• В конце февраля 2022 года Шольц анонсировал масштабную программу перевооружения бундесвера. Впервые со времён холодной войны Берлин решил потратить столь внушительную сумму на вооружённые силы: во время канцлерства Меркель уровень военных расходов Германии не достигал оговорённых в 2014 году на саммите НАТО 2% от ВВП, а правительство Шольца начало решать проблему радикально — был создан специальный фонд для оборонных расходов размером 100 млрд евро.
• После окончания холодной войны бундесвер пришёл в упадок. Для расположенной в глубоком тылу НАТО и Евросоюза Германии вооружённые силы превратились в дорогой атрибут влиятельной державы, от которого нельзя избавиться, но на который хочется тратиться по минимуму. О плачевном состоянии бундесвера говорили по меньшей мере с начала 2010-х годов. Основные трудности — вышедшая из строя техника, нехватка базовой амуниции, кадровый голод в армии после отмены всеобщей воинской повинности.
• Иностранные наблюдатели увидели в перевооружении бундесвера признак гитлеровского вермахта, однако знакомые с немецкой бюрократией скептики призывали не драматизировать ситуацию: сотне миллиардов евро специального оборонного фонда предстояло пройти через многочисленные согласования и утверждения. Мнение скептиков подтвердилось: к весне 2023 года удалось лишь сформировать и разместить заказы на закупку военной техники на сумму 10 млрд евро.
• Несмотря на противоречивые результаты первого года военной реформы, рано говорить о её полном провале. На фоне энергетического кризиса и экономических проблем правительству Шольца приходилось отдавать приоритет антикризисному направлению, однако многое указывает на то, что вместо блиц-реформы можно ожидать фундаментальную перестройку всей военной организации ФРГ.
• О грядущей перестройке немецкой армии прежде всего говорит назначение на пост министра обороны Бориса Писториуса. Это кадровое решение примечательно по нескольким причинам: (1) оно сломало гендерный баланс правительства Шольца — профессиональные компетенции Писториуса были поставлены выше прочих формальных факторов; (2) во главе немецкой армии оказался мужчина из Нижней Саксонии, представитель силовых органов, проходивший срочную службу в армии.
• Реформа бундесвера имеет для Писториуса личную значимость — в силу возраста (63 года) и опыта политической деятельности лишь на региональном уровне, новый пост он может рассматривать как высшую точку и предфинальный этап карьеры. Основная тяжесть реформ Писториуса, вероятно, придётся на бюрократические структуры министерства обороны. Кроме того, обсуждается увеличение военного бюджета с 50 до 60 млрд евро.
• Пока нет ясности, сможет ли реформа бундесвера решить острую проблему нехватки кадров в немецкой армии. В экспертной среде набирает обороты дискуссия по вопросу возвращения всеобщей воинской повинности. Положительное решение по этому вопросу может стать едва ли не главным итогом всей военной реформы, меняющим не только немецкую армию, но и немецкое общество.
Читать статью для @profilejournal
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Профиль
Солдаты Писториуса: реформа бундесвера год спустя
После того как в конце февраля 2022-го канцлер Олаф Шольц анонсировал масштабную программу перевооружения бундесвера, дискуссии о перспективах германского
👍8
🇷🇸🇽🇰 Состояние переговоров между Белградом и Приштиной комментирует Анастасия Малешевич:
• С момента последних переговоров между Сербией и Косово в марте ситуация осложнилась. Власти в Приштине не только никак принципиально не продвинулись в вопросе формирования сообщества сербских муниципалитетов, но и пошли на эскалацию.
• В Косово были проведены выборы в северных муниципалитетах с сербским большинством. Несмотря на бойкот со стороны сербов и явку 3,5%, такие выборы признаны западными странами, что противоречит логике урегулирования.
• Затем состоялось голосование за принятие Косова в Совет Европы, где, к удивлению Белграда, некоторые не признающие Косово страны воздержались, а не голосовали против. К тому же Приштине как раз в апреле предоставлен безвизовый режим с ЕС — он начнёт действовать с начала 2024 года. Перечисленные жесты западных стран воспринимаются в Сербии как поощряющие деструктивную линию Приштины и не способствующие поиску компромисса.
Читать комментарий для @vedomosti
• С момента последних переговоров между Сербией и Косово в марте ситуация осложнилась. Власти в Приштине не только никак принципиально не продвинулись в вопросе формирования сообщества сербских муниципалитетов, но и пошли на эскалацию.
• В Косово были проведены выборы в северных муниципалитетах с сербским большинством. Несмотря на бойкот со стороны сербов и явку 3,5%, такие выборы признаны западными странами, что противоречит логике урегулирования.
• Затем состоялось голосование за принятие Косова в Совет Европы, где, к удивлению Белграда, некоторые не признающие Косово страны воздержались, а не голосовали против. К тому же Приштине как раз в апреле предоставлен безвизовый режим с ЕС — он начнёт действовать с начала 2024 года. Перечисленные жесты западных стран воспринимаются в Сербии как поощряющие деструктивную линию Приштины и не способствующие поиску компромисса.
Читать комментарий для @vedomosti
Ведомости
На кону в переговорах Вучича и Курти оказалась судьба сербских муниципалитетов в Косове
Приштина под давлением Брюсселя готова лишь на символические уступки
👍5🤯2
• Принцип незыблемости границ и уважения суверенитета лежит в основе отношений Китая с постсоветскими странами. КНР действует «однозначно и последовательно»: не признаёт воссоединение Крыма, территориальные изменения на Донбассе, в Абхазии и Южной Осетии.
• Прежние модели вежливой и корректной дипломатии уже не устраивают китайское руководство. Однако новые — модели «боевых волков», при которых нужно нести «голос Китая» — ещё не отработаны.
• В международных отношениях имеет значение только официальная позиция, которая определяется высшим руководством страны. Принцип нерушимости границ для Китая носит основополагающий характер: признание новых границ означает допущение независимости Тайваня.
• Тот факт, что Китай официально не признал новые границы России, ничего не говорит о его готовности работать с российскими партнёрами. Одно дело — «большая политика», другое — реальные торгово-инвестиционные связи.
• С одной стороны, китайский подход очень гибкий и прагматичный. С другой — Пекин может проявлять принципиальность в чувствительных вопросах.
• Для Китая не существует «изгоев»; он никого не исключает из списка партнёров. Пекин готов работать со всеми, а Россия воспринимается им не как конкурент, а как единомышленник, сотрудничество с которым — залог развития интеграционных процессов и обеспечения стабильности и безопасности в регионе.
Подробнее в интервью для @rtvimain
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Главные новости в России и мире - RTVI
«Личная точка зрения в условиях информационной войны». Почему мир не всегда понимает китайских дипломатов
Разобраться в том, почему китайские дипломаты делают противоречивые заявления относительно постсоветских стран RTVI помог старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России Иван Зуенко.
👍9🤯1
🇫🇮 Энергетический переход в Европе и эволюция финской внешней политики — в интервью с Владиславом Воротниковым:
• В ретроспективе прошлого года вступление Финляндии в НАТО — ожидаемое событие, однако при рассмотрении общих тенденций финской внешней политики кажется скорее неожиданным. С конца 1940-х годов Финляндия практически во всех сферах действовала как западная страна, но во внешней политике и обороне — всегда с небольшой оглядкой на Россию.
• В 1995 году на смену финскому нейтралитету пришла политика неприсоединения. На протяжении последних 20 лет Хельсинки всё меньше ориентировался на Москву и уже в конце нулевых стал «заигрывать» с НАТО, активизировав военное сотрудничество. К началу 2020-х годов Финляндия фактически превратилась в ассоциированного члена — не хватало только формального присоединения к альянсу.
• Европа вступила в эпоху четвёртого энергетического перехода и планирует уделять большее внимание возобновляемым источникам энергии, поэтому экономическая и политико-правовая стратегия европейских стран будет выстраиваться исходя из ценностной логики. В этом контексте финская внутренняя политика — региональная проекция общих изменений, происходящих в европейской и мировой экономике.
• Несмотря на инфляцию, рост цен и уровня безработицы, естественно меняющиеся каналы поставок и структуру логистики, Европа к рубежу 20-30-х годов рассчитывает вступить в новую эпоху и зарабатывать не за счёт дешёвых ресурсов, а за счёт новых экологических стандартов. Вероятно, Финляндия надеется оказаться в лидерах и главных бенефициарах энергетического перехода, невзирая на потери, связанные с прекращением поставок недорогих энергоресурсов.
• Потенциальный провал энергоперехода и реструктуризации европейской экономики может стать серьёзным кризисом для ЕС, который будет иметь последствия и для национальных экономик. Очевидно, на уровне Брюсселя ведётся стратегическое целеполагание, а национальные и наднациональные элиты надеются на успех нового экономического уклада. Нужно наблюдать за процессами в странах, которые явно делают ставку на энергетическую реформу: Швеция, Дания и Финляндия традиционно полагаются на возобновляемые источники энергии и активно их используют.
• На протяжении 80 лет Финляндия была бенефициаром благожелательного соседства с СССР и Россией, но от исторической памяти отказываться сложно — вспоминается и агрессивная политика Российской империи в Северной Европе и 1939-1940-е годы, которые, наверное, остаются в памяти финнов как унижение. Внешняя политика Хельсинки раньше отличалась прагматичностью, но сейчас приверженность евроатлантическим ценностям ставится во главу угла — выше, чем приоритеты национального развития.
• Непонятно, понимают ли в Финляндии, что их самостоятельность во внешней политике и традиция внешнеполитического достоинства, с которыми финны смотрели на любые противоборствующие стороны, — навсегда утрачены. А если понимают — жалеют ли или считают неизбежными издержками. Вступая в НАТО, Финляндия могла сделать ряд оговорок — подобно Норвегии в 1949 году. Пока дальнейший характер пребывания Финляндии в НАТО — полный или с ограничениями — остаётся неясным.
• Чтобы наладить отношения с Россий, европейским странам достаточно просто следовать национальным интересам, но сегодня довольно сложно наблюдать самостоятельность у кого-либо в Европе. Выстраивание новой экономической реальности без России явно не идёт на пользу многим государствам региона, но большинство следует за ведущим — правда, непонятно, куда он их приведёт.
Смотреть интервью для @interaffairs
• В ретроспективе прошлого года вступление Финляндии в НАТО — ожидаемое событие, однако при рассмотрении общих тенденций финской внешней политики кажется скорее неожиданным. С конца 1940-х годов Финляндия практически во всех сферах действовала как западная страна, но во внешней политике и обороне — всегда с небольшой оглядкой на Россию.
• В 1995 году на смену финскому нейтралитету пришла политика неприсоединения. На протяжении последних 20 лет Хельсинки всё меньше ориентировался на Москву и уже в конце нулевых стал «заигрывать» с НАТО, активизировав военное сотрудничество. К началу 2020-х годов Финляндия фактически превратилась в ассоциированного члена — не хватало только формального присоединения к альянсу.
• Европа вступила в эпоху четвёртого энергетического перехода и планирует уделять большее внимание возобновляемым источникам энергии, поэтому экономическая и политико-правовая стратегия европейских стран будет выстраиваться исходя из ценностной логики. В этом контексте финская внутренняя политика — региональная проекция общих изменений, происходящих в европейской и мировой экономике.
• Несмотря на инфляцию, рост цен и уровня безработицы, естественно меняющиеся каналы поставок и структуру логистики, Европа к рубежу 20-30-х годов рассчитывает вступить в новую эпоху и зарабатывать не за счёт дешёвых ресурсов, а за счёт новых экологических стандартов. Вероятно, Финляндия надеется оказаться в лидерах и главных бенефициарах энергетического перехода, невзирая на потери, связанные с прекращением поставок недорогих энергоресурсов.
• Потенциальный провал энергоперехода и реструктуризации европейской экономики может стать серьёзным кризисом для ЕС, который будет иметь последствия и для национальных экономик. Очевидно, на уровне Брюсселя ведётся стратегическое целеполагание, а национальные и наднациональные элиты надеются на успех нового экономического уклада. Нужно наблюдать за процессами в странах, которые явно делают ставку на энергетическую реформу: Швеция, Дания и Финляндия традиционно полагаются на возобновляемые источники энергии и активно их используют.
• На протяжении 80 лет Финляндия была бенефициаром благожелательного соседства с СССР и Россией, но от исторической памяти отказываться сложно — вспоминается и агрессивная политика Российской империи в Северной Европе и 1939-1940-е годы, которые, наверное, остаются в памяти финнов как унижение. Внешняя политика Хельсинки раньше отличалась прагматичностью, но сейчас приверженность евроатлантическим ценностям ставится во главу угла — выше, чем приоритеты национального развития.
• Непонятно, понимают ли в Финляндии, что их самостоятельность во внешней политике и традиция внешнеполитического достоинства, с которыми финны смотрели на любые противоборствующие стороны, — навсегда утрачены. А если понимают — жалеют ли или считают неизбежными издержками. Вступая в НАТО, Финляндия могла сделать ряд оговорок — подобно Норвегии в 1949 году. Пока дальнейший характер пребывания Финляндии в НАТО — полный или с ограничениями — остаётся неясным.
• Чтобы наладить отношения с Россий, европейским странам достаточно просто следовать национальным интересам, но сегодня довольно сложно наблюдать самостоятельность у кого-либо в Европе. Выстраивание новой экономической реальности без России явно не идёт на пользу многим государствам региона, но большинство следует за ведущим — правда, непонятно, куда он их приведёт.
Смотреть интервью для @interaffairs
Журнал Международная жизнь
Финляндия, НАТО и «Летка-енка»
Журнал Международная жизнь, проблемы внешней политики, дипломатии, национальной безопасности, аналитический журнал
👍9👏2🔥1
• В Москве прошли переговоры министров обороны и глав разведок России, Сирии, Турции и Ирана. Это первый раз, когда стороны собираются в таком составе: в конце декабря 2022 года на переговорах были представители лишь трёх стран, а Иран добавился позже. Нынешняя встреча стала ещё одним шагом на пути к нормализации отношений Сирии с Турцией — главной цели российской дипломатии в отношении Дамаска в настоящее время.
• Встреча министров иностранных дел, которая должна была последовать за встречей глав оборонных ведомств, так и не состоялась. Прошли лишь консультации на уровне заместителей мининдел, причём и они в определённый момент оказались на грани срыва.
• Иран на данных переговорах играет посредническую роль — он обладает значительными рычагами влияния на сирийское руководство. Но далеко не все региональные игроки довольны подключением Тегерана к турецко-сирийским переговорам — отношения с Сирией в настоящее время стремятся активно развивать главные конкуренты Ирана на Ближнем Востоке — Саудовская Аравия и ОАЭ.
• Дамаск оказался под давлением значительного числа игроков, каждый из которых стремится перетянуть его на свою сторону: Иран, монархии Персидского залива, Турция. При этом Сирия надеется разблокировать политическое и экономическое сотрудничество с последними двумя сторонами и одновременно сохранить поддержку Тегерана, сыгравшего важнейшую роль в победе президента Башара Асада над вооружённой оппозицией.
• Возможно, повторное обсуждение ключевых вопросов, являющихся предметом спора, на высоком уровне принесло свои плоды. Тем не менее говорить о выходе на новый этап можно будет лишь после встречи на уровне министров иностранных дел. Однако, учитывая участие в переговорах Ирана и стремление Сирии одновременно с этим развивать отношения с арабскими монархиями Залива, это становится трудной задачей.
Читать статью для @mediatorCIS
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
ia-centr.ru
Стоит ли ожидать прогресса на переговорах с Сирией?
В Москве прошли переговоры министров обороны и глав разведок России, Сирии, Турции и Ирана. Это первый раз, когда стороны собираются в таком составе: в конце декабря 2022 года на переговорах были представители лишь трех стран, а Иран добавился позже. Нынешняя…
🔥2
• Премьер-министры в Италии меняются довольно часто: после Берлускони в итальянской политике наблюдалась правительственная «чехарда» с постоянными кризисами. За последние 30 лет политический ландшафт Италии изменился; трансформировался и характер политической жизни.
• Во время холодной войны в Италии господствовала партия-монополист — Христианско-демократическая партия (ХДП). После 90-х годов в стране произошло политическое «землетрясение», которое было связано не только с внешней средой, но и со внутренними процессами.
• В 1990-х годах на политическую арену вышли совершенно новые партии: ни одно политическое образование, которое действовало в стране после Второй мировой войны, не уцелело. В Италии к власти пришли лидеры новой формации, которые выстраивают политику без привязки к старым принципам и идеологиям.
• Одна из отличительных черт современной Италии — отсутствие одной объединяющей общенациональной партии, которой в своё время являлась ХДП. Сегодня все итальянские партии для того, чтобы одержать победу на выборах, вынуждены вступать в коалиции.
• Осенью 2022 года на последних парламентских выборах партия «Пять звезд» Джузеппе Конте выступала самостоятельно, отказавшись формировать коалиции. Партия набрала около 15% голосов; тем не менее, её принципиальность не позволила левым силам одержать победу на выборах.
• Ни один из премьеров после отставки Берлускони и до прихода к власти Джорджии Мелони не был партийным лидером. В своё время Конте был избран в качестве компромиссной фигуры.
• Итальянская избирательная система трансформируется, что не способствует политической стабильности. Италия колеблется между пропорциональной и мажоритарной системами; сегодня в стране действует смешанная система подсчёта голосов с уклоном в мажоритаризм.
Слушать выпуск подкаста «Посольский приказ».
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Яндекс Музыка
«В Италии к власти пришли лидеры новой формации». Обсуждаем современный политический ландшафт страны и премьера Джорджию Мелони…
Слушайте на Яндекс Музыке
👍13
⛪️🇺🇦 Церковный раскол на Украине — в интервью с Даниилом Пареньковым @lazy_politolog:
• Украина, где проживают порядка 35 миллионов православных, — занимает второе место в мире после России по численности православного населения. Украина обладает развитой церковной инфраструктурой, а на украинский епископат приходится около 10% всех епископов мирового православия.
• Истоки церковного раскола на Украине корнями уходят в начало 1990-х годов, когда впервые заговорили об отдельном украинском православии. Начальной точкой противоречий были амбиции Филарета — епископа РПЦ, одного из претендентов на патриарший престол, который попытался реализовать собственные амбиции в рамках раскольнической структуры Киевского патриархата.
• Личные амбиции Филарета подпитывались различными политическими силами, которые в православной церкви видели субъект, пользующийся феноменальным доверием и уважением со стороны населения страны. Квинтэссенцией усилий по созданию раскольнического крыла стала предвыборная кампания Петра Порошенко в 2018 году, в которой он анонсировал проект украинской религиозной структуры, не связанной с РПЦ.
• Созданная структура — Православная церковь Украины — не получила большой поддержки среди остальных православных церквей. Однако в январе 2019 года Константинопольский патриархат в одностороннем порядке признал ПЦУ — с некоторыми ограничениями. Для Константинопольского патриархата поддержка ПЦУ стала необходимым условием для поддержания собственной субъектности и подкрепления исторических амбиций конкретными действиями.
• Большая часть автокефальных православных церквей признает Украинскую православную церковь в качестве единственной канонической структуры на территории Украины, поскольку для православия принципиальное значение имеет апостольское преемство — возможность проследить линию преемственности через рукоположение до апостолов и через апостолов до Христа.
• В ближайшем будущем можно ожидать дальнейшие шаги со стороны МИДа по противодействию религиозным гонениям на Украине, поскольку один из приоритетов внешней политики России, согласно Концепции 2023 года, — поддержка мирового православия и противодействие усилиям, нацеленным на раскол единства православной церкви.
• После победы на выборах Зеленский попытался балансировать между интересами ПЦУ и Украинской православной церковью. Сегодня можно наблюдать ужесточение его политики, однако конечные результаты будут определяться внутренней ситуацией на Украине и положением страны в мире. Многие действия, предпринятые украинскими властями, не вписываются в том числе в западные подходы к религиозной свободе.
• Для Украинской православной церкви войти в состав ПЦУ означает лишиться той части автономии, которой она обладала в составе РПЦ, а также лишиться возможности ведения зарубежной деятельности. Развитие ситуации во многом зависит от позиции Украинской православной церкви. Даже на фоне гонений, сопряжённых с нежеланием слиться с раскольнической ПЦУ, епископат отстаивает независимую позицию и видит себя отдельной от раскольников структурой.
Смотреть интервью на YouTube и Rutube-канале ИМИ.
• Украина, где проживают порядка 35 миллионов православных, — занимает второе место в мире после России по численности православного населения. Украина обладает развитой церковной инфраструктурой, а на украинский епископат приходится около 10% всех епископов мирового православия.
• Истоки церковного раскола на Украине корнями уходят в начало 1990-х годов, когда впервые заговорили об отдельном украинском православии. Начальной точкой противоречий были амбиции Филарета — епископа РПЦ, одного из претендентов на патриарший престол, который попытался реализовать собственные амбиции в рамках раскольнической структуры Киевского патриархата.
• Личные амбиции Филарета подпитывались различными политическими силами, которые в православной церкви видели субъект, пользующийся феноменальным доверием и уважением со стороны населения страны. Квинтэссенцией усилий по созданию раскольнического крыла стала предвыборная кампания Петра Порошенко в 2018 году, в которой он анонсировал проект украинской религиозной структуры, не связанной с РПЦ.
• Созданная структура — Православная церковь Украины — не получила большой поддержки среди остальных православных церквей. Однако в январе 2019 года Константинопольский патриархат в одностороннем порядке признал ПЦУ — с некоторыми ограничениями. Для Константинопольского патриархата поддержка ПЦУ стала необходимым условием для поддержания собственной субъектности и подкрепления исторических амбиций конкретными действиями.
• Большая часть автокефальных православных церквей признает Украинскую православную церковь в качестве единственной канонической структуры на территории Украины, поскольку для православия принципиальное значение имеет апостольское преемство — возможность проследить линию преемственности через рукоположение до апостолов и через апостолов до Христа.
• В ближайшем будущем можно ожидать дальнейшие шаги со стороны МИДа по противодействию религиозным гонениям на Украине, поскольку один из приоритетов внешней политики России, согласно Концепции 2023 года, — поддержка мирового православия и противодействие усилиям, нацеленным на раскол единства православной церкви.
• После победы на выборах Зеленский попытался балансировать между интересами ПЦУ и Украинской православной церковью. Сегодня можно наблюдать ужесточение его политики, однако конечные результаты будут определяться внутренней ситуацией на Украине и положением страны в мире. Многие действия, предпринятые украинскими властями, не вписываются в том числе в западные подходы к религиозной свободе.
• Для Украинской православной церкви войти в состав ПЦУ означает лишиться той части автономии, которой она обладала в составе РПЦ, а также лишиться возможности ведения зарубежной деятельности. Развитие ситуации во многом зависит от позиции Украинской православной церкви. Даже на фоне гонений, сопряжённых с нежеланием слиться с раскольнической ПЦУ, епископат отстаивает независимую позицию и видит себя отдельной от раскольников структурой.
Смотреть интервью на YouTube и Rutube-канале ИМИ.
YouTube
Церковный раскол на Украине. Интервью с Даниилом Пареньковым
Почему на Украине произошёл религиозный раскол? Кто поддерживает Православную церковь Украины?
В новом видео эксперт ИМИ Александр Давыдов обсудил с научным сотрудником Центра европейских исследований ИМИ, заместителем заведующего кафедрой политической теории…
В новом видео эксперт ИМИ Александр Давыдов обсудил с научным сотрудником Центра европейских исследований ИМИ, заместителем заведующего кафедрой политической теории…
👍10🔥4
🇪🇺 Что может войти в 11-й пакет антироссийских санкций ЕС? — в статье Екатерины Араповой:
• Антироссийская санкционная реальность — это надолго, а 10-й пакет санкций ЕС против Москвы — далеко не последний. Однако пространство для введения новых ограничений сужается, а достигать консенсуса внутри Евросоюза становится сложнее. Согласование санкций фактически имеет двухуровневую структуру: (1) отраслевое наполнение пакета и (2) возможные механизмы изъятий из него, послабления и переходные периоды.
• Определённые направления санкционной эскалации в резерве у ЕС сохраняются: прорабатывается вопрос введения «алмазных» мер, теоретически сохраняется потенциал «атомных» рестрикций, есть ресурс воздействия на торговлю металлами, в том числе редкоземельными. В силу столкновения разных групп интересов и сфер влияния согласовать эти области внутри Европейского союза непросто.
• «Алмазные» санкции вряд ли составят основу 11-го пакета: Бельгия уже не первый месяц блокирует их введение, поскольку там находится одна из крупнейших мировых алмазных бирж. С «атомными» санкциями ситуация сложнее: минимум два члена Евросоюза — Венгрия и Франция — критически зависят от атомной энергетики и заинтересованы в реализации долгосрочных контрактов с Росатомом.
• Есть вероятность введения мер против российских железных руд. Налицо предвестники этих ограничений: (1) в декабре ЕС запретил инвестиции в российские шахты и рудники; (2) Алишер Усманов находится под персональными санкциями Евросоюза; (3) США ввели санкции против «Металлоинвеста» и USM. Однако это вряд ли может найти отражение в ближайшем пакете в силу высокой зависимости отдельных стран Европы от российских чёрных металлов.
• Можно ожидать санкции в отношении транзита высокотехнологичных товаров, но торопиться с принятием этих мер ЕС не будет: ограничение транзита ударит не только по России, но и по торгово-экономическим отношениям Европы с КНР. Несмотря на падение объёмов транзита через российскую территорию, в случае его блокировки альтернативные маршруты могут оказаться не готовы к обработке большого грузопотока.
• К количественному расширению мер ЕС сегодня не готов. Чтобы сохранить видимость санкционной эскалации, Евросоюз будет вынужден задействовать имеющийся ресурс крайне дозировано и прибегать к пакетам-филлерам — промежуточным пакетам между расширением ограничительных мер. 11-й санкционный пакет может оказаться именно таким и по большей части включать меры по повышению эффективности ранее введённых ограничений и контролю за исполнением уже действующих режимов.
Читать статью для @izvestia
• Антироссийская санкционная реальность — это надолго, а 10-й пакет санкций ЕС против Москвы — далеко не последний. Однако пространство для введения новых ограничений сужается, а достигать консенсуса внутри Евросоюза становится сложнее. Согласование санкций фактически имеет двухуровневую структуру: (1) отраслевое наполнение пакета и (2) возможные механизмы изъятий из него, послабления и переходные периоды.
• Определённые направления санкционной эскалации в резерве у ЕС сохраняются: прорабатывается вопрос введения «алмазных» мер, теоретически сохраняется потенциал «атомных» рестрикций, есть ресурс воздействия на торговлю металлами, в том числе редкоземельными. В силу столкновения разных групп интересов и сфер влияния согласовать эти области внутри Европейского союза непросто.
• «Алмазные» санкции вряд ли составят основу 11-го пакета: Бельгия уже не первый месяц блокирует их введение, поскольку там находится одна из крупнейших мировых алмазных бирж. С «атомными» санкциями ситуация сложнее: минимум два члена Евросоюза — Венгрия и Франция — критически зависят от атомной энергетики и заинтересованы в реализации долгосрочных контрактов с Росатомом.
• Есть вероятность введения мер против российских железных руд. Налицо предвестники этих ограничений: (1) в декабре ЕС запретил инвестиции в российские шахты и рудники; (2) Алишер Усманов находится под персональными санкциями Евросоюза; (3) США ввели санкции против «Металлоинвеста» и USM. Однако это вряд ли может найти отражение в ближайшем пакете в силу высокой зависимости отдельных стран Европы от российских чёрных металлов.
• Можно ожидать санкции в отношении транзита высокотехнологичных товаров, но торопиться с принятием этих мер ЕС не будет: ограничение транзита ударит не только по России, но и по торгово-экономическим отношениям Европы с КНР. Несмотря на падение объёмов транзита через российскую территорию, в случае его блокировки альтернативные маршруты могут оказаться не готовы к обработке большого грузопотока.
• К количественному расширению мер ЕС сегодня не готов. Чтобы сохранить видимость санкционной эскалации, Евросоюз будет вынужден задействовать имеющийся ресурс крайне дозировано и прибегать к пакетам-филлерам — промежуточным пакетам между расширением ограничительных мер. 11-й санкционный пакет может оказаться именно таким и по большей части включать меры по повышению эффективности ранее введённых ограничений и контролю за исполнением уже действующих режимов.
Читать статью для @izvestia
Известия
Между пакетами
Замдекана факультета международных отношений МГИМО Екатерина Арапова — о попытках ЕС сохранить политическое лицо на фоне исчерпания санкционного механизма
👍10
⚔️ Истоки конфликтов на Африканском континенте. Интервью Майи Никольской @swahililand с Максимом Никулиным
• В 21 веке Африка сохраняет лидирующие позиции по количеству конфликтов, однако межгосударственных столкновений на континенте крайне мало. Речь скорее идёт о конфликтах низкой интенсивности, от которых страдают гражданские: наблюдается запредельный уровень насилия по отношению к женщинам и детям, в том числе, увы, со стороны миротворцев.
• Характерная черта африканских конфликтов — феномен детей-солдат: их используют как вспомогательный персонал, бойцов и террористов-смертников. Самый известный случай массового похищения детей произошёл в Чибоке (Нигерия) в 2014 году, когда террористы «Боко Харам» (запрещена в России) увели в плен 276 школьниц.
• Роль этнорелигиозного фактора в африканских конфликтах сильно преувеличена. Корень проблем — бедность, неразвитая инфраструктура, проведённые «по линейке» колониальные границы, неприменимость западной концепции национального государства к африканским реалиям. Хрестоматийный пример — побережье Сомали, где в силу объективных причин сложилась схема военного предпринимательства, которое мы называем пиратством.
• Традиционная «вотчина» внешних провайдеров безопасности в Африке — (1) подготовка силового персонала, (2) военно-техническая помощь, (3) военная дипломатия и (4) размещение войск для стабилизации конфликтных ситуаций.
• Иностранные военные базы в Африке — скорее передовые пункты базирования для логистических целей и поддержки локальных операций. Официально сейчас на континенте таких внешних провайдеров 13, базы в основном сосредоточены на Африканском Роге. Больше всего точек присутствия — у США.
• Африканский Союз и региональные инициативы (в том числе связанные с силами постоянной готовности) пока малоэффективны в деле миротворчества и обеспечения безопасности. Это связано с ограниченностью их мандата, несогласованностью действий и скудностью финансирования.
• По данным СИПРИ, на Россию приходится около 49% африканского импорта вооружений. Основные российские партнёры по ВТС — Алжир, Египет, Судан, Ангола, Мали, Нигерия, ЦАР, Уганда. Ставка делается на стрелковое оружие, вертолёты, в перспективе — боевые дроны.
• Основным принципом в решении африканских проблем безопасности должно быть лидирующее положение самих африканских стран. Россия в этой ситуации могла бы выступать в качестве не патрона, но посредника для враждующих сторон, а также содействовать формированию региональных вооружённых сил.
Смотреть интервью на канале проекта «Ближе к Африке».
• В 21 веке Африка сохраняет лидирующие позиции по количеству конфликтов, однако межгосударственных столкновений на континенте крайне мало. Речь скорее идёт о конфликтах низкой интенсивности, от которых страдают гражданские: наблюдается запредельный уровень насилия по отношению к женщинам и детям, в том числе, увы, со стороны миротворцев.
• Характерная черта африканских конфликтов — феномен детей-солдат: их используют как вспомогательный персонал, бойцов и террористов-смертников. Самый известный случай массового похищения детей произошёл в Чибоке (Нигерия) в 2014 году, когда террористы «Боко Харам» (запрещена в России) увели в плен 276 школьниц.
• Роль этнорелигиозного фактора в африканских конфликтах сильно преувеличена. Корень проблем — бедность, неразвитая инфраструктура, проведённые «по линейке» колониальные границы, неприменимость западной концепции национального государства к африканским реалиям. Хрестоматийный пример — побережье Сомали, где в силу объективных причин сложилась схема военного предпринимательства, которое мы называем пиратством.
• Традиционная «вотчина» внешних провайдеров безопасности в Африке — (1) подготовка силового персонала, (2) военно-техническая помощь, (3) военная дипломатия и (4) размещение войск для стабилизации конфликтных ситуаций.
• Иностранные военные базы в Африке — скорее передовые пункты базирования для логистических целей и поддержки локальных операций. Официально сейчас на континенте таких внешних провайдеров 13, базы в основном сосредоточены на Африканском Роге. Больше всего точек присутствия — у США.
• Африканский Союз и региональные инициативы (в том числе связанные с силами постоянной готовности) пока малоэффективны в деле миротворчества и обеспечения безопасности. Это связано с ограниченностью их мандата, несогласованностью действий и скудностью финансирования.
• По данным СИПРИ, на Россию приходится около 49% африканского импорта вооружений. Основные российские партнёры по ВТС — Алжир, Египет, Судан, Ангола, Мали, Нигерия, ЦАР, Уганда. Ставка делается на стрелковое оружие, вертолёты, в перспективе — боевые дроны.
• Основным принципом в решении африканских проблем безопасности должно быть лидирующее положение самих африканских стран. Россия в этой ситуации могла бы выступать в качестве не патрона, но посредника для враждующих сторон, а также содействовать формированию региональных вооружённых сил.
Смотреть интервью на канале проекта «Ближе к Африке».
YouTube
Война или дипломатия? Часть I: Истоки конфликтов на Африканском континенте
Каковы истинные причины конфликтов в Африке? Насколько справедливо выражение "forever wars continent" (континент извечных войн) применительно к этому континенту? Какова роль России в африканском военно-техническом портфолио? И какой выбор более предпочтителен…
👍14🔥1
• Когда Байден приносил президентскую присягу, а главные американские СМИ на все лады распекали сторонников Трампа за штурм Конгресса, мало кто мог вообразить, что спустя два с небольшим года Америка вернётся к противостоянию «Байден vs Трамп». Дело не только в том, что в 2021 году казалось, что Трамп не сможет оправиться от тяжёлого поражения. Но и в том, что Байден в ту пору выглядел временщиком — погреет кресло для Камалы Харрис, которая за это время поднатаскается в большой политике и в 2024 году станет первой («цветной») женщиной-президентом США.
• С молодыми кадрами в Республиканской и Демократической партиях проблема — те, кто есть, к высшей государственной должности вряд ли готовы, а те, на кого рассчитывали (та же Камала Харрис или министр транспорта Пит Буттиджич), надежд не оправдали. Стало быть, в бой снова идут одни старики. Впрочем, время ещё есть — ни Байден, ни Трамп официально не выдвинуты номинантами от своих партий: партийный съезд республиканцы проведут 15–18 июля следующего года в Милуоки, а демократы — 19–22 августа в Чикаго.
• По сравнению с 2020 годом диспозиция изменилась. Твиттером — некогда главным информационным оружием Трампа — владеет Илон Маск. Благодаря затеянным Маском переменам и общим изменениям на информационном ландшафте США у республиканцев есть шанс докричаться не только до своих, но и до сомневающихся избирателей.
• Никто всерьёз не рассчитывает, что в полемике слепого с глухим удастся найти не то что истину, а хоть какой-то компромисс. Но и ситуация, когда в следующем году придётся снова выбирать между «плохо» и «ещё хуже», оптимизма не внушает. Рядовой республиканский избиратель, возможно, несколько приободрён тем, что «Трамп вернулся», но партийный истеблишмент от этого, напротив, унывает. В идеале боссы «слонов» хотели бы видеть кого-то другого, но вступать в открытую борьбу с «народным кандидатом» Трампом себе дороже.
• Среди демократов картина противоположная. Энтузиазма относительно Байдена немного как у рядовых избирателей, так и у руководства партии. Беспокойство вызывают и возраст, и как будто снижающиеся когнитивные функции, и имиджевая составляющая, и окружение. Если в 2020 году Харрис виделась полезным в электоральном плане активом, то теперь это очевидное отягощение, и даже лояльные сторонники Байдена советуют ему присмотреться к кому-то другому.
• За видимой неловкостью, которую демократы испытывают за возможного номинанта, скрывается умеренное удовлетворение элит нынешним статус-кво. Партия не сумела за два с лишним года подготовить смену, но Байден представляется фигурой, удобной для большинства игроков американской большой политики.
• Смотреть реванши зачастую даже интереснее, хотя бы потому, что ставки для непосредственных участников в известном смысле ещё выше — проигравший не получает права на реабилитацию. Но в стремительно меняющемся мире эта схватка может выглядеть, как битва за будущее Америки.
Читать статью для @profilejournal
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Профиль
Чем обернется для США намерение Байдена побороться за второй срок
«Возьмите пять худших президентов в американской истории, сложите их вместе, и суммарный ущерб от их президентства все равно будет меньше того, что причинил
👍9👏4😱1
🎙Международные переговоры в академической среде — подкаст Пере-talk-и с Андреем Байковым
В четвёртом выпуске подкаста Пере-talk-и проректор по научной работе МГИМО, главный редактор журнала «Международные процессы» Андрей Байков рассказывает о специфике международных переговоров в академической среде.
В чём особенности международного академического взаимодействия? По каким вопросам вузам сложнее достичь консенсуса? Как культурные отличия определяют ход академических переговоров?
Слушать подкаст на доступных платформах.
В четвёртом выпуске подкаста Пере-talk-и проректор по научной работе МГИМО, главный редактор журнала «Международные процессы» Андрей Байков рассказывает о специфике международных переговоров в академической среде.
В чём особенности международного академического взаимодействия? По каким вопросам вузам сложнее достичь консенсуса? Как культурные отличия определяют ход академических переговоров?
Слушать подкаст на доступных платформах.
Слушай выпуск подкаста Пере-talk-и Подкаст о международных переговорах
Международные переговоры в академической среде — Подкаст «Пере-talk-и Подкаст о международных переговорах»
В четвертом выпуске подкаста Пере-talk-и Андрей Анатольевич Байков, проректор МГИМО МИД России, главный редактор журнала «Международные процессы» рассказывает об особенностях международных переговоров в академической среде. В чем специфика международ
👍2
• Многие критики обвиняли Меркель в том, что она «подсадила» Германию на дешёвый российский газ, сделав ФРГ критически зависимой от Москвы. Сегодня экс-канцлер старается оправдывать вектор «восточной политики», которого она придерживалась на протяжении 16 лет управления страной.
• Меркель много лет создавала образ новой Германии — сильной и ответственной европейской державы. Экс-канцлер удавалось балансировать между обязательствами перед НАТО и национальными приоритетами.
• Сегодня германское руководство выбрало однозначный вектор развития — полную трансатлантическую солидарность, зачастую идущую вразрез с национальными интересами. В новую эпоху «после Меркель» в Германии демонтируются старые политические нарративы, связанные с принципиальным пацифизмом внешней политики ФРГ.
• Есть мнение, что реформа бундесвера, восстановление военной мощи Германии, беспрецедентное финансирование армии, жёсткий и непримиримый антироссийский вектор — вынужденная и отчасти даже спонтанная реакция на резкое изменение внешнеполитических реалий. Существует и другая точка зрения: такой поворот готовился давно, а начало СВО стало катализатором этого процесса. Говорят и о том, что «ястребиный» внешнеполитический дискурс ФРГ — следствие прихода к власти «Зелёных».
• Германия из локомотива ЕС стремительно редуцируется до роли европейского статиста, а манёвра для формирования хотя бы иллюзии субъектности становится всё меньше. ФРГ, которую мы знали последние несколько десятилетий, останется лишь в мемуарах Ангелы Меркель.
Подробнее в материале для @izvestia
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Известия
Страна в мемуарах
Политолог Евгения Пименова — о новом векторе развития ФРГ после Ангелы Меркель
👍12
🇬🇪 Что означает решение Владимира Путина по Грузии — в комментарии Сергея Маркедонова @DonskoyCossack:
• Решение президента России об отмене визового режима и снятии запрета на прямое авиасообщение между Грузией и Россией имеет большое символическое значение и закрывает две негативные страницы прошлого двух стран.
• Визовый режим с Грузией был введён в декабре 2000 года из-за угрозы попадания на территорию России террористов из Панкисского ущелья, а авиасообщение было прервано в 2019 году после «ночи Гаврилова» — массовых протестов в Тбилиси из-за появления в здании парламента Грузии депутата Госдумы Сергея Гаврилова.
• После прихода к власти партии «Грузинская мечта» и вплоть до 2019 года российско-грузинские отношения характеризовались тенденцией к нормализации, и недавнее решение Владимира Путина — попытка вернуться к этому тренду.
• На фоне сложной ситуации вокруг Украины Грузия пытается вести прагматичную политику, что оставляет надежду на налаживание двусторонних отношений. Но не стоит возлагать завышенных ожиданий и рассчитывать, что вопрос Абхазии и Южной Осетии будет решён уже завтра.
Читать комментарий для @SputnikGeorgia
• Решение президента России об отмене визового режима и снятии запрета на прямое авиасообщение между Грузией и Россией имеет большое символическое значение и закрывает две негативные страницы прошлого двух стран.
• Визовый режим с Грузией был введён в декабре 2000 года из-за угрозы попадания на территорию России террористов из Панкисского ущелья, а авиасообщение было прервано в 2019 году после «ночи Гаврилова» — массовых протестов в Тбилиси из-за появления в здании парламента Грузии депутата Госдумы Сергея Гаврилова.
• После прихода к власти партии «Грузинская мечта» и вплоть до 2019 года российско-грузинские отношения характеризовались тенденцией к нормализации, и недавнее решение Владимира Путина — попытка вернуться к этому тренду.
• На фоне сложной ситуации вокруг Украины Грузия пытается вести прагматичную политику, что оставляет надежду на налаживание двусторонних отношений. Но не стоит возлагать завышенных ожиданий и рассчитывать, что вопрос Абхазии и Южной Осетии будет решён уже завтра.
Читать комментарий для @SputnikGeorgia
Sputnik Грузия
"Событие большого символического значения": российский эксперт о решении Путина по Грузии
Эксперт не исключил, что за решением об отмене виз и запрета на полеты последует реакция со стороны оппозиции Грузии
👍12
• Партию демократического социализма (ПДС) часто обвиняли в наследовании авторитарных традиций ГДР. Российское (или советское) вмешательство ассоциировалось со «Штази», КГБ и номенклатурными связями восточногерманского руководства с КПСС. Преобразование ПДС в 2007 году в более динамичную «Левую» за счёт альянса с частью социал-демократов не изменило ситуацию.
• В годы канцлерства Ангелы Меркель партия «Альтернатива для Германии» получила поддержку со стороны консервативных избирателей, среди которых было много представителей русскоязычного сообщества. В состав фракции АдГ в бундестаге вошли несколько депутатов из числа «русских немцев». Впоследствии партия стала уделять большое внимание защите прав русскоязычного населения.
• На фоне успеха правых популистов в Германии Россия была признана государством с ревизионистской внешней политикой, заинтересованным в расшатывании европейского единства и государственной системы ФРГ. Однако убедительных доказательств действий Москвы представлено не было.
• После начала СВО антироссийские настроения в Германии усилились. Крайние партии немецкой политики подверглись большей критике за тесные связи с Москвой. Оппозиционная риторика с крайних флангов, ранее воспринимавшаяся как часть политической дискуссии, в последние полтора года постепенно стала рассматриваться как угроза немецкой демократии.
• Травля АдГ и «Левой» не сказалась на их популярности: рейтинги «Альтернативы для Германии» сопоставимы с показателями СДПГ — правящей в ФРГ партии. АдГ по-прежнему представлена в ландтагах всех федеральных земель, кроме Шлезвиг-Гольштейна.
• Раскручивание скандала с предполагаемым «российским вмешательством» призвано пресечь попытки немецких политиков организовать диалог с Москвой. За обвинениями в адрес АдГ и «Левой» стоит предостережение другим политикам: любой несанкционированный контакт с российскими представителями закончится плохо.
Подробнее в статье для @profilejournal
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Профиль
Справа налево: зачем России поддерживать немецкую оппозицию
Серия публикаций в газете The Washington Post, основанных на документах, подготовленных западными разведками, не обошла стороной и многострадальные
👍8
🇧🇦🇷🇸🇷🇺 Предстоящий визит лидера боснийских сербов в Москву комментирует Анастасия Малешевич:
• Возможно, президент Республики Сербской — составной части Боснии и Герцеговины — Милорад Додик оказался в сложной ситуации с высокими рисками политической изоляции и ищет поддержки в Кремле. В марте были приостановлены контакты РС с посольствами США и Великобритании в Боснии.
• Западные послы открыто обвиняют Додика в дестабилизации региона, а тот не без оснований утверждает, что страны Запада работают на демонтаж Дейтонской системы, то есть на ограничение полномочий Республики Сербской и централизацию власти в Боснии.
• Есть мнение, что Додик может потерять поддержку президента Сербии Александра Вучича. В этих условиях помощь Москвы для него будет иметь решающее значение, но для сохранения нынешней конструкции Боснии по условиям Дейтонского мира 1995 года просто декларативной поддержки будет недостаточно.
Читать комментарий для @vedomosti
• Возможно, президент Республики Сербской — составной части Боснии и Герцеговины — Милорад Додик оказался в сложной ситуации с высокими рисками политической изоляции и ищет поддержки в Кремле. В марте были приостановлены контакты РС с посольствами США и Великобритании в Боснии.
• Западные послы открыто обвиняют Додика в дестабилизации региона, а тот не без оснований утверждает, что страны Запада работают на демонтаж Дейтонской системы, то есть на ограничение полномочий Республики Сербской и централизацию власти в Боснии.
• Есть мнение, что Додик может потерять поддержку президента Сербии Александра Вучича. В этих условиях помощь Москвы для него будет иметь решающее значение, но для сохранения нынешней конструкции Боснии по условиям Дейтонского мира 1995 года просто декларативной поддержки будет недостаточно.
Читать комментарий для @vedomosti
Ведомости
Лидер боснийских сербов готовится посетить Москву в мае
Он может обсудить вопрос о ценах на газ для его республики
👍3
🇪🇹 Эфиопия на пути урегулирования межэтнических конфликтов — в статье Ивана Лошкарёва @note2024 и Ивана Копытцева:
• 2 ноября 2022 года федеральное правительство Эфиопии и власти Тиграя подписали мирное соглашение, которое ознаменовало конец военного конфликта в северном регионе страны. С Народного фронта освобождения Тиграя сняты обвинения в терроризме, а его лидеры вошли в состав обновлённого регионального правительства.
• На фоне конфликта на севере страны правительству Эфиопии пришлось отложить работу по разрешению противоречий с другими этническими группами. Одной из наиболее острых проблем для правящей Партии процветания (ПП) остаётся вопрос политического урегулирования конфликта с Армией освобождения оромо (АОО).
• Деятельность Армии подрывает управляемость территорий государства, усложняет логистику внешней торговли и повышает риски проникновения в центральные районы страны радикальных исламистских группировок. Неурегулированный конфликт ставит под вопрос статус Эфиопии как ведущей региональной державы на Африканском Роге.
• Фактическое поражение Тиграя осенью 2022 года и установление устойчивого перемирия на севере Эфиопии оставило АОО один на один с армией федерального правительства Эфиопии и её союзниками. В январе 2023 года Армия освобождения выпустила «Краткий политический манифест» и допустила возможность примирения с федеральными властями.
• Нерешёнными остаются вопросы, связанные с основами административно-территориального устройства Эфиопии — статус языков, конкуренция внутри штатов, положение столицы. Вполне возможно, что стороны отложат этот блок проблем и сосредоточатся на условиях легализации Армии освобождения оромо и установлении устойчивого перемирия.
Читать статью для @russiancouncil
• 2 ноября 2022 года федеральное правительство Эфиопии и власти Тиграя подписали мирное соглашение, которое ознаменовало конец военного конфликта в северном регионе страны. С Народного фронта освобождения Тиграя сняты обвинения в терроризме, а его лидеры вошли в состав обновлённого регионального правительства.
• На фоне конфликта на севере страны правительству Эфиопии пришлось отложить работу по разрешению противоречий с другими этническими группами. Одной из наиболее острых проблем для правящей Партии процветания (ПП) остаётся вопрос политического урегулирования конфликта с Армией освобождения оромо (АОО).
• Деятельность Армии подрывает управляемость территорий государства, усложняет логистику внешней торговли и повышает риски проникновения в центральные районы страны радикальных исламистских группировок. Неурегулированный конфликт ставит под вопрос статус Эфиопии как ведущей региональной державы на Африканском Роге.
• Фактическое поражение Тиграя осенью 2022 года и установление устойчивого перемирия на севере Эфиопии оставило АОО один на один с армией федерального правительства Эфиопии и её союзниками. В январе 2023 года Армия освобождения выпустила «Краткий политический манифест» и допустила возможность примирения с федеральными властями.
• Нерешёнными остаются вопросы, связанные с основами административно-территориального устройства Эфиопии — статус языков, конкуренция внутри штатов, положение столицы. Вполне возможно, что стороны отложат этот блок проблем и сосредоточатся на условиях легализации Армии освобождения оромо и установлении устойчивого перемирия.
Читать статью для @russiancouncil
РСМД
Мир своими руками: Эфиопия на пути урегулирования межэтнических конфликтов
В последние годы Эфиопия попадала на страницы мировой прессы в основном в связи с военным конфликтом в северном регионе Тиграй. Однако 2 ноября 2022 г. федеральное правительство и власти региона подписали мирное соглашение в Претории, которое завершило это…
👍2🔥1😱1
🇸🇪 Вступит ли Швеция в НАТО? — в интервью с Владиславом Воротниковым:
• От активной и самостоятельной внешней политики Турции страдает евроатлантическая солидарность, а также интересы США в североевропейском регионе: американцы ещё со времён холодной войны пытаются добиться вступления Швеции и Финляндии в НАТО.
• Ощутив значение собственной политической силы и роль посредника в диалоге между Россией и Западом, Эрдоган мешает планам Вашингтона в Европе. Возможно, это месть ЕС за то, что Турцию держат в «предбаннике» без реальных перспектив вступления.
• Ситуация со Швецией и Финляндией становится «разменной монетой» и в другом отношении. Приостановка переговоров по вступлению Швеции в НАТО стала ответом на нарушение ограничений, принятых в скандинавской политической культуре — толерантной и консенсусной, — а именно на акцию шведского и датского подданного Расмуса Палудана по сожжению Корана.
• Заявляя о нейтралитете, не прописанном ни в одном документе, Швеция всегда занимала «хитрую» позицию во внешней политике: во время двух мировых войн была то на стороне Германии, то на стороне антигитлеровской коалиции, когда та совершала успехи.
• Сегодня Швеция, даже заявляя, что хочет вступить в НАТО, сохранила пространство для отступления. Решение о присоединении к альянсу было лишь озвучено правительством, но не было принято демократическим путём, что нетипично для страны, где велика роль гражданского общества.
• В определённый момент шведы могут заявить, что международная обстановка изменилась, и провести референдум, результаты которого непредсказуемы, поскольку шведское общество расколото. Нужно понимать, что в стране преобладают антироссийские и милитаристские настроения, а правительство может манипулировать с помощью так называемого "rysskräck" — страха русских.
Смотреть интервью для @neoruell
• От активной и самостоятельной внешней политики Турции страдает евроатлантическая солидарность, а также интересы США в североевропейском регионе: американцы ещё со времён холодной войны пытаются добиться вступления Швеции и Финляндии в НАТО.
• Ощутив значение собственной политической силы и роль посредника в диалоге между Россией и Западом, Эрдоган мешает планам Вашингтона в Европе. Возможно, это месть ЕС за то, что Турцию держат в «предбаннике» без реальных перспектив вступления.
• Ситуация со Швецией и Финляндией становится «разменной монетой» и в другом отношении. Приостановка переговоров по вступлению Швеции в НАТО стала ответом на нарушение ограничений, принятых в скандинавской политической культуре — толерантной и консенсусной, — а именно на акцию шведского и датского подданного Расмуса Палудана по сожжению Корана.
• Заявляя о нейтралитете, не прописанном ни в одном документе, Швеция всегда занимала «хитрую» позицию во внешней политике: во время двух мировых войн была то на стороне Германии, то на стороне антигитлеровской коалиции, когда та совершала успехи.
• Сегодня Швеция, даже заявляя, что хочет вступить в НАТО, сохранила пространство для отступления. Решение о присоединении к альянсу было лишь озвучено правительством, но не было принято демократическим путём, что нетипично для страны, где велика роль гражданского общества.
• В определённый момент шведы могут заявить, что международная обстановка изменилась, и провести референдум, результаты которого непредсказуемы, поскольку шведское общество расколото. Нужно понимать, что в стране преобладают антироссийские и милитаристские настроения, а правительство может манипулировать с помощью так называемого "rysskräck" — страха русских.
Смотреть интервью для @neoruell
🔥6👍5
🇩🇪 Подборка академических и экспертных материалов сотрудников ИМИ по внутренней и внешней политике Германии
Внутренняя политика Германии
• Аналитический доклад «Выборы в Бундестаг 2021. Путеводитель»
• Статья Артёма Соколова @GeRussia и Александра Давыдова «Из оппозиции в правительство: политическая динамика СвДП на выборах в Бундестаг 2021 г.»
• Колонка Евгении Пименовой «Сломать стену в голове»
• Статья Александра Давыдова «Региональные выборы в ФРГ: как земельное голосование показывает слабость федерального правительства»
• Колонка Артёма Соколова «Справа налево: зачем России поддерживать немецкую оппозицию»
Внешняя политика Германии
• Колонка Александра Давыдова «Старая новая внешняя политика Германии»
• Статья Артёма Соколова «Украинский кризис как триггер перемен для Германии»
• Колонка Евгении Пименовой «Исторический баланс»
• Статья Артёма Соколова и Александра Давыдова «Колониальная политика Германии в современной общественно-политической дискуссии ФРГ»
• Колонка Евгении Пименовой «Польский вопрос»
Российский вектор внешней политики ФРГ и российско-германские отношения
• Аналитический доклад «Перспективы внешней политики Берлина и российско-германских отношений при канцлере Олафе Шольце»
• Колонка Артёма Соколова «Ценности или иллюзии: будущее российско-германских отношений»
• Статья Александра Давыдова «Эффект "Фукусимы" в российской политике Германии»
• Колонка Артёма Соколова «2022: поворотный год для российско-германских отношений»
• Аналитический доклад «Изменение через отдаление: правительство Олафа Шольца и российско-германские отношения» (на русском, немецком языке)
Бундесвер и милитаризация ФРГ
• Статья Игоря Истомина и Артёма Соколова «Американский контингент в ФРГ: символ безопасности, гарант лояльности, предмет роскоши?»
• Колонка Александра Давыдова «Перевооружение Германии? Милитаризация без стратегии»
• Лекторий СВОП @svop_ru «Не милитаризм, но уже и не пацифизм»
• Статья Артёма Соколова «Пушки февраля: бундесвер в эпоху Zeitenwende»
Внутренняя политика Германии
• Аналитический доклад «Выборы в Бундестаг 2021. Путеводитель»
• Статья Артёма Соколова @GeRussia и Александра Давыдова «Из оппозиции в правительство: политическая динамика СвДП на выборах в Бундестаг 2021 г.»
• Колонка Евгении Пименовой «Сломать стену в голове»
• Статья Александра Давыдова «Региональные выборы в ФРГ: как земельное голосование показывает слабость федерального правительства»
• Колонка Артёма Соколова «Справа налево: зачем России поддерживать немецкую оппозицию»
Внешняя политика Германии
• Колонка Александра Давыдова «Старая новая внешняя политика Германии»
• Статья Артёма Соколова «Украинский кризис как триггер перемен для Германии»
• Колонка Евгении Пименовой «Исторический баланс»
• Статья Артёма Соколова и Александра Давыдова «Колониальная политика Германии в современной общественно-политической дискуссии ФРГ»
• Колонка Евгении Пименовой «Польский вопрос»
Российский вектор внешней политики ФРГ и российско-германские отношения
• Аналитический доклад «Перспективы внешней политики Берлина и российско-германских отношений при канцлере Олафе Шольце»
• Колонка Артёма Соколова «Ценности или иллюзии: будущее российско-германских отношений»
• Статья Александра Давыдова «Эффект "Фукусимы" в российской политике Германии»
• Колонка Артёма Соколова «2022: поворотный год для российско-германских отношений»
• Аналитический доклад «Изменение через отдаление: правительство Олафа Шольца и российско-германские отношения» (на русском, немецком языке)
Бундесвер и милитаризация ФРГ
• Статья Игоря Истомина и Артёма Соколова «Американский контингент в ФРГ: символ безопасности, гарант лояльности, предмет роскоши?»
• Колонка Александра Давыдова «Перевооружение Германии? Милитаризация без стратегии»
• Лекторий СВОП @svop_ru «Не милитаризм, но уже и не пацифизм»
• Статья Артёма Соколова «Пушки февраля: бундесвер в эпоху Zeitenwende»
👍13🔥3👏3
🇷🇺🇿🇦 Отношения России и ЮАР и стратегии государств в Африке — в интервью с Майей Никольской @swahililand:
• Отношения России и ЮАР развиваются стабильно, в том числе благодаря исторической памяти о советской поддержке в борьбе с режимом апартеида. Важную роль играет и общность представлений о необходимости переформатировать глобальную экономическую систему.
• Важно помнить о неприемлемости использования модели «борьбы за Африку», остро напоминающей возвращение к эпохе колонизации континента. Если за что-то и следует «бороться», так это за сердца и умы африканцев. В Африке создаются уникальные институты, свидетельствующие о стремлении находить альтернативы нынешним основам миропорядка, например, Африканский суд по правам человека и народов; происходит возврат к истокам — в частности, концепции африканского гуманизма уту/убунту.
• Бессмысленно проводить параллели между панафриканским единством и европейской моделью интеграции. Если в ЕС происходит передача части суверенитета на наднациональный уровень, то в Африке аналогичное на первый взгляд объединение больше напоминает дискуссионную площадку.
• Вашингтон теряет влияние в Африке в силу недостатка привлекаемых ресурсов, а также реактивного характера политики на этом направлении, то есть превалирования ситуативных мер реагирования над долгосрочной стратегией. В то же время экономики африканских государств уязвимы из-за низкой диверсификации экспорта, что делает их недостаточно защищенными от потенциального воздействия санкций.
• Говоря о «соперничестве» внешних игроков на континенте, необходимо осознавать, что для Африки на первом месте стоит вопрос не геополитических конфронтаций, а развития, понимаемого в широком смысле. Путь к искоренению большинства давних африканских проблем, включая конфликты, эпидемию ВИЧ/СПИД, высокий коэффициент демографической нагрузки из-за высокой же рождаемости лежит через преодоление бедности и охват образованием максимально возможного числа африканцев.
• Отношение к России в африканских странах варьируется от нейтрального до положительного. Внутриполитический расклад в тех или иных государствах — весомый фактор, однако разрыв отношений с Москвой маловероятен даже в случае смены правящих элит. Важно развивать медийное присутствие России в Африке. В этом смысле грядущий форум «Россия — Африка» — прекрасная имиджевая возможность.
Смотреть выпуск программы «Новости 360».
• Отношения России и ЮАР развиваются стабильно, в том числе благодаря исторической памяти о советской поддержке в борьбе с режимом апартеида. Важную роль играет и общность представлений о необходимости переформатировать глобальную экономическую систему.
• Важно помнить о неприемлемости использования модели «борьбы за Африку», остро напоминающей возвращение к эпохе колонизации континента. Если за что-то и следует «бороться», так это за сердца и умы африканцев. В Африке создаются уникальные институты, свидетельствующие о стремлении находить альтернативы нынешним основам миропорядка, например, Африканский суд по правам человека и народов; происходит возврат к истокам — в частности, концепции африканского гуманизма уту/убунту.
• Бессмысленно проводить параллели между панафриканским единством и европейской моделью интеграции. Если в ЕС происходит передача части суверенитета на наднациональный уровень, то в Африке аналогичное на первый взгляд объединение больше напоминает дискуссионную площадку.
• Вашингтон теряет влияние в Африке в силу недостатка привлекаемых ресурсов, а также реактивного характера политики на этом направлении, то есть превалирования ситуативных мер реагирования над долгосрочной стратегией. В то же время экономики африканских государств уязвимы из-за низкой диверсификации экспорта, что делает их недостаточно защищенными от потенциального воздействия санкций.
• Говоря о «соперничестве» внешних игроков на континенте, необходимо осознавать, что для Африки на первом месте стоит вопрос не геополитических конфронтаций, а развития, понимаемого в широком смысле. Путь к искоренению большинства давних африканских проблем, включая конфликты, эпидемию ВИЧ/СПИД, высокий коэффициент демографической нагрузки из-за высокой же рождаемости лежит через преодоление бедности и охват образованием максимально возможного числа африканцев.
• Отношение к России в африканских странах варьируется от нейтрального до положительного. Внутриполитический расклад в тех или иных государствах — весомый фактор, однако разрыв отношений с Москвой маловероятен даже в случае смены правящих элит. Важно развивать медийное присутствие России в Африке. В этом смысле грядущий форум «Россия — Африка» — прекрасная имиджевая возможность.
Смотреть выпуск программы «Новости 360».
Rutube
Опыты Гейтса. Союз России и ЮАР. Саммит БРИКС | Стрим. Аксинья Гурьянова. Никольская. 5.05.23
⭕️Подпишитесь на канал 360: https://rutube.ru/channel/23501555/
◉ Для чего России нужен союзник в виде ЮАР;
◉ Саммит БРИКС в ЮАР в Йоханнесбурге — альтернативный формат для России;
◉ Билл Гейтс и его опыты в ЮАР.
Эти и другие темы Аксинья Гурьянова…
◉ Для чего России нужен союзник в виде ЮАР;
◉ Саммит БРИКС в ЮАР в Йоханнесбурге — альтернативный формат для России;
◉ Билл Гейтс и его опыты в ЮАР.
Эти и другие темы Аксинья Гурьянова…
👏4🔥2👍1