Эксперименты в дизайне – Telegram
Эксперименты в дизайне
904 subscribers
915 photos
111 videos
7 files
212 links
Авторский канал предметного дизайнера о необычных подходах к проектированию, основах экологичного дизайна и разработке новых материалов.

Мой сайт https://yaroslavagalayko.com/

Контакты для связи @yaroslava_galayko
Download Telegram
Лина Бо Барди (в девичестве Ачилина Бо) — одна из самых заметных представительниц бразильского модернизма. Помимо работы архитектором, она занималась дизайном мебели и ювелирных изделий, была художником, создателем декораций и костюмов, организатором и куратором многих выставок.

Часть 1.

Лина Бо Барди (5 декабря 1914, Рим — 20 марта 1992, Сан-Паулу). Родилась в Риме, там же закончила архитектурный колледж и в середине 1930-х переехала в Милан, где работала со звездой итальянского модернизма Джо Понти, директором Triennale di Milano и архитектурного журнала Domus (с 1944 по 1945 год Бо даже была заместителем директора). Она осталась в истории одним из немногих архитекторов, кто отлично формулировал свои мысли словами на бумаге.

В 1946 году Лина вернулась в Рим и вышла замуж за критика и журналиста Пьетро Марию Барди, и они переехали в Бразилию. Именно в этой стране она смогла полностью раскрыть творческий потенциал и создать свои самые значимые работы.

В Бразилии Лина стала частью группы прогрессивных архитекторов, которые стремились создать новый облик городов, сочетая современные архитектурные решения с местными традициями и культурой.

Наиболее значимые проекты Лины Бо Барди:

São Paulo Museum of Art (MASP) — один из самых узнаваемых архитектурных объектов Сан-Паулу.

Glass House — стеклянная вилла Лины Бо Барди, образец рационализма в гармонии с природой.

SESC Pompéia — развлекательный и культурный центр в Сан-Паулу, демонстрирующий новаторский подход к организации общественного пространства.

Teatro Oficina - театр, расположенный в Сан-Паулу, является символом культурных преобразований и архитектурных инноваций.

Творчество Лины Бо Барди можно охарактеризовать следующими особенностями:

1️⃣ Минимализм в формах и конструкциях.

2️⃣ Функциональность и практичность в проектировании.

3️⃣ Гармония с окружающей средой.

4️⃣ Инновационность в использовании материалов.

Её подход к проектированию, основанный на уважении к человеку и окружающей среде, остается актуальным и в наши дни. Лина Бо Барди стала примером того, как женщина может достичь выдающихся успехов в традиционно мужской профессии и изменить представление о роли архитектора в современном мире, она признана одной из самых плодовитых женщин-архитекторов XX века.

🧪 «Эксперименты в дизайне»
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
7🥰2😎21
São Paulo Museum of Art (MASP)

Часть 2.

MASP расположен в самом сердце крупнейшего города Бразилии — один из важнейших художественных музеев Латинской Америки. Был основан в 1947 году и стал первым современным музеем в стране. Славится не только богатой коллекцией, но и уникальным архитектурным обликом, ставшим символом модернистской архитектуры.

Коллекция MASP в настоящее время насчитывает более 11 тысяч произведений искусства, включая картины, скульптуры, предметы, фотографии, видео и одежду разных эпох из Европы, Африки, Азии и Америки. Это крупнейшая коллекция европейского искусства в Южном полушарии.

Музей был основан предпринимателем и меценатом Ассисом Шатобрианом при активном участии искусствоведа Пьетро Марии Барди. Их амбициозная цель — создать в Бразилии музей мирового уровня, способный конкурировать с ведущими европейскими собраниями.

Первые коллекции формировались стремительно: уже в 1940–1950-х годах MASP приобрёл значимые работы европейских мастеров. Изначально музей располагался на улице 7 апреля в центре Сан-Паулу, но в 1968 году переехал на Авенида Паулиста в здание, над которым работала Лина Бо Барди. Она не просто спроектировала здание музея, ставшее иконой бразильского модернизма, — она определила его философию, пространственную концепцию и культурную миссию.

Архитектурные находки и нестандартные идеи:

🔴Решение поднять массивный объём музея на четырёх красных опорах обеспечило визуальную лёгкость монументальной конструкции и символически «подвесило» искусство над городской суетой, подчеркнув его возвышенную роль. Под зданием получилось открытое общественное пространство, которое стало местом встреч, протестов и уличных выступлений.

🔴Лина Бо Барди предложила использовать прозрачные акриловые панели для размещения картин, что позволяет рассматривать работы с обеих сторон. Некоторые картины хранились в разных музеях, и о каждом перемещении есть отметка — невероятно интересно это изучать!

🔴Она отказалась от традиционных музейных коридоров и анфилад. Вместо этого внедрила принцип свободной планировки, позволивший гибко менять экспозицию и самостоятельно выбирать траекторию движения, в отличие от стандартной линейной схемы.

🔴Предложила использовать естественное освещение через панорамные окна, ведь это меняет восприятие работ в течение дня.

🔴Её проект воплощал идею музея как открытого общественного института. Она видела MASP как центр образования и диалога. Для этого спроектировала аудитории и зоны для лекций, интегрированные в музейное пространство, настаивала на доступности коллекций для широкой публики, а не только для элиты, и включила в концепцию элементы бразильской идентичности.

Лина Бо Барди превратила MASP из просто хранилища искусства в живой организм, где архитектура, экспозиция и городская среда образуют единое целое. Её работа — это не только памятник модернизма, но и манифест о роли музея как площадки для демократического доступа к культуре, диалога и инноваций. Благодаря этому MASP остаётся одним из самых узнаваемых музеев Латинской Америки.

🧪 «Эксперименты в дизайне»
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
6🔥3🤩11
Teatro Oficina

Вечер пятницы - прекрасный повод посетить театр. Но сегодня мы с вами отправимся не в какой-то там обычный театр, а, конечно, в экспериментальный! Продолжаем наше путешествие по следам Лины Бо Барди. На видео - одна из постановок, на которой мне довелось побывать. Есть у меня такой прикол, приходить в театр, даже если не понимаешь языка, зато обстановка, энергетика, декорации позволяют лучше познакомиться с культурными особенностями и менталитетом. Мы нарочно после антракта сменили места, чтобы увидеть представление и с другого ракурса.

Часть 3.

Исторический контекст.

Театр был основан группой молодых энтузиастов в 1958 году. Сначала это была небольшая труппа, работавшая в скромных помещениях. В 1970‑е годы, получив признание и расширив репертуар, коллектив столкнулся с необходимостью обзавестись собственным зданием. Труппа Teatro Oficina, зарекомендовавшая себя экспериментальными постановками, получила в распоряжение заброшенное здание в районе Бутантан (Сан‑Паулу).

Этап исследования: погружение в театральную практику.

Лина начала работу нестандартно — не с чертежей, а с наблюдений. Она присутствовала на репетициях, изучая движения актёров и динамику взаимодействия с залом, обсуждала с режиссёрами и художниками их видение идеального театрального пространства и анализировала, как зрители включаются в действие в разных типах залов.

Этот этап стал фундаментом проекта: архитектура должна была не диктовать правила, а подстраиваться под живое театральное действие. Проект реконструкции здания был задуман как яркое и динамичное пространство с элементами, напоминающими раскрашенные строительные леса.

Детали концепции проекта:

1️⃣ Отказ от классической схемы «сцена‑зал» в пользу гибких, трансформируемых зон.

2️⃣ Доступность театра для разных социальных групп. Антиэлитарность. Стирание границ между зрителями и актёрами.

3️⃣ Диалог с городской средой. Интеграция здания в повседневную жизнь района и окружающий ландшафт — внутренние сады и открытые зоны связывают здание с окружающей средой .

Архитектурные находки:

🔴Центральный атриум — многоярусное пространство, служащее одновременно фойе, сценой и зоной взаимодействия зрителей и актеров.

🔴Подвесные мосты соединяют уровни, создавая многоуровневые траектории движения.

🔴Открытые лестницы — становятся частью сценического действия, а не просто функциональными элементами.

🔴Стеклянные фасады пропускают естественный свет и позволяют наблюдать за жизнью театра снаружи.

🔴Необработанный бетон подчёркивает «честность» материалов и связь с индустриальным прошлым места.

🔴Особое внимание уделено акустике: бетонные поверхности дополнены деревянными панелями, регулирующими звукоотражение.


Для Лины Бо Барди этот проект стал манифестом её философии: здание должно не доминировать, а служить сцене, актёрам и публике. Teatro Oficina доказал, что архитектура может быть не фоном, а активным участником театрального диалога.

🧪 «Эксперименты в дизайне»
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥7😎321
SESC Pompéia – «цитадель досуга»

В 1982 году в Бразилии, в городе Сан-Паулу, появилась новая впечатляющая архитектурная достопримечательность. Это был развлекательный центр Centro de Lazer Fábrica da Pompéia (Фабрика Помпея), который сейчас известен просто как SESC Pompéia по проекту Лины Бо Барди.

Часть 4

Здание из красного кирпича, с тремя бетонными башнями, соединёнными подвесными мостиками, в котором с 1920-х годов располагалась фабрика по производству металлических бочек, изначально спроектировал французский архитектор Франсуа Эннебик.

Впервые посетив объект, Лина Бо Барди обнаружила, что местные жители уже используют сооружение в качестве танцевальной площадки, футбольного поля и места для общественных собраний. Поэтому она решила просто благоустроить его, сохранив аутентичность.

В основе концепции – не реконструкция, а бережная трансформация.

Архитектор предложила снять старую штукатурку и обнажить фабричные бетонные стены, создать дополнительные бетонные конструкции и организовать открытые переходы между частями здания. Амебоподобная форма окон – почему бы и нет? Лина называла их «пещерными отверстиями, открывающими вид на город». Для них она спроектировала свои знаменитые красные раздвижные экраны.

«Я сидел за чертежами и работал над фасадами бетонного спортивного корпуса, в котором до этого момента были прямоугольные окна. Лина вернулась из поездки в Японию, полная новых идей и очарованная тамошней культурой. Она дала мне эскиз и сказала: „Давай изменим окна, попробуем сделать отверстия неправильной формы, более или менее похожие на эти“. Я сразу же оценил новую идею. Когда рисунок был завершен, все еще в виде карандашного наброска, я позвонил Лине и сказал: „Это выглядит невероятно, я никогда не видел ничего подобного“. Она ответила: „Никогда? Что ж, я тоже. Давайте сделаем это“». Рассказал ГЭС-2 друг архитектора Марселу Феррас.


По словам архитектора, пространство SESC Pompeia предназначено «для молодёжи, детей и пожилых людей – для всех вместе». Оно решает основные проблемы инклюзивности и разнообразия, с которыми обычно сталкиваются культурные центры, привлекая людей всех возрастных групп и социальных слоёв. То, что когда-то было местом работы, теперь стало настоящим центром притяжения. Благодаря эклектичному формату, широкому времени работы, доступным ценам и инсталляциям, способствующим спонтанному освоению пространства, центр стал местом, где можно наслаждаться жизнью и общаться с большим количеством людей. Образование, рассматриваемое как необходимое условие для социальных преобразований, требует интеграции культуры в повседневную жизнь, а не её обособления.

Во время нашего визита в центре проходила выставка «ВХУТЕМАС: ПОСТРОЕНИЕ БУДУЩЕГО 1918 - 2018». В экспозицию вошли работы 75 художников, дизайнеров и архитекторов раннего советского периода (нашла об этом всего две публикации в рунете: ОДИН и ДВА)

🧪 «Эксперименты в дизайне»
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
633🥰1