Лаборатория онлайн-обучения – Telegram
Лаборатория онлайн-обучения
9.65K subscribers
435 photos
62 videos
772 links
Канал полезен для всех, кто связан с проектированием образовательных продуктов.

Автор @osipov_education
Сайт автора osipov-education.ru

По рекламе @darya_egrv

Чат @osipov_education_lab

РКН: https://www.gosuslugi.ru/snet/675c274f2d90d3244c9fffcb
Download Telegram
Forwarded from Михаил Осипов
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
13👏3🏆3
💭 21 апреля выступил на конференции Digital Learning с темой «Как работает мотивации взрослых в обучении: теория и практика».

Во время выступления я рассказал о том, что такое мотивация, чем она отличается от вовлечённости и в чём особенности учебных мотивов согласно андрагогической модели.

Кроме того поделился зарубежными исследованиями на эту тему и полезными рекомендациями по учебной мотивации сотрудников компаний.

Отдельная благодарность коллегам за вопросы во время выступления и поддержку научного подхода!

👉🏼 Чтобы получить запись выступления, перейдите по ссылке и введите кодовое слово «Видео».

Делитесь своими впечатлениями, идеями и вопросами в комментариях. Буду рад любой обратной связи!

🎥 Приятного просмотра
👍75🔥3🤓1
Кстати, раз уже заговорили сегодня про учебную мотивацию. Поддержка важна везде, в том числе и в чате.

Делюсь с вами живым примером «мотивационного спича» из студенческого чата своего курса о создании учебных презентаций «3 элемента» 👇🏼
🔥61
Forwarded from Михаил Осипов
Всем привет!

Желаю действительно всем успехов в том, чтобы спокойно выполнить домашние задания. А если ещё и пройдете тестирование (для себя, конечно же), то и вовсе закрепитесь терминологически 🔝

Если у вас возникают какие-то сложности, пожалуйста, обращайтесь в чат.

Интересные факты 👇🏼

1. Из 50 резюме методистов, которые я в начале года рассматривал на проект, в котором в том числе нужно было создавать учебные презентации, 2-5% знакомы с тем, как создавать именно учебные презентации, учитывая методологию обучения взрослых и принципы когнитивной нагрузки.

2. В крупных компаниях (в том числе EdTech) умение доказать и аргументировать выбор контента (в том числе для учебных презентации) один из главных навыков.

3. Выполняя проект на курсе, вы формируете умение быстро и эффективно проектировать учебные презентации вне зависимости от темы вашего обучения. А также использовать этот конструкт для всего курса.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍12👏42
Рефлексия нужна не только студентам.

💭 Довольно часто при проектировании учебных метрик я обращаюсь к формирующему оцениванию, в котором рефлексия занимает одно из главнейших мест при работе со студентами. Ведь рефлексия помогает анализировать студентам свой прогресс в обучении, влияет на их вовлеченность и мотивацию.

Например, у Эндрю Полларда даже существует на эту тему серия изданий «Reflective Teaching in Schools» (Рефлексивное обучение в школах), в которых даётся довольно много советов на основе данных.

Если говорить об обучении взрослых студентов, то одним из исследователей, который внедрил рефлексивную практику в обучение, стал всем известный Дэвид Колб и его цикл из четырех этапов (опыт, анализ, теория, практика).

Но только ли студентам необходимо задумываться о прогрессе в обучении? 🤔

Нет. О рефлексии важно помнить ещё и тем, кто учит (от преподавателей до наставников). Иначе становится затруднительным как улучшение конкретных методик обучения, так и редизайн всего курса в целом.

Причём согласно Луттенбергу и Бургену (2008), рефлексия может играть важную роль в повышении профессионального развития преподавателей. Учёные утверждают, что рефлексия может помочь преподавателям справиться со сложными ситуациями и найти решения проблем, которые не были решены в ходе исследований.

На самом деле, существуют разные модели рефлексивных циклов, которые могут использовать те, кто учит. Вкратце разберём один из самых простых моих вариантов, который включает в себя 5 этапов: обучение, самооценка, формирование плана улучшений, практика и оценка.

1️⃣ Обучение. На данном этапе происходит передача знаний студенту согласно плану занятия. Иначе говоря, проводится занятие с использованием запланированных методик.

Например, провели обучение по теме «Структура учебной презентации».

2️⃣ Самооценка. После завершения занятия преподавателем анализируется занятие, формируется список преимуществ и недостатков по его проведению.

Например, пришли к выводу, что в подтеме «3 базовых правила для работы с цифровым контентом» довольно эффективно использовать групповую работу студентов при объяснении материала с использованием кейс-метода, а в подтеме «Структура учебной презентации и цикл Колба» не хватает использования метода метафор и аналогий при объяснении материала.

3️⃣ Формирование плана улучшений. После проведенной рефлексии преподавателем формируется план улучшений (т.е. отбираются методики, которые помогут улучшить процесс обучения и исключаются неэффективные), а также создаётся список с типовыми ошибками, которые пополняются до завершения курса обучения.

Например, пришли к выводу, что в подтеме «3 базовых правила для работы с цифровым контентом» необходимо оставить кейс-метод, а в подтеме «Структура учебной презентации и цикл Колба» расширить количество понятных примеров, учитывая особенности целевой аудитории студентов.

Также зафиксировали типовую ошибку 1 (т.е. повторяющуюся): «Групповая динамика снижается, если постоянно давать возможность отвечать на занятиях только активным студентам».

4️⃣ Практика. На данном этапе отобранные методики реализуются в процессе обучения.

Например, в подтеме «3 базовых правила для работы с цифровым контентом» продолжаем активно использоваться кейс-метод, а в подтеме «Структура учебной презентации и цикл Колба» увеличиваем количество понятных примеров при объяснении подтемы.

5️⃣ Оценка. На завершающем этапе проводится оценка использования новых методик на практике.

Например, в подтеме «3 базовых правила для работы с цифровым контентом» при помощи кейс-метода оценивается количество студентов, которые успешно решили проблемную задачу, а в подтеме «Структура учебной презентации и цикл Колба» увеличивается количество вопросов, при помощи которых можно проверить понимание подтемы студентами.

Соответственно, после реализации этапа №5 цикл повторяется.

Коллеги, а вы используете рефлексию того, кто учит, для улучшения процессов обучения

Делитесь, пожалуйста, своим практическим опытом в комментариях к посту.

Источники 📖
· What is reflective practice?
· Reflective teaching
👍145🔥5❤‍🔥2
💭 Если бы меня спросили: «Как можно приоритизировать важность знания и использования научного подхода в обучении в зависимости от должности?», то я бы начертил график.

По горизонтальной оси «X» поставил критерий «близости к точке передачи знаний», т.е. насколько близко находятся функции специалиста по отношению к передаче знаний студенту, а по вертикальной оси «Y» — «важность (или частота) применения научного подхода».

Почему возникла идея построить график? Практика показывает, что знание и использование научного подхода должно ранжироваться в зависимости от должности. И чем ближе к самому студенту находится функцией специалист, тем выше важность в понимании того «Как правильно учить?».

Как вы уже поняли, прямо пропорционально можно построить линию про продуктовый подход.

Коллеги, а вы согласны с моим графиком
👍9❤‍🔥32🔥2
3 важных факта о посте выше 👆🏼

1️⃣ График построен, опираясь на личные наблюдения и опыт. К сожалению, об этом нигде не написано в научных статьях, академических работах, аналитических и статистических отчётах и проч. и проч. Тема просто новая. И её никто не развивает (кроме нас с вами).

2️⃣ Близость к точке передачи знаний — это то, как правильно учить. Чем ближе к взаимодействию со студентами находится специалист (т.е. чем "плотнее" функции специалиста соприкасаются с передачей знаний), тем выше его потребность в изучении и применении научного подхода.

Научный подход в моих практиках: педагогика (куда включена андрагогика), педагогическая, когнитивная, социальная и возрастная психология, образовательная нейронаука и мультимедийная дидактика.

Кстати, методический тимлид хоть и должен разбираться в научном подходе, но его задачи управленца не позволяют глубоко в него вникать, потому что нужно заботиться о глубине проектного подхода, который в организациях в компетенциях тимлида (анализ более 60 вакансий) отдают более высокое предпочтение. Например, умению приоритизировать задачи команды и довести образовательный продукт до результата.

Аналогичная ситуация и с проектировщиком образовательного опыта. Да, для него также важен научный подход, но его задачи по анализу рынка и целевой аудитории не позволяют глубоко в него вникать, потому что нужно позаботиться о глубине продуктового подхода (анализ более 40 вакансий), приоритеты которого выше.

Что касается педагогического дизайнера, то его роль является пограничной между проектировщиком образовательного опыта и методистом. Поэтому, например, как создать концепцию курса или правильные инструкции для перехода студентов из точки «А» в точку «Б» в обучении требует понимания того, как учатся люди.

3️⃣ Год назад я проводил вебинар на тему отличия методиста от методолога. Ещё тогда десятки коллег написали мне о том, что не для всех должностей научный подход является приоритетным, либо является частично востребованным. Тут и задумался.

Но для тех, кому он действительно важен — необходимо зачитываться темой научного подхода и тестировать гипотезы на практике.

Раздумывая больше года, проводя анализ рынка и общаясь с коллегами, я попытался вывести график и ранжировать некоторые из должностей, а затем поделиться наблюдениями с вами.

P.S. График может быть не совсем корректен и интерпретирован вами по-разному (он рисовался просто в час ночи), но с моими пояснениями думаю, что стало понятнее 🙂
👍4👏3🔥2
Поговорим о творческом процессе, природе озарения и гениальности с точки зрения нейробиологии

Своим мнением делится доктор биологических наук, основатель Института мозга человека Святослав Всеводолович Медведев.

Потрясающее с точки зрения глубины и понимания интервью про творчество и креативность. Особенно близки мысли Святослава Всеводоловича про уровень IQ, гениальность, а также связь творческого мышления с формированием новых нейронных связей.

🎥 Рекомендую к просмотру
🔥96👍2💯2
Как можно использовать конструктивную согласованность для проектирования образовательного опыта студентов?

ℹ️ Конструктивная согласованность — это модель к разработке обучения, которую разработал австралийский психолог-педагог и писатель Джон Бервилл Биггс. Суть модели заключается в согласованности при создании обучения 3 главных компонентов: результатов обучения, учебных активностей/методик и оценка.

Изначально модель использовалась для преподавателей, но её также можно задействовать и для методистов, педагогических дизайнеров, проектировщиков образовательного опыта, методологов и т.д.

На самом деле, модель является довольно простой в понимании и верхнеуровнено демонстрирует, что является наиболее значимым, когда мы проектируем образовательный опыт студентов

Разберём немного подробнее каждый из этапов с позиции образовательного опыта.

1. Образовательные результаты. Данный компонент помогает нам определить какие знания, умения, навыки (или компетенции) должны продемонстрировать студенты в конце обучения.

Как реализовать этап с позиции LXD?
Например, спроектировать матрицу компетенций студентов с детально прописанными индикаторами, чтобы на входе каждый, кто связан с курсом обучения, понимал, какие целевые показатели необходимо ожидать от студентов.

2. Учебные активности и методики. Данный компонент помогает нам определить активности или методики, которые позволят студентам добиться образовательного результата.

Как реализовать этап с позиции LXD?
Например, использовать групповую работу (в виде дискуссионных групп) на протяжение всего образовательного пути студентов, создать сопровождающие методические и дидактические материалы, которые помогут в переходе от одной темы обучения к другой, или спроектировать промежуточную рубрику «ответы на вопросы», которые помогут поддержать студентов (особенно на длинных курсах обучения) в освоении образовательного опыта и т.д.

3. Оценка. Данный компонент помогает нам определить освоили ли студенты образовательные результаты или нет.

Как реализовать этап с позиции LXD?
Использовать методики формирующего или суммативного оценивания на протяжение всего учебного пути студентов. Формирующее оценивание в виде обратной связи, взаимной оценки студентов, самооценки и т.д.. Суммативное — в виде тестовых заданий, оценки портфолио, рейтинговой оценки и т.д.

🔹 Согласно модели обучающиеся конструируют смысл из того, что они делают, чтобы учиться.

А определение смысла, видимо, возможно только при чётком понимании образовательных результатов

Вопрос: «Коллеги, можно ли, на ваш взгляд, начинать проектировать обучение с использованием модели конструктивной согласованности не с образовательных результатов, а с учебных активностей и методик или методов оценки? И почему?»

Делитесь, пожалуйста, вашем мнением в комментариях к посту 👇🏼

📖 Источники
- «Constructive alignment» (monash. edu)
- «Linking learners to their learning goals: constructive alignment and assessment design» (learningandteaching-navitas. com)
- «Let’s not take the constructive out of constructive alignment» (natashakenny. ca)
- «Constructive alignment» (ru. wikibrief. org)
👍114🏆3❤‍🔥2🔥1
💭 Коллеги, делюсь с вами результатами исследования McKinsey «Чего хотят студенты высших учебных заведений от онлайн-обучения?».

Организация опросила более 7000 студентов в 17 странах, чтобы выяснить, какие элементы онлайн-высшего образования они ценят больше всего.

Полезного чтения 📖
👍10💯3👏2
Библиотека канала по проектированию обучения не перестаёт пополнятся.

Подписчики канала не перестают шутить 😄

Всем хорошего настроения на неделе!
🤓13🔥5🏆4
💭 В свободное время мне нравится проводить время за чтением статей, журналов или книг, причём не только тех, которые касаются сферы обучения, но и смежные. Так сказать, ищу новые идеи для сферы обучения из смежных областей, которые в последнее время еле успеваю записывать в Mural.

Например, в эту субботу читал про шведского естествоиспытателя, таксономиста и медика Карла Линнея.

Целью учёного была систематизация всех знаний растительного мира Земли. Его главная работа шла над «Системой растений», которая продолжалась 25 лет.

Систематика зоологии была неразвита и состояла в простом перечислении видов без связи и отношений между собой. Не было общепринятой классификации, а описания были сбивчивы и неточны.

Работа Карла Линнея реформировала эту область науки. Он не открывал новых знаний или неизвестных законов природы, но он создал ясный, логический метод, который упорядочил уже имеющиеся знания.
источник: «Систематизация знаний Карлом Линнеем»

Для чего я привёл в пример открытие учёного

Дело в том, что сфера онлайн-обучения, на мой взгляд, довольно нестабильна. Каждый день появляются новые термины, форматы, технологии, технические средства обучения и так далее. И с одной стороны это действительно важно появляться чему-то новому, иначе бы сфера не развивалась, но за большим количеством информации отсутствует система, которую в ботанике создал тот же Линней.

А система, как правило, это взаимосвязь её элементов.

У нас ведь отсутствует какая-либо база знаний, в которой можно было проследить взаимосвязь элементов в онлайн-обучении. Например, зависимость в разрезе того же формата дистанционного курса обучения.

Можно создать таблицу, по горизонтальной линии прописать название формата, например, лонгрид или слайдовый курс, а по вертикальной — критерии, в каких условиях этот формат мог эффективно применяться на практике: в зависимости от образовательной цели, целевой аудитории, типовых ошибок в использовании формата и так далее. И так по каждому из форматов обучения. Критерии, соответственно, можно было бы добавлять в зависимости от потребностей.

Считаю, что благодаря такой системе как минимум облегчилось бы вхождение в профессию для начинающих специалистов и сформировалась понятийная база между заказчиком и исполнителем.

Эта база была бы полезна для преподавателей, методистов, педагогических дизайнеров, проектировщиков образовательного опыта, методологов, технических специалистов, руководителей образовательных продуктов/проектов и так далее. Иначе говоря, всем, кто связан с проектированием обучения.

👉🏼 Если вам интересно реализовать подобную идею и у вас есть для этого практический опыт — пишите мне в личные сообщения. Возьму на закрытое и небольшое исследование только троих желающих. Бесплатно и на благо развития нашей сферы.

В результате исследования получите сильный методический фреймворк, который поможет вам, начиная от выстраивания диалога с заказчиком и заканчивая выбором правильного формата дистанционного курса обучения.
🔥10👍42🏆2
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Научиться создавать эффективные учебные презентации 👉🏼 osipov-education.ru

Присоединиться к чату курса обучения 👉🏼 t.me/course3elements
🔥63👍3
Недавно вспоминал школьные годы и то, как нас заставляли читать книги летом 😄

Времени в детстве, конечно, для чтения было много, а мотивации мало...

Но с возрастом всё в корне меняется! Ведь у взрослого человека появляется больше забот и времени становится меньше, а мотивации читать книги больше. Так как если ты не развиваешься в этом изменчивом мире, то стагнируешь.

Коллеги, а как вы находите время для чтения летом? И что сейчас читаете?

Делитесь, пожалуйста, вашими ответами в комментариях к посту 👇🏼
👍101🤓1
Друзья, очень был рад получить видеоотзыв о курсе по созданию учебных презентаций «3 элемента».

Делюсь им с вами.

Научиться создавать эффективные учебные презентации 👉🏼 osipov-education.ru

Присоединиться к чату курса обучения 👉🏼
t.me/course3elements
🔥11👍3👏1
💭 В августе 2020 года было опубликовано уже 3-е издание педагога-психолога и профессора психологии Ричарда Мейера, которое посвящено мультимедийной теории обучения.

Дело в том, что в данной книге Р. Мейеру удалось дополнить с 12 до 15 принципов, которые нам как проектировщикам обучения необходимо использовать, если мы хотим снизить когнитивную нагрузку для наших студентов.

Ведь если нарушать принципы когнитивной нагрузки, то любое обучение усложняется для восприятия, а студенты теряют вовлеченность...

Тщательно изучив все 15 принципов, я выделил 9 ключевых, которые помогают снизить когнитивную нагрузку при создании учебных презентации.

Как пример, это отзыв Дарьи выше. Она уже закончила мой курс и применила все принципы на практических заданиях, теперь использует принципы Мейера для создания презентаций на своих рабочих проектах.

Научиться создавать эффективные учебные презентации 👉🏼 osipov-education.ru

Присоединиться к чату курса обучения 👉🏼
t.me/course3elements
🔥82👍2👏2🏆1
👉🏼 Какую модель педагогического дизайна вы используете при проектировании курсов обучения?

Вопрос, который задавали, пожалуй, каждому из нас.

Например, мы с командой в последнее время практикуем SAM (Successive Approximation Model).

Главная особенность, которая подтолкнула нас сместиться со всем известной «водопадной» ADDIE — это гибкость и итеративный подход. Хотя никто не отменяет эффективность ADDIE, так как для каждых образовательных проектов существуют свои эффективные модели.

Модель последовательного приближения, на мой взгляд, подходит для EdTech, корпоративных и личных проектов на фрилансе.

Модель можно масштабировать от базового (SAM1), который используется для небольших образовательных проектов, до расширенного (SAM2), который подходит для крупных проектов.

SAM 1 состоит из 3 этапов: оценка, дизайн и разработка.

SAM 2 состоит из 8 итеративных этапов проектирования обучения, распределенных по трём фазам проекта: подготовка, итеративный дизайн и итеративная разработка.

Основные плюсы и минусы SAM.


• Регулярная оценка и изменение образовательного контента за счёт гибкости (позволяет внедрять систему постоянных улучшений)
• Итеративная разработка образовательного продукта (позволяет накапливать типовые ошибки во время каждой итерации)
• Универсальность (позволяет использовать модель как при разработке учебной программы, так и контента)


• Высокая трудоёмкость разработки учебного контента за счёт нескольких итераций и циклов обратной связи от стейкхолдеров
• Сложность в коммуникациях в проектной команде из-за гибкости, которая отражается в разнообразии процессов разработки обучения
• Ограниченная применимость, т.к. модель SAM может не подойти для всех образовательных проектов, модель эффективнее применять, когда ещё не ясно конкретное образовательное решение

Коллеги, а какую модель педагогического дизайна применяете вы? И почему?

Источники 📖
An Introduction to SAM for Instructional Designers
SAM model (рекомендую к изучению)
Successive Approximation Model (SAM)
👍165👏3
Друзья, за последнее время аудитория канала выросла — к нам присоединилось ещё больше специалистов из сферы обучения.

А это значит, что интерес к научному подходу при создании обучения растёт, что меня как автора канала очень радует 🙂

Я уже делился с подписчиками своим шаблоном сценария онлайн-занятия ранее, но те, кто его не получил, пройдите по ссылке и напишите слово «Сценарий». Вам откроется ссылка для скачивания.

👉🏼 Шаблон доступен только подписчикам канала.

Спасибо за поддержку и популяризацию научного подхода!
👍16