чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
758 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
456 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
О добродетели смирения

«Смирение, по-настоящему встречающееся только в христианской религии, - это добродетель, благодаря которой христианин признает, что все свои дары и добрые качества он получил от Бога, и именно поэтому он ими не гордится. Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? (1Кор. 4:7).

Но поскольку, помимо добрых качеств, у каждого человека есть недостатки, смирение также требует, чтобы каждый признавал свои недостатки, а также добрые стороны ближнего.

Таким образом, смирение не противостоит честности и любви к себе. Напротив, чем больше христианин проникается высоким достоинством своей природы и высотой своего призвания, тем более, он будет знать, как ценить дары, данные Богом ему и его ближнему, признавая при этом как свои недостатки, так и свою зависимость от Бога во всем».

📖Учение православной христианской веры - катехизис Румынской Православной Церкви, Ч. 3, п. 178 (Învăţătură de credinţă creştină ortodoxă).
#мораль #учениецеркви
12👍3
Грехи, вопиющие об отмщении (особо тяжкие)

Грехами, вопиющими к небу являются:

1) вольное убийство. Например, такой грех совершил Каин. Об этом грехе мы читаем в Священном Писании: «И сказал Господь (Каину): что ты сделал? Голос крови твоего брата вопиет ко мне от земли» (Быт. 4:40).

Также к этому греху относятся жестокости, через которые человек стремится разрушить жизнь своего ближнего, такие как: похищение свободы через рабство, опустошительная война, а также бесчестье своего ближнего, что можно считать его моральным убийством.

2) Содомия, то есть противоестественный блуд, как например, сознательное воспрепятствование зачатию детей и их отвержение.

Противоестественный блуд был назван содомией в честь жителей Содома, которые за этот грех были сурово наказаны Богом (Быт.18:20). Святой апостол Павел говорит, что христиане не должны даже упоминать о таких постыдных поступках (Еф.5:3).

3) Притеснение вдов, сирот и бедных является грехом против естественного чувства справедливости человека.

В Священном Писании есть много упреков в адрес тех, кто виновен в подобного рода грехах. «Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис.1:17). И Спаситель воскликнул: «Горе вам, учителя закона и фарисеи, лицемеры, потому что вы пожираете дома вдов и лицемерно молитесь подолгу, а потому примете ещё худшее осуждение» (Мф.23:14).

4) Прекращение выплаты заработной платы работникам, что также вредит социальной справедливости. Этот грех включает в себя спекуляции на том, что делается руками работников, частичное прекращение выплачивания заработной платы по различным несправедливым причинам, рост стоимости жизни, мошенничество с продуктами питания. «Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа» (Иак.5:4).

5) Отсутствие почтения и благодарности к родителям. «Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти… Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти» (Исх.21:15,17).

📖Учение православной христианской веры - катехизис Румынской Православной Церкви, Ч. 3, п. 110 (Învăţătură de credinţă creştină ortodoxă).
#мораль #учениецеркви
8👍5👎1🤔1
📖В сегодняшнем апостольском чтении есть такие слова: «Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей» (Иак.5:9).

Святой Иаков призывает нас не быть злопамятными. Часто бывает так, что человек страдает и ропщет, сравнивая себя с другими, которые, на его взгляд, заслуживают этого больше. За этим стоит обвинение Праведного Судьи в несправедливости, ведь именно Он, на Свое усмотрение, попускает случаться тем или иным бедам в жизни людей. Вместо злопамятства и ропота апостол призывает к терпению, потому что Праведный Судья обязательно каждому воздаст по Его делам.
#библия #мораль
12👍1
Поздравляю всех вас с праздником Сретения Господня! Удивительная картина: старец держит на руках ребенка, к Которому обращается как к своему Владыке. Со стороны, наверное, все это выглядело странно и непонятно, но только сам старец был в теме и знал, почему он так обращается к ребенку полутора месяцев от роду.
22👍1
📖Из сегодняшнего апостольского чтения: «Вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» (1Пет.2:9-10).

Апостол Петр открывает христианам, что Христос собрал их себе в новый народ, «искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени» (Откр.5:9). Этот народ называется Новым Израилем, Церковью Христовой. В этом народе не имеет принципиального значения ни язык, ни национальность, ни пол, ни статус, ничто человеческое. У этого народа, живущего по всему миру, своя история, свои законы, свои интересы. Осознание причастности к народу Божию позволяет православному христианину совсем иначе смотреть на свою жизнь и жизнь общества.
#библия #мораль
17👍1
Раннехристианский памятник Дидахе о благотворителях, нуждающихся, мошенниках и тунеядцах

«Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен. Горе принимающему, ибо если кто, имея нужду, принимает, тот будет неповинен, если же (кто принимает), не имея нужды, тот даст отчет, почему принял и на что: подвергшись же заключению, испытан будет относительно того, что сделал, и не выйдет оттуда, пока не отдаст последнего кодранта. Но и о сем также сказано: пусть милостыня твоя запотеет в руках твоих, пока ты не узнаешь, кому дать» (гл.1, п.5,6).
#мораль
👍63🔥2
Если все бедствия, случающиеся с человеком, происходят по воле Божией, то не грешно ли противиться им?

Нет, не грешно, если это делается законными способами и нет особого знака от Бога, что нужно прекратить сопротивление. Свт. Иоанн Тобольский объясняет это на примере лечения болезни.

1. По какой бы причине болезнь ни началась, нет никакого сомнения, что на то была воля Божия. Однако больному неизвестно намерение Божие о времени продолжения его болезни, поэтому ему не запрещается прибегать к различным средствам исцеления; и если, после употребления их, он не получит выздоровления, то может быть уверенным, что на то есть воля Божия, чтобы терпеть ему эту болезнь. Если же больной выздоровел, значит Богу было угодно, чтобы он не оставался в болезни.

2. Тот, кто сопротивляется бедствию (естественному или устроенному человеком), тот не воле Божией противится, а тому злу, которое его вызвало или последовало за ним. Во всех подобных происшествиях сопротивляться злу можно и даже нужно, если не откроется, что по особенным причинам такое поведение неугодно Богу.

👉🏼См. Христианский взгляд на проблему страданий
#мораль #ответынавопросы #промысл
👍10
Христианская любовь к человеку - это та любовь, которой его любит Бог. Эта любовь желает человеку всякого блага.

Св. Августин: «Бог любит нас таких, какими мы будем, а не такими, какие мы есть. Ведь каких любит, таких и хранит вовеки... Он любит таких, какими Он хочет, чтобы мы были, а не таких, какими Он нас ненавидит, ибо мы таковы, и Он побуждает и способствует так, чтобы мы не желали оставаться такими всегда» (О Троице, кн. 1, п. 21).

Слова святого подтверждают, что необходимость принятия (уважения) человека "таким, какой он есть" в нравственном отношении - это чушь, не имеющая отношения к христианству.
#мораль #августин
12🔥2👍1👎1
Блаженный Августин о воле Божией и происходящем зле

«Иуда, беззаконный предатель Христов, и гонители Христовы – все беззаконники, все нечестивцы, все неправедники, все погибшие; однако ж Отец Сына Своего не пощадил, но предал Его за спасение всех нас. Вот таинственная причина попущения Божия на убиение Единородного Своего Сына законопреступниками, – причина в то время необъяснимая. Рассуди сам, любезнейший мой, если можешь, всякое подобное дело, отдели обе его стороны (законопреступника, совершающего злое дело, от Бога, соизволяющего на попущение), изъясни потом; исполни перед Господом твои обещания, которые высказаны тобой пред Ним. Рассмотри, что сделал тебе нечестивый, что – праведный? Тот захотел умышленно совершить зло, сознавая свою неправду; этот попустил совершиться злоумышлению, и попустил справедливо для того, чтобы воля нечестивого погибла, а праведное попущение прославилось. Не удивляйся же, что Бог попускает совершаться злу: Он попускает это по праведнейшему Своему суду, попускает мерой, числом и весом. У Него нет неправды, ты сам только всецело предайся Ему, вверься Ему» (Толкование на псалом 61).

«Не бойся врага, он настолько силен повредить, насколько получил для того власти от Бога. Того же бойся, Который силен столько сделать, сколько захочет, и Который ничего несправедливого не делает, но что Он делает, то все – справедливо; а если что-нибудь, по нашему мнению, казалось бы несправедливым, то, если несомненно, что оно произошло по воле Божией, веруй, оно – справедливо и истинно. Спросишь: если кто убил невиновного человека, справедливо он поступил или несправедливо? Нет сомнения, что это несправедливо и достойно казни. Почему же Бог, спросишь опять, попустил такую несправедливость? Ты хочешь вести спор с Богом прежде, чем сделался достойным вопрошать Бога: по какой причине, Боже, Ты попустил это? Намерения Божия о том или причины Его попущения не могу тебе, любезный мой, прямо объяснить по необъятности Премудрости Божией умом человеческим; но только утверждаю, что убивший неповинного человека действовал несправедливо и что этого убийства не было бы, если бы Бог не попустил его по неведомой нам праведной причине. Говоря другими словами: убийца совершил дело неправедное, требующее казни; но попущение Божие – праведно и премудро по причине праведной, но от нас сокрытой до времени» (Там же).

👉🏼См. Священное Писание о воле Божией
#промысл #августин
7🤔2👍1
📖Из сегодняшнего апостольского чтения:

«Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1Петр.4:14-16).
#библия #мораль
11👍1
Краткая история понятия «отечество»

В античном мире понятие «отечество» (patria) связывалось не с империей, а с той местностью, где родился и вырос человек. Так, в Древней Греции, состоявшей из множества полисов (независимых городов с прилегающими поселениями), каждый полис был отечеством для тех, кто родился в нем. Для язычника эпохи Античности его отечество считалось также родиной особого бога, который рассматривался в качестве основателя города и родоначальника сообщества.

С самого начала христиане, проявляя свою лояльность к требованиям языческих властей (что касается исполнения гражданских обязанностей, но не идолослужения), обозначали себя как последователи Христа, без привязки к определенному месту происхождения. Автор «Послания к Диогнету» (II в.) пишет о христианах: «Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; имеют участие во всем, как граждане, и все терпят как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество – чужая страна. <…> Находятся на земле, но суть граждане небесные. Повинуются постановленным законам, но своею жизнью превосходят самые законы. Они любят всех и всеми бывают преследуемы». Мученик Прокл на вопрос правителя: «какого ты рода?» ответил: «род мой Христов». Прпмч. Епиктет и мч. Астион договорились на вопрос судьи об имени, отечестве и родителях отвечать не иначе как: «мы христиане, это имя наше, род и отечество».

Свт. Иоанн Златоуст так говорит от имени Христа: «Для чего ты гордишься отечеством… когда Я повелеваю тебе быть странником всей вселенной, когда ты можешь сделаться таким, что весь мир не будет тебя достоин? Откуда ты происходишь, – это так маловажно, что сами языческие философы не придают этому никакого значения, называют внешним и отводят последнее место. Однако же, Павел допускает это, скажешь ты, когда говорит: В отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов (Рим. 11:28). Но скажи, когда, о ком и кому он так говорит? Обратившимся язычникам, которые гордились своей верой, восставали против иудеев, и тем самым еще более отчуждали их от себя. Итак, он говорит это для того, чтобы в одних низложить кичливость, а других привлечь и возбудить к подобной ревности. Когда же он рассуждает о тех благородных и великих мужах, то слушай, что говорит: Ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному» (Евр. 11:14–16). Здесь святитель выражает православное учение о Царстве Небесном как истинном и единственном, в строгом смысле, отечестве для христиан. В другом своем слове он развивает эту мысль в следующих словах: «Разве ты не знаешь, что настоящая жизнь есть путешествие? Разве ты гражданин? Ты – путник. Понял ты, что я сказал? Ты не гражданин, а путник и странник. Не говорите: у меня такой-то город, а у меня такой-то. Ни у кого нет города; город – горе; а настоящее есть путь. И мы путешествуем каждый день, пока движется природа. А есть ли такой, кто на пути откладывал бы деньги? Есть ли такой, кто на пути зарывал бы золото? Когда ты войдешь в гостиницу, то, скажи мне, украшаешь ли эту гостиницу? Нет, но ешь и пьешь и спешишь выйти. Настоящая жизнь, есть гостиница. Мы пришли и проводим здесь настоящую жизнь; постараемся же выйти с доброю надеждою; ничего не будем оставлять здесь, чтобы не погубить там». Подобные выражения можно встретить и у других отцов Церкви.

В эпоху христианской Византийской империи православные христиане осознавали себя как единый народ Божий, определяя себя не по национальным или политическим признакам, а как людей одной веры, одной Церкви. Поэтому защита империи от варваров, это, прежде всего, защита Православия от иноверцев. В Средние века на первом месте ставилась преданность вере и служение сюзерену. На этой основе и на Западе, и на Востоке сложилась идея универсальной христианской или исламской империи (Византийская империя, Халифат, Священная Римская империя).
👍32
В эпоху возрождения, в рамках которого происходит всплеск интереса к Античности и античным добродетелям язычества, патриотическое чувство получает импульс к развитию. Любовь к Небесному Отечеству постепенно ослаблялась, что привело к утверждению светского патриотизма в качестве ценности формирующегося «буржуазного общества». Утверждение патриотизма в качестве безусловной ценности приходится на период Великой Французской революции, когда понятие «патриот» начинает активно использоваться в риторике политических деятелей, соединяясь с понятием «гражданин» и превращаясь в высшую добродетель «гражданина». Распространение ценностей Великой Французской революции привело к распространению патриотизма в качестве основы формирования лояльности по отношению к государству, которое начинает требовать его от населения, проживающего на его территории. С установлением в Европе в раннее Новое время абсолютистских режимов патриотическая идея «служения государству» стала тождественной идее «служения монарху». На это следует обратить особое внимание, отметив нехристианское происхождение идеи служения абстрактному государству (Отечеству) вместо присяги конкретному лицу – христианскому государю, защитнику веры.
👍61
Об отношении православного христианина к земному отечеству

В Священном Писании содержатся заповеди Божьи. Среди них есть заповеди о любви к Богу и ближнему (Мф.22:36-40), о почитании и повиновении властям (Рим.13:1-8), о добросовестном исполнении своих обязанностей (Кол.3:23). Заповеди любить отечество или служить государству, среди них нет. Любовь к отечеству, к родным местам, может быть добрым естественным чувством, но это не является обязанностью или добродетелью. Такое чувство имеет мало общего с идеологией патриотизма, предполагающей сознательное усвоение определенных идей (ценность земного отечества, гордость за отечество, вменение себе или другим долга служения отечеству и т.д.). Православный христианин руководствуется совершенно другими соображениями. Осознавая себя странником на этой земле, он стремится достичь Царства Небесного через исполнение заповедей Христа. Он остается законопослушным гражданином той страны, в которой сейчас проживает, до тех пор, пока требования властей не вступают в конфликт с Божественным законом. Он стремится сделать лучше жизнь людей вокруг себя, исполняя заповедь о любви к ближнему (то есть к людям, которые в данный момент находятся рядом, и, в первую очередь, единоверцам). Он добросовестно трудится во славу Божию на своем месте. Однако это не обязывает его отождествлять себя ни с определенным народом (так как с момента Крещения он принадлежит к народу Божию, где национальность и происхождение не имеют значения), ни с культурой этого народа, ни с его историей, ни с местом проживания (так как это не имеет отношения к духовной жизни). Государство оценивается им, исходя из того, обеспечивает ли оно безопасность и правосудие или нет, а не потому, кто этим государством управляет. Священник Даниил Сысоев пишет: «Христианин не готов подчинить свои интересы интересам земного отечества, а должен подчинить только и исключительно Богу. Христианин защищает всегда интересы Бога, Его заповеди, Его справедливость и Его любовь, а интересы той страны, где он живет, интересны только тогда, когда они входят в это служение Богу». В некоторых случаях «любовь к отечеству» может быть греховной, например, когда под отечеством понимается языческое наследие предков, которое христианин должен отвергнуть.

👉🏼Церковное определение о патриотизме и национализме
#мысли
👍8👏3👎21
В сегодняшней притче о мытаре и фарисее Господь показывает нам два духовных устроения человека. Фарисей делал все правильно, но приписывал себе заслугу добрых дел. Апостол Павел обличает такое отношение: «Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1Кор.4:7). А мытарь просил лишь милости, зная свои злые дела. Это образ спасения для любого христианина - признать свою немощь и попросить Бога о милости. Неслучайно в наших молитвах так много говорится о недостоинстве человека. Это не надуманная фальшь, а выражение нашего реального состояния без Бога. В нас в буквальном смысле нет ничего доброго без Бога, без преувеличения. Об этом ясно говорит учение Церкви: «Является Божиим даром, когда и право мыслим, и стопы наши от лжи и неправды удерживаем; ибо сколько раз мы делаем добро, столько раз Бог в нас и с нами творит, чтобы мы творили» (9 определение Аравсионского собора). Прося Бога о милости мы не принижаем человеческое достоинство, а наоборот, просим о том, чтобы соответствовать ему на деле.
#библия #мораль #духовнаяжизнь
7🔥2
📣Мое слово на воскресное апостольское чтение. О скорбях праведных и успехе грешников (2Тим.3:10-15)
#аудио #библия
3
Свт. Игнатий (Брянчанинов) о лжестарцах, послушание которым повреждает человека

«Тщеславие и самомнение любят учить и наставлять. Они не заботятся о достоинстве своего совета! Они не помышляют, что могут нанести ближнему неисцельную язву нелепым советом, который принимается неопытным новоначальным с безотчетливою доверенностью, с плотским и кровяным разгорячением! Им нужен успех, какого бы ни был качества этот успех, какое бы ни было его начало! Им нужно произвести впечатление на новоначального и нравственно подчинить его себе! Им нужна похвала человеческая! Прослыть святыми, разумными, прозорливыми, старцами, учителями: им нужно напитать свое ненасытное тщеславие, свою гордыню. Была справедливою молитва пророка всегда, в особенности она справедлива ныне: Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный, яко умалишася истины от сынов человеческих. Суетная глагола кийждо ко искреннему своему: устне, льстивыя в сердце; и в сердце глаголаша злая (Пс. 11:2–3). Слово ложное и лицемерное не может не быть словом злым и зловредным. Против такого настроения необходимо принять меры осторожности» (Приношение современному монашеству).

👉См. о деструктивной деятельности духовных наставников https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/871
#проблемыцерковнойжизни
6👍1
Епископ Петр (Екатериновский) о том, как по-христиански переносить несчастья

«Старайся научиться быть довольным малым и необходимым (см. 1Тим. 6:6–8, Флп. 4:11); будь всегда в добром, веселом расположении духа (см. Сир. 30, 21–27; Лк. 12:15); применяйся ко всем обстоятельствам и уступай им (см. Сир. 9, 7–9; 1Фес. 5:16); особенно приготовляйся к несчастьям и будь смирен сердцем (см. Сир. 11:27, 3:20). Для этого чаще размышляй о краткости несчастий и счастия настоящей жизни и о вечных плодах терпения, о пользе и даже необходимости несчастий и о советах Промысла Божия, попускающего эти превратности счастия. В самом бедствии не воображай, будто твои несчастия больше и продолжительнее, нежели как другим кажется, не вымышляй таких, каких нет; от настоящего несчастия отвлекай внимание сколько возможно; о прошедших не вспоминай, разве только для того, чтобы порадоваться, что они прошли; о будущих не беспокойся, разве только для того, чтобы воодушевиться к встрече их, в будущем ожидай лучшей участи. Сравнивай себя с более несчастными; имей перед глазами пример мужественно терпевших, особенно Иисуса Христа и святых мучеников; часто, кратко и усердно моли Бога, от Него ожидай помощи в благопотребное время, а между тем всецело предавайся промышлению Божию» (Указание пути к спасению. Опыт аскетики).

👉🏼Библейский принцип отношения к превратностям жизни
#мораль #духовнаяжизнь
9👏1
Вера в Промысл Божий и покорность ему - лучшее лекарство от обид, ропота и чрезмерной печали. Свт. Иоанн Тобольский пишет о том, что злоба и обида на недоброжелателей происходят от того, что мы не видим (или не желаем видеть) за этим руку Божию. Если мы понимаем, что за всяким оскорблением, клеветой, злословием, любым негативом в наш адрес, стоит не человек, не демон, а Сам Промыслитель и любящий Отец, Который знает зачем это должно было произойти, это позволяет нам совсем иначе смотреть на все, что с нами случается.

👉О преданности Богу
#мысли #мораль #промысл
10🤔1
Сегодняшние рядовые чтения из Св. Писания посвящены теме Второго пришествия и конца нынешнего мира. Апостол Петр пишет, что Господь обязательно придет, как обещал, но проявляет долготерпение. То, что отмечается в нескольких местах Писания - это внезапность этого пришествия: «Придет же день Господень, как тать ночью» (2Пет.3:10). Это буквально означает, что оно наступит как раз в тот момент, когда никто не будет ожидать и догадываться. Это будет самый обычный день (скорее даже, самая обычная ночь), когда все будет как всегда. Люди закончат рабочий день, вернуться домой, будут общаться, отдыхать, возможно даже уже лягут спать (намек на это даёт Спаситель в Лк.17:34), чтобы утром снова проснуться, но утро уже не наступит. Разлучение близких людей произойдет так внезапно, что они не успеют ничего понять: «Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится» (Лк.17:34-36). Апостол Петр свидетельствует: «..и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2Пет.3:10). Все произойдет неожиданно и очень быстро. Картины великих библейских пророчеств вторгнутся в нашу обыденность. Поэтому Спаситель и призывает: «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф.24:42).
#библия
14👍1