ЕБИТДА – Telegram
ЕБИТДА
33.7K subscribers
2.11K photos
25 videos
1.62K links
Кто, сколько и как зарабатывает деньги в России. Госрегулирование. Индустрия. Власть.

На связи @ebitda_redaktor
Download Telegram
ЕБИТДА
Россияне уже меньше хотят работать в крупных госкомпаниях. Уже каждый пятый опрошенный не хочет работать ни в одной из компаний из предложенного списка (это рекордный показатель). Компанией-мечты по-прежнему остается "Газпром" - но по сравнению с 2022-м желающих…
Соискатели теплого места в крупных компаниях чувствуют то, что подтверждают сухие цифры: крупные компании теряют в рентабельности по целому ряду причин (от снижения мировых цен на сырье и до ослабления господдержки в условиях бюджетного дефицита). Осложняется дело ростом долговой нагрузки.

Ситуация может стать более оптимистичной уже в 2026-м, но для этого нужно, чтобы сошлись два фактора: наступление геополитической стабильности и снижение кредитных ставок.
Forwarded from Без рецепта
ЕС побил пятилетний рекорд по закупке российских лекарств.

В сентябре этого года страны Евросоюза приобрели у России медикаментов на 7,6 млн евро — это максимум с декабря 2020 года и в 7,2 раза больше в месячном выражении, посчитали «РИА Новости» на основе данных Евростата. Год к году закупки выросли примерно в пять раз.

Суммарно за три квартала 2025 года ЕС ввёз лекарств из РФ на 26,9 млн евро, что вдвое больше, чем за аналогичный период 2024 года.

Больше всего российской фармпродукции внутри ЕС ввезли: Словения (6,5 млн евро) и Венгрия (951 тыс. евро).

Россия от европейских лекарств тоже не отказывается – в сентябре импорт увеличился на 14% в месячном выражении и на девять% — в годовом, до 553,8 млн евро. Однако годовая динамика по итогам трёх незначительна — плюс 1,1% (5,1 млрд евро).

Основные экспортёры в этом месяце:

🔘Германия (134,6 млн евро);
🔘Нидерланды (82,7 млн евро);
🔘Бельгия (78,1 млн евро);
🔘Словения (49 млн евро);
🔘Австрия (31 млн евро).

Без рецепта
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
За последние 10 лет в стране стало больше россиян, которые работают по полученной специальности.

Причин здесь может быть сразу несколько:

• зумеры стали тщательнее подходить к выборы профессии, чем их родители

• вырос спрос на "синие воротнички", а зарплата в той же промышленности многократно выросла
Тренд на унификацию условий и правил добрался до супермаркетов. А именно - появилось предложение (справедливое) уравнять санитарные нормы для общепита и супермаркетов, продающих готовую еду. Сейчас для первых правила значительно жестче.

Инициаторы изменений - рестораторы, которых поддержали в Госдуме.

"Рестораны и кафе обязаны соблюдать комплексные СанПиН, которые регламентируют планировку помещений, исключающую встречные потоки сырья и готовой продукции, организацию отдельной приточно-вытяжной вентиляции, производственный контроль по принципам ХАССП, строгие правила товарного соседства и маркировки инвентаря. В торговых залах магазинов с ограниченной площадью такие требования зачастую не выполняются. В конечном счете для потребителей готовая еда из торговых сетей содержит больше рисков, чем из заведений общественного питания"

И там, и там готовится еда - но продаваемая у ритейлеров "готовая еда" определяется как розничная торговля, а не общественное питание .

При этом, в крупных фастфуд-сетях процессы максимально автоматизированы и уровень стерильности, за редким исключением, достаточно высокий. А вот торговые сети не обязаны иметь отдельные помещения для приготовления пищи, специальные системы вентиляции или соблюдать те же требования к обработке посуды. По сути, поставил стол и стулья в торговом зале - и всё. На лицо - неравноправные условия для игроков одной отрасли.
Китай и Монголия проинвестируют в железную дорогу в Туве

Да, один из самых экономически депрессивных регионов России с труднопроходимой местностью получит иностранные инвестиции сразу от двух азиатских стран. Стоимость оценивают в 1 трлн рублей, построят дорогу к 2035 году, и она станет частью Центрально-евразийского транспортного коридора, который свяжет Россию, Монголию и Китай.

Схема следующая: Китай строит ЖД- и энергетическую инфраструктуру, а взамен получает право на разработку редкоземов, меди и других ископаемых в Туве. Ключевое – добыча будет идти через совместные с Россией предприятия и с условием экспорта исключительно продуктов глубокой переработки.

В итоге:

Россия получает критически важную инфраструктуру для развития Ангаро-Енисейского кластера по переработке редкоземов и доступ к китайским технологиям обогащения руд.

Китай – ресурсную базу и транзитный маршрут в обход традиционных путей.

Монголия – новый путь сообщения с важными экономическими партнерами.

Риски, впрочем, тоже есть: упадут цены на металлы – китайцы могут передумать.

Для России, которая на ресурсы совсем не бедна, такая схема может стать ключом к развитию депрессивных регионов. Ресурсы – актив временный: выкачал и все. А дорога, заводы, энергетика – это навеки. Остается инфраструктура, которая продолжит приносить деньги спустя десятилетия после того, как иностранцы вернут вложения и уйдут.
Дерипаска и Силуанов вступились за маркетплейсы в войне с банкирами

На обвинения в том, что е-ком недоплачивают налоги и ему пора бы запретить вести свою банковскую деятельность, Олег Дерипаска ответил, что чем требовать запрета на неконкурентные скидки – банкам бы начать с установки дисконта на свои продукты: в частности, на ипотеку и автокредиты.

В том, что OZON и WB агрегируют все больше денег населения, Дерипаска проблем не видит: десятки триллионов рублей со вкладов граждан перетекут в эти банки и будут финансировать производство поставщиков маркетплейсов и самих потребителей. Если банки хотят выжить – пусть делают более привлекательные условия, других вариантов нет.

Что до обвинений в неуплате налогов – Минфин пояснил, что продажа товаров на маркетплейсах продавцами по УСН без уплаты НДС – это законное право, а не налоговое правонарушение.

Однако зафиксированы отдельные случаи, когда недобросовестные лица ввозят товары в Россию без уплаты косвенных налогов, которые затем реализуются через маркетплейсы добросовестными покупателями. Для пресечения таких нарушений в 2026 году правительство внедрит систему подтверждения ожидания поставки товаров и снизит порог доходов для плательщиков на УСН, при котором начинается уплата НДС.​​​​​​​​​​​​​​​​
Время для открытия алкомаркетов нынче не самое благоприятное, но "Лента" видит цель и не видит препятствий.

Ритейлер активно развивает "Вингараж" – сеть алкогольных магазинов у дома. Первые точки открыли по Питеру и области еще весной 2024 года, но сейчас "Лента" пошла в наступление.

Все это – часть плана Мордашова по экспансии на рынке ритейла: алкомаркеты – один из самых низкозатратных и высокомаржинальных форматов розницы. В каждом магазине 1600-1700 позиций – от продуктов Fresh до эксклюзивных вин. Крупные сети вроде "Красное & Белое" и "Бристоль" показывают рекордные темпы роста по количеству точек, а федеральные ритейлеры уже вошли в пятерку импортеров алкоголя.

По этому же пути хочет пойти "Лента": снизить зависимость от дистрибуторов, развивая собственные марки и прямые поставки – получить контроль над ассортиментом и увеличить прибыль.

Есть "но".

Ключевой фактор успеха алкомаркетов – проходимость, а "Лента" делает ставку на быстрый запуск точек, жертвуя трафиком. Подобная стратегия уже провалилась с проектом "Мини Лента" (там тоже с локациями было очень плохо).

Пример – питерский магазин на пересечении Лифляндской и Обводного канала, где ЦА практически нет.
Доллар по 100₽ к концу года, да?

Помнится, месяца 3-4 назад такие прогнозы давали более-менее все финансисты. Сейчас мы подбираемся к концу календарного года с курсом, который лишь изредка переваливает за 80, а (относительный) позитив в международке укрепляет и без того крепкую нацвалюту.

Правда, предпринимателей такие новости радуют мало.

Сильный рубль снижает экспортные доходы, которые бизнес получает от покупателей напрямую или с иностранной валюты при конвертации. По словам главы РСПП Шохина, экспортные доходы компаний в РФ уже снизились на 20% по сравнению с планами 2025 года.

Одновременно массу денег снижает ключевая ставка, которая спровоцировала "инвестиционную базу". Одновременно с ростом налогов и сокращением льгот бизнесу становится тупо неоткуда брать деньги.

А когда внутреннему бизнесу тяжело, наступает время иностранцев (в нашем случае китайцев, которые с радостью пользуются минимальными барьерами на торговлю с Россией).

Кто в России от крепкого рубля выигрывает, так это потребители, которые закупаются импортной техникой по дешевке. Но только их интересы не равны интересам бизнеса, а те – государства.
Тут ректор "Горного" Литвиненко отметился экзотической инициативой: 1) сократить число инженерных вузов втрое; 2) после обучения выдавать лишь справку об обучении; 3) тех, кто хочет забрать диплом, отправлять на трехлетнюю отработку на производстве.

Всем, у кого от такой идеи может отпасть нижняя челюсть, Литвиненко заочно отвечает: ничего нового в этой идее нет – в США и Германии, мол, давно те же правила действуют, а Штаты вообще выпускают по 2000 инженеров в год, и ничего, хватает экономике.

Пока оставим за скобками само предложение. Проблема в том, что на международном уровне никто ничего подобного не практикует:

• США выпускают ~140 тысяч инженеров в год, а не 2000. Никаких запретов на выезд или обязательной отработки нет – есть лишь лицензирование для тех, кто хочет подписывать проекты под титулом Professional Engineer.

• В Германии дефицит инженеров (как и у нас), и государство инженерам жизнь лишь упрощает: завозит иностранных спецов, запускает программы поиска талантов.

• Обязательные отработки и правда есть, но совсем в другом формате. Канадские врачи отрабатывают госгранты в регионах, где врачей не хватает, но получают за это повышенные зарплаты и поддержку. А в Сингапуре студенты с госсубсидией обязаны три года работать в стране, но выбор работодателя – за ними (если что, обязательство можно выкупить).

Но главный нюанс в том, что введение подобных правил российской инженерии может неплохо так навредить.

С оттоком абитуриентов понятно: России технарей и так не хватает, а такая принудиловка может этот тренд разогнать. Сильные студенты будут уходить в смежные IT, финансы и менеджмент – туда, где нет отработок.

Затем – риск серых отработок: фиктивные практики – нынче повсеместная история даже в обычных вузах, где студентам нужно попрактиковаться 1-2 месяца. Если люди массово числятся инженерами, а на деле работают где угодно или вообще ничего не делают, кому от этого лучше?
Новый виток развития "гаражной экономики" - промысловики поняли, что бумеры из мегаполисов в приступе кризиса среднего возраста хотят чего-то настоящего (в перерывах между тыквенным латте и нетфликсом) - и с радостью начали делать деньги.
Около четверти опрошенных россиян заявили, что не копят и не имеют никаких сбережений, сообщил аналитический центр ВЦИОМ.

50% респондентов заявили, что у них есть сбережения и они пополняют их с разной регулярностью. Половина из тех, кто копит откладывают деньги на черный день или про запас. 35% делают накопления ради отдыха, 29% — на ремонт квартиры. Ответы сильно отличаются в зависимости от возраста опрошенных, отмечает «Коммерсант».
Не очень популярное мнение от эксперта. Да, можно долго иронизировать над ВАЗом, но есть и такая сторона российского машиностроения - вполне себе успешная.
Россияне оседлали западный тренд по деалкоголизации своей жизни - за последние 10 лет доля непьющих выросла в 1,5 раза и достигла сегодня 44%. А среди молодежи непьющий - каждый второй.

Алко-рынок не в восторге - за 10 месяцев этого года продажи алкоголя (без пива) снизились на 10,3% год к году. Частично - это следствие новых потребительских привычек, но не только. Постоянное повышение акцизов заставляет россиян задумываться над производством спиртного в домашних условиях, т.е. потребление становится более теневым.
Были ТЦ - стали склады

Кризис подтолкнул торговые центры к диверсификации своих площадей: площади частично переформатируют в склады. За год площадь таких помещений, выставленных операторами торгцентров, выросла в 7 раз.

У складов в ТЦ есть свои плюсы и минусы. Явно преимущество - ускоряется доставка и сокращаются расходы для компаний, представленных в торговом центре. Очевидный минус - цена выше, чем в обычных складах, при этом зоны погрузки/разгрузки в ТЦ не рассчитаны на большие мощности.
Forwarded from Proeconomics
Продолжая тему результатов импортозамещения в России после 2014 года.
На этой диаграмме мы видим, что по сравнению с 2018 годом в 2022 году категория «импорт есть, реальных российских аналогов нет» только выросла по трём главным категориям для российской промышленности. Например, в категории «машины и оборудование» эта доля выросла с 30% до 39%.

По сути, России надо импортозамещаться в первую очередь от Китая – так как он поставляет продукцию невысокого передела. А вот от импорта из «недружественных стран» отказаться по многим категориям просто невозможно. Например – по самолётам гражданской авиации, аналогов которых у Китая нет. То же касается микрочипов, сложного медицинского оборудования и компонентов (к примеру, для стоматологии), нефтегазового оборудования и т.д.

«Расширилась категория компаний, которые импортируют и отмечают отсутствие российских аналогов. Это может быть следствием более адекватной оценки существующих альтернатив», - отмечает автор исследований.
Переводя с экономического языка на русский, российские компании, попробовав создать импортозамещённые аналоги, поняли, что это пустая трата денег, сил и времени, и альтернативы импорту нет и не будет. Так, недавно осознали это явление для такой категории:

«Трёхлетний эксперимент по корпусированию процессоров Baikal M в Калининградской области прекращен, - сообщил гендиректор «Байкал Электроникс» Андрей Евдокимов. - «Кристаллов сейчас нет или их не хватает для того, чтобы собрать чипы и раздать партнёрам. Поэтому на развитие эксперимента мы не пошли, не было возможности».
(диаграмма - из доклада директора по экономической политике НИУ ВШЭ, директора Центра исследований структурной политики Юрия Симачёва – «Особенности политики импортозамещения в современных условиях», октябрь 2025)
Табачки и ноготочки ждут массовые закрытия: что ждет мелких предпринимателей в 2026 году

Прямо сейчас в СПб продается около 40% салонов красоты. В Москве на "Авито" свыше 500 объявлений о продаже готового бизнеса: владельцы бьюти-предприятий готовятся к резкому снижению маржинальности, которое ставит под вопрос целесообразность владения таким бизнесом.

Причина – в 2026 НДС снизится до 20 млн рублей годовой выручки, то есть около 1,7 млн в месяц. Все, что выше, будет облагаться 11% налога с оборота.

Как это изменит математику на практике, BFM рассказали сами владельцы салонов: те, кто раньше получали 150 тысяч рублей прибыли, после новых вычетов будут зарабатывать втрое меньше – 50 т.р. Налог съедает примерно 60% прибыли.

К чему это приведет? Снижение зарплат мастеров, закрытия салонов среднего сегмента, переформатирование в коворкинги для мастеров-арендаторов и уход в серую зону – бьюти-квартирники на дому. Впрочем, мастера-частники уже сейчас нередко пользуются бОльшим спросом, чем мастера в салонах, так что радикальных изменений в индустрии не последует – просто ускорится то, что и так происходило.

Ситуация у табачников примерно та же самая – розница будет переходить на новые условия налогообложения – но есть одно жирное "но": лицензирование торговли табаком.

Раньше ИП работал по патенту за 342 тысячи в год. Теперь их ждет переход на другую систему плюс обязательная лицензия. Этом при том, что маржинальность торговли сигаретами – всего 6%, а поднимать цены нельзя: максимальная стоимость указана на каждой пачке государством.

С появлением новых бюрократических издержек весь этот скромный доход может просто исчезнуть.

Табачники ждут, что 80% магазинов уйдут в серую зону, сигареты останутся только в крупном ретейле и сельских магазинах (для них есть исключения), а мелкие точки массово закроются.
В России растет занятость в креативных профессиях: с 2019 по 2024 число работающих в этой сфере выросло на 12,3% (НИУ ВШЭ). Темпы такого прироста - вчетверо выше, чем в среднем по экономике РФ за эти годы (+3,1%).

• почти каждый третий "креативщик" занимается информационно-коммуникационными технологиями, на втором месте - специалисты в области культуры и искусства, на третьем - "рекламщики" и пиарщики

• креативщик моложе среднестатистического работника ( креативных профессиях доля лиц в возрасте до 44 лет - 71,5%, в среднем по РФ - 57,5%)

• чаще всего "креативщики" имеют высшее образование (71,1%) - почти вдвое выше, чем в среднем по стране (36,6%)
Кто от налоговых реформ выигрывает однозначно – это книжные издательства: за год продажи книг по налоговому праву в России выросли на 33%. Связано это, очевидно, с последними обновлениями Налогового кодекса.

Что интересно, эксперты в области законодательства – бухгалтеры, аудиторы, консультанты – книги не покупают вообще: они пользуются несколькими проверенными базами вроде 1С (что логично: это и дешевле, и быстрее, и банально удобнее).

И получается, что весь спрос на налоговые книги обеспечивают предприниматели, у которых нет денег на юристов и которые копаются в законах самостоятельно.

Для понимания: продажи книг по потребительскому праву за год выросли на 29%, а по международному праву, напротив, упали – на 49%.
ВЦИОМ считает, что исчезновение деревень и моногородов – вопрос не далекого будущего, а ближайших десятков лет: со времен бэби-бума к 2030 году население села сократится больше, чем на треть. 38% готовы переехать в другой город за более высокой зарплатой, а 67% молодежи малых городов смотрят в будущее с пессимизмом.

Дело, конечно, не только в зарплатах: ВЦИОМ называет главными факторами оттока недостаточную инфраструктуру, ограниченные карьерные и образовательные возможности и отсутствие перспектив. Проще говоря, молодежь не видит смысла оставаться там, где нет ни больниц, ни вузов, ни шансов построить карьеру.

Местные связывают комфорт жизни в своем городе с властью: 52% надеются на местную, 37% – на региональную, 31% – на федеральную.

Обнадеживает одно: пока жители моногородов стремятся оттуда убежать, для туристов такие населенные пункты становятся все интереснее – больше половины россиян хотят побывать на экскурсии на промышленном предприятии, и правильная упаковка таких активностей может удержать город на плаву.
В России падает популярность франшиз региональных торговых сетей. Одновременно франшизы федеральных сетей активно наступают в регионах - для "федералов" это попытка справиться с давлением со стороны ФАС.
Forwarded from Банки, деньги, два офшора
ЦБ не против скидок на маркетплейсах, но выступает за равные условия для покупателей в способах оплаты. Важно, чтобы скидки были доступны всем и не зависели от карты того или иного банка, рассказал первый зампред ЦБ РФ Владимир Чистюхин.

Регулятор и крупные банки предлагают запретить маркетплейсам устанавливать более выгодные цены для держателей карт банков самих маркетплейсов, а также вкладывать средства в снижение цен товаров. Именно так можно обеспечить честную конкуренцию, защитить потребителей от скрытых наценок и дискриминации и не допустить удорожания товаров. «Ни одна позиция не предрешена. Я уверен, найдём наилучшее решение для того, чтобы и поддержать новую развивающуюся отрасль электронной коммерции, и одновременно с этим защитить потребителей», — добавил Чистюхин. @bankrollo