#диалоги_в_танке
А: Коллега, а вот вы считаете себя независимым экспертом?
У: Я считаю себя зависимым экспертом.
А: ?
У: Зависимым от кофе и печенек.
А: Коллега, а вот вы считаете себя независимым экспертом?
У: Я считаю себя зависимым экспертом.
А: ?
У: Зависимым от кофе и печенек.
🤣17🔥4👍1
Ну, за честность
Американские коллеги от науки вообще хорошо используют публичные форматы диалога с ЛПРами и обществом (взять хотя бы consensus reports, которые определяют приоритеты в фундаментальной науке).
Но давеча они, кмк, превзошли самих себя. Академия наук США провела презентацию «State of the Science»: президент АН США Марша МакНатт рассказывала про состояние американской науки. И там ну очень много интересного (и неприятного, и честного).
В чём АН США видит вызовы для науки:
1️⃣ На научные пятки США наступают конкуренты: Китай уверенно догоняет (а местами перегнал) США не только по количеству публикаций, но и по статьям в ТОП-1% научных журналов, патентах, количеству компаний в глобальном ТОП-500 – и, заодно, по количеству фармпрепаратов в пайплайне (I-III).
2️⃣ При этом STEM-отрасли США зависят от иммигрантов: американские STEM-интенсивные индустрии, включая науку, на 35-40% состоят из приезжих, и чем выше сложность деятельности, тем выше зависимость (в computer science and engineering, например, 46% магистров и 57% постдоков – выходцы из других стран).
3️⃣ Возможности собирать таланты со всего мира сокращаются, а система школьного образования не может дать людей нужного качества – и в нужном количестве: с преподаванием естественнонаучных дисциплин и математики в США хуже, чем в среднем по миру (почти 40% американских школьников не тянут даже базовую программу). Т.е. всё это работает по модели «пусть другие страны хорошо отучат школьников, а потом мы их украдём».
4️⃣ В науку активно вкладывается бизнес (75% R&D-денег), это прекрасный повод для государства подзабивать на «научные» инвестиции. Последствия налицо: а) корпоративной науке не доверяют (пример – история с паблисити-катастрофой ГМО), б) прикладные исследования сидят в своих бункерах – и в сотрудничество не собираются (потому что проприетарность, зацикленность на продуктах и пр.).
5️⃣ Современная наука требует международной кооперации, причём и с финансовой, и с кадровой точки зрения; государственный бюджет не резиновый даже в США. И как изворачиваться в условиях глобального научно-технологического огораживания, пока не оч понятно.
6️⃣ При этом общественное доверие к науке падает – и на фоне ковидных провалов, и на фоне доминирования корпоративных R&D.
Что предлагают делать:
1️⃣ Поменять STEM-подготовку в школах, причём фундаментально, с точки зрения дидактики (сейчас science & tech – это перечни научных фактов, а надо не факты в головы вбивать, а развивать в детях естественное любопытство и желание разобраться в том, как и что работает, как мир устроен). Нужны свои люди, а не только краденые.
2️⃣ Не бросать тему с глобальной кооперацией: выбить из государства чёткую позицию по поводу того, какие страны с этой точки зрения да-да, а какие – нет-нет. Это же касается пылесосинга талантов.
3️⃣ «Завести» фундаментальные исследования во всех научных организациях (в т.ч. – в тех, которые работают на прикладные исследования; это, помимо прочего, даст стране более широкую линейку use-inspired basic research).
4️⃣ Повысить эффективность гос. инвестиций в науку, в т.ч. – за счёт снижения «бумажной» нагрузки: в среднем по больнице на бумаги и отчетность у ученых уходит 40% времени; за последние 10 лет количество ограничений, норм и пр., связанных с отчетностью по федеральным деньгам, выросло в США в 2+ раза.
5️⃣ Нормально говорить с обществом: объяснять за импакт, проблематику и пр.
6️⃣ И крамольная крамола (по меркам штатов): принять единую государственную научную стратегию, чтобы а) направить всех в одну (нужную) сторону, б) сократить разрывы и запаздывания в большом цикле «новые технологии – образование под них – политика по развитию / регулированию – развитие профильных инфраструктур». Прецедент есть – Science and Chips Act; теперь нужно распространить это на критические технологии.
…ИЧСХ, во всём докладе ни разу не прозвучала фраза «дайте нам больше денег и отойдите». Вот это я понимаю – выдержка!
Хотелось бы, конечно, услышать ответочку от РАН – с тем же уровнем осмысленности. Но фантастика у нас в другом отделе. 🤷🏻♀️
#про_науку
Американские коллеги от науки вообще хорошо используют публичные форматы диалога с ЛПРами и обществом (взять хотя бы consensus reports, которые определяют приоритеты в фундаментальной науке).
Но давеча они, кмк, превзошли самих себя. Академия наук США провела презентацию «State of the Science»: президент АН США Марша МакНатт рассказывала про состояние американской науки. И там ну очень много интересного (и неприятного, и честного).
В чём АН США видит вызовы для науки:
1️⃣ На научные пятки США наступают конкуренты: Китай уверенно догоняет (а местами перегнал) США не только по количеству публикаций, но и по статьям в ТОП-1% научных журналов, патентах, количеству компаний в глобальном ТОП-500 – и, заодно, по количеству фармпрепаратов в пайплайне (I-III).
2️⃣ При этом STEM-отрасли США зависят от иммигрантов: американские STEM-интенсивные индустрии, включая науку, на 35-40% состоят из приезжих, и чем выше сложность деятельности, тем выше зависимость (в computer science and engineering, например, 46% магистров и 57% постдоков – выходцы из других стран).
3️⃣ Возможности собирать таланты со всего мира сокращаются, а система школьного образования не может дать людей нужного качества – и в нужном количестве: с преподаванием естественнонаучных дисциплин и математики в США хуже, чем в среднем по миру (почти 40% американских школьников не тянут даже базовую программу). Т.е. всё это работает по модели «пусть другие страны хорошо отучат школьников, а потом мы их украдём».
4️⃣ В науку активно вкладывается бизнес (75% R&D-денег), это прекрасный повод для государства подзабивать на «научные» инвестиции. Последствия налицо: а) корпоративной науке не доверяют (пример – история с паблисити-катастрофой ГМО), б) прикладные исследования сидят в своих бункерах – и в сотрудничество не собираются (потому что проприетарность, зацикленность на продуктах и пр.).
5️⃣ Современная наука требует международной кооперации, причём и с финансовой, и с кадровой точки зрения; государственный бюджет не резиновый даже в США. И как изворачиваться в условиях глобального научно-технологического огораживания, пока не оч понятно.
6️⃣ При этом общественное доверие к науке падает – и на фоне ковидных провалов, и на фоне доминирования корпоративных R&D.
Что предлагают делать:
1️⃣ Поменять STEM-подготовку в школах, причём фундаментально, с точки зрения дидактики (сейчас science & tech – это перечни научных фактов, а надо не факты в головы вбивать, а развивать в детях естественное любопытство и желание разобраться в том, как и что работает, как мир устроен). Нужны свои люди, а не только краденые.
2️⃣ Не бросать тему с глобальной кооперацией: выбить из государства чёткую позицию по поводу того, какие страны с этой точки зрения да-да, а какие – нет-нет. Это же касается пылесосинга талантов.
3️⃣ «Завести» фундаментальные исследования во всех научных организациях (в т.ч. – в тех, которые работают на прикладные исследования; это, помимо прочего, даст стране более широкую линейку use-inspired basic research).
4️⃣ Повысить эффективность гос. инвестиций в науку, в т.ч. – за счёт снижения «бумажной» нагрузки: в среднем по больнице на бумаги и отчетность у ученых уходит 40% времени; за последние 10 лет количество ограничений, норм и пр., связанных с отчетностью по федеральным деньгам, выросло в США в 2+ раза.
5️⃣ Нормально говорить с обществом: объяснять за импакт, проблематику и пр.
6️⃣ И крамольная крамола (по меркам штатов): принять единую государственную научную стратегию, чтобы а) направить всех в одну (нужную) сторону, б) сократить разрывы и запаздывания в большом цикле «новые технологии – образование под них – политика по развитию / регулированию – развитие профильных инфраструктур». Прецедент есть – Science and Chips Act; теперь нужно распространить это на критические технологии.
…ИЧСХ, во всём докладе ни разу не прозвучала фраза «дайте нам больше денег и отойдите». Вот это я понимаю – выдержка!
Хотелось бы, конечно, услышать ответочку от РАН – с тем же уровнем осмысленности. Но фантастика у нас в другом отделе. 🤷🏻♀️
#про_науку
🔥22👍3
Ну, за готовность
К вопросу о ВПК и технологическом развитии: коллеги из Минобороны США вот покусились на святое и – в рамках радикальной трансформации своей экосистемы для оборонных инноваций – начали публично обсуждать, как вообще искать, оценивать и интегрировать перспективные технологии в военные продукты.
Больше всего [ожидаемо] досталось пресловутым TRL / MRL.
В чём ПРОБЛЕМЫ:
1️⃣ Все уровни готовности технологий (УГТ) оцениваются экспертно (т.н. «мягкие метрики» - в противовес «жёстким метрикам», основанным исключительно на данных); типичной является ситуация, когда какую-то технологию недооценили или переоценили.
2️⃣ Околовоенные продукты – это огромный набор разных технологий, находящихся на разных уровнях готовности (TRL / MRL); промашки с оценкой уровня готовности превращают процесс разработки в форменный бардак.
3️⃣ Что ещё хуже, ни TRL, ни MRL не позволяют оценивать не отдельную «технологию», а саму сложную систему; например, композит для крыла в гиперзвуке на TRL-7 – это оч хорошо, но с точки зрения понимания конечного продукта – мнэ, Полуэкт.
4️⃣ Не понятно, как оценивать УГТ, если компонент системы уникален и его не с чем сравнить (атомные часы, например); это сильно сужает возможности по внедрению чего-то реально прорывного.
5️⃣ И самое важное: жизненные циклы военных продуктов оч сильно разнятся – и эволюционируют по ходу пьесы, в смысле – параллельно с тем, как меняется поле технологических / геополитических угроз. «Подтягивать» новые технологии в продукты нужно очень, очень быстро, буквально – в agile логике. А TRL / MRL аджайлу не только не помогают, но и мешают.
Что обсуждают в качестве РЕШЕНИЙ:
1️⃣ Внедрение требований к системной интеграции в процесс разработки продуктов / систем:
▫️Создание специальных команд, отвечающих за системную интеграцию в продукте, - с функционалом «инженерная интеграция систем и тестирование» (systems engineering integration and test, SEI&T); именно так, кстати, сделали Boeing и Lockheed Martin, у которых на системную интеграцию / SEI&T уходит 10-30% разработческих бюджетов.
▫️Включение контрольных точек по системной интеграции в жизненный цикл разработки: в NASA, например, есть специальные ревью того, что происходит в разработке с т.з. интеграции (systems integration reviews); требования по системной интеграции закладываются на стадии планирования – и предусматривают разные способы тестирования / замеров того, что получилось.
▫️Интеграция всех «уровней готовности» и их метрик в процесс моделирования (прямо на уровне ПО для CAD/CAE и темплейтов для инженеров).
2️⃣ Платформы / ПО для цифрового инжиниринга, причём сразу по четырем направлениям:
▫️Для обеспечения кросс-функционального взаимодействия (между разными S&T-программами / командами разработчиков), в т.ч. чтобы избежать дублирования разработок;
▫️Для нормальной интеграции всех технологических решений в конечный продукт (и, в отдельных случаях, создания цифровых двойников);
▫️Для виртуального тестирования больших систем (особенно для гиперзвука, в котором капец сложно создать реальные «лётные условия», чтобы оттестировать компоненты);
▫️Для интеграции таксономий и онтологий из разных технологических доменов, которые пока сидят в своих бункерах – и вылезать оттуда не собираются.
3️⃣ Альтернативные и/или дополнительные подходы к оценке технологий:
▫️Уровень интеграции (integration readiness level, IRL), который позволял бы оценивать, насколько технология вообще может встроиться в конечную систему / продукт;
▫️Уровень операционной готовности (operational readiness level) или уровень готовности системы (systems readiness level), в которые можно включить TRL, MRL и IRL (в частности, за ORL топит отдел исследований и инжиниринга Минобороны США);
▫️Уровень сложности (advancement degree of difficulty) – спец. модификатор для TRL / MRL, который позволяет лучше оценивать риски при вложениях в доработку технологий (его, например, начали использовать разработчики NASA, намучившись с квадратно-гнездовым TRL).
О – осмысленность. 😌
#про_технологическое_развитие
К вопросу о ВПК и технологическом развитии: коллеги из Минобороны США вот покусились на святое и – в рамках радикальной трансформации своей экосистемы для оборонных инноваций – начали публично обсуждать, как вообще искать, оценивать и интегрировать перспективные технологии в военные продукты.
Больше всего [ожидаемо] досталось пресловутым TRL / MRL.
В чём ПРОБЛЕМЫ:
1️⃣ Все уровни готовности технологий (УГТ) оцениваются экспертно (т.н. «мягкие метрики» - в противовес «жёстким метрикам», основанным исключительно на данных); типичной является ситуация, когда какую-то технологию недооценили или переоценили.
2️⃣ Околовоенные продукты – это огромный набор разных технологий, находящихся на разных уровнях готовности (TRL / MRL); промашки с оценкой уровня готовности превращают процесс разработки в форменный бардак.
3️⃣ Что ещё хуже, ни TRL, ни MRL не позволяют оценивать не отдельную «технологию», а саму сложную систему; например, композит для крыла в гиперзвуке на TRL-7 – это оч хорошо, но с точки зрения понимания конечного продукта – мнэ, Полуэкт.
4️⃣ Не понятно, как оценивать УГТ, если компонент системы уникален и его не с чем сравнить (атомные часы, например); это сильно сужает возможности по внедрению чего-то реально прорывного.
5️⃣ И самое важное: жизненные циклы военных продуктов оч сильно разнятся – и эволюционируют по ходу пьесы, в смысле – параллельно с тем, как меняется поле технологических / геополитических угроз. «Подтягивать» новые технологии в продукты нужно очень, очень быстро, буквально – в agile логике. А TRL / MRL аджайлу не только не помогают, но и мешают.
Что обсуждают в качестве РЕШЕНИЙ:
1️⃣ Внедрение требований к системной интеграции в процесс разработки продуктов / систем:
▫️Создание специальных команд, отвечающих за системную интеграцию в продукте, - с функционалом «инженерная интеграция систем и тестирование» (systems engineering integration and test, SEI&T); именно так, кстати, сделали Boeing и Lockheed Martin, у которых на системную интеграцию / SEI&T уходит 10-30% разработческих бюджетов.
▫️Включение контрольных точек по системной интеграции в жизненный цикл разработки: в NASA, например, есть специальные ревью того, что происходит в разработке с т.з. интеграции (systems integration reviews); требования по системной интеграции закладываются на стадии планирования – и предусматривают разные способы тестирования / замеров того, что получилось.
▫️Интеграция всех «уровней готовности» и их метрик в процесс моделирования (прямо на уровне ПО для CAD/CAE и темплейтов для инженеров).
2️⃣ Платформы / ПО для цифрового инжиниринга, причём сразу по четырем направлениям:
▫️Для обеспечения кросс-функционального взаимодействия (между разными S&T-программами / командами разработчиков), в т.ч. чтобы избежать дублирования разработок;
▫️Для нормальной интеграции всех технологических решений в конечный продукт (и, в отдельных случаях, создания цифровых двойников);
▫️Для виртуального тестирования больших систем (особенно для гиперзвука, в котором капец сложно создать реальные «лётные условия», чтобы оттестировать компоненты);
▫️Для интеграции таксономий и онтологий из разных технологических доменов, которые пока сидят в своих бункерах – и вылезать оттуда не собираются.
3️⃣ Альтернативные и/или дополнительные подходы к оценке технологий:
▫️Уровень интеграции (integration readiness level, IRL), который позволял бы оценивать, насколько технология вообще может встроиться в конечную систему / продукт;
▫️Уровень операционной готовности (operational readiness level) или уровень готовности системы (systems readiness level), в которые можно включить TRL, MRL и IRL (в частности, за ORL топит отдел исследований и инжиниринга Минобороны США);
▫️Уровень сложности (advancement degree of difficulty) – спец. модификатор для TRL / MRL, который позволяет лучше оценивать риски при вложениях в доработку технологий (его, например, начали использовать разработчики NASA, намучившись с квадратно-гнездовым TRL).
О – осмысленность. 😌
#про_технологическое_развитие
🔥11👍9
#диалоги_в_танке
А: Коллега, как бы вы вкратце описали кривую корпоративного научения?
У: Пока кто-нибудь не сядет, научение не состоится.
А: Коллега, как бы вы вкратце описали кривую корпоративного научения?
У: Пока кто-нибудь не сядет, научение не состоится.
🤣16
Ну, за высоту прожитых лет
Вообще я на свой д.р. собиралась по традиции написать длинный околопрофессиональный текст про как жить.
Но в процессе поняла, что лично для меня самое, самое важное в "как жить" - это базовая деятельностная гигиена:
🚩Не ввязываться в проекты, где нет хотя бы двух из трёх критических компонентов: 1) хорошие люди, 2) хорошая, жизнеспособная тема / идея, 3) хорошие деньги.
🚩Не работать с мудаками любого рода и вида. Вроде бы очевидно, но довольно сложно реализуемо на практике (и да, я хорошо понимаю, насколько мне, чёрт возьми, повезло с моими заказчиками и коллегами).
🚩Не работать с "творческими личностями" / людьми-артобъектами. Потому что с "экспертами", которые позиционируют себя как "ну очень творческих и гениальных", через раз оказывается, что ТЗ - это фу и слишком механистично, сроки контракта - для ограниченных лохов, и вообще о творческих задачах можно думать годами. Нет, просто нет.
🚩Не иметь дел с теми, кто использует фразу "мы работаем не за деньги". В 95% случаев это просто означает "мы не хотим и не будем вам платить", с пресуппозицией "лох не мамонт, не вымрет" - ну, или "споём про ценности - глядишь, прокатит".
(справедливости ради: есть ещё 5% случаев, когда люди реально работают не за деньги, а за идею или за любовь, но это, по моему опыту, краснокнижная редкость)
🚩Не браться за проекты, которые никогда не будут реализованы в стекле и бетоне (завиральные концепции городовна Марсе, абстрактные концепции и пр.). Ни за какие деньги. Потому что карма, страшный суд и просто стыдно.
Вот как-то так. Happy birthday to me. 🎉
#про_экспертов_и_людей
Вообще я на свой д.р. собиралась по традиции написать длинный околопрофессиональный текст про как жить.
Но в процессе поняла, что лично для меня самое, самое важное в "как жить" - это базовая деятельностная гигиена:
🚩Не ввязываться в проекты, где нет хотя бы двух из трёх критических компонентов: 1) хорошие люди, 2) хорошая, жизнеспособная тема / идея, 3) хорошие деньги.
🚩Не работать с мудаками любого рода и вида. Вроде бы очевидно, но довольно сложно реализуемо на практике (и да, я хорошо понимаю, насколько мне, чёрт возьми, повезло с моими заказчиками и коллегами).
🚩Не работать с "творческими личностями" / людьми-артобъектами. Потому что с "экспертами", которые позиционируют себя как "ну очень творческих и гениальных", через раз оказывается, что ТЗ - это фу и слишком механистично, сроки контракта - для ограниченных лохов, и вообще о творческих задачах можно думать годами. Нет, просто нет.
🚩Не иметь дел с теми, кто использует фразу "мы работаем не за деньги". В 95% случаев это просто означает "мы не хотим и не будем вам платить", с пресуппозицией "лох не мамонт, не вымрет" - ну, или "споём про ценности - глядишь, прокатит".
(справедливости ради: есть ещё 5% случаев, когда люди реально работают не за деньги, а за идею или за любовь, но это, по моему опыту, краснокнижная редкость)
🚩Не браться за проекты, которые никогда не будут реализованы в стекле и бетоне (завиральные концепции городов
Вот как-то так. Happy birthday to me. 🎉
#про_экспертов_и_людей
🔥44👍10🤣3
#диалоги_в_танке
А: Коллега, а каким было худшее поздравление с д.р. в вашей жизни?
У: Письмо от Госуслуг в 6 утра с заголовком "Размер будущей пенсии".
А: Коллега, а каким было худшее поздравление с д.р. в вашей жизни?
У: Письмо от Госуслуг в 6 утра с заголовком "Размер будущей пенсии".
🤣27🔥4
Ну, за адекватность
Я, вообще-то, на отдыхе и ещё пару дней ничего не планировала сюда писать, но молчать не могу: млея от восторга, наблюдаю историю с баном Фикбука. Ну, то есть как – от восторга: в духе «наслажденье катастрофой – составная интеллекта».
(если кто-то вдруг не знает, Фикбук – это крупнейший независимый русскоязычный ресурс с любительскими художественными текстами; начинался он как площадка для публикации фанфикшена, но сейчас примерно треть текстов там – оригинальные работы; вчера Роскомнадзор запретил к нему доступ с территории РФ)
Смотрю я на всё это – и в очередной, леденящий душу раз думаю про две вещи: а) любое решение, затрагивающее большие сообщества, должно приниматься в продуктовой логике (возможные последствия там, реакции людей и пр.), б) стране очень нужна чрезвычайная комиссия, которая ходила бы по министерствам и ведомствам – и спрашивала бы, не еб❤️нулись ли вы, ребята?..
Ну потому что действия Роскомнадзора и их последствия – это прям классический образец мема про ожидания и реальность: давайте закроем главную творческую площадку рунета, там вроде как про геев пишут? А давайте закроем, чего бы и не закрыть.
Ожидания:
▫️ Семейные ценности победят, все немедленно побегут рожать в борщ, а на Марсе заколосятся яблони.
Реальность:
▫️Все креативные (я сейчас серьёзно, без иронии) и умные российские девочки в возрасте от 14 до 60 теперь считают, что государство окончательно поехало кукухой – и ничего хорошего от него ждать не стоит;
▫️Началось заметное невооружённым глазом сплочение профильных (фандомных) сообществ: люди делятся ссылками на фикбуковские зеркала; обсуждают альтернативные площадки, до которых поехавшие кукухой не смогут дотянуться (вплоть до «а давайте сделаем закрытый сайт чисто для своих»); поддерживают фикбук как могут (в т.ч. рублём); и, кстати, мигрируют из ВК в телеграм (потому что на очереди, очевидно, ВК-сообщества);
▫️Уровень владения VPNом среди пользователей фикбука стремительно приблизился к 100%;
▫️За сутки тг-канал фикбука прибавил 50 тыс. подписчиков (с 200 до 250+ тыс.).
А всё почему? А всё потому, что надо разбираться в предмете управления / регулирования. Фикбук – это вам не «Клуб романтики»; это реальные, живые сообщества творческих людей. И, кстати, тот самый «креативный потенциал страны», который появился сам, безо всяких федеральных проектов и государственных программ.
Стыдно, короче. Очень, очень, ОЧЕНЬ стыдно. 🤦🏻♀️
#про_контекст #продуктовый_подход
Я, вообще-то, на отдыхе и ещё пару дней ничего не планировала сюда писать, но молчать не могу: млея от восторга, наблюдаю историю с баном Фикбука. Ну, то есть как – от восторга: в духе «наслажденье катастрофой – составная интеллекта».
(если кто-то вдруг не знает, Фикбук – это крупнейший независимый русскоязычный ресурс с любительскими художественными текстами; начинался он как площадка для публикации фанфикшена, но сейчас примерно треть текстов там – оригинальные работы; вчера Роскомнадзор запретил к нему доступ с территории РФ)
Смотрю я на всё это – и в очередной, леденящий душу раз думаю про две вещи: а) любое решение, затрагивающее большие сообщества, должно приниматься в продуктовой логике (возможные последствия там, реакции людей и пр.), б) стране очень нужна чрезвычайная комиссия, которая ходила бы по министерствам и ведомствам – и спрашивала бы, не еб❤️нулись ли вы, ребята?..
Ну потому что действия Роскомнадзора и их последствия – это прям классический образец мема про ожидания и реальность: давайте закроем главную творческую площадку рунета, там вроде как про геев пишут? А давайте закроем, чего бы и не закрыть.
Ожидания:
▫️ Семейные ценности победят, все немедленно побегут рожать в борщ, а на Марсе заколосятся яблони.
Реальность:
▫️Все креативные (я сейчас серьёзно, без иронии) и умные российские девочки в возрасте от 14 до 60 теперь считают, что государство окончательно поехало кукухой – и ничего хорошего от него ждать не стоит;
▫️Началось заметное невооружённым глазом сплочение профильных (фандомных) сообществ: люди делятся ссылками на фикбуковские зеркала; обсуждают альтернативные площадки, до которых поехавшие кукухой не смогут дотянуться (вплоть до «а давайте сделаем закрытый сайт чисто для своих»); поддерживают фикбук как могут (в т.ч. рублём); и, кстати, мигрируют из ВК в телеграм (потому что на очереди, очевидно, ВК-сообщества);
▫️Уровень владения VPNом среди пользователей фикбука стремительно приблизился к 100%;
▫️За сутки тг-канал фикбука прибавил 50 тыс. подписчиков (с 200 до 250+ тыс.).
А всё почему? А всё потому, что надо разбираться в предмете управления / регулирования. Фикбук – это вам не «Клуб романтики»; это реальные, живые сообщества творческих людей. И, кстати, тот самый «креативный потенциал страны», который появился сам, безо всяких федеральных проектов и государственных программ.
Стыдно, короче. Очень, очень, ОЧЕНЬ стыдно. 🤦🏻♀️
#про_контекст #продуктовый_подход
🔥20👍12🤣1
#диалоги_в_танке
А: Коллега, а что вы думаете по поводу нового "Спутника"? Ну, того, который дейтинговое приложение без фоточек, зато с кредитными историями и проверкой на алименты.
У: Много чего думаю. Во-первых, дожили: без кредитной истории уже и покамасутрить нельзя. Во-вторых, они как-то мелко мыслят: надо сразу категоризацию пользователей по НДФЛ вводить и не кокетничать. В-третьих, вангую им пивот под нужды госбезопасности.
А: Коллега, а что вы думаете по поводу нового "Спутника"? Ну, того, который дейтинговое приложение без фоточек, зато с кредитными историями и проверкой на алименты.
У: Много чего думаю. Во-первых, дожили: без кредитной истории уже и покамасутрить нельзя. Во-вторых, они как-то мелко мыслят: надо сразу категоризацию пользователей по НДФЛ вводить и не кокетничать. В-третьих, вангую им пивот под нужды госбезопасности.
🤣8🔥2
Ну, за стратегический нарратив
Я недавно писала про нарративный дизайн для проектов – и только что сообразила, что похожим образом это работает и в стратегиях.
Правда, с несколькими оговорками:
1️⃣ Стратегия – это миф: среднесрочное планирование IRL уже лет десять как не существует; остались только два горизонта – проектный (или реактивный, или проактивный) и, господи прости, онтологический (работа с информационными конструктами всех родов и видов – ценностями, «повесточкой» и пр.; в том числе – в поколенческом залоге).
2️⃣ Российское пространство орг. выбора за эти же десять лет сузилось просто несказанно: шаг вправо, шаг влево – ещё не расстрел, но уже, как минимум, статья. И если в бизнесе это не так заметно, то вот в регионах и городах – просто налицо.
3️⃣ Функционал «стратегий» (что бы мы ни понимали под этим словом) не универсален – и, более того, редкая стратегия принимается для того, чтобы её выполнять. Понять, что вообще происходит; определиться, куда плыть; придумать нарратив для общения с начальством; проинвентаризировать людей и проекты; снизить тревожность (we have a plan!) – да. Принять стратегию и реализовать её до буквы – ну, камон, вы шутите, что ли. Да за пять лет мир двадцать раз поменяется, какая, к чертям собачьим, стратегия.
4️⃣ Всё это – парадокс! – не отменяет стратегий. Регионы связаны 172-ФЗ; частные компании – паблисити и отношениями с акционерами; всё окологосударственное – госпрограммами поддержки, для участия в которых, как правило, требуется или «стратегия», или «программа развития» (привет университетам).
В таких условиях у «эксперта» (человека, который делает сборку стратегии) остаётся одна-единственная осмысленная функция – [нарративное] УПРАВЛЕНИЕ ТРЕБОВАНИЯМИ:
1️⃣ Помочь [коллективному] заказчику определиться с тем, чего вообще хотеть от жизни (вплоть до картирования групп интересов и целеполагания этих групп), по классике дизайн-мышления;
2️⃣ Диагностировать нехорошие проблемы: дать третье мнение, которое не связано со сложившейся в организации / городе / регионе системой отношений;
3️⃣ Прокачать нарратив о целеполагании / проблемах: отсмотреть и отобрать проекты / людей, которые льют воду на мельницу нужных целей / задач; причём «отсмотреть» значит «поговорить с людьми с глазу на глаз, разобраться в их шкурных интересах и сделать предложение, от которого они не смогут отказаться», а не «загнать всех палкой на стратегическую сессию»;
5️⃣ Упаковать целеполагание и список проектов так, чтобы заказчик мог успешно всё это продать – вышестоящим, сотрудникам, жителям, инвесторам и пр., т.е. – выстроить «внешний» нарратив действия.
А всё остальное, кмк, – это или рюшечки, или от лукавого.
Ну, и буллет пойнты на полях шляпки:
▫️Нет ничего хуже креативной стратегии «из головы» - перечняблагоглупостей проектов, которые как бы должны быть – и под которые нет ни денег, ни людей, ни (что совсем уж плохо) тех, кто в этих проектах заинтересован. У таких стратегий есть свой функционал – как правило, «показать начальству, чтобы отстали уже наконец-то», – но зачем.
▫️Даже среди стратегий «из головы» есть исключения – случаи, когда строители воздушных замков, на самом-то деле, хорошо стоят на земле и готовы продюсировать эти самые замки. Но встречаются эти исключения так же часто, как единороги в средней полосе России.
▫️Одна из «стратегических» нарративных проблем – это коммуникация с выгодополучателями стратегии. Беда тут в том, что выгодополучатели должны быть включены в контур поиска целеполагания, иначе никакой нарратив не поможет: кризис доверия, усталость от обещаний, такое вот. А включать сотрудников / жителей в целеполагание – упражнение сложное. И по очень многим причинам.
▫️Для этого, конечно, часто используют имитационные истории: опросы; как бы краудсорсинг, который никому не нужен; стратегические сессии чисто для иллюзии того, что людей выслушали, такое вот. Так что не удивительно, что «стратегическая сессия» уже n лет синоним бессмысленной траты времени. 😅
#про_экспертов_и_людей
Я недавно писала про нарративный дизайн для проектов – и только что сообразила, что похожим образом это работает и в стратегиях.
Правда, с несколькими оговорками:
1️⃣ Стратегия – это миф: среднесрочное планирование IRL уже лет десять как не существует; остались только два горизонта – проектный (или реактивный, или проактивный) и, господи прости, онтологический (работа с информационными конструктами всех родов и видов – ценностями, «повесточкой» и пр.; в том числе – в поколенческом залоге).
2️⃣ Российское пространство орг. выбора за эти же десять лет сузилось просто несказанно: шаг вправо, шаг влево – ещё не расстрел, но уже, как минимум, статья. И если в бизнесе это не так заметно, то вот в регионах и городах – просто налицо.
3️⃣ Функционал «стратегий» (что бы мы ни понимали под этим словом) не универсален – и, более того, редкая стратегия принимается для того, чтобы её выполнять. Понять, что вообще происходит; определиться, куда плыть; придумать нарратив для общения с начальством; проинвентаризировать людей и проекты; снизить тревожность (we have a plan!) – да. Принять стратегию и реализовать её до буквы – ну, камон, вы шутите, что ли. Да за пять лет мир двадцать раз поменяется, какая, к чертям собачьим, стратегия.
4️⃣ Всё это – парадокс! – не отменяет стратегий. Регионы связаны 172-ФЗ; частные компании – паблисити и отношениями с акционерами; всё окологосударственное – госпрограммами поддержки, для участия в которых, как правило, требуется или «стратегия», или «программа развития» (привет университетам).
В таких условиях у «эксперта» (человека, который делает сборку стратегии) остаётся одна-единственная осмысленная функция – [нарративное] УПРАВЛЕНИЕ ТРЕБОВАНИЯМИ:
1️⃣ Помочь [коллективному] заказчику определиться с тем, чего вообще хотеть от жизни (вплоть до картирования групп интересов и целеполагания этих групп), по классике дизайн-мышления;
2️⃣ Диагностировать нехорошие проблемы: дать третье мнение, которое не связано со сложившейся в организации / городе / регионе системой отношений;
3️⃣ Прокачать нарратив о целеполагании / проблемах: отсмотреть и отобрать проекты / людей, которые льют воду на мельницу нужных целей / задач; причём «отсмотреть» значит «поговорить с людьми с глазу на глаз, разобраться в их шкурных интересах и сделать предложение, от которого они не смогут отказаться», а не «загнать всех палкой на стратегическую сессию»;
5️⃣ Упаковать целеполагание и список проектов так, чтобы заказчик мог успешно всё это продать – вышестоящим, сотрудникам, жителям, инвесторам и пр., т.е. – выстроить «внешний» нарратив действия.
А всё остальное, кмк, – это или рюшечки, или от лукавого.
Ну, и буллет пойнты на полях шляпки:
▫️Нет ничего хуже креативной стратегии «из головы» - перечня
▫️Даже среди стратегий «из головы» есть исключения – случаи, когда строители воздушных замков, на самом-то деле, хорошо стоят на земле и готовы продюсировать эти самые замки. Но встречаются эти исключения так же часто, как единороги в средней полосе России.
▫️Одна из «стратегических» нарративных проблем – это коммуникация с выгодополучателями стратегии. Беда тут в том, что выгодополучатели должны быть включены в контур поиска целеполагания, иначе никакой нарратив не поможет: кризис доверия, усталость от обещаний, такое вот. А включать сотрудников / жителей в целеполагание – упражнение сложное. И по очень многим причинам.
▫️Для этого, конечно, часто используют имитационные истории: опросы; как бы краудсорсинг, который никому не нужен; стратегические сессии чисто для иллюзии того, что людей выслушали, такое вот. Так что не удивительно, что «стратегическая сессия» уже n лет синоним бессмысленной траты времени. 😅
#про_экспертов_и_людей
🔥15👍7
#диалоги_в_танке
А: Как довести финансирование российской науки до искомых 2% от ВВП?
У: Коллега, вы вчера родились, что ли?.. Уменьшить ВВП же ж.
А: Как довести финансирование российской науки до искомых 2% от ВВП?
У: Коллега, вы вчера родились, что ли?.. Уменьшить ВВП же ж.
🤣16👍2
Ну, за смирение
Ко мне периодически приходят коллеги экспертно-аналитическому цеху (обычно младшие; старшие всё давно сами поняли) – и жалуются на то, что их никто не слушает. Ну, знаете, «такая классная была идея, а заказчик / партнёр отказался наотрез».
За этим, как правило, следуют выводы: заказчик недостаточно продвинут для сложного действия; или не понимает, в чём счастье; или не хочет платить – в общем, выводы сильно варьируются по форме (но не по сути), в зависимости от фазы луны, ставки ЦБ, количества потреблённого кофеина и пр.
Работа в пустоту – страшно выматывающая штука; знаю, плавала (not anymore, слава труду, но это мне повезло). Поэтому я каждый раз коллегам искренне сочувствую.
Ну, то есть сначала сочувствую, а потом, как тот Шелдон Купер, наливаю чаёк и начинаю объяснять очевидную, но глубоко неприятную аналитикам вещь.
Мотивация it’s only logical – это фантастика. А IRL принятие решения – это политика, в её посконном / исконном смысле: лавирование в системе власти (интересов, связей, зон влияния и пр.), для которого нужно знание класса «кому я отдавлю ногу, если сделаю то-то и то-то, и что мне за это будет».
И когда заказчик говорит «нет», то в 95% случаев это ни разу не самодурство, а обоснованное и единственно верное решение; просто цепочка рассуждений остаётся за кадром.Монтаж, да.
Примерно в таком духе:
Аналитик: Надо внедрить у вас в регионе зелёные стандарты строительства! Вот двадцать примеров, всё из лучших домов Европы. Ну, как, круто же придумали? Круто? Круто?
Заказчик (про себя): Во-первых, ты моих строителей видел вообще?.. Если я про это хоть заикнусь, мне ноги сломают. Во-вторых, за чей счёт этот банкет? Опять госбюджет? И у кого деньги отнимать будем накануне выборов, у детских садов? В-третьих, всё твоё «зелёное» нынче – европейская ересь; в АП меня за это не похвалятда ещё и без вазелина.
Заказчик (вслух): Нет.
Аналитик (оскорблённым тоном): Это почему это нет?
Заказчик: Потому что я так сказал, вот почему.
Аналитик: *выходит из чата*
Аналитика, конечно, всё равно важна и нужна: дать заказчику новые идеи; посмотреть, что у соседей делается (и что делать точно не надо); выстроить позиционирование идей / проектов; подготовить нарратив для коммуникации с вышестоящими / публикой / инвесторами, такое вот.
Просто надо понимать и, что гораздо сложнее, принимать реальное [продуктовое] место аналитики в жизненном цикле заказчика. Без высоколобого снобизма; безо всех этих греющих ЧСВ «мы-то лучше знаем», «они медиану от среднего не отличают», «какая пошлая экстраполяция по двум точкам!..»
И да, я прям печёнкой чую, как прямо сейчас на меня где-то обижается какой-то аналитик.
Сорян, ребята, но аналитическое смирение, кмк, – это единственный способ сделать так, чтобы пустоты в интеллектуально-ёмкой работе стало меньше, а смысла больше. 🤷🏻♀️
#про_экспертов_и_людей
Ко мне периодически приходят коллеги экспертно-аналитическому цеху (обычно младшие; старшие всё давно сами поняли) – и жалуются на то, что их никто не слушает. Ну, знаете, «такая классная была идея, а заказчик / партнёр отказался наотрез».
За этим, как правило, следуют выводы: заказчик недостаточно продвинут для сложного действия; или не понимает, в чём счастье; или не хочет платить – в общем, выводы сильно варьируются по форме (но не по сути), в зависимости от фазы луны, ставки ЦБ, количества потреблённого кофеина и пр.
Работа в пустоту – страшно выматывающая штука; знаю, плавала (not anymore, слава труду, но это мне повезло). Поэтому я каждый раз коллегам искренне сочувствую.
Ну, то есть сначала сочувствую, а потом, как тот Шелдон Купер, наливаю чаёк и начинаю объяснять очевидную, но глубоко неприятную аналитикам вещь.
Мотивация it’s only logical – это фантастика. А IRL принятие решения – это политика, в её посконном / исконном смысле: лавирование в системе власти (интересов, связей, зон влияния и пр.), для которого нужно знание класса «кому я отдавлю ногу, если сделаю то-то и то-то, и что мне за это будет».
И когда заказчик говорит «нет», то в 95% случаев это ни разу не самодурство, а обоснованное и единственно верное решение; просто цепочка рассуждений остаётся за кадром.
Примерно в таком духе:
Аналитик: Надо внедрить у вас в регионе зелёные стандарты строительства! Вот двадцать примеров, всё из лучших домов Европы. Ну, как, круто же придумали? Круто? Круто?
Заказчик (про себя): Во-первых, ты моих строителей видел вообще?.. Если я про это хоть заикнусь, мне ноги сломают. Во-вторых, за чей счёт этот банкет? Опять госбюджет? И у кого деньги отнимать будем накануне выборов, у детских садов? В-третьих, всё твоё «зелёное» нынче – европейская ересь; в АП меня за это не похвалят
Заказчик (вслух): Нет.
Аналитик (оскорблённым тоном): Это почему это нет?
Заказчик: Потому что я так сказал, вот почему.
Аналитик: *выходит из чата*
Аналитика, конечно, всё равно важна и нужна: дать заказчику новые идеи; посмотреть, что у соседей делается (и что делать точно не надо); выстроить позиционирование идей / проектов; подготовить нарратив для коммуникации с вышестоящими / публикой / инвесторами, такое вот.
Просто надо понимать и, что гораздо сложнее, принимать реальное [продуктовое] место аналитики в жизненном цикле заказчика. Без высоколобого снобизма; безо всех этих греющих ЧСВ «мы-то лучше знаем», «они медиану от среднего не отличают», «какая пошлая экстраполяция по двум точкам!..»
И да, я прям печёнкой чую, как прямо сейчас на меня где-то обижается какой-то аналитик.
Сорян, ребята, но аналитическое смирение, кмк, – это единственный способ сделать так, чтобы пустоты в интеллектуально-ёмкой работе стало меньше, а смысла больше. 🤷🏻♀️
#про_экспертов_и_людей
🔥33👍8🤣3
#диалоги_в_танке
А: Коллега, а какие навыки нужнее всего директору по развитию?
У: Навыки борьбы.
А: ???
У: Навыки борьбы с директором по финансам.
А: Коллега, а какие навыки нужнее всего директору по развитию?
У: Навыки борьбы.
А: ???
У: Навыки борьбы с директором по финансам.
🤣20
#воскресное_чтиво
Отдыхаю душой: читаю свежий и исключительно крамольный сборник статей «Moonshots and the New Industrial Policy» («Космонавты и новая промышленная политика», 2024), который замутили [чисто по-академически] наглые шведы.
Если вкратце, то люди последовательно критикуют «инновационную политику, ориентированную набольшие вызовы великие цели», - и последовательно же показывают, что вся эта халабуда с целями устойчивого развития, углерод-нейтральностью и прочим инновационным развитием работает так себе.
Самые вкусные тезисы:
1️⃣ То, что «великие цели / миссии» в инновационной политике всплыли сейчас, после 50+ лет забвения, - очень симптоматично и закономерно:
▫️Государствам нужен лицеприятный предлог для того, чтобы раздать корпорациям ещё немножко денег на поддержание финансовых штанов, а «инновации» - отличное оправдание. Отсюда – байденовский Cancer Moonshot, «зелёная сделка» и Horizon Europe в ЕС, ООНовские SDG и пр.
▫️«Великие миссии» хорошо покупает электорат (в отличие от запредельной сложности того, что в мире происходит, так-то);
«Великие миссии» [предположительно] дают понятный и красивый результат – в отличие от долгосрочной, многокомпонентной, «оцифрованной» политики, которая могла бы что-то сделать с реальными проблемами; или, перефразируя Ричарда Нельсона и его книгу «Луна и гетто» (1971): проще оправить человека на Луну, чем хотя бы немного уменьшить бедность.
▫️«Великие миссии» формулируют политики – и делают это, в лучшем случае, в популистской логике, а в худшем (и наиболее частотном) – в лоббистской. После чего государства приплачивают нужным компаниям за то, чтобы те поработали на светлое технологическое (и чисто гипотетическое) будущее. Капитализм – с его «созданием ценности для потребителей» – в результате получается такой себе, но очень в духе времени.
2️⃣ Программы, ориентированные на «великие миссии», редко имеют не то что чёткие показатели достижения результатов – даже сроки (так, у половины текущих американских и европейских «великих целей» нет дедлайнов); ни одна из завершённых больших программ не оценивалась по принципу cost / benefit.
3️⃣ При этом на один пример успешного успеха больших государственных околотехнологических проектов / программ, вроде штатовского Манхэттенского проекта или программы «Аполлон», приходятся десятки фейлов, но про них никто никогда не говорит; заговор молчания ещё похуже, чем вокруг предпринимательства с его «Цукерберг смог – и ты сможешь». А, между тем, postmortem принёс бы много, много пользы. Но нет.
4️⃣ Само собой, свою лепту в зацикленность инновациях и великих миссиях внесли публичные интеллектуалы, в первую очередь – Майкл Портер (с его «национальной конкурентоспособностью» и, господи прости, кластерами), Ричард Флорида с «креативным классом» и, из свеженьких, Мариана Маццукато – с «предпринимательским государством». Спасибо им за это (нет).
Ну, и отдельно прекрасно, что этот сборник – только очередной виток интеллектуальнойгрызни дискуссии; так-то всё началось ещё в 2022 году, с выхода книги «Предпринимательское государство под вопросом» («Questioning the Entrepreneurial State»), которую раскритиковала лично Мариана Маццукато, автор термина «предпринимательское государство» (entrepreneurial state), – и то же сделал её фандом. После этого авторы книги собрали единомышленников – и запилили вот этот вот сборник.
Что будет дальше, не знаю, но попкорном запаслась. 😎🍿
И вам рекомендую.
Отдыхаю душой: читаю свежий и исключительно крамольный сборник статей «Moonshots and the New Industrial Policy» («Космонавты и новая промышленная политика», 2024), который замутили [чисто по-академически] наглые шведы.
Если вкратце, то люди последовательно критикуют «инновационную политику, ориентированную на
Самые вкусные тезисы:
1️⃣ То, что «великие цели / миссии» в инновационной политике всплыли сейчас, после 50+ лет забвения, - очень симптоматично и закономерно:
▫️Государствам нужен лицеприятный предлог для того, чтобы раздать корпорациям ещё немножко денег на поддержание финансовых штанов, а «инновации» - отличное оправдание. Отсюда – байденовский Cancer Moonshot, «зелёная сделка» и Horizon Europe в ЕС, ООНовские SDG и пр.
▫️«Великие миссии» хорошо покупает электорат (в отличие от запредельной сложности того, что в мире происходит, так-то);
«Великие миссии» [предположительно] дают понятный и красивый результат – в отличие от долгосрочной, многокомпонентной, «оцифрованной» политики, которая могла бы что-то сделать с реальными проблемами; или, перефразируя Ричарда Нельсона и его книгу «Луна и гетто» (1971): проще оправить человека на Луну, чем хотя бы немного уменьшить бедность.
▫️«Великие миссии» формулируют политики – и делают это, в лучшем случае, в популистской логике, а в худшем (и наиболее частотном) – в лоббистской. После чего государства приплачивают нужным компаниям за то, чтобы те поработали на светлое технологическое (и чисто гипотетическое) будущее. Капитализм – с его «созданием ценности для потребителей» – в результате получается такой себе, но очень в духе времени.
2️⃣ Программы, ориентированные на «великие миссии», редко имеют не то что чёткие показатели достижения результатов – даже сроки (так, у половины текущих американских и европейских «великих целей» нет дедлайнов); ни одна из завершённых больших программ не оценивалась по принципу cost / benefit.
3️⃣ При этом на один пример успешного успеха больших государственных околотехнологических проектов / программ, вроде штатовского Манхэттенского проекта или программы «Аполлон», приходятся десятки фейлов, но про них никто никогда не говорит; заговор молчания ещё похуже, чем вокруг предпринимательства с его «Цукерберг смог – и ты сможешь». А, между тем, postmortem принёс бы много, много пользы. Но нет.
4️⃣ Само собой, свою лепту в зацикленность инновациях и великих миссиях внесли публичные интеллектуалы, в первую очередь – Майкл Портер (с его «национальной конкурентоспособностью» и, господи прости, кластерами), Ричард Флорида с «креативным классом» и, из свеженьких, Мариана Маццукато – с «предпринимательским государством». Спасибо им за это (нет).
Ну, и отдельно прекрасно, что этот сборник – только очередной виток интеллектуальной
Что будет дальше, не знаю, но попкорном запаслась. 😎🍿
И вам рекомендую.
🔥19👍11
Ну, за разочарования
Подъехали свежие данные консалтерских опросов по поводу результативности генИИ в корпорациях.
Результаты предсказуемые:
1️⃣ Пока уверенно побеждает подход «вырастимБабу Ягу генИИ в своём коллективе», и чем ближе сфера применения к, кхм, корпоративному телу, тем меньше компании доверяют решениям от внешних вендоров: самая большая доля собственных разработок – во всём, что касается пайплайна product development и применения генИИ в продуктах / услугах. Две трети компаний вкладываются в свои решения, и понятно, почему: никто не хочет сливать уникальные (извините) данные условному гуглу и надеяться на лучшее.
2️⃣ Почти все нарушенные генИИ-обещания лежат в интеллектуально- и социально-ёмких областях: юридических задачах (особенно, чувствую, в США и Великобритании это проблема, с их прецедентным правом; где там ИИ разобраться, ну), HR и задачах «для высоколобых». Ну, а то, что в операционной деятельности генИИ в его нынешнем виде бесполезен чуть менее чем полностью, было с самого начала понятно.
3️⃣ О приличных результатах рапортуют маркетинг, продажи, customer services и разработка ПО, т.е. те сферы, в которых или у компаний, или у вендоров есть большое количество нормально структурированных данных (ну потому что если у вас нет и не было CRM, то никакой генИИ ваши продажи не спасёт) – и какая-то длина пробега. Что характерно, именно в этих, давно и прочно стандартизированных [с т.з. формата сбора и использования данных] областях больше всего коробочных решений.
Понятно, что это – средняя температура по больнице, а в действительности всё не так, как на самом деле; что нужно делать поправки на страну / регуляторику, отрасль, бизнес-модель (и её отсутствие), продуктовые линейки и пр.
Но результаты, кмк, показательные. И, как хотелось бы верить, отрезвляющие. Особенно с учётом того, что генИИ уже катится понаклонной кривой Гартнера в яму разочарования.
#про_технологическое_развитие #ии
Подъехали свежие данные консалтерских опросов по поводу результативности генИИ в корпорациях.
Результаты предсказуемые:
1️⃣ Пока уверенно побеждает подход «вырастим
2️⃣ Почти все нарушенные генИИ-обещания лежат в интеллектуально- и социально-ёмких областях: юридических задачах (особенно, чувствую, в США и Великобритании это проблема, с их прецедентным правом; где там ИИ разобраться, ну), HR и задачах «для высоколобых». Ну, а то, что в операционной деятельности генИИ в его нынешнем виде бесполезен чуть менее чем полностью, было с самого начала понятно.
3️⃣ О приличных результатах рапортуют маркетинг, продажи, customer services и разработка ПО, т.е. те сферы, в которых или у компаний, или у вендоров есть большое количество нормально структурированных данных (ну потому что если у вас нет и не было CRM, то никакой генИИ ваши продажи не спасёт) – и какая-то длина пробега. Что характерно, именно в этих, давно и прочно стандартизированных [с т.з. формата сбора и использования данных] областях больше всего коробочных решений.
Понятно, что это – средняя температура по больнице, а в действительности всё не так, как на самом деле; что нужно делать поправки на страну / регуляторику, отрасль, бизнес-модель (и её отсутствие), продуктовые линейки и пр.
Но результаты, кмк, показательные. И, как хотелось бы верить, отрезвляющие. Особенно с учётом того, что генИИ уже катится по
#про_технологическое_развитие #ии
🔥11
Ну, за испанский стыд
Рубрика «не могу молчать», на этот раз – по поводу российских практик использования изображений, сгенерированных ИИ.
Мне, как и всем, регулярно попадаются чудовищного качества результаты ИИ-генерации, причём в материалах / на страницах приличных [вроде бы] компаний. И каждый раз у меня начинает профессионально подгорать. Причём не из-за качества как такового, а из-за несовпадения задач и результатов использования этой графики.
Примерно в таком духе:
1️⃣ Ожидания:
▫️Все видят ИИ-изображение – и сразу понимают, что компания стильная, модная, молодёжная и продвинутая. Молодой амбициозный коллектив, передовые технологии, давайте подружимся с зумерами, такое вот.
2️⃣ Реальность:
▫️Компания попадает в один «визуальный код» с инфоцыганами, кликбейт-баннерами, дешёвыми игровыми эротическими новеллами для девочек (привет «Клубу романтики») и прочим генИИ-позорищем, на которое у людей уже вырабатывается «генИИ-слепота»;
▫️Компания даёт всем знать, что не может себе позволить не только нанять приличного дизайнера и/или купить платную подписку на условный DesignsAI (потому что пристойный результат из генИИ – сюрприз-то какой! – может выжать только человек с мало-мальским опытом), но даже жмотится потратить 20 рублей и купить что-нибудь не особо позорное на условном шаттерстоке;
▫️Компания кажется безнадёжно опоздавшейк лету, поскольку «продвинуто» ИИ-генерация выглядела на стадии early adopters, т.е. года четыре назад, «модно» - ну, может, два, а «молодёжно» - так и вообще никогда (за исключением, опять же, эротических новелл с чудовищного качества ИИ-артами, хех).
Короче: низкокачественная ИИ-генерация – это, с т.з. позиционирования, примерно так же полезно, как неироничный ComicSans в презентации или там блог в/на яндекс.дзене. Но проще озадачить стажёра и считать, что всё в шоколаде. 🤷🏻♀️
(на всякий случай ещё раз подчеркну: речь идёт именно о нищебродской генерации авторства какой-нибудь замученного жизнью стажёра, на которого повесили ещё и SMM; на генерацию, которую пилят нормальные дизайнеры, смотреть любо-дорого: там и единая стилистика считывается, и шестерёнки друг за друга правильным образом цепляются, и пальцев у людей не по шесть и не по десять)
#ИИ
Рубрика «не могу молчать», на этот раз – по поводу российских практик использования изображений, сгенерированных ИИ.
Мне, как и всем, регулярно попадаются чудовищного качества результаты ИИ-генерации, причём в материалах / на страницах приличных [вроде бы] компаний. И каждый раз у меня начинает профессионально подгорать. Причём не из-за качества как такового, а из-за несовпадения задач и результатов использования этой графики.
Примерно в таком духе:
1️⃣ Ожидания:
▫️Все видят ИИ-изображение – и сразу понимают, что компания стильная, модная, молодёжная и продвинутая. Молодой амбициозный коллектив, передовые технологии, давайте подружимся с зумерами, такое вот.
2️⃣ Реальность:
▫️Компания попадает в один «визуальный код» с инфоцыганами, кликбейт-баннерами, дешёвыми игровыми эротическими новеллами для девочек (привет «Клубу романтики») и прочим генИИ-позорищем, на которое у людей уже вырабатывается «генИИ-слепота»;
▫️Компания даёт всем знать, что не может себе позволить не только нанять приличного дизайнера и/или купить платную подписку на условный DesignsAI (потому что пристойный результат из генИИ – сюрприз-то какой! – может выжать только человек с мало-мальским опытом), но даже жмотится потратить 20 рублей и купить что-нибудь не особо позорное на условном шаттерстоке;
▫️Компания кажется безнадёжно опоздавшей
Короче: низкокачественная ИИ-генерация – это, с т.з. позиционирования, примерно так же полезно, как неироничный ComicSans в презентации или там блог в/на яндекс.дзене. Но проще озадачить стажёра и считать, что всё в шоколаде. 🤷🏻♀️
(на всякий случай ещё раз подчеркну: речь идёт именно о нищебродской генерации авторства какой-нибудь замученного жизнью стажёра, на которого повесили ещё и SMM; на генерацию, которую пилят нормальные дизайнеры, смотреть любо-дорого: там и единая стилистика считывается, и шестерёнки друг за друга правильным образом цепляются, и пальцев у людей не по шесть и не по десять)
#ИИ
👍12🔥5🤣5
#воскресное_чтиво
Продолжаю приобщаться к эпичномусрачу в комментах концептуальному исследовательскому спору между сторонниками и противниками идеи «государства-предпринимателя»:
▫️в левом углу Мариана Маццукато (автор термина) и её фанклуб, с книгами «The Entrepreneurial State» (2011) и «Mission Economy» (2021);
▫️в правом – наглые шведы, по косточкам разбирающие инновационную политику в сборниках «Moonshots and the New Industrial Policy» (2024) и «Questioning the Entrepreneurial State» (2022), по мотивам которого написан этот пост.
Я, как вы понимаете, болею за шведов, которые прекрасно подсвечивают внутренние противоречия «больших» госполитик в инновациях и технологиях:
1️⃣ Не понятно, кто и с каких щей решил, что государство вообще может что-то сделать с «инновациями» и «предпринимательством»: у госслужащих нет нужных компетенций - ни рыночных, ни инвестиционных, ни технологических. А стратегиями технологического развития рулят именно госслужащие.
2️⃣ Государственные инициативы top-down, фактически, неуправляемы: на верхнем уровне всё выглядит красиво, но количество исполнителей – и, соответственно, интересов, исходя из которых принимаются решения, – таково, что IRL всё идёт вразнос. При этом государство as is не принимает на себя никаких рисков, не работает с рынками / потребителями и никому не подотчётно.
3️⃣ Это, конечно же, не мешает эмулировать «оценку результативности» гос. программ / стратегий: системы показателей устроены таким образом, что цели вроде бы достигаются и задачи решаются. Но при этом вопрос реального влияния этих программ на технологии и инновации раз за разом замалчивается (тут должна быть шутка про демографическую политику, конечно же).
4️⃣ Но отказываться от «государства-предпринимателя» и «больших миссий / программ» никто не собирается: они полностью соответствуют интересам, кхе-кхе, институционально конкурентоспособных участников [как бы] инновационного процесса.
По идее, весь подход к инновациям надо бы менять, но на что именно – не очень понятно; у наглых шведов есть только рамочные соображения:
1️⃣ Нормальные институты / рынки важнее адресной раздачи денег; чем больше денег государство вливает в «избранных» – компании, технологии, отрасли, – тем меньше шансы, что всё это выльется в социально / общественно-ценный результат. Ну, то есть, участники инновационного процесса тм точно что-то с этого поимеют, но налогоплательщики, проспонсировавшие успешные успехи, – таки нет.
2️⃣ Лучше всего на инновации работают инструменты, связанные с людьми и их жизненными стратегиями (как спец.визовые режимы 1990-х для инженеров и математиков в США и Израиле, которые высосали из бывшего СССР тучу людей; или спец. налоговые послабления для домохозяйств, использующих ПК и широкополосный интернет, в США и Швеции, которые в начале 2000-х дали рост иннов. активности).
А bullet points на полях шляпки у меня по этому поводу невеселые:
▫️В идеальном мире с пони и радугой «выбирать» приоритетные технологии должен, конечно же, [какой-то] рынок. Но, как мы знаем, в военное время значение косинуса может достигать двух, а в условиях глобального геополитического трындеца – так и вовсе четырёх. Поэтому логика нацбезопасности в технологиях / инновациях уже победила – и будет побеждать ещё лет пять-семь минимум, причём по всему миру.
▫️Так что ребята, критикующие концепты «государства-предпринимателя» и «больших миссий», к сожалению, плюют против ветра, политического популизма (смотрите, какие у нас большие цели!..) и сложившихся групп влияния. Поэтому нейтральный / холистический подход к инновациям, как бы ни был он прекрасен и логичен, останется просто идеей: перепродать его широкой публике невозможно, прикрутить к нацбезопасности – тоже. И, значит, его никто не купит.
▫️Но основная bullet point по поводу дискуссии «шведы vs Маццукато» у меня, на самом-то деле, одна: рефлексивный разговор такого уровня возможен только в странах «технологической метрополии»; там, где рождаются и технологии, и инновации, и, соответственно, форматы их развития / поддержки.
Грустно, девицы (с)
Продолжаю приобщаться к эпичному
▫️в левом углу Мариана Маццукато (автор термина) и её фанклуб, с книгами «The Entrepreneurial State» (2011) и «Mission Economy» (2021);
▫️в правом – наглые шведы, по косточкам разбирающие инновационную политику в сборниках «Moonshots and the New Industrial Policy» (2024) и «Questioning the Entrepreneurial State» (2022), по мотивам которого написан этот пост.
Я, как вы понимаете, болею за шведов, которые прекрасно подсвечивают внутренние противоречия «больших» госполитик в инновациях и технологиях:
1️⃣ Не понятно, кто и с каких щей решил, что государство вообще может что-то сделать с «инновациями» и «предпринимательством»: у госслужащих нет нужных компетенций - ни рыночных, ни инвестиционных, ни технологических. А стратегиями технологического развития рулят именно госслужащие.
2️⃣ Государственные инициативы top-down, фактически, неуправляемы: на верхнем уровне всё выглядит красиво, но количество исполнителей – и, соответственно, интересов, исходя из которых принимаются решения, – таково, что IRL всё идёт вразнос. При этом государство as is не принимает на себя никаких рисков, не работает с рынками / потребителями и никому не подотчётно.
3️⃣ Это, конечно же, не мешает эмулировать «оценку результативности» гос. программ / стратегий: системы показателей устроены таким образом, что цели вроде бы достигаются и задачи решаются. Но при этом вопрос реального влияния этих программ на технологии и инновации раз за разом замалчивается (тут должна быть шутка про демографическую политику, конечно же).
4️⃣ Но отказываться от «государства-предпринимателя» и «больших миссий / программ» никто не собирается: они полностью соответствуют интересам, кхе-кхе, институционально конкурентоспособных участников [как бы] инновационного процесса.
По идее, весь подход к инновациям надо бы менять, но на что именно – не очень понятно; у наглых шведов есть только рамочные соображения:
1️⃣ Нормальные институты / рынки важнее адресной раздачи денег; чем больше денег государство вливает в «избранных» – компании, технологии, отрасли, – тем меньше шансы, что всё это выльется в социально / общественно-ценный результат. Ну, то есть, участники инновационного процесса тм точно что-то с этого поимеют, но налогоплательщики, проспонсировавшие успешные успехи, – таки нет.
2️⃣ Лучше всего на инновации работают инструменты, связанные с людьми и их жизненными стратегиями (как спец.визовые режимы 1990-х для инженеров и математиков в США и Израиле, которые высосали из бывшего СССР тучу людей; или спец. налоговые послабления для домохозяйств, использующих ПК и широкополосный интернет, в США и Швеции, которые в начале 2000-х дали рост иннов. активности).
А bullet points на полях шляпки у меня по этому поводу невеселые:
▫️В идеальном мире с пони и радугой «выбирать» приоритетные технологии должен, конечно же, [какой-то] рынок. Но, как мы знаем, в военное время значение косинуса может достигать двух, а в условиях глобального геополитического трындеца – так и вовсе четырёх. Поэтому логика нацбезопасности в технологиях / инновациях уже победила – и будет побеждать ещё лет пять-семь минимум, причём по всему миру.
▫️Так что ребята, критикующие концепты «государства-предпринимателя» и «больших миссий», к сожалению, плюют против ветра, политического популизма (смотрите, какие у нас большие цели!..) и сложившихся групп влияния. Поэтому нейтральный / холистический подход к инновациям, как бы ни был он прекрасен и логичен, останется просто идеей: перепродать его широкой публике невозможно, прикрутить к нацбезопасности – тоже. И, значит, его никто не купит.
▫️Но основная bullet point по поводу дискуссии «шведы vs Маццукато» у меня, на самом-то деле, одна: рефлексивный разговор такого уровня возможен только в странах «технологической метрополии»; там, где рождаются и технологии, и инновации, и, соответственно, форматы их развития / поддержки.
Грустно, девицы (с)
👍15🔥9
Ну, за семантику
Я очень, очень люблю английский язык – и часто на нём думаю. Особенно в случаях, когда нужно разделитькомок пельменей тонкие технологические / цифровые нюансы, с которыми русский не справляется.
Вот, например, давайте подойдём поближе и посмотрим на два словосочетания из управления данными: «data storage» и «data warehousing». Вроде бы и то, и другое – про хранение данных. Но есть нюанс тм:
▫️Data storage – это антресоли в хрущёвке; корпоративный сервер, под завязку набитый нераспознанными сканами договоров, фоточками с очередного нового года, отчётами, логами просмотра порносайтов и всяким таким.
▫️Data warehousing – это полностью автоматизированный склад компании Amazon; end-to-end система сбора, обработки и хранения данных, причём с жёсткими требованиями на вход (нет тегов – нет данных; не загрузил нормальные данные – лишился квартальной премии).
А дальше начинаются и вовсе красивые истории.
Если кто-то, скажем, продаёт компании очередную LLM, которая спасёт бизнес, и говорит, что для её работы нужна гора проприетарных данных и место, где они хранятся. Что приходит на ум потенциальному покупателю? Правильно, антресоли. Потому что сервер-то есть у каждой компании, ну.
Данные? Данные. Проприетарные? Проприетарнее не бывает. Гора? Аж две. Хранение? Хранение.
А, между тем, речь идёт не про data storage, а про data warehousing. Ну потому что для нормального обучения того же GPT любой версии данные должны быть единым образом а) аннотированы, б) структурированы, в) ранжированы по качеству (актуальности, ценности и пр.), г) ранжированы тематически (по "доменам экспертизы" под обучение субмоделей, поскольку без субмоделей от LLM бизнесу примерно столько же пользы, сколько от школьника-недоучки, а разговоры про «ооооо, ИИ уже учатся на любом мусоре» - это что-то на футурологическом).
И ровно поэтому самое активное внедрение генИИ идёт в продажах и маркетинге: у компаний есть CRMки, дающие на выходе массивы понятных, более-менее структурированных и абсолютно типовых данных, к которым можно прикрутить любое коробочное решение. Плюс туда можно сгрузить SMM-материалы, чтобы ИИ TOV выдерживал, скажем.
Короче, прекрасное же нюансирование получается, ну. Украшает жизнь. 😌
#ИИ #про_экспертов_и_людей
Я очень, очень люблю английский язык – и часто на нём думаю. Особенно в случаях, когда нужно разделить
Вот, например, давайте подойдём поближе и посмотрим на два словосочетания из управления данными: «data storage» и «data warehousing». Вроде бы и то, и другое – про хранение данных. Но есть нюанс тм:
▫️Data storage – это антресоли в хрущёвке; корпоративный сервер, под завязку набитый нераспознанными сканами договоров, фоточками с очередного нового года, отчётами, логами просмотра порносайтов и всяким таким.
▫️Data warehousing – это полностью автоматизированный склад компании Amazon; end-to-end система сбора, обработки и хранения данных, причём с жёсткими требованиями на вход (нет тегов – нет данных; не загрузил нормальные данные – лишился квартальной премии).
А дальше начинаются и вовсе красивые истории.
Если кто-то, скажем, продаёт компании очередную LLM, которая спасёт бизнес, и говорит, что для её работы нужна гора проприетарных данных и место, где они хранятся. Что приходит на ум потенциальному покупателю? Правильно, антресоли. Потому что сервер-то есть у каждой компании, ну.
Данные? Данные. Проприетарные? Проприетарнее не бывает. Гора? Аж две. Хранение? Хранение.
А, между тем, речь идёт не про data storage, а про data warehousing. Ну потому что для нормального обучения того же GPT любой версии данные должны быть единым образом а) аннотированы, б) структурированы, в) ранжированы по качеству (актуальности, ценности и пр.), г) ранжированы тематически (по "доменам экспертизы" под обучение субмоделей, поскольку без субмоделей от LLM бизнесу примерно столько же пользы, сколько от школьника-недоучки, а разговоры про «ооооо, ИИ уже учатся на любом мусоре» - это что-то на футурологическом).
И ровно поэтому самое активное внедрение генИИ идёт в продажах и маркетинге: у компаний есть CRMки, дающие на выходе массивы понятных, более-менее структурированных и абсолютно типовых данных, к которым можно прикрутить любое коробочное решение. Плюс туда можно сгрузить SMM-материалы, чтобы ИИ TOV выдерживал, скажем.
Короче, прекрасное же нюансирование получается, ну. Украшает жизнь. 😌
#ИИ #про_экспертов_и_людей
🔥21
Ну, за сравнИИтельный анализ
И снова здравствуйте, в эфире рубрика «не могу молчать»: посмотрела тут на результаты оценки отечественных ИИ-моделей (YandexGPT, YandexART, GigaChat Pro, Kandinski 2.2 и MTS AI) – и чуть не убила себя фейспалмами.
Чисто формально у нас всё отлично: и Яндекс, и Сбер, и МТС рапортуют про успешные успехи; местами – хо-хо! – про паритет с вражеским ChatGPT (правда, не с GPT-4 и уж подавно не с GPT-4о, а всего лишь с GPT-3.5-turbo, но давайте закроем на это глаза).
Но есть один нюанс. Или даже НЮАНС: все используют для сравнения бенчмарк MERA, который сделан только и исключительно для русского языка. Для русского, Карл!
Ну то есть люди на серьёзных щах сравнивают результаты выдачи по промптам на русском – и радуются, что модели, обученные на англоязычных данных, справляются с русским хуже, чем нашенские, посконные и домотканые. Они бы ещёс чемоданом пошли с результатами Hunyuan или Tongyi Qianwen на русском сравнили, то-то было бы радости. 🤦🏻♀️
Ежу понятно, что реальное качество моделей можно оценивать только на «родном» для модели / разрабов языке. Но тогда картинка заиграет совсем не радужными красками, надо полагать.
(недавно я уже орала по поводу тупого использования сгенерированных изображений, но до этой горестной катастрофы треш-картинкам далеко, конечно)
#ИИ
И снова здравствуйте, в эфире рубрика «не могу молчать»: посмотрела тут на результаты оценки отечественных ИИ-моделей (YandexGPT, YandexART, GigaChat Pro, Kandinski 2.2 и MTS AI) – и чуть не убила себя фейспалмами.
Чисто формально у нас всё отлично: и Яндекс, и Сбер, и МТС рапортуют про успешные успехи; местами – хо-хо! – про паритет с вражеским ChatGPT (правда, не с GPT-4 и уж подавно не с GPT-4о, а всего лишь с GPT-3.5-turbo, но давайте закроем на это глаза).
Но есть один нюанс. Или даже НЮАНС: все используют для сравнения бенчмарк MERA, который сделан только и исключительно для русского языка. Для русского, Карл!
Ну то есть люди на серьёзных щах сравнивают результаты выдачи по промптам на русском – и радуются, что модели, обученные на англоязычных данных, справляются с русским хуже, чем нашенские, посконные и домотканые. Они бы ещё
Ежу понятно, что реальное качество моделей можно оценивать только на «родном» для модели / разрабов языке. Но тогда картинка заиграет совсем не радужными красками, надо полагать.
(недавно я уже орала по поводу тупого использования сгенерированных изображений, но до этой горестной катастрофы треш-картинкам далеко, конечно)
#ИИ
🔥11👍1
#диалоги_в_танке
А: Коллега, а вы почему ChatGPT не пользуетесь?
У: Потому что бесплатно я предпочитаю обучать себя, а не чужую LLM
А: Коллега, а вы почему ChatGPT не пользуетесь?
У: Потому что бесплатно я предпочитаю обучать себя, а не чужую LLM
🤣22👍4
AI MODELS_1950-2024.xlsx
619.4 KB
Ну, за шэринг
Пробегая мимо: если вам [вдруг] нужны данные про ТТХ ИИ-моделей, то их есть у меня.
(в файле – малость обработанная напильником база с платформы EpochAI: информация про 866 ИИ-моделей, начиная с Theseus от Bell Laboratories 1950 года и заканчивая свежей версией Qwen от Alibaba)
Help yourself.
#ИИ
Пробегая мимо: если вам [вдруг] нужны данные про ТТХ ИИ-моделей, то их есть у меня.
(в файле – малость обработанная напильником база с платформы EpochAI: информация про 866 ИИ-моделей, начиная с Theseus от Bell Laboratories 1950 года и заканчивая свежей версией Qwen от Alibaba)
Help yourself.
#ИИ
🔥14👍2
#диалоги_в_танке
А: Коллега, а у вас есть картина мечты, которую могла бы нарисовать нейросетка?
У: "Главный слесарь Пенсильванского насосного завода Джон Смит пи*дит винтажным гаечным ключом консультантов McKinsey, пытающихся продать ему генеративный ИИ"
(извините, в моей жизни в последнее время много неестественного интеллекта; наболело)
А: Коллега, а у вас есть картина мечты, которую могла бы нарисовать нейросетка?
У: "Главный слесарь Пенсильванского насосного завода Джон Смит пи*дит винтажным гаечным ключом консультантов McKinsey, пытающихся продать ему генеративный ИИ"
(извините, в моей жизни в последнее время много неестественного интеллекта; наболело)
🔥12🤣9