Forwarded from Spydell_finance (Paul Spydell)
Экономика РФ показывает признаки замедления
Индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности в январе вырос на 3.1% г/г (минимальные темпы с августа-сентября 2024) после локального ускорения на 7.5% г/г в дек.24 на фоне реализации гособоронзаказа.
По отношению к янв.23 рост на 8.7%, а к янв.22 (последний докризисный месяц) рост на 6.2%.
• Сглаженная трехмесячная средняя показывает рост 5% г/г и +8.5% за три года (ноя.24-янв.25 к ноя.21-янв.22). Это данные в реальном выражении (с учетом инфляции).
• Шестимесячная средняя – рост на 3.8% г/г и +9.3% за три год (авг.24-янв.25 к авг.21-янв.22).
• За последние 12 месяцев – рост на 4.7% г/г и +9.9% за три год.
По сглаженному 12м темпу пиковый рост достигал 7.5% в апр.24, а перед СВО рост достигал почти 8% на фоне постковидного восстановления.
В соответствии с нормализованным трендом 2017-2019 средний темп был в диапазоне 3.6-3.8%, текущий потенциал около 3-3.2% годовых, если исключить локальный всплеск экономической активности в декабре.
По слабым данным в январе пока нельзя делать выводов о формировании нисходящего тренда экономической активности особенно после аномального сильного декабря.
В соответствии с трендом 2017-2019 текущий уровень индекса выпуска товаров и услуг находится на 0.8% выше тренда, полностью компенсировав потери в кризисы 2020 и 2022, но удержаться выше и закрепиться преимущество будет сложно из-за консолидации совокупности негативных факторов (дорогой кредит, вынужденное замедление бюджетного импульса из-за необходимости удержать дефицит бюджета, ресурсные, кадровые и технологические ограничения), что формирует потенциал роста около 1.5% в год.
Основной негативный вклад внесла добыча полезных ископаемых и обслуживающие добычу сектора (эффект санкций на нефтегаз) в совокупности с сильным замедлением в обработке, также есть замедление в строительстве, но на высокой базе после сильных декабрьских показателей.
По оценке Минэкономразвития России, в январе 2025 года ВВП превысил уровень прошлого года на +3.0% г/г с явной тенденцией на замедление по сравнению с ростом на уровне 3.8% г/г в 4кв24.
По остальным показателям более подробно в следующих материалах.
Индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности в январе вырос на 3.1% г/г (минимальные темпы с августа-сентября 2024) после локального ускорения на 7.5% г/г в дек.24 на фоне реализации гособоронзаказа.
По отношению к янв.23 рост на 8.7%, а к янв.22 (последний докризисный месяц) рост на 6.2%.
• Сглаженная трехмесячная средняя показывает рост 5% г/г и +8.5% за три года (ноя.24-янв.25 к ноя.21-янв.22). Это данные в реальном выражении (с учетом инфляции).
• Шестимесячная средняя – рост на 3.8% г/г и +9.3% за три год (авг.24-янв.25 к авг.21-янв.22).
• За последние 12 месяцев – рост на 4.7% г/г и +9.9% за три год.
По сглаженному 12м темпу пиковый рост достигал 7.5% в апр.24, а перед СВО рост достигал почти 8% на фоне постковидного восстановления.
В соответствии с нормализованным трендом 2017-2019 средний темп был в диапазоне 3.6-3.8%, текущий потенциал около 3-3.2% годовых, если исключить локальный всплеск экономической активности в декабре.
По слабым данным в январе пока нельзя делать выводов о формировании нисходящего тренда экономической активности особенно после аномального сильного декабря.
В соответствии с трендом 2017-2019 текущий уровень индекса выпуска товаров и услуг находится на 0.8% выше тренда, полностью компенсировав потери в кризисы 2020 и 2022, но удержаться выше и закрепиться преимущество будет сложно из-за консолидации совокупности негативных факторов (дорогой кредит, вынужденное замедление бюджетного импульса из-за необходимости удержать дефицит бюджета, ресурсные, кадровые и технологические ограничения), что формирует потенциал роста около 1.5% в год.
Основной негативный вклад внесла добыча полезных ископаемых и обслуживающие добычу сектора (эффект санкций на нефтегаз) в совокупности с сильным замедлением в обработке, также есть замедление в строительстве, но на высокой базе после сильных декабрьских показателей.
По оценке Минэкономразвития России, в январе 2025 года ВВП превысил уровень прошлого года на +3.0% г/г с явной тенденцией на замедление по сравнению с ростом на уровне 3.8% г/г в 4кв24.
По остальным показателям более подробно в следующих материалах.
В 2024-м объем закупок крупнейших заказчиков у малого и среднего бизнеса вырос более чем на 20%, впервые превысив 9,6 трлн рублей, 905 млрд из которых пришлись на поставки инновационной продукции.
Количество самих предприятий, которые участвуют в поставках госзаказчикам также возросло - до 226 тыс. (+6,1% к 2023-му).
Количество самих предприятий, которые участвуют в поставках госзаказчикам также возросло - до 226 тыс. (+6,1% к 2023-му).
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Wylsacom (11,5 млн подписчиков на YouTube) выдает базу: санкции помогли развить российский технологический сектор, который показал рост во многих сегментах:
"Это очень быстрая и эффективная работа, в которую никто не верил, но она произошла, и это достижение наших специалистов и технологий"
Проседает пока, правда, потребительский сектор, но там тоже ждут прорыв за счёт партнёрства с китайскими товарищами.
"Это очень быстрая и эффективная работа, в которую никто не верил, но она произошла, и это достижение наших специалистов и технологий"
Проседает пока, правда, потребительский сектор, но там тоже ждут прорыв за счёт партнёрства с китайскими товарищами.
Пока мы тут рассуждаем о судьбе е-кома и крупных маркетплейсов, может показаться, что розница развиваться перестала
Это не правда.
Растут не только крупные сети, но и самые кондовые форматы торговли: например, вендинг – да, заработки операторов торговых автоматов продолжают расти.
Объем выручки вендеров вырос по сравнению с 2021 годом в 1,6 раза (почти до 20 млрд руб.), а больше всего этим бизнесом занимаются в Москве – около 1150 предпринимателей, в основном представители микро- и малого бизнеса. Дефицит кадров только простимулировал рост этого формата.
Впрочем, этому тренду в столице может прийти конец, и дело – опять в налогах и сборах.
У вендинга проблемы
С 2025 в столице ставка торгового сбора для вендинговых аппаратов вырастет на 97,6% – с 5,2 до 10,2 тыс. руб. за автомат раз в квартал.
Такой рост власти объясняют применением коэффициента-дефлятора с учетом накопленной инфляции с 2015 года.
Для бизнеса это критично: средняя выручка одного торгового автомата в Москве – 35 тыс. руб. в месяц, а чистая прибыль – всего 6 тыс. руб. После увеличения сбора владельцы будут выплачивать с аппарата по 3,4 тыс. руб. в месяц – половина всей прибыли.
Союз операторов торговых автоматов (СОТА) уже направил обращения мэру, главам Минпромторга и Минэконома. Прогноз СОТА: более 50% автоматов в местах с небольшим трафиком – библиотеках, спортивных школах и поликлиниках – закроются, а отток инвестиций из индустрии составит 1 млрд руб.
Позиция власти
В столичном департаменте экономической политики настаивают: за девять лет с момента введения в 2015 ставки торгового сбора увеличивались всего раз – на 5,8% в 2024. Нынешняя индексация – это про учет инфляции в соответствии с налоговым кодексом.
Главный аргумент чиновников: для добросовестных предпринимателей торговый сбор не создает дополнительную налоговую нагрузку, поскольку уменьшает налог на прибыль или единый налог по упрощенной системе налогообложения.
Это не правда.
Растут не только крупные сети, но и самые кондовые форматы торговли: например, вендинг – да, заработки операторов торговых автоматов продолжают расти.
Объем выручки вендеров вырос по сравнению с 2021 годом в 1,6 раза (почти до 20 млрд руб.), а больше всего этим бизнесом занимаются в Москве – около 1150 предпринимателей, в основном представители микро- и малого бизнеса. Дефицит кадров только простимулировал рост этого формата.
Впрочем, этому тренду в столице может прийти конец, и дело – опять в налогах и сборах.
У вендинга проблемы
С 2025 в столице ставка торгового сбора для вендинговых аппаратов вырастет на 97,6% – с 5,2 до 10,2 тыс. руб. за автомат раз в квартал.
Такой рост власти объясняют применением коэффициента-дефлятора с учетом накопленной инфляции с 2015 года.
Для бизнеса это критично: средняя выручка одного торгового автомата в Москве – 35 тыс. руб. в месяц, а чистая прибыль – всего 6 тыс. руб. После увеличения сбора владельцы будут выплачивать с аппарата по 3,4 тыс. руб. в месяц – половина всей прибыли.
Союз операторов торговых автоматов (СОТА) уже направил обращения мэру, главам Минпромторга и Минэконома. Прогноз СОТА: более 50% автоматов в местах с небольшим трафиком – библиотеках, спортивных школах и поликлиниках – закроются, а отток инвестиций из индустрии составит 1 млрд руб.
Позиция власти
В столичном департаменте экономической политики настаивают: за девять лет с момента введения в 2015 ставки торгового сбора увеличивались всего раз – на 5,8% в 2024. Нынешняя индексация – это про учет инфляции в соответствии с налоговым кодексом.
Главный аргумент чиновников: для добросовестных предпринимателей торговый сбор не создает дополнительную налоговую нагрузку, поскольку уменьшает налог на прибыль или единый налог по упрощенной системе налогообложения.
Только 10% иностранных фирм, продолжающих работать в России, сейчас сокращают или приостанавливают свою деятельность, тогда как 18% компаний ее расширяют (данные Американской торговой палаты в России).
Санкции и контрсанкции серьезно сказались на качестве бизнес-процессов компаний - у 45% снизился объем продаж в РФ, а 9 из 10 компаний потеряли от 10 до 50% доли российского рынка.
Санкции и контрсанкции серьезно сказались на качестве бизнес-процессов компаний - у 45% снизился объем продаж в РФ, а 9 из 10 компаний потеряли от 10 до 50% доли российского рынка.
Развязка истории, как ФАС на маркетплейсы наехал.
Напомним: Ozon и Wildberries выставляли скидки на товары (и товары на распродажу) без согласия продавцов. Эта история продолжалась больше года, пока в начале прошлого месяца ФАС не потребовал устранить все проблемы до 28 февраля.
Результат: маркетплейсы проблему не исправили. Вместо этого они... попросили отсрочку!
Ozon и WB подтвердили, что принимают меры, но оказалось, что "полная техническая реализация требований ФАС" в отведенные сроки уложиться никак не может.
Маркетплейсы подали ходатайства о продлении до конца марта. ФАС дал согласие и даже признал запрашиваемые сроки обоснованными. К сожалению, все это время (если не будет новых отсрочек) селлеры продолжат реализовывать товары по ценам, которые они не согласовывали.
Ситуация хорошо показывает, насколько гиганты е-кома не спешат исправляться и слушать тех, кто приносит им деньги. Первые обещания о блокировке автоакций они дали еще осенью. По факту – МП приступили к решению проблемы только под угрозой антимонопольного дела (но и здесь продолжают тянуть время).
Кстати, на маркетплейсы в ФАС жаловались не только из-за скидок – селлеры также недовольны "индексом цен" – он рассчитывается автоматически и часто приравнивает товары разных производителей к идентичным. Посмотрим, дойдет ли дело до еще одного предупреждения.
Напомним: Ozon и Wildberries выставляли скидки на товары (и товары на распродажу) без согласия продавцов. Эта история продолжалась больше года, пока в начале прошлого месяца ФАС не потребовал устранить все проблемы до 28 февраля.
Результат: маркетплейсы проблему не исправили. Вместо этого они... попросили отсрочку!
Ozon и WB подтвердили, что принимают меры, но оказалось, что "полная техническая реализация требований ФАС" в отведенные сроки уложиться никак не может.
Маркетплейсы подали ходатайства о продлении до конца марта. ФАС дал согласие и даже признал запрашиваемые сроки обоснованными. К сожалению, все это время (если не будет новых отсрочек) селлеры продолжат реализовывать товары по ценам, которые они не согласовывали.
Ситуация хорошо показывает, насколько гиганты е-кома не спешат исправляться и слушать тех, кто приносит им деньги. Первые обещания о блокировке автоакций они дали еще осенью. По факту – МП приступили к решению проблемы только под угрозой антимонопольного дела (но и здесь продолжают тянуть время).
Кстати, на маркетплейсы в ФАС жаловались не только из-за скидок – селлеры также недовольны "индексом цен" – он рассчитывается автоматически и часто приравнивает товары разных производителей к идентичным. Посмотрим, дойдет ли дело до еще одного предупреждения.
Импортозамещение вина сбалансируют
Минпромторг РФ предлагает установить долю российского вина в ритейле на уровне 20%. Ведомство начинает с "умеренных объемов" с потенциалом дальнейшего роста.
Ввести российскую полку предлагают по несколько раз в год – обычно это системные инициативы по общему квотированию всех товаров в ритейле и е-коме.
Бизнес и регулятор обычно выступают против таких проектов, поэтому с недавних пор "полки" стали отраслевыми – власть предлагает поэтапный ввод фиксированной доли российских товаров.
Виноделы требуют гораздо большего. Отраслевые ассоциации периодически призывают к введению заградительных 200% пошлин на вина из стран НАТО и увеличению "российской полки" до 50%. Отдельные стейкхолдеры из власти требуют нарастить долю в общепите до 70%.
Бизнес-интересы индустрии очевидны – 1) производители пытаются закрепиться на рынке; 2) чиновники хотят форсированно развить отрасль. Но последняя инициатива – про реалистичный подход: здесь Минпромторг пытается сохранить баланс между защитой производителя, помощью ритейлу и HoReCa (которым будет нечего продавать, если поток иностранных вин обрубят резко), и интересами потребителей.
Новую конфигурацию российской полки обсудят с бизнесом и профильными министерствами. Итоговый документ внесут в Госдуму этой весной, а рассмотрят уже в осеннюю сессию. На данный момент принципиальных замечаний, блокирующих возможность принятия законопроекта, нет.
Минпромторг РФ предлагает установить долю российского вина в ритейле на уровне 20%. Ведомство начинает с "умеренных объемов" с потенциалом дальнейшего роста.
Ввести российскую полку предлагают по несколько раз в год – обычно это системные инициативы по общему квотированию всех товаров в ритейле и е-коме.
Бизнес и регулятор обычно выступают против таких проектов, поэтому с недавних пор "полки" стали отраслевыми – власть предлагает поэтапный ввод фиксированной доли российских товаров.
Виноделы требуют гораздо большего. Отраслевые ассоциации периодически призывают к введению заградительных 200% пошлин на вина из стран НАТО и увеличению "российской полки" до 50%. Отдельные стейкхолдеры из власти требуют нарастить долю в общепите до 70%.
Бизнес-интересы индустрии очевидны – 1) производители пытаются закрепиться на рынке; 2) чиновники хотят форсированно развить отрасль. Но последняя инициатива – про реалистичный подход: здесь Минпромторг пытается сохранить баланс между защитой производителя, помощью ритейлу и HoReCa (которым будет нечего продавать, если поток иностранных вин обрубят резко), и интересами потребителей.
Новую конфигурацию российской полки обсудят с бизнесом и профильными министерствами. Итоговый документ внесут в Госдуму этой весной, а рассмотрят уже в осеннюю сессию. На данный момент принципиальных замечаний, блокирующих возможность принятия законопроекта, нет.
Идеальный пример того, как не надо заниматься пиаром рабочих специальностей среди зумеров.
"Объяснять ценность труда для человечества" - это что-то из душных методичек 1970-х, которые отчасти и привели к падению производительности труда и запредельному цинизму среди работающих. Особенно когда их произносили кабинетные кадры, которые сами в это уже не верили.
Даже если вынести за скобки материальные блага и соцподдержку, которые гарантирует работа (почти для всех - это критерий №1), то упор надо делать на то, что выбранная профессия или конкретное место работы - современные и модные. Или которые можно сделать модными, в конце концов, усилиями тех же зумеров - "идите на завод и становитесь стримерами".
На 36-й год рыночных отношений в стране некоторым пора уже принять тот факт, что материальные ценности - не преступны.
"Объяснять ценность труда для человечества" - это что-то из душных методичек 1970-х, которые отчасти и привели к падению производительности труда и запредельному цинизму среди работающих. Особенно когда их произносили кабинетные кадры, которые сами в это уже не верили.
Даже если вынести за скобки материальные блага и соцподдержку, которые гарантирует работа (почти для всех - это критерий №1), то упор надо делать на то, что выбранная профессия или конкретное место работы - современные и модные. Или которые можно сделать модными, в конце концов, усилиями тех же зумеров - "идите на завод и становитесь стримерами".
На 36-й год рыночных отношений в стране некоторым пора уже принять тот факт, что материальные ценности - не преступны.
Всего их на данный момент - больше 4,5 млн.
Росту способствовали развитие цифровых сервисов и маркетплейсов, увеличение доходов населения, доступные меры господдержки и уход иностранных компаний из РФ.
Наиболее популярные виды деятельности среди ИП:
• электронная торговля (338 тыс.)
• грузовые перевозки (214 тыс.)
• розничная торговля (134 тыс.)
Росту способствовали развитие цифровых сервисов и маркетплейсов, увеличение доходов населения, доступные меры господдержки и уход иностранных компаний из РФ.
Наиболее популярные виды деятельности среди ИП:
• электронная торговля (338 тыс.)
• грузовые перевозки (214 тыс.)
• розничная торговля (134 тыс.)
РСПП и торговая палата США ищут выход из войны санкций
Представители РСПП и Американской торговой палаты (крупнейшая в США лоббистская организация) возобновили контакты. Главы обеих организаций (Александр Шохин и Роберт Эйджи) говорят, что переговоры идут хорошо, и снятие санкций – очень реальная перспектива.
По оценкам, потери американского бизнеса от ухода из РФ составили около $300 млрд.
К чему удалось прийти:
1. Приоритет – авиация. Речь о гражданских самолетах – начать хотят с поставок запчастей и техобслуживания. Здесь не столько коммерческий интерес, сколько гуманитарная необходимость и безопасность пассажиров. Шансы на снятие санкций – высокие.
2. Снятие запрета на инвестиции. Американские компании (~150 продолжают работать в РФ) хотят возобновить инвестиции в свой бизнес. Не только в части маркетинга, но и в торговле и производстве. Сейчас инвестировать в один из крупнейших потребительских рынков мира они не могут по закону.
3. SWIFT. Переподключение банков к SWIFT – это трудно реализуемая вещь (во всяком случае, на короткой дистанции), но продолжать диалог в этом направлении готовы обе стороны.
4. Тяжелый люкс. Запрет на поставку предметов роскоши и косметики оказался малоэффективным, но американцы потеряли долю рынка. Обе стороны – за снятие ограничений.
5. Возвращение бизнеса. Эйджи считает, что в 2025 в Россию могут вернуться 4-5 американских компаний – в основном из FMCG (товары повседневного спроса). Массовое же возвращение возможно только после достижения геополитических условий. У 10-20% ушедших компаний есть опционы на обратный выкуп бизнеса, остальным же придется заходить на рынок с нуля.
Представители РСПП и Американской торговой палаты (крупнейшая в США лоббистская организация) возобновили контакты. Главы обеих организаций (Александр Шохин и Роберт Эйджи) говорят, что переговоры идут хорошо, и снятие санкций – очень реальная перспектива.
По оценкам, потери американского бизнеса от ухода из РФ составили около $300 млрд.
К чему удалось прийти:
1. Приоритет – авиация. Речь о гражданских самолетах – начать хотят с поставок запчастей и техобслуживания. Здесь не столько коммерческий интерес, сколько гуманитарная необходимость и безопасность пассажиров. Шансы на снятие санкций – высокие.
2. Снятие запрета на инвестиции. Американские компании (~150 продолжают работать в РФ) хотят возобновить инвестиции в свой бизнес. Не только в части маркетинга, но и в торговле и производстве. Сейчас инвестировать в один из крупнейших потребительских рынков мира они не могут по закону.
3. SWIFT. Переподключение банков к SWIFT – это трудно реализуемая вещь (во всяком случае, на короткой дистанции), но продолжать диалог в этом направлении готовы обе стороны.
4. Тяжелый люкс. Запрет на поставку предметов роскоши и косметики оказался малоэффективным, но американцы потеряли долю рынка. Обе стороны – за снятие ограничений.
5. Возвращение бизнеса. Эйджи считает, что в 2025 в Россию могут вернуться 4-5 американских компаний – в основном из FMCG (товары повседневного спроса). Массовое же возвращение возможно только после достижения геополитических условий. У 10-20% ушедших компаний есть опционы на обратный выкуп бизнеса, остальным же придется заходить на рынок с нуля.
Кажется, этот март станет рекордным по масштабу событий в российских технологиях: в Ростове-на-Дону запустили завод электроники с невероятной производительностью, а в Иране создадут совместное производство чипов, работающее на российских разработках.
Но обо всем по порядку.
Бештау: от первых мониторов к полному технологическому циклу
Группа компаний "Бештау" открыла новый завод в Ростове-на-Дону площадью 2,5 тыс. м – это первый этап проекта с инвестициями 8 млрд рублей, о котором мы уже писали. Производственная мощность – 750 тысяч компонентов в час (!) при годовом объеме 500 тыс. комплектующих для компьютерной техники.
К 2028 масштабы умножатся – площадь производства увеличят до 9 тыс. кв. м, создав 700 рабочих мест.
Результаты: по итогам 2024 года объем производства электронных устройств составил 325 тыс. (рост более чем в три раза за год). В ближайших планах компании – производство ноутбуков (мощность – до 100 тыс. штук в год) и литий-ионных батарей.
Совсем неплохо для компании, начавшей свой путь в 2021 с производства мониторов.
Российско-иранское сотрудничество: мозги наши, производство общее
Параллельно Зеленоградский нанотехнологический центр (ЗНТЦ) и иранский Штаб по развитию нано- и микротехнологий подписали меморандум о совместном производстве электроники.
Интегратором выступит Россия. Это одна из первых попыток РФ освоить зарубежные рынки со своими технологиями – сейчас в Иране нет ни одного подобного проекта.
На начальном этапе будут производить литографическое оборудование (для печати чипов), телекоммуникационные мультиплексоры и различные датчики для автомобилей.
Проект получится ресурсоемкий: для понимания, стоимость производства одного литографа для печати пластин 350 нм (0,35 мкм) – $4,5 млн.
Научной базы и компетенций России в разработке электронной компонентной базы для выхода на Иранский рынок более чем достаточно.
Но обо всем по порядку.
Бештау: от первых мониторов к полному технологическому циклу
Группа компаний "Бештау" открыла новый завод в Ростове-на-Дону площадью 2,5 тыс. м – это первый этап проекта с инвестициями 8 млрд рублей, о котором мы уже писали. Производственная мощность – 750 тысяч компонентов в час (!) при годовом объеме 500 тыс. комплектующих для компьютерной техники.
К 2028 масштабы умножатся – площадь производства увеличят до 9 тыс. кв. м, создав 700 рабочих мест.
Результаты: по итогам 2024 года объем производства электронных устройств составил 325 тыс. (рост более чем в три раза за год). В ближайших планах компании – производство ноутбуков (мощность – до 100 тыс. штук в год) и литий-ионных батарей.
Совсем неплохо для компании, начавшей свой путь в 2021 с производства мониторов.
Российско-иранское сотрудничество: мозги наши, производство общее
Параллельно Зеленоградский нанотехнологический центр (ЗНТЦ) и иранский Штаб по развитию нано- и микротехнологий подписали меморандум о совместном производстве электроники.
Интегратором выступит Россия. Это одна из первых попыток РФ освоить зарубежные рынки со своими технологиями – сейчас в Иране нет ни одного подобного проекта.
На начальном этапе будут производить литографическое оборудование (для печати чипов), телекоммуникационные мультиплексоры и различные датчики для автомобилей.
Проект получится ресурсоемкий: для понимания, стоимость производства одного литографа для печати пластин 350 нм (0,35 мкм) – $4,5 млн.
Научной базы и компетенций России в разработке электронной компонентной базы для выхода на Иранский рынок более чем достаточно.
Сколько ни признавай WB и Ozon монополистами, а монополистами они от этого быть не перестанут.
Аналитики INFOLine опубликовали свежий рейтинг крупнейших онлайн-продавцов России. В 2024 году рынок e-commerce вырос на 37% до 11,3 трлн рублей – теперь е-ком занимает свыше 20% всех розничных продаж в стране.
Wildberries и Ozon укрепили позиции и теперь контролируют 56,7% рынка. В топ-10 также вошли компании экосистемы Сбера, активы Яндекса, DNS, X5 Retail Group, "Все инструменты", "М.Видео-Эльдорадо", "ВкусВилл" и Lamoda.
AliExpress впервые не попал в рейтинг – платформа полностью переключилась на трансграничную торговлю.
Прогнозируется, что в 2025 онлайн-продажи вырастут еще на 32% – до 14,9 трлн рублей. Драйверами роста станут малые города, рассрочки и рекламные услуги.
Аналитики INFOLine опубликовали свежий рейтинг крупнейших онлайн-продавцов России. В 2024 году рынок e-commerce вырос на 37% до 11,3 трлн рублей – теперь е-ком занимает свыше 20% всех розничных продаж в стране.
Wildberries и Ozon укрепили позиции и теперь контролируют 56,7% рынка. В топ-10 также вошли компании экосистемы Сбера, активы Яндекса, DNS, X5 Retail Group, "Все инструменты", "М.Видео-Эльдорадо", "ВкусВилл" и Lamoda.
AliExpress впервые не попал в рейтинг – платформа полностью переключилась на трансграничную торговлю.
Прогнозируется, что в 2025 онлайн-продажи вырастут еще на 32% – до 14,9 трлн рублей. Драйверами роста станут малые города, рассрочки и рекламные услуги.
Министр труда и социальной защиты Антон Котяков поведал о кадровом прогнозе до 2030-го.
Из интересного:
• Основные тренды сохранятся, т.е. главными специалистами на рынке труда останутся квалифицированные рабочие: "в горизонте пяти лет 70% дополнительной кадровой потребности, включая замещение выходящих на пенсию,— это грамотные, хорошо обученные "синие воротнички". Рабочие профессии уже сегодня хорошо оплачиваются, особенно при наличии некоторого опыта. И этот тренд сохранится".
• сохранится востребованность IT-специалистов: "дополнительно к числу занятых в этой сфере за пять лет предстоит подготовить еще 102 тыс. программистов и аналитиков программного обеспечения".
• продолжится сбалансирование национального рынка труда - "чтобы не было в субъектах ни избытка безработных, ни дефицита работников". Котяков привел в качестве примера кейса АвтоВаза и Ингушетии - в регионе с высокой безработицей организовали набор на предприятие с дефицитом кадров. Регион помогает с организацией переезда, а министерство компенсирует заводу часть его расходов на релокацию специалистов. Все довольны.
Из интересного:
• Основные тренды сохранятся, т.е. главными специалистами на рынке труда останутся квалифицированные рабочие: "в горизонте пяти лет 70% дополнительной кадровой потребности, включая замещение выходящих на пенсию,— это грамотные, хорошо обученные "синие воротнички". Рабочие профессии уже сегодня хорошо оплачиваются, особенно при наличии некоторого опыта. И этот тренд сохранится".
• сохранится востребованность IT-специалистов: "дополнительно к числу занятых в этой сфере за пять лет предстоит подготовить еще 102 тыс. программистов и аналитиков программного обеспечения".
• продолжится сбалансирование национального рынка труда - "чтобы не было в субъектах ни избытка безработных, ни дефицита работников". Котяков привел в качестве примера кейса АвтоВаза и Ингушетии - в регионе с высокой безработицей организовали набор на предприятие с дефицитом кадров. Регион помогает с организацией переезда, а министерство компенсирует заводу часть его расходов на релокацию специалистов. Все довольны.
Forwarded from Fashion retail
Одежду исключительно в оффлайн магазинах покупают 15% россиян
В продолжение темы про падение трафика, на который влияет переход покупателей в онлайн, мы получили результаты нового опроса от Яндекс Рекламы. Оказывается, теперь 30% россиян покупают одежду и обувь омниканально (как онлайн, так и офлайн), а 15% – только в магазинах. Учитывая, что это выборка по всем возрастам от 18–64 года, можно предположить, что доля людей до 35 лет там совсем мизерная.
При этом доля онлайн-покупателей одежды выросла за 2024 год на 5 п.п. до 55%. Интересно, что около 50% респондентов покупают одежду и обувь преимущественно напрямую у брендов, и 36% из них – онлайн в интернет-магазинах и приложениях. За интересом покупателей устремляются растущие траты ритейлеров – в 2024 году компании увеличили инвестиции в продвижение собственных сайтов и приложений на 41%, а траты на рекламу приложений выросли на 54%.
Но стоит помнить про требования респондентов в городах с населением свыше 100 тыс. чел. – каждый второй откажется от покупки одежды, если придется платить за доставку. При этом время от первого поиска до покупки сократилось на 20% за 2024 год, то есть, мы видим тренд на ускорение принятия решений. Возможно, на это влияет и удобство возврата онлайн-покупок.
В продолжение темы про падение трафика, на который влияет переход покупателей в онлайн, мы получили результаты нового опроса от Яндекс Рекламы. Оказывается, теперь 30% россиян покупают одежду и обувь омниканально (как онлайн, так и офлайн), а 15% – только в магазинах. Учитывая, что это выборка по всем возрастам от 18–64 года, можно предположить, что доля людей до 35 лет там совсем мизерная.
При этом доля онлайн-покупателей одежды выросла за 2024 год на 5 п.п. до 55%. Интересно, что около 50% респондентов покупают одежду и обувь преимущественно напрямую у брендов, и 36% из них – онлайн в интернет-магазинах и приложениях. За интересом покупателей устремляются растущие траты ритейлеров – в 2024 году компании увеличили инвестиции в продвижение собственных сайтов и приложений на 41%, а траты на рекламу приложений выросли на 54%.
Но стоит помнить про требования респондентов в городах с населением свыше 100 тыс. чел. – каждый второй откажется от покупки одежды, если придется платить за доставку. При этом время от первого поиска до покупки сократилось на 20% за 2024 год, то есть, мы видим тренд на ускорение принятия решений. Возможно, на это влияет и удобство возврата онлайн-покупок.
Будущее алкоритейла (и ритейла в принципе) туманно
В прошлом месяце в некоторых регионах начали выдавливать алкомаркеты.
Смысл ужесточения регуляторки ясен как день – борьба за здоровье россиян. Но чтобы понимать, с чем мы имеем дело, стоит так же ясно осознавать и издержки: что будет с отраслью и торговлей в принципе?
Разберем на примере двух регионов:
Радикальный подход
В Вологодской области с 1 марта 2025 года продажа алкоголя разрешена только два часа в день – с 12:00 до 14:00. В праздники – запрещена вообще.
Результаты не заставили себя ждать: спустя неделю продажи алкоголя в регионе упали на 50%.
Ритейлеры (не только в сфере алкомаркетов) бьют тревогу – алкоголь приносит от 15% до 40% оборота магазина, и эти потери просто так не компенсируешь, установив распродажу на б/а и другие рекреационные продукты.
Из 2,8 тысяч точек, торгующих алкоголем в регионе, уже закрылись 227.
"Балтика" предупреждает, что падение легальных продаж чревато ростом теневого рынка – прогнозируют, что покупать фальсификат будут через чат-боты и онлайн-площадки.
Селективные ограничения
В Подмосковье избрали более точечный подход: с 1 сентября будут запрещены алкомаркеты на первых этажах жилых домов, если их двери выходят во двор. При этом разрешаются магазины с входом со стороны проезжей части, а для ресторанов сделаны исключения.
Но даже этот, более мягкий, вариант затронет свыше 1500 объектов, а из крупняка – 260 магазинов "Красное&Белое", 140 точек "Бристоль", 90 магазинов "Винлаб" и 60 точек "Ароматный мир".
Выход: либо трансформировать ассортимент (у тех же "Красное&Белое" только 30% выручки приходится на алкоголь), либо закрываться.
Роста рынка суррогатов боятся и тут, но уже не бизнес, а регулятор – Росалкогольтабакконтроль: говорят, что закрытие легальных точек может спровоцировать рост нелегальной торговли. Нет легальных точек продаж - нет возможности проверить качество товара как сейчас. А значит, вместо ожидаемого оздоровления нации мы рискуем получить обратный эффект.
Не проверим – не узнаем, но до такого доводить все-таки не хочется.
В прошлом месяце в некоторых регионах начали выдавливать алкомаркеты.
Смысл ужесточения регуляторки ясен как день – борьба за здоровье россиян. Но чтобы понимать, с чем мы имеем дело, стоит так же ясно осознавать и издержки: что будет с отраслью и торговлей в принципе?
Разберем на примере двух регионов:
Радикальный подход
В Вологодской области с 1 марта 2025 года продажа алкоголя разрешена только два часа в день – с 12:00 до 14:00. В праздники – запрещена вообще.
Результаты не заставили себя ждать: спустя неделю продажи алкоголя в регионе упали на 50%.
Ритейлеры (не только в сфере алкомаркетов) бьют тревогу – алкоголь приносит от 15% до 40% оборота магазина, и эти потери просто так не компенсируешь, установив распродажу на б/а и другие рекреационные продукты.
Из 2,8 тысяч точек, торгующих алкоголем в регионе, уже закрылись 227.
"Балтика" предупреждает, что падение легальных продаж чревато ростом теневого рынка – прогнозируют, что покупать фальсификат будут через чат-боты и онлайн-площадки.
Селективные ограничения
В Подмосковье избрали более точечный подход: с 1 сентября будут запрещены алкомаркеты на первых этажах жилых домов, если их двери выходят во двор. При этом разрешаются магазины с входом со стороны проезжей части, а для ресторанов сделаны исключения.
Но даже этот, более мягкий, вариант затронет свыше 1500 объектов, а из крупняка – 260 магазинов "Красное&Белое", 140 точек "Бристоль", 90 магазинов "Винлаб" и 60 точек "Ароматный мир".
Выход: либо трансформировать ассортимент (у тех же "Красное&Белое" только 30% выручки приходится на алкоголь), либо закрываться.
Роста рынка суррогатов боятся и тут, но уже не бизнес, а регулятор – Росалкогольтабакконтроль: говорят, что закрытие легальных точек может спровоцировать рост нелегальной торговли. Нет легальных точек продаж - нет возможности проверить качество товара как сейчас. А значит, вместо ожидаемого оздоровления нации мы рискуем получить обратный эффект.
Не проверим – не узнаем, но до такого доводить все-таки не хочется.
История с курьерами, которые начинают развозить ширпортреб с маркетплейсов и суши с лапшой, уходя с родных заводов, обрастает новыми интересными подробностями.
Оказывается, нет жесткого профессионального перехода - годами работал резчиком по металлу или плавильщиком, а теперь ушел в курьеры без дороги назад.
Всё на самом деле гибче: зачастую в течение одного года люди успевают поработать и курьером, и квалифицированным спецом на своем предприятии.
В курьеры идут во второй половине года (конец отпусков, новогодние праздники) - когда в сфере обслуживания растут зарплаты (курьер при полной загрузке может рассчитывать на 140 тыс. руб. в месяц), а вот когда траты населения сокращаются и загрузка падает - то возвращаются к стабильным заработкам на производстве (в среднем 100-115 тысяч).
По сути - отходники XXI века.
И эти процессы хорошо бы понимать тем спикерам, которые предлагают простые решения (запретить/ограничить) для непростых проблем, к которым относится кадровая. Ведь оказывается, что курьером в мегаполисе и "синим воротничком" из моногорода - один и тот же человек.
Оказывается, нет жесткого профессионального перехода - годами работал резчиком по металлу или плавильщиком, а теперь ушел в курьеры без дороги назад.
Всё на самом деле гибче: зачастую в течение одного года люди успевают поработать и курьером, и квалифицированным спецом на своем предприятии.
В курьеры идут во второй половине года (конец отпусков, новогодние праздники) - когда в сфере обслуживания растут зарплаты (курьер при полной загрузке может рассчитывать на 140 тыс. руб. в месяц), а вот когда траты населения сокращаются и загрузка падает - то возвращаются к стабильным заработкам на производстве (в среднем 100-115 тысяч).
По сути - отходники XXI века.
И эти процессы хорошо бы понимать тем спикерам, которые предлагают простые решения (запретить/ограничить) для непростых проблем, к которым относится кадровая. Ведь оказывается, что курьером в мегаполисе и "синим воротничком" из моногорода - один и тот же человек.
Теперь официально: Россия – главный импортер авто из КНР
По данным Китайской ассоциации легковых автомобилей (CPCA), в 2024 году Китай продал в Россию 1 млн автомобилей – это в семь раз больше, чем в 2022.
Россия официально стала крупнейшим экспортным рынком для китайского автопрома – 30% авто из Поднебесной идут в РФ.
2/3 рынка – за Chery, Geely и Great Wall (последний бренд – старожил в РФ: их было много уже в нулевые). Для понимания темпов экспансии – еще в апреле 2024 китайские авто занимали лишь 55%.
Но в РФ этим довольны не все
Теперь импортные пошлины на китайские автомобили выросли примерно до $7500 по сравнению с $5790 ранее. Это существенно затормозило ввоз китайских авто.
Но китайскую экспансию не поддерживают не только в кабмине:
• Бизнес. Гендиректор "АвтоВАЗа" прямо говорит, что приток китайских автомобилей представляет угрозу автопрому. Решение России о повышении пошлин – это в т. ч. о нежелании становиться "свалкой для избыточных мощностей в Китае", которые ограничивают рост промышленности.
• Потребители. 10% россиян категорически отказываются покупать китайский автомобиль, 28% – только если "припрет". 15% вообще не видят в "китайцах" никаких преимуществ.
Основные претензии – низкая антикоррозийность кузовов, сложный интерфейс с обилием функций и невысокое качество внутренних компонентов.
По данным Китайской ассоциации легковых автомобилей (CPCA), в 2024 году Китай продал в Россию 1 млн автомобилей – это в семь раз больше, чем в 2022.
Россия официально стала крупнейшим экспортным рынком для китайского автопрома – 30% авто из Поднебесной идут в РФ.
2/3 рынка – за Chery, Geely и Great Wall (последний бренд – старожил в РФ: их было много уже в нулевые). Для понимания темпов экспансии – еще в апреле 2024 китайские авто занимали лишь 55%.
Но в РФ этим довольны не все
Теперь импортные пошлины на китайские автомобили выросли примерно до $7500 по сравнению с $5790 ранее. Это существенно затормозило ввоз китайских авто.
Но китайскую экспансию не поддерживают не только в кабмине:
• Бизнес. Гендиректор "АвтоВАЗа" прямо говорит, что приток китайских автомобилей представляет угрозу автопрому. Решение России о повышении пошлин – это в т. ч. о нежелании становиться "свалкой для избыточных мощностей в Китае", которые ограничивают рост промышленности.
• Потребители. 10% россиян категорически отказываются покупать китайский автомобиль, 28% – только если "припрет". 15% вообще не видят в "китайцах" никаких преимуществ.
Основные претензии – низкая антикоррозийность кузовов, сложный интерфейс с обилием функций и невысокое качество внутренних компонентов.
Цифры SuperJob отличаются: в металлургии вакансий стало больше на 17%, а в сфере добычи руд – на 14%. По данным HeadHunter, металлургические компании разместили на платформе 466 тысяч вакансий, а прирост составил 19% к 2023 году. Но в общем, что там, что там – очевидный дефицит рабочей силы.
Что происходит?
Весь последний год металлурги ищут не айтишников, а специалистов, готовых работать "руками". Со стороны соискателей интерес прослеживается не особо.
Причины дефицита – в миксе отраслевых и общестрановых проблем:
1. Разрушение системы профтехобразования
2. Демографические ямы
3. Отток молодежи из промышленных городов
4. Конкуренция с "курьерками" и другими отраслями с низким входным порогом.
В итоге вместо тяжелой работы на удаленном карьере молодежь выбирает сопоставимую зарплату в комфортных городских условиях.
Предприятия пытаются привлечь кадры через корпоративные университеты технологическое партнерство с другими вузами, стипендиальные программы для студентов и переобучение имеющихся сотрудников. "Северсталь", НЛМК и "Норникель" открывают базовые кафедры, развивают промышленный туризм и даже практикуют "реверсивное наставничество" – когда молодые специалисты обучают более опытных цифровым навыкам.
Бонусом – маркетинг и мягкая сила: развитие промышленного туризма, работа с молодежью через TikTok – все это рассчитано на повышение репутации этой сферы занятости. Роботизация на фоне охлаждения экономики пока что на стопе.
Но пока что больших результатов нет: к 2030 году нехватка квалифицированных кадров может достичь 2-4 млн человек.
Что происходит?
Весь последний год металлурги ищут не айтишников, а специалистов, готовых работать "руками". Со стороны соискателей интерес прослеживается не особо.
Причины дефицита – в миксе отраслевых и общестрановых проблем:
1. Разрушение системы профтехобразования
2. Демографические ямы
3. Отток молодежи из промышленных городов
4. Конкуренция с "курьерками" и другими отраслями с низким входным порогом.
В итоге вместо тяжелой работы на удаленном карьере молодежь выбирает сопоставимую зарплату в комфортных городских условиях.
Предприятия пытаются привлечь кадры через корпоративные университеты технологическое партнерство с другими вузами, стипендиальные программы для студентов и переобучение имеющихся сотрудников. "Северсталь", НЛМК и "Норникель" открывают базовые кафедры, развивают промышленный туризм и даже практикуют "реверсивное наставничество" – когда молодые специалисты обучают более опытных цифровым навыкам.
Бонусом – маркетинг и мягкая сила: развитие промышленного туризма, работа с молодежью через TikTok – все это рассчитано на повышение репутации этой сферы занятости. Роботизация на фоне охлаждения экономики пока что на стопе.
Но пока что больших результатов нет: к 2030 году нехватка квалифицированных кадров может достичь 2-4 млн человек.
Ситуация со "Светофором" – все хуже
Напомним: два месяца назад Роспотребнадзор начал масштабные проверки магазинов сети после жалоб депутатов. Началось всё с сигналов в ведомство о том, что в сети грубо нарушаются правила маркировки товаров. Тогда и выяснилось, что ритейлер торговал просрочкой и "серыми" товарами. Итог - изъяли почти 300 тонн небезопасной продукции. Потом инспекторы обнаружили тараканов, мух, просрочку и антисанитарию – точки начали закрываться.
За это время положение сети стало лишь тяжелее. Роспотребнадзор проверил 1485 объектов "Светофора" в 45 регионах России, изъяв более 300 тонн небезопасной продукции. Как итог – закрыто 76 магазинов, составлено 2,7 тыс. протоколов и наложены штрафы на сумму более 1,2 млн рублей.
В Москве временно закрыты магазины в Новокосино, Тушинском, Нагатинском и Симоновском районах на срок от 60 до 90 суток. По данным "Яндекс.Карт", из 15 точек уже не работает шесть, а по информации 2ГИС – девять из 24.
Что удивительно – сеть не сдается
"Светофор" планирует обжаловать 17 протоколов Роспотребнадзора, считая действия регулятора "неправомерными". В компании утверждают, что в актах проверок нет серьезных нарушений, а вменяемая статья о "нарушении требований технических регламентов" (предусматривающая штрафы до 1 млн рублей) не соответствует обнаруженным недостаткам вроде деформированной консервной банки или вскрытого пакета с гречкой.
Как можно понять, 17 апелляций на 2700 протоколов не вполне достаточно, чтобы решить проблемы сети.
Перспективы "Светофора" выглядят сомнительно. Его выручка падала и до этой истории (на 2,2% до 286,3 млрд за девять месяцев 2024), но текущие закрытия падение лишь разгонят. В феврале ФНС даже решила ликвидировать АО "Инвест Стандарт", владеющее магазинами сети в Центральном и Северо-Западном округах.
Закроется ли "Светофор" с концами? Точно нет (что не исключает возможность полного ребрендинга).
Потеряет ли он лидерство? Точно да: кажется, уже в этом квартале первое место по выручке среди дискаунтеров займет "Чижик".
Напомним: два месяца назад Роспотребнадзор начал масштабные проверки магазинов сети после жалоб депутатов. Началось всё с сигналов в ведомство о том, что в сети грубо нарушаются правила маркировки товаров. Тогда и выяснилось, что ритейлер торговал просрочкой и "серыми" товарами. Итог - изъяли почти 300 тонн небезопасной продукции. Потом инспекторы обнаружили тараканов, мух, просрочку и антисанитарию – точки начали закрываться.
За это время положение сети стало лишь тяжелее. Роспотребнадзор проверил 1485 объектов "Светофора" в 45 регионах России, изъяв более 300 тонн небезопасной продукции. Как итог – закрыто 76 магазинов, составлено 2,7 тыс. протоколов и наложены штрафы на сумму более 1,2 млн рублей.
В Москве временно закрыты магазины в Новокосино, Тушинском, Нагатинском и Симоновском районах на срок от 60 до 90 суток. По данным "Яндекс.Карт", из 15 точек уже не работает шесть, а по информации 2ГИС – девять из 24.
Что удивительно – сеть не сдается
"Светофор" планирует обжаловать 17 протоколов Роспотребнадзора, считая действия регулятора "неправомерными". В компании утверждают, что в актах проверок нет серьезных нарушений, а вменяемая статья о "нарушении требований технических регламентов" (предусматривающая штрафы до 1 млн рублей) не соответствует обнаруженным недостаткам вроде деформированной консервной банки или вскрытого пакета с гречкой.
Как можно понять, 17 апелляций на 2700 протоколов не вполне достаточно, чтобы решить проблемы сети.
Перспективы "Светофора" выглядят сомнительно. Его выручка падала и до этой истории (на 2,2% до 286,3 млрд за девять месяцев 2024), но текущие закрытия падение лишь разгонят. В феврале ФНС даже решила ликвидировать АО "Инвест Стандарт", владеющее магазинами сети в Центральном и Северо-Западном округах.
Закроется ли "Светофор" с концами? Точно нет (что не исключает возможность полного ребрендинга).
Потеряет ли он лидерство? Точно да: кажется, уже в этом квартале первое место по выручке среди дискаунтеров займет "Чижик".