ЕБИТДА – Telegram
ЕБИТДА
33.7K subscribers
2.11K photos
25 videos
1.62K links
Кто, сколько и как зарабатывает деньги в России. Госрегулирование. Индустрия. Власть.

На связи @ebitda_redaktor
Download Telegram
Forwarded from Небрехня
Маркетплейсы парализованы перед "черной пятницей" — их логистика не справляется с объемом товаров, который малый и средний бизнес готовит перед сезоном распродаж.

Причина — в нехватке складов. Неконтролируемый агрессивный рост цифровых платформ опередил их инфраструктурные возможности, а заложниками ситуации становятся потребители и малый бизнес.

Маркетплейсы выстроили систему, в которой селлеры не могут обойтись без их складской инфраструктуры. Ранее услуга приема товаров на склады была бесплатная или за адекватные деньги, а сейчас, например, у WB она стала стоить 3,5 рубля за литр и выше — в зависимости от загруженности склады применяют повышающие цены коэффициенты, которые легко могут достигать x20 от цены.

Тем не менее, мест на складах все равно не найдешь даже за баснословные суммы. Такая ситуация продолжается уже несколько месяцев, и выглядит как навязывание услуг со стороны маркетплейсов, занимающих монопольное положение в этом сегменте торговли промтоварами. А что будет, если такая же ситуация сложится на рынке продовольственных товаров, куда активно выходят цифровые платформы, страшно представить.

Маркетплейсы, исходя из заявок селлеров, и прогнозов продаж вполне могли предвидеть такую ситуацию, однако для них выгоднее ажиотаж, на фоне которого они могут получать дополнительные доходы. @nebrexnya
Отгрузки российской дорожно-строительной техники (ДСТ) на внутренний рынок за январь - сентябрь снизились на 4,5% год к году до 55 млрд руб. И это при том, что за первое полугодие тренд был позитивным.

Интересны причины. В отрасли утверждают, что растущие издержки - только один из факторов, причем не самый главный. А вот что действительно вредит российским производителям спецтехники - так это китайский импорт: компании из КНР демпингуют на российском рынке (с помощью властей, которые реализуют различные программы поддержки экспорта).

В итоге китайская техника оказывается в среднем на 15–20% дешевле отечественной - тот же бульдозер обходится в 12,5 млн руб вместо 15. Вопрос на засыпку - какой агрегат выберет потребитель. Добивает всё пресловутая ключевая ставка, которая в нынешнем виде не позволяет заводам запускать инвестиционные программы.

Рецепты выхода из ситуации в теории известны - повышение импортных тарифов и льготные кредиты своим производителям.
Завод – новая точка притяжения туристов

Рассказываем о новом (и довольно контринтуитивном) тренде в отечественной промышленности: экскурсии на действующие промпроизводства. Могут ли крупные предприятия хоть чем-то привлекать посторонних?

Оказывается, что могут: в этом году 2 млн человек опробовали промтуризм в РФ – рекордные цифры.

В стенах неработающих промзон давно открывают лофты, клубы и другого рода арт-пространства. Но действующие заводы в этом плане ничуть не хуже: в них кипит жизнь, отличная повседневности людей, не связанных с производством.

В итоге десятки российских заводов открыли свои двери для посетителей. Среди них – космодром "Восточный" (на экскурсии вполне можно застать пуск ракеты), Курская АЭС, "Промобот", АЛРОСА и другие лидеры. На некоторых предприятиях даже появились японские сады и арт-объекты – как на "Высоте 239" ЧТПЗ, признанной одним из самых красивых промышленных объектов мира.

Регионы, турфирмы и предприятия вместе работают над новой индустрии. У каждого стейкхолдера – свои мотивы:

• Для регионов – это мощный инструмент самопродвижения и привлечения инвестиций.

• Для предприятий – способ показать свои технологии, повысить доверие к продукции и привлечь новые кадры.

• Для туриндустрии – возможность создать уникальный продукт.

Промтуризм способен убить трех зайцев одним выстрелом, так что заинтересованные лица и организации от него уже не отлипнут.

Возможности

В 2021 году АСИ и Минпромторг запустили Акселератор по развитию промтуризма. Как результат – в РФ запущено свыше 250 экскурсионных программ в 30 регионах. Создано 32 межрегиональных маршрута.

Лидеры индустрии – Нижегородская область и Севастополь (лучшие в продвижении), Калужская и Амурская области (самая эффективная экосистема промтуризма), Пермский край и ХМАО (сильные профориентационные программы).

И тренд только набирает обороты: предприятия создают современные визит-центры, внедряют VR-технологии, организуют иммерсивные экскурсии. И это работает.
Продажи автомобилей Lada в России в октябре 2024 года увеличились на 4,8% по отношению к октябрю 2023 года и на 3,3% по отношению к сентябрю 2024 года, достигнув 42 875 единиц легковых и легких коммерческих автомобилей, говорится в сообщении «АвтоВАЗа». Всего за 10 месяцев 2024 года реализовано 377,9 тыс. пассажирских и коммерческих автомобилей Lada, что на 33,3% превышает показатель за аналогичный период 2023 года.

По итогам продаж в октябре 2024 года:
- бестселлером месяца стала Lada Granta с результатом 19,9 тыс. автомобилей (+11,6%), с начала года продажи этой модели составили 175,6 тыс. машин (+1,6%);
- на втором месте идет Lada Vesta (9 тыс. единиц), за десять месяцев было продано 105,2 тыс. автомобилей семейства (214,9%);
- третью строчку заняла классическая Lada Niva Legend — 5030 единиц в октябре (+15,6%) и 40,1 тыс. с начала года (+19%).

Lada Niva Travel по итогам 10 месяцев 2024 года разошлась тиражом в 42 855 машин, что на 8,9% выше прошлогоднего результата за аналогичный период. По итогам октября реализовано 4 808 автомобилей (+ 11,7% к сентябрю 2024 года). Также в октябре зафиксирован лучший месячный результат Lada Largus после майского перезапуска производства модели. Продажи составили 2672 пассажирских универсалов (+47,1% к сентябрю) и 907 фургонов (+37,8% к сентябрю).
Исторический момент.

Продажи российских ноутбуков по итогам девяти месяцев обошли американские Dell, HP и Apple (11,6% рынка против 10%, продажи в штуках за год выросли почти на 30%). В 2022 году суммарная доля американских брендов составляла 30%, а российских - 4%. Теперь сошлись сразу несколько факторов: уход с рынка конкурентов из США, переход госструктур на отечественные решения, а также возросшая собственная рекламная активность. Ну и, конечно, запуск собственных производственных мощностей.

Но о доминировании на рынке речь (пока) не идёт - более 70% по-прежнему удерживают китайские и тайваньские бренды.
Forwarded from Темник
Продолжая тему с налоговой эффективностью маркетплейсов. Важный нюанс — у маркетплейса в структуре дохода высокая доля штрафов, различных комиссий (услуг), которые не облагаются НДС.

Штрафы могут быть наложены по самым разным причинам — сроки доставки, расхождения в описании товаров, отклонения в маркировке и упаковке товаров, рейтинг ПВЗ в общей системе и т.д.

Например, если селлер не укладывается в сроки доставки, его комиссия может увеличиться на 2%, а при систематических нарушениях — до 30%. Наиболее субъективным считается штраф в адрес ПВЗ с низким рейтингом, на который сами пункты влиять почти никак не могут. А есть еще штрафы работникам распредцентров.

Таким образом, по факту штрафы — это постоянная статья доходов, но она налогом не облагается. Отслеживать справедливость штрафов, как и доказать осознанное, специальное развитие системы взысканий операторами цифровых платформ очень сложно в условиях, когда в экосистеме работают десятки тысяч микропредприятий. И такое оформление единого организма маркетплейса позволяет бенефициарам не только платить меньше налогов, но и максимизировать прибыли за счет постоянного давления штрафами и комиссиями на нижние этажи бизнеса. Закроется один ПВЗ, рядом откроется другой, так как порог входа минимальный.

Еще один момент, сопряженный с дроблением и экономией на налогах — это массовое использование труда самозанятых. Тут экономия может быть ещё больше. Самозанятый, получая деньги от юридического лица, платит 6%, от физического — 4%. Это минимальная нагрузка, на фоне 30% совокупных страховых выплат с и отчислений в социальные фонды у юридических лиц. Сколько самозанятых работает на маркетплейсах — точно сказать нельзя. Но вот примерная картина — количество самозанятых селлеров может составлять до 40 тыс. и более.

Перерегистрация в ИП происходит только у тех, у кого устойчивые продажи, или у тех, кто работает с товарами, подлежащими маркировке. А на складах занято всего около 100 тысяч человек, среди которых до 40% могут являться временными сотрудниками, из которых большая часть привлекаются как самозанятые.

Таким образом, более 80 тыс. человек, фактически работая на крупную корпорацию, платят налогов в 6-7 раз меньше, чем любые даже несетевые магазины. Понятно, что всё это сильно сокращает и социальные отчисления, подрывая базу ПФР.
ИИ и ритейл: барьеры и перспективы

В прошлый раз мы разбирали эффект внедрения ИИ в промышленности. Сегодня поговорим о ритейле – отрасли, где искусственный интеллект принес (и в перспективе может принести) не меньше пользы.

Эффективность

E-commerce осваивает ИИ идет полным ходом: к 2024 году 100% компаний отрасли определили это направление как стратегическое.

В офлайне цифры скромнее – только 10% ритейлеров активно используют ИИ-решения. Но эффект впечатляет: по оценкам экспертов, внедрение ИИ уже приносит отрасли до 1 трлн рублей в год. Чат-ботами пользуются 35% ритейлеров из топ-100. Красивых кейсов отдельных компаний тоже предостаточно:

• X5 Group в 2023 году получила от ИИ-решений эффект в 5 млрд рублей, а в 2024 ожидает еще больше.

• "Магнит" успешно использует нейросети для прогнозирования продаж и планирования ассортимента.

• "М.Видео-Эльдорадо" направила мощь ИИ на адаптацию сотрудников и создание контента.

• "Глория Джинс" запустила ИИ-примерочные, где покупатели могут примерить одежду виртуально.

Барьеры

1. Никогда такого не было, и вот опять: основная преграда между ритейлом и ИИ – это острый дефицит кадров. Нехватка ИТ-специалистов достигает 700 тысяч человек, а спрос на них вырос на 81%. В итоге ритейлеры вынуждены либо создавать собственные ИТ-команды – на это уходит до 3% выручки – либо прибегать к аутсорсингу.

2. Зависимость от импортного софта: в крупном ритейле все еще используют зарубежные CRM и ERP-системы. Российские аналоги пользуются спросом в основном в сегменте МСБ. Решения из дружественных стран пока тоже не в почете: например, китайская F&R-система для прогнозирования продаж не прижилась из-за сложностей адаптации под российский рынок.
Инженеров ищет каждая пятая компания в стране, а зарплаты специалистов в I половине года выросли на 16–24%.
Деловая активность в России продолжает расти.

По итогам октября индекс PMI в сфере услуг РФ вырос до 51,6% против 50,5% в сентябре (данные S&P Global). Рост объемов производства и продаж был сдержанным, также компании нарастили найм сотрудников. В октябре четвертый месяц подряд был отмечен рост объемов новых заказов в секторе услуг, но темпы роста немного замедлились. Рост аналитики объясняют привлечением новых клиентов и улучшением условий спроса.

"Компании в значительной степени перекладывали расходы на клиентов, при этом цены продаж росли самыми быстрыми темпами за три месяца",- также отметили в S&P.
Как промышленность борется с дефицитом кадров. Самые популярные практики

В промышленности – исторически низкий уровень безработицы (2,9%) и острая нехватка рук (по оценке Минпромторга – 870 тыс. человек до 2030 года). 75% сотрудников сферы думают о смене работы, а 40% уже получили предложения. Разбираем, как предприятия решают проблему (о стратегии бизнеса писали ранее).

Сразу проговорим, что эффективность пока посчитать невозможно. Успех практик станет понятен на длинной дистанции – в особенности это касается затратных и сложных решений вроде роботизации.

Зарплатные войны

Самый очевидный вариант: с начала 2023 года компании в промышленности провели 2-3 индексации по 5-10% каждая. В итоге химики-технологи получают от 85 тыс. руб., специалисты по оборудованию – от 100 тыс., аналитики – до 150 тыс.

Проблема подхода в том, что зарплаты выросли повсеместно, и промышленники в этом отношении не сильно выигрывают у курьеров и других низкоквалифицированных кадров. Вдобавок значительная индексация разгоняет инфляцию – главную проблему экономики РФ последних двух лет.

Роботизация производства

Тренд-2024 – замена людей роботами на базовых операциях. Челябинский механический завод проектирует полностью роботизированный цех сварки. Чебоксарский завод внедряет коботов для управления станками.

Главный нюанс практики – роботам нужны операторы, которых тоже не хватает. Для производства машин пока тоже нужны люди, и пока что наш рынок промышленных роботов значительно меньше, чем китайский и европейский.

Экосистема подготовки кадров

Самые продвинутые компании выстраивают работу со студентами еще со студенческой скамьи.

• ГК "Титан" запустила проект "Орбита Титан", где будущие специалисты начинают практику с третьего курса под руководством опытных наставников. Целевикам платят именные стипендии и гарантируют трудоустройство после выпуска.

• Другой интересный кейс – у компании "Полипластик": компания создала собственную кафедру в МИТХТ. Ежегодно через нее проходят больше 20 будущих инженеров и магистров, многие начинают работать на предприятиях еще во время учебы. В итоге 40% выпускников остаются в компании.

Социальные бонусы

Одними деньгами рабочую силу не удержать. Работодатели в промышленности запускают корпоративные автобусы, оплачивают медстраховку, строят спортивные объекты. Особое внимание – бытовым условиям: от современных раздевалок до комфортных столовых.

Бонусом – постоянное обучение и корпоративные праздники, чтобы сотрудники чувствовали себя частью команды.
🔤🔤🔤🔤🔤 Минпромторг совместно с Агентством стратегических инициатив намерен создать АНО для мониторинга дефицита кадров

Источники «Суверенной экономики» в Минпромторге рассказали о том, что в рамках исполнения поручений по реализации послания Президента планируется формирование структуры, которая займется мониторингом трудовых рынков. Автономная некоммерческая организация, созданная совместно с АСИ, также будет разрабатывать программы среднего и высшего образования, заниматься профориентацией школьников и популяризацией профессий, в которых отрасли испытывают недостаток специалистов.

Актуальность создания такой АНО продиктована тем, что, по оценкам Минпромторга, потребность гражданской промышленности в кадрах составляет более 1,4 млн человек, а в ОПК — порядка 200 тыс.
Скорее всего, организация будет встроена в национальный проект «Кадры». Ранее мы писали, что он может провалиться из-за размытия ответственности за исполнение между различными ведомствами.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Не так давно компания "Когнитив роботикс" заявила, что нашла новое решение для ИИ: с технологией Cognitive Neural Network Hospital обучение нейросетей ускорится в 15-20 раз.

Рассказываем о кейсе – в продолжение других наших постов о глобальном успехе российского бизнеса.

В "Роботикс" разрабатывают системы ИИ для беспилотных транспортных средств гражданского назначения: БПЛА для сельского хозяйства, умные трамваи и так далее. Но разработать нейросеть – это полдела: ее нужно еще и грамотно обучить.

По мере своего развития ИИ смогут обучаться самостоятельно: летом нас пугали AGI – разработкой от OpenAI, которая будет обучать сама себя и потенциально будет опасна. Но пока что для развития нейросетей требуется активное участие человека.

Компания заявила, что знает, как ускорить этот процесс: они научили нейросети распознавать светофоры с точностью до 99,99% – существенное достижение, учитывая, что повышение точности после порога в 99% особенно сложно. Хороший прогресс как для беспилотных систем, так и для ИИ в принципе.

При этом научных публикаций и патентных заявок по данной технологии все еще не было. ИИ-эксперты не уверены, существует ли она в принципе.

Но верить хочется в лучшее. Ведь если так – очередная российская компания попадет в клуб победителей, т.к. рынок ИИ и их обучение – главная золотая жила мира прямо сейчас:

1. Рынок обучения нейросетей в ближайшие 5 лет может составить несколько миллиардов долларов.

2. Общий рынок искусственных нейронных сетей к 2030 году достигнет $830 млрд.

3. Глобальный рынок нейросетей для беспилотного транспорта к тому же году достигнет $15,23 млрд, что тоже немало.
10 самых прибыльных компаний РФ

Forbes представил рейтинг самых прибыльных компаний России за 2023 год. Суммарная прибыль участников – свыше 13,2 трлн рублей. Разбираем, кто заработал больше всех и почему (про топ самых убыточных компаний мы уже писали здесь).

1. "Роснефть" (1,529 трлн рублей). Компания возглавила рейтинг, сместив "Газпром". Хотя чистая прибыль, принадлежащая акционерам, несколько меньше – 1,267 трлн рублей, этого хватило для лидерства.

2. Сбер (1,509 трлн рублей). Витрина подъема банковского сектора в 2023 году: как и другие банки, "Сбер" смог восстановиться и уступил первому месту совсем немного. Примечательно, что прибыль для акционеров даже выше – 1,512 трлн рублей.

3. "Сургутнефтегаз" (1,322 трлн рублей). Взлет на третье место во многом благодаря "бумажной" прибыли: 844 млрд рублей компания получила от переоценки валютных депозитов.

4. "Лукойл" (1,160 трлн рублей). Стабильно высокий результат для частной нефтяной компании.

5. "Новатэк" (469,5 млрд рублей). Замыкает пятерку лидеров среди нефтегазовых компаний.

6. ВТБ (432,2 млрд рублей). Триумфальное возвращение: год назад банк был в списке самых убыточных, а теперь – в топ-6 прибыльных. Еще один бенефициар политики в последние два года.

7. "Сахалинская энергия" (315,3 млрд рублей). Разрабатывает шельфовые месторождения Сахалина. Бывшее СП с иностранным участием, теперь под крылом "Газпрома", который весной 2024 года выкупил долю ушедшей Shell.

8. "Транснефть" (306,6 млрд рублей). Транспортная монополия, которая стабильно стабильно генерирует высокую прибыль.

9. "Татнефть" (286,3 млрд рублей). Региональная нефтяная компания уверенно держится в топ-10.

10. "Норильский никель" (251,8 млрд рублей). Единственный представитель металлургии в десятке. В прошлом году результаты были лучше: прибыль упала на 41% из-за снижения цен на никель, палладий и медь.

Итого в 2023 особенно успешными были компании из нефтегазового и банковского секторов. Дополнительную прибыль – кроме реализации непосредственно товаров – компании извлекали от валютных операций и переоценки активов.

Интересно, что прежний лидер – "Газпром" – в этом году выпал из рейтинга из-за рекордного убытка в 583 млрд рублей.
Что импортируют в РФ? Самые ввозимые категории товаров

Импортозамещение и протекционистская политика могут принести пользу лишь в случае, если к ним подходить с осознанием имеющихся слабых мест и возможных точек роста. В этой связи мы решили разобрать, какие продукты Россия ввозит больше всего.

Будем использовать данные ФТС за I триместр 2024.

Машины – 50,7%

Если более развернуто – "машины, оборудование, транспортные средства и другие товары". Самая крупная импортная категория.

Речь о промышленном оборудовании – турбинах, конвейерах, дробилках, производственном транспорте, грузоподъемниках, насосах, компрессорах и многом другом. Почему категорию все еще не импортозаместили понятно как минимум из этого перечисления: список технологий банально слишком обширный.

Но даже тут у нас получается: за последние два с половиной года число предприятий, констатирующих отсутствие альтернативных поставщиков, снизилось с 62% до 50%.

Химическая промышленность – 19%

Ввоз продукции также снизился (на 21% до 16 млрд долларов) – отечественная химия очень быстро встает на ноги и выкупает те предприятия, которые раньше принадлежали иностранцам.

Проблема в высокой технологичности: часть товаров мы производим сами еще с СССР, другую (катализаторы, полимеры, субстанции для фармы) продолжаем ввозить издалека, постепенно ее импортозамещая.

Продтовары и сельхозсырье – 13,6%

Опять-таки: импорт снизился на 8,6% (до $11,5 млрд) в том числе благодаря изысканиям российских агрономов и ботаников. И все же зависимость пока велика.

Россия ввозит сыры (32,5%), растительные масла (17%), говядину и субпродукты (27,6%), овощи, фрукты и орехи (17%), напитки, включая алкоголь (9,9%), а также рыбу и морепродукты (6,3%). Проблема как в климате, так и в не самых простых экономических условиях: инфляция, с которой борется ЦБ, приводит к росту себестоимости => падает предложение.
Сибирская фарма: в Иркутской области – новое инновационное предприятие

Продолжаем следить за развитием новых технологичных производств в России. На этот раз – новости из мира фармацевтики, где импортозамещение хоть и идет полным ходом, но зависимость от иностранцев сохраняется – вспоминаем торговые отношения РФ и Индии.

Компания "Фармасинтез" объявила о запуске в Иркутской области завода по выпуску "Серогарда" – лекарства без аналогов: это первый в мире препарат, предназначенный для снижения риска спаек после операций. Сфера применения – абдоминальная хирургия (брюшной полости) и гинекология.

Запуск завода намечен на 2026-2027 годы.

Сам "Фармасинтез", основанный в конце 90-х в Иркутске, в 2020 вошел в топ-5 главных фармкомпаний РФ по версии Forbes. В ее активах – производственные площадки в пяти городах, от СПб до Уссурийска.

Что важнее – новый проект важен не только для фармы, но и для региона: биоинженерия и биомедицина входят в число четырех ключевых направлений техразвития региона до 2030 года. Для понимания: другие местные производители уже выходят на федеральный уровень – формируют в Приангарье мощный биомедицинский кластер.

Но и фармпроизводство – лишь одно из направлений. Его в регионе развивают параллельно с авиастроением, химпромом и лесопереработкой. С 2022 года весь сибирский бизнес стал драйвером импортозамещения, а Иркутск – одним из его опорных центров.
Рынок ИИ в РФ будет поскромнее, чем мировой: всего 635 млрд рублей с ростом 15% в год против 450 млрд долларов (!) при росте в 20%. При этом эффект на нашу экономику нейросети оказывают ощутимый: по прогнозам "Яков и Партнёры", к 2028 году внедрение ИИ принесет России до 6,9 трлн рублей в год.

То есть, это не роботизация, в которую нужно вложить тонны денег и годы времени для повышения рентабельности. При малых инвестициях ИИ повышают производительность экономики сразу, и особенно – в промышленности.

1. Рентабельность. По подсчетом "Сбера", внедрение ИИ в работу предприятий металлургии и машиностроения приводит к росту рентабельности на 5% и выше. Так, "Северсталь" внедрила ИИ для управления цинкованием – после этого расходы цинка упали на 1,5%, а производительность выросла на 3,4%.

2. Экономия. Нейросети используют для прогнозирования спроса и оптимизации запасов. Как итог, экономия растет на треть, а энергопотребление падает на 10% – это если в среднем по больнице. На Тверском вагоностроительном ИИ помог снизить затраты на ремонт аж на 30%, а время простоев – на 12%.

3. Роботы-ассистенты. Возможность роботизировать процессы без производства, собственно, роботов: 1) НЛМК запустил Copilot-сервис для программистов – скорость разработки выросла на 34%; 2) "Норникель" внедряет ИИ-помощников для юристов и налоговиков; 3) "Северсталь" использует "Стальной взгляд" – систему видеоаналитики для контроля безопасности и качества.

Бонусом: ресерчеры подсчитали, что ИИ-ассистенты позволяют на 25% сократить площади цехов и выводить новые продукты на рынок на 40% быстрее (виртуальные модели заменяют реальные испытания).

При этом пока только 29% промкомпаний экспериментируют с ИИ – остальные ждут доказанных кейсов. Судя по этим результатам, ждать осталось недолго.
Новое исследование о кадровой ситуации в РФ - на этот раз от ВШЭ.

Главное:

• экономике прямо сейчас не хватает 2,7 млн работников

• наибольшую потребность испытывают предприятия в строительном сегменте и логистические компании

• больше всего вакансий открыто в обрабатывающих производствах и торговле (каждое третье предложение)

Рост занятости в отдельных отраслях - следствие успешного импортозамещения и загрузки ВПК.
Положительное внешнеторговое сальдо РФ в январе-сентябре 2024 года выросло по сравнению с аналогичным периодом 2023-го на 11,6% и составило $114,9 млрд (данные ФТС)

Экспорт товаров вырос на 0,4%, а импорт сократился на 4,9%. При этом импорт оборудования и машин снизился (на 3,7%), а импорт продовольствия и с/х-сырья увеличился (на 2,8%).
Forwarded from Банки, деньги, два офшора
Япония отменила некоторые санкции против России. Будут сняты ограничения на поставки автомобилей — «мягких гибридов»: Honda Insight, Suzuki Solio, Ignis, Swift, Hustler, Alto, Xbee, а также Honda CR-Z и Nissan Dayz. По мнению экспертов, это может говорить о планах Токио плавно снимать введённые ранее санкции, а также привести к незначительному снижению цен на некоторые модели. @bankrollo
Климатические изменения обогатят экономику РФ

В августе у ИНП РАН вышел доклад, который незаслуженно остался без внимания. Здесь об уже знакомой все теме климата, но с неожиданной перспективы: почему глобальное потепление (в среднем +0,5 ˚С раз в 10 лет) – это не только проблема, но и точка роста для экономики?

Все это при учете всей важности ESG и зеленых технологий – про них мы писали здесь. Просто адаптироваться к новым условиям необходимо с учетом как потенциальных выгод, так и рисков.

Экономика

Совокупный эффект от изменения климата на годовой объем ВВП оценивается в +1,2 трлн рублей (или 0,7% ВВП от 2023 года) при потеплении на 1°C. Все дело в том, что сектора экономики по-разному реагируют на изменения:

• Сельское хозяйство: +567 млрд руб. Очевидно, агропромышленники – главные бенефициары потепления – оно обеспечит дополнительный сбор зерна, заготовку леса и доп. выручку из-за роста мировых цен.

• Электро- и теплоснабжение: +83 млрд руб. Прибыль растет за счет увеличения потребления из-за кондиционирования, экспорта топлива и дополнительного выпуска ГЭС.

• Северный морской путь: +492 млрд руб. Позитивный эффект – от сокращения ледового режима и времени использования зимников.

Потерять деньги на климатических изменениях могут топливно-энергетический комплекс и ЖКХ (снизится эффективность генерации и передачи электроэнергии), а также сфера добычи – некоторые ресурсы станет сложнее транспортировать и хранить.

Промышленность в выигрыше

Производство от потепления в основном выиграет – все благодаря росту спроса 1) на продукцию для инженерно-строительных мер адаптации к климатическим изменениям; 2) удобрения для сельского хозяйства – сфера, где российские производители уже доминируют.

Из негативных эффектов – риски, которые создают опасные явления вблизи производства. Но в отличие от сферы добычи и энергетического сектора потенциальных "но" в будущем промышленности сильно меньше, чем выгод.