ашдщдщпштщаа – Telegram
ашдщдщпштщаа
632 subscribers
3.04K photos
150 videos
1 file
2.4K links
для обратной связи @filologinoff

книжки в этом канале
часть 1 https://news.1rj.ru/str/fllgnff/1155
часть 2 https://news.1rj.ru/str/fllgnff/2162
часть 3 https://news.1rj.ru/str/fllgnff/3453
Download Telegram
В честь 37-летия решил стать рыжим, как мой дед. Спасибо Насте, что покрасила, и Васе, что сфотографировал. Люблю дни рождения за количество приятных слов — сразу себя чувствую важным для многих человеком. Раз в год можно.
Эйзенхауэр общался с Жуковым и был потрясён, что тот считал нужным разминировать минные поля путём прохождения по ним пехоты, потому что полагал, что эти потери и так были неизбежными.

https://polka.academy/materials/758
ашдщдщпштщаа
🤭 Sticker
Михаил Горбачев с картиной «Распятый Христос» работы Андрея Мягкова. В 1986 году актер нарисовал, как Христос метит своей кровью последнего генсека, благославляя таким образом на борьбу с советским прошлым. Отличная история.
Колян на день рождения подарил пазл со мной в образе рыжего Гомера, обозвав его «Лисицей».

Горжусь своим сыном.
Британского психиатра Джона Прайса привело к пониманию важной функции симптомов депрессии внимательное наблюдение за курами. Проиграв в стычке и сдав свои иерархические позиции, курица отстраняется от взаимодействия с остальными и ведет себя тише воды ниже травы, чтобы не заклевали те, кто теперь занимает более высокое место в иерархии. Затем Прайс исследовал то же самое явление у карликовых мартышек верветок. Верветки живут небольшими группами из нескольких самцов и нескольких самок. Альфа-самец, который̆ в основном и спаривается со всеми самками, щеголяет ярко-голубой мошонкой, до тех пор пока не потерпит поражение в схватке с другим самцом. Тогда он отсиживается в сторонке, раскачивается на месте, сжавшись в комок, уходит в себя и пребывает в унынии, а его мошонка становится тускло-серой. Прайс трактует эти перемены как сигналы «вынужденной капитуляции». Сигнализируя, что он больше не представляет угрозы, проигравший спасается от дальнейших атак нового альфы. Лучше сдаться и просигнализировать об этом, чем терпеть нападки.

https://trends.rbc.ru/trends/social/6037bb239a7947135b03a589

Лучше уж нападки, чем тускло-серая мошонка, извините.
Книга «Что видела собака» — сборник статей Малкольма Гладуэлла, в разное время выходивших в The New Yorker. Образцовые журналистские расследования на не очень очевидные темы — например, почему есть десятки видов горчицы, а кетчуп почти не меняется. Или как рекламные слоганы заставили женщин поверить в краску для волос. Или чем стресс отличается от паники, а тайна — от загадки. Или какую ошибку допустил богобоязненный создатель противозачаточных таблеток. Не правда ли, неожиданные вопросы? Тем и привлекают. Героев Гладуэлла — бомжа из Рино, гениального продавца уникальных овощерезок, профайлера ФБР, ведущего телепрограммы «Переводчик с собачьего» на Animal Planet, разбившегося при крушении самолёта Кеннеди-младшего, писателей Нассима Николаса Талеба и Джонатана Сафрана Фоера, — кажется, только то и объединяет, что обо всех он может рассказать интересно. Он знает: свои увлекательные истории есть у всех. Аналогов автору «Что видела собака» у нас нет — впрочем, «Русский Нью-Йоркер» тоже так никто еще и не сделал.
ашдщдщпштщаа
Книга «Что видела собака» — сборник статей Малкольма Гладуэлла, в разное время выходивших в The New Yorker. Образцовые журналистские расследования на не очень очевидные темы — например, почему есть десятки видов горчицы, а кетчуп почти не меняется. Или как…
Чтобы разобраться в дискуссии вокруг взрыва «Челленджера», нужно, наверное, начать с другой крупнейшей катастрофы — аварии на атомной электростанции на острове Три-Майл в марте 1979 года. Президентская комиссия, расследовавшая эту аварию, пришла к выводу, что ее причиной послужили ошибки, допущенные людьми, в частности операторами станции. Однако ревизионисты утверждают, что на деле все было гораздо сложнее, и их аргументы заслуживают подробного рассмотрения.

Проблемы на «Три-Майл-Айленд» начались с закупорки своего рода гигантского водяного фильтра. Проблемы с этим фильтром были на станции обычным делом — ничего серьезного. Но в данном случае в результате закупорки вода стала просачиваться в систему водного охлаждения, что привело к автоматическому выключению двух клапанов и прекращению поступления холодной воды в парогенератор.

Кстати сказать, на «Три-Майл-Айленд» была установлена резервная система охлаждения, предназначенная как раз для подобных ситуаций. Но в тот день по причинам, которые никто так и не смог объяснить, клапаны резервной системы были не открыты, а закрыты, а лампочку на пульте оператора, сигнализирующую о закрытии клапанов, скрывала от глаз висевшая на рычаге табличка с надписью «Ремонт». На такой случай была предусмотрена еще одна резервная система — специальный предохранительный клапан. К несчастью, в тот день он также не работал. Его заело в открытом положении, хотя он должен был быть закрыт. Ситуация усугублялась ещё и тем, что не работал прибор, который оповещал операторов о неработающем предохранительном клапане. К тому моменту, как инженеры АЭС поняли, что происходит, реактор едва не расплавился.

Иными словами, к аварии привели пять не связанных друг с другом событий. Инженеры в операторской никоим образом не могли узнать ни об одном из них. Описанные события не сопровождались грубыми ошибками или вопиюще неверными решениями. И все неисправности — закупорка водяного фильтра, закрытые клапаны, скрытая табличкой от глаз лампочка, неисправный предохранительный клапан и неработающий прибор оповещения — сами по себе были настолько незначительны, что по отдельности могли вызвать лишь временное неудобство. Причиной же аварии стало неожиданное слияние мелких неприятностей в одну большую проблему.

Для описания подобных аварий социолог Йельского университета Чарльз Перроу ввел термин «обычные аварии». Под словом «обычные» он не подразумевал их многократность. Имеются в виду аварии, возникающие при обычном, нормальном функционировании технически сложной системы. Современные системы, утверждает Перроу, включают тысячи элементов, варианты взаимодействия которых невозможно предугадать. Учитывая сложность системы, делает вывод ученый, определенное сочетание мелких сбоев неизбежно приводит к серьезным последствиям. В своей работе 1984 года, посвященной техногенным катастрофам, Перроу на примере крушений самолетов, разливов нефти, взрывов на химических заводах и неполадок с ядерным оружием показывает, что многие из этих происшествий подпадают под определение «обычные». Кстати сказать, кинохит «Аполлон-13» служит прекрасной иллюстрацией «обычной аварии». Полёт космического корабля «Аполлон» оказался под угрозой из-за комбинации неисправностей кислородного и водородного баков и индикаторной лампы, которая отвлекла внимание астронавтов от более серьезной проблемы.

Будь эта авария «настоящей» — т.е., столкнись миссия с проблемами из-за одной серьезной злонамеренной ошибки, — фильм получился бы гораздо менее глубоким и захватывающим. При «настоящих» катастрофах люди раздражается гневными тирадами и преследуют виновных. Одним словом, делают все, что положено делать героям голливудских триллеров. Но катастрофа «Аполлона-13» необычна, потому что вызывает прежде всего не злость, а удивление — ведь все пошло не так, казалось бы, по совершенно незначительным причинам. Не было ни виноватых, не раскрытых мрачных тайн, ничего особенного, кроме того, что все системы корабля пришлось восстанавливать после того, как они вышли из строя столь необъяснимым образом. В конечном счете «обычная авария» оказывается самой страшной.
В рубрике «Пересмотрел» — «День сурка». Сто лет его не пересматривал, а вчера сыну показал. Эмпат Колян рыдал из-за смерти бездомного, не соглашаясь, как Фил Коннорс, что тот в любом случае умер бы 2 февраля. Сегодня фильм смотрится, конечно, уже как безусловная классика. А еще (я не знал) именно там в кино дебютировал Майкл Шеннон, поцеловав Энди Макдауэлл и пожав руку Биллу Мюррею.
Михаилу Горбачеву девяносто. Был уверен, что он появляется в клипе на «Счастье есть», но это, видимо, как с фразой «Я устал, я ухожу», которой тоже не было. Великая песня, великий человек.
Друг мой Петя Жеребцов прислал ссылку на видео, разглядев в толпе людей меня, и поинтересовался, не писал ли я в октябре 2005 года что-нибудь про событие на видео. А я про него писал — в свою «культурную» колонку «Выход в город» в газете «Соседи». Более того, у меня сохранилась вырезка как раз с той самой колонкой, и я 15 лет спустя перечитал ее. Конечно, есть вопросы к себе, но вообще — хорошая колонка. Перепечатываю ее с комментариями из 2021 года.

16 октября в ЛДС «Сибирь» пройдет ледовое шоу Ирины Лобачевой и Ильи Авербуха «Восхождение». Название шоу сразу ассоциируется с Олимпом и всей связанной с ним символикой. При желании подтексты и символические смыслы можно видеть во всем вокруг нас. Меня недавно поразило анонимное изречение на двери вагона метро, написанное шариковой ручкой на рекламном стикере. Нехилое такое напутствие: «Хочешь жить — живи!» Так вот и бывает: кто-то подурачился, а получилась претензия на произведение искусства.

Упомянуть Авербуха в тексте вне зависимости от темы колонки просил рекламный отдел. Выкрутился.

Современное искусство, как известно, рассматривает любой предмет как обладающий эстетической ценностью артефакт. Вспомним хотя бы знаменитый «Унитаз» Марселя Дюшана. Непонимающие недоброжелатели, коих большинство, обычно считают творческие высказывания современных художников бессмысленным выпендрежем. Художники не унывают и продолжает устраивать свои выставки везде, где только можно, а иногда и там, где нельзя.

Упоминание Дюшана сейчас воспринимается как неловкий неймдроппинг, но целью было неловкое просветительство.

Идея освоения альтернативного выставочного пространства как раз и легла в основу художественной акции «Schnell Art Тоннель», прошедшей вечером первого октября в подземном переходе возле ДК им. Октябрьской революции. Разрешения на проведение выставки у ее кураторов не было, и они рисковали нарваться на органы правопорядка, которые к таким вольностям относятся без понимания. Но вышеупомянутые органы нагрянуть не успели, ибо все действо, согласно его концепции, длилось чуть больше получаса (на то «schnell art» и «быстрое искусство»!).

Примерно в таком стиле я тогда свои колонки и писал, поэтому не все сегодня кажутся мне достойными перечитывания. Но эта в принципе хорошая.

Организатором выставки удалось сделать ее достаточно интересной. Ряд работ не был лишен смысла и остроумия. Меня повеселила картинка с квадратноголовым дядькой и пугающим напоминанием «А дома будет “Дом-2”!». Подписи под рисунками вообще запоминались сильнее самих рисунков, например, гордая фраза «Нас не заставить думать больше, чем принято». Самыми яркими работами «Тоннеля» стали в итоге черно-белые фотографии норвежского художника Финна Кауфмена из серии «Sleeping Ghosts»: их эстетическое превосходство над остальными экзерсисами было очевидным. Норвежец Финн знал об акции и лично разрешил демонстрацию этих стильных фото, на которых запечатлел свою десятилетнюю сестру.

Никакого норвежца Кауфмена, разумеется, не существовало. Я поверил Косте Скотникову на слово и невольно поучаствовал в создании мифа о Финне. Молодой был, наивный.

Кто-то из участников изобразил на своем листе внушительных размеров пельмень, провозгласив его изображение «Совершенством, доведенным до отчаяния». Кто-то из зрителей тут же обозвал выставку в целом «отчаянием, доведенным до совершенства». Дескать, глупости все это. Мне же кажется, что все не так уж плохо и имеет право на продолжение. «Schnell Art»-акции планируется проводить и впредь, разумеется, без громких анонсов и в самых неожиданных местах. Кстати, случайные зрители выставки, то есть простые прохожие, отнеслись к ней даже с большим воодушевлением, чем можно было ожидать. Двое особенно заинтересовавшихся и вовсе утащили в итоге пару особо ярких рисунков. Так искусство пошло в народ. Так ему, народу, и надо.

Среди утащивших рисунки был я, шутку про отчаяние я тоже придумал сам, но все равно хорошая колонка — и хорошая идея с выставкой. Я не помню, проходили еще такие «быстрые» акции или нет, и немножко скучаю по тем веселым временам.

Две тысячи пятый год, офигеть вообще.
1 октября 2005 года, мы с Маргаритой Мошкиной из группы «Проверено» пришли на выставку «Schnell Art Тоннель», чтобы через 15 лет Петр Жеребцов опознал меня на этой видеозаписи.
знаешь, если искать врага — обретаешь его в любом.
вот, пожалуй, спроси меня — мне никто не страшен:
я спокоен и прям и знаю, что впереди.
я хожу без страховки с факелом надо лбом
по стальной струне, натянутой между башен,
когда снизу кричат только: «упади».

разве они знают, чего мне стоило ремесло.
разве они видели, сколько раз я орал и плакал.
разве ступят на ветер, нащупав его изгиб.
они думают, я дурак, которому повезло.
если я отвечу им, я не удержу над бровями факел.
если я отвечу им, я погиб.

(с днем рождения, дорогая Вера Николаевна)
Первый выход Marvel Studios на сериальную территорию получился очень удачным. Не отрицая «Агентов Щ.И.Т.» (а именно там впервые возник на экране Даркхолд) и всего остального, «ВандаВижен» с первых серий показал новый, запредельно крутой уровень. Вскрывая саму суть сериалов — от ситкомов 1950-х до шоу 2010-х, причем оправданно с сюжетной точки зрения, а не просто «посмотрите, как мы умеем». Смешно и страшно, красиво и умно, трогательно и драматично — если теперь сериалы Marvel Studios будут все такими, будет офигенно.
«ВКонтакте» выпустила трибьют Ахматовой «Я — голос ваш», и очевидно, что это ответ крутейшему трибьюту Мандельштама «Сохрани мою речь навсегда». В смысле если бы не тот альбом, вряд ли бы вышел этот. С одной стороны, повторюсь, это круто с точки зрения продвижения русской поэзии, когда «Реквием» поет Елена Темникова. С другой — альбом почему-то кажется сделанной наспех обязаловкой. Открытий и откровений на нём нет, лучшими я бы назвал треки Лолиты, IOWA и, пожалуй, Тоси Чайкиной, а того, кто решил, что позвать в трибьют Ахматовой Ах Астахову — это прикольно, в аду ожидает прикольный котёл.