📖Из сегодняшнего апостольского чтения: «Вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» (1Пет.2:9-10).
Апостол Петр открывает христианам, что Христос собрал их себе в новый народ, «искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени» (Откр.5:9). Этот народ называется Новым Израилем, Церковью Христовой. В этом народе не имеет принципиального значения ни язык, ни национальность, ни пол, ни статус, ничто человеческое. У этого народа, живущего по всему миру, своя история, свои законы, свои интересы. Осознание причастности к народу Божию позволяет православному христианину совсем иначе смотреть на свою жизнь и жизнь общества.
#библия #мораль
Апостол Петр открывает христианам, что Христос собрал их себе в новый народ, «искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени» (Откр.5:9). Этот народ называется Новым Израилем, Церковью Христовой. В этом народе не имеет принципиального значения ни язык, ни национальность, ни пол, ни статус, ничто человеческое. У этого народа, живущего по всему миру, своя история, свои законы, свои интересы. Осознание причастности к народу Божию позволяет православному христианину совсем иначе смотреть на свою жизнь и жизнь общества.
#библия #мораль
❤17👍1
Раннехристианский памятник Дидахе о благотворителях, нуждающихся, мошенниках и тунеядцах
«Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен. Горе принимающему, ибо если кто, имея нужду, принимает, тот будет неповинен, если же (кто принимает), не имея нужды, тот даст отчет, почему принял и на что: подвергшись же заключению, испытан будет относительно того, что сделал, и не выйдет оттуда, пока не отдаст последнего кодранта. Но и о сем также сказано: пусть милостыня твоя запотеет в руках твоих, пока ты не узнаешь, кому дать» (гл.1, п.5,6).
#мораль
«Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен. Горе принимающему, ибо если кто, имея нужду, принимает, тот будет неповинен, если же (кто принимает), не имея нужды, тот даст отчет, почему принял и на что: подвергшись же заключению, испытан будет относительно того, что сделал, и не выйдет оттуда, пока не отдаст последнего кодранта. Но и о сем также сказано: пусть милостыня твоя запотеет в руках твоих, пока ты не узнаешь, кому дать» (гл.1, п.5,6).
#мораль
👍6❤3🔥2
Если все бедствия, случающиеся с человеком, происходят по воле Божией, то не грешно ли противиться им?
Нет, не грешно, если это делается законными способами и нет особого знака от Бога, что нужно прекратить сопротивление. Свт. Иоанн Тобольский объясняет это на примере лечения болезни.
1. По какой бы причине болезнь ни началась, нет никакого сомнения, что на то была воля Божия. Однако больному неизвестно намерение Божие о времени продолжения его болезни, поэтому ему не запрещается прибегать к различным средствам исцеления; и если, после употребления их, он не получит выздоровления, то может быть уверенным, что на то есть воля Божия, чтобы терпеть ему эту болезнь. Если же больной выздоровел, значит Богу было угодно, чтобы он не оставался в болезни.
2. Тот, кто сопротивляется бедствию (естественному или устроенному человеком), тот не воле Божией противится, а тому злу, которое его вызвало или последовало за ним. Во всех подобных происшествиях сопротивляться злу можно и даже нужно, если не откроется, что по особенным причинам такое поведение неугодно Богу.
👉🏼См. Христианский взгляд на проблему страданий
#мораль #ответынавопросы #промысл
Нет, не грешно, если это делается законными способами и нет особого знака от Бога, что нужно прекратить сопротивление. Свт. Иоанн Тобольский объясняет это на примере лечения болезни.
1. По какой бы причине болезнь ни началась, нет никакого сомнения, что на то была воля Божия. Однако больному неизвестно намерение Божие о времени продолжения его болезни, поэтому ему не запрещается прибегать к различным средствам исцеления; и если, после употребления их, он не получит выздоровления, то может быть уверенным, что на то есть воля Божия, чтобы терпеть ему эту болезнь. Если же больной выздоровел, значит Богу было угодно, чтобы он не оставался в болезни.
2. Тот, кто сопротивляется бедствию (естественному или устроенному человеком), тот не воле Божией противится, а тому злу, которое его вызвало или последовало за ним. Во всех подобных происшествиях сопротивляться злу можно и даже нужно, если не откроется, что по особенным причинам такое поведение неугодно Богу.
👉🏼См. Христианский взгляд на проблему страданий
#мораль #ответынавопросы #промысл
Telegram
чтец Сергий Федоров
Христианский взгляд на проблему страданий
«Никогда не следует думать, что христианство требует страданий и всякого рода отречения от благ мира сего ради самих страданий. Призыв Христа к страданиям есть не столько требование, сколько предсказание. Зная, что…
«Никогда не следует думать, что христианство требует страданий и всякого рода отречения от благ мира сего ради самих страданий. Призыв Христа к страданиям есть не столько требование, сколько предсказание. Зная, что…
👍10
Христианская любовь к человеку - это та любовь, которой его любит Бог. Эта любовь желает человеку всякого блага.
Св. Августин: «Бог любит нас таких, какими мы будем, а не такими, какие мы есть. Ведь каких любит, таких и хранит вовеки... Он любит таких, какими Он хочет, чтобы мы были, а не таких, какими Он нас ненавидит, ибо мы таковы, и Он побуждает и способствует так, чтобы мы не желали оставаться такими всегда» (О Троице, кн. 1, п. 21).
Слова святого подтверждают, что необходимость принятия (уважения) человека "таким, какой он есть" в нравственном отношении - это чушь, не имеющая отношения к христианству.
#мораль #августин
Св. Августин: «Бог любит нас таких, какими мы будем, а не такими, какие мы есть. Ведь каких любит, таких и хранит вовеки... Он любит таких, какими Он хочет, чтобы мы были, а не таких, какими Он нас ненавидит, ибо мы таковы, и Он побуждает и способствует так, чтобы мы не желали оставаться такими всегда» (О Троице, кн. 1, п. 21).
Слова святого подтверждают, что необходимость принятия (уважения) человека "таким, какой он есть" в нравственном отношении - это чушь, не имеющая отношения к христианству.
#мораль #августин
❤12🔥2👍1👎1
Блаженный Августин о воле Божией и происходящем зле
«Иуда, беззаконный предатель Христов, и гонители Христовы – все беззаконники, все нечестивцы, все неправедники, все погибшие; однако ж Отец Сына Своего не пощадил, но предал Его за спасение всех нас. Вот таинственная причина попущения Божия на убиение Единородного Своего Сына законопреступниками, – причина в то время необъяснимая. Рассуди сам, любезнейший мой, если можешь, всякое подобное дело, отдели обе его стороны (законопреступника, совершающего злое дело, от Бога, соизволяющего на попущение), изъясни потом; исполни перед Господом твои обещания, которые высказаны тобой пред Ним. Рассмотри, что сделал тебе нечестивый, что – праведный? Тот захотел умышленно совершить зло, сознавая свою неправду; этот попустил совершиться злоумышлению, и попустил справедливо для того, чтобы воля нечестивого погибла, а праведное попущение прославилось. Не удивляйся же, что Бог попускает совершаться злу: Он попускает это по праведнейшему Своему суду, попускает мерой, числом и весом. У Него нет неправды, ты сам только всецело предайся Ему, вверься Ему» (Толкование на псалом 61).
«Не бойся врага, он настолько силен повредить, насколько получил для того власти от Бога. Того же бойся, Который силен столько сделать, сколько захочет, и Который ничего несправедливого не делает, но что Он делает, то все – справедливо; а если что-нибудь, по нашему мнению, казалось бы несправедливым, то, если несомненно, что оно произошло по воле Божией, веруй, оно – справедливо и истинно. Спросишь: если кто убил невиновного человека, справедливо он поступил или несправедливо? Нет сомнения, что это несправедливо и достойно казни. Почему же Бог, спросишь опять, попустил такую несправедливость? Ты хочешь вести спор с Богом прежде, чем сделался достойным вопрошать Бога: по какой причине, Боже, Ты попустил это? Намерения Божия о том или причины Его попущения не могу тебе, любезный мой, прямо объяснить по необъятности Премудрости Божией умом человеческим; но только утверждаю, что убивший неповинного человека действовал несправедливо и что этого убийства не было бы, если бы Бог не попустил его по неведомой нам праведной причине. Говоря другими словами: убийца совершил дело неправедное, требующее казни; но попущение Божие – праведно и премудро по причине праведной, но от нас сокрытой до времени» (Там же).
👉🏼См. Священное Писание о воле Божией
#промысл #августин
«Иуда, беззаконный предатель Христов, и гонители Христовы – все беззаконники, все нечестивцы, все неправедники, все погибшие; однако ж Отец Сына Своего не пощадил, но предал Его за спасение всех нас. Вот таинственная причина попущения Божия на убиение Единородного Своего Сына законопреступниками, – причина в то время необъяснимая. Рассуди сам, любезнейший мой, если можешь, всякое подобное дело, отдели обе его стороны (законопреступника, совершающего злое дело, от Бога, соизволяющего на попущение), изъясни потом; исполни перед Господом твои обещания, которые высказаны тобой пред Ним. Рассмотри, что сделал тебе нечестивый, что – праведный? Тот захотел умышленно совершить зло, сознавая свою неправду; этот попустил совершиться злоумышлению, и попустил справедливо для того, чтобы воля нечестивого погибла, а праведное попущение прославилось. Не удивляйся же, что Бог попускает совершаться злу: Он попускает это по праведнейшему Своему суду, попускает мерой, числом и весом. У Него нет неправды, ты сам только всецело предайся Ему, вверься Ему» (Толкование на псалом 61).
«Не бойся врага, он настолько силен повредить, насколько получил для того власти от Бога. Того же бойся, Который силен столько сделать, сколько захочет, и Который ничего несправедливого не делает, но что Он делает, то все – справедливо; а если что-нибудь, по нашему мнению, казалось бы несправедливым, то, если несомненно, что оно произошло по воле Божией, веруй, оно – справедливо и истинно. Спросишь: если кто убил невиновного человека, справедливо он поступил или несправедливо? Нет сомнения, что это несправедливо и достойно казни. Почему же Бог, спросишь опять, попустил такую несправедливость? Ты хочешь вести спор с Богом прежде, чем сделался достойным вопрошать Бога: по какой причине, Боже, Ты попустил это? Намерения Божия о том или причины Его попущения не могу тебе, любезный мой, прямо объяснить по необъятности Премудрости Божией умом человеческим; но только утверждаю, что убивший неповинного человека действовал несправедливо и что этого убийства не было бы, если бы Бог не попустил его по неведомой нам праведной причине. Говоря другими словами: убийца совершил дело неправедное, требующее казни; но попущение Божие – праведно и премудро по причине праведной, но от нас сокрытой до времени» (Там же).
👉🏼См. Священное Писание о воле Божией
#промысл #августин
Telegram
чтец Сергий Федоров
Священное Писание о воле Божией
«Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом» (Притч.19:21). В народе эти слова более известны в такой формулировке: человек предполагает, Бог располагает.
Св. Августин пишет и о злых делах:…
«Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом» (Притч.19:21). В народе эти слова более известны в такой формулировке: человек предполагает, Бог располагает.
Св. Августин пишет и о злых делах:…
❤7🤔2👍1
📖Из сегодняшнего апостольского чтения:
«Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1Петр.4:14-16).
#библия #мораль
«Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1Петр.4:14-16).
#библия #мораль
❤11👍1
Краткая история понятия «отечество»
В античном мире понятие «отечество» (patria) связывалось не с империей, а с той местностью, где родился и вырос человек. Так, в Древней Греции, состоявшей из множества полисов (независимых городов с прилегающими поселениями), каждый полис был отечеством для тех, кто родился в нем. Для язычника эпохи Античности его отечество считалось также родиной особого бога, который рассматривался в качестве основателя города и родоначальника сообщества.
С самого начала христиане, проявляя свою лояльность к требованиям языческих властей (что касается исполнения гражданских обязанностей, но не идолослужения), обозначали себя как последователи Христа, без привязки к определенному месту происхождения. Автор «Послания к Диогнету» (II в.) пишет о христианах: «Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; имеют участие во всем, как граждане, и все терпят как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество – чужая страна. <…> Находятся на земле, но суть граждане небесные. Повинуются постановленным законам, но своею жизнью превосходят самые законы. Они любят всех и всеми бывают преследуемы». Мученик Прокл на вопрос правителя: «какого ты рода?» ответил: «род мой Христов». Прпмч. Епиктет и мч. Астион договорились на вопрос судьи об имени, отечестве и родителях отвечать не иначе как: «мы христиане, это имя наше, род и отечество».
Свт. Иоанн Златоуст так говорит от имени Христа: «Для чего ты гордишься отечеством… когда Я повелеваю тебе быть странником всей вселенной, когда ты можешь сделаться таким, что весь мир не будет тебя достоин? Откуда ты происходишь, – это так маловажно, что сами языческие философы не придают этому никакого значения, называют внешним и отводят последнее место. Однако же, Павел допускает это, скажешь ты, когда говорит: В отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов (Рим. 11:28). Но скажи, когда, о ком и кому он так говорит? Обратившимся язычникам, которые гордились своей верой, восставали против иудеев, и тем самым еще более отчуждали их от себя. Итак, он говорит это для того, чтобы в одних низложить кичливость, а других привлечь и возбудить к подобной ревности. Когда же он рассуждает о тех благородных и великих мужах, то слушай, что говорит: Ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному» (Евр. 11:14–16). Здесь святитель выражает православное учение о Царстве Небесном как истинном и единственном, в строгом смысле, отечестве для христиан. В другом своем слове он развивает эту мысль в следующих словах: «Разве ты не знаешь, что настоящая жизнь есть путешествие? Разве ты гражданин? Ты – путник. Понял ты, что я сказал? Ты не гражданин, а путник и странник. Не говорите: у меня такой-то город, а у меня такой-то. Ни у кого нет города; город – горе; а настоящее есть путь. И мы путешествуем каждый день, пока движется природа. А есть ли такой, кто на пути откладывал бы деньги? Есть ли такой, кто на пути зарывал бы золото? Когда ты войдешь в гостиницу, то, скажи мне, украшаешь ли эту гостиницу? Нет, но ешь и пьешь и спешишь выйти. Настоящая жизнь, есть гостиница. Мы пришли и проводим здесь настоящую жизнь; постараемся же выйти с доброю надеждою; ничего не будем оставлять здесь, чтобы не погубить там». Подобные выражения можно встретить и у других отцов Церкви.
В эпоху христианской Византийской империи православные христиане осознавали себя как единый народ Божий, определяя себя не по национальным или политическим признакам, а как людей одной веры, одной Церкви. Поэтому защита империи от варваров, это, прежде всего, защита Православия от иноверцев. В Средние века на первом месте ставилась преданность вере и служение сюзерену. На этой основе и на Западе, и на Востоке сложилась идея универсальной христианской или исламской империи (Византийская империя, Халифат, Священная Римская империя).
В античном мире понятие «отечество» (patria) связывалось не с империей, а с той местностью, где родился и вырос человек. Так, в Древней Греции, состоявшей из множества полисов (независимых городов с прилегающими поселениями), каждый полис был отечеством для тех, кто родился в нем. Для язычника эпохи Античности его отечество считалось также родиной особого бога, который рассматривался в качестве основателя города и родоначальника сообщества.
С самого начала христиане, проявляя свою лояльность к требованиям языческих властей (что касается исполнения гражданских обязанностей, но не идолослужения), обозначали себя как последователи Христа, без привязки к определенному месту происхождения. Автор «Послания к Диогнету» (II в.) пишет о христианах: «Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; имеют участие во всем, как граждане, и все терпят как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество – чужая страна. <…> Находятся на земле, но суть граждане небесные. Повинуются постановленным законам, но своею жизнью превосходят самые законы. Они любят всех и всеми бывают преследуемы». Мученик Прокл на вопрос правителя: «какого ты рода?» ответил: «род мой Христов». Прпмч. Епиктет и мч. Астион договорились на вопрос судьи об имени, отечестве и родителях отвечать не иначе как: «мы христиане, это имя наше, род и отечество».
Свт. Иоанн Златоуст так говорит от имени Христа: «Для чего ты гордишься отечеством… когда Я повелеваю тебе быть странником всей вселенной, когда ты можешь сделаться таким, что весь мир не будет тебя достоин? Откуда ты происходишь, – это так маловажно, что сами языческие философы не придают этому никакого значения, называют внешним и отводят последнее место. Однако же, Павел допускает это, скажешь ты, когда говорит: В отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов (Рим. 11:28). Но скажи, когда, о ком и кому он так говорит? Обратившимся язычникам, которые гордились своей верой, восставали против иудеев, и тем самым еще более отчуждали их от себя. Итак, он говорит это для того, чтобы в одних низложить кичливость, а других привлечь и возбудить к подобной ревности. Когда же он рассуждает о тех благородных и великих мужах, то слушай, что говорит: Ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному» (Евр. 11:14–16). Здесь святитель выражает православное учение о Царстве Небесном как истинном и единственном, в строгом смысле, отечестве для христиан. В другом своем слове он развивает эту мысль в следующих словах: «Разве ты не знаешь, что настоящая жизнь есть путешествие? Разве ты гражданин? Ты – путник. Понял ты, что я сказал? Ты не гражданин, а путник и странник. Не говорите: у меня такой-то город, а у меня такой-то. Ни у кого нет города; город – горе; а настоящее есть путь. И мы путешествуем каждый день, пока движется природа. А есть ли такой, кто на пути откладывал бы деньги? Есть ли такой, кто на пути зарывал бы золото? Когда ты войдешь в гостиницу, то, скажи мне, украшаешь ли эту гостиницу? Нет, но ешь и пьешь и спешишь выйти. Настоящая жизнь, есть гостиница. Мы пришли и проводим здесь настоящую жизнь; постараемся же выйти с доброю надеждою; ничего не будем оставлять здесь, чтобы не погубить там». Подобные выражения можно встретить и у других отцов Церкви.
В эпоху христианской Византийской империи православные христиане осознавали себя как единый народ Божий, определяя себя не по национальным или политическим признакам, а как людей одной веры, одной Церкви. Поэтому защита империи от варваров, это, прежде всего, защита Православия от иноверцев. В Средние века на первом месте ставилась преданность вере и служение сюзерену. На этой основе и на Западе, и на Востоке сложилась идея универсальной христианской или исламской империи (Византийская империя, Халифат, Священная Римская империя).
👍3❤2
В эпоху возрождения, в рамках которого происходит всплеск интереса к Античности и античным добродетелям язычества, патриотическое чувство получает импульс к развитию. Любовь к Небесному Отечеству постепенно ослаблялась, что привело к утверждению светского патриотизма в качестве ценности формирующегося «буржуазного общества». Утверждение патриотизма в качестве безусловной ценности приходится на период Великой Французской революции, когда понятие «патриот» начинает активно использоваться в риторике политических деятелей, соединяясь с понятием «гражданин» и превращаясь в высшую добродетель «гражданина». Распространение ценностей Великой Французской революции привело к распространению патриотизма в качестве основы формирования лояльности по отношению к государству, которое начинает требовать его от населения, проживающего на его территории. С установлением в Европе в раннее Новое время абсолютистских режимов патриотическая идея «служения государству» стала тождественной идее «служения монарху». На это следует обратить особое внимание, отметив нехристианское происхождение идеи служения абстрактному государству (Отечеству) вместо присяги конкретному лицу – христианскому государю, защитнику веры.
👍6❤1
Об отношении православного христианина к земному отечеству
В Священном Писании содержатся заповеди Божьи. Среди них есть заповеди о любви к Богу и ближнему (Мф.22:36-40), о почитании и повиновении властям (Рим.13:1-8), о добросовестном исполнении своих обязанностей (Кол.3:23). Заповеди любить отечество или служить государству, среди них нет. Любовь к отечеству, к родным местам, может быть добрым естественным чувством, но это не является обязанностью или добродетелью. Такое чувство имеет мало общего с идеологией патриотизма, предполагающей сознательное усвоение определенных идей (ценность земного отечества, гордость за отечество, вменение себе или другим долга служения отечеству и т.д.). Православный христианин руководствуется совершенно другими соображениями. Осознавая себя странником на этой земле, он стремится достичь Царства Небесного через исполнение заповедей Христа. Он остается законопослушным гражданином той страны, в которой сейчас проживает, до тех пор, пока требования властей не вступают в конфликт с Божественным законом. Он стремится сделать лучше жизнь людей вокруг себя, исполняя заповедь о любви к ближнему (то есть к людям, которые в данный момент находятся рядом, и, в первую очередь, единоверцам). Он добросовестно трудится во славу Божию на своем месте. Однако это не обязывает его отождествлять себя ни с определенным народом (так как с момента Крещения он принадлежит к народу Божию, где национальность и происхождение не имеют значения), ни с культурой этого народа, ни с его историей, ни с местом проживания (так как это не имеет отношения к духовной жизни). Государство оценивается им, исходя из того, обеспечивает ли оно безопасность и правосудие или нет, а не потому, кто этим государством управляет. Священник Даниил Сысоев пишет: «Христианин не готов подчинить свои интересы интересам земного отечества, а должен подчинить только и исключительно Богу. Христианин защищает всегда интересы Бога, Его заповеди, Его справедливость и Его любовь, а интересы той страны, где он живет, интересны только тогда, когда они входят в это служение Богу». В некоторых случаях «любовь к отечеству» может быть греховной, например, когда под отечеством понимается языческое наследие предков, которое христианин должен отвергнуть.
👉🏼Церковное определение о патриотизме и национализме
#мысли
В Священном Писании содержатся заповеди Божьи. Среди них есть заповеди о любви к Богу и ближнему (Мф.22:36-40), о почитании и повиновении властям (Рим.13:1-8), о добросовестном исполнении своих обязанностей (Кол.3:23). Заповеди любить отечество или служить государству, среди них нет. Любовь к отечеству, к родным местам, может быть добрым естественным чувством, но это не является обязанностью или добродетелью. Такое чувство имеет мало общего с идеологией патриотизма, предполагающей сознательное усвоение определенных идей (ценность земного отечества, гордость за отечество, вменение себе или другим долга служения отечеству и т.д.). Православный христианин руководствуется совершенно другими соображениями. Осознавая себя странником на этой земле, он стремится достичь Царства Небесного через исполнение заповедей Христа. Он остается законопослушным гражданином той страны, в которой сейчас проживает, до тех пор, пока требования властей не вступают в конфликт с Божественным законом. Он стремится сделать лучше жизнь людей вокруг себя, исполняя заповедь о любви к ближнему (то есть к людям, которые в данный момент находятся рядом, и, в первую очередь, единоверцам). Он добросовестно трудится во славу Божию на своем месте. Однако это не обязывает его отождествлять себя ни с определенным народом (так как с момента Крещения он принадлежит к народу Божию, где национальность и происхождение не имеют значения), ни с культурой этого народа, ни с его историей, ни с местом проживания (так как это не имеет отношения к духовной жизни). Государство оценивается им, исходя из того, обеспечивает ли оно безопасность и правосудие или нет, а не потому, кто этим государством управляет. Священник Даниил Сысоев пишет: «Христианин не готов подчинить свои интересы интересам земного отечества, а должен подчинить только и исключительно Богу. Христианин защищает всегда интересы Бога, Его заповеди, Его справедливость и Его любовь, а интересы той страны, где он живет, интересны только тогда, когда они входят в это служение Богу». В некоторых случаях «любовь к отечеству» может быть греховной, например, когда под отечеством понимается языческое наследие предков, которое христианин должен отвергнуть.
👉🏼Церковное определение о патриотизме и национализме
#мысли
Telegram
чтец Сергий Федоров
Тезис из социального учения Константинопольского патриархата о патриотизме и национализме («За жизнь мира», п. 11)
«Любовь к собственной культуре – высокое чувство, если оно искренно и сочетается с готовностью признавать красоту и благородство других культур…
«Любовь к собственной культуре – высокое чувство, если оно искренно и сочетается с готовностью признавать красоту и благородство других культур…
👍8👏3👎2❤1
В сегодняшней притче о мытаре и фарисее Господь показывает нам два духовных устроения человека. Фарисей делал все правильно, но приписывал себе заслугу добрых дел. Апостол Павел обличает такое отношение: «Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1Кор.4:7). А мытарь просил лишь милости, зная свои злые дела. Это образ спасения для любого христианина - признать свою немощь и попросить Бога о милости. Неслучайно в наших молитвах так много говорится о недостоинстве человека. Это не надуманная фальшь, а выражение нашего реального состояния без Бога. В нас в буквальном смысле нет ничего доброго без Бога, без преувеличения. Об этом ясно говорит учение Церкви: «Является Божиим даром, когда и право мыслим, и стопы наши от лжи и неправды удерживаем; ибо сколько раз мы делаем добро, столько раз Бог в нас и с нами творит, чтобы мы творили» (9 определение Аравсионского собора). Прося Бога о милости мы не принижаем человеческое достоинство, а наоборот, просим о том, чтобы соответствовать ему на деле.
#библия #мораль #духовнаяжизнь
#библия #мораль #духовнаяжизнь
❤7🔥2
Свт. Игнатий (Брянчанинов) о лжестарцах, послушание которым повреждает человека
«Тщеславие и самомнение любят учить и наставлять. Они не заботятся о достоинстве своего совета! Они не помышляют, что могут нанести ближнему неисцельную язву нелепым советом, который принимается неопытным новоначальным с безотчетливою доверенностью, с плотским и кровяным разгорячением! Им нужен успех, какого бы ни был качества этот успех, какое бы ни было его начало! Им нужно произвести впечатление на новоначального и нравственно подчинить его себе! Им нужна похвала человеческая! Прослыть святыми, разумными, прозорливыми, старцами, учителями: им нужно напитать свое ненасытное тщеславие, свою гордыню. Была справедливою молитва пророка всегда, в особенности она справедлива ныне: Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный, яко умалишася истины от сынов человеческих. Суетная глагола кийждо ко искреннему своему: устне, льстивыя в сердце; и в сердце глаголаша злая (Пс. 11:2–3). Слово ложное и лицемерное не может не быть словом злым и зловредным. Против такого настроения необходимо принять меры осторожности» (Приношение современному монашеству).
👉См. о деструктивной деятельности духовных наставников https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/871
#проблемыцерковнойжизни
«Тщеславие и самомнение любят учить и наставлять. Они не заботятся о достоинстве своего совета! Они не помышляют, что могут нанести ближнему неисцельную язву нелепым советом, который принимается неопытным новоначальным с безотчетливою доверенностью, с плотским и кровяным разгорячением! Им нужен успех, какого бы ни был качества этот успех, какое бы ни было его начало! Им нужно произвести впечатление на новоначального и нравственно подчинить его себе! Им нужна похвала человеческая! Прослыть святыми, разумными, прозорливыми, старцами, учителями: им нужно напитать свое ненасытное тщеславие, свою гордыню. Была справедливою молитва пророка всегда, в особенности она справедлива ныне: Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный, яко умалишася истины от сынов человеческих. Суетная глагола кийждо ко искреннему своему: устне, льстивыя в сердце; и в сердце глаголаша злая (Пс. 11:2–3). Слово ложное и лицемерное не может не быть словом злым и зловредным. Против такого настроения необходимо принять меры осторожности» (Приношение современному монашеству).
👉См. о деструктивной деятельности духовных наставников https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/871
#проблемыцерковнойжизни
❤6👍1
Епископ Петр (Екатериновский) о том, как по-христиански переносить несчастья
«Старайся научиться быть довольным малым и необходимым (см. 1Тим. 6:6–8, Флп. 4:11); будь всегда в добром, веселом расположении духа (см. Сир. 30, 21–27; Лк. 12:15); применяйся ко всем обстоятельствам и уступай им (см. Сир. 9, 7–9; 1Фес. 5:16); особенно приготовляйся к несчастьям и будь смирен сердцем (см. Сир. 11:27, 3:20). Для этого чаще размышляй о краткости несчастий и счастия настоящей жизни и о вечных плодах терпения, о пользе и даже необходимости несчастий и о советах Промысла Божия, попускающего эти превратности счастия. В самом бедствии не воображай, будто твои несчастия больше и продолжительнее, нежели как другим кажется, не вымышляй таких, каких нет; от настоящего несчастия отвлекай внимание сколько возможно; о прошедших не вспоминай, разве только для того, чтобы порадоваться, что они прошли; о будущих не беспокойся, разве только для того, чтобы воодушевиться к встрече их, в будущем ожидай лучшей участи. Сравнивай себя с более несчастными; имей перед глазами пример мужественно терпевших, особенно Иисуса Христа и святых мучеников; часто, кратко и усердно моли Бога, от Него ожидай помощи в благопотребное время, а между тем всецело предавайся промышлению Божию» (Указание пути к спасению. Опыт аскетики).
👉🏼Библейский принцип отношения к превратностям жизни
#мораль #духовнаяжизнь
«Старайся научиться быть довольным малым и необходимым (см. 1Тим. 6:6–8, Флп. 4:11); будь всегда в добром, веселом расположении духа (см. Сир. 30, 21–27; Лк. 12:15); применяйся ко всем обстоятельствам и уступай им (см. Сир. 9, 7–9; 1Фес. 5:16); особенно приготовляйся к несчастьям и будь смирен сердцем (см. Сир. 11:27, 3:20). Для этого чаще размышляй о краткости несчастий и счастия настоящей жизни и о вечных плодах терпения, о пользе и даже необходимости несчастий и о советах Промысла Божия, попускающего эти превратности счастия. В самом бедствии не воображай, будто твои несчастия больше и продолжительнее, нежели как другим кажется, не вымышляй таких, каких нет; от настоящего несчастия отвлекай внимание сколько возможно; о прошедших не вспоминай, разве только для того, чтобы порадоваться, что они прошли; о будущих не беспокойся, разве только для того, чтобы воодушевиться к встрече их, в будущем ожидай лучшей участи. Сравнивай себя с более несчастными; имей перед глазами пример мужественно терпевших, особенно Иисуса Христа и святых мучеников; часто, кратко и усердно моли Бога, от Него ожидай помощи в благопотребное время, а между тем всецело предавайся промышлению Божию» (Указание пути к спасению. Опыт аскетики).
👉🏼Библейский принцип отношения к превратностям жизни
#мораль #духовнаяжизнь
Telegram
чтец Сергий Федоров
Библейский принцип отношения к превратностям жизни
«Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп.4:12-13).
Поэтому я…
«Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп.4:12-13).
Поэтому я…
❤9👏1
Вера в Промысл Божий и покорность ему - лучшее лекарство от обид, ропота и чрезмерной печали. Свт. Иоанн Тобольский пишет о том, что злоба и обида на недоброжелателей происходят от того, что мы не видим (или не желаем видеть) за этим руку Божию. Если мы понимаем, что за всяким оскорблением, клеветой, злословием, любым негативом в наш адрес, стоит не человек, не демон, а Сам Промыслитель и любящий Отец, Который знает зачем это должно было произойти, это позволяет нам совсем иначе смотреть на все, что с нами случается.
👉О преданности Богу
#мысли #мораль #промысл
👉О преданности Богу
#мысли #мораль #промысл
Telegram
чтец Сергий Федоров
Свт. Феофан Затворник о том, что значит преданным Богу
«Преданный Богу не так говорит: что будет, то будет, решаясь на неверное, ничего не обещающее (в чем видится искушение Бога); но ясно сознает сообразность средств с целями или прозревает некоторым образом…
«Преданный Богу не так говорит: что будет, то будет, решаясь на неверное, ничего не обещающее (в чем видится искушение Бога); но ясно сознает сообразность средств с целями или прозревает некоторым образом…
❤10🤔1
Сегодняшние рядовые чтения из Св. Писания посвящены теме Второго пришествия и конца нынешнего мира. Апостол Петр пишет, что Господь обязательно придет, как обещал, но проявляет долготерпение. То, что отмечается в нескольких местах Писания - это внезапность этого пришествия: «Придет же день Господень, как тать ночью» (2Пет.3:10). Это буквально означает, что оно наступит как раз в тот момент, когда никто не будет ожидать и догадываться. Это будет самый обычный день (скорее даже, самая обычная ночь), когда все будет как всегда. Люди закончат рабочий день, вернуться домой, будут общаться, отдыхать, возможно даже уже лягут спать (намек на это даёт Спаситель в Лк.17:34), чтобы утром снова проснуться, но утро уже не наступит. Разлучение близких людей произойдет так внезапно, что они не успеют ничего понять: «Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится» (Лк.17:34-36). Апостол Петр свидетельствует: «..и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2Пет.3:10). Все произойдет неожиданно и очень быстро. Картины великих библейских пророчеств вторгнутся в нашу обыденность. Поэтому Спаситель и призывает: «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф.24:42).
#библия
#библия
❤14👍1
Свт. Иоанн Златоуст о зрелищно-коммерческом спорте своего времени
«Когда я увидел, что, после столь многих моих увещаний, после столь многих внушений и угроз (ибо я не переставал постоянно напоминать вам о страшном судилище и неизбежных наказаниях, и об огне неугасающем, и о черве неумирающем), некоторые из слышавших это (не против всех изрекаю осуждение, да не будет!), забыв все это, опять предались сатанинскому зрелищу конского ристалища, с какой еще надеждой примусь за те же труды и предложу им это духовное учение? Видя, что они не извлекают отсюда никакой для себя пользы, но просто по привычке и рукоплещут словам моим, и показывают будто с удовольствием принимают мои слова, а после того опять бегут на конское ристалище и еще больше и с неудержимым неистовством рукоплещут возницам, и с великой стремительностью стекаются, часто препираются между собою и говорят: этот конь не хорошо пробежал, а тот споткнувшись упал, и один берет сторону того возницы, другой – другого, а никогда не подумают и не вспомнят о моих словах, ни о духовных и страшных таинствах, здесь совершаемых, но, как бы плененные сетями дьявола, проводят там целые дни, предаваясь сатанинскому зрелищу и выставляя себя на позор и иудеям, и язычникам, и всем, кто хочет осмеивать наше (учение), – кто, хотя бы он был совсем каменный или бесчувственный, может перенести это без скорби, а не только мы, старающиеся показать отеческое о всех вас попечение? Нас опечаливает не только то, что наш труд оказывается для вас бесполезным, но гораздо более мы сокрушаемся, когда помыслим о том, что так поступающие навлекают на себя тягчайшее осуждение» (Слово 7 о Лазаре).
Собственно, ничего особо не поменялось с тех пор. Разве что молебны перед соревнованиями теперь служат.
#мораль #иоаннзлатоуст
«Когда я увидел, что, после столь многих моих увещаний, после столь многих внушений и угроз (ибо я не переставал постоянно напоминать вам о страшном судилище и неизбежных наказаниях, и об огне неугасающем, и о черве неумирающем), некоторые из слышавших это (не против всех изрекаю осуждение, да не будет!), забыв все это, опять предались сатанинскому зрелищу конского ристалища, с какой еще надеждой примусь за те же труды и предложу им это духовное учение? Видя, что они не извлекают отсюда никакой для себя пользы, но просто по привычке и рукоплещут словам моим, и показывают будто с удовольствием принимают мои слова, а после того опять бегут на конское ристалище и еще больше и с неудержимым неистовством рукоплещут возницам, и с великой стремительностью стекаются, часто препираются между собою и говорят: этот конь не хорошо пробежал, а тот споткнувшись упал, и один берет сторону того возницы, другой – другого, а никогда не подумают и не вспомнят о моих словах, ни о духовных и страшных таинствах, здесь совершаемых, но, как бы плененные сетями дьявола, проводят там целые дни, предаваясь сатанинскому зрелищу и выставляя себя на позор и иудеям, и язычникам, и всем, кто хочет осмеивать наше (учение), – кто, хотя бы он был совсем каменный или бесчувственный, может перенести это без скорби, а не только мы, старающиеся показать отеческое о всех вас попечение? Нас опечаливает не только то, что наш труд оказывается для вас бесполезным, но гораздо более мы сокрушаемся, когда помыслим о том, что так поступающие навлекают на себя тягчайшее осуждение» (Слово 7 о Лазаре).
Собственно, ничего особо не поменялось с тех пор. Разве что молебны перед соревнованиями теперь служат.
#мораль #иоаннзлатоуст
❤10🔥6
📖Из сегодняшнего апостольского чтения:
«Что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: "я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1Ин.2:3-6).
Апостол Иоанн пишет это не каким-то особенно выдающимся людям, а таким же рядовым христианам, как и мы.
#библия
«Что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: "я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1Ин.2:3-6).
Апостол Иоанн пишет это не каким-то особенно выдающимся людям, а таким же рядовым христианам, как и мы.
#библия
❤11
Свт. Иоанн Златоуст о смерти и о непобедимости истинного христианина
«Мы действительно питаем детский страх, когда боимся смерти, а не боимся греха. Малые дети пугаются масок, а не боятся огня; и, если случится поднести их к зажженной свече, они, ничего не опасаясь, протягивают руку к свече и огню; ничтожная маска пугает их, а того, что в самом деле страшно – огня они не боятся. Так и мы боимся смерти, которая есть ничтожная маска; а не боимся греха, который действительно страшен и, подобно огню, пожирает совесть. И это, обыкновенно, происходит не от существа самого дела, но от нашего неразумия: так что, если мы рассудим, что такое смерть, то никогда не будем ее бояться. Что же такое смерть? То же, что снятие одежды: тело, подобно одежде, облекает душу, и мы через смерть слагаем его с себя на краткое время, чтобы опять получить его в светлейшем виде. Что такое смерть? Временное путешествие, – сон, который дольше обыкновенного. Поэтому, если боишься смерти, бойся и сна; если сокрушаешься об умерших, то сокрушайся об ядущих и пиющих: как это дело естественное, так и то. Не печалься о том, что бывает по закону природы, – печалься более о том, что происходит от злого произволения; не плачь об умершем, но плачь о живущем во грехах.
Хочешь, скажу и другую причину, по которой мы боимся смерти? Мы не живем, как должно, не имеем чистой совести. Будь это, – нас ничто не устрашило бы, ни смерть, ни голод, ни потеря имущества, ни другое что-либо такое. Живущему добродетельно ничто подобное не может повредить и лишить его внутреннего удовольствия, потому что кто питается благими надеждами, того ничто не может повергнуть в уныние. В самом деле, могут ли люди сделать что-либо такое, что мужа доблестного заставило бы скорбеть? Отнимут у него деньги? Но у него есть богатство на небесах. Выгонят из отечества? Но через это переселяют его в горний град. Наложат на него оковы? Но он имеет свободную совесть, и не чувствует внешних цепей. Умертвят тело? Но оно опять воскреснет. И как сражающийся с тенью и бьющий по воздуху никого не может поразить; так и враждующий против праведника сражается только с тенью, тратит свою силу, а тому не может нанести ни одного удара. Итак, дай мне только твердую веру в Царствие Небесное, – и умертви меня, ежели хочешь, сегодня же. Я поблагодарю тебя за смерть, потому что через нее ты скоро переселяешь меня к тем благам» (Беседы о статуях, 5).
Дай, Господи, и нам такую смелость!
#мораль #духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст
«Мы действительно питаем детский страх, когда боимся смерти, а не боимся греха. Малые дети пугаются масок, а не боятся огня; и, если случится поднести их к зажженной свече, они, ничего не опасаясь, протягивают руку к свече и огню; ничтожная маска пугает их, а того, что в самом деле страшно – огня они не боятся. Так и мы боимся смерти, которая есть ничтожная маска; а не боимся греха, который действительно страшен и, подобно огню, пожирает совесть. И это, обыкновенно, происходит не от существа самого дела, но от нашего неразумия: так что, если мы рассудим, что такое смерть, то никогда не будем ее бояться. Что же такое смерть? То же, что снятие одежды: тело, подобно одежде, облекает душу, и мы через смерть слагаем его с себя на краткое время, чтобы опять получить его в светлейшем виде. Что такое смерть? Временное путешествие, – сон, который дольше обыкновенного. Поэтому, если боишься смерти, бойся и сна; если сокрушаешься об умерших, то сокрушайся об ядущих и пиющих: как это дело естественное, так и то. Не печалься о том, что бывает по закону природы, – печалься более о том, что происходит от злого произволения; не плачь об умершем, но плачь о живущем во грехах.
Хочешь, скажу и другую причину, по которой мы боимся смерти? Мы не живем, как должно, не имеем чистой совести. Будь это, – нас ничто не устрашило бы, ни смерть, ни голод, ни потеря имущества, ни другое что-либо такое. Живущему добродетельно ничто подобное не может повредить и лишить его внутреннего удовольствия, потому что кто питается благими надеждами, того ничто не может повергнуть в уныние. В самом деле, могут ли люди сделать что-либо такое, что мужа доблестного заставило бы скорбеть? Отнимут у него деньги? Но у него есть богатство на небесах. Выгонят из отечества? Но через это переселяют его в горний град. Наложат на него оковы? Но он имеет свободную совесть, и не чувствует внешних цепей. Умертвят тело? Но оно опять воскреснет. И как сражающийся с тенью и бьющий по воздуху никого не может поразить; так и враждующий против праведника сражается только с тенью, тратит свою силу, а тому не может нанести ни одного удара. Итак, дай мне только твердую веру в Царствие Небесное, – и умертви меня, ежели хочешь, сегодня же. Я поблагодарю тебя за смерть, потому что через нее ты скоро переселяешь меня к тем благам» (Беседы о статуях, 5).
Дай, Господи, и нам такую смелость!
#мораль #духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст
❤9👍2🔥1
Существуют ли «проклятые места» на Земле?
Я думаю, что можно говорить о существовании таких мест. То есть речь идет о местах, где пропадают, внезапно умирают люди или происходит какая-то бесовщина. У пророка Исаии есть свидетельство, говорящее о таком месте: «И звери пустыни (в греч. бесы) будут встречаться с дикими кошками (в греч. онокентавры), и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение (в евр. Лилит) и находить себе покой» (Ис.34:14). Спаситель свидетельствует о том, что нечистые духи скитаются по пустыням (Мф.12:43). В житиях святых и патериках также можно найти истории, описывающие скопления бесов в различных мрачных местах, которые обычно находятся вдали от обитания людей. Полно примеров и с жилищами людей, в которых обитают демоны и громко дают о себе знать.
Я думаю, что случающиеся в подобных местах беды можно отчасти объяснить природными аномалиями, отчасти бесовскими проделками. С этим часто сталкивались подвижники пустыни, которые сами уходили жить подальше от людей. Но они относились к этому спокойно, зная, что ничего без попущения Божия с ними не случится, а бесам нужно противостоять духовным оружием. Прп. Иоанн Лествичник даже давал такой совет: «Не ленись в самую полночь приходить в те места, где ты боишься быть. Если же ты хоть немного уступишь сей младенчественной и смеха достойной страсти, то она состареется с тобою. Но когда ты пойдешь в те места, вооружайся молитвою; пришедши же, распростри руки, и бей супостатов именем Иисусовым; ибо нет сильнейшего оружия, ни на небе, ни на земле. А избавившись от сего недуга, восхваляй Избавившего; ибо когда ты будешь Его благодарить, то и Он во век будет покрывать тебя» (Лествица, слово 21).
Любителям пощекотать нервы и полазить по таким местам ради драйва и тщеславия есть чего бояться и переживать за свою жизнь, а верующим во Христа, кому случится там быть по необходимости или ради избавления от страха, переживать нечего, Господь всегда с ними.
👉О ничтожестве сатаны
#ответынавопросы
Я думаю, что можно говорить о существовании таких мест. То есть речь идет о местах, где пропадают, внезапно умирают люди или происходит какая-то бесовщина. У пророка Исаии есть свидетельство, говорящее о таком месте: «И звери пустыни (в греч. бесы) будут встречаться с дикими кошками (в греч. онокентавры), и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение (в евр. Лилит) и находить себе покой» (Ис.34:14). Спаситель свидетельствует о том, что нечистые духи скитаются по пустыням (Мф.12:43). В житиях святых и патериках также можно найти истории, описывающие скопления бесов в различных мрачных местах, которые обычно находятся вдали от обитания людей. Полно примеров и с жилищами людей, в которых обитают демоны и громко дают о себе знать.
Я думаю, что случающиеся в подобных местах беды можно отчасти объяснить природными аномалиями, отчасти бесовскими проделками. С этим часто сталкивались подвижники пустыни, которые сами уходили жить подальше от людей. Но они относились к этому спокойно, зная, что ничего без попущения Божия с ними не случится, а бесам нужно противостоять духовным оружием. Прп. Иоанн Лествичник даже давал такой совет: «Не ленись в самую полночь приходить в те места, где ты боишься быть. Если же ты хоть немного уступишь сей младенчественной и смеха достойной страсти, то она состареется с тобою. Но когда ты пойдешь в те места, вооружайся молитвою; пришедши же, распростри руки, и бей супостатов именем Иисусовым; ибо нет сильнейшего оружия, ни на небе, ни на земле. А избавившись от сего недуга, восхваляй Избавившего; ибо когда ты будешь Его благодарить, то и Он во век будет покрывать тебя» (Лествица, слово 21).
Любителям пощекотать нервы и полазить по таким местам ради драйва и тщеславия есть чего бояться и переживать за свою жизнь, а верующим во Христа, кому случится там быть по необходимости или ради избавления от страха, переживать нечего, Господь всегда с ними.
👉О ничтожестве сатаны
#ответынавопросы
🔥6❤4👍2
Подборка популярных фейковых цитат, приписываемых в соцсетях православным святым https://azbyka.ru/citirovanie#ch_0_3339
Будьте осторожны, в случае сомнений, проверяйте источники.
Будьте осторожны, в случае сомнений, проверяйте источники.
Православный портал «Азбука веры»
Цитирование - православная энциклопедия «Азбука веры»
Цити́рование — дословная выдержка из авторского текста. Принцип цитирования духовных советов При цитировании духовных советов важно учитывать принцип…
👍2🔥2