ЕБИТДА – Telegram
ЕБИТДА
33.7K subscribers
2.11K photos
25 videos
1.62K links
Кто, сколько и как зарабатывает деньги в России. Госрегулирование. Индустрия. Власть.

На связи @ebitda_redaktor
Download Telegram
Не все еще замерзло под ледяным навесом ключевой ставки: индекс PMI в сфере услуг в октябре вырос с 47 до 51,7 за месяц – это сильнейший рост с мая 2025 года.

Притом дело не только в сезонном росте деловой активности: фитнес-индустрия говорит, что рост продолжается в течение последних трех лет. Главный же сезонный подъем в спортзалах обычно приходится на весну, когда люди закупаются абонементами, чтобы "подкачаться" к лету.

Но рост этот неравномерен и наблюдается не везде:

Ресторанный бизнес фиксирует небольшое повышение активности, которое владельцы связано скорее с погодой и осенью – все вернулись из отпусков, следующие еще не уехали. Обороты растут, но это иллюзия: цены повысились, поэтому суммы физически больше. О росте прибыли речи не идет – добавочную стоимость подъедает инфляция.

Фешен-ритейл вообще не чувствует никакого роста. Теплая погода убивает продажи – товар не берут в начале сезона по полной цене, приходится уходить в глубокие скидки. Зима в том году была теплая, товар закупался по курсу ~100 руб/доллар и до сих пор лежит на складах. Катастрофически падает трафик в офлайн-магазинах, онлайн растет, но там выше комиссии.

Гостиничный бизнес подъем замечает: появляются гости, которые приезжают по трудовым нуждам на крупные объекты. Для отелей такая деловая активность критически важна – это основная опора в низкий сезон.
Ритейлеры недозаработали 20% выручки из-за экспансии маркетплейсов – об этом сообщает Центр финаналитики Сбера. Они же сообщают, что число торговых точек в непродовольственной рознице сократилось на 4% за год, а доля е-коммерсов в той же отрасли тем временем выросла с 18% до 32% за два года.

1. Сильнее всего пострадали сегменты одежды, электроники и детских товаров – там численность персонала сократилась на 10%. Маркетплейсы, тем временем, обладают более широким ассортиментом и ведут агрессивную ценовую политику.

2. Продуктовые магазины чувствуют себя значительно лучше. Покупатели все еще выбирают продукты лично. X5 Group остается крупнейшей ритейл-компанией страны по выручке, опережая все маркетплейсы, что подтверждает устойчивость офлайн-формата в продуктовом сегменте.

3. Перспективы офлайн-торговли туманны. Крупные бренды активно развивают собственные онлайн-каналы и присутствие на маркетплейсах, а потребители к удобствам е-кома уже привыкли.
Оттепель происходит не только на рынке услуг: "КАМАЗ", который с августа работал по сокращенной рабочей неделе из-за кризиса, возвращается на пятидневку.

Впрочем, ситуация с продажами у завода не то чтобы сильно выправилась: в октябре продажи грузовиков в РФ просели еще на 55% – "КАМАЗ" реализовал всего 1,3 тыс. машин. Но, видимо, этих объемов оказалось достаточно, чтобы расчистить завалы на складах (не будем забывать и про госзаказ).

Решение о возврате к полному графику приняли на финкомитете в конце октября. Окончательно решение, продлевать ли пятидневку на декабрь, примут в конце ноября.

А что легковые машины?

Здесь картина позитивнее. В октябре продажи новых легковушек подскочили на 35% к сентябрю – продано 165,7 тыс. машин. Это лучший результат за весь 2025 год, хотя и с падением на 3% относительно цифр за 2024.

Главный драйвер – ажиотаж перед повышением утильсбора с 1 декабря (изначально планировали на 1 ноября, но отсрочили).

Лидерство по-прежнему за LADA – 33,3 тыс. проданных машин (20% рынка). Следом Haval (26,1 тыс.) и Geely (14,2 тыс.). При этом весь авторынок за 10 месяцев просел на 20%.

Возможно, текущих продаж хватит, чтобы "АвтоВАЗ" тоже вернулся на полную рабочую неделю. Напомним, завод перешел на четырехдневку в сентябре и планирует работать так до конца года.
Двое крупнейших ритейлеров по-прежнему зарабатывают больше, чем оба крупнейших маркетплейса

В топ-10 крупнейших ритейлеров России X5 и "Магнит" заняли первое и четвертое места с выручкой 3,9 трлн и 3 трлн рублей соответственно. Между ними втиснулся Wildberries с 3,75 трлн рублей на второй позиции и Ozon с 2,8 трлн. Суммарная выручка двух традиционных гигантов – 6,9 трлн рублей – превысила совокупные 6,55 трлн маркетплейсов.

Других е-коммерсов в топ-10 нет вообще. Остальные места заняли классические сети: Mercury Retail Group ("Красное&Белое") с 1,6 трлн, "Лента" с 888 млрд, DNS с 740 млрд. Активно лезут в рейтинг дискаунтеры – "Светофор" попал в десятку с 380 млрд рублей, а сеть "Чижик" от X5 показала рекордный рост выручки на 110,7%.

Традиционный ритейл держится в топе за счет модернизации. Все лидеры развивают магазины "у дома" – у "Магнита" их уже 19 423, они дают 70% выручки. Онлайн-продажи и экспресс-доставка растут на 33,5% в год – то есть они неплохо конкурируют с е-коммерсами на их поле.

Сети агрессивно поглощают регионалов: "Магнит" купил "Дикси" и 33% "СамБери", "Лента" присоединила "Монетку" и открыла на Урале 650 новых магазинов за год. X5 идет на Восток – гигант впервые зашел в Якутию, Бурятию и Тыву.

Программы лояльности становятся сквозными, что снижает барьеры для покупок у саб-брендов: у "Магнита" единая система охватывает продуктовые сети, "Магнит Косметик" и онлайн – в ней 80,5 млн человек.

Но маркетплейсы наступают. Wildberries за год вырос на 52%, Ozon – на 64%. Их суммарная аудитория превысила 130 млн человек в месяц, это уровень соцсетей. Пунктов выдачи уже более 50 тысяч.

В непродуктовом сегменте растут только маркетплейсы. DNS пришлось вернуться на Ozon и Wildberries после пятилетнего бойкота. А "М.Видео – Эльдорадо" с убытком 10,3 млрд рублей ищет покупателя – ставка на собственный маркетплейс, по-видимому, не зашла.

Доля топ-100 ритейлеров достигла 62% товарооборота России и к концу года прогнозируется на уровне 68%. Рынок монополизируется, и осязаемым становится вопрос: кто кого в этом новом дивном мире поглотит первым.
Население Дальнего Востока России хотят увеличить на 1,8 млн человек к 2035 году – демографический и экономический рост планируется обеспечивать за счет многомиллиардных инфраструктурных проектов.

Их список недавно составил журнал "Компания". Вот главное, за чем стоит следить на Дальнем Востоке в ближайшие десять лет:

1. Развитие территорий опережающего развития (ТОР) – 2,8 трлн рублей

Механизм ТОРов с налоговыми льготами и упрощенным доступом к земле привлек более 550 резидентов. Почти всег деньги – частные (господдержка всего 200 млрд руб.).

Ключевые зоны: "Находка" развивается вокруг газификации и завода удобрений, "Большой Камень" становится судостроительным хабом, "Южная Якутия" специализируется на угледобыче.

2. Модернизация железнодорожной сети – 3,7 трлн рублей

Расширение БАМа и Транссиба должно увеличить провозную способность со 180 млн до 210-270 млн тонн к 2032. Построено около 970 км вторых путей, более 900 мостов.

Проблема – резкое сокращение финансирования в 2025 году до 75 млрд, почти в пять раз меньше прошлогоднего.

3. "Сила Сибири", Амурский ГПЗ и ГХК – 1,8 трлн рублей

Газопровод экспортирует до 38 млрд кубометров газа в Китай ежегодно до 2048.

Амурский ГПЗ мощностью 42 млрд кубометров введен в 2024. Амурский ГХК запустит производство полиэтилена и полипропилена в 2026-2027 годах мощностью 2,7 млн тонн. Параллельно идет газификация регионов – подключены более 80 населенных пунктов, цель к 2030 – 60% охвата.

4. Рыбопромышленный комплекс – 500 млрд рублей

Стратегия направлена на глубокую переработку вместо экспорта сырья. "Гидрострой" запустил два комплекса на Курилах, в 2025 планируется завод на Сахалине. "Дальневосточный рыбак" строит 11 судов. На Камчатке к 2030 появятся до 11 береговых заводов. Программа "Доступная рыба" обеспечила продажу населению более 1500 тонн в 2023, в 2025 ожидается свыше двух тысяч тонн.

5. Кластер "Звезда" и атомные ледоколы – 200-220 млрд рублей

Верфь в Большом Камне с портфелем более 60 судов, включая 26 заказов "Роснефти" и 15 газовозов "НОВАТЭКа".

Ключевой проект – атомный ледокол "Лидер", способный пробивать лед до 4,3 метра. Ввод в эксплуатацию – 2030 год. При полной загрузке создаются до 7,5 тыс. рабочих мест, построены более 2,5 тыс. квартир для сотрудников.

6. Сельское хозяйство – 100 млрд рублей

Общий объем агропродукции региона в 2024 составил 338 млрд рублей. "Таргет Агро" строит завод переработки сои мощностью 300 тыс. тонн, запуск в 2027. "Даниловка" возводит комплекс на 5,7 тыс. голов КРС с производством 25 тыс. тонн молока.

К 2026 объем выпуска должен вырасти на 12,5%.

7. Цифровизация и спутниковая связь – 100 млрд рублей

Проект устраняет цифровое неравенство через прокладку оптоволокна и спутниковую связь. В Приморье проложено 50 км линий, в Хабаровском крае – более 220 км. Новые линии ВОЛС длиной более 25 тыс. км должны обеспечить доступ к интернету в более чем 1300 населенных пунктах до 2030.

8. Утилизация атомных подлодок – 25 млрд рублей

Критично для снижения радиационного загрязнения морской среды, а следовательно и для туризма с рыбопромом.

С 1999 по 2022 утилизированы 82 советские АПЛ, затопленные в бухтах Разбойник и Чажма. Остаются два-три корпуса, подъем запланирован до 2030. Для понимания, утилизировать одну подлодку стоит 300-350 млн руб.

9. Туристический кластер "Три вулкана" – 67 млрд рублей

Камчатский кластер включает канатную дорогу на Авачинскую сопку, отели, горнолыжный с трассами 30 км. В июне инвесторы вложили более миллиарда рублей, строится система теплоснабжения и автодорога. Запуск первой очереди – до 2028. К 2030 турпоток должен вырасти до 700 тыс. человек в год, создаются 3 000 рабочих мест.

10. Логистические коридоры – 45 млрд рублей

FESCO увеличивает мощность Владивостокского порта с 750 тыс. до 1,2 млн TEU к 2028 году. В порту "Восточный" идет углубление до 15 метров, рост мощности на 30% до 2027. Совместно с РЖД расширяются подъездные пути, создан единый диспетчерский центр. Доставка контейнера Азия – Европа сократилась до 22 дней против 40-45 по Суэцкому каналу.
Самозанятых в России - уже почти 15 млн человек

ТОП-5 фактов о специальном налоговом режиме на конец 2025 года:

• Регионы-лидеры по числу самозанятых: Москва (2,2 млн), Мособласть (1+ млн), Санкт-Петербург (973 тыс.), Краснодарский край (733 тыс.)

• Каждый пятый россиянин - самозанятый

• Самые "самозанятые" сферы экономики: ремонт, авто, IT, beauty-рынок

• Рост самозанятых особенно заметен среди молодых россиян (15-20 лет) и в первую очередь - в сфере услуг

• Либеральные условия статуса приводят к злоупотреблениям: многие компании переводят сотрудников в статус самозанятых для оптимизации налоговых выплат
Это означает, что зарплатной гонке, кажется, пришел конец. Как и ожидалось, компании больше не могут тянуть безостановочный рост окладов в условиях высокой ключевой ставки, роста налогов и снижения выручки. Добивает ситуацию охлаждение на рынке труда.

Правда, коснется пока это не всех: IT-шники, инженеры (особенно из оборонки), а также занятые в строительстве и логистике пока продолжат снимать сливки с особенностей текущего экономического момента.

Что за этим последует? Из хорошего - обуздается инфляция. Из не очень - снизятся налоговые поступления в бюджет, а бизнес начнет чаще использовать серые схемы по найму и оплате труда.
Жизнь москвичей не будет прежней: рестораны бегут с Патриарших прудов

В 2024 году на Патриках закрылись 10 ресторанов. За последние полгода – еще порядка 15-ти. Многие из ушедших проработали меньше полугода.

Причины исхода рестораторов:

1. Огромные издержки на содержание. Для работы ресторана 100-250 м² заведению нужен оборот 30-45 млн рублей – вот настолько подорожала арендная плата и все остальное. Держим в голове, что кредиты нынче дорогие, а общепит – это низкомаржинальный бизнес.

2. Блогеры с Патриков. Как ни странно: раньше ЦА заведений была состоятельная элита – актеры и интеллигенция. Сейчас же на Патриаршие слетелись ширнармассы: блогеры привели за собой тысячи туристов, студентов и других представителей класса "средний-минус".

Вдовесок местные недовольны тем, во что превратился их район: каждый день – шум до 02:00 (летом же спать без берушей невозможно), гонки на авто и толпы народа.

На месте закрытых рестиков открываются масс-маркет магазины, кафе с демократичными ценами и точки навынос. Самый понтовый район Москвы стремительно теряет свой престиж.

Главным преемником Патриков называют Хамовники (Пречистенка, Остоженка) и Чистые пруды. Там много заведений, платежеспособных потребителей и не очень много зевак и блогеров. Пока.
Маркетплейсы устали от претензий регуляторов и решили соблюдать законы префайром: Wildberries, Ozon и "Авито" подписали меморандум о добросовестных практиках цифровых платформ.

Если проще, маркетплейсы обязуются досрочно исполнять требования закона о регулировании платформенной экономики (он вступает в силу только с 1 октября 2026). Площадки пообещали поддерживать российских производителей и повышать прозрачность сервисов. По словам главы Минэка Максима Решетникова, помочь в этом должен механизм цифровой маркировки "Честный знак", что и подтвердила со своей стороны Татьяна Ким - Wildberries уже сотрудничает с ЧС.

Кажется, что смысл этого документа такой же, что и у меморандума о намерениях у Пелевина: "мы все поняли, пусть только ФАС отстанет". Но и этого, кажется, оказалось недостаточно: в день подписания замруководителя администрации президента призвал площадки ограничить рост комиссий, назвал их поведение монопольным и пригрозил реакцией регулятора.

Показательно, что другие маркетплейсы меморандум не подписали: "Сбер" его все еще изучает, а "Яндекс" не увидел в документе главного – ограничения скидок за счет маркетплейсов (компания давно и последовательно к нему призывает).

Да и претензий у органов к другим игрокам особо нет.
40% компаний столкнулись с неплатежами со стороны контрагентов в III квартале 2025 года

Это значительно больше, чем во II квартале (тогда было чуть больше 25%). О таких показателях сообщает РСПП по результатам мониторинга 130 крупных компаний.

Всплеск неплатежей происходит на фоне общего замедления экономики – рост ВВП в III квартале составил всего 0,6% против 1,4% в начале года. Компании одновременно режут инвестпрограммы и сокращают производство, что создает эффект домино: один не платит другому, тот – третьему.

Другие проблемы бизнеса:

• Падение спроса на продукцию – столкнулись 34% компаний (было 30%)
• Сокращение инвестиций – 16% (было 9%)
• Уменьшение объемов производства – 13% (было 10%)
• Проблемы с доставкой – 15% (было 10%)

Что улучшилось

Кредиты стали доступнее – от слишком дорогих кредитов страдают лишь 16% компаний против 32% во II квартале. Также стало проще с зарубежными платежами: сложности испытывают только 3% бизнеса вместо прежних 13%.
Почти каждая четвертая компания в России сейчас - с просрочкой по кредитам. За год таких стало больше на 6%, а вот за последние два года - почти вдвое. Вырос и объем просрочек (на 7,2%).

Главный виновник - высокая ключевая. Сильнее всего это ударило по МСП, у которых нет доступа к дешевым (относительно) заемным деньгам.

Проблема №2 - снижение прибыли (за январь - август 2025-го компании заработали на 13% меньше, чем за то же время в 2024-м).
ЕБИТДА
Самозанятых в России - уже почти 15 млн человек ТОП-5 фактов о специальном налоговом режиме на конец 2025 года: • Регионы-лидеры по числу самозанятых: Москва (2,2 млн), Мособласть (1+ млн), Санкт-Петербург (973 тыс.), Краснодарский край (733 тыс.) • Каждый…
С 2026-го российские самозанятые смогут начать платить страховые взносы в Социальный фонд добровольно, чтобы получать выплаты по больничному или иметь пенсию выше минимальной.

Выглядит разумным решением - во всяком случае, когда у тебя в стране больше 10% населения выпадают из системы соцстрахования - ситуация не здоровая. Там и социальные, и даже политические риски могут последовать. Размер пакетов (35/50 тыс. руб.) - вполне подъемный
Forwarded from Банки, деньги, два офшора
У миллениалов стало меньше свободных денег на карте, за год показатель снизился на 1,7%, — до 38,4 тысячи рублей, рассказали в ВТБ. Объём свободных денег также упал у представителей поколения X, до 52,8 тысячи рублей, опустившись на 4%. У бэби-бумеров наоборот остаток на картах вырос на 1%, до 81,3 тысячи рублей. У родившихся в нулевые свободные средства также выросли на 26%, до 15,3 тысячи рублей. @bankrollo
Бренды закончили с экспансией экспериментами и перешли к оптимизации.

Те, кто не вывозит (причины разные: от роста налоговой нагрузки и возросших операционных расходов до зависимости от маркетплейсов) - закрываются. Особенно это касается сегмент малых и средних брендов.
Российский рынок общепита, основные характерные особенности
(на конец 2025 года)

• оборот рынка общественного питания за январь-сентябрь 2025 года составил 4,3–4,4 трлн рублей (в реальных ценах рост составил 7–8%)

• в России работает свыше 200 тыс. кафе и ресторанов - 90% новых ресторанов закрываются в первый год работы

• рынок московского общепита становится более динамичным и "молодым". Доля ресторанов, проработавших менее 1 года, выросла с 1,07% до 13,81%, доля кафе - с 2,13% до 17,56%

• продолжают активно развиваться доставки и дарк-кухни. За два года сегмент прибавил более 30%, а заказы на вынос и доставка в городах уже дают почти половину оборота

• падает количество заказов в классических кафе и ресторанах (-5% в Москве за октябрь-2025 по сравнению с октябрем 2024-го), одновременно растет трафик у фастфуд-сетей (+3% в Москве)

• причина смещения потребительского интереса: более низкий ценник (в условиях падения реальных расходов), развитие доставки и мобильных сервисов - при предсказуемом качестве

• часть гостей заведений общепита переориентируется на покупку готовой еды в магазинах (с октября-2024 по сентябрь-2025 объем продаж готовых блюд в продуктовых сетях вырос на 24,8% по сравнению с предыдущим периодом)

• на фоне снижения трафика в классических кафе и ресторанах многие сети ставят на оптимизацию расходов и внедрение новых инструментов, таких как ИИ
За 9 месяцев оборот рынка онлайн-продаж продуктов питания увеличился на 28% год к году (до 1,15 трлн руб.). Правда, за год рост замедлился более чем на 16%, а его существенная доля - продовольственная инфляция. На конец года доля онлайн в обороте продовольственной розницы остается сравнительно небольшой - 7,3%.

Драйвером дальнейшего роста может стать развитие экспресс-доставки, спрос на которую высок в городах-миллионниках. Но это потребует от игроков немалых допинвестиций в открытие дарксторов, складов и расширение штата.
В России по-прежнему 29 роботов на 10 тыс. работников, в то время как целевой показатель по нацпроекту "Средства производства и автоматизации" – 145 (это позволит РФ занять 25 место по уровню плотности роботизации).

Понять, в темпе ли РФ, получится уже через несколько месяцев, когда кончится календарный год и станут известны свежие данные. А пока – вот кейсы трех предприятий, которые тянут роботизацию вперед:

1. "Ронави Роботикс" (Москва)

Делают автономных мобильных роботов для складов – тех самых, что заменяют погрузчики и тележки. Флагман Ronavi H1500 таскает до 1,5 тонн и работает 8 часов без подзарядки.

Фишка – собственные алгоритмы навигации на базе ИИ. Роботы сами ориентируются в пространстве и синхронизируются между собой. Решение для работы с маленькими грузами тоже есть – недавно компания запустила серию ультракомпактных сортировщиков грузов до 10 кг (презентацию на выставке назвали "Балетом роботов" – вот настолько плавно и синхронно двигались машины).

2. "Роботех" (Пермь)

Производят промышленных роботов-манипуляторов грузоподъемностью 60-120 кг. Главное достижение – высокая степень локализации: уже есть свое литейное и обрабатывающее производство.

Другой повод для гордости – автоматическая система контроля брака на деревообработке: ИИ распознает 29 видов дефектов размером от 1 мм с точностью 98%.

3. "Эйдос Робототехника" (Казань)

Специализируются на интеллектуальных роботизированных ячейках и линиях. Есть собственное ПО, которое умеет управлять как своими, так и зарубежными манипуляторами.

Внедрили автоматическую линию сборки ПЭТ-кег для упаковочной отрасли. Производительность – 250 контейнеров в час. Роботы с техническим зрением взяли на себя всю монотонную работу по сборке и контролю качества, высвободив людей для более интересных задач.
С 2026 года маркетплейсы начнут регулировать иначе

Инициатором изменений выступил Минэк – глава ведомства Максим Решетников рассказал о планах в ходе Дня платформенной экономики.

Что изменится:

1. Интеграция с госреестрами. Маркетплейсы подключат к ~10 гос. системам, включая Честный знак, Роспатент и ФНС. WB уже верифицировали через Росаккредитацию более 20 млн товаров.

2. Возвраты. Сейчас работники ПВЗ возвращают даже те товары, которые испорчены покупателями – это приводит к убыткам продавцов. Минэк будет пресекать потребительский экстремизм.

3. Вопрос комиссий. Замглавы администрации президента Орешкин заявил о необходимости снижать комиссии платформ – они достигают 60% от стоимости товара. Селлеры жалуются: их налоговая нагрузка вырастет до 13% с 2026 года, а Ozon с оборота 2,7 трлн рублей заплатил всего 4 млрд налогов (0,1%).
Российские обувники бьют тревогу – маркетплейсы придумали схему по ввозу китайской обуви без пошлин и НДС и тем самым убивают обувную отрасль в России.

О схеме пишет BFM со ссылкой на сотрудника некой обувной компании: китайские фабрики размещают товар на российских маркетплейсах как будто для частных покупок. Формально 10 000 россиян заказывают себе одинаковые ботинки – каждый для личного пользования.

Маркетплейс собирает эти заказы в огромную партию, грузит контейнерами и ввозит в Россию. Юридически это не коммерческий импорт, а тысячи мелких покупок физлиц => никаких пошлин и НДС. Схема полностью легальная.

Результат: одни и те же ботинки российский производитель продает за 26 000 рублей (с НДС, пошлинами и сертификацией в 1 млн руб. за коллекцию), а китайцы через маркетплейс – за 5-7 тысяч. Плюс комиссия площадок: у россиян – до 47%, у китайцев – 12%. Конкурировать невозможно.

За год отрасль потеряла 134 игрока – закрывается по 2 фабрики в месяц. Это 13% сокращение ежегодно. Чебоксарская фабрика трекинговой обуви упала с 600 пар в день до 150, притом половина уходит на склад. Из 500 фабрик более-менее держатся только те сотни, что делают спецобувь.

По расчетам, бюджет недополучает 42 млрд рублей в год – только на обуви. Треть всей закупаемой обуви (около 200 млн пар) теперь идет напрямую из Китая мимо налогов.
Хорошие новости для тех, кто раньше торговал с США. Теперь снова можно отправлять с Штаты небольшие посылки с коммерческими образцами (с конца августа это опция была россиянам недоступна).

Для понимания. Коммерческий образец нужно отсылать не для того, чтобы дать возможность будущему покупателю пощупать продукцию. Покупатель в Штатах обязан иметь такой сертифицированный образец, чтобы ввезти официально большую партию в страну. А без них сделка невозможна.
Forwarded from ТАСС
Цена товара на маркетплейсе не должна меняться в зависимости от способа оплаты, иначе сложно отследить злоупотребления, заявила Набиуллина.