Lander Learns – Telegram
Lander Learns
1.05K subscribers
109 photos
13 videos
28 files
189 links
Жизнь и приключения Виктора Ландера, основателя Landerlander (бывшего студента-переростка в лондонском Royal College of Art).
landerlander.com
Download Telegram
А мы тут у себя по служебной надобности думали про Бэт-сигнал и ломали голову, как бы его воплотить в условиях реальной жизни, в которой есть погода, мэрия, ФСО и московский авиаузел. Пока ломали, нарылось много подходящих кейсов и статей, но все как-то мимо.

Главный (и единственный) референс — Дебора Келли с ее Beware of the God
https://vimeo.com/52429191
susik2012.pdf
2.6 MB
Все остальное — довольно невыразительное — было в статье Abigail Susik про портативный мэппинг.
Ага, думаю, может настоящий арт-спец нам поможет? Спрашиваю, не хотелось бы ему сделать настоящий Бэт-сигнал? Заодно спросил про Дебору Келли и про "небесный прожектор" безумного инженера Гарри Мэтьюза.

И получаю такой ответ:
— Нет, я таким не занимаюсь и заниматься не буду. Свет, идущий от земли в небо, — это знак диавола, и я считаю неэтичным этим заниматься.

¯\_(ツ)_/¯
Думаете, я пропал? Так и есть. С середины февраля времени на учебу почти не было, сплошная работа. Вкратце итоги такие:
- ходил на семинары
- пропустил почти все остальное
- завалил проект на элективе, но вовремя переобулся и сделал его темой рисерча в диссертации (и возможно своей вообще основной темой)
- сдал первый драфт диссертации (напишу отдельно)
- сдал годовой экзамен
2013_Mishel_De_Serto__Izobreteni.pdf
11.9 MB
Но пока сделаю вид, что ничего не произошло, и сходу напишу про очередной семинар. В этот раз тема была "Практика" по The Practice of Everyday Life соратника Лакана, одного из структуралистов Мишеля де Серто (в русском переводе — "Изобретение повседневности). Страшно интересная книга о том, как "обычные" люди — "пользователи" — живут свою жизнь и потребляют в широком смысле этого слова. Основная мысль в том, что практически ничего из создаваемого не принимается полностью и в изначальном виде. Каждый потребитель по-своему приспосабливает вещи, медиа, архитектуру, политику под себя и сопротивляется навязываемому порядку. Условно говоря, эта книга про то, как все стараются игнорировать рекламу, избегают скучных новостей, придумывают способы спать с открытыми глазами на партсобрании и так далее.
Я примерно так же обошелся с семинаром и книгой. В книге очень много про борьбу, про навязывание структур, властные организации и прочую лютую херь, которую обычно несут неомарксисты (хотя де Серто не марксист, а вовсе даже натуральный иезуит). А я это не люблю. Когда в добавок к обсуждению де Серто нам на семинаре стали зачитывать пассажи из "Манифеста поэтического терроризма" Хакима Бея (он же Питер Уилсон, теоретик временных автономных зон), я вежливо кивая начал листать мемасики в телеграме.
http://www.streettech.com/bcp/BCPgraf/Manifestos/poeticterror.htm
Поэтому в книге я прочел вступление, а потому сразу перелистал до главы под названием "Истории пространства" — а что может быть лучше историй пространств?

Во-первых, сразу же шикарное вступление: "В современных Афинах общественный транспорт называется metaphoгai. Чтобы поехать на работу или вернуться домой, садятся в «метафору» — автобус или поезд". В общем, кто быстрей доедет на метафоре — заяц или черепаха?
Во-вторых, интересное разделение историй о пространствах на "маршруты" и "карты". Карты — это "что где находится", а маршруты — это "что нужно сделать, чтобы добраться куда-то". Из самого определения ясно, что истории — это маршруты, потому что они про действие.
Кстати интересно, разделение геоприложений Яндекса на карты и навигатор — это тоже влияние де Серто? Здесь вспоминается байка про то, что диаметр ракеты-носителя "Атлас" привязан к ширине двух древнеримских лошадиных жоп.
В третьих — и к слову о Древнем Риме — в подглавке "Нанесение границ" де Серто рассказывает об одной из древнейших человеческих практик — создании театра действий. Специальный римский ритуал, посвященный созданию основания для любого действия, изначально в новой географической области, а позже уже и в известных. Это связано с праиндоевропейским корнем dhē, «устанавливать», и его производных в санскрите (dhātu) и латинском языке (fās). Де Серто приводит слова Жоржа Дюмезиля: "fās является... мистическим основанием в невидимом мире, без которого все виды... человеческого поведения ока зываются сомнительными, опасными и даже фатальными". Тут мы возвращаемся к Эс нашей Девлин, которая ищет связи между явлениями через их общий праиндоевропейский корень — потому что тысячи лет единого смысла разных слов не соврут.
https://news.1rj.ru/str/landerstudies/124
Так вот fās — это вступление к любой истории. Очерчивание границ повествования от явных (A long time ago in a galaxy far, far away....) до совсем неочевидных. Без этих границ история будет осознаваться зрителями нелегитимной, неправильной, непонятной.
Сегодня у нас семинар по теме "ПРОРОЧЕСТВО". Your argument is invalid
На самом деле, тема была двойная — пророчества и предсказания. Про предсказания рассказывал аспирант нашей кафедры Давид Бенке.
https://davidbenque.com

Он исследует то, как люди пытаются предсказывать будущее — наблюдения за погодой, гадания, астрология, технический анализ, ковыряние в носу и так далее. Так как у нас Royal College of все-таки Art, он уделяет особое внимание визуальной стороне предсказаний, сравнивая их выразительные способы.
Главное, на чем основываются предсказания, — представление вселенной как машины. Если мы будем знать, как она устроена, то несомненно сможем предсказать будущее. И если можно точно предсказать время рассвета или же отлива, то и влияние ретроградного Меркурия на посевы тоже можно попробовать рассчитать.

Давид исследует альманахи — старые, но еще не вымершие толстые издания предсказаний на год в той или иной сфере: фермерские альманахи, морские альманахи и так далее. Он потихоньку собирает свой собственный альманах, который использует астрологию, статистику и матанализ (кажется) для предсказаний цены на серебро, курсов криптовалют и благоприятных дней для деловых встреч в одном городке в Южной Африке.
https://almanac.computer/
Еще похожий пример — "Суеверный фонд" под управлением алгоритма, который боится полной луны, цифры 13 и еще сотни разных суеверий.
Автор — тоже наш выпускник (MA Design Interactions) британец Shing Tat Chung
https://shingtatchung.com/the-superstitious-fund-project/
Решил узнать, чем он теперь занимается. Известный дизайнер, учился в Германии и в 3 заведениях в Британии, "Суеверный фонд" стал проектом №2 по версии Creative Applications...
В общем, потом открыл c сестрой и женой палатку китайского стритфуда с бао и теперь известный ресторатор. Талантливый человек талантлив во всем.
https://www.forbes.com/sites/bridgetarsenault/2018/03/14/how-three-young-entrepreneurs-started-one-of-londons-most-popular-restaurants/
Ну и вот за час до финальной серии Игры престолов настало время поговорить о пророчествах.

На эту тему на семинаре вещал снова Федерико Кампанья, еще один наш аспирант, философ. Обычно после его семинаров мы выходим и жалуемся друг другу, что очень мозг болит. Не голова, а внутри, мозг. Как чемоданчик, куда упихали слишком много всего и сейчас лопнет.
https://www.federicocampagna.eu/

Так вот, пророчества. Но начнем немного с другого. Со времени. Время всегда связано с действием и деятельностью. Севооборот, деторождение, спячка. Для того, чтобы появилось время, нужно появиться обществу, которое его отмеряет. И поэтому же время — это рассказ. Это история, у которой есть начало и конец. Когда время кончается, все персонажи внутри этого времени умирают.
Здесь нужно понимать, что время едино только в точных науках. Для обычных людей, для историков, для философов времен было много и многие уже давно закончились. Время цивилизаций Ближнего Востока закончилось. Египет умер. Рим умер.

Пророки — это те, кто напоминают обществу о его смертности. Потому что их работы выходят за пределы тех обществ, в которых они жили.

И здесь Федерико делает парадоксальный вывод: пророчество — это экпириенс-дизайн. Пророческие работы всегда создавали иные точки восприятия реальности и помещали людей в эти точки, заставляя их менять само восприятие — экспириенс — мира вокруг себя.
Теперь что касается гибели времен, цивилизаций. Конечно, большинство цивилизаций не погибают бесследно. Они оставляют после себя останки в виде культуры, которые интегрируются новыми обществами, пришедшими на смену. Именно поэтому так часто пророческие работы сделаны в виде произведений искусства: так они надежней сохраняются после смерти времени.

Из этого мозгодробительного потока Федерико вынырнул с неожиданным вопросом к аудитории (у которой уже потихоньку начала капать слюнка из искаженных судорогой недопонимания ртов): а вы можете представить себя древним? Будут ли что-нибудь грядущие цивилизации знать о ваших работах?
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
На этой радостной ноте я пойду смотреть, как там мертвые напророчили живым.
К слову о де Серто, историях и маршрутах — вот какие в Древней Греции были подробные описания/инструкции загробных экспириенсов (см. следующий репост). Почему-то повторяющаяся тема про "иди вправо". Интересно, как
https://news.1rj.ru/str/landerstudies/147