Lander Learns – Telegram
Lander Learns
1.05K subscribers
109 photos
13 videos
28 files
189 links
Жизнь и приключения Виктора Ландера, основателя Landerlander (бывшего студента-переростка в лондонском Royal College of Art).
landerlander.com
Download Telegram
Поэтому в книге я прочел вступление, а потому сразу перелистал до главы под названием "Истории пространства" — а что может быть лучше историй пространств?

Во-первых, сразу же шикарное вступление: "В современных Афинах общественный транспорт называется metaphoгai. Чтобы поехать на работу или вернуться домой, садятся в «метафору» — автобус или поезд". В общем, кто быстрей доедет на метафоре — заяц или черепаха?
Во-вторых, интересное разделение историй о пространствах на "маршруты" и "карты". Карты — это "что где находится", а маршруты — это "что нужно сделать, чтобы добраться куда-то". Из самого определения ясно, что истории — это маршруты, потому что они про действие.
Кстати интересно, разделение геоприложений Яндекса на карты и навигатор — это тоже влияние де Серто? Здесь вспоминается байка про то, что диаметр ракеты-носителя "Атлас" привязан к ширине двух древнеримских лошадиных жоп.
В третьих — и к слову о Древнем Риме — в подглавке "Нанесение границ" де Серто рассказывает об одной из древнейших человеческих практик — создании театра действий. Специальный римский ритуал, посвященный созданию основания для любого действия, изначально в новой географической области, а позже уже и в известных. Это связано с праиндоевропейским корнем dhē, «устанавливать», и его производных в санскрите (dhātu) и латинском языке (fās). Де Серто приводит слова Жоржа Дюмезиля: "fās является... мистическим основанием в невидимом мире, без которого все виды... человеческого поведения ока зываются сомнительными, опасными и даже фатальными". Тут мы возвращаемся к Эс нашей Девлин, которая ищет связи между явлениями через их общий праиндоевропейский корень — потому что тысячи лет единого смысла разных слов не соврут.
https://news.1rj.ru/str/landerstudies/124
Так вот fās — это вступление к любой истории. Очерчивание границ повествования от явных (A long time ago in a galaxy far, far away....) до совсем неочевидных. Без этих границ история будет осознаваться зрителями нелегитимной, неправильной, непонятной.
Сегодня у нас семинар по теме "ПРОРОЧЕСТВО". Your argument is invalid
На самом деле, тема была двойная — пророчества и предсказания. Про предсказания рассказывал аспирант нашей кафедры Давид Бенке.
https://davidbenque.com

Он исследует то, как люди пытаются предсказывать будущее — наблюдения за погодой, гадания, астрология, технический анализ, ковыряние в носу и так далее. Так как у нас Royal College of все-таки Art, он уделяет особое внимание визуальной стороне предсказаний, сравнивая их выразительные способы.
Главное, на чем основываются предсказания, — представление вселенной как машины. Если мы будем знать, как она устроена, то несомненно сможем предсказать будущее. И если можно точно предсказать время рассвета или же отлива, то и влияние ретроградного Меркурия на посевы тоже можно попробовать рассчитать.

Давид исследует альманахи — старые, но еще не вымершие толстые издания предсказаний на год в той или иной сфере: фермерские альманахи, морские альманахи и так далее. Он потихоньку собирает свой собственный альманах, который использует астрологию, статистику и матанализ (кажется) для предсказаний цены на серебро, курсов криптовалют и благоприятных дней для деловых встреч в одном городке в Южной Африке.
https://almanac.computer/
Еще похожий пример — "Суеверный фонд" под управлением алгоритма, который боится полной луны, цифры 13 и еще сотни разных суеверий.
Автор — тоже наш выпускник (MA Design Interactions) британец Shing Tat Chung
https://shingtatchung.com/the-superstitious-fund-project/
Решил узнать, чем он теперь занимается. Известный дизайнер, учился в Германии и в 3 заведениях в Британии, "Суеверный фонд" стал проектом №2 по версии Creative Applications...
В общем, потом открыл c сестрой и женой палатку китайского стритфуда с бао и теперь известный ресторатор. Талантливый человек талантлив во всем.
https://www.forbes.com/sites/bridgetarsenault/2018/03/14/how-three-young-entrepreneurs-started-one-of-londons-most-popular-restaurants/
Ну и вот за час до финальной серии Игры престолов настало время поговорить о пророчествах.

На эту тему на семинаре вещал снова Федерико Кампанья, еще один наш аспирант, философ. Обычно после его семинаров мы выходим и жалуемся друг другу, что очень мозг болит. Не голова, а внутри, мозг. Как чемоданчик, куда упихали слишком много всего и сейчас лопнет.
https://www.federicocampagna.eu/

Так вот, пророчества. Но начнем немного с другого. Со времени. Время всегда связано с действием и деятельностью. Севооборот, деторождение, спячка. Для того, чтобы появилось время, нужно появиться обществу, которое его отмеряет. И поэтому же время — это рассказ. Это история, у которой есть начало и конец. Когда время кончается, все персонажи внутри этого времени умирают.
Здесь нужно понимать, что время едино только в точных науках. Для обычных людей, для историков, для философов времен было много и многие уже давно закончились. Время цивилизаций Ближнего Востока закончилось. Египет умер. Рим умер.

Пророки — это те, кто напоминают обществу о его смертности. Потому что их работы выходят за пределы тех обществ, в которых они жили.

И здесь Федерико делает парадоксальный вывод: пророчество — это экпириенс-дизайн. Пророческие работы всегда создавали иные точки восприятия реальности и помещали людей в эти точки, заставляя их менять само восприятие — экспириенс — мира вокруг себя.
Теперь что касается гибели времен, цивилизаций. Конечно, большинство цивилизаций не погибают бесследно. Они оставляют после себя останки в виде культуры, которые интегрируются новыми обществами, пришедшими на смену. Именно поэтому так часто пророческие работы сделаны в виде произведений искусства: так они надежней сохраняются после смерти времени.

Из этого мозгодробительного потока Федерико вынырнул с неожиданным вопросом к аудитории (у которой уже потихоньку начала капать слюнка из искаженных судорогой недопонимания ртов): а вы можете представить себя древним? Будут ли что-нибудь грядущие цивилизации знать о ваших работах?
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
На этой радостной ноте я пойду смотреть, как там мертвые напророчили живым.
К слову о де Серто, историях и маршрутах — вот какие в Древней Греции были подробные описания/инструкции загробных экспириенсов (см. следующий репост). Почему-то повторяющаяся тема про "иди вправо". Интересно, как
https://news.1rj.ru/str/landerstudies/147
​​Totenpässe

Отдельно люблю немецкий язык за то, что для всего там найдется специально обученное слово, вот и с «паспортами мертвых» так: в околонаучном обиходе прижился именно немецкоязычный вариант «Totenpass». На самом деле это такие таблички с надписями, чаще всего из ценных металлов, которые в Греции клали в погребения орфиков, а также мистов, посвященных в дионисийские таинства. Подобный обычай был распространен, конечно, и в Египте, но там целая «Книга мертвых», то есть «Главы о выходе к свету дня», а у греков или в семитских религиях скорее её «краткое содержание», но смысл везде один — снабдить покойного надежным путеводителем по загробному миру и ответами на каверзные вопросы тамошних строгий судей, кто бы они ни были.

Чтобы проникнуться духом загробных странствий, приведу несколько текстов с таких табличек:

А 4 Z, Фурии (Южн. Италия), ок. 300 г. до н. э.: Как только душа покинет свет Солнца, Иди направо, тщательно остерегаясь всего. Радуйся, испытав испытанное, прежде ты не испытывал этого никогда. Ты стал богом из человека. Ты — козленок — упал в молоко. Радуйся, радуйся! Ступай направо По священным лугам и рощам Ферсефонейи.

А 2, Фурии (Южн. Италия), ок. 300 г. до н. э.: Я прихожу чистая из чистых, о царица преисподних, Эвклей, Эвбулей и другие боги <и> демоны! Ибо я тоже горжусь происхождением от вашего счастливого рода. Я понесла возмездие за дела отнюдь не праведные, То ли Мойра сразила меня, то ли Громовержец ? — перуном. А теперь я прихожу просительницей к пречистой Ферсефонейе, Дабы она благосклонно послала меня в обитель святых.


В 10, Гиппонион (Южн. Италия), конец 5—нач. 4 в. до н. э.: Эта могила принадлежит Мнемосине. Когда тебе суждено будет умереть, Ты пойдешь в хорошо сделанный дом Аида. Справа —. источник. Рядом с ним стоит белый кипарис. Здесь охлаждаются опускающиеся души мертвых. К этому источнику даже близко не подходи. Дальше ты найдешь текущую из озера Мнемосины Холодную воду. Над ней — стражи, Которые спросят тебя проницательно: «Что ищешь ты во мраке губительного Аида?». Скажи: «Я сын Тяжелой и звездного Неба. Я иссох от жажды и погибаю. Так дайте же быстро Холодной воды, текущей из озера Мнемосины». И они сжалятся над тобой, повинуясь Подземному Царю, И дадут тебе пить из озера Мнемосины. И ты пойдешь по многолюдной священной дороге, По которой идут и другие славные вакханты и мисты.

В 3—8 Z., Элевтерна (Центр. Крит), III в. до н. э.: Я иссох от жажды и погибаю. Пить же мне дайте Из вечнотекущего вариант: «вечного» источника — справа, где кипарис» — «Кто ты? Откуда ты?» — «Я сын Земли и звездного Неба».

Здесь мне кажется интересной опять возникающая тема загробной памяти. То есть если в поэме Гомера Одиссею, чтобы расспросить пророка Тиресия приходится вызывать души умерших, проливая в землю жертвенную кровь, и только напившись её они на время обретают память, то орфические таблички рассказывают о другом пути, доступном посвященным мистам — испить из источника Мнемосины.

На картинке: Totenpass из орфического захоронения в Фессалии 4 века до н.э., Getty Museum
Теперь о главной боли на сегодня — курсовой работе (она же диссертация по местной терминологии). Напомню, что сначала хотел писать про бизнес-презентации как перформанс:
https://news.1rj.ru/str/landerstudies/87
Но чем ближе был дедлайн по сдаче первого драфта, тем меньше хотелось вообще эту тему ковырять. Вдобавок сильно поддавливал ноль трансформации: тема знакомая, презентовать я и так умею — чему я здесь научусь? А внутренняя и внешняя трансформация — это главный критерий успешной учебы, иначе и учиться незачем.

Тем временем шел своим чередом электив Exploded Stories, на котором я разрабатывал свою историю про боевой орден королевских академиков, которая превратилась в спекулятивный мир, где смена костюма меняет твою идентичность. Условно говоря, надел костюм художника и стал художником. Надел костюм покемона и стал покемоном. К этому миру я уже успел сделать на коленке сайт конторы, которая занимается индпошивом идентичностей: http://futurier.tilda.ws/
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
При этом у нас в компании резко прибавилось работы (следите за скорыми апдейтами на avocadotoast.com и в нашем фейсбуке), и стало понятно, что сделать проект к выставке электива я просто не успею. Что делать? Конечно, делать вид, что так и задумано.

На еще одной картинке я, делаю вид, что так и задумано.
Adam and Galinsky - 2012 - Enclothed cognition.pdf
425.5 KB
Сажусь и за день ищу себе полностью новый список литературы. Яна Мелкумова, которая занимается теорией фэшна в King's College, порекомендовала мне почитать про enclothed cognition, и вот это бомба. В результате исследования оказалось, что группа испытуемых, которым выдали лабораторные халаты и при этом сказали, что это халаты ученых, решали математические задачи лучше контрольной группы.

К чему я это веду? К тому, что судя по результатам исследований в рамках enclothed cognition в экспириенсах костюм играет важную и недооцененную роль. Что если посетителям экспириенсов надевать тематические костюмы, то сами экспириенсы потенциально будут для людей более эмоциональными, глубокими и запоминающимися. Что в тематических парках солдатами Республики и имперскими штурмовиками должны быть одеты не служители парка (точнее, не только они), но и посетители. А значит необходимо рассматривать костюмные экспириенсы как часть большой трансмедийной истории и их роль в этих storyworlds.
Jenkins and Deuze - 2008 - Editorial Convergence Culture.pdf
64.3 KB
(трансмедиа — это вообще огромная тема, но я к ней вернусь, наверное, чуть позже; вот основополагающий труд, а дальше легко ищется)
Остаются практические вопросы — как сделать так, чтобы эти костюмы не сильно влияли на проходимость экспириенсов? Как сделать всю процедуру надевания/снимания более естественной? Какой минимальный размерный набор костюмов?
Обо всем этом и многом другом читайте в моей новой диссертации "Designing Costumes for Transmedia Storytelling".