Forwarded from На кухне у повара
Продажи автомобилей Lada в России в октябре 2024 года увеличились на 4,8% по отношению к октябрю 2023 года и на 3,3% по отношению к сентябрю 2024 года, достигнув 42 875 единиц легковых и легких коммерческих автомобилей, говорится в сообщении «АвтоВАЗа». Всего за 10 месяцев 2024 года реализовано 377,9 тыс. пассажирских и коммерческих автомобилей Lada, что на 33,3% превышает показатель за аналогичный период 2023 года.
По итогам продаж в октябре 2024 года:
- бестселлером месяца стала Lada Granta с результатом 19,9 тыс. автомобилей (+11,6%), с начала года продажи этой модели составили 175,6 тыс. машин (+1,6%);
- на втором месте идет Lada Vesta (9 тыс. единиц), за десять месяцев было продано 105,2 тыс. автомобилей семейства (214,9%);
- третью строчку заняла классическая Lada Niva Legend — 5030 единиц в октябре (+15,6%) и 40,1 тыс. с начала года (+19%).
Lada Niva Travel по итогам 10 месяцев 2024 года разошлась тиражом в 42 855 машин, что на 8,9% выше прошлогоднего результата за аналогичный период. По итогам октября реализовано 4 808 автомобилей (+ 11,7% к сентябрю 2024 года). Также в октябре зафиксирован лучший месячный результат Lada Largus после майского перезапуска производства модели. Продажи составили 2672 пассажирских универсалов (+47,1% к сентябрю) и 907 фургонов (+37,8% к сентябрю).
По итогам продаж в октябре 2024 года:
- бестселлером месяца стала Lada Granta с результатом 19,9 тыс. автомобилей (+11,6%), с начала года продажи этой модели составили 175,6 тыс. машин (+1,6%);
- на втором месте идет Lada Vesta (9 тыс. единиц), за десять месяцев было продано 105,2 тыс. автомобилей семейства (214,9%);
- третью строчку заняла классическая Lada Niva Legend — 5030 единиц в октябре (+15,6%) и 40,1 тыс. с начала года (+19%).
Lada Niva Travel по итогам 10 месяцев 2024 года разошлась тиражом в 42 855 машин, что на 8,9% выше прошлогоднего результата за аналогичный период. По итогам октября реализовано 4 808 автомобилей (+ 11,7% к сентябрю 2024 года). Также в октябре зафиксирован лучший месячный результат Lada Largus после майского перезапуска производства модели. Продажи составили 2672 пассажирских универсалов (+47,1% к сентябрю) и 907 фургонов (+37,8% к сентябрю).
Исторический момент.
Продажи российских ноутбуков по итогам девяти месяцев обошли американские Dell, HP и Apple (11,6% рынка против 10%, продажи в штуках за год выросли почти на 30%). В 2022 году суммарная доля американских брендов составляла 30%, а российских - 4%. Теперь сошлись сразу несколько факторов: уход с рынка конкурентов из США, переход госструктур на отечественные решения, а также возросшая собственная рекламная активность. Ну и, конечно, запуск собственных производственных мощностей.
Но о доминировании на рынке речь (пока) не идёт - более 70% по-прежнему удерживают китайские и тайваньские бренды.
Продажи российских ноутбуков по итогам девяти месяцев обошли американские Dell, HP и Apple (11,6% рынка против 10%, продажи в штуках за год выросли почти на 30%). В 2022 году суммарная доля американских брендов составляла 30%, а российских - 4%. Теперь сошлись сразу несколько факторов: уход с рынка конкурентов из США, переход госструктур на отечественные решения, а также возросшая собственная рекламная активность. Ну и, конечно, запуск собственных производственных мощностей.
Но о доминировании на рынке речь (пока) не идёт - более 70% по-прежнему удерживают китайские и тайваньские бренды.
Telegram
ЕБИТДА
Донские компьютеры: в Ростове-на-Дону строят завод полного цикла производства ноутбуков
Речь идет о российской компании "Бештау" – она выпускает радиоэлектронику и компьютерную технику в Ростове и Ессентуках. У "Бештау" началась большая стройка: они делают…
Речь идет о российской компании "Бештау" – она выпускает радиоэлектронику и компьютерную технику в Ростове и Ессентуках. У "Бештау" началась большая стройка: они делают…
Forwarded from Темник
Продолжая тему с налоговой эффективностью маркетплейсов. Важный нюанс — у маркетплейса в структуре дохода высокая доля штрафов, различных комиссий (услуг), которые не облагаются НДС.
Штрафы могут быть наложены по самым разным причинам — сроки доставки, расхождения в описании товаров, отклонения в маркировке и упаковке товаров, рейтинг ПВЗ в общей системе и т.д.
Например, если селлер не укладывается в сроки доставки, его комиссия может увеличиться на 2%, а при систематических нарушениях — до 30%. Наиболее субъективным считается штраф в адрес ПВЗ с низким рейтингом, на который сами пункты влиять почти никак не могут. А есть еще штрафы работникам распредцентров.
Таким образом, по факту штрафы — это постоянная статья доходов, но она налогом не облагается. Отслеживать справедливость штрафов, как и доказать осознанное, специальное развитие системы взысканий операторами цифровых платформ очень сложно в условиях, когда в экосистеме работают десятки тысяч микропредприятий. И такое оформление единого организма маркетплейса позволяет бенефициарам не только платить меньше налогов, но и максимизировать прибыли за счет постоянного давления штрафами и комиссиями на нижние этажи бизнеса. Закроется один ПВЗ, рядом откроется другой, так как порог входа минимальный.
Еще один момент, сопряженный с дроблением и экономией на налогах — это массовое использование труда самозанятых. Тут экономия может быть ещё больше. Самозанятый, получая деньги от юридического лица, платит 6%, от физического — 4%. Это минимальная нагрузка, на фоне 30% совокупных страховых выплат с и отчислений в социальные фонды у юридических лиц. Сколько самозанятых работает на маркетплейсах — точно сказать нельзя. Но вот примерная картина — количество самозанятых селлеров может составлять до 40 тыс. и более.
Перерегистрация в ИП происходит только у тех, у кого устойчивые продажи, или у тех, кто работает с товарами, подлежащими маркировке. А на складах занято всего около 100 тысяч человек, среди которых до 40% могут являться временными сотрудниками, из которых большая часть привлекаются как самозанятые.
Таким образом, более 80 тыс. человек, фактически работая на крупную корпорацию, платят налогов в 6-7 раз меньше, чем любые даже несетевые магазины. Понятно, что всё это сильно сокращает и социальные отчисления, подрывая базу ПФР.
Штрафы могут быть наложены по самым разным причинам — сроки доставки, расхождения в описании товаров, отклонения в маркировке и упаковке товаров, рейтинг ПВЗ в общей системе и т.д.
Например, если селлер не укладывается в сроки доставки, его комиссия может увеличиться на 2%, а при систематических нарушениях — до 30%. Наиболее субъективным считается штраф в адрес ПВЗ с низким рейтингом, на который сами пункты влиять почти никак не могут. А есть еще штрафы работникам распредцентров.
Таким образом, по факту штрафы — это постоянная статья доходов, но она налогом не облагается. Отслеживать справедливость штрафов, как и доказать осознанное, специальное развитие системы взысканий операторами цифровых платформ очень сложно в условиях, когда в экосистеме работают десятки тысяч микропредприятий. И такое оформление единого организма маркетплейса позволяет бенефициарам не только платить меньше налогов, но и максимизировать прибыли за счет постоянного давления штрафами и комиссиями на нижние этажи бизнеса. Закроется один ПВЗ, рядом откроется другой, так как порог входа минимальный.
Еще один момент, сопряженный с дроблением и экономией на налогах — это массовое использование труда самозанятых. Тут экономия может быть ещё больше. Самозанятый, получая деньги от юридического лица, платит 6%, от физического — 4%. Это минимальная нагрузка, на фоне 30% совокупных страховых выплат с и отчислений в социальные фонды у юридических лиц. Сколько самозанятых работает на маркетплейсах — точно сказать нельзя. Но вот примерная картина — количество самозанятых селлеров может составлять до 40 тыс. и более.
Перерегистрация в ИП происходит только у тех, у кого устойчивые продажи, или у тех, кто работает с товарами, подлежащими маркировке. А на складах занято всего около 100 тысяч человек, среди которых до 40% могут являться временными сотрудниками, из которых большая часть привлекаются как самозанятые.
Таким образом, более 80 тыс. человек, фактически работая на крупную корпорацию, платят налогов в 6-7 раз меньше, чем любые даже несетевые магазины. Понятно, что всё это сильно сокращает и социальные отчисления, подрывая базу ПФР.
ИИ и ритейл: барьеры и перспективы
В прошлый раз мы разбирали эффект внедрения ИИ в промышленности. Сегодня поговорим о ритейле – отрасли, где искусственный интеллект принес (и в перспективе может принести) не меньше пользы.
Эффективность
E-commerce осваивает ИИ идет полным ходом: к 2024 году 100% компаний отрасли определили это направление как стратегическое.
В офлайне цифры скромнее – только 10% ритейлеров активно используют ИИ-решения. Но эффект впечатляет: по оценкам экспертов, внедрение ИИ уже приносит отрасли до 1 трлн рублей в год. Чат-ботами пользуются 35% ритейлеров из топ-100. Красивых кейсов отдельных компаний тоже предостаточно:
• X5 Group в 2023 году получила от ИИ-решений эффект в 5 млрд рублей, а в 2024 ожидает еще больше.
• "Магнит" успешно использует нейросети для прогнозирования продаж и планирования ассортимента.
• "М.Видео-Эльдорадо" направила мощь ИИ на адаптацию сотрудников и создание контента.
• "Глория Джинс" запустила ИИ-примерочные, где покупатели могут примерить одежду виртуально.
Барьеры
1. Никогда такого не было, и вот опять: основная преграда между ритейлом и ИИ – это острый дефицит кадров. Нехватка ИТ-специалистов достигает 700 тысяч человек, а спрос на них вырос на 81%. В итоге ритейлеры вынуждены либо создавать собственные ИТ-команды – на это уходит до 3% выручки – либо прибегать к аутсорсингу.
2. Зависимость от импортного софта: в крупном ритейле все еще используют зарубежные CRM и ERP-системы. Российские аналоги пользуются спросом в основном в сегменте МСБ. Решения из дружественных стран пока тоже не в почете: например, китайская F&R-система для прогнозирования продаж не прижилась из-за сложностей адаптации под российский рынок.
В прошлый раз мы разбирали эффект внедрения ИИ в промышленности. Сегодня поговорим о ритейле – отрасли, где искусственный интеллект принес (и в перспективе может принести) не меньше пользы.
Эффективность
E-commerce осваивает ИИ идет полным ходом: к 2024 году 100% компаний отрасли определили это направление как стратегическое.
В офлайне цифры скромнее – только 10% ритейлеров активно используют ИИ-решения. Но эффект впечатляет: по оценкам экспертов, внедрение ИИ уже приносит отрасли до 1 трлн рублей в год. Чат-ботами пользуются 35% ритейлеров из топ-100. Красивых кейсов отдельных компаний тоже предостаточно:
• X5 Group в 2023 году получила от ИИ-решений эффект в 5 млрд рублей, а в 2024 ожидает еще больше.
• "Магнит" успешно использует нейросети для прогнозирования продаж и планирования ассортимента.
• "М.Видео-Эльдорадо" направила мощь ИИ на адаптацию сотрудников и создание контента.
• "Глория Джинс" запустила ИИ-примерочные, где покупатели могут примерить одежду виртуально.
Барьеры
1. Никогда такого не было, и вот опять: основная преграда между ритейлом и ИИ – это острый дефицит кадров. Нехватка ИТ-специалистов достигает 700 тысяч человек, а спрос на них вырос на 81%. В итоге ритейлеры вынуждены либо создавать собственные ИТ-команды – на это уходит до 3% выручки – либо прибегать к аутсорсингу.
2. Зависимость от импортного софта: в крупном ритейле все еще используют зарубежные CRM и ERP-системы. Российские аналоги пользуются спросом в основном в сегменте МСБ. Решения из дружественных стран пока тоже не в почете: например, китайская F&R-система для прогнозирования продаж не прижилась из-за сложностей адаптации под российский рынок.
Деловая активность в России продолжает расти.
По итогам октября индекс PMI в сфере услуг РФ вырос до 51,6% против 50,5% в сентябре (данные S&P Global). Рост объемов производства и продаж был сдержанным, также компании нарастили найм сотрудников. В октябре четвертый месяц подряд был отмечен рост объемов новых заказов в секторе услуг, но темпы роста немного замедлились. Рост аналитики объясняют привлечением новых клиентов и улучшением условий спроса.
"Компании в значительной степени перекладывали расходы на клиентов, при этом цены продаж росли самыми быстрыми темпами за три месяца",- также отметили в S&P.
По итогам октября индекс PMI в сфере услуг РФ вырос до 51,6% против 50,5% в сентябре (данные S&P Global). Рост объемов производства и продаж был сдержанным, также компании нарастили найм сотрудников. В октябре четвертый месяц подряд был отмечен рост объемов новых заказов в секторе услуг, но темпы роста немного замедлились. Рост аналитики объясняют привлечением новых клиентов и улучшением условий спроса.
"Компании в значительной степени перекладывали расходы на клиентов, при этом цены продаж росли самыми быстрыми темпами за три месяца",- также отметили в S&P.
Как промышленность борется с дефицитом кадров. Самые популярные практики
В промышленности – исторически низкий уровень безработицы (2,9%) и острая нехватка рук (по оценке Минпромторга – 870 тыс. человек до 2030 года). 75% сотрудников сферы думают о смене работы, а 40% уже получили предложения. Разбираем, как предприятия решают проблему (о стратегии бизнеса писали ранее).
Сразу проговорим, что эффективность пока посчитать невозможно. Успех практик станет понятен на длинной дистанции – в особенности это касается затратных и сложных решений вроде роботизации.
Зарплатные войны
Самый очевидный вариант: с начала 2023 года компании в промышленности провели 2-3 индексации по 5-10% каждая. В итоге химики-технологи получают от 85 тыс. руб., специалисты по оборудованию – от 100 тыс., аналитики – до 150 тыс.
Проблема подхода в том, что зарплаты выросли повсеместно, и промышленники в этом отношении не сильно выигрывают у курьеров и других низкоквалифицированных кадров. Вдобавок значительная индексация разгоняет инфляцию – главную проблему экономики РФ последних двух лет.
Роботизация производства
Тренд-2024 – замена людей роботами на базовых операциях. Челябинский механический завод проектирует полностью роботизированный цех сварки. Чебоксарский завод внедряет коботов для управления станками.
Главный нюанс практики – роботам нужны операторы, которых тоже не хватает. Для производства машин пока тоже нужны люди, и пока что наш рынок промышленных роботов значительно меньше, чем китайский и европейский.
Экосистема подготовки кадров
Самые продвинутые компании выстраивают работу со студентами еще со студенческой скамьи.
• ГК "Титан" запустила проект "Орбита Титан", где будущие специалисты начинают практику с третьего курса под руководством опытных наставников. Целевикам платят именные стипендии и гарантируют трудоустройство после выпуска.
• Другой интересный кейс – у компании "Полипластик": компания создала собственную кафедру в МИТХТ. Ежегодно через нее проходят больше 20 будущих инженеров и магистров, многие начинают работать на предприятиях еще во время учебы. В итоге 40% выпускников остаются в компании.
Социальные бонусы
Одними деньгами рабочую силу не удержать. Работодатели в промышленности запускают корпоративные автобусы, оплачивают медстраховку, строят спортивные объекты. Особое внимание – бытовым условиям: от современных раздевалок до комфортных столовых.
Бонусом – постоянное обучение и корпоративные праздники, чтобы сотрудники чувствовали себя частью команды.
В промышленности – исторически низкий уровень безработицы (2,9%) и острая нехватка рук (по оценке Минпромторга – 870 тыс. человек до 2030 года). 75% сотрудников сферы думают о смене работы, а 40% уже получили предложения. Разбираем, как предприятия решают проблему (о стратегии бизнеса писали ранее).
Сразу проговорим, что эффективность пока посчитать невозможно. Успех практик станет понятен на длинной дистанции – в особенности это касается затратных и сложных решений вроде роботизации.
Зарплатные войны
Самый очевидный вариант: с начала 2023 года компании в промышленности провели 2-3 индексации по 5-10% каждая. В итоге химики-технологи получают от 85 тыс. руб., специалисты по оборудованию – от 100 тыс., аналитики – до 150 тыс.
Проблема подхода в том, что зарплаты выросли повсеместно, и промышленники в этом отношении не сильно выигрывают у курьеров и других низкоквалифицированных кадров. Вдобавок значительная индексация разгоняет инфляцию – главную проблему экономики РФ последних двух лет.
Роботизация производства
Тренд-2024 – замена людей роботами на базовых операциях. Челябинский механический завод проектирует полностью роботизированный цех сварки. Чебоксарский завод внедряет коботов для управления станками.
Главный нюанс практики – роботам нужны операторы, которых тоже не хватает. Для производства машин пока тоже нужны люди, и пока что наш рынок промышленных роботов значительно меньше, чем китайский и европейский.
Экосистема подготовки кадров
Самые продвинутые компании выстраивают работу со студентами еще со студенческой скамьи.
• ГК "Титан" запустила проект "Орбита Титан", где будущие специалисты начинают практику с третьего курса под руководством опытных наставников. Целевикам платят именные стипендии и гарантируют трудоустройство после выпуска.
• Другой интересный кейс – у компании "Полипластик": компания создала собственную кафедру в МИТХТ. Ежегодно через нее проходят больше 20 будущих инженеров и магистров, многие начинают работать на предприятиях еще во время учебы. В итоге 40% выпускников остаются в компании.
Социальные бонусы
Одними деньгами рабочую силу не удержать. Работодатели в промышленности запускают корпоративные автобусы, оплачивают медстраховку, строят спортивные объекты. Особое внимание – бытовым условиям: от современных раздевалок до комфортных столовых.
Бонусом – постоянное обучение и корпоративные праздники, чтобы сотрудники чувствовали себя частью команды.
Forwarded from Суверенная экономика
Источники «Суверенной экономики» в Минпромторге рассказали о том, что в рамках исполнения поручений по реализации послания Президента планируется формирование структуры, которая займется мониторингом трудовых рынков. Автономная некоммерческая организация, созданная совместно с АСИ, также будет разрабатывать программы среднего и высшего образования, заниматься профориентацией школьников и популяризацией профессий, в которых отрасли испытывают недостаток специалистов.
Актуальность создания такой АНО продиктована тем, что, по оценкам Минпромторга, потребность гражданской промышленности в кадрах составляет более 1,4 млн человек, а в ОПК — порядка 200 тыс. Скорее всего, организация будет встроена в национальный проект «Кадры». Ранее мы писали, что он может провалиться из-за размытия ответственности за исполнение между различными ведомствами.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Не так давно компания "Когнитив роботикс" заявила, что нашла новое решение для ИИ: с технологией Cognitive Neural Network Hospital обучение нейросетей ускорится в 15-20 раз.
Рассказываем о кейсе – в продолжение других наших постов о глобальном успехе российского бизнеса.
В "Роботикс" разрабатывают системы ИИ для беспилотных транспортных средств гражданского назначения: БПЛА для сельского хозяйства, умные трамваи и так далее. Но разработать нейросеть – это полдела: ее нужно еще и грамотно обучить.
По мере своего развития ИИ смогут обучаться самостоятельно: летом нас пугали AGI – разработкой от OpenAI, которая будет обучать сама себя и потенциально будет опасна. Но пока что для развития нейросетей требуется активное участие человека.
Компания заявила, что знает, как ускорить этот процесс: они научили нейросети распознавать светофоры с точностью до 99,99% – существенное достижение, учитывая, что повышение точности после порога в 99% особенно сложно. Хороший прогресс как для беспилотных систем, так и для ИИ в принципе.
При этом научных публикаций и патентных заявок по данной технологии все еще не было. ИИ-эксперты не уверены, существует ли она в принципе.
Но верить хочется в лучшее. Ведь если так – очередная российская компания попадет в клуб победителей, т.к. рынок ИИ и их обучение – главная золотая жила мира прямо сейчас:
1. Рынок обучения нейросетей в ближайшие 5 лет может составить несколько миллиардов долларов.
2. Общий рынок искусственных нейронных сетей к 2030 году достигнет $830 млрд.
3. Глобальный рынок нейросетей для беспилотного транспорта к тому же году достигнет $15,23 млрд, что тоже немало.
Рассказываем о кейсе – в продолжение других наших постов о глобальном успехе российского бизнеса.
В "Роботикс" разрабатывают системы ИИ для беспилотных транспортных средств гражданского назначения: БПЛА для сельского хозяйства, умные трамваи и так далее. Но разработать нейросеть – это полдела: ее нужно еще и грамотно обучить.
По мере своего развития ИИ смогут обучаться самостоятельно: летом нас пугали AGI – разработкой от OpenAI, которая будет обучать сама себя и потенциально будет опасна. Но пока что для развития нейросетей требуется активное участие человека.
Компания заявила, что знает, как ускорить этот процесс: они научили нейросети распознавать светофоры с точностью до 99,99% – существенное достижение, учитывая, что повышение точности после порога в 99% особенно сложно. Хороший прогресс как для беспилотных систем, так и для ИИ в принципе.
При этом научных публикаций и патентных заявок по данной технологии все еще не было. ИИ-эксперты не уверены, существует ли она в принципе.
Но верить хочется в лучшее. Ведь если так – очередная российская компания попадет в клуб победителей, т.к. рынок ИИ и их обучение – главная золотая жила мира прямо сейчас:
1. Рынок обучения нейросетей в ближайшие 5 лет может составить несколько миллиардов долларов.
2. Общий рынок искусственных нейронных сетей к 2030 году достигнет $830 млрд.
3. Глобальный рынок нейросетей для беспилотного транспорта к тому же году достигнет $15,23 млрд, что тоже немало.
10 самых прибыльных компаний РФ
Forbes представил рейтинг самых прибыльных компаний России за 2023 год. Суммарная прибыль участников – свыше 13,2 трлн рублей. Разбираем, кто заработал больше всех и почему (про топ самых убыточных компаний мы уже писали здесь).
1. "Роснефть" (1,529 трлн рублей). Компания возглавила рейтинг, сместив "Газпром". Хотя чистая прибыль, принадлежащая акционерам, несколько меньше – 1,267 трлн рублей, этого хватило для лидерства.
2. Сбер (1,509 трлн рублей). Витрина подъема банковского сектора в 2023 году: как и другие банки, "Сбер" смог восстановиться и уступил первому месту совсем немного. Примечательно, что прибыль для акционеров даже выше – 1,512 трлн рублей.
3. "Сургутнефтегаз" (1,322 трлн рублей). Взлет на третье место во многом благодаря "бумажной" прибыли: 844 млрд рублей компания получила от переоценки валютных депозитов.
4. "Лукойл" (1,160 трлн рублей). Стабильно высокий результат для частной нефтяной компании.
5. "Новатэк" (469,5 млрд рублей). Замыкает пятерку лидеров среди нефтегазовых компаний.
6. ВТБ (432,2 млрд рублей). Триумфальное возвращение: год назад банк был в списке самых убыточных, а теперь – в топ-6 прибыльных. Еще один бенефициар политики в последние два года.
7. "Сахалинская энергия" (315,3 млрд рублей). Разрабатывает шельфовые месторождения Сахалина. Бывшее СП с иностранным участием, теперь под крылом "Газпрома", который весной 2024 года выкупил долю ушедшей Shell.
8. "Транснефть" (306,6 млрд рублей). Транспортная монополия, которая стабильно стабильно генерирует высокую прибыль.
9. "Татнефть" (286,3 млрд рублей). Региональная нефтяная компания уверенно держится в топ-10.
10. "Норильский никель" (251,8 млрд рублей). Единственный представитель металлургии в десятке. В прошлом году результаты были лучше: прибыль упала на 41% из-за снижения цен на никель, палладий и медь.
Итого в 2023 особенно успешными были компании из нефтегазового и банковского секторов. Дополнительную прибыль – кроме реализации непосредственно товаров – компании извлекали от валютных операций и переоценки активов.
Интересно, что прежний лидер – "Газпром" – в этом году выпал из рейтинга из-за рекордного убытка в 583 млрд рублей.
Forbes представил рейтинг самых прибыльных компаний России за 2023 год. Суммарная прибыль участников – свыше 13,2 трлн рублей. Разбираем, кто заработал больше всех и почему (про топ самых убыточных компаний мы уже писали здесь).
1. "Роснефть" (1,529 трлн рублей). Компания возглавила рейтинг, сместив "Газпром". Хотя чистая прибыль, принадлежащая акционерам, несколько меньше – 1,267 трлн рублей, этого хватило для лидерства.
2. Сбер (1,509 трлн рублей). Витрина подъема банковского сектора в 2023 году: как и другие банки, "Сбер" смог восстановиться и уступил первому месту совсем немного. Примечательно, что прибыль для акционеров даже выше – 1,512 трлн рублей.
3. "Сургутнефтегаз" (1,322 трлн рублей). Взлет на третье место во многом благодаря "бумажной" прибыли: 844 млрд рублей компания получила от переоценки валютных депозитов.
4. "Лукойл" (1,160 трлн рублей). Стабильно высокий результат для частной нефтяной компании.
5. "Новатэк" (469,5 млрд рублей). Замыкает пятерку лидеров среди нефтегазовых компаний.
6. ВТБ (432,2 млрд рублей). Триумфальное возвращение: год назад банк был в списке самых убыточных, а теперь – в топ-6 прибыльных. Еще один бенефициар политики в последние два года.
7. "Сахалинская энергия" (315,3 млрд рублей). Разрабатывает шельфовые месторождения Сахалина. Бывшее СП с иностранным участием, теперь под крылом "Газпрома", который весной 2024 года выкупил долю ушедшей Shell.
8. "Транснефть" (306,6 млрд рублей). Транспортная монополия, которая стабильно стабильно генерирует высокую прибыль.
9. "Татнефть" (286,3 млрд рублей). Региональная нефтяная компания уверенно держится в топ-10.
10. "Норильский никель" (251,8 млрд рублей). Единственный представитель металлургии в десятке. В прошлом году результаты были лучше: прибыль упала на 41% из-за снижения цен на никель, палладий и медь.
Итого в 2023 особенно успешными были компании из нефтегазового и банковского секторов. Дополнительную прибыль – кроме реализации непосредственно товаров – компании извлекали от валютных операций и переоценки активов.
Интересно, что прежний лидер – "Газпром" – в этом году выпал из рейтинга из-за рекордного убытка в 583 млрд рублей.
Что импортируют в РФ? Самые ввозимые категории товаров
Импортозамещение и протекционистская политика могут принести пользу лишь в случае, если к ним подходить с осознанием имеющихся слабых мест и возможных точек роста. В этой связи мы решили разобрать, какие продукты Россия ввозит больше всего.
Будем использовать данные ФТС за I триместр 2024.
Машины – 50,7%
Если более развернуто – "машины, оборудование, транспортные средства и другие товары". Самая крупная импортная категория.
Речь о промышленном оборудовании – турбинах, конвейерах, дробилках, производственном транспорте, грузоподъемниках, насосах, компрессорах и многом другом. Почему категорию все еще не импортозаместили понятно как минимум из этого перечисления: список технологий банально слишком обширный.
Но даже тут у нас получается: за последние два с половиной года число предприятий, констатирующих отсутствие альтернативных поставщиков, снизилось с 62% до 50%.
Химическая промышленность – 19%
Ввоз продукции также снизился (на 21% до 16 млрд долларов) – отечественная химия очень быстро встает на ноги и выкупает те предприятия, которые раньше принадлежали иностранцам.
Проблема в высокой технологичности: часть товаров мы производим сами еще с СССР, другую (катализаторы, полимеры, субстанции для фармы) продолжаем ввозить издалека, постепенно ее импортозамещая.
Продтовары и сельхозсырье – 13,6%
Опять-таки: импорт снизился на 8,6% (до $11,5 млрд) в том числе благодаря изысканиям российских агрономов и ботаников. И все же зависимость пока велика.
Россия ввозит сыры (32,5%), растительные масла (17%), говядину и субпродукты (27,6%), овощи, фрукты и орехи (17%), напитки, включая алкоголь (9,9%), а также рыбу и морепродукты (6,3%). Проблема как в климате, так и в не самых простых экономических условиях: инфляция, с которой борется ЦБ, приводит к росту себестоимости => падает предложение.
Импортозамещение и протекционистская политика могут принести пользу лишь в случае, если к ним подходить с осознанием имеющихся слабых мест и возможных точек роста. В этой связи мы решили разобрать, какие продукты Россия ввозит больше всего.
Будем использовать данные ФТС за I триместр 2024.
Машины – 50,7%
Если более развернуто – "машины, оборудование, транспортные средства и другие товары". Самая крупная импортная категория.
Речь о промышленном оборудовании – турбинах, конвейерах, дробилках, производственном транспорте, грузоподъемниках, насосах, компрессорах и многом другом. Почему категорию все еще не импортозаместили понятно как минимум из этого перечисления: список технологий банально слишком обширный.
Но даже тут у нас получается: за последние два с половиной года число предприятий, констатирующих отсутствие альтернативных поставщиков, снизилось с 62% до 50%.
Химическая промышленность – 19%
Ввоз продукции также снизился (на 21% до 16 млрд долларов) – отечественная химия очень быстро встает на ноги и выкупает те предприятия, которые раньше принадлежали иностранцам.
Проблема в высокой технологичности: часть товаров мы производим сами еще с СССР, другую (катализаторы, полимеры, субстанции для фармы) продолжаем ввозить издалека, постепенно ее импортозамещая.
Продтовары и сельхозсырье – 13,6%
Опять-таки: импорт снизился на 8,6% (до $11,5 млрд) в том числе благодаря изысканиям российских агрономов и ботаников. И все же зависимость пока велика.
Россия ввозит сыры (32,5%), растительные масла (17%), говядину и субпродукты (27,6%), овощи, фрукты и орехи (17%), напитки, включая алкоголь (9,9%), а также рыбу и морепродукты (6,3%). Проблема как в климате, так и в не самых простых экономических условиях: инфляция, с которой борется ЦБ, приводит к росту себестоимости => падает предложение.
Сибирская фарма: в Иркутской области – новое инновационное предприятие
Продолжаем следить за развитием новых технологичных производств в России. На этот раз – новости из мира фармацевтики, где импортозамещение хоть и идет полным ходом, но зависимость от иностранцев сохраняется – вспоминаем торговые отношения РФ и Индии.
Компания "Фармасинтез" объявила о запуске в Иркутской области завода по выпуску "Серогарда" – лекарства без аналогов: это первый в мире препарат, предназначенный для снижения риска спаек после операций. Сфера применения – абдоминальная хирургия (брюшной полости) и гинекология.
Запуск завода намечен на 2026-2027 годы.
Сам "Фармасинтез", основанный в конце 90-х в Иркутске, в 2020 вошел в топ-5 главных фармкомпаний РФ по версии Forbes. В ее активах – производственные площадки в пяти городах, от СПб до Уссурийска.
Что важнее – новый проект важен не только для фармы, но и для региона: биоинженерия и биомедицина входят в число четырех ключевых направлений техразвития региона до 2030 года. Для понимания: другие местные производители уже выходят на федеральный уровень – формируют в Приангарье мощный биомедицинский кластер.
Но и фармпроизводство – лишь одно из направлений. Его в регионе развивают параллельно с авиастроением, химпромом и лесопереработкой. С 2022 года весь сибирский бизнес стал драйвером импортозамещения, а Иркутск – одним из его опорных центров.
Продолжаем следить за развитием новых технологичных производств в России. На этот раз – новости из мира фармацевтики, где импортозамещение хоть и идет полным ходом, но зависимость от иностранцев сохраняется – вспоминаем торговые отношения РФ и Индии.
Компания "Фармасинтез" объявила о запуске в Иркутской области завода по выпуску "Серогарда" – лекарства без аналогов: это первый в мире препарат, предназначенный для снижения риска спаек после операций. Сфера применения – абдоминальная хирургия (брюшной полости) и гинекология.
Запуск завода намечен на 2026-2027 годы.
Сам "Фармасинтез", основанный в конце 90-х в Иркутске, в 2020 вошел в топ-5 главных фармкомпаний РФ по версии Forbes. В ее активах – производственные площадки в пяти городах, от СПб до Уссурийска.
Что важнее – новый проект важен не только для фармы, но и для региона: биоинженерия и биомедицина входят в число четырех ключевых направлений техразвития региона до 2030 года. Для понимания: другие местные производители уже выходят на федеральный уровень – формируют в Приангарье мощный биомедицинский кластер.
Но и фармпроизводство – лишь одно из направлений. Его в регионе развивают параллельно с авиастроением, химпромом и лесопереработкой. С 2022 года весь сибирский бизнес стал драйвером импортозамещения, а Иркутск – одним из его опорных центров.
Рынок ИИ в РФ будет поскромнее, чем мировой: всего 635 млрд рублей с ростом 15% в год против 450 млрд долларов (!) при росте в 20%. При этом эффект на нашу экономику нейросети оказывают ощутимый: по прогнозам "Яков и Партнёры", к 2028 году внедрение ИИ принесет России до 6,9 трлн рублей в год.
То есть, это не роботизация, в которую нужно вложить тонны денег и годы времени для повышения рентабельности. При малых инвестициях ИИ повышают производительность экономики сразу, и особенно – в промышленности.
1. Рентабельность. По подсчетом "Сбера", внедрение ИИ в работу предприятий металлургии и машиностроения приводит к росту рентабельности на 5% и выше. Так, "Северсталь" внедрила ИИ для управления цинкованием – после этого расходы цинка упали на 1,5%, а производительность выросла на 3,4%.
2. Экономия. Нейросети используют для прогнозирования спроса и оптимизации запасов. Как итог, экономия растет на треть, а энергопотребление падает на 10% – это если в среднем по больнице. На Тверском вагоностроительном ИИ помог снизить затраты на ремонт аж на 30%, а время простоев – на 12%.
3. Роботы-ассистенты. Возможность роботизировать процессы без производства, собственно, роботов: 1) НЛМК запустил Copilot-сервис для программистов – скорость разработки выросла на 34%; 2) "Норникель" внедряет ИИ-помощников для юристов и налоговиков; 3) "Северсталь" использует "Стальной взгляд" – систему видеоаналитики для контроля безопасности и качества.
Бонусом: ресерчеры подсчитали, что ИИ-ассистенты позволяют на 25% сократить площади цехов и выводить новые продукты на рынок на 40% быстрее (виртуальные модели заменяют реальные испытания).
При этом пока только 29% промкомпаний экспериментируют с ИИ – остальные ждут доказанных кейсов. Судя по этим результатам, ждать осталось недолго.
То есть, это не роботизация, в которую нужно вложить тонны денег и годы времени для повышения рентабельности. При малых инвестициях ИИ повышают производительность экономики сразу, и особенно – в промышленности.
1. Рентабельность. По подсчетом "Сбера", внедрение ИИ в работу предприятий металлургии и машиностроения приводит к росту рентабельности на 5% и выше. Так, "Северсталь" внедрила ИИ для управления цинкованием – после этого расходы цинка упали на 1,5%, а производительность выросла на 3,4%.
2. Экономия. Нейросети используют для прогнозирования спроса и оптимизации запасов. Как итог, экономия растет на треть, а энергопотребление падает на 10% – это если в среднем по больнице. На Тверском вагоностроительном ИИ помог снизить затраты на ремонт аж на 30%, а время простоев – на 12%.
3. Роботы-ассистенты. Возможность роботизировать процессы без производства, собственно, роботов: 1) НЛМК запустил Copilot-сервис для программистов – скорость разработки выросла на 34%; 2) "Норникель" внедряет ИИ-помощников для юристов и налоговиков; 3) "Северсталь" использует "Стальной взгляд" – систему видеоаналитики для контроля безопасности и качества.
Бонусом: ресерчеры подсчитали, что ИИ-ассистенты позволяют на 25% сократить площади цехов и выводить новые продукты на рынок на 40% быстрее (виртуальные модели заменяют реальные испытания).
При этом пока только 29% промкомпаний экспериментируют с ИИ – остальные ждут доказанных кейсов. Судя по этим результатам, ждать осталось недолго.
Новое исследование о кадровой ситуации в РФ - на этот раз от ВШЭ.
Главное:
• экономике прямо сейчас не хватает 2,7 млн работников
• наибольшую потребность испытывают предприятия в строительном сегменте и логистические компании
• больше всего вакансий открыто в обрабатывающих производствах и торговле (каждое третье предложение)
Рост занятости в отдельных отраслях - следствие успешного импортозамещения и загрузки ВПК.
Главное:
• экономике прямо сейчас не хватает 2,7 млн работников
• наибольшую потребность испытывают предприятия в строительном сегменте и логистические компании
• больше всего вакансий открыто в обрабатывающих производствах и торговле (каждое третье предложение)
Рост занятости в отдельных отраслях - следствие успешного импортозамещения и загрузки ВПК.
Положительное внешнеторговое сальдо РФ в январе-сентябре 2024 года выросло по сравнению с аналогичным периодом 2023-го на 11,6% и составило $114,9 млрд (данные ФТС)
Экспорт товаров вырос на 0,4%, а импорт сократился на 4,9%. При этом импорт оборудования и машин снизился (на 3,7%), а импорт продовольствия и с/х-сырья увеличился (на 2,8%).
Экспорт товаров вырос на 0,4%, а импорт сократился на 4,9%. При этом импорт оборудования и машин снизился (на 3,7%), а импорт продовольствия и с/х-сырья увеличился (на 2,8%).
Forwarded from Банки, деньги, два офшора
Япония отменила некоторые санкции против России. Будут сняты ограничения на поставки автомобилей — «мягких гибридов»: Honda Insight, Suzuki Solio, Ignis, Swift, Hustler, Alto, Xbee, а также Honda CR-Z и Nissan Dayz. По мнению экспертов, это может говорить о планах Токио плавно снимать введённые ранее санкции, а также привести к незначительному снижению цен на некоторые модели. @bankrollo
Климатические изменения обогатят экономику РФ
В августе у ИНП РАН вышел доклад, который незаслуженно остался без внимания. Здесь об уже знакомой все теме климата, но с неожиданной перспективы: почему глобальное потепление (в среднем +0,5 ˚С раз в 10 лет) – это не только проблема, но и точка роста для экономики?
Все это при учете всей важности ESG и зеленых технологий – про них мы писали здесь. Просто адаптироваться к новым условиям необходимо с учетом как потенциальных выгод, так и рисков.
Экономика
Совокупный эффект от изменения климата на годовой объем ВВП оценивается в +1,2 трлн рублей (или 0,7% ВВП от 2023 года) при потеплении на 1°C. Все дело в том, что сектора экономики по-разному реагируют на изменения:
• Сельское хозяйство: +567 млрд руб. Очевидно, агропромышленники – главные бенефициары потепления – оно обеспечит дополнительный сбор зерна, заготовку леса и доп. выручку из-за роста мировых цен.
• Электро- и теплоснабжение: +83 млрд руб. Прибыль растет за счет увеличения потребления из-за кондиционирования, экспорта топлива и дополнительного выпуска ГЭС.
• Северный морской путь: +492 млрд руб. Позитивный эффект – от сокращения ледового режима и времени использования зимников.
Потерять деньги на климатических изменениях могут топливно-энергетический комплекс и ЖКХ (снизится эффективность генерации и передачи электроэнергии), а также сфера добычи – некоторые ресурсы станет сложнее транспортировать и хранить.
Промышленность в выигрыше
Производство от потепления в основном выиграет – все благодаря росту спроса 1) на продукцию для инженерно-строительных мер адаптации к климатическим изменениям; 2) удобрения для сельского хозяйства – сфера, где российские производители уже доминируют.
Из негативных эффектов – риски, которые создают опасные явления вблизи производства. Но в отличие от сферы добычи и энергетического сектора потенциальных "но" в будущем промышленности сильно меньше, чем выгод.
В августе у ИНП РАН вышел доклад, который незаслуженно остался без внимания. Здесь об уже знакомой все теме климата, но с неожиданной перспективы: почему глобальное потепление (в среднем +0,5 ˚С раз в 10 лет) – это не только проблема, но и точка роста для экономики?
Все это при учете всей важности ESG и зеленых технологий – про них мы писали здесь. Просто адаптироваться к новым условиям необходимо с учетом как потенциальных выгод, так и рисков.
Экономика
Совокупный эффект от изменения климата на годовой объем ВВП оценивается в +1,2 трлн рублей (или 0,7% ВВП от 2023 года) при потеплении на 1°C. Все дело в том, что сектора экономики по-разному реагируют на изменения:
• Сельское хозяйство: +567 млрд руб. Очевидно, агропромышленники – главные бенефициары потепления – оно обеспечит дополнительный сбор зерна, заготовку леса и доп. выручку из-за роста мировых цен.
• Электро- и теплоснабжение: +83 млрд руб. Прибыль растет за счет увеличения потребления из-за кондиционирования, экспорта топлива и дополнительного выпуска ГЭС.
• Северный морской путь: +492 млрд руб. Позитивный эффект – от сокращения ледового режима и времени использования зимников.
Потерять деньги на климатических изменениях могут топливно-энергетический комплекс и ЖКХ (снизится эффективность генерации и передачи электроэнергии), а также сфера добычи – некоторые ресурсы станет сложнее транспортировать и хранить.
Промышленность в выигрыше
Производство от потепления в основном выиграет – все благодаря росту спроса 1) на продукцию для инженерно-строительных мер адаптации к климатическим изменениям; 2) удобрения для сельского хозяйства – сфера, где российские производители уже доминируют.
Из негативных эффектов – риски, которые создают опасные явления вблизи производства. Но в отличие от сферы добычи и энергетического сектора потенциальных "но" в будущем промышленности сильно меньше, чем выгод.
Инобизнес в РФ: почему свыше 90% компаний продолжают работать в РФ?
За два года санкционного давления полностью покинули российский рынок только 9,5% иностранных компаний, еще 32,2% просто сократили деятельность. При этом убытки ушедших уже превысили $107 млрд – и это, похоже, не предел: одна только BP потеряла $25 млрд, а Danone – €1,2 млрд.
Как же остальным удается балансировать и продолжать работу в России?
Разберем основные схемы
• Ребрендинг без ухода. L'Occitane стал "л'Окситан" и работает как ни в чем не бывало. PepsiCo формально прекратила продажи газировки, но сохранила молочный бизнес под брендами "Домик в деревне" и "Чудо". А Coca-Cola просто сменила название на "Мултон Партнерс" (21% в компании принадлежит оригинальной Coca-Cola) – и прибыль в 2023 году выросла в 2,2 раза.
• Социальная значимость. Procter & Gamble и другие производители объяснили свое присутствие выпуском социально значимой продукции – например, детских товаров. А Avon и вовсе заявила, что продолжает работу ради поддержки российских женщин-продавцов.
• Тихая гавань. Эксперты советуют брендам вести себя максимально неприметно. Один из вариантов – когда дочерняя компания из недружественной страны выкупает недвижимость и конкурентов, не привлекая лишнего внимания. Схема скорее на бумаге, чем на практике, но юристы считают, что она работает.
"Оставшиеся", к слову, предельно довольны российским рынком: индекс инвесторов поднялся с 80 пунктов в 2022 году до 127 в 2024-м. А выручка неушедших компаний выросла на 6,7% – во многом из-за снижения конкуренции.
За два года санкционного давления полностью покинули российский рынок только 9,5% иностранных компаний, еще 32,2% просто сократили деятельность. При этом убытки ушедших уже превысили $107 млрд – и это, похоже, не предел: одна только BP потеряла $25 млрд, а Danone – €1,2 млрд.
Как же остальным удается балансировать и продолжать работу в России?
Разберем основные схемы
• Ребрендинг без ухода. L'Occitane стал "л'Окситан" и работает как ни в чем не бывало. PepsiCo формально прекратила продажи газировки, но сохранила молочный бизнес под брендами "Домик в деревне" и "Чудо". А Coca-Cola просто сменила название на "Мултон Партнерс" (21% в компании принадлежит оригинальной Coca-Cola) – и прибыль в 2023 году выросла в 2,2 раза.
• Социальная значимость. Procter & Gamble и другие производители объяснили свое присутствие выпуском социально значимой продукции – например, детских товаров. А Avon и вовсе заявила, что продолжает работу ради поддержки российских женщин-продавцов.
• Тихая гавань. Эксперты советуют брендам вести себя максимально неприметно. Один из вариантов – когда дочерняя компания из недружественной страны выкупает недвижимость и конкурентов, не привлекая лишнего внимания. Схема скорее на бумаге, чем на практике, но юристы считают, что она работает.
"Оставшиеся", к слову, предельно довольны российским рынком: индекс инвесторов поднялся с 80 пунктов в 2022 году до 127 в 2024-м. А выручка неушедших компаний выросла на 6,7% – во многом из-за снижения конкуренции.
В России падает спрос на сталь. Всему причиной растущая ключевая ставка.
Падение составило уже как минимум 5% к 2023 году. По итогам года потребление стали может опуститься до 42 млн т (со 46 млн в 2023-м), а в 2025-м может упасть до 40 млн т или даже ниже.
Дело в том, что более 65% спроса на сталь внутри России обеспечивает
строительный сектор, т.е. по сути строительство жилплощади. Чем меньше вводятся домов - тем меньше нужно стали. Главный же враг застройщиков - дорогой кредит, который стал реальностью после того как ЦБ начал через повышение ключевой ставки бороться с инфляцией. Добавилось проблем и после свертывания госпрограммы льготной ипотеки.
Спасает ситуацию только машиностроение - там растет выпуск вагонов (ожидается рост поставок до 10% по итогам года) и автомобилей (производство в январе-сентябре выросло на 39% по сравнению с 2023-м). В итоге спрос на металлопродукцию вырос в секторе на 2,3 в III квартале.
Падение составило уже как минимум 5% к 2023 году. По итогам года потребление стали может опуститься до 42 млн т (со 46 млн в 2023-м), а в 2025-м может упасть до 40 млн т или даже ниже.
Дело в том, что более 65% спроса на сталь внутри России обеспечивает
строительный сектор, т.е. по сути строительство жилплощади. Чем меньше вводятся домов - тем меньше нужно стали. Главный же враг застройщиков - дорогой кредит, который стал реальностью после того как ЦБ начал через повышение ключевой ставки бороться с инфляцией. Добавилось проблем и после свертывания госпрограммы льготной ипотеки.
Спасает ситуацию только машиностроение - там растет выпуск вагонов (ожидается рост поставок до 10% по итогам года) и автомобилей (производство в январе-сентябре выросло на 39% по сравнению с 2023-м). В итоге спрос на металлопродукцию вырос в секторе на 2,3 в III квартале.
По итогам 2023 года на путь внедрения цифры встали 79% промпредприятий РФ. Наконец-то можно сказать с уверенностью: с цифровизацией промышленности дела обстоят неплохо.
К сожалению, заключить того же нельзя про искусственный интеллект: несмотря на доказанную эффективность в целом ряде секторов, внедрением ИИ сегодня занимаются лишь 10% промышленников.
Все это при том, что российский бизнес уже ищет спецов по машинному обучению на зарплаты от 300 000 рублей, а отечественные разработчики давно создают собственные ИИ-решения для узконаправленных задач – то есть, пользоваться продуктами недружественных стран уже необязательно.
Одни из самых популярных продуктов среди промышленников производит Directum – ижевская компания, которая создала импортонезависимую систему управления документами и работы с данными. Несколько лет назад они начали внедрять элементы ИИ, и сильно проапгрейдили систему.
Эффективность работы предприятий начала расти. Пара примеров:
1. АО "Боровичский комбинат огнеупоров" ускорил обработку документов в три раза – с 325 до 108 часов в месяц (раньше работа с одним файлом требовала три минуты, сегодня – одну).
2. Конструкторское бюро "ОДК-Авиадвигатель" создала систему карточек документов и прикрутила к ней удобный контекстуальный поиск. Раньше на это потребовалось бы несколько месяцев и 2-3 дорогостоящих специалиста. Сегодня это делает ИИ.
3. "Татспиртпром". Производитель алкоголя использовал ИИ для налогового мониторинга, чтобы разгрузить сотрудников бухгалтерии перед аудитами. В итоге скорость работы выросла в 2-3 раза – настолько пропускная способность у машин выше, чем у людей.
Это пост не столько про Directum или конкретные предприятия, столько про то, что ИИ – непаханое поле сэкономленных миллиардов и тысяч часов работы, ресурсами которого пока не пользуется почти никто.
Надеемся, это ненадолго.
К сожалению, заключить того же нельзя про искусственный интеллект: несмотря на доказанную эффективность в целом ряде секторов, внедрением ИИ сегодня занимаются лишь 10% промышленников.
Все это при том, что российский бизнес уже ищет спецов по машинному обучению на зарплаты от 300 000 рублей, а отечественные разработчики давно создают собственные ИИ-решения для узконаправленных задач – то есть, пользоваться продуктами недружественных стран уже необязательно.
Одни из самых популярных продуктов среди промышленников производит Directum – ижевская компания, которая создала импортонезависимую систему управления документами и работы с данными. Несколько лет назад они начали внедрять элементы ИИ, и сильно проапгрейдили систему.
Эффективность работы предприятий начала расти. Пара примеров:
1. АО "Боровичский комбинат огнеупоров" ускорил обработку документов в три раза – с 325 до 108 часов в месяц (раньше работа с одним файлом требовала три минуты, сегодня – одну).
2. Конструкторское бюро "ОДК-Авиадвигатель" создала систему карточек документов и прикрутила к ней удобный контекстуальный поиск. Раньше на это потребовалось бы несколько месяцев и 2-3 дорогостоящих специалиста. Сегодня это делает ИИ.
3. "Татспиртпром". Производитель алкоголя использовал ИИ для налогового мониторинга, чтобы разгрузить сотрудников бухгалтерии перед аудитами. В итоге скорость работы выросла в 2-3 раза – настолько пропускная способность у машин выше, чем у людей.
Это пост не столько про Directum или конкретные предприятия, столько про то, что ИИ – непаханое поле сэкономленных миллиардов и тысяч часов работы, ресурсами которого пока не пользуется почти никто.
Надеемся, это ненадолго.