ашдщдщпштщаа – Telegram
ашдщдщпштщаа
639 subscribers
3.02K photos
150 videos
1 file
2.38K links
для обратной связи @filologinoff

книжки в этом канале
часть 1 https://news.1rj.ru/str/fllgnff/1155
часть 2 https://news.1rj.ru/str/fllgnff/2162
часть 3 https://news.1rj.ru/str/fllgnff/3453
Download Telegram
Мы с Пашей в сентябре 2007 года
20-летний Джесси Айзенберг в «The Village» Шьямалана — за пять лет до «Зомбиленда»
​​Дочитал книгу лингвиста Дэниела Эверетта «Не спи – кругом змеи!», в ней он рассказывает, как в 70-х с женой и детьми отправился миссионером в леса Амазонии и несколько лет прожил среди индейцев пираха.
Возможно, вы слышали об этом племени. Если читали когда-нибудь о туземцах, в языке у которых нет числительных – есть только «один», «два» и «много». Так вот – это они и есть, и Дэниел Эверетт – тот самый миссионер/лингвист, который их изучил и описал.
Пираха в свое время стали важной вехой в лингвистике, потому что в их языке не просто нет числительных – они не понимают самой идеи математики, и как ни пытались антропологи научить их считать, даже на камушках, все было тщетно.
В книге есть забавный эпизод: индейцы спрашивают у Эверетта, когда прилетит самолет, и всякий раз восхищаются тем, что он точно знает день прилета. И тот факт, что он предсказывает появление самолета, для них – чистое волшебство.
Были и обратные ситуации: когда миссионер Эверетт начинал рассказывать про Иисуса Христа, пытался обратить индейцев в свою веру, те не могли понять, что ему от них нужно, и поражались тому, что он живет по заветам какого-то бородатого мужика, с которым лично не знаком и даже не видел своими глазами.
Племя пираха напрочь лишено хоть каких-то строгих ритуалов и табу. По словам Эверетта даже похороны у них – дело житейское настолько, что слишком высоких мертвецов хоронят в сидячем положении, потому что копать большую могилу – это долго и тяжело, а им лень. Еще у них нет мифов о сотворении мира, что уж совсем удивительно. Когда у них спрашивают, откуда взялись небо и земля, они не понимают вопроса. Официальной, узаконенной иерархии у них тоже нет – ни полиции, ни судов, ни вождей. Когда Эверетт спросил, как они следят за порядком, ему ответили: "Если кто-то ведет себя ненормально и мешает жить остальным, его будут постепенно все больше игнорировать и в конце концов изгонят".
Или вот: «Им совершенно чужд концепт красоты. В отличие от соседних племен, вродетеньярим или парентинтин, которые создают ожерелья из зубов ягуара иои головные уборы из перьев, украшения пираха выглядят как поделки ленивого школьника на уроке труда – нанизал на нитку весь мусор, который смог найти, и готово, и так сойдет».
Сложно сказать, насколько все это достоверно, и что именно Эверетт придумал, недопонял и переврал, но история вышла ужасно интересная – книга читается как лингвистический детектив о столкновении с людьми из параллельной реальности; и если вы когда-нибудь хотели узнать, как именно лингвисты «взламывают» язык отдаленных племен амазонии – именно здесь взлом показан почти пошагово.
Ах да, название книги – тоже языковая загадка: у пираха кроме прочего отсутствует еще и концепт приветствия, у них просто нет слов вроде нашего «здравствуйте» или английского «hello», потому что приветствие кажется им бессмысленным, вместо него, встречая нового человека, они обычно говорят: «Не спи – кругом змеи».
Forwarded from Ёл
Книга Эверетта и правда увлекательная и по-своему полезная, но антропологическое сообщество к нему дышит нервно, потому что он лингвист, а выводы делает не в своем поле, а в поле антропологии социальной.
Другие исследователи и мимокрокодилы показывают, что пираха совсем немало спят, и мифы у них есть, типичные амазонские, к субъективизму изложения Эвереттом мировоззрения индейцев хорошо прикопались Nevins, Pesetsky, Rodrigues, 2009.
То есть, хороши лингвистические его выкладки про нумерацию и грамматику (последние нанесли ужасный удар по очередному продукту Хомски, кстати, и тоже вызвали дискуссию, но не потому, что Эверетт не прав, а просто парадигмы ломаются). А о представления о мировосприятии пираха НУ ТАК СЕБЕ. Но всё равно жутко интересный кейс, что он приписал индейцам такой классный мир, что бросил христианство ради него)))
Замечательная Елена Сударикова из Дарвиновского музея, увидев у меня перепост про книжку «Не спи — кругом змеи», отозвалась на него комментарием, и это прекрасно: во-первых, комментарии только приветствуются, во-вторых, рано или поздно тут должно было появиться мое любимое фото Лены, в-третьих, я люблю слушать, видеть и читать, как она рассуждает о книгах. Для этого у нее есть своя Ape's bookshelf, рекомендую.
Forwarded from monkey's bookshelf
Обещала паскудный раз рубрики #экономный_чтец
но,видимо, они ещё будут((( оказалось, паскудствовать жутко приятно, сорри

В биологии я немножко понимаю, особенно в некоторых областях.
В соцнауках я ничего не понимаю,
смотрю на вещи обывательски, неотрефлексированно, согласно предубеждениям (и, кстати, по умолчанию обвиняю и подозреваю в этом тех, кто вообще шевелит соцнауки - что они всего лишь пытаются обосновать получше свои предпочтения и предубеждения)
Но некоторые книги принесли мне тонну удовольствия, и делюсь я в этот раз скорее не пользой, а радостью от жизни.

Во-первых, в нашем отечестве есть В. Шнирельман и О. Хархордин, четкие ребята, 7/7 каждый раз, бережно и кропотливо работающие с архивными документами, с грамотным и местами весёлым языком. Если встретится вам несупержёсткий редукционист (у которого наука это только stem), можно подкинуть ему мысль про одного из этих двоих; невозможно после них не подозревать возможность применения научного метода в соцнауках.

Дальше, есть анархический Д. Гребер (Долг: 5000 лет истории, 6/7), это попчик, не академическая книга, но она касается важного пласта человеческих отношений, особенно классно залезает в вину и взаимные уступки. Я знаю, что мейнстримно его критикуют, как-то он плохо обращается с некоторыми современными представлениями об экономике, но если в научный потенциал соцдисциплин я могу верить, то в эк, особенно капиталистические вариации, точно нет))) А когда ждёшь падения какой-то системы, то с удовольствием читаешь о том, что может быть вместо, как можно по-другому.

Третье, я страшный, крайний, неумолимый семитофил, глубоко во власти проеврейских мифов. Мое первое предубеждение - что евреи лучшие люди на свете и поставили (ненарочно) самый лучший и самый красивый историко-биологический эксперимент на планете. Поэтому мне было интересно его немножечко пошатать и прочесть Ш. Занда (Кто и как изобрел еврейский народ, 6/7), как вариант описания событий от человека нерелигиозного (конечно, доверять нерелигиозным трактовкам истории гораздо проще, что уж). Было приятно, увлекательно, нуль агрессии (что я с некоторых пор особенно ценю в изложении чуждых автору вещей), мой миф не пошатнулся)))

Теперь к двоечникам.

П. Буайе с его критикой религии и "анатомией человеческих сообществ" (обе 0,5/7, плохой тяжелый язык, призванный скрыть нищету содержания и бесконечное невежество автора) может быть заменен статьями из вики. Такой автор нужен так же, как националистические лоббисты, или как пролайферы, или как блогерки-йогини - на них есть запрос, для них есть ниша, а если они еще и наукообразно высказываются, то ну просто свет в окошке. Но, как нетрудно догадаться, если ты привык узнавать что-то о мире через исследовательские статьи, статистику, попытки анализа данных, то такие однобокие модные челы зайти уже не могут.

Приятно было читать Д. Эверетта (Не спи - кругом змеи, 4/7), но его разносят в пух и прах) Все эти детские мечты — что вот поживу у дикарей и освою новый взгляд на мир, и всем расскажу, как ещё можно — они разбиваются о то, что ты не можешь освоить/примерить даже взгляд на мир твоих близких и любимых людей, даже встать на их место, а уж встать на позиции дикаря вовсе импоссибуру. Пускай все концепты этого чела ошибочны, но. Как минимум, он об этих индейцев разбил свое христианство, был же миссионером сперва, а выдумал такое мировоззрение, что бросил изначальные взгляды, и это классный кейс, как ни крути. Мифы - штука дорогая и прекрасная, но как здорово, когда человек их видит и может на них влиять.
(про этнографические книжки, как академ, так и всяких частников типа Дж. Конрада и С. Линдквиста, надо делать отдельный пост, но, к сожалению, я способна на это с такой невероятной степенью пристрастности, что лучше даже не думать в эту сторону. утешу вас тем, что этнография обычно настолько описательна и лишена предсказательной силы, и настолько вольно трактуется авторами в пользу своих желаний, что я бы выглядела в таком анализе, как нормальный этнограф — но верных выводов никто из нас так бы и не достиг!!!)
Я до сих пор обожаю группу «ПОНИ» и готов переслушивать все альбомы (кроме последнего) часами, а рэп-проект Алексея Пономарева Joker James — увы, не люблю и не понимаю. Но его новый альбом «Мёртвый Пони» (он издевается!) больше похож на «ПОНИ», чем на Joker James, и это прекрасно.

«Мы представили, что мы молодые The Beatles, из которых дементоры высосали всю радость», — говорит нам Пономарев. Вспоминается, во-первых, пассаж из одной рецензии на «Веселись и пой» (тем более, что на «Мёртвом Пони» к этому диску есть отсылка — и не только к нему: сердце ПОНИведа благодарно ёкает) о том, что эту музыку «сочинили люди, которым довольно тоскливо жить, и у них есть смелость в этом признаться». Во-вторых, то, как однажды я два дня ездил по Магаданской области на вахтовке и глядел на колымские пейзажи под альбом «Что мы сделали прошлым летом», а последние полтора года, когда мой самолёт заходил на посадку, всегда включал в наушниках песню «Когда-нибудь закончится, поверь, зима тревоги нашей» и смотрел в иллюминатор ровно с одной мыслью — «Если разобьюсь, то под этот трек».

Пойнт тут в том, что «ПОНИ» и Пономареву каким-то образом (я не могу пока объяснить это словами, но это, конечно, тема для отдельного исследования) даже о меланхолии или, там, депрессии постоянно удавалось петь так, что сразу хотелось начать, извините, им предаваться. Но не вскрываясь и не желая вскрыться, а как раз, еще раз извините, выходя на катарсис. И поэтому, например, супертрек «Грустный космонавт Геннадий Падалка» мне хочется объявить «песней года» уже сейчас.

Буду ли переслушивать другие альбомы Joker James в надежде найти всё-таки что-то такое же? Вряд ли, но зарубаться не стану. Ведь, как поет Пономарев, «всё равно здесь типа без вариантов, всё равно Россия будет холодной». Не вопрос, Лёха, мы готовы.
Текст Ъ-Weekend про Рики Джервейса напомнил, как примерно раз в год вот уже десять лет разным моим знакомым приходит в голову оригинальный, как они надеются, вопрос «Логинов, а знаешь, на какого актёра ты похож?» Ой, не знаю, расскажите!
Forwarded from Egor Egoshin
Наконец-то мои пальцы попали в канал Логинова
Тот случай, когда сам смеялся до слёз — радуясь в том числе, что не «опять Джервейс»
Ок, теперь «Миллион алых роз» (круто, кстати, что в трейлере звучит другая песня) будет прочно ассоциироваться с кормлением из «Спутника».

Посмотрел заодно короткометражку по сценарию Романа Волобуева, из которой вырос этот фильм, но она совсем не впечатлила. Там нет Оксаны Акиньшиной.
Это — Колян. Колян — альфа.

До сегодняшнего дня даже не думал, называют ли уже как-то тех, кто после зумеров. Да, появился термин «поколение альфа»: «Латинский алфавит закончился, а в науке в таких случаях принято переходить к греческому». Пусть теория поколений, возможно, «не более чем гороскопы», но через пять лет тех, кто родился после 2010 года, будет больше 2 млрд, и важно знать, какие они.
Лучшие новогодние телешоу, от «Старых песен о главном» до «Неголубых огоньков», на наших каналах выходили с 1995 по 2005 год. Старое НТВ постоянно выдавало очень приличные проекты. В интернетах можно найти, например, концерт «Любимые мелодии XX века»: Леонтьев исполняет «Мурку», Долина — «Summertime», Малинин — «Семь сорок», Градский — «Yesterday», Земфира — «Крутится, вертится шар голубой». Все относительно нестарые и неужасные, Мамонтов пляшет с Шендеровичем, Немцов, Черномырдин, Кобзон, Говорухин еще живы, все радостно поздравляют друг друга с новым 2000 годом и надеются, что всё будет хорошо. Записывалось всё это, конечно, заранее, про «Я устал, я ухожу» еще никто не знает. Двадцать лет спустя особенно интересно всё это смотреть.
Издательство «ЭКСМО» сейчас обычно чморят, однако и в его истории всё-таки были очень достойные страницы. В середине нулевых, например, они запустили довольно крутую серию переводной литературы «Парад уродов», в которой выходили модные нынче young adult романы (от книжек Скарлетт Томас я фанател еще тогда, а сейчас её издает Corpus) и всякая отличная дичь типа сборников рассказов Стива Мартина или совсем уж экспериментальной прозы. Вот, скажем, «Антропология и сто других историй» — идеально подходит для «гадания по книге». Сто один рассказик, сто одно слово в каждом, и все про любовь, только циничные как садистские стишки («Маленький мальчик нашел пулемёт, больше в деревне никто не живёт»), предельно формалистские и вместе с тем — настолько трогательные, что торкают даже 16 лет спустя. За перевод Дэна Роудса спасибо участникам переводческого семинара под руководством Александры Борисенко и Виктора Сонькина — тех самых, что вместе с Анастасией Завозовой переведут с янагихаровского на русский «Маленькую жизнь».
ашдщдщпштщаа
Издательство «ЭКСМО» сейчас обычно чморят, однако и в его истории всё-таки были очень достойные страницы. В середине нулевых, например, они запустили довольно крутую серию переводной литературы «Парад уродов», в которой выходили модные нынче young adult романы…
Моя девушка пошла работать в полицию, не сказав мне ни слова. Два года я пребывал в неведении, пока однажды не наткнулся на резиновую дубинку, лежавшую на полке среди журналов. Предъявив улику, я потребовал объяснений. Она покраснела и пробормотала что-то невнятное, но при этом так потрясающе выглядела, что я сразу ее простил. Она надела форму, и я словно влюбился в нее во второй раз. Мы поцеловались, потом пошли в спальню. Я начал раздеваться. Когда я снял трусы, она арестовала меня за стриптиз в неположенном месте. В суде она выступала на стороне обвинения; я получил шесть месяцев. В тюрьме она меня не навещала.

Дубинка (пер. Ю.Клименовой)

————————

В последний день нашего романа моя девушка принесла домой компьютерные игры. Я понятия не имел, что отношения подошли к концу, и с радостью включился в турнир по «Коннекту-4». На середине игры она сказала мне;
— Все кончено.
— Что кончено? — спросил я со счастливой улыбкой, потому что мне было очень весело.
— У нас с тобой все кончено, — ответила она, выходя из «Коннекта-4» и переключаясь на «Звездные войны». — Я больше не хочу с тобой встречаться.
Я попытался посмотреть, сколько очков она набрала, но слезы ослепили меня. Я хорошо знаю эту игру, и мне было достаточно звукового сопровождения, чтобы понять, что ее дела идут отлично.

Игрушки (пер. В. Сонькина)

————————

После кораблекрушения я впал в отчаянье и целыми неделями плакал. Справившись с этим горем, я решил, что смерть моей девушки не должна положить конец и моей жизни тоже. Я нашел другую, такую же красивую и милую, как прежняя, и в конце концов решил устроить для нее пикник на пляже. Прилив как раз выбросил на берег мою прежнюю подругу. Она четырнадцать месяцев провела в океане, цепляясь за обломок доски, питаясь сырой рыбой, дождевой водой и любовью ко мне. Передо мной встал выбор. Новая девушка победила, потому что прежняя была тощая и потрепанная и, кроме того, от воды вся кожа у нее сморщилась.

Кораблекрушение (пер. А. Меркуловой)

————————

Моя девушка так долго сидела дома без дела, что я очень обрадовался, когда она решила наконец устроиться на работу. Она аккуратно заполняла анкету, старательно выводя каждую букву, и все получалось просто замечательно, но требование перечислить хобби поставило ее в тупик.
— Я вот написала «курение», — сказала она, — но больше как-то пока ничего в голову не приходит.
Я стал размышлять, но тоже ничего не мог придумать.
— Знаешь что? Ты могла бы написать «секс», — наконец предложил я. — Тебе же нравится заниматься со мной сексом?
— Нет, — сказала она, посасывая ручку. — Уже нет. Я напишу спортивную ходьбу. В конце концов, не будут же они меня проверять.

Хобби (пер. Ю. Клименовой)
У нас ведь есть великая русская актерская школа, построенная на любви к традиции и ненависти ко всему остальному. И первое, чему у нас учат артиста, — это говорить на усредненном правильном русском, на котором больше никто не говорит в стране, только артисты. Живая человеческая речь, следы региональных акцентов, какие-то личные дефекты, странности, интонации — то, что в любом кино пестуется, бережется и используется, у нас воспринимается как брак, сбой программы. Если тебе говорят: «Вот эту артистку надо переозвучить, она плохо играет, противная, и еще мы не понимаем половины того, что она говорит» — с большой вероятностью именно эта артистка делает все гениально.

https://kinoart.ru/interviews/roman-volobuev-u-kolleg-rabotaet-refleks-vidish-zhizn-v-kadre-ubey-ee
Моим фаворитом навсегда остался видеоролик, в котором панды сжигают Сталина. Кажется, в тот год день смерти Сталина выпал на Масленицу, а в распоряжении редакции совершенно случайно оказались костюмы панд, которые местный суши-бар использовал при доставке еды. Дальше я не помню, но, видимо, кто-то в редакции сказал «А давайте...», а потом всё было как в тумане. Во всяком случае, существование этого ролика, в котором происходит полное расщепление сознания, участники действа не могут объяснить даже сами себе. Особенно меня умиляет реклама суши-бара в последних кадрах — искренне надеюсь, что она увеличила бару продажи.

https://zvzda.ru/articles/0c1f09162143

«Соль» была, конечно, совершенно выдающейся. Что сайт не сохранился, дико жалко: студентам журфаков было бы полезно. У меня где-то лежат две или три бумажных «Соли», спасибо за них Ване Колпакову, с которым я познакомился, еще когда он был ее главредом и приезжал в Новосибирск, чтобы плясать в мультифорке под дождем.