils/197

4. То, что нас убивает, может сделать нас сильнее?
t.me/apostils/44

5. Что такое свобода и почему она (не)возможна?
t.me/apostils/186

🎈Слушайте в формате подкастов, читайте — и, конечно, подписывайтесь на «Письма», чтобы получать такие материалы регулярно!
Александр Солженицын — «Раковый корпус» (1966 г.)

#рекомендация_автора

Страшная и одновременно прекрасная книга, на страницах которой суровый мир надежды, любви, беспомощности, лжи во спасение, слепоты, жизни и смерти и, конечно, болезни. Вопросы, над которыми ты невольно задумываешься. Страшный диагноз и страшный выбор, который за этим последует — прожить мгновения, но не на больничной койке, или отдать себя на волю врачей, не видеть белого света, но жить как можно дольше? Какой выбор сделать, как все это принять и не сойти с ума? Обо всем этом, а еще о жизни, о добре и зле, великих поступках и низости, о многом другом поведует целая галерея персонажей, обитающих в Раковом корпусе.

Роман был задуман Солженицыным в 1954 году, в Ташкенте, где он проходил лечение в онкологическом отделении больницы, однако был издан официально лишь в 1990 г., встретив твердый запрет публикации в верхах СССР.

Ниже можно послушать книгу в превосходной озвучке от Александра Клюквина, а также скачать электронную версию👇
👍5👎2
Константин Иванов — «Жизнь средневекового города» (1895 г.)

#рекомендация_автора

В этой прекрасной книге домашнего учителя истории царской семьи дана лаконичная и живая панорама жизни средневекового города. Его соборы и площади, рыцари и монахи, торговцы и мастера предстают перед слушателем в ярких и детальных картинах, погружая в атмосферу того далекого, но по-прежнему интересного и таинственного времени.

Работа совсем небольшая, всего на три часа звучания, и столь же увлекательна, как и полезна для понимания той эпохи. Она находится на пересечении художественной и научной литературы, потому столь сильно откликается в воображении.

Ниже можно послушать книгу в превосходной озвучке от Павла Смеяна и Марии Зайковой, а также скачать электронную версию👇
👍2🤔1
Всё, чем занимаются люди, настолько безобразно, что нет никакой разницы, на чьей ты стороне.

Виктор Пелевин
👍1
О русской литературе можно рассказывать и увлекательно, и информативно, и притом очень лаконично, схватывая самую суть. Не верите? Убедитесь в этом сами, посмотрев небольшие видео молодого преподавателя МГУ Бориса Прокудина — ему прекрасно удаётся всё перечисленное.

Лекции можно посмотреть на YouTube по ссылкам внизу (все названия кликабельны):

1. Разночинцы и споры вокруг Базарова
2. Тургенев и драма русского западничества
3. Толстой против богатства
👍1
РУССКИЙ АВАНГАРД И МИРОВОЕ ИСКУССТВО

Несмотря на критическое отношение к буржуазному образу жизни, перед революцией мало кто из художников увлекался социальными проблемами. Еще в статьях 1918 года в газете «Анархия» Малевич настаивал на аполитичности искусства: «Мы, супрематисты, в своем творчестве ничего не проповедуем, ни морали, ни политики, ни добра и зла, ни радости, ни горя, ни больных, ни слабых, также не воспеваем ни бедных, ни богатых». Он еще не догадывался, какие возможности открыл 1917 год – переустройство мира могло стать не просто утопической задачей, но реальным делом каждого.

Пропаганда как выход и оправдание?
После революции аполитичность исчезла. Большевики охотно использовали новаторов для создания своего имиджа. Внутри России в ходу был «левый стиль». Поскольку власть мечтала тогда о мировой революции, ей важно было предъявить себя миру с неожиданной стороны. Художники выглядели здесь лучшими помощниками.

Встреча на Сене
Успех выпал на прошедшую в 1925 году в Париже Международную выставку декоративных искусств и художественной промышленности. Советский павильон, созданный Константином Мельниковым, и интерьер рабочего клуба Александра Родченко произвели фурор. Советские участники получили множество наград, в том числе и Маяковский с Родченко.

Биеннале как место пропаганды
В Венецианской биеннале СССР принимала участие с 1924 года, когда установились дипотношения с Италией. Организацией занималась ГАХН и потому поначалу новому искусству всегда находилось место в советском павильоне. Но уже с 1926 года на отбор во многом стала влиять художественная борьба в СССР, быстро набиравшая силу агрессивная Ассоциация художников революционной России. А в 1930-м к биеннале разработали целый план пропагандистcкой атаки. Он был призван восполнить отсутствовавшие возможности показа советских достижений в Италии.

Замолчали всюду
Беспредметность и супрематизм, эти основные, наряду с конструктивизмом, вклады русского искусства в мировое, во много потеряли свое значение для мирового искусства в 30-40-е годы не по своей воле. Тоталитарные режимы, царившие в Европе, нигде не испытывали симпатий к революциям в искусстве – потому так сложно завершились истории и итальянского футуризма, и немецкого экспрессионизма. И в Голландии, и в Германии оставалось достаточно большое количество полотен Малевича, в Париже продолжал работать Кандинский – но не только по эстетическим, но и политическим причинам их творчество мало интересовало и продавцов, и покупателей, лишь коллеги по международной группе «Абстракция – творчество» признавали его художественное лидерство.

Коллекционеры и книги: место спасения
Два выдающихся коллекционера в России, Николай Харджиев и Георгий Костаки, занимались собиранием мало кого интересовавшего в СССР искусства. Но если первый таил коллекцию даже от близких знакомых, то второй показывал ее всем желающим, прежде всего западным дипломатам и журналистам. Во многом благодаря ему публикации о потаенном русском искусстве стали часто появляться на Западе.

Преподавание как пропаганда
После эмиграции многие авангардисты начали преподавать, влияние их идей трудно переоценить. В 1960-е один из учеников Малевича, Владимир Стерлигов, основал группу художников, в основу их творчества легла стерлиговская теория «Чашно-купольного сознания», которая, как он считал, развивает супрематические идеи Малевича. К наследию Малевича не раз обращается в своем творчестве и Илья Кабаков. Многочисленные вариации на темы Малевича есть и у остроумно комментирующего историю искусства Игоря Макаревича.

Татлин восхищает
В 1967 году в Стокгольме прошла ретроспектива Татлина. Легендарный директор музея современного искусства Moderna Museet Понтус Хультен заказал копию Башни «Третьего интернационала» – она произвела настоящий фурор.
👍21