Личный опыт – это сила. Но он же и ловушка.
Я обожаю работать в новых командах.
Примерно каждые два года я меняла работу – кому-то это может показаться слишком частым, и я в ретроспективе понимаю, что были проекты, которые я могла бы еще реализовать.
Но есть одна важная вещь: я не люблю работать в замкнутых системах.
Мне кажется, что чем дольше мы находимся в одном и том же окружении, тем вероятнее мы начинаем воспринимать некоторые закономерности как универсальные правила: мы знаем, «как здесь принято», видим, что «точно не сработает».
Со временем границы мышления сужаются – не потому, что нам не хватает идей, а потому что мы начинаем доверять прошлому опыту больше, чем реальности. Но это не объективная реальность – это то, что мы привыкли замечать.
Личный опыт может привести к стереотипному мышлению.
Но любое изменение в окружении – новая команда, новый человек в коллективе, новое сообщество – помогает взломать привычный алгоритм. Оно заставляет сомневаться, уточнять, задавать вопросы, видеть альтернативные интерпретации.
Это возможность отрефлексировать свой опыт не через повторение, а через столкновение с новым. Увидеть, как собственный опыт ограничивает восприятие, и вырасти, научиться смотреть шире.
Поэтому важно нанимать сотрудников, которые не во всем похожи на тебя, окружать себя людьми с разными точками зрения, и периодически подвергать сомнению то, что стало нормой.
Я обожаю работать в новых командах.
Примерно каждые два года я меняла работу – кому-то это может показаться слишком частым, и я в ретроспективе понимаю, что были проекты, которые я могла бы еще реализовать.
Но есть одна важная вещь: я не люблю работать в замкнутых системах.
Мне кажется, что чем дольше мы находимся в одном и том же окружении, тем вероятнее мы начинаем воспринимать некоторые закономерности как универсальные правила: мы знаем, «как здесь принято», видим, что «точно не сработает».
Со временем границы мышления сужаются – не потому, что нам не хватает идей, а потому что мы начинаем доверять прошлому опыту больше, чем реальности. Но это не объективная реальность – это то, что мы привыкли замечать.
Личный опыт может привести к стереотипному мышлению.
Но любое изменение в окружении – новая команда, новый человек в коллективе, новое сообщество – помогает взломать привычный алгоритм. Оно заставляет сомневаться, уточнять, задавать вопросы, видеть альтернативные интерпретации.
Это возможность отрефлексировать свой опыт не через повторение, а через столкновение с новым. Увидеть, как собственный опыт ограничивает восприятие, и вырасти, научиться смотреть шире.
Поэтому важно нанимать сотрудников, которые не во всем похожи на тебя, окружать себя людьми с разными точками зрения, и периодически подвергать сомнению то, что стало нормой.
❤28🔥13😱1
Не количество, а качество
После шести занятий вождением я вдруг поймала себя на том, что перестала перед каждым манёвром судорожно перебирать в голове необходимые шаги. Повороты стали плавнее, появилось больше контроля и уверенности. Примерно то же самое происходило с танцами: на пятом занятии движения, которые ещё недавно казались разрозненными, неожиданно «схлопнулись» в одно целое.
Мои новые навыки стали приобретать более чёткую и уверенную форму. Но только ли из-за количества часов, которые я провела за этими занятиями?
Уверена, многие из вас слышали об исследовании психолога Андерса Эрикссона про 10 000 часов: именно столько целенаправленной практики, по его мнению, требуется, чтобы достичь уровня мирового мастерства в сложных видах деятельности – вроде игры на скрипке или шахмат.
Ключевое слово – целенаправленной. Эрикссон утверждал, что дело вовсе не в том, чтобы просто потратить 10 000 часов, а в том, чтобы каждый из них был максимально насыщен осознанными усилиями и постоянной обратной связью.
Получается, прогресс рождается не столько от количества часов, сколько от того, как именно мы их используем.
Простое повторение может загнать в ловушку автоматизма, когда ты механически выполняешь одни и те же действия, но при этом не продвигаешься вперёд.
Настоящий же рост требует целенаправленной практики – внимательного отношения к процессу и слабым местам, постоянной обратной связи и готовности исправлять ошибки.
Так что берём не только количеством часов, но качеством внимания.
После шести занятий вождением я вдруг поймала себя на том, что перестала перед каждым манёвром судорожно перебирать в голове необходимые шаги. Повороты стали плавнее, появилось больше контроля и уверенности. Примерно то же самое происходило с танцами: на пятом занятии движения, которые ещё недавно казались разрозненными, неожиданно «схлопнулись» в одно целое.
Мои новые навыки стали приобретать более чёткую и уверенную форму. Но только ли из-за количества часов, которые я провела за этими занятиями?
Уверена, многие из вас слышали об исследовании психолога Андерса Эрикссона про 10 000 часов: именно столько целенаправленной практики, по его мнению, требуется, чтобы достичь уровня мирового мастерства в сложных видах деятельности – вроде игры на скрипке или шахмат.
Ключевое слово – целенаправленной. Эрикссон утверждал, что дело вовсе не в том, чтобы просто потратить 10 000 часов, а в том, чтобы каждый из них был максимально насыщен осознанными усилиями и постоянной обратной связью.
Получается, прогресс рождается не столько от количества часов, сколько от того, как именно мы их используем.
Простое повторение может загнать в ловушку автоматизма, когда ты механически выполняешь одни и те же действия, но при этом не продвигаешься вперёд.
Настоящий же рост требует целенаправленной практики – внимательного отношения к процессу и слабым местам, постоянной обратной связи и готовности исправлять ошибки.
Так что берём не только количеством часов, но качеством внимания.
❤21🔥7👍4
Образование будущего – лифт или музыка?
Когда речь заходит о будущем образования, первыми возникают вопросы: какие навыки будут востребованы через 5, 10, 15 лет? чему учить детей, чтобы они были успешными? И, как правило, чем больше неопределённости вокруг, тем сильнее нам хочется конкретики, гарантий, прогнозов.
Вчера послушала разговор об образовании будущего с Соней Смысловой, PhD-исследовательницей из Кембриджа и соосновательницей School of Education, который натолкнул меня на размышления – а точно ли о навыках нужно сейчас думать?
📌 Образование – не просто инструмент
Если воспринимать образование исключительно как инструмент для поиска хорошей работы, то это похоже на лифт: оно должно быстро и без отклонений доставить нас на нужный карьерный этаж. Но в таком подходе легко упустить суть образовательного опыта как интеллектуальной трансформации, как пространства для критического осмысления того, что происходит с нами и в мире.
Образование может быть не только инструментом для карьерного роста, но и процессом, обладающим собственной ценностью – сродни эстетическому переживанию, как музыка или искусство. Такой взгляд сильно меняет перспективу того, чему и как стоит учить.
📌 Индивидуальное vs коллективное
Будущее создается всеми нами, оно коллективно. Однако современное образование делает сильный акцент на личном успехе, на индивидуальной траектории, на всем персонализированном. В этом подходе почти нет места общему, коллективному опыту.
Получается, мы теряем саму идею образования как общественного пространства.
В этом месте мне хочется поразмышлять, а каким может быть образование, направленное на коллективное? Насколько важно соблюсти баланс личное/общее, и, самое главное, что будет, если мы его не соблюдем?
📌 Тренды ради трендов?
Мы регулярно смотрим прогнозы, отчёты, пытаемся скорее адаптировать курсы под новую реальность, чтобы себя успокоить: мы «готовимся к будущему» (о котором мы на самом-то деле ничего не знаем).
Очень показательна в этом ключе история про Новую Зеландию: там полностью переписали школьную программу под «навыки будущего» (креативность, коллаборативность и пр.), но спустя 10 лет поняли, что это не сработало. Оказалось, что эти навыки нельзя развивать в вакууме, отдельно от конкретных дисциплин. Они имеют смысл только в связке с реальным контекстом.
Это не значит, что не нужно учить(ся) новому, скорее, это про то, что не всегда стоит бежать, если все побежали.
Так, может быть, первый вопрос должен быть не про навыки, а как мы вообще понимаем будущее. И кто эти «мы» — я, вы, наши дети или все сразу?
Когда речь заходит о будущем образования, первыми возникают вопросы: какие навыки будут востребованы через 5, 10, 15 лет? чему учить детей, чтобы они были успешными? И, как правило, чем больше неопределённости вокруг, тем сильнее нам хочется конкретики, гарантий, прогнозов.
Вчера послушала разговор об образовании будущего с Соней Смысловой, PhD-исследовательницей из Кембриджа и соосновательницей School of Education, который натолкнул меня на размышления – а точно ли о навыках нужно сейчас думать?
📌 Образование – не просто инструмент
Если воспринимать образование исключительно как инструмент для поиска хорошей работы, то это похоже на лифт: оно должно быстро и без отклонений доставить нас на нужный карьерный этаж. Но в таком подходе легко упустить суть образовательного опыта как интеллектуальной трансформации, как пространства для критического осмысления того, что происходит с нами и в мире.
Образование может быть не только инструментом для карьерного роста, но и процессом, обладающим собственной ценностью – сродни эстетическому переживанию, как музыка или искусство. Такой взгляд сильно меняет перспективу того, чему и как стоит учить.
📌 Индивидуальное vs коллективное
Будущее создается всеми нами, оно коллективно. Однако современное образование делает сильный акцент на личном успехе, на индивидуальной траектории, на всем персонализированном. В этом подходе почти нет места общему, коллективному опыту.
Получается, мы теряем саму идею образования как общественного пространства.
В этом месте мне хочется поразмышлять, а каким может быть образование, направленное на коллективное? Насколько важно соблюсти баланс личное/общее, и, самое главное, что будет, если мы его не соблюдем?
📌 Тренды ради трендов?
Мы регулярно смотрим прогнозы, отчёты, пытаемся скорее адаптировать курсы под новую реальность, чтобы себя успокоить: мы «готовимся к будущему» (о котором мы на самом-то деле ничего не знаем).
Очень показательна в этом ключе история про Новую Зеландию: там полностью переписали школьную программу под «навыки будущего» (креативность, коллаборативность и пр.), но спустя 10 лет поняли, что это не сработало. Оказалось, что эти навыки нельзя развивать в вакууме, отдельно от конкретных дисциплин. Они имеют смысл только в связке с реальным контекстом.
Это не значит, что не нужно учить(ся) новому, скорее, это про то, что не всегда стоит бежать, если все побежали.
Так, может быть, первый вопрос должен быть не про навыки, а как мы вообще понимаем будущее. И кто эти «мы» — я, вы, наши дети или все сразу?
❤16
Знакомое ≠ известное
Есть район, где я бываю постоянно, но каждый раз замечаю что-то новое. Место одно и то же, но восприятие зависит от моего настроения и контекста – иду днем или вечером, одна или с кем-то, я водитель или пассажир.
Вчера, в очередной раз увидев "новое" кафе, подумала, что в работе ведь то же самое.
Нам кажется, что мы знаем рынок, клиентов, процессы или команду, потому что «давно работаем». Но стоит чуть сменить угол зрения или выйти из привычной роли – и вдруг открываются совершенно другие детали и смыслы.
Важно регулярно менять оптику, чтобы не упускать то, что находится буквально перед глазами, но становится невидимым из-за привычки.
Как это сделать?
📌 Попробуйте заказать собственный продукт или услугу как клиент – сразу многое станет понятно про путь клиента и все неудобства, с которыми он сталкивается.
📌 Попросите знакомого, не связанного с вашим бизнесом, рассказать, как он воспринимает ваш сайт или соцсети.
📌 Обменяйтесь на день задачами с коллегой и посмотрите на процессы его глазами. Я знаю, что в некоторых крупных компаниях топ-менеджеры на день становятся курьерами и развозят заказы, чтобы посмотреть на процессы изнутри.
Попробуйте посмотреть на привычное под другим углом – и, скорее всего, вы убедитесь, что знакомое ещё не значит известное.
Есть район, где я бываю постоянно, но каждый раз замечаю что-то новое. Место одно и то же, но восприятие зависит от моего настроения и контекста – иду днем или вечером, одна или с кем-то, я водитель или пассажир.
Вчера, в очередной раз увидев "новое" кафе, подумала, что в работе ведь то же самое.
Нам кажется, что мы знаем рынок, клиентов, процессы или команду, потому что «давно работаем». Но стоит чуть сменить угол зрения или выйти из привычной роли – и вдруг открываются совершенно другие детали и смыслы.
Важно регулярно менять оптику, чтобы не упускать то, что находится буквально перед глазами, но становится невидимым из-за привычки.
Как это сделать?
📌 Попробуйте заказать собственный продукт или услугу как клиент – сразу многое станет понятно про путь клиента и все неудобства, с которыми он сталкивается.
📌 Попросите знакомого, не связанного с вашим бизнесом, рассказать, как он воспринимает ваш сайт или соцсети.
📌 Обменяйтесь на день задачами с коллегой и посмотрите на процессы его глазами. Я знаю, что в некоторых крупных компаниях топ-менеджеры на день становятся курьерами и развозят заказы, чтобы посмотреть на процессы изнутри.
Попробуйте посмотреть на привычное под другим углом – и, скорее всего, вы убедитесь, что знакомое ещё не значит известное.
❤20👏4
Обдумываю важный для меня проект – хочется вместить многое, но так, чтобы он оставался цельным и живым.
Если у вас есть классные источники о будущем – буду очень благодарна, если поделитесь. Интересует всё на стыке технологий, образования и философии: технооптимизм и техноскептицизм, технологизация обучения, новые модели знания и мышления.
Книги, статьи, блоги, видео, люди, чьи идеи вас цепляют – все с удовольствием посмотрю. Спасибо!
На скриншоте кадр из фильма After Yang – одного из моих любимых про будущее, о мире, где технологии стали не просто инструментами, а частью семьи, памяти, идентичности.
Если у вас есть классные источники о будущем – буду очень благодарна, если поделитесь. Интересует всё на стыке технологий, образования и философии: технооптимизм и техноскептицизм, технологизация обучения, новые модели знания и мышления.
Книги, статьи, блоги, видео, люди, чьи идеи вас цепляют – все с удовольствием посмотрю. Спасибо!
На скриншоте кадр из фильма After Yang – одного из моих любимых про будущее, о мире, где технологии стали не просто инструментами, а частью семьи, памяти, идентичности.
❤16🔥2
Все, что остается за кадром
Вчера досмотрела Adolescence (Переходный возраст) – новый сериал от Netflix, где каждая серия снята одним непрерывным дублем. Здесь нет привычных склеек или ускоренного ритма. Даже музыка звучит крайне редко.
Обычно монтаж убирает всё «лишнее»: секунды тишины, смятые реплики, затянувшиеся моменты, когда, казалось бы, ничего не происходит. Но именно из этого состоит жизнь – из сбивчивых фраз, пустых промежутков, взглядов, фоновых звуков, пауз, от которых мы чаще всего отворачиваемся.
Съемка одним кадром заставила меня проживать вместе с героями неловкость, страх, вину, ждать, теряться в поисках слов – и в этом оказалось столько жизни, той самой, которая обычно остается «за кадром».
И, возможно, именно это сделало сериал до мурашек настоящим. Как вы понимаете, очень рекомендую.
Вчера досмотрела Adolescence (Переходный возраст) – новый сериал от Netflix, где каждая серия снята одним непрерывным дублем. Здесь нет привычных склеек или ускоренного ритма. Даже музыка звучит крайне редко.
Обычно монтаж убирает всё «лишнее»: секунды тишины, смятые реплики, затянувшиеся моменты, когда, казалось бы, ничего не происходит. Но именно из этого состоит жизнь – из сбивчивых фраз, пустых промежутков, взглядов, фоновых звуков, пауз, от которых мы чаще всего отворачиваемся.
Съемка одним кадром заставила меня проживать вместе с героями неловкость, страх, вину, ждать, теряться в поисках слов – и в этом оказалось столько жизни, той самой, которая обычно остается «за кадром».
И, возможно, именно это сделало сериал до мурашек настоящим. Как вы понимаете, очень рекомендую.
❤18❤🔥1
Всего на 1% лучше
На днях начала читать Atomic Habits Джеймса Клира, которую долго откладывала из-за внутреннего скептика: ну сколько можно этих книг про продуктивность?
Пока не тороплюсь с выводами, но в самом начале меня зацепила идея «на 1% лучше каждый день».
Небольшая предыстория. К 2003 году британская сборная по велоспорту не выигрывала значимых соревнования больше 100 лет. Но в 2003 ее возглавил новый тренер, Дэйв Брейлсфорд. Вместо радикальных реформ он предложил простую стратегию: разбить весь процесс на мелкие части и улучшить каждую хотя бы на 1%.
Они оптимизировали всё – от формы седла до режима сна. И постепенно накопленные мелочи дали эффект: команда, которую раньше не воспринимали всерьёз, начала побеждать на Олимпийских играх и в Тур де Франс.
Маленькие, почти незаметные изменения не просто складываются – они кратно усиливают друг друга. Если становиться на 1% лучше каждый день, то, пишет Клир, к концу года ты будешь в 37 раз эффективнее (спорно, но окей).
Я решила разложить:
🔍 где в моих проектах прячутся зоны, которые я могу улучшить на тот самый «один процент» (программа, спикеры, поддержка и пр.)
🔍 что именно в этих зонах требует улучшения
🔍 как я буду вносить изменения (например, не нужно переписывать всю программу, достаточно поменять местами модули)
Самое сложное, пожалуй, это второй пункт – я не могу опираться только на свое видение, поэтому главный источник улучшений для меня – обратная связь от клиентов.
Например, на этой неделе заканчивается первый поток курса по нейросетям для юристов, который мы запустили вместе с @ilovedocs. Мы не ждали конца курса – что-то добавляли, что-то убирали, меняли акценты по ходу, прислушиваясь к участникам и наблюдая за их динамикой.
Качественная образовательная среда, если к ней подходить с вниманием, – всегда живая. А обратная связь, которую мы получаем сейчас, подтверждает, что наша версия «стать на 1% лучше» сработала.
Качество рождается не только из одного большого усилия, но и из множества маленьких шагов.
А где в ваших проектах живет этот один процент?
На днях начала читать Atomic Habits Джеймса Клира, которую долго откладывала из-за внутреннего скептика: ну сколько можно этих книг про продуктивность?
Пока не тороплюсь с выводами, но в самом начале меня зацепила идея «на 1% лучше каждый день».
Небольшая предыстория. К 2003 году британская сборная по велоспорту не выигрывала значимых соревнования больше 100 лет. Но в 2003 ее возглавил новый тренер, Дэйв Брейлсфорд. Вместо радикальных реформ он предложил простую стратегию: разбить весь процесс на мелкие части и улучшить каждую хотя бы на 1%.
Они оптимизировали всё – от формы седла до режима сна. И постепенно накопленные мелочи дали эффект: команда, которую раньше не воспринимали всерьёз, начала побеждать на Олимпийских играх и в Тур де Франс.
Маленькие, почти незаметные изменения не просто складываются – они кратно усиливают друг друга. Если становиться на 1% лучше каждый день, то, пишет Клир, к концу года ты будешь в 37 раз эффективнее (спорно, но окей).
Я решила разложить:
🔍 где в моих проектах прячутся зоны, которые я могу улучшить на тот самый «один процент» (программа, спикеры, поддержка и пр.)
🔍 что именно в этих зонах требует улучшения
🔍 как я буду вносить изменения (например, не нужно переписывать всю программу, достаточно поменять местами модули)
Самое сложное, пожалуй, это второй пункт – я не могу опираться только на свое видение, поэтому главный источник улучшений для меня – обратная связь от клиентов.
Например, на этой неделе заканчивается первый поток курса по нейросетям для юристов, который мы запустили вместе с @ilovedocs. Мы не ждали конца курса – что-то добавляли, что-то убирали, меняли акценты по ходу, прислушиваясь к участникам и наблюдая за их динамикой.
Качественная образовательная среда, если к ней подходить с вниманием, – всегда живая. А обратная связь, которую мы получаем сейчас, подтверждает, что наша версия «стать на 1% лучше» сработала.
Качество рождается не только из одного большого усилия, но и из множества маленьких шагов.
А где в ваших проектах живет этот один процент?
❤21💯2
Не позволяй одной ошибке определить весь урок
Сегодня в конце занятия по вождению я допустила довольно серьёзную ошибку – заканчивался второй час урока, и моя концентрация явно была не в лучшей форме. Я заметно расстроилась (потому что до этого всё шло так хорошо!), мы остановились, и инструктор спокойно сказал:
Эти слова прозвучали просто и буднично, но, как это часто бывает с моим инструктором, попали точно в нужное место.
Мы так часто склонны придавать одной неудаче непропорционально большое значение – как будто один недочёт перечёркивает всё, чему мы научились до него. Многие из нас привыкли воспринимать ошибки как доказательства собственной некомпетентности. И я так разозлилась в этот момент на то, что нас просто не учили другому.
Ведь если задуматься, одна ошибка – это лишь часть процесса. Она может быть неприятной, неожиданной, раздражающей – но абсолютно точно не отменяет всего, что было сделано до неё, и всего, что ещё возможно.
И если вам, как и мне, об этом не говорили – в школе, университете, на работе или дома – пусть это будет напоминанием: одна ошибка не определяет весь урок. Иногда именно в такие моменты мы учимся больше всего, если только позволим себе не сдаться.
P.S. Когда занятия закончатся, явно придётся искать новый дополнительный источник мудрости взамен инструктора 😄
Сегодня в конце занятия по вождению я допустила довольно серьёзную ошибку – заканчивался второй час урока, и моя концентрация явно была не в лучшей форме. Я заметно расстроилась (потому что до этого всё шло так хорошо!), мы остановились, и инструктор спокойно сказал:
Не позволяй одной ошибке определить весь урок.
Эти слова прозвучали просто и буднично, но, как это часто бывает с моим инструктором, попали точно в нужное место.
Мы так часто склонны придавать одной неудаче непропорционально большое значение – как будто один недочёт перечёркивает всё, чему мы научились до него. Многие из нас привыкли воспринимать ошибки как доказательства собственной некомпетентности. И я так разозлилась в этот момент на то, что нас просто не учили другому.
Ведь если задуматься, одна ошибка – это лишь часть процесса. Она может быть неприятной, неожиданной, раздражающей – но абсолютно точно не отменяет всего, что было сделано до неё, и всего, что ещё возможно.
И если вам, как и мне, об этом не говорили – в школе, университете, на работе или дома – пусть это будет напоминанием: одна ошибка не определяет весь урок. Иногда именно в такие моменты мы учимся больше всего, если только позволим себе не сдаться.
P.S. Когда занятия закончатся, явно придётся искать новый дополнительный источник мудрости взамен инструктора 😄
❤39🏆9💯7
Помоги Даше Ксюше найти ресурс
Думаю, от слова «ресурс» у многих дергается глаз – но все же хочу немного поразмышлять о том, куда он может незаметно утекать, и почему это важно замечать. А лучше всего это делать, конечно, на собственном примере.
Последние пару недель я почти ничего здесь не писала. Не потому что не хотелось – поверьте, за это время у меня накопилось с десяток идей, которые я добросовестно записала в Notion. Просто за эти дни пришлось:
✅ отредактировать почти 60 страниц текста на английском
✅ написать объемное мотивационное письмо на конкурс
✅ обновить программу и сайт курса, который стартует в мае
✅ доделать еще несколько текстов, не совсем творческих, но всё равно требующих внимания к слову и структуре
Весь мой ресурс на «написать» оказался израсходован – и на канал уже не хватило. Перерасход вообще бывает разный:
🔸 эмоциональный (потратились на чью-то историю, важный разговор)
🔸 когнитивный (слишком много решений, нюансов, которые надо удержать в голове)
🔸 физический (мало сна)
Или творческий, как произошло сейчас – когда вроде бы не пишу для души, но все равно постоянно что-то сочиняю и редактирую.
Это мне про меня кстати подсветила в прошлом году Настя Дьяченко, основательница литературного бюро «Литагенты существуют», а я передаю вам (а бюро поздравляю с юбилеем!).
С тех пор я стараюсь не просто признавать усталость или ругать себя за молчание, но и внимательно распутывать, где именно потратилась – чтобы понять, чем наполняться. И, кажется, получается!
Думаю, от слова «ресурс» у многих дергается глаз – но все же хочу немного поразмышлять о том, куда он может незаметно утекать, и почему это важно замечать. А лучше всего это делать, конечно, на собственном примере.
Последние пару недель я почти ничего здесь не писала. Не потому что не хотелось – поверьте, за это время у меня накопилось с десяток идей, которые я добросовестно записала в Notion. Просто за эти дни пришлось:
Весь мой ресурс на «написать» оказался израсходован – и на канал уже не хватило. Перерасход вообще бывает разный:
Или творческий, как произошло сейчас – когда вроде бы не пишу для души, но все равно постоянно что-то сочиняю и редактирую.
Это мне про меня кстати подсветила в прошлом году Настя Дьяченко, основательница литературного бюро «Литагенты существуют», а я передаю вам (а бюро поздравляю с юбилеем!).
С тех пор я стараюсь не просто признавать усталость или ругать себя за молчание, но и внимательно распутывать, где именно потратилась – чтобы понять, чем наполняться. И, кажется, получается!
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤25👏7
Вам можно
На днях увидела социальную рекламу про диабет. Оказывается, по статистике, 40% людей с этим диагнозом не приходят на приём к врачу – потому что стыдятся своей болезни. И этот стыд не возникает на пустом месте. Часто за ним стоит стигма – набор ярлыков и социальных предрассудков вроде «ты сам виноват», «просто не ешь десерт», «это всё от лени».
Я снова поймала себя на мысли: сколько вообще всего мы не делаем в жизни – не потому что не умеем или не хотим, а потому что боимся показаться слабыми или неудобными перед коллегой, семьей, партнером, другом. Часто именно стыд удерживает нас от чего-то важного.
Поэтому короткое напоминание в этот понедельник. Если вы сейчас чего-то не делаете только потому, что «так не принято», «неудобно», «неловко» — вам можно. Замахнуться на что-то большее, написать то самое сообщение или, наоборот, не отвечать. Можно.
На днях увидела социальную рекламу про диабет. Оказывается, по статистике, 40% людей с этим диагнозом не приходят на приём к врачу – потому что стыдятся своей болезни. И этот стыд не возникает на пустом месте. Часто за ним стоит стигма – набор ярлыков и социальных предрассудков вроде «ты сам виноват», «просто не ешь десерт», «это всё от лени».
Я снова поймала себя на мысли: сколько вообще всего мы не делаем в жизни – не потому что не умеем или не хотим, а потому что боимся показаться слабыми или неудобными перед коллегой, семьей, партнером, другом. Часто именно стыд удерживает нас от чего-то важного.
Поэтому короткое напоминание в этот понедельник. Если вы сейчас чего-то не делаете только потому, что «так не принято», «неудобно», «неловко» — вам можно. Замахнуться на что-то большее, написать то самое сообщение или, наоборот, не отвечать. Можно.
YouTube
The Emotional Toll of Diabetes
There are millions of people living with diabetes. But did you know that 40% of people with diabetes have skipped or missed a doctor's appointment due to shame or stigma? (1)
Together, we can help break down the barriers that prevent people with diabetes…
Together, we can help break down the barriers that prevent people with diabetes…
❤24👏2👍1
Книжный дайджест на весну
Обычно я пишу о книгах, которые уже прочитала – когда есть, что сказать и с чем поспорить. А в этот раз хочется наоборот: рассказать о тех, что я только заказала – заберу их в Москве уже на следующей неделе!
📙 Новый курс. Разговоры с самим собой // Дмитрий Крымов
Условное продолжение книги Курс, которую я читала с большим интересом и точно буду дарить друзьям. Если в первой Крымов, театральный режиссер, беседовал со студентами, то теперь – это дневниковые записи, где он фиксирует то самое «движение воздуха», из которого рождается театр.
🌸 Зов запахов // Рёко Секигути
Чем пахнет тайна? Есть ли аромат у тени? Новая работа французской эссеистки японского происхождения (писала про ее книгу здесь). Секигути размышляет о запахах как о способе познания и связи с прошлым. Меня эта тема невероятно завораживает.
🌾 Феноменальный мир русской традиционной культуры // Татьяна Бернштам
Сборник работ выдающегося этнографа об исследовании русской традиционной культуры. После книги Миф в слове и поэтика сказки Агранович (которую я тоже очень рекомендую!) хочу еще больше системности и глубины, чтобы по-новому посмотреть на то, что у нас принято называть «народным».
🍽️ Менеджмент глазами ресторатора // Борис Зарьков
Борис Зарьков – основатель White Rabbit Family – делится своим опытом управления командами и выстраивания процессов. Очень любопытно узнать, есть ли в ресторанном бизнесе особые принципы, которые можно применить и в других сферах.
👻 Среди призраков // Эрик Саден
Французский философ размышляет о том, как цифровая реальность, метавселенные и ИИ влияют на нашу идентичность и общество. Подсмотрела эту книгу у Анны Янчевской, культурного предпринимателя и ресторатора – доверяю ее литературному вкусу, многое читаю по ее рекомендациям.
А что вы планируете читать в ближайшее время?
Обычно я пишу о книгах, которые уже прочитала – когда есть, что сказать и с чем поспорить. А в этот раз хочется наоборот: рассказать о тех, что я только заказала – заберу их в Москве уже на следующей неделе!
📙 Новый курс. Разговоры с самим собой // Дмитрий Крымов
Условное продолжение книги Курс, которую я читала с большим интересом и точно буду дарить друзьям. Если в первой Крымов, театральный режиссер, беседовал со студентами, то теперь – это дневниковые записи, где он фиксирует то самое «движение воздуха», из которого рождается театр.
🌸 Зов запахов // Рёко Секигути
Чем пахнет тайна? Есть ли аромат у тени? Новая работа французской эссеистки японского происхождения (писала про ее книгу здесь). Секигути размышляет о запахах как о способе познания и связи с прошлым. Меня эта тема невероятно завораживает.
🌾 Феноменальный мир русской традиционной культуры // Татьяна Бернштам
Сборник работ выдающегося этнографа об исследовании русской традиционной культуры. После книги Миф в слове и поэтика сказки Агранович (которую я тоже очень рекомендую!) хочу еще больше системности и глубины, чтобы по-новому посмотреть на то, что у нас принято называть «народным».
🍽️ Менеджмент глазами ресторатора // Борис Зарьков
Борис Зарьков – основатель White Rabbit Family – делится своим опытом управления командами и выстраивания процессов. Очень любопытно узнать, есть ли в ресторанном бизнесе особые принципы, которые можно применить и в других сферах.
👻 Среди призраков // Эрик Саден
Французский философ размышляет о том, как цифровая реальность, метавселенные и ИИ влияют на нашу идентичность и общество. Подсмотрела эту книгу у Анны Янчевской, культурного предпринимателя и ресторатора – доверяю ее литературному вкусу, многое читаю по ее рекомендациям.
А что вы планируете читать в ближайшее время?
❤12👍3💯1
Смелость, чтобы начать. Верность, чтобы закончить.
Когда мы с партнерами объявили о закрытии проекта, многие писали, что это очень смелое решение. Но, если честно, я не чувствовала себя смелой в этот момент и много раздумывала после – а что на самом деле требуется, чтобы что-то завершить?
Сделать первый шаг, запустить проект, открыть бизнес, начать новую главу – действительно требует веры и смелости. Веры в идею. Смелости – поставить на карту силы, время, отношения. Одним словом,слабоумие и отвага .
А чтобы закончить, нужна верность.
Не идее любой ценой, из упрямства или страха, не первоначальному замыслу, который мог устареть за это время, – а себе. Что вы услышите, если честно спросите себя: это ещё живое? почему я продолжаю это делать – из любви или по инерции? а обстоятельства, в которых я начинал(а), остались прежними?
Иногда закрыть – значит сохранить. Сохранить свою энергию. Сохранить уважение к пути, который был пройден, и к себе, которая уже изменилась за это время.
Теперь я знаю, что буду говорить тем, кто решает что-то завершить: я рада, что вы выбрали быть верными себе.
А вы чувствуете этот момент – когда что-то пора завершить? Что помогает вам сделать этот шаг?
Когда мы с партнерами объявили о закрытии проекта, многие писали, что это очень смелое решение. Но, если честно, я не чувствовала себя смелой в этот момент и много раздумывала после – а что на самом деле требуется, чтобы что-то завершить?
Сделать первый шаг, запустить проект, открыть бизнес, начать новую главу – действительно требует веры и смелости. Веры в идею. Смелости – поставить на карту силы, время, отношения. Одним словом,
А чтобы закончить, нужна верность.
Не идее любой ценой, из упрямства или страха, не первоначальному замыслу, который мог устареть за это время, – а себе. Что вы услышите, если честно спросите себя: это ещё живое? почему я продолжаю это делать – из любви или по инерции? а обстоятельства, в которых я начинал(а), остались прежними?
Иногда закрыть – значит сохранить. Сохранить свою энергию. Сохранить уважение к пути, который был пройден, и к себе, которая уже изменилась за это время.
Теперь я знаю, что буду говорить тем, кто решает что-то завершить: я рада, что вы выбрали быть верными себе.
А вы чувствуете этот момент – когда что-то пора завершить? Что помогает вам сделать этот шаг?
❤40🔥4💯3👍1
Из чего же, из чего же, из чего же...
Три недели в России – и я состою из запаха цветущей черемухи, сдобных булочек с сахаром, объятий и смеха, закатов над Волгой, сирени, колокольного звона, маминых сырников, десятков часов разговоров, чая из смородиновых листьев, лиричного настроения и многого другого, что мне так дорого.
Канал возвращается из незапланированного отпуска, а, я, конечно, везу обратно чемодан идей, которыми продолжу делиться 🍒
Три недели в России – и я состою из запаха цветущей черемухи, сдобных булочек с сахаром, объятий и смеха, закатов над Волгой, сирени, колокольного звона, маминых сырников, десятков часов разговоров, чая из смородиновых листьев, лиричного настроения и многого другого, что мне так дорого.
Канал возвращается из незапланированного отпуска, а, я, конечно, везу обратно чемодан идей, которыми продолжу делиться 🍒
❤42❤🔥4
Воскресные диалоги о будущем
Вчера посмотрела последний из вышедших на сегодня выпуск диалогов о будущем от Noôdome и спешу их вам порекомендовать.
📌 Татьяна Черниговская и Юрий Оганесян рассуждают о гениальности, которую невозможно вырастить без питательной среды – но и невозможно подменить в полной мере искусственным интеллектом. А еще о важной роли ошибок в науке и творчестве:
📌 Александр Аузан и Евгений Водолазкин говорят о смене эпох, ритмах истории и том, как меняется язык времени. Пока идея экономического роста в принципе ставится под сомнение, литература разворачивается обратно к реальности, цивилизации – к качеству жизни вместо количества, а прогресс все чаще измеряется не мегатрендами, а личностным ростом.
📌 Герман Греф и Александр Асмолов обсуждают искусственный интеллект и то, как не потерять себя в его стремительном развитии. Будущее требует не просто адаптации, а новых навыков – эмпатии, воображения, способности задавать вопросы. ИИ может многое, но не может мечтать – и это остается нашей работой.
Если уже посмотрели, напишите, что больше всего запомнилось? С чем согласны или, наоборот, готовы поспорить?
А я уже жду следующий выпуск – в нем будут говорить про творчество (а я как раз наконец купила The Creative Act Рика Рубина)!
Вчера посмотрела последний из вышедших на сегодня выпуск диалогов о будущем от Noôdome и спешу их вам порекомендовать.
📌 Татьяна Черниговская и Юрий Оганесян рассуждают о гениальности, которую невозможно вырастить без питательной среды – но и невозможно подменить в полной мере искусственным интеллектом. А еще о важной роли ошибок в науке и творчестве:
Для того, чтобы произошло что-то значительное – открытие – неважно, в науке или искусстве – должно быть что-то неправильное, должен быть сбой. Раковина, в которой потенциально может возникнуть жемчужина, не должна быть стерильной, туда должен попасть песок. Если она будет как в операционной, то ничего не произойдет.
📌 Александр Аузан и Евгений Водолазкин говорят о смене эпох, ритмах истории и том, как меняется язык времени. Пока идея экономического роста в принципе ставится под сомнение, литература разворачивается обратно к реальности, цивилизации – к качеству жизни вместо количества, а прогресс все чаще измеряется не мегатрендами, а личностным ростом.
📌 Герман Греф и Александр Асмолов обсуждают искусственный интеллект и то, как не потерять себя в его стремительном развитии. Будущее требует не просто адаптации, а новых навыков – эмпатии, воображения, способности задавать вопросы. ИИ может многое, но не может мечтать – и это остается нашей работой.
Если уже посмотрели, напишите, что больше всего запомнилось? С чем согласны или, наоборот, готовы поспорить?
А я уже жду следующий выпуск – в нем будут говорить про творчество (а я как раз наконец купила The Creative Act Рика Рубина)!
YouTube
«Место науки в будущем» | Диалог Татьяны Черниговской и Юрия Оганесяна
Представляем вам третий эпизод «Диалогов о будущем» — большого совместного проекта телеканала КИНОТВ и сообщества Noôdome.
В этом выпуске нейролингвист Татьяна Черниговская и специалист в области экспериментальной ядерной физики Юрий Оганесян беседуют об…
В этом выпуске нейролингвист Татьяна Черниговская и специалист в области экспериментальной ядерной физики Юрий Оганесян беседуют об…
❤15👍4
Сколько стоит быть удобным?
Согласиться перенести встречу на неудобное время, промолчать, взять на себя лишнюю задачу. Сколько вам это стоило за последний месяц? Полгода? А год?
Мне все чаще кажется, что «быть удобным» – это как подписка. Вроде бы в месяц цена небольшая, но за год выходит довольно дорого.
В какой-то степени это, конечно, неизбежно: жизнь сообща с другими требует согласований и компромиссов. Но когда привычка быть удобным становится доминирующей, цена может оказаться слишком высокой.
И эта цена, как правило, не измеряется в деньгах – в отличие от подписки, хехе. Она измеряется в утраченных возможностях быть услышанным, в задвинутых желаниях, в раздражении и усталости. В постепенном исчезновении границ – это вообще я хочу или от меня этого ждут?
Удобство соблазнительно, потому что оно снижает трение, но вместе с этим лишает и остроты, и неожиданности. Александр Асмолов в «Психологии достоинства» как раз пишет:
Энергия, ценность, самость, возможность быть больше, чем просто сумма чьих-то ожиданий рождается именно в том, что выходит за рамки «удобного».
Иногда я думаю, может быть, удобство это и форма социальной вежливости, но жизнь то строится на несовпадениях, на неожиданных поворотах, на смелости не вписаться в привычный контур.
И тогда вопрос звучит не «сколько стоит быть удобным», а «какую цену мы готовы платить за то, чтобы оставаться собой – даже если это неудобно».
Согласиться перенести встречу на неудобное время, промолчать, взять на себя лишнюю задачу. Сколько вам это стоило за последний месяц? Полгода? А год?
Мне все чаще кажется, что «быть удобным» – это как подписка. Вроде бы в месяц цена небольшая, но за год выходит довольно дорого.
В какой-то степени это, конечно, неизбежно: жизнь сообща с другими требует согласований и компромиссов. Но когда привычка быть удобным становится доминирующей, цена может оказаться слишком высокой.
И эта цена, как правило, не измеряется в деньгах – в отличие от подписки, хехе. Она измеряется в утраченных возможностях быть услышанным, в задвинутых желаниях, в раздражении и усталости. В постепенном исчезновении границ – это вообще я хочу или от меня этого ждут?
Удобство соблазнительно, потому что оно снижает трение, но вместе с этим лишает и остроты, и неожиданности. Александр Асмолов в «Психологии достоинства» как раз пишет:
Отстаивание индивидуальности есть великая вещь.
Наша непрогнозируемость, неадаптивность, непредсказуемость – это то, что надо передавать друг другу, чем мы можем друг друга усиливать.
Энергия, ценность, самость, возможность быть больше, чем просто сумма чьих-то ожиданий рождается именно в том, что выходит за рамки «удобного».
Иногда я думаю, может быть, удобство это и форма социальной вежливости, но жизнь то строится на несовпадениях, на неожиданных поворотах, на смелости не вписаться в привычный контур.
И тогда вопрос звучит не «сколько стоит быть удобным», а «какую цену мы готовы платить за то, чтобы оставаться собой – даже если это неудобно».
❤55🔥18👍9