CustDevochka – Telegram
CustDevochka
295 subscribers
223 photos
4 videos
4 files
101 links
Канал про продуктовый подход от ex-product Sber, методологии и исследования, которые будут интересны не только ИТ-шникам. Давайте исследовать вместе!
По вопросам сотрудничества пишите в личку @tdruzhkova
Сайт https://custdevochka.com/
Download Telegram
5 способов быстро проверить гипотезу без полноценного исследования

Иногда хочется сделать всё по уму: глубинки, CJM, сегментацию, карта боли, карта эмпатии, молитва продуктовому менеджеру. Но иногда нужно просто проверить гипотезу до завтра.

В этом посте мой личный топ способов «исследование-лайт», чтобы не запускать ерунду.

Это не заменит качественное исследование, но иногда помогает не выкинуть бюджет на «ну вдруг зайдёт».

Какие быстрые способы проверки гипотез работают у вас? Делитесь — добавим ещё в список 🙌
👍2🔥211🤝1
Фантазии на тему «офис для удаленщика»

Чем больше я работаю вне офиса, тем отчетливее понимаю: пространств, где действительно удобно и приятно работать удаленно — почти не существует 😭

Есть классные кафе (но шумно). Есть коворкинги (но часто без души. Исключением в моем московском опыте является лесной коворкинг в Переделкино с мебелью и антуражем середины прошлого века). Есть дом (но иногда не хочется из дома).

И вот хочу пофантазировать: каким был бы идеальный офис будущего для тех, кто работает remote?

В моей версии там есть:
→ вкусный кофе уровня
→ много света и огромные окна
→ зоны для тишины и концентрации
→ удобные места для звонков и переговоров
→ стабильный wifi
→ красивый интерьер — дерево, текстиль, растения
→в идеале офисная собака для коротких перерывов на обнимашки 🐕😁 (в Турции с этим проблем не было вообще)

А еще — место, где можно просто сидеть, смотреть в окно и ничего не делать. Потому что иногда лучшие идеи приходят именно в такие паузы.

Признавайтесь, есть ли у вас такое место?
61
Сегодня с утра ChatGPT похвастался тем, что теперь запоминает еще больше чатов/ контекста и предложил сделать саммери по Personal Branding из того, что он уже обо мне знает. Кто я такая, чтобы отказываться от этого предложения? 😁 Вот что получилось. Не без лести со стороны нейронки, конечно, но с юмором и очень прикольно. Мое любимое "Deeply allergic to vague briefs, vanity research, and corporate fluff"😭😁

Покажите, что в ваших саммери!
6🔥3
#Инсайт_дня

Возвращаю несправедливо забытую рубрику, где делюсь инсайтами из своих исследований, которые на самом деле могут быть применены к широкому кругу читателей/ бизнесов. 🤓

Сегодня инсайты по теме выбора подрядчика/ партнера (по следам свежеиспеченного рисеча для крупного ИТ-разработчика).

1️⃣
Выигрывает не тот, кто предлагает больше, а тот, кто первым помогает прояснить задачу.
👉 Большинство заказчиков не до конца понимают, что им нужно. Подрядчик или партнер, который умеет задавать правильные вопросы и «подумать за клиента» — всегда выигрывает.

2️⃣
Презентации не продают. Продает то, как ты говоришь о проблеме клиента.
👉 Формальные слайды никто не читает. А вот один точно заданный вопрос или неожиданное уточнение по бизнес-задаче — запоминаются навсегда.

3️⃣
Никому не интересны ваши "успешные кейсы", если они не про их боль.
👉 Кейсы работают только если: 1) похоже на мою ситуацию, 2) честно написано, что было сложно, 3) показан результат. Все остальное — пиар.

Что откликнулось, с чем не согласны?
31🔥1🤝1
Друзья, тестирую одну идею, нужна ваша помощь! Вы когда-нибудь покупали услуги для бизнеса или инициировали заявку через Telegram-бота?
Anonymous Poll
50%
Да, и это было удобно
50%
Нет, но готов попробовать
0%
Нет, не доверяю ботам
Тренды пользовательских исследований в 2025 году

Хочу поделиться трендами от крупнейшей площадки для автоматизированных UX-исследований – Maze, изучившей, как меняются подходы к рисечу в разных странах.

Что показалось значимым мне:

1. ИИ – уже не фантастика, а рабочий инструмент 🤖
Тренд №1 – это использование ИИ для автоматизации рутины (анализ данных, транскрипция) и даже для генерации инсайтов. Но по прежднему, ИИ – это мощный помощник, а не замена исследователю. 

2. Демократизация исследований: Исследуют все! (Но это не точно 👀)
Все больше компаний хотят, чтобы не только выделенные исследователи, но и дизайнеры, менеджеры и другие члены команды могли проводить исследования. Но есть нюанс: без правильных процессов (привет, ResearchOps!) и обучения это может превратиться в хаос и некачественные данные.

3. Сила в единстве: Качественные + Количественные данные
Прошли времена, когда команды полагались только на сухие цифры или только на глубинные интервью. Тренд – на смешанные методы (Mixed Methods), где количественные данные показывают что происходит, а качественные – почему.

4. Непрерывное исследование: От проекта к потоку 🌊
А я давно говорила - будущее за непрерывным исследованием (Continuous Discovery/Research), которое встроено в продуктовый цикл. Это позволяет постоянно держать руку на пульсе потребностей пользователей, быстро тестировать гипотезы и итеративно улучшать продукт.

5. Доказывай ценность: От инсайтов к влиянию на бизнес 💰
Времена, когда исследователи просто делились интересными фактами, уходят. Теперь все больше фокуса на том, как исследования влияют на бизнес-метрики и ROI. Нужно уметь не только находить инсайты, но и доказывать их ценность языком цифр и бизнес-результатов.

Ну и классный тренд, который нравится мне- Исследователи переходят от роли исполнителей к роли наставников, обучая команды принципам исследований и способствуя развитию исследовательской культуры в организации.


Полный текст тут: https://maze.co/blog/ux-research-trends/
31
По заявлению Сэма Альтмана, каждое «пожалуйста» и «спасибо», адресованное ChatGPT, обходится OpenAI в миллионы долларов из-за увеличенного количества токенов, которые система должна обрабатывать. Так что, если вы думали, что хорошие манеры спасут вас от порабащения ИИ, знайте - вы первые в зоне риска😄
😁5
Experience Sampling — метод, который ловит эмоции в моменте 🌊

Я давно не рассказывала про интересные #методы_исследования (потому что не кастдевом единым, как говорится).
👇
Это подход в исследовании поведения и психологии, при котором респондентов просят многократно и в реальном времени сообщать о своём текущем опыте, чувствах, действиях или контексте в течение дня.

👀Зачем он нужен:
Метод позволяет получить максимально точную, контекстную и «живую» информацию о человеке, избегая искажений памяти и ретроспективных домысливаний. Это особенно важно, если ты хочешь узнать, что человек на самом деле чувствует и делает.

Респонденту несколько раз в день приходит короткий опрос (можно сделать через бота, например): Что делаешь? Что чувствуешь? Ты вспоминал(а) о продукте/сервисе X за последний час?

Традиционно этот подход используется не для маркетинговых исследований, а для изучения психического здоровья и исследования трудовой активности.

🤔Зачем это бизнесу:
— выявить триггеры эмоций и поведенческие паттерны
— понять, в какой момент продукт становится нужным
— увидеть, где и когда появляются барьеры, усталость, раздражение или радость

Понятно, что этот метод полезен не всем. Но мне видится, что для B2C продуктов, когда использование зависит от настроения и контекста – это суперценная вещь. А это, на минуточку, все покупки/ фитнес/ досуг/обучение и пр.

В общем, если у вас есть подобные задачи – приходите, покреативим! 🤓
22👍2
Сегодня пост-наблюдение 🧐

За последний месяц я посещала два спортивных клуба. 🤸‍♂️Если посмотреть на список их групповых занятий (силовые, растяжки, йога и т.п.) - они не будут отличаться кардинально. В один пошла по давней рекомендации с конкретной специфической задачей (укрепить мышцы для бега), второй находится рядом с домом, и я купилась на акцию «Безлимитная неделя, ходи, сколько влезет». Вероятно, рассчитанную на тех, кто придет один раз. Не на ту напали 😈 Но речь не об этом.

Два клуба, похожий набор занятий, уровень цен, оба новые, чистые, приятные. Но абсолютно разные по восприятию. В зале А царит атмосфера сопричастности, все друг друга знают (или ощущение, что знают), ржут и пьют заботливо заваренный администратором чай после тренировки. Тренер – это гуру, с ним дружат, советуются, общаются за пределами зала. В зале Б – делают губы уточкой и фотографируются в зеркалах (я и сама так делала, потому что свет чертовски удачный), приходят и уходят, не обращая на окружающих внимание. Тренер – это инструмент для достижения цели, ничего личного.

Атмосфера, тон, отношение рождаются не из потолка. Они — про ценности фаундера. Про то, что он (или она) транслирует: даже если это не озвучено напрямую. Речь не о том, чтобы выбрать один «правильный» путь. Это про то, чтобы понимать, о чем ваш продукт на самом деле. Что стоит за каждым касанием — от интонации в письме до мелочей, вроде чайника у администратора или welcome-экрана приложения. Потому что продукт — это не только его функция. Это всё, что его окружает.

Знаете ли вы – о чем ваш продукт? Не с точки зрения позиционирования на сайте, а по ощущениям внутри. Что он говорит пользователю? Что обещает? Если у вас есть сомнения или просто хочется свериться с реальностью — вы знаете, к кому с этим идти 😜
42
Фантазии на тему будущего исследований

Други, насмотревшись «Черного зеркала» 🪞я, конечно, не могу не пофантазировать на тему будущего исследований. Поделюсь тем, что мне кажется наиболее вероятным (причем, реализация скорее всего будет гораздо раньше, чем мы думаем).
👇

Будущее исследований — это не «Поставьте от 1 до 5, насколько вы удовлетворены».

Это вздох, пауза, поджатая бровь и «эээ… не то», сказанное в пустоту — но записанное.

📱 Умные часы уже знают, что вы в бешенстве (и это не из-за шагомера).
🎧 Наушники различают сарказм, даже если вы мастер притворного спокойствия.
👁️ Линзы отслеживают, как вы 10 секунд тупо смотрите на кнопку «Оформить заказ» — и не нажимаете.
🗣️ А голосовой дневник сам предлагает фразу дня: «Разочарование уровня: удалить аккаунт».

Исследования становятся ближе к жизни. Без анкет, без ретроспективы, прямо в моменте.

И знаете что? Это уже не фантазии футуролога на кофеине. Продукты в этом направлении уже появляются. Хотите знать, какие? Поставьте реакцию ❤️
4👍3🔥1💯1
Привет, друзья!

На выходных сходили с мужем на выставку Яндекса «Человек и нейросети: кто кого создаёт?» в Третьяковке на Крымском Валу.

Поделюсь впечатлениями НЕэксперта в искусстве. 🤓Выставка в тренде – объединение «физического» искусства и ИИ, новые формы на стыке технологий и творчества. В лаборатории участвовали 11 художников, которые экспериментировали с форматами перфоманса.

Сама идея мне очень нравится. 🫶Ну правда, сколько можно глазеть на средневековую живопись и импрессионистов 🙃 Если мир не стоит на месте, то искусство точно не должно «покрываться пылью». Но вот реализация – да простит меня Яндекс, кураторы Третьяковки и художники - немного не дотягивает (лично для меня где-то выглядит надуманно, где-то наоборот слишком просто чтобы быть предметом искусства). Больше всего мне запомнилась банка с бактериями, которые создают электрический ток, двигающий элементы картины на стене.

А вообще на эту выставку можно приходить с детьми (подросшими), потому что просто и наглядно рассказывается про то, как работает «магия» ИИ.

В общем, обсуждать искусство – дело неблагодарное, так что сходите и посмотрите сами. Тем более, бесплатно и до конца мая.
🔥43
Как сделать ваш продукт незабываемым: лайфхаки из психологии памяти

Привет! Сегодня поговорим о том, как наша память "хитрит" и как это можно использовать для управления пользовательским опытом.

Почему некоторые события врезаются в память, а другие тут же забываются? Всё дело в интересном феномене - 👇Правиле «Пика и завершения» (peak-end rule)

Суть простая: когда мы вспоминаем какой-то опыт (будь то поход в магазин, использование приложения или визит к врачу), наша память не воспроизводит все от начала до конца. Вместо этого она концентрируется всего на двух моментах:
🐹Самом интенсивном моменте (это может быть что-то супер-классное или, наоборот, ужасное) – это "пик".
🐰Самом последнем моменте – это "завершение".
Самое удивительное — длительность всего опыта или даже самых ярких моментов почти не влияет на наше воспоминание.

Это не просто теория! Этот феномен был впервые исследован Нобелевским лауреатом Дэниелом Канеманом с помощью физических экспериментов над людьми (прочитайте в статье, если интересно).

Хитрые маркетологи, разумеется, в курсе и давно этим пользуются:
Например, IKEA ставит свои хот-доги и фрикадели у выхода, чтобы вы ушли с приятным послевкусием.

Мы можем сознательно управлять воспоминаниями пользователей о взаимодействии с нашим продуктом или сервисом. Используйте инструменты вроде CJM, чтобы:

1️⃣ Выявить или спланировать "пики": убедитесь, что самые важные или приятные моменты действительно яркие и запоминающиеся.
2️⃣Положительное завершение: Убедитесь, что финальный этап взаимодействия (например, подтверждение заказа, выход из приложения или завершение игры) оставляет приятное впечатление. Например, интернет-магазин может отправить письмо с благодарностью и визуально привлекательным подтверждением покупки.

А еще перестаньте страдать перфекционизмом: запомнится не все, а только самое-самое))
42
#мысль_дня Порефлексируйте вместе со мной!
1
5 признаков того, что пользователь вас обманывает

Я уже писала пост про Фейковых респондентов, которые приходят на интервью, чтобы заработать, и готовы примерять любую роль.

Сегодня хочу продолжить и поговорить про все случаи, когда пользователь может лукавить на интервью (иногда не осознанно и без выгодны для себя).
👇

1. Слишком быстро соглашается с вашей гипотезой
«Да, конечно, я бы точно купил это!» через 2 минуты разговора. Почему плохо: не подумал, просто подыграл.
Что делать: раскопайте мотивацию: «А почему вам это важно?»

2. Рассказывает «как надо», а не как есть
Вместо реальных историй - идеальный покупатель с рекламного баннера. Часто говорит гипотетически.
Что делать: возвращайте в конкретику: «А расскажите, когда в последний раз...?»

3. Не может вспомнить детали опыта
«Ну... вроде что-то покупал, не помню где, не помню зачем». Значит, неважно и нерелевантно.
Что делать: смело помечайте в скобках (не целевая) и двигайтесь дальше.

4. Меняет показания по ходу интервью
Сначала говорит, что пользуется продуктом, а потом оказывается, что это было один раз два года назад.
Что делать: фиксируйте несостыковки, аккуратно перепроверяйте через уточняющие вопросы.

5. Говорит то, что, по его мнению, вы хотите услышать
Чувствуете, что вам льстят? Говорят как на экзамене?
Что делать: меняйте динамику. Улыбнитесь, пошутите, скажите: «Меня не надо жалеть, скажите как есть!»

👁Помните, что вы не на допросе, но ваша задача – узнать самую суть, которая может прятаться за желанием быть «нормальным». Помогите респонденту раскрепоститься, а тех, кто врет – безжалостно баньте и заносите в блэклисты (я уже подумываю над созданием единого, для всего рисеч-рынка).
🔥71
Как не похоронить исследование

Один из самых частых сценариев:
👇
компания тратит деньги, время, усилия - получает отчет по итогам исследования… и всё 🙄
Вроде «интересно», но дальше этого дело не идет.

Чтобы избежать этого со своими клиентами, мы внедрили еще один этап: после исследования проводим стратегическую сессию.

Для всех скептиков сразу оговорюсь: это не обязательно модный ритуал с дорогими фасилитаторами, это просто рабочая встреча с командой, на которой вы (если исследованием занимались вы):

🔹 разбираетесь, что значит то, что вы узнали,
🔹 ищете, какие решения из этого следуют,
🔹 приоритизируете, что делать и кто за что отвечает.

Собрала чек-лист, чтобы исследование превратилось в действия, а не в архив.

🛠 Формат любой — Miro, офис, Zoom. Главное — не дать знаниям утечь.
📌 Используй этот шаблон, даже если исследование делали не вы.

Лучшее время для сессии — сразу после получения результатов, пока команда в теме.

Бывали ли вы на стратсессиях и какие запомнились вам больше всего и почему? Не из моих сессий мне почему-то больше всего запомнилась большая сессия для бренда клиента, на которого я, будучи в рекламном агентстве, работала. А запомнилась потому – что клиент на полном серьезе обсуждал возможность отправки бренд-персонажа в Космос. Были же времена и бюджеты 🙃🫣
👍5
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
#Открытия_прошедшей_недели

Недавно решила, чтобы совсем не отстать от того, как ИИ развивается семимильными шагами, буду рисечить и тестировать новые сервисы КАЖДЫЙ день, хотя бы по полчаса. Что было полезного и интересного за неделю:

1️⃣Flow – новый инструмент Гугла для создания видео 📹(аналог Sora от Open AI). У меня открылся с впн США. Доступен только на платной версии – но ее можно подключить на месяц бесплатно.

Что умеет: генерировать видео по вашему запросу. 1 сцена =. 1 мини-видео. Умеет даже со звуком (в теории – у меня не захотел))

💫Мой пример – Единорог, Дракон и Фея на фокус-группе тестируют газировку.

2️⃣ Notion AI. ✏️Вы, конечно, знаете этот инструмент для работы над проектами. Но, черт возьми, как он круто он развился за последние месяцы! Теперь Notion похож интерфейсно на чатбот и можно, не уходя из Базы знаний – анализировать информацию, делать выводы и просить AI строить под них БД.

3️⃣@if_stocks 📈 Во мне снова проснулось желание разбираться в инвестициях (в прошлый раз это закончилось тем, что, устав наблюдать за скачками рандомно набранного портфеля, я продала все разом и пустила деньги в жерло всепоглощающего ремонта). С тех пор ни-ни, ничего не покупала. И вот сейчас нашла потрясающий ТГ-канал про инвестиции (судя по количеству подписчиков, мое мнение не единично). Там понятно и просто говорят о том, как ПОНЯТЬ рынок, а не просто следить за тем, что сейчас растет, почему нельзя верить продвигаемым стратегиям брокеров и еще много чего. Хайли рекоменд @if_stocks

P.S. #находки часто – совсем не про бизнес (я много ищу и смотрю про биохакинг, self-optimization, а еще иногда просто хожу в классные места) Скажите, делиться ли таким? И про что интереснее читать? 🙃
7❤‍🔥2
💸 Как ИИ изменил стоимость исследований?

Когда говорят, что ИИ «снижает стоимость исследований», важно понимать: речь не про строчку в смете, а про изменение всей экономики исследования. Попыталась разобраться в теме.

🔽 Что стало дешевле (согласно крупному исследованию Maze ):

Трудоемкие задачи, которые раньше выполнялись «ручками» (ниже статистика по сокращению времени):
✔️Анализ данных пользовательских исследований (74%)
✔️Транскрибация (58%)
✔️Генерация исследовательских вопросов (54%)
✔️Планирование и составление черновых вариантов исследований (50%)
✔️Синтез и отчетность (49%)

🔼 На что, наоборот, придется потратиться:
🤖 Требует перестройки бизнес- процессов
💻Инфраструктура ИИ: генерация токенов/годовая подписка на Enterprise-решения
👩‍💻 Обучение команды: курсы по ИИ и UX
🔒 Хранение и безопасность данных, особенно в облаке, требует отдельного бюджета.
🧠 Временные затраты на проверку ИИ-выводов человеком (human-in-the-loop) — обязательны, иначе риски высоки.

ИИ не исключает исследователя, а требует от него новых навыков и участия на более высоком уровне — стратегическом, этическом, методологическом.

Поэтому, друзья, которые тоже в исследованиях, у нас в запасе есть еще несколько лет. Давайте проведем их с пользой 🙃
5🔥1