Digital Chaos – Telegram
Digital Chaos
285 subscribers
14 photos
1 file
193 links
Канал о цифровизации жилья с фокусом на применение систем «умного дома» в процессе управления и эксплуатации многоквартирного фонда.

Наши контакты:

lab-cifra.ru
По вопросам сотрудничества: info@lab-cifra.ru

Навигация: https://news.1rj.ru/str/dig_chaos/41
Download Telegram
Оперирование: как еще заработать на цифровых сервисах в доме?

Полноценный цифровой МКД, в котором реализованы все принципы концепции цифровизации жилья не только облегчает работу по управляющей компании, но и помогает сторонним поставщикам услуг быть полезнее и ближе к резидентам.

Вот три самых очевидных бизнес-идеи новой ниши:

Маркетплейс: отталкиваясь от анализа цифрового резидента, предлагаем внутриквартирное обслуживание оборудования и востребованные товары

🚪 Упрощение процесса доставки: бесшовная доставки до двери от любых онлайн-ритейлеров

🏡 Допродажи девелопера: анализ цифрового резидента позволит предугадать лучший момент для push-уведомления с предложением нового жилья или дополнительного машиноместа

А вам какие сервисы пришли на ум?
Цифровизация «больших» многоквартирных домов для малого бизнеса

Цифровой дом усиливает взаимодействие жильцов с бизнесом, расположенным на территории района или на первых этажах дома.

Цифровой профиль резидента открывает дополнительные возможности для бизнеса:

🙌 Понимание потребностей жителей

🎯 Эффективная таргетированная реклама

🔎 Эффект масштаба — возможность оказывать услуги "оптом"


Цифровые услуги могут оказываться не только жителям, но и бизнесу, расположенному на территории МКД. Не забываем, что резидентами являются: собственники и арендаторы жилых и нежилых помещений.

А к коммерческим помещениям на первых этажах относятся от 5% до 20% площади МКД, а еще коммерция есть на встроенных, пристроенных и подземных пространствах дома. Что дает достаточно большой пул потребителей услуг.

Вы наверняка знаете, что стрит-ритейл предпочитает помещения на первой линии, чтобы с улицы было видно вывеску и витрины. Но цифровой дом перевернет этот рынок и помещения вне первой линии станут стоить дороже, так как доступ к ним будет упрощен (отметка на картах, доступ по простому доступу через разовые пропуска и умные домофоны). Останется только ценность наружной рекламы, но нужна ли она при бойкой торговле с горячими клиентами? :)
Так кто же платит за цифровые сервисы, а кто на них зарабатывает?

Да, в конечном итоге платит человек — резидент. Но в зависимости от модели участвуют застройщик, оператор связи, банк, поставщики товаров и услуг в дом.

У каждого есть заинтересованность, а значит, каждый участник готов инвестировать. Почему?

🏗 Девелопер — не продаст квартиры без цифровых решений.
У девелоперов уже нет опции отказаться от инвестиций в цифровые сервисы таково требования рынка.

📡 Оператор связи — заработает не только на расширении клиентской базы,
но и получит доступ к новой рыночной нише  🌊«голубому океану» возможностей по формированию новых сервисов.

🛒 Поставщики товаров и услуг — прямой доступ к клиентам и директная реклама.
Снижение затрат на рекламу, предиктивная аналитика, модели рекомендаций. А ведь привлечь нового клиента всегда дороже, чем удержать старого или получить рекомендацию.

🏦 Банк — комиссия за оплату услуг, рост оборотов. Но главное, банки стали экосистемными игроками и тоже заинтересованы в продвижении товаров и услуг.

Даже наш мини-опрос показал, что большинство готовы к увеличению тарифа. Банковские 0,5% в месяц за спокойствие, комфорт и безопасность выглядят в этом случае посильными.

Банки
потенциальные партнеры цифровизации, они могут превратить разовые расходы для вторичного рынка в длинные посильные сервисные платежи

👨‍💼👩‍💼 А что же получает резидент?..

✔️ Безопасность, обеспечение жизнедеятельности, комфорт

✔️ Экономию ресурсов  

✔️ и в чем-то даже волшебную «таблетку» для решения проблем с УК

 И принципиально новое качество жизни, конечно же – куда без него...
Пост-фантазия: «по чем цифровые решения для народа»?

Хотя почему фантазия? Это реальные значения. Но стоимость сильно зависит от кол-ва квартир, класса объекта, даты ввода в эксплуатацию.

Нет пока единой модели формирования тарифа: кто-то предлагает высокий разовый платеж и низкий ежемесячный, кто-то – наоборот.

🧾 Базовая версия приложения резидента, как правило, включает новости УК, оформление заявок, проведение коммунальных платежей, заказ пропусков, маркетплейс.
Платеж за него составит около 20 рублей за квартиру в месяц.

🧧 Расширенная версия приложения может стоить 190-270 рублей за квартиру в месяц:
📞 Умный домофон (звонок в моб.приложение) – около 65 руб.
🗃 Передача показаний ПУ (за 3 прибора учета) – 45-55 руб.
📹 Видеонаблюдение – 3-10 руб. (в зависимости от функционала и кол-ва камер)
🚗 Бесконтактный проезд (распознавание номера авто) – около 30 руб.
📱 Бесконтактный проход (BLE-ключ в моб.приложении) – около 5 руб.
🚡 Умный лифт (автоматический вызов на нужный этаж) – около 40 руб.
💰 Разовый платеж за подключение (не всегда необходим) – около 65 руб.

Эти суммы - затраты УК. Сейчас есть практика предоставления базовых сервисов жителям бесплатно или «перевыставления» только части затрат.

Напомним, что жилой фонд РФ составлял около 50 млн квартир в 2020 г. Т.е. потенциал рынка – 60 млрд руб. в год, если взять условный минимум в 100 рублей за квартиру в месяц.

🦄 Повторим, это пост-фантазия. Не стоит на его основании бежать к своему разработчику с просьбой снизить тариф или к своему клиенту с предложением его повысить. Но можете прийти к нам, чтобы оценить свой случай 😉
Как сделать так, чтобы все получили положительный эффект от цифровизации?

Отталкиваться от пользовательских сценариев
Реализовывать принципы #end2end и #b2b2c
Нанять консультанта, который соединит бизнес-процессы в управлении МКД и цифровые сервисы.

🕚 Что происходит сейчас? Рынок уже активно меняется. Передовые компании уже движутся к пользовательским сценариям.

🕒 Следующий этап, который уже наступает – это синхронизация:
🕹 Каждая система в доме может быть оснащена IoT (интеллектуальный прибор учета, датчик, актуатор). Под каждое IoT решение - свой набор сценариев.
🔗 «Увязка» с бизнес-процессами УК и модификация этих процессов.

🕕 Будущее – реализация ТИМ-модели при строительстве и ее использование для эксплуатации объекта.

🚀 Такой путь развития займет 3-5 лет, а, может, и 5-7 лет. Мы в Лаборатории уже изучили этот маршрут, но на этом молодом рынке многие игроки рынка инвестируют без желаемого результата.
Что такое IoT-платформа?

Мы открываем серию постов, в которой будем обсуждать IoT-платформы для управления МКД и все, что с ними связано.

IoT-платформа – специализированное программное обеспечение, созданное с целью объединения IoT-устройств в единую облачную инфраструктуру, и предоставляющее возможность для дублирования и хранения генерируемых данных для последующих вычислений и преобразований.

В функциональной архитектуре цифрового МКД IoT-платформа — один из ключевых элементов. С помощью нее собираются данные с видеокамер, терминалов распознавания лиц, шлагбаумов, СКУД, со счетчиков и других систем. Платформа позволяет передавать собранные данные в системы УК, а также отвечает за интеграцию и информационную безопасность.

В 2021 году количество подключенных IoT/M2M-устройств в России выросло на 16% относительно 2020 года и составило 29,6 млн штук (данные J’son & Partners Consulting), а к 2025 году показатель удвоится. Речь в основном идет об устройствах для умной квартиры, но в этом числе есть и устройства для автоматизации зданий.

А для подключения всего множества устройств необходимы специальные программные продукты. О них мы подробнее поговорим в следующих постах.
IoT-платформы: два основных типа

Существуют широкопрофильные, или горизонтальные платформы: Tibbo Aggregate, Jasper Control Center, Intel IoT Platform и др. Их сложно применять в области цифровизации МКД — они требуют перенастройки под специфические процессы МКД. Некоторые крупные технологические компании работают на подобных платформах, но пока они не могут похвастаться серьезными результатами.

Есть еще и специализированные (вертикальные) IoT-платформы, заточенные под многоквартирные дома. Как раз о них мы и будем говорить в дальнейшем. Практически все такие платформы начинали с подключения устройств для умной квартиры, а сегодня включают в себя готовые интерфейсы, учитывающие особенности бизнес-процессов управления и эксплуатации МКД.

К сожалению, на практике вертикальные IoT-платформы в России покрывают не так много потребностей цифрового дома и практически не учитывают особенности бизнеса управляющих компаний :(

Об этом расскажем в следующем посте.
Новая рубрика — #итогинедели

Каждую пятницу будем публиковать сводку основных новостей цифровизации эксплуатации жилья.

💰 До конца 2023 года на финансирование модернизации объектов ЖКХ за счет средств ФНБ будет направлено 150 миллиардов рублей. — RG.ru

Инвестиционные возможности нужно использовать для оснащения отрасли цифровыми решениями.

🧘🏻‍♂️ Санкции не пугают Фонд развития территорий: модернизация ЖКХ будет продолжаться, несмотря на них. — Realty.ria.ru

Есть возможность оснастить отрасль отечественными цифровыми решениями. Необходимо использовать программное обеспечение и "железо" производства России, а компоненты для них из стран, не поддержавших санкции.

💸 Размер задолженности в отрасли ЖКХ достиг уже 1,4 триллиона рублей. В полном объеме взыскать их уже невозможно, считает Минстрой. — Realty.ria.ru

Часть этих средств возможно вернуть.
Немалая часть долгов накапливается исключительно из-за забывчивости резидентов, а некоторые не платят принципиально, так как их не устраивает качество предоставляемых услуг. Цифровизация управления и эксплуатации недвижимости может помочь устранить эти проблемы.

⚙️ За первое полугодие 2022 года в Москве и области только Росстетями было установлено 19 тысяч умных электрических счетчиков с дистанционной передачей данных. — Realty.ria.ru

Уже это даёт хорошую базу для создания интеллектуальных зданий. Например, в Сингапуре тоже сначала появились интеллектуальные приборы учета, а потом поверх них начали расти цифровые сервисы.
Обзор 10 IoT-платформ на российском рынке

Мы рассмотрели десять самых продвинутых платформ для «умных домов» на российском рынке

Ситуация близка к описанной в нашем обзоре мобильных приложений: варианты есть, но их функционал еще не готов для обеспечения полноценного цифрового функционирования МКД. Кроме того, в России гораздо больше платформ для создания умных квартир, чем платформ для управления МКД.

Что важно знать о платформах?

💼 Часто стейкхолдерами компаний-разработчиков платформ выступают девелоперы, телекоммуникационные компании и крупнейшие банки. Это российские разработки, и большинству из них не нужна поддержка зарубежных компаний

🤖 Платформа может напрямую работать с другим ПО и устройствами другого вендора или ограничиваться работой только с собственным ПО и устройствами собственной разработки

🧩 Разработчики придерживаются разных бизнес-моделей: B2C (каждый житель может приобрести устройства для умной квартиры и установить их) и/или B2B (работа только с бизнесом: УК, поставщиками цифровых решений для УК и резидентов, девелоперами и интеграторами)

#lab_analytics
Анализ функционала специализированных IoT-платформ

Мы рассматривали функционал, сопоставляя бизнес-процессы управляющей компании с пользовательскими сценариями резидента.

Это дало нам 63 функции «идеальной платформы», которые распределены на 7 основных групп:

1️⃣ телеметрия (приборы учета ресурсов)

2️⃣ системы контроля и управления доступом (СКУД)

3️⃣ видеонаблюдение

4️⃣ лифтовое оборудование (доступ для удаленного управления, функции распознавания лиц/BLE-сигналов)

5️⃣ умная квартира

6️⃣ умная парковка

7️⃣ BMS

и две дополнительные:

8️⃣ вариативность интерфейсов пользователей

9️⃣ интеграция с внешними системами

Каждая группа не ограничивается сама на себе, а включает дополнительные функции, которых может быть до 10.

Ниже на графиках вы можете видеть рейтинг рассмотренных платформ и популярности реализованного функционала:

#lab_analytics
👍2
Как появляются цифровые «заброшенки»?

Что происходит, если IoT-платформа, не покрывает необходимые функции? Конструктор не складывается – не работают ни #end2end, ни #b2b2c.

Если попробовать объяснить проблематику:

🧩 У разработчиков есть «цифра», но они не умеют управлять домами. А девелоперы управляют объектами через УК, но они не разработчики.

💔 Вот и получается, с одной стороны есть желание разработчиков внедрить собственные решения, которые сложно интегрируются с системами УК. А с другой стороны желание девелоперов продать квартиры. Но тут три стороны — еще есть УК, мнение которой почему-то никто не узнал.

🏚 Отсюда идет некорректная постановка требований: дом инновационный, но управлять и эксплуатировать его УК не может, так как ей не хватает ни бюджета, ни цифровой компетенции. Так, рынок заполняют цифровые «заброшенки», а разработчики продолжают добавлять функционал, неспособный удовлетворить потребности УК.

🔗 Важно на начальном этапе работ по цифровизации прописать все процессы, функциональные требования к системам, сценарии поведения пользователей-резидентов и сотрудников УК, создать оптимальную проектную конструкцию из участников: поставщиков платформенного решения, пользовательских интерфейсов, устройств.

Необходимо признать, что сейчас и разработчики, и девелоперы начали наращивать знания в этой области. Но рынок не ждет — востребованные и полезные сервисы, а не просто железо для украшения здания, необходимы уже сейчас.
👍3
«…Не поверите, иногда не хочется пользоваться "умным домом"…»

…сказал премьер-министр Михаил Мишустин. "Приложения простые должны быть. Их много не должно быть. 25 лет назад уже первые "умные дома" управлялись с мобильных телефонов. Ну вот простота и удобство сервиса - на них можно выиграть. Когда человеку будет очень удобно, ненапряжно; упрощение всех процедур простыми кликами".

💸 Мы это читаем как «прекратить всаживать инвестиции в бред и начать делать полезное людям» ;)

 Премьер также предложил сделать опрос «кому что надо» в рамках этой технологии и прокомментировал, что «…иногда хочется прийти домой и может быть даже рукой включить свет или телевизор с пульта…»

📌 Мы абсолютно согласны с Михаилом Владимировичем. Очень надеемся, что скоро будет утверждена Концепция «Умный МКД» и Председатель Правительства узнает обо всех достижениях в цифровизации жилья.

🛡 🔎 Опросов и на эту тему уже провели немало, например, почти год назад ЕРЗ и Rubetek. Согласно и нашим исследованиям, приоритет люди отдают безопасности и прозрачности расчета – автоматизация сбора и передачи показаний счетчиков, аварийные датчики, видеонаблюдение в топе.

📑 А это уже атрибуты «умного здания». На первое место в этом случае выходят пользовательские сценарии, о которых мы неоднократно писали.

👛 Но пока бизнес живет в парадигме продаж (на то он и бизнес). А люди действительно будут использовать (и оплачивать) только то, что полезно и удобно, «ненапряжно». Приложение должно быть простым, оплата - понятной, а сценарии должны учитывать особенности проекта и запросы жителей.

https://realty.ria.ru/20220818/mishustin-1810543986.html
👍2🔥1
Такие разные сценарии

Мы часто говорим о «сценариях» и «резидентах».
 Но здесь подразумевается несколько совершенно разных категорий пользователей.

Резидент, согласно проекту Концепции - это собственник или арендатор жилья и нежилых помещений. Т.е. есть 4 категории, у которых разные интересы и, соответственно, пользовательские сценарии и жизненные ситуации. Кроме того, отдельные сценарии должны быть предусмотрены для гостей или посетителей коммерческих помещений.

👨‍👩‍👧‍👦 Напомним, пользовательский сценарий в нашем случае – это то, как человек (житель, сотрудник организации) решает свои жизненные ситуации, т.е. перемещается по территории дома пешком и на автомобиле, следит за безопасностью, принимает курьеров и гостей, использует и оплачивает сервисы.

👨‍💻👨‍💼 У категорий «собственник» и «арендатор» должны быть разные уровни доступа: у одного «админские» права, у другого – «пользовательские».

🤝Собственник должен иметь возможность предоставить арендатору удобный доступ на территорию (но не постоянный), права на просмотр аналитики по потреблению ресурсов.

🕵️‍♂️ Собственнику необходимо знать, что происходит в квартире/помещении и это должно быть деликатно по отношению к арендатору:
🚰 Аналитика приборов учета – сколько человек живет в квартире?
📊 Аналитика систем доступа – как часто и сколько людей туда ходит?

🛋 🚚  Жилые и нежилые помещения разграничиваются уровнем доступа в помещения дома и на территорию, разными транспортными маршрутами. Например, для магазинов на первых этажах понадобится:
📦 Дополнительная зона погрузки-разгрузки,
📲 Возможности по продвижению своих услуг в приложении.

🎂 «Гостевой» сценарий предполагает свои маршруты:
🔑одноразовый код доступа, единый для всех дверей; 🚗 возможность парковки только в гостевой части, 📍 возможность посмотреть схему прохода/проезда по территории.

 Все эти жизненные ситуации должны быть учтены при цифровизации управления жилым объектом.
🔥2
#итогинедели

1. Единая диспетчерская служба по Подмосковью помогла закрыть 4,6к из 6,3к заявок по ЖКХ за неделю. — ria.ru

Возможность с помощью смартфона поделиться информацией о неисправности облегчает процесс коммуникации обслуживающей компании и жителей домов. А это, в свою очередь, может увеличить срок службы здания, сэкономить бюджетные и личные средства граждан.

2. Минстрой пристально смотрит в сторону цифровизации стройобласти и подталкивает к этому разработчиков решений. — interfax.ru

Сейчас застройщики видят в цифровизации жилья лишь возможность использовать модное слово в маркетинговых материалах — "Умное здание", и, сдавая объект и пересчитывая деньги, забывают про установленные системы. Но государство понимает, что это неправильный подход — Минстрой предлагает создать минигоскорпорацию, которая позволит выстроить коммуникацию между всеми участниками рынка. Это должно поддержать создание #end2end процесса.

3. По прогнозам аналитиков МТС, к 2025 году в России общее количество интеллектуальных приборов учета коммунальных ресурсов вырастет с нынешних 5,7 млн единиц до 39 млн, умными счетчиками будет оснащена каждая вторая квартира. Рынок новостроек занимает почти 75% от всех вновь подключаемых систем управления ресурсами. — kommersant.ru

Но во всех этих приборах не будет смысла, если не будет организована система сбора и обработки показаний с них. Сейчас умные приборы учета передают показания "в воздух", а там их никто не ловит, так как не умеет. Это связано с тем, что на стороне управляющей организации нет подходящего ПО, способного связать биллинг с программным обеспечением производителя устройств.

4. Развитие рынка «умных» счетчиков предполагает, что к 2026 году количество подключенных устройств в России достигнет порядка 127 млн штук, а объем рынка составит порядка 208 млрд руб. Однако эксперты сомневаются, что компании, разрабатывающие эти устройства, будут производить чипы на российских мощностях. — kommersant.ru

Но в этом же материале и пример импортозамещения — GS Group получил заключение Минпромторга и заключил первые контракты на производство микроэлектронных компонентов для умных приборов учета. Кстати, GS Labs входит в нашу Рабочую группу по теме «Умного МКД».

5. И важные новости от Челнинских Известий: прокурор Набережных Челнов пресек продажу магнитов для остановки счетчиков. — chelny-izvest.ru

К положительным сторонам использования умных приборов учета ко всему прочему можно добавить и разгрузку органов исполнительной власти от решения подобных задач. Ведь умные приборы учета просто исключают любые возможности для мошенничества.
👍6
Жизнь в цифровых многоквартирных домах: истории резидентов старого фонда и новостройки

Приготовили для вас интересное чтение и наглядные примеры, как цифровизация эксплуатации МКД помогает решать жизненные ситуации.

🔹 Часто, когда люди слышат про цифровизацию жилья, они считают, что эти изменения затронут только новостройки. Да, 70% строящихся домов в Москве оснащены теми или иными цифровыми решениями. Да и дома, построенные после 2015 года, уже технически позволяют реализовать сценарии для "новостройки".

Но в нашей стране на сегодняшний день большую часть жилого фонда составляют здания, построенные еще в прошлом веке — до начала «нулевых».

🔷 Мы считаем, что цифровизации поддается и первичный рынок жилья (новостройки, где девелопер уже позаботился о цифровом управлении объектом), и вторичный (старый фонд, где, казалось бы, возможности для цифровизации отсутствуют).

Подробнее в Telegraph
🔥3
Совместно с коллегами из ЕРЗ поделимся результатами уникального исследования российского рынка умных новостроек: какие решения востребованы, какие функции важны и что нужно сделать, чтобы все работало.

На конференции будут обсуждаться драйверы и проблемы цифровизации жилья в России, а также роль недавно созданного АНО "Умный МКД".

Не пропустите: https://news.1rj.ru/str/erzrf/5922
🔥5
Полезные каналы по цифровизации эксплуатации и управления

🍁 Сделали небольшую, но эффективную подборку каналов по нашей теме к 1 сентября. Наш, как говорится, «рекомендасьон»:

digital_developer — канал о цифровых технологиях в недвижимости. Много интересных кейсов, примеров, интервью.

erzrf — новостной канал с широкой повесткой в части строительства и эксплуатации. Поддерживаем коллег из ЕРЗ в части работы над системой классификации умных домов в России

upravdom_channel — канал «про самое наболевшее в России – ЖКХ». Направленность скорее B2C, но ведь мы сами все время твердим, что главное – это жители.

telecommunal — канал о телекоммуникационных компаниях и технологиях от создателей Управдома.

iotru_channel и ioting — новости интернета вещей.