Стоимостной объем российского импорта товаров из стран дальнего зарубежья по итогам 2022 г. может упасть на 24% по сравнению с прошлым годом (оценки института "Центр развития" НИУ ВШЭ).
В марте импорт обвалился на 46%, к июню ситуация стабилизировалась на уровне 33%. Если говорить о странах, то до марта этого года преобладали поставки из ЕС (доля по итогам 2021 года - 36%) и Китая (около 28%), у США было всего 6%.
Понятно, что доля ЕС и США в импорте на протяжении первого полугодия стабильно снижалась, при этом с мая возросли объемы импорта из Китая, Южной Кореи и Японии, а с апреля наметился рост импорта из Турции и Индии. В общем, можно говорить о том, что российские заказчики уже сильно продвинулись в вопросе переориентации импорта - в первую очередь на дружественные азиатские страны.
Авторы исследования ожидают полного восстановления импорта к середине 2026 года, и этому будут способствовать не только переориентация на азиатских партнеров, но и параллельный импорт с челночной торговлей. На руку импортерам играет и относительно крепкий рубль.
В марте импорт обвалился на 46%, к июню ситуация стабилизировалась на уровне 33%. Если говорить о странах, то до марта этого года преобладали поставки из ЕС (доля по итогам 2021 года - 36%) и Китая (около 28%), у США было всего 6%.
Понятно, что доля ЕС и США в импорте на протяжении первого полугодия стабильно снижалась, при этом с мая возросли объемы импорта из Китая, Южной Кореи и Японии, а с апреля наметился рост импорта из Турции и Индии. В общем, можно говорить о том, что российские заказчики уже сильно продвинулись в вопросе переориентации импорта - в первую очередь на дружественные азиатские страны.
Авторы исследования ожидают полного восстановления импорта к середине 2026 года, и этому будут способствовать не только переориентация на азиатских партнеров, но и параллельный импорт с челночной торговлей. На руку импортерам играет и относительно крепкий рубль.
Forwarded from Раньше всех. Ну почти.
⚡️ «Честный знак» поддержал российских производителей, открыв им доступ к данным системы маркировки
Теперь предприниматели могут узнать информацию о структуре торговых потоков: статусе товаров и операциях с ними, точках продаж и средних ценах. Открытие данных системы маркировки «Честный знак» связано с поддержкой бизнеса в сложившейся экономической ситуации. Согласно исследованию ВШЭ, доступ к этой информации позволит бизнесу экономить до 48 млрд рублей в год. Представители бизнеса заявили, что доступ к данным системы является положительным трендом.
Теперь предприниматели могут узнать информацию о структуре торговых потоков: статусе товаров и операциях с ними, точках продаж и средних ценах. Открытие данных системы маркировки «Честный знак» связано с поддержкой бизнеса в сложившейся экономической ситуации. Согласно исследованию ВШЭ, доступ к этой информации позволит бизнесу экономить до 48 млрд рублей в год. Представители бизнеса заявили, что доступ к данным системы является положительным трендом.
Новости традиционной рубрики "улетели, но обещали вернуться".
Metro и Auchan не только остаются в России, но и планируют масштабировать свой бизнес. Так, Metro рассчитывает сделать ставку на сеть магазинов у дома "Фасоль", а также e-commerce. В свою очередь Auchan намерен следовать уже принятой стратегии, сосредоточившись на расширении товаров СТМ.
Оба ритейлера говорят о стремлении поддерживать своих клиентов: компании малого и среднего бизнеса, а также сотрудников. А это десятки тысяч людей по всей стране. Разумно.
Понятно, что вести business as usual в сложившихся обстоятельствах - это во многом про желание упрочить своё положение на рынке, который сильно "похудел" после ухода многих компаний и сетей. Но, с другой стороны, это еще и репутационные риски для западных компаний - так что такое решение можно только приветствовать .
Metro и Auchan не только остаются в России, но и планируют масштабировать свой бизнес. Так, Metro рассчитывает сделать ставку на сеть магазинов у дома "Фасоль", а также e-commerce. В свою очередь Auchan намерен следовать уже принятой стратегии, сосредоточившись на расширении товаров СТМ.
Оба ритейлера говорят о стремлении поддерживать своих клиентов: компании малого и среднего бизнеса, а также сотрудников. А это десятки тысяч людей по всей стране. Разумно.
Понятно, что вести business as usual в сложившихся обстоятельствах - это во многом про желание упрочить своё положение на рынке, который сильно "похудел" после ухода многих компаний и сетей. Но, с другой стороны, это еще и репутационные риски для западных компаний - так что такое решение можно только приветствовать .
В России восстановились доля промо в продажах ритейлеров. В начале июля этот показатель вышел на уровень 48% (годовой максимум), тогда как в конце марта был зафиксирован рекордный минимум - 32%.
Причины: укрепление рубля и необходимость поддерживать спрос после снижения потребительского ажиотажа, т.к. все больше людей делают ставку на товары с желтым ценником.
Пока, в краткосрочной перспективе, заданный тренд может сохраниться, но дальше не исключен вариант, при котором крупные сети перейдут от массовых скидок к индивидуальным предложениям (через программы лояльности).
Причины: укрепление рубля и необходимость поддерживать спрос после снижения потребительского ажиотажа, т.к. все больше людей делают ставку на товары с желтым ценником.
Пока, в краткосрочной перспективе, заданный тренд может сохраниться, но дальше не исключен вариант, при котором крупные сети перейдут от массовых скидок к индивидуальным предложениям (через программы лояльности).
Reuters пишет о том, как антироссийские санкции (а именно запрет на экспорт предметов роскоши) убивают шубную промышленность Греции. С весны 2022-го индустрия полностью встала - работа была ориентирована примерно на 70% российских туристов и на 20% - украинских.
"На данный момент мы продаем в магазине одну шубу в день, в неделю — пять-семь шуб. Раньше мы продавали в день по семь-десять шуб в сезон. Люди теряют работу, теряют клиентов. Другие страны не покупают, 90% все-таки были покупателями из СНГ", - говорит один из отраслевых игроков.
В результате власти страны вынуждены субсидировать отрасль, чтобы избежать массовых увольнений, а бизнес призывает исключить мех из антироссийских санкций.
"На данный момент мы продаем в магазине одну шубу в день, в неделю — пять-семь шуб. Раньше мы продавали в день по семь-десять шуб в сезон. Люди теряют работу, теряют клиентов. Другие страны не покупают, 90% все-таки были покупателями из СНГ", - говорит один из отраслевых игроков.
В результате власти страны вынуждены субсидировать отрасль, чтобы избежать массовых увольнений, а бизнес призывает исключить мех из антироссийских санкций.
Reuters
Greece's fur industry on the brink as EU sanctions on Russia bite
For decades, Antonis Disios' workshop was abuzz with the sound of sewing machines stitching fur coats for his wealthy Russian buyers. In March, European Union sanctions against Russia over the Ukraine war shut the business overnight.
На фоне экономической нестабильности в России набирает популярность формат жестких дискаунтеров.
Так, во II квартале 2022-го выручка сети жестких дискаунтеров "Чижик" (X5 Group) выросла почти в 30 раз. И это тенденция для всего рынка - показатели дискаунтеров растут по всей стране. Учитывая неопределенность с реальными доходами населения и переход на бережливое потребление, можно предположить, что это долгосрочный тренд.
С 2015 года доля дискаунтеров на российском рынке выросла с 0,7% до 6,1% к марту 2022 года, а количество торговых точек такого формата с 2017 по 2020 гг. увеличилось почти на 25% - до 140 тысяч.
Так, во II квартале 2022-го выручка сети жестких дискаунтеров "Чижик" (X5 Group) выросла почти в 30 раз. И это тенденция для всего рынка - показатели дискаунтеров растут по всей стране. Учитывая неопределенность с реальными доходами населения и переход на бережливое потребление, можно предположить, что это долгосрочный тренд.
С 2015 года доля дискаунтеров на российском рынке выросла с 0,7% до 6,1% к марту 2022 года, а количество торговых точек такого формата с 2017 по 2020 гг. увеличилось почти на 25% - до 140 тысяч.
Спрос россиян на услуги микрофинансовых организаций в июне 2022-го вырос на 40% по сравнению с мартом. В начале весны по понятным причинам люди переключились на бережливое потребление, отказавшись от большинства покупок. Но теперь наблюдается реализация отложенного спроса.
На популярности микрозаймов сказалось и удорожание потребительских кредитов (после повышения ЦБ ключевой ставки) - в итоге люди пошли туда, где шансов получить деньги больше.
На популярности микрозаймов сказалось и удорожание потребительских кредитов (после повышения ЦБ ключевой ставки) - в итоге люди пошли туда, где шансов получить деньги больше.
Кажется, московский малый и средний бизнес окончательно восстановился после ковида, а санкций почти не заметил.
Об этом говорят цифры: за первое полугодие 2022 года рост оборота столичных МСП составил 40% по сравнению с тем же периодом прошлого года. И 90% к аналогичному периоду 2020 года. В июне объем продаж МСП города достиг 362,3 млрд рублей, на 1,8% превысив предыдущий месячный рекорд сентября 2021 года.
Доля МСП в общем обороте торговли и услуг столицы - уже более 22%. Лидирующие сферы по оборотам: розничная и оптовая торговля, гостиницы, общепит и турагентства.
Об этом говорят цифры: за первое полугодие 2022 года рост оборота столичных МСП составил 40% по сравнению с тем же периодом прошлого года. И 90% к аналогичному периоду 2020 года. В июне объем продаж МСП города достиг 362,3 млрд рублей, на 1,8% превысив предыдущий месячный рекорд сентября 2021 года.
Доля МСП в общем обороте торговли и услуг столицы - уже более 22%. Лидирующие сферы по оборотам: розничная и оптовая торговля, гостиницы, общепит и турагентства.
Каждый третий россиянин не в состоянии откладывать деньги. Причина - спонтанные покупки (данные исследования «Сбербанка Страхование жизни» и консалтинговой компании UXSSR).
Согласно результатам, 30% респондентов не копят деньги из-за отсутствия мотивации и какого-либо плана. Примерно 19% участников опроса не хватает системного подхода, и еще 14% забывают отправлять деньги в копилку.
Основная причина спонтанных покупок - усталость и недосып (57%), а также плохое настроение и голода (55%). В перечне причин им сильно уступают семейные ссоры и завалы на работе (24% и 23% соответственно).
Интересно, что о намерении копить деньги заявляют целых 86% россиян, но своей цели в виде создания той самой финансовой подушки запаса достигают только 24%.
Согласно результатам, 30% респондентов не копят деньги из-за отсутствия мотивации и какого-либо плана. Примерно 19% участников опроса не хватает системного подхода, и еще 14% забывают отправлять деньги в копилку.
Основная причина спонтанных покупок - усталость и недосып (57%), а также плохое настроение и голода (55%). В перечне причин им сильно уступают семейные ссоры и завалы на работе (24% и 23% соответственно).
Интересно, что о намерении копить деньги заявляют целых 86% россиян, но своей цели в виде создания той самой финансовой подушки запаса достигают только 24%.
Неплохие новости для малого и среднего бизнеса - программа компенсации расходов бизнесу за переводы через систему быстрых платежей будет действовать до конца текущего года.
Программу изначально запустили в 2021 году, как меру бизнес-поддержки в ковидный кризис. Но он плавно перешел в кризис санкционный - и программу разумно решили пролонгировать. Его суть - компаниям и ИП, входящим в реестр субъектов МСП (небольшим магазинам и ресторанам, например), возвращается банковская комиссия при оплате товаров и услуг через СБП.
Это решение совпало с оптимистичными данными о деловой активности субъектов малого и среднего предпринимательства. Жить бизнесу становится чуть лучше (по поводу веселее - не так все однозначно) - или, по крайней мере, привычнее к новой реальности. В июне о спаде продаж сообщили 48% опрошенных (52% в мае), о росте - 13% (12%). Выросла и инвестиционная активность компаний: наращивали вложения 17% МСП (16% в мае), сокращали 10% (8%).
При этом наибольшее оживление пришлось на отрасль производства за счет инвестиционной активности - готовность компаний нарастить инвестиции говорит об их стремлении занять ниши после ухода с рынка иностранных поставщиков.
Программу изначально запустили в 2021 году, как меру бизнес-поддержки в ковидный кризис. Но он плавно перешел в кризис санкционный - и программу разумно решили пролонгировать. Его суть - компаниям и ИП, входящим в реестр субъектов МСП (небольшим магазинам и ресторанам, например), возвращается банковская комиссия при оплате товаров и услуг через СБП.
Это решение совпало с оптимистичными данными о деловой активности субъектов малого и среднего предпринимательства. Жить бизнесу становится чуть лучше (по поводу веселее - не так все однозначно) - или, по крайней мере, привычнее к новой реальности. В июне о спаде продаж сообщили 48% опрошенных (52% в мае), о росте - 13% (12%). Выросла и инвестиционная активность компаний: наращивали вложения 17% МСП (16% в мае), сокращали 10% (8%).
При этом наибольшее оживление пришлось на отрасль производства за счет инвестиционной активности - готовность компаний нарастить инвестиции говорит об их стремлении занять ниши после ухода с рынка иностранных поставщиков.
Инфопространство взрывает новость о том, что параллельный импорт (со слов министра Мантурова) могут скоро отменить.
На самом деле это не новость, об этом новый вице-премьер говорил еще две недели назад:
"Стимулирование импорта должно работать только в тех нишах, в которых российское производство пока еще не может полностью обеспечить потребности промышленных предприятий и конечных потребителей...Будем регулировать механизм таким образом, чтобы интенсивность его использования снижалась параллельно с запуском внутреннего производства тех или иных критически важных компонентов. Работа в этом направлении активно ведется"
То есть чем увереннее будут себя чувствовать отечественные производители, тем уже будет окно параллельного импорта. Если хочется больше качественного Made in Russia, то это логичный механизм настройки отрасли. И ничего нового за это время не произошло.
На самом деле это не новость, об этом новый вице-премьер говорил еще две недели назад:
"Стимулирование импорта должно работать только в тех нишах, в которых российское производство пока еще не может полностью обеспечить потребности промышленных предприятий и конечных потребителей...Будем регулировать механизм таким образом, чтобы интенсивность его использования снижалась параллельно с запуском внутреннего производства тех или иных критически важных компонентов. Работа в этом направлении активно ведется"
То есть чем увереннее будут себя чувствовать отечественные производители, тем уже будет окно параллельного импорта. Если хочется больше качественного Made in Russia, то это логичный механизм настройки отрасли. И ничего нового за это время не произошло.
«К нам обращаются на сегодняшний день дизайнеры, известные бренды, для того, чтобы мы отшивали их здесь, на тюменской фабрике. Появилось большое количество обращений, заказов. Сегодня у нас в обработке порядка +50% к тому, что было до периода, когда наложили санкции», — сообщила руководитель швейной фабрики «Швец» Мария Герасименко.
Закономерный итог происходящего. И, к разговору об отмене параллельного импорта, понятно, что озвученная логика принятия решения подтверждается тем, что происходит "на земле".
Другой вопрос, что от российских предприятий теперь требуется более аналитический подход к оценке рынка, на котором они работают. Просто выпускать продукцию, даже наращивая объемы, не достаточно - необходимы маркетинговые исследования и качественная аналитика, на основе которых уже запрашивать господдержку.
Закономерный итог происходящего. И, к разговору об отмене параллельного импорта, понятно, что озвученная логика принятия решения подтверждается тем, что происходит "на земле".
Другой вопрос, что от российских предприятий теперь требуется более аналитический подход к оценке рынка, на котором они работают. Просто выпускать продукцию, даже наращивая объемы, не достаточно - необходимы маркетинговые исследования и качественная аналитика, на основе которых уже запрашивать господдержку.
За год продуктовые предпочтения россиян изменились несильно. На незначительные изменения повлияли введенные санкции и окончание ковид-пандемии.
Главное отличие - газированные напитки, попавшие в топ покупок этого года. Новости об уходе иностранных производителей подогрели интерес к Coca-Cola и компании, плюс дополнительную рекламу получили отечественные аналоги. Отсутствие масок в топе этого года тоже закономерно.
При этом обороты розницы летом этого года по сравнению с весной имеют тенденцию к снижению - виной тому стало то, что люди переключились на модель сбережения средств. Так, в мае продуктовый сектор сократился в деньгах на 10%, а продажи непродуктовых товаров упали на 17%.
Главное отличие - газированные напитки, попавшие в топ покупок этого года. Новости об уходе иностранных производителей подогрели интерес к Coca-Cola и компании, плюс дополнительную рекламу получили отечественные аналоги. Отсутствие масок в топе этого года тоже закономерно.
При этом обороты розницы летом этого года по сравнению с весной имеют тенденцию к снижению - виной тому стало то, что люди переключились на модель сбережения средств. Так, в мае продуктовый сектор сократился в деньгах на 10%, а продажи непродуктовых товаров упали на 17%.
Почти половина российских потребителей готовы полностью перейти на отечественную продукцию
Согласно результатам онлайн-исследования, 44% опрошенных россиян готовы полностью отказаться от импортных товаров в пользу отечественной продукции. Наибольшие лоялисты - люди старшего возраста (от 45 лет и выше), менее всего уверена в потенциале российской продукции молодежь - только 22% из людей до 24 лет готовы отказаться от импорта.
Реалистами выглядят 41% респондентов, которые отмечают, что не во всех категориях товаров в данный момент возможно найти равнозначную отечественную альтернативу. Полностью отказаться от импортных товаров сейчас не готовы 15% россиян.
Наиболее популярные товары отечественного производства: кондитерские изделия, овощи и фрукты, макароны и безалкогольные напитки. Заинтересованы соотечественники и в российских шоколаде, муке, хлебобулочных изделиях, молочных продуктах и мясе.
Согласно результатам онлайн-исследования, 44% опрошенных россиян готовы полностью отказаться от импортных товаров в пользу отечественной продукции. Наибольшие лоялисты - люди старшего возраста (от 45 лет и выше), менее всего уверена в потенциале российской продукции молодежь - только 22% из людей до 24 лет готовы отказаться от импорта.
Реалистами выглядят 41% респондентов, которые отмечают, что не во всех категориях товаров в данный момент возможно найти равнозначную отечественную альтернативу. Полностью отказаться от импортных товаров сейчас не готовы 15% россиян.
Наиболее популярные товары отечественного производства: кондитерские изделия, овощи и фрукты, макароны и безалкогольные напитки. Заинтересованы соотечественники и в российских шоколаде, муке, хлебобулочных изделиях, молочных продуктах и мясе.
Обостряется дискуссия вокруг введения маркировки икры.
Собрали основные аргументы за и против.
За
• За год из-за нелегальной добычи икры погибает до 20 тысяч тонн лосося. Вопреки представлениям обывателя, рыба, из которой достают икру, выбрасывается - зачастую прямо на берег. Производство и покупка "серой" икры - зеленый свет для варварского истребления десятков тонн рыбы.
• Размер государственного ущерба достигает 15 млрд рублей (рынок контрафактной икры оценивается в 10%). Если бюджет лишается денег, то государство ищет или как их дополучить, или как сэкономить - часто на нас с вами.
• Не понятно, почему браконьеры должны получать конкурентное преимущество, прежде всего в виде демпинговой цены, перед теми, кто играет по правилам. Поэтому ответственный рынок - за маркировку, т.к. прозрачные условия играют на им руку. Например, "Меридиан" и "Русский икорный дом" в отношении маркировки настроен позитивно.
• Отравление икрой - достаточно распространенная проблема у россиян. Этому посвящены даже специальные гайды, которые публикуют СМИ в преддверии наиболее популярных праздников. Надо ли говорить, что контрафакт попадает на рынок в обход всяких норм и проверок, что увеличивает риск того, что деликатес вместо удовольствия принесет вам проблемы.
Против
• Заявления о том, что обязательная маркировка - это дорогостоящий процесс для производителей, что в итоге приведет к росту стоимости товара. Этот аргумент до сих пор ничем не доказан: цены растут и без маркировки, а на стоимость "маркированных" товарах маркировка вообще не влияет.
Собрали основные аргументы за и против.
За
• За год из-за нелегальной добычи икры погибает до 20 тысяч тонн лосося. Вопреки представлениям обывателя, рыба, из которой достают икру, выбрасывается - зачастую прямо на берег. Производство и покупка "серой" икры - зеленый свет для варварского истребления десятков тонн рыбы.
• Размер государственного ущерба достигает 15 млрд рублей (рынок контрафактной икры оценивается в 10%). Если бюджет лишается денег, то государство ищет или как их дополучить, или как сэкономить - часто на нас с вами.
• Не понятно, почему браконьеры должны получать конкурентное преимущество, прежде всего в виде демпинговой цены, перед теми, кто играет по правилам. Поэтому ответственный рынок - за маркировку, т.к. прозрачные условия играют на им руку. Например, "Меридиан" и "Русский икорный дом" в отношении маркировки настроен позитивно.
• Отравление икрой - достаточно распространенная проблема у россиян. Этому посвящены даже специальные гайды, которые публикуют СМИ в преддверии наиболее популярных праздников. Надо ли говорить, что контрафакт попадает на рынок в обход всяких норм и проверок, что увеличивает риск того, что деликатес вместо удовольствия принесет вам проблемы.
Против
• Заявления о том, что обязательная маркировка - это дорогостоящий процесс для производителей, что в итоге приведет к росту стоимости товара. Этот аргумент до сих пор ничем не доказан: цены растут и без маркировки, а на стоимость "маркированных" товарах маркировка вообще не влияет.
Forwarded from RTллерия
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Всё своё. Хватит ли в России лекарств?
В новом проекте RT Россия мы объедем всю страну, чтобы узнать, как обстоят дела с производством всего, что нужно для жизни каждого из нас.
В первой серии — о российской фарминдустрии. Весной многие постарались купить лекарства про запас, опасаясь, что зарубежные компании уйдут с российского рынка.
Кто в России создаёт качественный инсулин и хватит ли его на всех? И почему Дарья Донцова уверена, что причин для паники нет? О самых важных лекарствах и уникальных открытиях — в первой серии программы «Всё своё».
Посмотреть полный выпуск можно:
Вконтакте, Rutube, Яндекс.Дзен
Подписывайтесь на канал RTллерия!
В новом проекте RT Россия мы объедем всю страну, чтобы узнать, как обстоят дела с производством всего, что нужно для жизни каждого из нас.
В первой серии — о российской фарминдустрии. Весной многие постарались купить лекарства про запас, опасаясь, что зарубежные компании уйдут с российского рынка.
Кто в России создаёт качественный инсулин и хватит ли его на всех? И почему Дарья Донцова уверена, что причин для паники нет? О самых важных лекарствах и уникальных открытиях — в первой серии программы «Всё своё».
Посмотреть полный выпуск можно:
Вконтакте, Rutube, Яндекс.Дзен
Подписывайтесь на канал RTллерия!
РИА Новости опубликовал рейтинг регионов по численности среднего класса.
Всего в России к middle class себя могут отнести 11,5%. Это те, семьи, которые "могут позволить себе покупку автомобиля и квартиры, соответствующей размеру семьи, а также качественный ежегодный отпуск".
В топе - северные регионы, в аутсайдерах - кавказские (так, в Чечне и Ингушетии это всего 2% населения).
Всего в России к middle class себя могут отнести 11,5%. Это те, семьи, которые "могут позволить себе покупку автомобиля и квартиры, соответствующей размеру семьи, а также качественный ежегодный отпуск".
В топе - северные регионы, в аутсайдерах - кавказские (так, в Чечне и Ингушетии это всего 2% населения).
Потребительские настроения и ожидания в РФ - на максимуме с мая 2018 года (данные ЦБ). При этом сберегательные настроения несколько ухудшились - в июле 70% опрошенных не смогли ничего отложить. А доля населения, предпочитающая покупать дорогостоящие товары, выросла за месяц до 29%.
В то же время, опросы ФОМа свидетельствуют о том, что потребительские настроения трудоспособных жителей в городах с населением от 100 тыс. человек в июле ухудшились. Особенно это оказалось заметно в бизнес-среде: доля предпринимателей, заявивших о росте доходов, снизилась с 14% во II квартале до 7% в июле.
В то же время, опросы ФОМа свидетельствуют о том, что потребительские настроения трудоспособных жителей в городах с населением от 100 тыс. человек в июле ухудшились. Особенно это оказалось заметно в бизнес-среде: доля предпринимателей, заявивших о росте доходов, снизилась с 14% во II квартале до 7% в июле.
Forwarded from FMCG Report
Российские товары захватывают рынок (данные NielsenIQ). И речь далеко не только об отечественной газировке.
- Доля локальных товаров в рознице увеличилась на 4% год к году и достигла 83%.
- Этому поспособствовало сокращение общего ассортимента продуктов на 10%, а непродуктовых категорий — на 20%.
- Сильнее всего показатель вырос у пива — на 10%. За ним — крепкое спиртное, средства личной гигиены и снеки (по 7%). Доля отечественной замороженной еды приблизилась к 100%.
По мере истощения запасов импортной продукции в ряде категорий российские товары будут занимать все большую часть рынка. Импорт не восстанавливается, потребители в целом готовы идти на компромисс, а ритейл привыкает к отсутствию имиджевых иностранных брендов.
- Доля локальных товаров в рознице увеличилась на 4% год к году и достигла 83%.
- Этому поспособствовало сокращение общего ассортимента продуктов на 10%, а непродуктовых категорий — на 20%.
- Сильнее всего показатель вырос у пива — на 10%. За ним — крепкое спиртное, средства личной гигиены и снеки (по 7%). Доля отечественной замороженной еды приблизилась к 100%.
По мере истощения запасов импортной продукции в ряде категорий российские товары будут занимать все большую часть рынка. Импорт не восстанавливается, потребители в целом готовы идти на компромисс, а ритейл привыкает к отсутствию имиджевых иностранных брендов.
Не совсем классическая мера поддержки бизнеса от властей - отечественные производители смогут оплатить госсубсидиями до половины цены размещения рекламного ролика на ТВ, а малый и средний бизнес - до 70%. До конца года компаниям надо подать свои заявки на участие в конкурсе.
Претендовать на господдержку смогут российские производители одежды и обуви, медицинских изделий и лекарств, спортивных товаров и товаров для детей, для дома и гигиены (включая парфюмерию и косметику), а также электроники и бытовой техники. Есть и ограничительные условия - например, у компании не должно было быть рекламной активности в 2021 году.
Получение субсидии от государства будет увязано с результатом рекламной кампании по ТВ. Через три года выручка от продвигаемого товара должна впятеро превысить сумму госпомощи.
Претендовать на господдержку смогут российские производители одежды и обуви, медицинских изделий и лекарств, спортивных товаров и товаров для детей, для дома и гигиены (включая парфюмерию и косметику), а также электроники и бытовой техники. Есть и ограничительные условия - например, у компании не должно было быть рекламной активности в 2021 году.
Получение субсидии от государства будет увязано с результатом рекламной кампании по ТВ. Через три года выручка от продвигаемого товара должна впятеро превысить сумму госпомощи.