Тренд на унификацию условий и правил добрался до супермаркетов. А именно - появилось предложение (справедливое) уравнять санитарные нормы для общепита и супермаркетов, продающих готовую еду. Сейчас для первых правила значительно жестче.
Инициаторы изменений - рестораторы, которых поддержали в Госдуме.
"Рестораны и кафе обязаны соблюдать комплексные СанПиН, которые регламентируют планировку помещений, исключающую встречные потоки сырья и готовой продукции, организацию отдельной приточно-вытяжной вентиляции, производственный контроль по принципам ХАССП, строгие правила товарного соседства и маркировки инвентаря. В торговых залах магазинов с ограниченной площадью такие требования зачастую не выполняются. В конечном счете для потребителей готовая еда из торговых сетей содержит больше рисков, чем из заведений общественного питания"
И там, и там готовится еда - но продаваемая у ритейлеров "готовая еда" определяется как розничная торговля, а не общественное питание .
При этом, в крупных фастфуд-сетях процессы максимально автоматизированы и уровень стерильности, за редким исключением, достаточно высокий. А вот торговые сети не обязаны иметь отдельные помещения для приготовления пищи, специальные системы вентиляции или соблюдать те же требования к обработке посуды. По сути, поставил стол и стулья в торговом зале - и всё. На лицо - неравноправные условия для игроков одной отрасли.
Инициаторы изменений - рестораторы, которых поддержали в Госдуме.
"Рестораны и кафе обязаны соблюдать комплексные СанПиН, которые регламентируют планировку помещений, исключающую встречные потоки сырья и готовой продукции, организацию отдельной приточно-вытяжной вентиляции, производственный контроль по принципам ХАССП, строгие правила товарного соседства и маркировки инвентаря. В торговых залах магазинов с ограниченной площадью такие требования зачастую не выполняются. В конечном счете для потребителей готовая еда из торговых сетей содержит больше рисков, чем из заведений общественного питания"
И там, и там готовится еда - но продаваемая у ритейлеров "готовая еда" определяется как розничная торговля, а не общественное питание .
При этом, в крупных фастфуд-сетях процессы максимально автоматизированы и уровень стерильности, за редким исключением, достаточно высокий. А вот торговые сети не обязаны иметь отдельные помещения для приготовления пищи, специальные системы вентиляции или соблюдать те же требования к обработке посуды. По сути, поставил стол и стулья в торговом зале - и всё. На лицо - неравноправные условия для игроков одной отрасли.
Китай и Монголия проинвестируют в железную дорогу в Туве
Да, один из самых экономически депрессивных регионов России с труднопроходимой местностью получит иностранные инвестиции сразу от двух азиатских стран. Стоимость оценивают в 1 трлн рублей, построят дорогу к 2035 году, и она станет частью Центрально-евразийского транспортного коридора, который свяжет Россию, Монголию и Китай.
Схема следующая: Китай строит ЖД- и энергетическую инфраструктуру, а взамен получает право на разработку редкоземов, меди и других ископаемых в Туве. Ключевое – добыча будет идти через совместные с Россией предприятия и с условием экспорта исключительно продуктов глубокой переработки.
В итоге:
• Россия получает критически важную инфраструктуру для развития Ангаро-Енисейского кластера по переработке редкоземов и доступ к китайским технологиям обогащения руд.
• Китай – ресурсную базу и транзитный маршрут в обход традиционных путей.
• Монголия – новый путь сообщения с важными экономическими партнерами.
Риски, впрочем, тоже есть: упадут цены на металлы – китайцы могут передумать.
Для России, которая на ресурсы совсем не бедна, такая схема может стать ключом к развитию депрессивных регионов. Ресурсы – актив временный: выкачал и все. А дорога, заводы, энергетика – это навеки. Остается инфраструктура, которая продолжит приносить деньги спустя десятилетия после того, как иностранцы вернут вложения и уйдут.
Да, один из самых экономически депрессивных регионов России с труднопроходимой местностью получит иностранные инвестиции сразу от двух азиатских стран. Стоимость оценивают в 1 трлн рублей, построят дорогу к 2035 году, и она станет частью Центрально-евразийского транспортного коридора, который свяжет Россию, Монголию и Китай.
Схема следующая: Китай строит ЖД- и энергетическую инфраструктуру, а взамен получает право на разработку редкоземов, меди и других ископаемых в Туве. Ключевое – добыча будет идти через совместные с Россией предприятия и с условием экспорта исключительно продуктов глубокой переработки.
В итоге:
• Россия получает критически важную инфраструктуру для развития Ангаро-Енисейского кластера по переработке редкоземов и доступ к китайским технологиям обогащения руд.
• Китай – ресурсную базу и транзитный маршрут в обход традиционных путей.
• Монголия – новый путь сообщения с важными экономическими партнерами.
Риски, впрочем, тоже есть: упадут цены на металлы – китайцы могут передумать.
Для России, которая на ресурсы совсем не бедна, такая схема может стать ключом к развитию депрессивных регионов. Ресурсы – актив временный: выкачал и все. А дорога, заводы, энергетика – это навеки. Остается инфраструктура, которая продолжит приносить деньги спустя десятилетия после того, как иностранцы вернут вложения и уйдут.
Дерипаска и Силуанов вступились за маркетплейсы в войне с банкирами
На обвинения в том, что е-ком недоплачивают налоги и ему пора бы запретить вести свою банковскую деятельность, Олег Дерипаска ответил, что чем требовать запрета на неконкурентные скидки – банкам бы начать с установки дисконта на свои продукты: в частности, на ипотеку и автокредиты.
В том, что OZON и WB агрегируют все больше денег населения, Дерипаска проблем не видит: десятки триллионов рублей со вкладов граждан перетекут в эти банки и будут финансировать производство поставщиков маркетплейсов и самих потребителей. Если банки хотят выжить – пусть делают более привлекательные условия, других вариантов нет.
Что до обвинений в неуплате налогов – Минфин пояснил, что продажа товаров на маркетплейсах продавцами по УСН без уплаты НДС – это законное право, а не налоговое правонарушение.
Однако зафиксированы отдельные случаи, когда недобросовестные лица ввозят товары в Россию без уплаты косвенных налогов, которые затем реализуются через маркетплейсы добросовестными покупателями. Для пресечения таких нарушений в 2026 году правительство внедрит систему подтверждения ожидания поставки товаров и снизит порог доходов для плательщиков на УСН, при котором начинается уплата НДС.
На обвинения в том, что е-ком недоплачивают налоги и ему пора бы запретить вести свою банковскую деятельность, Олег Дерипаска ответил, что чем требовать запрета на неконкурентные скидки – банкам бы начать с установки дисконта на свои продукты: в частности, на ипотеку и автокредиты.
В том, что OZON и WB агрегируют все больше денег населения, Дерипаска проблем не видит: десятки триллионов рублей со вкладов граждан перетекут в эти банки и будут финансировать производство поставщиков маркетплейсов и самих потребителей. Если банки хотят выжить – пусть делают более привлекательные условия, других вариантов нет.
Что до обвинений в неуплате налогов – Минфин пояснил, что продажа товаров на маркетплейсах продавцами по УСН без уплаты НДС – это законное право, а не налоговое правонарушение.
Однако зафиксированы отдельные случаи, когда недобросовестные лица ввозят товары в Россию без уплаты косвенных налогов, которые затем реализуются через маркетплейсы добросовестными покупателями. Для пресечения таких нарушений в 2026 году правительство внедрит систему подтверждения ожидания поставки товаров и снизит порог доходов для плательщиков на УСН, при котором начинается уплата НДС.
Время для открытия алкомаркетов нынче не самое благоприятное, но "Лента" видит цель и не видит препятствий.
Ритейлер активно развивает "Вингараж" – сеть алкогольных магазинов у дома. Первые точки открыли по Питеру и области еще весной 2024 года, но сейчас "Лента" пошла в наступление.
Все это – часть плана Мордашова по экспансии на рынке ритейла: алкомаркеты – один из самых низкозатратных и высокомаржинальных форматов розницы. В каждом магазине 1600-1700 позиций – от продуктов Fresh до эксклюзивных вин. Крупные сети вроде "Красное & Белое" и "Бристоль" показывают рекордные темпы роста по количеству точек, а федеральные ритейлеры уже вошли в пятерку импортеров алкоголя.
По этому же пути хочет пойти "Лента": снизить зависимость от дистрибуторов, развивая собственные марки и прямые поставки – получить контроль над ассортиментом и увеличить прибыль.
Есть "но".
Ключевой фактор успеха алкомаркетов – проходимость, а "Лента" делает ставку на быстрый запуск точек, жертвуя трафиком. Подобная стратегия уже провалилась с проектом "Мини Лента" (там тоже с локациями было очень плохо).
Пример – питерский магазин на пересечении Лифляндской и Обводного канала, где ЦА практически нет.
Ритейлер активно развивает "Вингараж" – сеть алкогольных магазинов у дома. Первые точки открыли по Питеру и области еще весной 2024 года, но сейчас "Лента" пошла в наступление.
Все это – часть плана Мордашова по экспансии на рынке ритейла: алкомаркеты – один из самых низкозатратных и высокомаржинальных форматов розницы. В каждом магазине 1600-1700 позиций – от продуктов Fresh до эксклюзивных вин. Крупные сети вроде "Красное & Белое" и "Бристоль" показывают рекордные темпы роста по количеству точек, а федеральные ритейлеры уже вошли в пятерку импортеров алкоголя.
По этому же пути хочет пойти "Лента": снизить зависимость от дистрибуторов, развивая собственные марки и прямые поставки – получить контроль над ассортиментом и увеличить прибыль.
Есть "но".
Ключевой фактор успеха алкомаркетов – проходимость, а "Лента" делает ставку на быстрый запуск точек, жертвуя трафиком. Подобная стратегия уже провалилась с проектом "Мини Лента" (там тоже с локациями было очень плохо).
Пример – питерский магазин на пересечении Лифляндской и Обводного канала, где ЦА практически нет.
Доллар по 100₽ к концу года, да?
Помнится, месяца 3-4 назад такие прогнозы давали более-менее все финансисты. Сейчас мы подбираемся к концу календарного года с курсом, который лишь изредка переваливает за 80, а (относительный) позитив в международке укрепляет и без того крепкую нацвалюту.
Правда, предпринимателей такие новости радуют мало.
Сильный рубль снижает экспортные доходы, которые бизнес получает от покупателей напрямую или с иностранной валюты при конвертации. По словам главы РСПП Шохина, экспортные доходы компаний в РФ уже снизились на 20% по сравнению с планами 2025 года.
Одновременно массу денег снижает ключевая ставка, которая спровоцировала "инвестиционную базу". Одновременно с ростом налогов и сокращением льгот бизнесу становится тупо неоткуда брать деньги.
А когда внутреннему бизнесу тяжело, наступает время иностранцев (в нашем случае китайцев, которые с радостью пользуются минимальными барьерами на торговлю с Россией).
Кто в России от крепкого рубля выигрывает, так это потребители, которые закупаются импортной техникой по дешевке. Но только их интересы не равны интересам бизнеса, а те – государства.
Помнится, месяца 3-4 назад такие прогнозы давали более-менее все финансисты. Сейчас мы подбираемся к концу календарного года с курсом, который лишь изредка переваливает за 80, а (относительный) позитив в международке укрепляет и без того крепкую нацвалюту.
Правда, предпринимателей такие новости радуют мало.
Сильный рубль снижает экспортные доходы, которые бизнес получает от покупателей напрямую или с иностранной валюты при конвертации. По словам главы РСПП Шохина, экспортные доходы компаний в РФ уже снизились на 20% по сравнению с планами 2025 года.
Одновременно массу денег снижает ключевая ставка, которая спровоцировала "инвестиционную базу". Одновременно с ростом налогов и сокращением льгот бизнесу становится тупо неоткуда брать деньги.
А когда внутреннему бизнесу тяжело, наступает время иностранцев (в нашем случае китайцев, которые с радостью пользуются минимальными барьерами на торговлю с Россией).
Кто в России от крепкого рубля выигрывает, так это потребители, которые закупаются импортной техникой по дешевке. Но только их интересы не равны интересам бизнеса, а те – государства.
Тут ректор "Горного" Литвиненко отметился экзотической инициативой: 1) сократить число инженерных вузов втрое; 2) после обучения выдавать лишь справку об обучении; 3) тех, кто хочет забрать диплом, отправлять на трехлетнюю отработку на производстве.
Всем, у кого от такой идеи может отпасть нижняя челюсть, Литвиненко заочно отвечает: ничего нового в этой идее нет – в США и Германии, мол, давно те же правила действуют, а Штаты вообще выпускают по 2000 инженеров в год, и ничего, хватает экономике.
Пока оставим за скобками само предложение. Проблема в том, что на международном уровне никто ничего подобного не практикует:
• США выпускают ~140 тысяч инженеров в год, а не 2000. Никаких запретов на выезд или обязательной отработки нет – есть лишь лицензирование для тех, кто хочет подписывать проекты под титулом Professional Engineer.
• В Германии дефицит инженеров (как и у нас), и государство инженерам жизнь лишь упрощает: завозит иностранных спецов, запускает программы поиска талантов.
• Обязательные отработки и правда есть, но совсем в другом формате. Канадские врачи отрабатывают госгранты в регионах, где врачей не хватает, но получают за это повышенные зарплаты и поддержку. А в Сингапуре студенты с госсубсидией обязаны три года работать в стране, но выбор работодателя – за ними (если что, обязательство можно выкупить).
Но главный нюанс в том, что введение подобных правил российской инженерии может неплохо так навредить.
С оттоком абитуриентов понятно: России технарей и так не хватает, а такая принудиловка может этот тренд разогнать. Сильные студенты будут уходить в смежные IT, финансы и менеджмент – туда, где нет отработок.
Затем – риск серых отработок: фиктивные практики – нынче повсеместная история даже в обычных вузах, где студентам нужно попрактиковаться 1-2 месяца. Если люди массово числятся инженерами, а на деле работают где угодно или вообще ничего не делают, кому от этого лучше?
Всем, у кого от такой идеи может отпасть нижняя челюсть, Литвиненко заочно отвечает: ничего нового в этой идее нет – в США и Германии, мол, давно те же правила действуют, а Штаты вообще выпускают по 2000 инженеров в год, и ничего, хватает экономике.
Пока оставим за скобками само предложение. Проблема в том, что на международном уровне никто ничего подобного не практикует:
• США выпускают ~140 тысяч инженеров в год, а не 2000. Никаких запретов на выезд или обязательной отработки нет – есть лишь лицензирование для тех, кто хочет подписывать проекты под титулом Professional Engineer.
• В Германии дефицит инженеров (как и у нас), и государство инженерам жизнь лишь упрощает: завозит иностранных спецов, запускает программы поиска талантов.
• Обязательные отработки и правда есть, но совсем в другом формате. Канадские врачи отрабатывают госгранты в регионах, где врачей не хватает, но получают за это повышенные зарплаты и поддержку. А в Сингапуре студенты с госсубсидией обязаны три года работать в стране, но выбор работодателя – за ними (если что, обязательство можно выкупить).
Но главный нюанс в том, что введение подобных правил российской инженерии может неплохо так навредить.
С оттоком абитуриентов понятно: России технарей и так не хватает, а такая принудиловка может этот тренд разогнать. Сильные студенты будут уходить в смежные IT, финансы и менеджмент – туда, где нет отработок.
Затем – риск серых отработок: фиктивные практики – нынче повсеместная история даже в обычных вузах, где студентам нужно попрактиковаться 1-2 месяца. Если люди массово числятся инженерами, а на деле работают где угодно или вообще ничего не делают, кому от этого лучше?
Forwarded from Раньше всех. Ну почти.
Около четверти опрошенных россиян заявили, что не копят и не имеют никаких сбережений, сообщил аналитический центр ВЦИОМ.
50% респондентов заявили, что у них есть сбережения и они пополняют их с разной регулярностью. Половина из тех, кто копит откладывают деньги на черный день или про запас. 35% делают накопления ради отдыха, 29% — на ремонт квартиры. Ответы сильно отличаются в зависимости от возраста опрошенных, отмечает «Коммерсант».
50% респондентов заявили, что у них есть сбережения и они пополняют их с разной регулярностью. Половина из тех, кто копит откладывают деньги на черный день или про запас. 35% делают накопления ради отдыха, 29% — на ремонт квартиры. Ответы сильно отличаются в зависимости от возраста опрошенных, отмечает «Коммерсант».
Россияне оседлали западный тренд по деалкоголизации своей жизни - за последние 10 лет доля непьющих выросла в 1,5 раза и достигла сегодня 44%. А среди молодежи непьющий - каждый второй.
Алко-рынок не в восторге - за 10 месяцев этого года продажи алкоголя (без пива) снизились на 10,3% год к году. Частично - это следствие новых потребительских привычек, но не только. Постоянное повышение акцизов заставляет россиян задумываться над производством спиртного в домашних условиях, т.е. потребление становится более теневым.
Алко-рынок не в восторге - за 10 месяцев этого года продажи алкоголя (без пива) снизились на 10,3% год к году. Частично - это следствие новых потребительских привычек, но не только. Постоянное повышение акцизов заставляет россиян задумываться над производством спиртного в домашних условиях, т.е. потребление становится более теневым.
Были ТЦ - стали склады
Кризис подтолкнул торговые центры к диверсификации своих площадей: площади частично переформатируют в склады. За год площадь таких помещений, выставленных операторами торгцентров, выросла в 7 раз.
У складов в ТЦ есть свои плюсы и минусы. Явно преимущество - ускоряется доставка и сокращаются расходы для компаний, представленных в торговом центре. Очевидный минус - цена выше, чем в обычных складах, при этом зоны погрузки/разгрузки в ТЦ не рассчитаны на большие мощности.
Кризис подтолкнул торговые центры к диверсификации своих площадей: площади частично переформатируют в склады. За год площадь таких помещений, выставленных операторами торгцентров, выросла в 7 раз.
У складов в ТЦ есть свои плюсы и минусы. Явно преимущество - ускоряется доставка и сокращаются расходы для компаний, представленных в торговом центре. Очевидный минус - цена выше, чем в обычных складах, при этом зоны погрузки/разгрузки в ТЦ не рассчитаны на большие мощности.
Forwarded from Proeconomics
Продолжая тему результатов импортозамещения в России после 2014 года.
На этой диаграмме мы видим, что по сравнению с 2018 годом в 2022 году категория «импорт есть, реальных российских аналогов нет» только выросла по трём главным категориям для российской промышленности. Например, в категории «машины и оборудование» эта доля выросла с 30% до 39%.
По сути, России надо импортозамещаться в первую очередь от Китая – так как он поставляет продукцию невысокого передела. А вот от импорта из «недружественных стран» отказаться по многим категориям просто невозможно. Например – по самолётам гражданской авиации, аналогов которых у Китая нет. То же касается микрочипов, сложного медицинского оборудования и компонентов (к примеру, для стоматологии), нефтегазового оборудования и т.д.
«Расширилась категория компаний, которые импортируют и отмечают отсутствие российских аналогов. Это может быть следствием более адекватной оценки существующих альтернатив», - отмечает автор исследований.
Переводя с экономического языка на русский, российские компании, попробовав создать импортозамещённые аналоги, поняли, что это пустая трата денег, сил и времени, и альтернативы импорту нет и не будет. Так, недавно осознали это явление для такой категории:
«Трёхлетний эксперимент по корпусированию процессоров Baikal M в Калининградской области прекращен, - сообщил гендиректор «Байкал Электроникс» Андрей Евдокимов. - «Кристаллов сейчас нет или их не хватает для того, чтобы собрать чипы и раздать партнёрам. Поэтому на развитие эксперимента мы не пошли, не было возможности».
(диаграмма - из доклада директора по экономической политике НИУ ВШЭ, директора Центра исследований структурной политики Юрия Симачёва – «Особенности политики импортозамещения в современных условиях», октябрь 2025)
На этой диаграмме мы видим, что по сравнению с 2018 годом в 2022 году категория «импорт есть, реальных российских аналогов нет» только выросла по трём главным категориям для российской промышленности. Например, в категории «машины и оборудование» эта доля выросла с 30% до 39%.
По сути, России надо импортозамещаться в первую очередь от Китая – так как он поставляет продукцию невысокого передела. А вот от импорта из «недружественных стран» отказаться по многим категориям просто невозможно. Например – по самолётам гражданской авиации, аналогов которых у Китая нет. То же касается микрочипов, сложного медицинского оборудования и компонентов (к примеру, для стоматологии), нефтегазового оборудования и т.д.
«Расширилась категория компаний, которые импортируют и отмечают отсутствие российских аналогов. Это может быть следствием более адекватной оценки существующих альтернатив», - отмечает автор исследований.
Переводя с экономического языка на русский, российские компании, попробовав создать импортозамещённые аналоги, поняли, что это пустая трата денег, сил и времени, и альтернативы импорту нет и не будет. Так, недавно осознали это явление для такой категории:
«Трёхлетний эксперимент по корпусированию процессоров Baikal M в Калининградской области прекращен, - сообщил гендиректор «Байкал Электроникс» Андрей Евдокимов. - «Кристаллов сейчас нет или их не хватает для того, чтобы собрать чипы и раздать партнёрам. Поэтому на развитие эксперимента мы не пошли, не было возможности».
(диаграмма - из доклада директора по экономической политике НИУ ВШЭ, директора Центра исследований структурной политики Юрия Симачёва – «Особенности политики импортозамещения в современных условиях», октябрь 2025)
Табачки и ноготочки ждут массовые закрытия: что ждет мелких предпринимателей в 2026 году
Прямо сейчас в СПб продается около 40% салонов красоты. В Москве на "Авито" свыше 500 объявлений о продаже готового бизнеса: владельцы бьюти-предприятий готовятся к резкому снижению маржинальности, которое ставит под вопрос целесообразность владения таким бизнесом.
Причина – в 2026 НДС снизится до 20 млн рублей годовой выручки, то есть около 1,7 млн в месяц. Все, что выше, будет облагаться 11% налога с оборота.
Как это изменит математику на практике, BFM рассказали сами владельцы салонов: те, кто раньше получали 150 тысяч рублей прибыли, после новых вычетов будут зарабатывать втрое меньше – 50 т.р. Налог съедает примерно 60% прибыли.
К чему это приведет? Снижение зарплат мастеров, закрытия салонов среднего сегмента, переформатирование в коворкинги для мастеров-арендаторов и уход в серую зону – бьюти-квартирники на дому. Впрочем, мастера-частники уже сейчас нередко пользуются бОльшим спросом, чем мастера в салонах, так что радикальных изменений в индустрии не последует – просто ускорится то, что и так происходило.
Ситуация у табачников примерно та же самая – розница будет переходить на новые условия налогообложения – но есть одно жирное "но": лицензирование торговли табаком.
Раньше ИП работал по патенту за 342 тысячи в год. Теперь их ждет переход на другую систему плюс обязательная лицензия. Этом при том, что маржинальность торговли сигаретами – всего 6%, а поднимать цены нельзя: максимальная стоимость указана на каждой пачке государством.
С появлением новых бюрократических издержек весь этот скромный доход может просто исчезнуть.
Табачники ждут, что 80% магазинов уйдут в серую зону, сигареты останутся только в крупном ретейле и сельских магазинах (для них есть исключения), а мелкие точки массово закроются.
Прямо сейчас в СПб продается около 40% салонов красоты. В Москве на "Авито" свыше 500 объявлений о продаже готового бизнеса: владельцы бьюти-предприятий готовятся к резкому снижению маржинальности, которое ставит под вопрос целесообразность владения таким бизнесом.
Причина – в 2026 НДС снизится до 20 млн рублей годовой выручки, то есть около 1,7 млн в месяц. Все, что выше, будет облагаться 11% налога с оборота.
Как это изменит математику на практике, BFM рассказали сами владельцы салонов: те, кто раньше получали 150 тысяч рублей прибыли, после новых вычетов будут зарабатывать втрое меньше – 50 т.р. Налог съедает примерно 60% прибыли.
К чему это приведет? Снижение зарплат мастеров, закрытия салонов среднего сегмента, переформатирование в коворкинги для мастеров-арендаторов и уход в серую зону – бьюти-квартирники на дому. Впрочем, мастера-частники уже сейчас нередко пользуются бОльшим спросом, чем мастера в салонах, так что радикальных изменений в индустрии не последует – просто ускорится то, что и так происходило.
Ситуация у табачников примерно та же самая – розница будет переходить на новые условия налогообложения – но есть одно жирное "но": лицензирование торговли табаком.
Раньше ИП работал по патенту за 342 тысячи в год. Теперь их ждет переход на другую систему плюс обязательная лицензия. Этом при том, что маржинальность торговли сигаретами – всего 6%, а поднимать цены нельзя: максимальная стоимость указана на каждой пачке государством.
С появлением новых бюрократических издержек весь этот скромный доход может просто исчезнуть.
Табачники ждут, что 80% магазинов уйдут в серую зону, сигареты останутся только в крупном ретейле и сельских магазинах (для них есть исключения), а мелкие точки массово закроются.
В России растет занятость в креативных профессиях: с 2019 по 2024 число работающих в этой сфере выросло на 12,3% (НИУ ВШЭ). Темпы такого прироста - вчетверо выше, чем в среднем по экономике РФ за эти годы (+3,1%).
• почти каждый третий "креативщик" занимается информационно-коммуникационными технологиями, на втором месте - специалисты в области культуры и искусства, на третьем - "рекламщики" и пиарщики
• креативщик моложе среднестатистического работника ( креативных профессиях доля лиц в возрасте до 44 лет - 71,5%, в среднем по РФ - 57,5%)
• чаще всего "креативщики" имеют высшее образование (71,1%) - почти вдвое выше, чем в среднем по стране (36,6%)
• почти каждый третий "креативщик" занимается информационно-коммуникационными технологиями, на втором месте - специалисты в области культуры и искусства, на третьем - "рекламщики" и пиарщики
• креативщик моложе среднестатистического работника ( креативных профессиях доля лиц в возрасте до 44 лет - 71,5%, в среднем по РФ - 57,5%)
• чаще всего "креативщики" имеют высшее образование (71,1%) - почти вдвое выше, чем в среднем по стране (36,6%)
Кто от налоговых реформ выигрывает однозначно – это книжные издательства: за год продажи книг по налоговому праву в России выросли на 33%. Связано это, очевидно, с последними обновлениями Налогового кодекса.
Что интересно, эксперты в области законодательства – бухгалтеры, аудиторы, консультанты – книги не покупают вообще: они пользуются несколькими проверенными базами вроде 1С (что логично: это и дешевле, и быстрее, и банально удобнее).
И получается, что весь спрос на налоговые книги обеспечивают предприниматели, у которых нет денег на юристов и которые копаются в законах самостоятельно.
Для понимания: продажи книг по потребительскому праву за год выросли на 29%, а по международному праву, напротив, упали – на 49%.
Что интересно, эксперты в области законодательства – бухгалтеры, аудиторы, консультанты – книги не покупают вообще: они пользуются несколькими проверенными базами вроде 1С (что логично: это и дешевле, и быстрее, и банально удобнее).
И получается, что весь спрос на налоговые книги обеспечивают предприниматели, у которых нет денег на юристов и которые копаются в законах самостоятельно.
Для понимания: продажи книг по потребительскому праву за год выросли на 29%, а по международному праву, напротив, упали – на 49%.
ВЦИОМ считает, что исчезновение деревень и моногородов – вопрос не далекого будущего, а ближайших десятков лет: со времен бэби-бума к 2030 году население села сократится больше, чем на треть. 38% готовы переехать в другой город за более высокой зарплатой, а 67% молодежи малых городов смотрят в будущее с пессимизмом.
Дело, конечно, не только в зарплатах: ВЦИОМ называет главными факторами оттока недостаточную инфраструктуру, ограниченные карьерные и образовательные возможности и отсутствие перспектив. Проще говоря, молодежь не видит смысла оставаться там, где нет ни больниц, ни вузов, ни шансов построить карьеру.
Местные связывают комфорт жизни в своем городе с властью: 52% надеются на местную, 37% – на региональную, 31% – на федеральную.
Обнадеживает одно: пока жители моногородов стремятся оттуда убежать, для туристов такие населенные пункты становятся все интереснее – больше половины россиян хотят побывать на экскурсии на промышленном предприятии, и правильная упаковка таких активностей может удержать город на плаву.
Дело, конечно, не только в зарплатах: ВЦИОМ называет главными факторами оттока недостаточную инфраструктуру, ограниченные карьерные и образовательные возможности и отсутствие перспектив. Проще говоря, молодежь не видит смысла оставаться там, где нет ни больниц, ни вузов, ни шансов построить карьеру.
Местные связывают комфорт жизни в своем городе с властью: 52% надеются на местную, 37% – на региональную, 31% – на федеральную.
Обнадеживает одно: пока жители моногородов стремятся оттуда убежать, для туристов такие населенные пункты становятся все интереснее – больше половины россиян хотят побывать на экскурсии на промышленном предприятии, и правильная упаковка таких активностей может удержать город на плаву.
Forwarded from Банки, деньги, два офшора
ЦБ не против скидок на маркетплейсах, но выступает за равные условия для покупателей в способах оплаты. Важно, чтобы скидки были доступны всем и не зависели от карты того или иного банка, рассказал первый зампред ЦБ РФ Владимир Чистюхин.
Регулятор и крупные банки предлагают запретить маркетплейсам устанавливать более выгодные цены для держателей карт банков самих маркетплейсов, а также вкладывать средства в снижение цен товаров. Именно так можно обеспечить честную конкуренцию, защитить потребителей от скрытых наценок и дискриминации и не допустить удорожания товаров. «Ни одна позиция не предрешена. Я уверен, найдём наилучшее решение для того, чтобы и поддержать новую развивающуюся отрасль электронной коммерции, и одновременно с этим защитить потребителей», — добавил Чистюхин. @bankrollo
Регулятор и крупные банки предлагают запретить маркетплейсам устанавливать более выгодные цены для держателей карт банков самих маркетплейсов, а также вкладывать средства в снижение цен товаров. Именно так можно обеспечить честную конкуренцию, защитить потребителей от скрытых наценок и дискриминации и не допустить удорожания товаров. «Ни одна позиция не предрешена. Я уверен, найдём наилучшее решение для того, чтобы и поддержать новую развивающуюся отрасль электронной коммерции, и одновременно с этим защитить потребителей», — добавил Чистюхин. @bankrollo
Разрыв в зарплатах 10% самых бедных и 10% самых богатых работников в РФ за 2025 год составил 12,7 раза. Наиболее обеспеченные сотрудники получают 315 тыс. рублей, самые низкооплачиваемые – 25 тыс. рублей.
Разрыв приличный, но динамика такова, что это минимальная разница за последние 25 лет: в 2000 году она достигала почти 30 раз. Сокращение идет за счет того, что нижние зарплаты растут быстрее верхних. Причины две: дефицит кадров в рабочих профессиях и агрессивное повышение МРОТ государством – в 2026 он подскочит на 20% до 27 тыс. рублей.
При этом зарплаты высокооплачиваемых спецов растут медленнее. В 2023-2025 доходы "дорогих" сотрудников выросли на 25-32%, а "дешевых" – на 29-36,5%.
Для сравнения – разрывы между богатыми и бедными в других странах мира:
• Норвегия – 3,1 раза (один из самых низких показателей в мире)
• США – 6 раз
• Китай – 7,8 раза
• Бразилия – 8,4 раза
• Южная Африка – 22 раза (рекордный разрыв в мире)
Разрыв приличный, но динамика такова, что это минимальная разница за последние 25 лет: в 2000 году она достигала почти 30 раз. Сокращение идет за счет того, что нижние зарплаты растут быстрее верхних. Причины две: дефицит кадров в рабочих профессиях и агрессивное повышение МРОТ государством – в 2026 он подскочит на 20% до 27 тыс. рублей.
При этом зарплаты высокооплачиваемых спецов растут медленнее. В 2023-2025 доходы "дорогих" сотрудников выросли на 25-32%, а "дешевых" – на 29-36,5%.
Для сравнения – разрывы между богатыми и бедными в других странах мира:
• Норвегия – 3,1 раза (один из самых низких показателей в мире)
• США – 6 раз
• Китай – 7,8 раза
• Бразилия – 8,4 раза
• Южная Африка – 22 раза (рекордный разрыв в мире)
ЕБИТДА
Тренд на унификацию условий и правил добрался до супермаркетов. А именно - появилось предложение (справедливое) уравнять санитарные нормы для общепита и супермаркетов, продающих готовую еду. Сейчас для первых правила значительно жестче. Инициаторы изменений…
Продуктовые сети пошли в контратаку. Интересно, чье лобби переможет.
И, кажется, в скором времени в медиа мы увидим резко увеличится число материалов о санитарных нарушениях и бегающих по еде тараканах - как по готовому оливье в модном магазине, так и на кухне какой-нибудь фастфуд-сети.
И, кажется, в скором времени в медиа мы увидим резко увеличится число материалов о санитарных нарушениях и бегающих по еде тараканах - как по готовому оливье в модном магазине, так и на кухне какой-нибудь фастфуд-сети.
Новые промежуточные итоги войны между маркетплейсами и офлайн-ритейлом:
• Россияне стали сильно мешать покупать товары собственных торговых марок ритейлеров
Причем, это касается как продовольственных, так и непродовольственных товаров (молочка за год упала на 7%, гаджеты - на 4%, товары личной гигиены и косметика - сразу на 8%). Причина - переход на сберегательное потребление, а онлайн позволяет покупать брендовые товары за те же деньги, что и СТМ в офлайне.
• В РФ второй год снижается количество магазинов косметики (на 1 ноября 2025-го - 22 892 против 23 811 к 1 ноября 2024-го).
Развитие онлайн-торговли - одна из причин. Правда, не единственная: "постарались" также крупные игроки, консолидирующие рынок, и рост затрат на логистику и закупку продукции.
• Россияне стали сильно мешать покупать товары собственных торговых марок ритейлеров
Причем, это касается как продовольственных, так и непродовольственных товаров (молочка за год упала на 7%, гаджеты - на 4%, товары личной гигиены и косметика - сразу на 8%). Причина - переход на сберегательное потребление, а онлайн позволяет покупать брендовые товары за те же деньги, что и СТМ в офлайне.
• В РФ второй год снижается количество магазинов косметики (на 1 ноября 2025-го - 22 892 против 23 811 к 1 ноября 2024-го).
Развитие онлайн-торговли - одна из причин. Правда, не единственная: "постарались" также крупные игроки, консолидирующие рынок, и рост затрат на логистику и закупку продукции.