Дортуаръ пепиньерокъ – Telegram
Дортуаръ пепиньерокъ
1.29K subscribers
311 photos
6 videos
5 files
313 links
Золотымъ по зеленому съ твердымъ знакомъ.

Александръ Саньковъ
Download Telegram
Новости традиціонной орѳографіи:

1. Вышло новое пособіе для изучающихъ русское правописаніе: П. И. Давыдовъ Правила старой орѳографіи русскаго языка. Точно есть въ наличіи въ московской Листвѣ. Очень хорошо, что количество современныхъ пособій продолжаетъ расти (о предъидущихъ я однажды писалъ тутъ).

2. На каналѣ «Воздухъ» вышло интервью О русскомъ традиціонномъ правописаніи съ М. С. Тейкинымъ, главнымъ редакторомъ издательства Новое время, и Н. В. Кузецовымъ.

3. Очень содержательное письменное интервью Н. В. Кузнецова — о томъ, кто и какъ сегодня пишетъ въ традиціонной орѳографіи.
Ежегодное.

P.S. Этотъ великолѣпный сонетъ Серебренникова, какъ и нѣкоторые другіе изъ Гиперборейскихъ сонетовъ, въ обозримомъ будущемъ можно будетъ прочесть въ новомъ выпускѣ Трудовъ по русскому правописанію.
ДОМ ИПАТЬЕВА, 1918 – 1977

…расстрелять бывшего царя Николая Романова, виновного перед народом в бесчисленных кровавых преступлениях.

…решить вопрос о сносе особняка в порядке плановой реконструкции города.

(Из резолюций)

Что Кромвель, Робеспьер и Бонапарт
Перед уральским областным советом!
Постановить: «Разбойникам отпетым –
Войти в цареубийства авангард».

Не счесть других подвалов и мансард,
Но ты был избран тем уральским летом,
Здесь русский флаг окрасил алым цветом
Последыш триколоровых кокард.

Здесь – на обоях слово Belsatzar,
Здесь – беснованье черни и угар,
Здесь – основанье будущего храма;

Жди перевоплощения, пока
Тебя разносит пьяная рука
Под гогот торжествующего хама.
Наткнулся тутъ на это и вспомнилъ — два года назадъ написалъ рецензію на «Кое-что о Тиняковѣ» Варжапетяна въ Искру, прости Г-ди.

Авторъ называетъ Серебряный вѣкъ Золотымъ вѣкомъ русскаго антисемитизма (чередуя газетныя выдержки о еврейскихъ погромахъ съ тѣмъ, какъ нѣкій Ванька спьяну помочился въ Царь-колоколъ). Въ цѣломъ вся книга прекрасный примѣръ того, почему нельзя, не ослабивъ до предѣла оптику собственныхъ убѣжденій (а В. — русофобъ, и его русофобія той же высочайшей пробы, что и антисемитизмъ Тинякова), садиться писать сколько-нибудь ученыя книги.

В. вполнѣ гадкій и типичный для своего времени персонажъ. Тиняковъ, конечно, тоже. Вѣрно, я злой критикъ, и, какъ говорилъ А.И.Л. по другому поводу: Каждый въ правѣ не читать о себѣ такихъ рецензій. Я надѣюсь, что В. ее никогда и не прочтетъ — а вы прочтите, потому что 80-ти лѣтнему Варжапетяну поздно отказываться отъ націонализма, а вамъ еще нѣтъ.
Дортуаръ пепиньерокъ
Наткнулся тутъ на это и вспомнилъ — два года назадъ написалъ рецензію на «Кое-что о Тиняковѣ» Варжапетяна въ Искру, прости Г-ди. Авторъ называетъ Серебряный вѣкъ Золотымъ вѣкомъ русскаго антисемитизма (чередуя газетныя выдержки о еврейскихъ погромахъ съ…
И сразу сумбурно выскажусь насчетъ націонализма, поскольку этотъ вопросъ время отъ времени возникаетъ, и многіе даже знакомые со мной люди полагаютъ, что я русскій націоналистъ. Это не такъ.

Во-первыхъ, для меня личное всегда будетъ выше политическаго. Мнѣ дороги любимые люди, личная дружба, а не люди вообще (не впадайте въ ересь гуманизма, достаточно уже было мира во всемъ мірѣ). Никакая идеологія никогда не увлекала и не увлечетъ меня настолько, чтобы свою живую сомнѣвающуюся душу я продалъ за иллюзію крѣпкаго общенароднаго плеча, на которое можно опереться — да, человѣкъ малъ и слабъ, но сила его (что-то большее, чѣмъ ты самъ, нужное всегда) — въ любви и Богѣ. Остальное — кормленіе человѣческой гордыни, полагающей, что гора пепла и праха чѣмъ-то крѣпче, чѣмъ одна щепотка пыли.

Во-вторыхъ, имперія предпочтительнѣе націонализма. Націонализмъ культурно нищъ. Опытъ нашихъ (и не только) сосѣдей доказываетъ, что отъ осинки родятся Тарасы Шевченки. А отъ яблони большой культуры падаетъ неподалеку, скажемъ, Гоголь или Булгаковъ. Если русскіе получатъ чаемое Р.Н.Г., то я повѣшусь со скуки. У націи хватаетъ времени только на топоръ, у имперіи — и на перо тоже.

Говорятъ, что имперія всегда репрессивна — въ сравненіи съ агрессіей націонализма, стремящагося къ поглощенію другихъ народовъ и становленію имперіей, имперія состоявшаяся — тихое море въ штиль. Я всегда ухмыляюсь, когда лѣвые обвиняютъ русскихъ правыхъ въ фашизмѣ, а потомъ восхищаются національной политикой украинцевъ, курдовъ, молдаванъ, ирландцевъ и кого еще угодно.

И, наконецъ, въ-третьихъ — всякая власть это зло и насиліе. Хорошая власть та, которая, осознавая свою природу, сводитъ причиняемый уронъ къ минимальному показателю. Лучшая власть — власть реалистовъ и «циниковъ». Націонализмъ — это свѣтлая мечта о народномъ благѣ, извергнутая на свѣтъ забывшими присягу и вѣрность французами, и пропади всѣ свѣтлыя политическія мечты пропадомъ.
«Труды по русскому правописанiю», во-первыхъ, наконецъ-то открыли свой каналъ, а во-вторыхъ — ищутъ авторовъ. Очень совѣтую обратить вниманiе.
Forwarded from Новое Время
Приглашаются авторы, желающіе написать статьи въ «Труды по русскому правописанію». Ещё имѣется возможность попасть въ четвёртый выпускъ. Обязательное требованіе къ текстамъ — тематика должна касаться русскаго правописанія, прямо или косвенно; статья можетъ быть какъ по языкознанію, такъ и по литературовѣдѣнію. Ранѣе опубликованные тексты къ печати не принимаются.

По выходѣ въ свѣтъ выпуска авторъ получитъ безплатный экземпляръ.

По всѣмъ вопросамъ можно обращаться къ администратору канала: @Teikin или teikin-ms@mail.ru.
Первая часть стиховъ 2018 на Patreon'ѣ. Забавно, что за этотъ годъ должно было бы быть вдвое больше написаннаго, но тетрадь съ половиной рукописей я потерялъ (о чемъ совершенно не жалѣю).

Стать патрономъ
Уже вотъ-вотъ!

За полгода моей работы антрепренеромъ лавки чего только не было — развѣ что нашествiя гигантскихъ слизней: и академическiя лекцiи, и презентацiи книгъ, и безумныя вечеринки съ концертами, и встрѣчи съ политиками, дискуссiи, дебаты, вечера памяти, дни рожденiя. Дальше, надѣюсь, больше.

И одна очень простая мысль, провѣрьте ее завтра, если еще не были у насъ — Листва это самое свободное мѣсто по крайней мѣрѣ въ Москвѣ. И рѣчь объ огромной внутренней свободѣ, не поддающейся ни правой, ни лѣвой, ни какой-либо еще цензурѣ.
— ...мы отравлены моралью. Все и вся морально. Мораль, даже христіанская, это горизонтальность жизни, ничего не имѣющая общаго съ абсолютомъ, который необходимъ для пары-тройки искупительныхъ движеній нашихъ оробѣлыхъ душонокъ. Пусть общество будетъ моральнымъ, какъ и было всегда — но мораль теперь особенно проникла въ искусство и вѣру. Съ этимъ нельзя считаться.

— ...а за писаніе верлибровъ, готовъ поспорить, отвѣчаютъ иныя нейронныя связи, чѣмъ за сочиненіе поэзіи. Кто-нибудь изслѣдуетъ, докажетъ...

— ... и тутъ же тотальность современнаго наукообразнаго и психіатрическаго языка описанія (самъ грѣшу въ обыденной жизни, пріѣлось повседневностью: травма, жертва, психопатіи, биполярность и проч.)...

... опуская это, я знаю что верлибръ это не поэзія, и что верлибристъ не знаетъ, каково это — сочинять стихи. Можетъ, и нейронныя связи имѣютъ мѣсто, но это безсмысленно по сути, тутъ нужно вѣрить. И точно знать, что риѳма нераздѣльна съ опредѣленнымъ ощущеніемъ жизни и опредѣленной «діетой». Свободное искусство — это такъ, развратъ горделиваго и лѣниваго подмастерья. Въ искусствѣ нѣтъ никакой внѣшней свободы, хотя оно можетъ показаться свободой. Это прелесть искусства. Тотъ духовный цензъ и отборъ, который не отмѣнитъ ни одно возстаніе массъ и ни одно обезцѣниваніе мастерства. Въ адъ попадаютъ до сихъ поръ, въ недо-художниковъ (т.е. въ адъ при жизни) — тоже.

— ...художнику въ первую очередь слѣдуетъ быть мѣщаниномъ, тогда онъ станетъ дѣйствительно гигантскимъ, сумѣй при этомъ остаться художникомъ...

— ...слѣдовательно, моральность необходима. Можетъ, нынѣшняя такъ же нестерпима, какъ была нестерпима, скажемъ, мораль Николаевскихъ времянъ Пушкину. Выдѣлялся ли онъ? И да, и нѣтъ.

— ... см. «рыцаря вѣры» у Кьеркегора. Во многомъ это та самая «тайная свобода» — ея и нѣтъ, и она есть, и никто не видитъ люфта (вѣрно, его и нѣтъ).

...За этимъ уже слѣдуетъ апофатическое — и это, навѣрное, та черта, за которую поэту не слѣдуетъ заходить, поскольку за ней искусства больше нѣтъ, есть только умное дѣланье и ангельскіе чины.

Стать и остаться мѣщаниномъ со всячинкой — это сверхзадача. Кажется, опытъ міровой поэзіи подсказываетъ, что самоубійственная программа запускается сама, и мечта о безусловномъ сочетаніи жизни и искусства, это нѣчто противное Господу — и не столь важно, стремился ли ты избѣжать пошлѣйшаго демонизма, или нѣтъ.
Сегодня приснился сомнительный неологизмъ — «гигинеръ». Сначала не понялъ, а потомъ во снѣ же догадался — якобы отъ γίγνομαι, и по контексту слѣдовало понимать какъ self made man, но ближе къ выскочкѣ, homo nouus.

Ну и да:

— Нѣтъ, знаешь, у насъ дѣти такихъ поэтическихъ сновъ не видятъ. Или ты каши слишкомъ много на ночь съѣла, или просто выдумываешь.

На другой день, за этимъ же кофе, Аля разсказывала новый сонъ. Но теперь это былъ просто Климка, везъ навозъ въ двуколкѣ.

— Вот это другое дѣло.
Alexander Scatebranae et Oinogaro salutem mittit!

Тутъ достопочтенныя и злокозненныя (insidiatrices) коллеги завели каналъ, посвященный Античности (въ программѣ на сегодняшій день имѣются тонкости латинскаго винопитія, греки въ Крыму, testiculi бобра и множество не менѣе увлекательныхъ сюжетовъ). Коллеги непростыя — аспирантка и магистрантка Каѳедры классической филологіи МГУ, насколько мнѣ извѣстно, уже подготовившія рукопись очень достойнаго пособія по латинской эпиграфикѣ (котораго, повѣрьте, крайне не хватало)!

Нельзя не попривѣтствовать и человѣколюбивыхъ настроеній дорогихъ коллегъ — каналовъ о классикѣ совсѣмъ немного, и народное просвѣщеніе шло до сей поры недостаточно скорыми темпами. Всѣхъ заинтересованныхъ въ собственномъ интеллектуальномъ благополучіи призываю подписаться!
Спасибо, любимая «Листва»!
Сегодня день рождения у Александра Санькова, организатора лекций, поэтических вечеров, концертов, пьяных дебатов, презентаций и всего, что происходит в Листве!

Хоть Александр работает в Листве не так долго, дружим и сотрудничаем мы уже давненько — раньше Александр был корректором некоторых издаваемых нами книг. Учился Александр у Алексея Любжина, знает латынь и древнегреческий, всегда стильно одет и использует дореформенную орфографию даже в личных переписках. А ещё Александр пишет стихи — за его авторством были опубликованы поэма «Орфей» и сборник «Ботаника Аида».

Поздравляем нашего литературного консерватора и от всей редакции желаем вдохновения и радости от работы и творчества. В качестве праздничного бонуса — неспешное и философское интервью Александра о слове и поэзии для ютуб-канала RUINAISSANCE.

Поддержать творчество Александра можно покупкой книги «Орфей. Драматическая поэма съ превращеніями» в Листве или подписавшись на его личный «Патреон».

С днём рождения, коллега!
И мое пожеланіе (подъ впечатлѣніемъ отъ одной прочитанной вчера книги) всему пишущему міру — пожалуйста, хватитъ использовать что вмѣсто который, дѣепричастій или причастій. Почти всегда получается вычурная безвкусица.

Прим.: И мое пожеланіе всѣмъ, что пишутъ... и т.д.
Дортуаръ пепиньерокъ
И мое пожеланіе (подъ впечатлѣніемъ отъ одной прочитанной вчера книги) всему пишущему міру — пожалуйста, хватитъ использовать что вмѣсто который, дѣепричастій или причастій. Почти всегда получается вычурная безвкусица. Прим.: И мое пожеланіе всѣмъ, что пишутъ...…
Вообще, меня послѣдній мѣсяцъ преслѣдуютъ книжныя разочарованія: «Страстоцвѣтъ» — окололитературовѣдческая (и очень дамская, къ тому же) болтовня; стихи Будницкаго, взятые на пробу — скорѣе, объемистая графоманія; томикъ Вишневецкаго, у котораго есть читаемое, бьетъ en masse такимъ непростительнымъ для поэзіи интеллектуализмомъ, что до читаемаго уже не добираешься; потомъ переводчикъ милой англійской поселковой прозы пытаетъ своими «что».

Читать, конечно, слѣдуетъ только старыя книги (къ чему я послѣ этой неудачной вылазки вернусь); При этомъ, не нарушь я послѣ написанія рецензіи на «Землю» Елизарова зарока читать современную прозу, то не прочелъ бы совершенно прекрасную «Грифоны охраняютъ лиру» Соболева. Если достанетъ досуга, то до конца года напишу рецензію — книжка эта, кажется, самое значительное явленіе русской прозы со временъ Набокова. Ладный, умный, прекрасно написанный и — боги, неужели! — интересный романъ.
Въ свое время лучшимъ по оформленiю литературнымъ журналомъ былъ Вѣсы — и хотя содержательно ни одинъ выпускъ Носорога не удовлетворителенъ вполнѣ (впрочемъ, спасибо въ этотъ разъ за Шмаракова), я долженъ признаться, что на мой вкусъ — съ точки зрѣнiя визуальнаго оформленiя — это самая красивая литературная перiодика за всю исторiю Россiи. Поэтому, увы (и изъ ужаса собирателя передъ потенцiальнымъ столкновенiемъ съ desiderata), я продолжаю его коллекцiонировать, почти не читая.
Обновленіе Patreon'a: въ качествѣ извиненія за затянувшееся молчаніе выкладываю прежде нигдѣ неопубликованную маленькую лирическую поэму (или большое стихотвореніе?) Письмо къ Мнемозинѣ — XIV онѣгинскихъ строфъ, написанныхъ въ маѣ 2016, вскорѣ по окончаніи Орфея (удивительно плодовитое было время)

XI.

Все прошлое, разлившись въ кубокъ
Вѣтвями сцѣпленныхъ небесъ,
Горитъ, — не я, но мой обрубокъ,
Но полнаго меня обрѣзъ,
Пьетъ — изнемогшій, злой и праздный,
Пытаясь строй свой безобразный
И устъ запекшихся печать
У тьмы забытія отнять, —
Явись, молю тебя, надъ плахой!
За часъ до казни торжества,
Безкровной казни, — так молва
Разстригу проклянетъ монаха,
Такъ онъ для Господа умретъ,
Какъ я, забывшій свой полетъ.

Стать патрономъ
Камиль, конечно, очень умный публицистъ — говорю это неиронично, поскольку читаю его давно и могу оцѣнить уровень знаній и оригинальность мыслей во многихъ вопросахъ. Но эмоціи (онѣ мнѣ понятны — я примѣрно такъ же думаю о СССР), вызванныя совершенно искреннимъ татарскимъ націонализмомъ, застилаютъ отъ взора простую мысль: если не мы, то насъ. И не имѣй молодой Иванъ Васильевичъ достаточно политической воли и военной мощи, то я бы писалъ по аналогичному поводу: «Вѣчная память моимъ предкамъ, защитникамъ Москвы». И не покори Иванъ Казань — что можно справедливо, вслѣдъ за Херасковымъ, считать важнѣйшимъ событіемъ русской исторіи — Казань покорила бы Москву, и имѣли бы мы не «Россіаду», а «Тартаріаду».

А Россія — это все-таки благо. Во всякомъ случаѣ, была имъ. И если теперь я не позавидую никакой землѣ, попадающей въ границы РФ или стремящейся въ нихъ (за примѣрами далеко ходить не надо), то когда-то мечъ Россіи былъ подобенъ мечу Рима (да-да, уничтоженіе великой друидской культуры, вырубка священныхъ рощъ и соженныя германскія деревни). На античности построена наша цивилизація, это не нужно объяснять. Видимо, то, что цивилизація отъ Москвы до Владивостока зиждится на русскомъ наслѣдіи, это еще не очевидно.