ЕБИТДА – Telegram
ЕБИТДА
33.7K subscribers
2.11K photos
25 videos
1.62K links
Кто, сколько и как зарабатывает деньги в России. Госрегулирование. Индустрия. Власть.

На связи @ebitda_redaktor
Download Telegram
Forwarded from Spydell_finance (Paul Spydell)
Экономика РФ показывает признаки замедления

Индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности в январе вырос на 3.1% г/г (минимальные темпы с августа-сентября 2024) после локального ускорения на 7.5% г/г в дек.24 на фоне реализации гособоронзаказа.

По отношению к янв.23 рост на 8.7%, а к янв.22 (последний докризисный месяц) рост на 6.2%.

• Сглаженная трехмесячная средняя показывает рост 5% г/г и +8.5% за три года (ноя.24-янв.25 к ноя.21-янв.22). Это данные в реальном выражении (с учетом инфляции).

• Шестимесячная средняя – рост на 3.8% г/г и +9.3% за три год (авг.24-янв.25 к авг.21-янв.22).

• За последние 12 месяцев – рост на 4.7% г/г и +9.9% за три год.

По сглаженному 12м темпу пиковый рост достигал 7.5% в апр.24, а перед СВО рост достигал почти 8% на фоне постковидного восстановления.

В соответствии с нормализованным трендом 2017-2019 средний темп был в диапазоне 3.6-3.8%, текущий потенциал около 3-3.2% годовых, если исключить локальный всплеск экономической активности в декабре.

По слабым данным в январе пока нельзя делать выводов о формировании нисходящего тренда экономической активности особенно после аномального сильного декабря.

В соответствии с трендом 2017-2019 текущий уровень индекса выпуска товаров и услуг находится на 0.8% выше тренда, полностью компенсировав потери в кризисы 2020 и 2022, но удержаться выше и закрепиться преимущество будет сложно из-за консолидации совокупности негативных факторов (дорогой кредит, вынужденное замедление бюджетного импульса из-за необходимости удержать дефицит бюджета, ресурсные, кадровые и технологические ограничения), что формирует потенциал роста около 1.5% в год.

Основной негативный вклад внесла добыча полезных ископаемых и обслуживающие добычу сектора (эффект санкций на нефтегаз) в совокупности с сильным замедлением в обработке, также есть замедление в строительстве, но на высокой базе после сильных декабрьских показателей.

По оценке Минэкономразвития России, в январе 2025 года ВВП превысил уровень прошлого года на +3.0% г/г с явной тенденцией на замедление по сравнению с ростом на уровне 3.8% г/г в 4кв24.

По остальным показателям более подробно в следующих материалах.
В 2024-м объем закупок крупнейших заказчиков у малого и среднего бизнеса вырос более чем на 20%, впервые превысив 9,6 трлн рублей, 905 млрд из которых пришлись на поставки инновационной продукции.

Количество самих предприятий, которые участвуют в поставках госзаказчикам также возросло - до 226 тыс. (+6,1% к 2023-му).
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Wylsacom (11,5 млн подписчиков на YouTube) выдает базу: санкции помогли развить российский технологический сектор, который показал рост во многих сегментах:

"Это очень быстрая и эффективная работа, в которую никто не верил, но она произошла, и это достижение наших специалистов и технологий"

Проседает пока, правда, потребительский сектор, но там тоже ждут прорыв за счёт партнёрства с китайскими товарищами.
Пока мы тут рассуждаем о судьбе е-кома и крупных маркетплейсов, может показаться, что розница развиваться перестала

Это не правда.

Растут не только крупные сети, но и самые кондовые форматы торговли: например, вендинг – да, заработки операторов торговых автоматов продолжают расти.

Объем выручки вендеров вырос по сравнению с 2021 годом в 1,6 раза (почти до 20 млрд руб.), а больше всего этим бизнесом занимаются в Москве – около 1150 предпринимателей, в основном представители микро- и малого бизнеса. Дефицит кадров только простимулировал рост этого формата.

Впрочем, этому тренду в столице может прийти конец, и дело – опять в налогах и сборах.

У вендинга проблемы

С 2025 в столице ставка торгового сбора для вендинговых аппаратов вырастет на 97,6% – с 5,2 до 10,2 тыс. руб. за автомат раз в квартал.

Такой рост власти объясняют применением коэффициента-дефлятора с учетом накопленной инфляции с 2015 года.

Для бизнеса это критично: средняя выручка одного торгового автомата в Москве – 35 тыс. руб. в месяц, а чистая прибыль – всего 6 тыс. руб. После увеличения сбора владельцы будут выплачивать с аппарата по 3,4 тыс. руб. в месяц – половина всей прибыли.

Союз операторов торговых автоматов (СОТА) уже направил обращения мэру, главам Минпромторга и Минэконома. Прогноз СОТА: более 50% автоматов в местах с небольшим трафиком – библиотеках, спортивных школах и поликлиниках – закроются, а отток инвестиций из индустрии составит 1 млрд руб.

Позиция власти

В столичном департаменте экономической политики настаивают: за девять лет с момента введения в 2015 ставки торгового сбора увеличивались всего раз – на 5,8% в 2024. Нынешняя индексация – это про учет инфляции в соответствии с налоговым кодексом.

Главный аргумент чиновников: для добросовестных предпринимателей торговый сбор не создает дополнительную налоговую нагрузку, поскольку уменьшает налог на прибыль или единый налог по упрощенной системе налогообложения.
Только 10% иностранных фирм, продолжающих работать в России, сейчас сокращают или приостанавливают свою деятельность, тогда как 18% компаний ее расширяют (данные Американской торговой палаты в России).

Санкции и контрсанкции серьезно сказались на качестве бизнес-процессов компаний - у 45% снизился объем продаж в РФ, а 9 из 10 компаний потеряли от 10 до 50% доли российского рынка.
Развязка истории, как ФАС на маркетплейсы наехал.

Напомним: Ozon и Wildberries выставляли скидки на товары (и товары на распродажу) без согласия продавцов. Эта история продолжалась больше года, пока в начале прошлого месяца ФАС не потребовал устранить все проблемы до 28 февраля.

Результат: маркетплейсы проблему не исправили. Вместо этого они... попросили отсрочку!

Ozon и WB подтвердили, что принимают меры, но оказалось, что "полная техническая реализация требований ФАС" в отведенные сроки уложиться никак не может.

Маркетплейсы подали ходатайства о продлении до конца марта. ФАС дал согласие и даже признал запрашиваемые сроки обоснованными. К сожалению, все это время (если не будет новых отсрочек) селлеры продолжат реализовывать товары по ценам, которые они не согласовывали.

Ситуация хорошо показывает, насколько гиганты е-кома не спешат исправляться и слушать тех, кто приносит им деньги. Первые обещания о блокировке автоакций они дали еще осенью. По факту – МП приступили к решению проблемы только под угрозой антимонопольного дела (но и здесь продолжают тянуть время).

Кстати, на маркетплейсы в ФАС жаловались не только из-за скидок – селлеры также недовольны "индексом цен" – он рассчитывается автоматически и часто приравнивает товары разных производителей к идентичным. Посмотрим, дойдет ли дело до еще одного предупреждения.
Импортозамещение вина сбалансируют

Минпромторг РФ предлагает установить долю российского вина в ритейле на уровне 20%. Ведомство начинает с "умеренных объемов" с потенциалом дальнейшего роста.

Ввести российскую полку предлагают по несколько раз в год – обычно это системные инициативы по общему квотированию всех товаров в ритейле и е-коме.

Бизнес и регулятор обычно
выступают против таких проектов, поэтому с недавних пор "полки" стали отраслевыми – власть предлагает поэтапный ввод фиксированной доли российских товаров.

Виноделы требуют гораздо большего. Отраслевые ассоциации периодически призывают к введению заградительных 200% пошлин на вина из стран НАТО и увеличению "российской полки" до 50%. Отдельные стейкхолдеры из власти требуют нарастить долю в общепите до 70%.

Бизнес-интересы индустрии очевидны – 1) производители пытаются закрепиться на рынке; 2) чиновники хотят форсированно развить отрасль. Но последняя инициатива – про реалистичный подход: здесь Минпромторг пытается сохранить баланс между защитой производителя, помощью ритейлу и HoReCa (которым будет нечего продавать, если поток иностранных вин обрубят резко), и интересами потребителей.

Новую конфигурацию российской полки обсудят с бизнесом и профильными министерствами. Итоговый документ внесут в Госдуму этой весной, а рассмотрят уже в осеннюю сессию. На данный момент принципиальных замечаний, блокирующих возможность принятия законопроекта, нет.
Идеальный пример того, как не надо заниматься пиаром рабочих специальностей среди зумеров.

"Объяснять ценность труда для человечества" - это что-то из душных методичек 1970-х, которые отчасти и привели к падению производительности труда и запредельному цинизму среди работающих. Особенно когда их произносили кабинетные кадры, которые сами в это уже не верили.

Даже если вынести за скобки материальные блага и соцподдержку, которые гарантирует работа (почти для всех - это критерий №1), то упор надо делать на то, что выбранная профессия или конкретное место работы - современные и модные. Или которые можно сделать модными, в конце концов, усилиями тех же зумеров - "идите на завод и становитесь стримерами".

На 36-й год рыночных отношений в стране некоторым пора уже принять тот факт, что материальные ценности - не преступны.
Всего их на данный момент - больше 4,5 млн.

Росту способствовали развитие цифровых сервисов и маркетплейсов, увеличение доходов населения, доступные меры господдержки и уход иностранных компаний из РФ.

Наиболее популярные виды деятельности среди ИП:

• электронная торговля (338 тыс.)
• грузовые перевозки (214 тыс.)
• розничная торговля (134 тыс.)
РСПП и торговая палата США ищут выход из войны санкций

Представители РСПП и Американской торговой палаты (крупнейшая в США лоббистская организация) возобновили контакты. Главы обеих организаций (Александр Шохин и Роберт Эйджи) говорят, что переговоры идут хорошо, и снятие санкций – очень реальная перспектива.

По оценкам, потери американского бизнеса от ухода из РФ составили около $300 млрд.

К чему удалось прийти:

1. Приоритет – авиация. Речь о гражданских самолетах – начать хотят с поставок запчастей и техобслуживания. Здесь не столько коммерческий интерес, сколько гуманитарная необходимость и безопасность пассажиров. Шансы на снятие санкций – высокие.

2. Снятие запрета на инвестиции. Американские компании (~150 продолжают работать в РФ) хотят возобновить инвестиции в свой бизнес. Не только в части маркетинга, но и в торговле и производстве. Сейчас инвестировать в один из крупнейших потребительских рынков мира они не могут по закону.

3. SWIFT. Переподключение банков к SWIFT – это трудно реализуемая вещь (во всяком случае, на короткой дистанции), но продолжать диалог в этом направлении готовы обе стороны.

4. Тяжелый люкс. Запрет на поставку предметов роскоши и косметики оказался малоэффективным, но американцы потеряли долю рынка. Обе стороны – за снятие ограничений.

5. Возвращение бизнеса. Эйджи считает, что в 2025 в Россию могут вернуться 4-5 американских компаний – в основном из FMCG (товары повседневного спроса). Массовое же возвращение возможно только после достижения геополитических условий. У 10-20% ушедших компаний есть опционы на обратный выкуп бизнеса, остальным же придется заходить на рынок с нуля.
Кажется, этот март станет рекордным по масштабу событий в российских технологиях: в Ростове-на-Дону запустили завод электроники с невероятной производительностью, а в Иране создадут совместное производство чипов, работающее на российских разработках.

Но обо всем по порядку.

Бештау: от первых мониторов к полному технологическому циклу

Группа компаний "Бештау" открыла новый завод в Ростове-на-Дону площадью 2,5 тыс. м – это первый этап проекта с инвестициями 8 млрд рублей, о котором мы уже писали. Производственная мощность – 750 тысяч компонентов в час (!) при годовом объеме 500 тыс. комплектующих для компьютерной техники.

К 2028 масштабы умножатся – площадь производства увеличят до 9 тыс. кв. м, создав 700 рабочих мест.

Результаты: по итогам 2024 года объем производства электронных устройств составил 325 тыс. (рост более чем в три раза за год). В ближайших планах компании – производство ноутбуков (мощность – до 100 тыс. штук в год) и литий-ионных батарей.

Совсем неплохо для компании, начавшей свой путь в 2021 с производства мониторов.

Российско-иранское сотрудничество: мозги наши, производство общее

Параллельно Зеленоградский нанотехнологический центр (ЗНТЦ) и иранский Штаб по развитию нано- и микротехнологий подписали меморандум о совместном производстве электроники.

Интегратором выступит Россия. Это одна из первых попыток РФ освоить зарубежные рынки со своими технологиями – сейчас в Иране нет ни одного подобного проекта.

На начальном этапе будут производить литографическое оборудование (для печати чипов), телекоммуникационные мультиплексоры и различные датчики для автомобилей.

Проект получится ресурсоемкий: для понимания, стоимость производства одного литографа для печати пластин 350 нм (0,35 мкм) – $4,5 млн.

Научной базы и компетенций России в разработке электронной компонентной базы для выхода на Иранский рынок более чем достаточно.
Сколько ни признавай WB и Ozon монополистами, а монополистами они от этого быть не перестанут.

Аналитики INFOLine опубликовали свежий рейтинг крупнейших онлайн-продавцов России. В 2024 году рынок e-commerce вырос на 37% до 11,3 трлн рублей – теперь е-ком занимает свыше 20% всех розничных продаж в стране.

Wildberries и Ozon укрепили позиции и теперь контролируют 56,7% рынка. В топ-10 также вошли компании экосистемы Сбера, активы Яндекса, DNS, X5 Retail Group, "Все инструменты", "М.Видео-Эльдорадо", "ВкусВилл" и Lamoda.

AliExpress впервые не попал в рейтинг – платформа полностью переключилась на трансграничную торговлю.

Прогнозируется, что в 2025 онлайн-продажи вырастут еще на 32% – до 14,9 трлн рублей. Драйверами роста станут малые города, рассрочки и рекламные услуги.
Министр труда и социальной защиты Антон Котяков поведал о кадровом прогнозе до 2030-го.

Из интересного:

• Основные тренды сохранятся, т.е. главными специалистами на рынке труда останутся квалифицированные рабочие: "в горизонте пяти лет 70% дополнительной кадровой потребности, включая замещение выходящих на пенсию,— это грамотные, хорошо обученные "синие воротнички". Рабочие профессии уже сегодня хорошо оплачиваются, особенно при наличии некоторого опыта. И этот тренд сохранится".

• сохранится востребованность IT-специалистов: "дополнительно к числу занятых в этой сфере за пять лет предстоит подготовить еще 102 тыс. программистов и аналитиков программного обеспечения".

• продолжится сбалансирование национального рынка труда - "чтобы не было в субъектах ни избытка безработных, ни дефицита работников". Котяков привел в качестве примера кейса АвтоВаза и Ингушетии - в регионе с высокой безработицей организовали набор на предприятие с дефицитом кадров. Регион помогает с организацией переезда, а министерство компенсирует заводу часть его расходов на релокацию специалистов. Все довольны.
Forwarded from Fashion retail
Одежду исключительно в оффлайн магазинах покупают 15% россиян

В продолжение темы про падение трафика, на который влияет переход покупателей в онлайн, мы получили результаты нового опроса от Яндекс Рекламы. Оказывается, теперь 30% россиян покупают одежду и обувь омниканально (как онлайн, так и офлайн), а 15% – только в магазинах. Учитывая, что это выборка по всем возрастам от 18–64 года, можно предположить, что доля людей до 35 лет там совсем мизерная.

При этом доля онлайн-покупателей одежды выросла за 2024 год на 5 п.п. до 55%. Интересно, что около 50% респондентов покупают одежду и обувь преимущественно напрямую у брендов, и 36% из них – онлайн в интернет-магазинах и приложениях. За интересом покупателей устремляются растущие траты ритейлеров – в 2024 году компании увеличили инвестиции в продвижение собственных сайтов и приложений на 41%, а траты на рекламу приложений выросли на 54%.

Но стоит помнить про требования респондентов в городах с населением свыше 100 тыс. чел. – каждый второй откажется от покупки одежды, если придется платить за доставку. При этом время от первого поиска до покупки сократилось на 20% за 2024 год, то есть, мы видим тренд на ускорение принятия решений. Возможно, на это влияет и удобство возврата онлайн-покупок.
Будущее алкоритейла (и ритейла в принципе) туманно

В прошлом месяце в некоторых регионах начали выдавливать алкомаркеты.

Смысл ужесточения регуляторки ясен как день – борьба за здоровье россиян. Но чтобы понимать, с чем мы имеем дело, стоит так же ясно осознавать и издержки: что будет с отраслью и торговлей в принципе?

Разберем на примере двух регионов:

Радикальный подход

В Вологодской области с 1 марта 2025 года продажа алкоголя разрешена только два часа в день – с 12:00 до 14:00. В праздники – запрещена вообще.

Результаты не заставили себя ждать: спустя неделю продажи алкоголя в регионе упали на 50%.

Ритейлеры (не только в сфере алкомаркетов) бьют тревогу – алкоголь приносит от 15% до 40% оборота магазина, и эти потери просто так не компенсируешь, установив распродажу на б/а и другие рекреационные продукты.

Из 2,8 тысяч точек, торгующих алкоголем в регионе, уже закрылись 227.

"Балтика" предупреждает, что падение легальных продаж чревато ростом теневого рынка – прогнозируют, что покупать фальсификат будут через чат-боты и онлайн-площадки.

Селективные ограничения

В Подмосковье избрали более точечный подход: с 1 сентября будут запрещены алкомаркеты на первых этажах жилых домов, если их двери выходят во двор. При этом разрешаются магазины с входом со стороны проезжей части, а для ресторанов сделаны исключения.

Но даже этот, более мягкий, вариант затронет свыше 1500 объектов, а из крупняка – 260 магазинов "Красное&Белое", 140 точек "Бристоль", 90 магазинов "Винлаб" и 60 точек "Ароматный мир".

Выход: либо трансформировать ассортимент (у тех же "Красное&Белое" только 30% выручки приходится на алкоголь), либо закрываться.

Роста рынка суррогатов боятся и тут, но уже не бизнес, а регулятор – Росалкогольтабакконтроль: говорят, что закрытие легальных точек может спровоцировать рост нелегальной торговли. Нет легальных точек продаж - нет возможности проверить качество товара как сейчас. А значит, вместо ожидаемого оздоровления нации мы рискуем получить обратный эффект.

Не проверим – не узнаем, но до такого доводить все-таки не хочется.
История с курьерами, которые начинают развозить ширпортреб с маркетплейсов и суши с лапшой, уходя с родных заводов, обрастает новыми интересными подробностями.

Оказывается, нет жесткого профессионального перехода - годами работал резчиком по металлу или плавильщиком, а теперь ушел в курьеры без дороги назад.

Всё на самом деле гибче: зачастую в течение одного года люди успевают поработать и курьером, и квалифицированным спецом на своем предприятии.

В курьеры идут во второй половине года (конец отпусков, новогодние праздники) - когда в сфере обслуживания растут зарплаты (курьер при полной загрузке может рассчитывать на 140 тыс. руб. в месяц), а вот когда траты населения сокращаются и загрузка падает - то возвращаются к стабильным заработкам на производстве (в среднем 100-115 тысяч).

По сути - отходники XXI века.

И эти процессы хорошо бы понимать тем спикерам, которые предлагают простые решения (запретить/ограничить) для непростых проблем, к которым относится кадровая. Ведь оказывается, что курьером в мегаполисе и "синим воротничком" из моногорода - один и тот же человек.
Теперь официально: Россия – главный импортер авто из КНР

По данным Китайской ассоциации легковых автомобилей (CPCA), в 2024 году Китай продал в Россию 1 млн автомобилей – это в семь раз больше, чем в 2022.

Россия официально стала крупнейшим экспортным рынком для китайского автопрома – 30% авто из Поднебесной идут в РФ.

2/3 рынка – за Chery, Geely и Great Wall (последний бренд – старожил в РФ: их было много уже в нулевые). Для понимания темпов экспансии – еще в апреле 2024 китайские авто занимали лишь 55%.

Но в РФ этим довольны не все

Теперь импортные пошлины на китайские автомобили выросли примерно до $7500 по сравнению с $5790 ранее. Это существенно затормозило ввоз китайских авто.

Но китайскую экспансию не поддерживают не только в кабмине:

• Бизнес. Гендиректор "АвтоВАЗа" прямо говорит, что приток китайских автомобилей представляет угрозу автопрому. Решение России о повышении пошлин – это в т. ч. о нежелании становиться "свалкой для избыточных мощностей в Китае", которые ограничивают рост промышленности.

• Потребители. 10% россиян категорически отказываются покупать китайский автомобиль, 28% – только если "припрет". 15% вообще не видят в "китайцах" никаких преимуществ.

Основные претензии – низкая антикоррозийность кузовов, сложный интерфейс с обилием функций и невысокое качество внутренних компонентов.
Цифры SuperJob отличаются: в металлургии вакансий стало больше на 17%, а в сфере добычи руд – на 14%. По данным HeadHunter, металлургические компании разместили на платформе 466 тысяч вакансий, а прирост составил 19% к 2023 году. Но в общем, что там, что там – очевидный дефицит рабочей силы.

Что происходит?

Весь последний год металлурги ищут не айтишников, а специалистов, готовых работать "руками". Со стороны соискателей интерес прослеживается не особо.

Причины дефицита – в миксе отраслевых и общестрановых проблем:

1. Разрушение системы профтехобразования
2. Демографические ямы
3. Отток молодежи из промышленных городов
4. Конкуренция с "курьерками" и другими отраслями с низким входным порогом.

В итоге вместо тяжелой работы на удаленном карьере молодежь выбирает сопоставимую зарплату в комфортных городских условиях.

Предприятия пытаются привлечь кадры через корпоративные университеты технологическое партнерство с другими вузами, стипендиальные программы для студентов и переобучение имеющихся сотрудников. "Северсталь", НЛМК и "Норникель" открывают базовые кафедры, развивают промышленный туризм и даже практикуют "реверсивное наставничество" – когда молодые специалисты обучают более опытных цифровым навыкам.

Бонусом – маркетинг и мягкая сила: развитие промышленного туризма, работа с молодежью через TikTok – все это рассчитано на повышение репутации этой сферы занятости. Роботизация на фоне охлаждения экономики пока что на стопе.

Но пока что больших результатов нет: к 2030 году нехватка квалифицированных кадров может достичь 2-4 млн человек.
Ситуация со "Светофором" – все хуже

Напомним: два месяца назад Роспотребнадзор начал масштабные проверки магазинов сети после жалоб депутатов. Началось всё с сигналов в ведомство о том, что в сети грубо нарушаются правила маркировки товаров. Тогда и выяснилось, что ритейлер торговал просрочкой и "серыми" товарами. Итог - изъяли почти 300 тонн небезопасной продукции. Потом инспекторы обнаружили тараканов, мух, просрочку и антисанитарию – точки начали закрываться.

За это время положение сети стало лишь тяжелее. Роспотребнадзор проверил 1485 объектов "Светофора" в 45 регионах России, изъяв более 300 тонн небезопасной продукции. Как итог – закрыто 76 магазинов, составлено 2,7 тыс. протоколов и наложены штрафы на сумму более 1,2 млн рублей.

В Москве временно закрыты магазины в Новокосино, Тушинском, Нагатинском и Симоновском районах на срок от 60 до 90 суток. По данным "Яндекс.Карт", из 15 точек уже не работает шесть, а по информации 2ГИС – девять из 24.

Что удивительно – сеть не сдается

"Светофор" планирует обжаловать 17 протоколов Роспотребнадзора, считая действия регулятора "неправомерными". В компании утверждают, что в актах проверок нет серьезных нарушений, а вменяемая статья о "нарушении требований технических регламентов" (предусматривающая штрафы до 1 млн рублей) не соответствует обнаруженным недостаткам вроде деформированной консервной банки или вскрытого пакета с гречкой.

Как можно понять, 17 апелляций на 2700 протоколов не вполне достаточно, чтобы решить проблемы сети.

Перспективы "Светофора" выглядят сомнительно. Его выручка падала и до этой истории (на 2,2% до 286,3 млрд за девять месяцев 2024), но текущие закрытия падение лишь разгонят. В феврале ФНС даже решила ликвидировать АО "Инвест Стандарт", владеющее магазинами сети в Центральном и Северо-Западном округах.

Закроется ли "Светофор" с концами? Точно нет (что не исключает возможность полного ребрендинга).

Потеряет ли он лидерство? Точно да: кажется, уже в этом квартале первое место по выручке среди дискаунтеров займет "Чижик".