Forwarded from Банки, деньги, два офшора
Япония отменила некоторые санкции против России. Будут сняты ограничения на поставки автомобилей — «мягких гибридов»: Honda Insight, Suzuki Solio, Ignis, Swift, Hustler, Alto, Xbee, а также Honda CR-Z и Nissan Dayz. По мнению экспертов, это может говорить о планах Токио плавно снимать введённые ранее санкции, а также привести к незначительному снижению цен на некоторые модели. @bankrollo
Климатические изменения обогатят экономику РФ
В августе у ИНП РАН вышел доклад, который незаслуженно остался без внимания. Здесь об уже знакомой все теме климата, но с неожиданной перспективы: почему глобальное потепление (в среднем +0,5 ˚С раз в 10 лет) – это не только проблема, но и точка роста для экономики?
Все это при учете всей важности ESG и зеленых технологий – про них мы писали здесь. Просто адаптироваться к новым условиям необходимо с учетом как потенциальных выгод, так и рисков.
Экономика
Совокупный эффект от изменения климата на годовой объем ВВП оценивается в +1,2 трлн рублей (или 0,7% ВВП от 2023 года) при потеплении на 1°C. Все дело в том, что сектора экономики по-разному реагируют на изменения:
• Сельское хозяйство: +567 млрд руб. Очевидно, агропромышленники – главные бенефициары потепления – оно обеспечит дополнительный сбор зерна, заготовку леса и доп. выручку из-за роста мировых цен.
• Электро- и теплоснабжение: +83 млрд руб. Прибыль растет за счет увеличения потребления из-за кондиционирования, экспорта топлива и дополнительного выпуска ГЭС.
• Северный морской путь: +492 млрд руб. Позитивный эффект – от сокращения ледового режима и времени использования зимников.
Потерять деньги на климатических изменениях могут топливно-энергетический комплекс и ЖКХ (снизится эффективность генерации и передачи электроэнергии), а также сфера добычи – некоторые ресурсы станет сложнее транспортировать и хранить.
Промышленность в выигрыше
Производство от потепления в основном выиграет – все благодаря росту спроса 1) на продукцию для инженерно-строительных мер адаптации к климатическим изменениям; 2) удобрения для сельского хозяйства – сфера, где российские производители уже доминируют.
Из негативных эффектов – риски, которые создают опасные явления вблизи производства. Но в отличие от сферы добычи и энергетического сектора потенциальных "но" в будущем промышленности сильно меньше, чем выгод.
В августе у ИНП РАН вышел доклад, который незаслуженно остался без внимания. Здесь об уже знакомой все теме климата, но с неожиданной перспективы: почему глобальное потепление (в среднем +0,5 ˚С раз в 10 лет) – это не только проблема, но и точка роста для экономики?
Все это при учете всей важности ESG и зеленых технологий – про них мы писали здесь. Просто адаптироваться к новым условиям необходимо с учетом как потенциальных выгод, так и рисков.
Экономика
Совокупный эффект от изменения климата на годовой объем ВВП оценивается в +1,2 трлн рублей (или 0,7% ВВП от 2023 года) при потеплении на 1°C. Все дело в том, что сектора экономики по-разному реагируют на изменения:
• Сельское хозяйство: +567 млрд руб. Очевидно, агропромышленники – главные бенефициары потепления – оно обеспечит дополнительный сбор зерна, заготовку леса и доп. выручку из-за роста мировых цен.
• Электро- и теплоснабжение: +83 млрд руб. Прибыль растет за счет увеличения потребления из-за кондиционирования, экспорта топлива и дополнительного выпуска ГЭС.
• Северный морской путь: +492 млрд руб. Позитивный эффект – от сокращения ледового режима и времени использования зимников.
Потерять деньги на климатических изменениях могут топливно-энергетический комплекс и ЖКХ (снизится эффективность генерации и передачи электроэнергии), а также сфера добычи – некоторые ресурсы станет сложнее транспортировать и хранить.
Промышленность в выигрыше
Производство от потепления в основном выиграет – все благодаря росту спроса 1) на продукцию для инженерно-строительных мер адаптации к климатическим изменениям; 2) удобрения для сельского хозяйства – сфера, где российские производители уже доминируют.
Из негативных эффектов – риски, которые создают опасные явления вблизи производства. Но в отличие от сферы добычи и энергетического сектора потенциальных "но" в будущем промышленности сильно меньше, чем выгод.
Инобизнес в РФ: почему свыше 90% компаний продолжают работать в РФ?
За два года санкционного давления полностью покинули российский рынок только 9,5% иностранных компаний, еще 32,2% просто сократили деятельность. При этом убытки ушедших уже превысили $107 млрд – и это, похоже, не предел: одна только BP потеряла $25 млрд, а Danone – €1,2 млрд.
Как же остальным удается балансировать и продолжать работу в России?
Разберем основные схемы
• Ребрендинг без ухода. L'Occitane стал "л'Окситан" и работает как ни в чем не бывало. PepsiCo формально прекратила продажи газировки, но сохранила молочный бизнес под брендами "Домик в деревне" и "Чудо". А Coca-Cola просто сменила название на "Мултон Партнерс" (21% в компании принадлежит оригинальной Coca-Cola) – и прибыль в 2023 году выросла в 2,2 раза.
• Социальная значимость. Procter & Gamble и другие производители объяснили свое присутствие выпуском социально значимой продукции – например, детских товаров. А Avon и вовсе заявила, что продолжает работу ради поддержки российских женщин-продавцов.
• Тихая гавань. Эксперты советуют брендам вести себя максимально неприметно. Один из вариантов – когда дочерняя компания из недружественной страны выкупает недвижимость и конкурентов, не привлекая лишнего внимания. Схема скорее на бумаге, чем на практике, но юристы считают, что она работает.
"Оставшиеся", к слову, предельно довольны российским рынком: индекс инвесторов поднялся с 80 пунктов в 2022 году до 127 в 2024-м. А выручка неушедших компаний выросла на 6,7% – во многом из-за снижения конкуренции.
За два года санкционного давления полностью покинули российский рынок только 9,5% иностранных компаний, еще 32,2% просто сократили деятельность. При этом убытки ушедших уже превысили $107 млрд – и это, похоже, не предел: одна только BP потеряла $25 млрд, а Danone – €1,2 млрд.
Как же остальным удается балансировать и продолжать работу в России?
Разберем основные схемы
• Ребрендинг без ухода. L'Occitane стал "л'Окситан" и работает как ни в чем не бывало. PepsiCo формально прекратила продажи газировки, но сохранила молочный бизнес под брендами "Домик в деревне" и "Чудо". А Coca-Cola просто сменила название на "Мултон Партнерс" (21% в компании принадлежит оригинальной Coca-Cola) – и прибыль в 2023 году выросла в 2,2 раза.
• Социальная значимость. Procter & Gamble и другие производители объяснили свое присутствие выпуском социально значимой продукции – например, детских товаров. А Avon и вовсе заявила, что продолжает работу ради поддержки российских женщин-продавцов.
• Тихая гавань. Эксперты советуют брендам вести себя максимально неприметно. Один из вариантов – когда дочерняя компания из недружественной страны выкупает недвижимость и конкурентов, не привлекая лишнего внимания. Схема скорее на бумаге, чем на практике, но юристы считают, что она работает.
"Оставшиеся", к слову, предельно довольны российским рынком: индекс инвесторов поднялся с 80 пунктов в 2022 году до 127 в 2024-м. А выручка неушедших компаний выросла на 6,7% – во многом из-за снижения конкуренции.
В России падает спрос на сталь. Всему причиной растущая ключевая ставка.
Падение составило уже как минимум 5% к 2023 году. По итогам года потребление стали может опуститься до 42 млн т (со 46 млн в 2023-м), а в 2025-м может упасть до 40 млн т или даже ниже.
Дело в том, что более 65% спроса на сталь внутри России обеспечивает
строительный сектор, т.е. по сути строительство жилплощади. Чем меньше вводятся домов - тем меньше нужно стали. Главный же враг застройщиков - дорогой кредит, который стал реальностью после того как ЦБ начал через повышение ключевой ставки бороться с инфляцией. Добавилось проблем и после свертывания госпрограммы льготной ипотеки.
Спасает ситуацию только машиностроение - там растет выпуск вагонов (ожидается рост поставок до 10% по итогам года) и автомобилей (производство в январе-сентябре выросло на 39% по сравнению с 2023-м). В итоге спрос на металлопродукцию вырос в секторе на 2,3 в III квартале.
Падение составило уже как минимум 5% к 2023 году. По итогам года потребление стали может опуститься до 42 млн т (со 46 млн в 2023-м), а в 2025-м может упасть до 40 млн т или даже ниже.
Дело в том, что более 65% спроса на сталь внутри России обеспечивает
строительный сектор, т.е. по сути строительство жилплощади. Чем меньше вводятся домов - тем меньше нужно стали. Главный же враг застройщиков - дорогой кредит, который стал реальностью после того как ЦБ начал через повышение ключевой ставки бороться с инфляцией. Добавилось проблем и после свертывания госпрограммы льготной ипотеки.
Спасает ситуацию только машиностроение - там растет выпуск вагонов (ожидается рост поставок до 10% по итогам года) и автомобилей (производство в январе-сентябре выросло на 39% по сравнению с 2023-м). В итоге спрос на металлопродукцию вырос в секторе на 2,3 в III квартале.
По итогам 2023 года на путь внедрения цифры встали 79% промпредприятий РФ. Наконец-то можно сказать с уверенностью: с цифровизацией промышленности дела обстоят неплохо.
К сожалению, заключить того же нельзя про искусственный интеллект: несмотря на доказанную эффективность в целом ряде секторов, внедрением ИИ сегодня занимаются лишь 10% промышленников.
Все это при том, что российский бизнес уже ищет спецов по машинному обучению на зарплаты от 300 000 рублей, а отечественные разработчики давно создают собственные ИИ-решения для узконаправленных задач – то есть, пользоваться продуктами недружественных стран уже необязательно.
Одни из самых популярных продуктов среди промышленников производит Directum – ижевская компания, которая создала импортонезависимую систему управления документами и работы с данными. Несколько лет назад они начали внедрять элементы ИИ, и сильно проапгрейдили систему.
Эффективность работы предприятий начала расти. Пара примеров:
1. АО "Боровичский комбинат огнеупоров" ускорил обработку документов в три раза – с 325 до 108 часов в месяц (раньше работа с одним файлом требовала три минуты, сегодня – одну).
2. Конструкторское бюро "ОДК-Авиадвигатель" создала систему карточек документов и прикрутила к ней удобный контекстуальный поиск. Раньше на это потребовалось бы несколько месяцев и 2-3 дорогостоящих специалиста. Сегодня это делает ИИ.
3. "Татспиртпром". Производитель алкоголя использовал ИИ для налогового мониторинга, чтобы разгрузить сотрудников бухгалтерии перед аудитами. В итоге скорость работы выросла в 2-3 раза – настолько пропускная способность у машин выше, чем у людей.
Это пост не столько про Directum или конкретные предприятия, столько про то, что ИИ – непаханое поле сэкономленных миллиардов и тысяч часов работы, ресурсами которого пока не пользуется почти никто.
Надеемся, это ненадолго.
К сожалению, заключить того же нельзя про искусственный интеллект: несмотря на доказанную эффективность в целом ряде секторов, внедрением ИИ сегодня занимаются лишь 10% промышленников.
Все это при том, что российский бизнес уже ищет спецов по машинному обучению на зарплаты от 300 000 рублей, а отечественные разработчики давно создают собственные ИИ-решения для узконаправленных задач – то есть, пользоваться продуктами недружественных стран уже необязательно.
Одни из самых популярных продуктов среди промышленников производит Directum – ижевская компания, которая создала импортонезависимую систему управления документами и работы с данными. Несколько лет назад они начали внедрять элементы ИИ, и сильно проапгрейдили систему.
Эффективность работы предприятий начала расти. Пара примеров:
1. АО "Боровичский комбинат огнеупоров" ускорил обработку документов в три раза – с 325 до 108 часов в месяц (раньше работа с одним файлом требовала три минуты, сегодня – одну).
2. Конструкторское бюро "ОДК-Авиадвигатель" создала систему карточек документов и прикрутила к ней удобный контекстуальный поиск. Раньше на это потребовалось бы несколько месяцев и 2-3 дорогостоящих специалиста. Сегодня это делает ИИ.
3. "Татспиртпром". Производитель алкоголя использовал ИИ для налогового мониторинга, чтобы разгрузить сотрудников бухгалтерии перед аудитами. В итоге скорость работы выросла в 2-3 раза – настолько пропускная способность у машин выше, чем у людей.
Это пост не столько про Directum или конкретные предприятия, столько про то, что ИИ – непаханое поле сэкономленных миллиардов и тысяч часов работы, ресурсами которого пока не пользуется почти никто.
Надеемся, это ненадолго.
Объем российского рынка товаров для дома по итогам 2024 может увеличиться почти на 19% и превысить 8 трлн руб.
Тренд сохранится и дальше - по прогнозам, в ближайшие четыре года рост будет составлять 16–17% в год. Для понимания: в 2018–2023 среднегодовой темп прироста в этом сегменте составлял 8,3%.
Как и в случае с металлопродукцией, главным драйвером роста была и остается строительная отрасль, а конкретно в случае DIY-отрасли - индивидуальное жильё.
Тренд сохранится и дальше - по прогнозам, в ближайшие четыре года рост будет составлять 16–17% в год. Для понимания: в 2018–2023 среднегодовой темп прироста в этом сегменте составлял 8,3%.
Как и в случае с металлопродукцией, главным драйвером роста была и остается строительная отрасль, а конкретно в случае DIY-отрасли - индивидуальное жильё.
Forwarded from Банки, деньги, два офшора
В 50% российских компаний есть сотрудники, которые работают только по три-четыре часа в день — данные исследования Актион кадры и HR. В остальное время эти сотрудники отдыхают или работают над сторонними проектами. По словам почти 20% респондентов, вполовину меньше нужного работают в основном сотрудники старше 40 лет, которые достигли карьерного потолка. По наблюдениям 17,2%, так делают люди 25-40 лет, у которых есть дети или сторонние проекты. Еще 11,3% говорят, что это свойственно зумерам, которые не хотят тратить много времени на работу. @bankrollo
Российский гелий: как "Газпром" бьет рекорды на мировом рынке невесомого газа
Это тот случай, когда наш производитель не просто развивает новое направление, но делает это с реальной перспективой глобального лидерства: прогнозируется, что Россия может занять 40% мирового рынка. В 2023 году мы увеличили производство гелия в 2,1 раза – до 7,75 млн кубометров. И это только начало.
Ситуация на мировом рынке гелия складывается интересная:
1) США, исторический лидер отрасли, постепенно сдает позиции. Если десять лет назад американцы контролировали 86% рынка, то сейчас – около 46%. Притом значительная часть их поставок – не из текущего производства, а из стратегического хранилища Клиффсайд.
2) Катар активно наращивает производство и уже обошел США по "живому" производству гелия (без учета хранилищ), выдав в 2023 году 66 млн кубометров. 80% прироста мирового рынка в 2023 году произошло за счет Катара и РФ.
В этой ситуации РФ готовится к серьезной экспансии. Для нее есть все вводные:
• 34% мировых запасов гелия
• Месторождения с рекордным содержанием гелия (до 0,8% против среднемировых 0,15%)
• Новейший Амурский ГПЗ, способный производить 60 млн кубометров гелия в год
Бонусом – российские технологии в этой сфере уже обгоняют зарубежные. На Чаяндинском месторождении работает не имеющая аналогов в мире мембранная установка для извлечения гелия. Она позволяет эффективно извлекать гелий даже из газа с высоким содержанием примесей – то, с чем традиционные технологии справляются плохо.
Уже к 2030 году Россия может нарастить производство до 75 млн кубометров и занять до 40% мирового рынка. Но "Газпром" действует осторожно – резкий выход на полную мощность может обрушить цены.
Вместо этого производитель выбрал стратегию постепенного наращивания присутствия с фокусом на китайский рынок.
Это тот случай, когда наш производитель не просто развивает новое направление, но делает это с реальной перспективой глобального лидерства: прогнозируется, что Россия может занять 40% мирового рынка. В 2023 году мы увеличили производство гелия в 2,1 раза – до 7,75 млн кубометров. И это только начало.
Ситуация на мировом рынке гелия складывается интересная:
1) США, исторический лидер отрасли, постепенно сдает позиции. Если десять лет назад американцы контролировали 86% рынка, то сейчас – около 46%. Притом значительная часть их поставок – не из текущего производства, а из стратегического хранилища Клиффсайд.
2) Катар активно наращивает производство и уже обошел США по "живому" производству гелия (без учета хранилищ), выдав в 2023 году 66 млн кубометров. 80% прироста мирового рынка в 2023 году произошло за счет Катара и РФ.
В этой ситуации РФ готовится к серьезной экспансии. Для нее есть все вводные:
• 34% мировых запасов гелия
• Месторождения с рекордным содержанием гелия (до 0,8% против среднемировых 0,15%)
• Новейший Амурский ГПЗ, способный производить 60 млн кубометров гелия в год
Бонусом – российские технологии в этой сфере уже обгоняют зарубежные. На Чаяндинском месторождении работает не имеющая аналогов в мире мембранная установка для извлечения гелия. Она позволяет эффективно извлекать гелий даже из газа с высоким содержанием примесей – то, с чем традиционные технологии справляются плохо.
Уже к 2030 году Россия может нарастить производство до 75 млн кубометров и занять до 40% мирового рынка. Но "Газпром" действует осторожно – резкий выход на полную мощность может обрушить цены.
Вместо этого производитель выбрал стратегию постепенного наращивания присутствия с фокусом на китайский рынок.
Самые роботизированные регионы России: ТОП-10
Посчитали, сколько промышленных и логистических роботов приходится на одного сотрудника в регионах РФ.
Главный вывод: несмотря на довольно низкие цифры по РФ, отдельные регионы показывают уровень роботизации на уровне самых развитых стран Европы. Притом есть как области, где в целом мало кадров (в этом смысле высокая роботизация происходит "на бумаге"), так и густонаселенные регионы.
1. Санкт-Петербург. 47 роботов на 1000 кадров. Да, именно СПб, а не Москва – столицы в топе нет вообще, а Питер по части роботизации и правда развивается неплохо: вводит программных роботов для бюрократии и производственных для промышленности.
2. Ленинградская область. 45 роботов на 1000 кадров. Ситуация та же, что и в северной столице: соотношение то же, но абсолютные значения ниже примерно в два раза.
3. Республика Дагестан. 30 роботов на 1000 кадров. Секрет "успеха" в том, что замещенных рабочих мест в регионе – всего 1417. Поэтому 42 робота в регионе дают такое высокое соотношение.
4. Краснодарский край. 25 роботов на 1000 кадров. Регион с одним из самых крупных миграционных притоков в РФ. Результат на лицо: лучше демография – выше роботизация.
5. Калужская область. 21 робот на 1000 кадров. Регион-лидер по количеству роботизированных молочных предприятий.
6. Калининградская область. 19 роботов на 1000 кадров. Основа клиентской базы робототехнических компаний – предприятия пищевой промышленности и сельского хозяйства.
7. Саратовская область. 13 роботов на 1000 кадров. В регионе производят все – от нефтехимии до транспорта, но на каких предприятиях задействовано больше роботов никто не афиширует.
8. Тульская область. 13 роботов на 1000 кадров. Один из самых перспективных (с т. з. промышленности) регионов РФ: под Тулой производят все и там прямо сейчас локализуют заводы китайских иномарок. Без роботов точно не обойдется.
9. Самарская область. 12 роботов на 1000 кадров. Еще один южный регион РФ с положительным миграционным сальдо и большим числом кадров.
10. Воронежская область. 12 роботов на 1000 кадров. Судя по открытым источникам, роботов используют в основном в сельском хозяйстве и городских работах (например, при укладке асфальта).
Посчитали, сколько промышленных и логистических роботов приходится на одного сотрудника в регионах РФ.
Главный вывод: несмотря на довольно низкие цифры по РФ, отдельные регионы показывают уровень роботизации на уровне самых развитых стран Европы. Притом есть как области, где в целом мало кадров (в этом смысле высокая роботизация происходит "на бумаге"), так и густонаселенные регионы.
1. Санкт-Петербург. 47 роботов на 1000 кадров. Да, именно СПб, а не Москва – столицы в топе нет вообще, а Питер по части роботизации и правда развивается неплохо: вводит программных роботов для бюрократии и производственных для промышленности.
2. Ленинградская область. 45 роботов на 1000 кадров. Ситуация та же, что и в северной столице: соотношение то же, но абсолютные значения ниже примерно в два раза.
3. Республика Дагестан. 30 роботов на 1000 кадров. Секрет "успеха" в том, что замещенных рабочих мест в регионе – всего 1417. Поэтому 42 робота в регионе дают такое высокое соотношение.
4. Краснодарский край. 25 роботов на 1000 кадров. Регион с одним из самых крупных миграционных притоков в РФ. Результат на лицо: лучше демография – выше роботизация.
5. Калужская область. 21 робот на 1000 кадров. Регион-лидер по количеству роботизированных молочных предприятий.
6. Калининградская область. 19 роботов на 1000 кадров. Основа клиентской базы робототехнических компаний – предприятия пищевой промышленности и сельского хозяйства.
7. Саратовская область. 13 роботов на 1000 кадров. В регионе производят все – от нефтехимии до транспорта, но на каких предприятиях задействовано больше роботов никто не афиширует.
8. Тульская область. 13 роботов на 1000 кадров. Один из самых перспективных (с т. з. промышленности) регионов РФ: под Тулой производят все и там прямо сейчас локализуют заводы китайских иномарок. Без роботов точно не обойдется.
9. Самарская область. 12 роботов на 1000 кадров. Еще один южный регион РФ с положительным миграционным сальдо и большим числом кадров.
10. Воронежская область. 12 роботов на 1000 кадров. Судя по открытым источникам, роботов используют в основном в сельском хозяйстве и городских работах (например, при укладке асфальта).
Интересное происходит на рынке молочной продукции
Только за первые полгода 2024 цены на некоторые продукты взлетели на 25-42%. При этом молочка – это не автомобили или квартиры: покупать их будут вне зависимости от цен, и продажи за тот же промежуток выросли на 6-9%.
Почему так?
Причина №1 – это рост себестоимости. Первым подорожало сырое молоко (+17%), и не потому что его стало меньше: просто выросли цены на корма – шроты, жмыхи, зерно и другое. В итоге молокоемкие продукты начали дорожать.
Самое знаковое повышение последних месяцев – в сливочном масле: там доля молока составляет 63-64%, и цены почти единовременно взлетели на 25%.
Подорожание также затронуло:
• Сыры – мягкие (+8%), рассольные (+12%) и плавленые (+42%)
• Творог (+5%)
• Сухое обезжиренное молоко (+6%)
• Сухое цельное молоко (+8%)
• Молоко пастеризованное (+7%) и ультрапастеризованное (+9%)
• Кисломолочные продукты (+4) и сметана (+8%)
Причина №2 – долгое сдерживание цен. Действительно, почему сырое молоко подорожало на 17%, а плавленный сыр – на 42%? А дело здесь в том, что молоко – это дефлятор, и производители не отпускали цены на него до последнего.
В итоге за время растущего спроса выросла и себестоимость, и производство, а розничные цены остались такими же. В итоге на протяжении года прибыль молочников падала – отсюда и радикальные повышения.
Не все так просто
Есть в молочной индустрии и те, кто решил на всем этом подзаработать. И речь, как ни странно, о крупнейшем производителе молока в РФ.
С 1 ноября "Вимм-Билль-Данн" повысила отпускные цены на продукцию в среднем на 3,4% – компания уведомила об этом торговые сети. Позже к ней присоединилось ООО "Экомилк" и другие крупные игроки. Казалось бы, очередное обоснованное повышение.
Но на производителей начали жаловаться.
В итоге через две недели лидерами рынка заинтересовались в Роспотребнадзоре, а потом и в Генпрокуратуре. Там проверили структуру последних повышений и пришли к выводу, что те были введены без объективных экономических оснований. В итоге часть производителей вернула прежние цены на молоко еще до старта проверок.
Только за первые полгода 2024 цены на некоторые продукты взлетели на 25-42%. При этом молочка – это не автомобили или квартиры: покупать их будут вне зависимости от цен, и продажи за тот же промежуток выросли на 6-9%.
Почему так?
Причина №1 – это рост себестоимости. Первым подорожало сырое молоко (+17%), и не потому что его стало меньше: просто выросли цены на корма – шроты, жмыхи, зерно и другое. В итоге молокоемкие продукты начали дорожать.
Самое знаковое повышение последних месяцев – в сливочном масле: там доля молока составляет 63-64%, и цены почти единовременно взлетели на 25%.
Подорожание также затронуло:
• Сыры – мягкие (+8%), рассольные (+12%) и плавленые (+42%)
• Творог (+5%)
• Сухое обезжиренное молоко (+6%)
• Сухое цельное молоко (+8%)
• Молоко пастеризованное (+7%) и ультрапастеризованное (+9%)
• Кисломолочные продукты (+4) и сметана (+8%)
Причина №2 – долгое сдерживание цен. Действительно, почему сырое молоко подорожало на 17%, а плавленный сыр – на 42%? А дело здесь в том, что молоко – это дефлятор, и производители не отпускали цены на него до последнего.
В итоге за время растущего спроса выросла и себестоимость, и производство, а розничные цены остались такими же. В итоге на протяжении года прибыль молочников падала – отсюда и радикальные повышения.
Не все так просто
Есть в молочной индустрии и те, кто решил на всем этом подзаработать. И речь, как ни странно, о крупнейшем производителе молока в РФ.
С 1 ноября "Вимм-Билль-Данн" повысила отпускные цены на продукцию в среднем на 3,4% – компания уведомила об этом торговые сети. Позже к ней присоединилось ООО "Экомилк" и другие крупные игроки. Казалось бы, очередное обоснованное повышение.
Но на производителей начали жаловаться.
В итоге через две недели лидерами рынка заинтересовались в Роспотребнадзоре, а потом и в Генпрокуратуре. Там проверили структуру последних повышений и пришли к выводу, что те были введены без объективных экономических оснований. В итоге часть производителей вернула прежние цены на молоко еще до старта проверок.
Подъехали цифры о состоянии интернет-торговли в России за январь-сентябрь.
Имеем немало примечательного:
• Объем интернет-торговли за первые 9 месяцев - 6,2 трлн рублей (+43% к аналогичному периоду 2023-го)
• 97% от общего объема - покупки в российских интернет-магазинах и на маркетплейсах, на трансграничную торговлю за указанный период приходится всего 3%
• Доля онлайн-торговли в общем обороте розничных продаж в целом по стране - 15,4% (в непродовольственной рознице на онлайн приходится 24,3% от общего оборота, а в продовольственном - 5,4%)
• Топ-5 популярных товаров: продукты питания, DIY-товары, цифровая и бытовая техника, одежда и обувь, автозапчасти
• Большую часть продаж в интернете генерируют регионы страны - в отличие от прошлых лет, на их долю приходится более 76% в общем объеме. Наибольший рост за год зафиксирован в Чечне (+90,5%), Чукотке (+82%), а также на Алтае, в Якутии, Еврейской автономной области, Дагестане, Бурятии, на Камчатке, в Калининграде, на Сахалине и в Башкортостане (+60-70%)
Имеем немало примечательного:
• Объем интернет-торговли за первые 9 месяцев - 6,2 трлн рублей (+43% к аналогичному периоду 2023-го)
• 97% от общего объема - покупки в российских интернет-магазинах и на маркетплейсах, на трансграничную торговлю за указанный период приходится всего 3%
• Доля онлайн-торговли в общем обороте розничных продаж в целом по стране - 15,4% (в непродовольственной рознице на онлайн приходится 24,3% от общего оборота, а в продовольственном - 5,4%)
• Топ-5 популярных товаров: продукты питания, DIY-товары, цифровая и бытовая техника, одежда и обувь, автозапчасти
• Большую часть продаж в интернете генерируют регионы страны - в отличие от прошлых лет, на их долю приходится более 76% в общем объеме. Наибольший рост за год зафиксирован в Чечне (+90,5%), Чукотке (+82%), а также на Алтае, в Якутии, Еврейской автономной области, Дагестане, Бурятии, на Камчатке, в Калининграде, на Сахалине и в Башкортостане (+60-70%)
Forwarded from Импорт в Россию
Доля рубля в расчетах за импорт со странами Азии — основного направления российской внешней торговли — в третьем квартале 2024 года составила 43,6%. За квартал показатель вырос на 6,4 процентного пункта (п.п.), а за год — на 20,2 п.п. На фоне остановки биржевых торгов долларом российская валюта впервые преодолела рубеж в 40% на этом направлении.
Как себя чувствуют производители удобрений в 2024? Кейс компании "Акрон"
За год производители удобрений из РФ солидно прибавили в весе – они полностью обеспечили внутренний рынок и нарастили экспорт на 20%. Выход вовне получился настолько удачным, что в Европе буквально началась российская экспансия: продукция из РФ весь год была теснила конкурентов и пользовалась повышенным спросом.
Но всякая белая полоса рано или поздно заканчивается.
Этой осенью стало известно, что прибыль "Акрона" – одного из трех крупнейших производителей – сократилась в два с лишним раза. И дело не только в окончании летнего сезона: рентабельность всей "удобрительной" отрасли начала снижаться.
На то есть несколько причин, и они взаимосвязаны:
1. Газ. В нем и был секрет успеха наших производителей: необходимый для производства газ в РФ стоил дешевле, чем в среднем по миру => себестоимость была ниже. Неуспех "Газпрома" в 2024 году (возглавил топ самых убыточных компаний РФ) привел к удорожанию газа на внутреннем рынке. Соответственно, расходы увеличились, а спрос – снизился.
2. Дивиденды. "Акрон" снова начал их выплачивать: очень невовремя, учитывая п. 1. Хоть бизнес и подошел к их распределению осторожно, доходность акций оставляет желать лучшего (2,6%), а долговая нагрузка, напротив, растет.
3. Санкции. В отличие от других игроков рынка, "Акрон" попал под ограничения в первых рядах. То есть золотая жила экспансии фактически прошла мимо компании. Особых иллюзий насчет других производителей нет: все они либо уже под санкциями, либо скоро под ними окажутся.
За год производители удобрений из РФ солидно прибавили в весе – они полностью обеспечили внутренний рынок и нарастили экспорт на 20%. Выход вовне получился настолько удачным, что в Европе буквально началась российская экспансия: продукция из РФ весь год была теснила конкурентов и пользовалась повышенным спросом.
Но всякая белая полоса рано или поздно заканчивается.
Этой осенью стало известно, что прибыль "Акрона" – одного из трех крупнейших производителей – сократилась в два с лишним раза. И дело не только в окончании летнего сезона: рентабельность всей "удобрительной" отрасли начала снижаться.
На то есть несколько причин, и они взаимосвязаны:
1. Газ. В нем и был секрет успеха наших производителей: необходимый для производства газ в РФ стоил дешевле, чем в среднем по миру => себестоимость была ниже. Неуспех "Газпрома" в 2024 году (возглавил топ самых убыточных компаний РФ) привел к удорожанию газа на внутреннем рынке. Соответственно, расходы увеличились, а спрос – снизился.
2. Дивиденды. "Акрон" снова начал их выплачивать: очень невовремя, учитывая п. 1. Хоть бизнес и подошел к их распределению осторожно, доходность акций оставляет желать лучшего (2,6%), а долговая нагрузка, напротив, растет.
3. Санкции. В отличие от других игроков рынка, "Акрон" попал под ограничения в первых рядах. То есть золотая жила экспансии фактически прошла мимо компании. Особых иллюзий насчет других производителей нет: все они либо уже под санкциями, либо скоро под ними окажутся.
Кто зарабатывает на дефиците кадров
Он тем временем разросся 1,6 млн человек, и это только на данный момент – к 2030 году это число может увеличиться в несколько раз. Оптимальных вариантов решить проблему сиюминутно – нет: роботизация – это долго и дорого, а "импорт" трудовых мигрантов с годами становится все сложнее.
И все-таки есть те, кто от этого дефицита выигрывает. Речь о кадровых агентствах.
Выручка и прибыль рекрутинговых организаций увеличивается быстрее, чем растет нехватка кадров. Например, компании в сфере HR Tech (помогают бизнесу оптимизировать подбор и найм персонала) заработали 22,5 млрд рублей за 2023 – это на 145% больше, чем годом ранее.
Вот пара примеров:
• HeadHunter. Всем известная компания и одноименный сервис по подбору персонала нарастила выручку на 39% всего за девять месяцев. Причины (кроме самого дефицита) – льготный налоговый режим (HH – ИТ-компания) и увеличение доходов.
• Solar Staff. Компания-дебютант рейтинга HR-компаний, которая помогает бизнесу найти сотрудников, увеличила доходы на 28% всего за год.
Так что если кто интересовался – вот он: бизнес, которому не страшны ни повышение КС, ни инфляция, ни дефицит.
Он тем временем разросся 1,6 млн человек, и это только на данный момент – к 2030 году это число может увеличиться в несколько раз. Оптимальных вариантов решить проблему сиюминутно – нет: роботизация – это долго и дорого, а "импорт" трудовых мигрантов с годами становится все сложнее.
И все-таки есть те, кто от этого дефицита выигрывает. Речь о кадровых агентствах.
Выручка и прибыль рекрутинговых организаций увеличивается быстрее, чем растет нехватка кадров. Например, компании в сфере HR Tech (помогают бизнесу оптимизировать подбор и найм персонала) заработали 22,5 млрд рублей за 2023 – это на 145% больше, чем годом ранее.
Вот пара примеров:
• HeadHunter. Всем известная компания и одноименный сервис по подбору персонала нарастила выручку на 39% всего за девять месяцев. Причины (кроме самого дефицита) – льготный налоговый режим (HH – ИТ-компания) и увеличение доходов.
• Solar Staff. Компания-дебютант рейтинга HR-компаний, которая помогает бизнесу найти сотрудников, увеличила доходы на 28% всего за год.
Так что если кто интересовался – вот он: бизнес, которому не страшны ни повышение КС, ни инфляция, ни дефицит.
Потребительское кредитование сокращается третий месяц подряд.
Чаще всего в России занимают наличные люди 25–45 лет (причем мужчины и женщины - почти поровну), а средняя сумма кредитования составляет около 160 тыс. рублей.
Ставки по кредитам сильно разнятся даже у крупных банков - от 24,9% до 47,5%.
В ближайшее время тренд, по всей видимости, сохранится - на это работает высокая ключевая ставка. С другой стороны, резкого падения потребкредитования тоже ждать не стоит, т.к. россияне в своем большинстве не стремятся переходить к сберегательной модели поведения.
Чаще всего в России занимают наличные люди 25–45 лет (причем мужчины и женщины - почти поровну), а средняя сумма кредитования составляет около 160 тыс. рублей.
Ставки по кредитам сильно разнятся даже у крупных банков - от 24,9% до 47,5%.
В ближайшее время тренд, по всей видимости, сохранится - на это работает высокая ключевая ставка. С другой стороны, резкого падения потребкредитования тоже ждать не стоит, т.к. россияне в своем большинстве не стремятся переходить к сберегательной модели поведения.
Самые устойчивые регионы РФ
Речь о социально-экономической устойчивости, а не о том, кто лучше других соблюдает ESG-стандарты.
В Фонде развития гражданского общества подсчитали, какие регионы лидируют по показателям средней зарплаты, прожиточного минимума и отношения сумм РП к численности экономически активного населения.
Результаты получились неожиданные: не эти имена собственные мы обычно видим в стандартных региональных топах.
1. Ямало-Ненецкий автономный округ (средняя оценка по трем показателям – 1,67)
2. Второе место поделили Ненецкий и Чукотский автономные округа (2,67)
3. Магаданская область (4,67)
4. Сахалинская область (5,33)
5. Москва и ХМАО (5,67)
6. Санкт-Петербург (9,33)
7. Снова два региона – Мурманская область и Якутия (10,00)
8. Красноярский край (14,67)
9. Республика Татарстан (15,00)
10. Три региона – Коми, Московская и Иркутская области
Регионы, где добывают ресурсы, а также столицы традиционно находятся на первых местах – притом первые всегда обгоняют вторые. Дело не просто в благосостоянии, а в том, что в этих субъектах РФ хорошие зарплаты подкрепляются высоким объемом производства на душу населения.
Жить в них недешево, но высокий прожиточный минимум компенсируется высокими зарплатами и объемами продаж продукции.
Речь о социально-экономической устойчивости, а не о том, кто лучше других соблюдает ESG-стандарты.
В Фонде развития гражданского общества подсчитали, какие регионы лидируют по показателям средней зарплаты, прожиточного минимума и отношения сумм РП к численности экономически активного населения.
Результаты получились неожиданные: не эти имена собственные мы обычно видим в стандартных региональных топах.
1. Ямало-Ненецкий автономный округ (средняя оценка по трем показателям – 1,67)
2. Второе место поделили Ненецкий и Чукотский автономные округа (2,67)
3. Магаданская область (4,67)
4. Сахалинская область (5,33)
5. Москва и ХМАО (5,67)
6. Санкт-Петербург (9,33)
7. Снова два региона – Мурманская область и Якутия (10,00)
8. Красноярский край (14,67)
9. Республика Татарстан (15,00)
10. Три региона – Коми, Московская и Иркутская области
Регионы, где добывают ресурсы, а также столицы традиционно находятся на первых местах – притом первые всегда обгоняют вторые. Дело не просто в благосостоянии, а в том, что в этих субъектах РФ хорошие зарплаты подкрепляются высоким объемом производства на душу населения.
Жить в них недешево, но высокий прожиточный минимум компенсируется высокими зарплатами и объемами продаж продукции.
Forwarded from Блохи в свитере
Apple Pay действительно возвращается на российский рынок, но в обновленном формате через систему, разрабатываемую Национальной системой платежных карт (НСПК). Планируется запуск полноценного аналога в 2025 году. Новая система бесконтактной оплаты будет доступна как на iOS, так и на Android, но с использованием технологии Bluetooth, а не NFC, как ранее.
Схема работы новой функции выглядит следующим образом: при оплате терминал связывается с телефоном через Bluetooth. Пользователь получает уведомление на устройстве, где ему нужно подтвердить оплату с помощью Face ID, пароля или другого метода идентификации. После подтверждения средства списываются со счета.
Разработка обещает стать шагом вперед для пользователей в России, которые привыкли к удобству бесконтактных платежей. Этот проект показывает усилия НСПК по созданию локальных решений для финансовой инфраструктуры, несмотря на отсутствие Apple Pay и Google Pay.
Схема работы новой функции выглядит следующим образом: при оплате терминал связывается с телефоном через Bluetooth. Пользователь получает уведомление на устройстве, где ему нужно подтвердить оплату с помощью Face ID, пароля или другого метода идентификации. После подтверждения средства списываются со счета.
Разработка обещает стать шагом вперед для пользователей в России, которые привыкли к удобству бесконтактных платежей. Этот проект показывает усилия НСПК по созданию локальных решений для финансовой инфраструктуры, несмотря на отсутствие Apple Pay и Google Pay.
Тикток-завод: как контент-мейкеры привлекают новые кадры в промышленность
Российская промышленность переживает острый кадровый голод. Мы неоднократно писали, что быстрого и простого решения этой проблемы просто нет: начальным позициям в промышленности молодежь предпочитает другие варианты – без карьерного роста, но с высокой зарплатой здесь и сейчас.
Помощь в виде неожиданной подпитки интереса к сфере пришла оттуда, откуда не ждали: молодые рабочие популяризируют свои профессии в соцсетях – в TikTok и на YouTube.
На площадках с короткими видео резко вырос сегмент промышленного контента: токари, сварщики и фрезеровщики снимают свои трудовые будни, в то время как на них подписываются сотни тысяч человек. Например, токарь Иван Черкашин (прикрепили его видео к посту) менее чем за год набрал более 200 тысяч фолловеров.
Тренд совпал с растущим интересом молодежи к рабочим специальностям. По данным HeadHunter, 34% россиян готовы переучиться на квалифицированную рабочую профессию. Причины понятны – растущие зарплаты (до 150 тысяч рублей у начинающих специалистов) и отсутствие требований к высшему образованию.
Крупный бизнес уже ощущает приток молодых кадров. В "Силовых машинах" доля рабочих младше 25 лет выросла с 7% до 11% за два года. В "Сибуре" долю молодых сотрудников рассчитывают увеличить до 20%.
Просто снимая себя блогеры выполняют важную социальную миссию – разрушают стереотип о "грязной" и непрестижной работе. Они показывают современные производства с роботами и ЧПУ-станками, достойные зарплаты и возможности для карьерного роста.
Пусть и не сейчас, но в будущем тренд может стать ключом к решению кадрового кризиса: видя честные истории успеха своих сверстников в роли "синих воротничков" молодежь будет понимать, что офисной работе есть достойная и интересная альтернатива.
Задача промышленников – поощрять подобное и использовать "мягкую силу", насколько это возможно.
Российская промышленность переживает острый кадровый голод. Мы неоднократно писали, что быстрого и простого решения этой проблемы просто нет: начальным позициям в промышленности молодежь предпочитает другие варианты – без карьерного роста, но с высокой зарплатой здесь и сейчас.
Помощь в виде неожиданной подпитки интереса к сфере пришла оттуда, откуда не ждали: молодые рабочие популяризируют свои профессии в соцсетях – в TikTok и на YouTube.
На площадках с короткими видео резко вырос сегмент промышленного контента: токари, сварщики и фрезеровщики снимают свои трудовые будни, в то время как на них подписываются сотни тысяч человек. Например, токарь Иван Черкашин (прикрепили его видео к посту) менее чем за год набрал более 200 тысяч фолловеров.
Тренд совпал с растущим интересом молодежи к рабочим специальностям. По данным HeadHunter, 34% россиян готовы переучиться на квалифицированную рабочую профессию. Причины понятны – растущие зарплаты (до 150 тысяч рублей у начинающих специалистов) и отсутствие требований к высшему образованию.
Крупный бизнес уже ощущает приток молодых кадров. В "Силовых машинах" доля рабочих младше 25 лет выросла с 7% до 11% за два года. В "Сибуре" долю молодых сотрудников рассчитывают увеличить до 20%.
Просто снимая себя блогеры выполняют важную социальную миссию – разрушают стереотип о "грязной" и непрестижной работе. Они показывают современные производства с роботами и ЧПУ-станками, достойные зарплаты и возможности для карьерного роста.
Пусть и не сейчас, но в будущем тренд может стать ключом к решению кадрового кризиса: видя честные истории успеха своих сверстников в роли "синих воротничков" молодежь будет понимать, что офисной работе есть достойная и интересная альтернатива.
Задача промышленников – поощрять подобное и использовать "мягкую силу", насколько это возможно.