чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
758 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
456 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
В эпоху возрождения, в рамках которого происходит всплеск интереса к Античности и античным добродетелям язычества, патриотическое чувство получает импульс к развитию. Любовь к Небесному Отечеству постепенно ослаблялась, что привело к утверждению светского патриотизма в качестве ценности формирующегося «буржуазного общества». Утверждение патриотизма в качестве безусловной ценности приходится на период Великой Французской революции, когда понятие «патриот» начинает активно использоваться в риторике политических деятелей, соединяясь с понятием «гражданин» и превращаясь в высшую добродетель «гражданина». Распространение ценностей Великой Французской революции привело к распространению патриотизма в качестве основы формирования лояльности по отношению к государству, которое начинает требовать его от населения, проживающего на его территории. С установлением в Европе в раннее Новое время абсолютистских режимов патриотическая идея «служения государству» стала тождественной идее «служения монарху». На это следует обратить особое внимание, отметив нехристианское происхождение идеи служения абстрактному государству (Отечеству) вместо присяги конкретному лицу – христианскому государю, защитнику веры.
👍61
Об отношении православного христианина к земному отечеству

В Священном Писании содержатся заповеди Божьи. Среди них есть заповеди о любви к Богу и ближнему (Мф.22:36-40), о почитании и повиновении властям (Рим.13:1-8), о добросовестном исполнении своих обязанностей (Кол.3:23). Заповеди любить отечество или служить государству, среди них нет. Любовь к отечеству, к родным местам, может быть добрым естественным чувством, но это не является обязанностью или добродетелью. Такое чувство имеет мало общего с идеологией патриотизма, предполагающей сознательное усвоение определенных идей (ценность земного отечества, гордость за отечество, вменение себе или другим долга служения отечеству и т.д.). Православный христианин руководствуется совершенно другими соображениями. Осознавая себя странником на этой земле, он стремится достичь Царства Небесного через исполнение заповедей Христа. Он остается законопослушным гражданином той страны, в которой сейчас проживает, до тех пор, пока требования властей не вступают в конфликт с Божественным законом. Он стремится сделать лучше жизнь людей вокруг себя, исполняя заповедь о любви к ближнему (то есть к людям, которые в данный момент находятся рядом, и, в первую очередь, единоверцам). Он добросовестно трудится во славу Божию на своем месте. Однако это не обязывает его отождествлять себя ни с определенным народом (так как с момента Крещения он принадлежит к народу Божию, где национальность и происхождение не имеют значения), ни с культурой этого народа, ни с его историей, ни с местом проживания (так как это не имеет отношения к духовной жизни). Государство оценивается им, исходя из того, обеспечивает ли оно безопасность и правосудие или нет, а не потому, кто этим государством управляет. Священник Даниил Сысоев пишет: «Христианин не готов подчинить свои интересы интересам земного отечества, а должен подчинить только и исключительно Богу. Христианин защищает всегда интересы Бога, Его заповеди, Его справедливость и Его любовь, а интересы той страны, где он живет, интересны только тогда, когда они входят в это служение Богу». В некоторых случаях «любовь к отечеству» может быть греховной, например, когда под отечеством понимается языческое наследие предков, которое христианин должен отвергнуть.

👉🏼Церковное определение о патриотизме и национализме
#мысли
👍8👏3👎21
В сегодняшней притче о мытаре и фарисее Господь показывает нам два духовных устроения человека. Фарисей делал все правильно, но приписывал себе заслугу добрых дел. Апостол Павел обличает такое отношение: «Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1Кор.4:7). А мытарь просил лишь милости, зная свои злые дела. Это образ спасения для любого христианина - признать свою немощь и попросить Бога о милости. Неслучайно в наших молитвах так много говорится о недостоинстве человека. Это не надуманная фальшь, а выражение нашего реального состояния без Бога. В нас в буквальном смысле нет ничего доброго без Бога, без преувеличения. Об этом ясно говорит учение Церкви: «Является Божиим даром, когда и право мыслим, и стопы наши от лжи и неправды удерживаем; ибо сколько раз мы делаем добро, столько раз Бог в нас и с нами творит, чтобы мы творили» (9 определение Аравсионского собора). Прося Бога о милости мы не принижаем человеческое достоинство, а наоборот, просим о том, чтобы соответствовать ему на деле.
#библия #мораль #духовнаяжизнь
7🔥2
📣Мое слово на воскресное апостольское чтение. О скорбях праведных и успехе грешников (2Тим.3:10-15)
#аудио #библия
3
Свт. Игнатий (Брянчанинов) о лжестарцах, послушание которым повреждает человека

«Тщеславие и самомнение любят учить и наставлять. Они не заботятся о достоинстве своего совета! Они не помышляют, что могут нанести ближнему неисцельную язву нелепым советом, который принимается неопытным новоначальным с безотчетливою доверенностью, с плотским и кровяным разгорячением! Им нужен успех, какого бы ни был качества этот успех, какое бы ни было его начало! Им нужно произвести впечатление на новоначального и нравственно подчинить его себе! Им нужна похвала человеческая! Прослыть святыми, разумными, прозорливыми, старцами, учителями: им нужно напитать свое ненасытное тщеславие, свою гордыню. Была справедливою молитва пророка всегда, в особенности она справедлива ныне: Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный, яко умалишася истины от сынов человеческих. Суетная глагола кийждо ко искреннему своему: устне, льстивыя в сердце; и в сердце глаголаша злая (Пс. 11:2–3). Слово ложное и лицемерное не может не быть словом злым и зловредным. Против такого настроения необходимо принять меры осторожности» (Приношение современному монашеству).

👉См. о деструктивной деятельности духовных наставников https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/871
#проблемыцерковнойжизни
6👍1
Епископ Петр (Екатериновский) о том, как по-христиански переносить несчастья

«Старайся научиться быть довольным малым и необходимым (см. 1Тим. 6:6–8, Флп. 4:11); будь всегда в добром, веселом расположении духа (см. Сир. 30, 21–27; Лк. 12:15); применяйся ко всем обстоятельствам и уступай им (см. Сир. 9, 7–9; 1Фес. 5:16); особенно приготовляйся к несчастьям и будь смирен сердцем (см. Сир. 11:27, 3:20). Для этого чаще размышляй о краткости несчастий и счастия настоящей жизни и о вечных плодах терпения, о пользе и даже необходимости несчастий и о советах Промысла Божия, попускающего эти превратности счастия. В самом бедствии не воображай, будто твои несчастия больше и продолжительнее, нежели как другим кажется, не вымышляй таких, каких нет; от настоящего несчастия отвлекай внимание сколько возможно; о прошедших не вспоминай, разве только для того, чтобы порадоваться, что они прошли; о будущих не беспокойся, разве только для того, чтобы воодушевиться к встрече их, в будущем ожидай лучшей участи. Сравнивай себя с более несчастными; имей перед глазами пример мужественно терпевших, особенно Иисуса Христа и святых мучеников; часто, кратко и усердно моли Бога, от Него ожидай помощи в благопотребное время, а между тем всецело предавайся промышлению Божию» (Указание пути к спасению. Опыт аскетики).

👉🏼Библейский принцип отношения к превратностям жизни
#мораль #духовнаяжизнь
9👏1
Вера в Промысл Божий и покорность ему - лучшее лекарство от обид, ропота и чрезмерной печали. Свт. Иоанн Тобольский пишет о том, что злоба и обида на недоброжелателей происходят от того, что мы не видим (или не желаем видеть) за этим руку Божию. Если мы понимаем, что за всяким оскорблением, клеветой, злословием, любым негативом в наш адрес, стоит не человек, не демон, а Сам Промыслитель и любящий Отец, Который знает зачем это должно было произойти, это позволяет нам совсем иначе смотреть на все, что с нами случается.

👉О преданности Богу
#мысли #мораль #промысл
10🤔1
Сегодняшние рядовые чтения из Св. Писания посвящены теме Второго пришествия и конца нынешнего мира. Апостол Петр пишет, что Господь обязательно придет, как обещал, но проявляет долготерпение. То, что отмечается в нескольких местах Писания - это внезапность этого пришествия: «Придет же день Господень, как тать ночью» (2Пет.3:10). Это буквально означает, что оно наступит как раз в тот момент, когда никто не будет ожидать и догадываться. Это будет самый обычный день (скорее даже, самая обычная ночь), когда все будет как всегда. Люди закончат рабочий день, вернуться домой, будут общаться, отдыхать, возможно даже уже лягут спать (намек на это даёт Спаситель в Лк.17:34), чтобы утром снова проснуться, но утро уже не наступит. Разлучение близких людей произойдет так внезапно, что они не успеют ничего понять: «Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится» (Лк.17:34-36). Апостол Петр свидетельствует: «..и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2Пет.3:10). Все произойдет неожиданно и очень быстро. Картины великих библейских пророчеств вторгнутся в нашу обыденность. Поэтому Спаситель и призывает: «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф.24:42).
#библия
14👍1
Свт. Иоанн Златоуст о зрелищно-коммерческом спорте своего времени

«Когда я увидел, что, после столь многих моих увещаний, после столь многих внушений и угроз (ибо я не переставал постоянно напоминать вам о страшном судилище и неизбежных наказаниях, и об огне неугасающем, и о черве неумирающем), некоторые из слышавших это (не против всех изрекаю осуждение, да не будет!), забыв все это, опять предались сатанинскому зрелищу конского ристалища, с какой еще надеждой примусь за те же труды и предложу им это духовное учение? Видя, что они не извлекают отсюда никакой для себя пользы, но просто по привычке и рукоплещут словам моим, и показывают будто с удовольствием принимают мои слова, а после того опять бегут на конское ристалище и еще больше и с неудержимым неистовством рукоплещут возницам, и с великой стремительностью стекаются, часто препираются между собою и говорят: этот конь не хорошо пробежал, а тот споткнувшись упал, и один берет сторону того возницы, другой – другого, а никогда не подумают и не вспомнят о моих словах, ни о духовных и страшных таинствах, здесь совершаемых, но, как бы плененные сетями дьявола, проводят там целые дни, предаваясь сатанинскому зрелищу и выставляя себя на позор и иудеям, и язычникам, и всем, кто хочет осмеивать наше (учение), – кто, хотя бы он был совсем каменный или бесчувственный, может перенести это без скорби, а не только мы, старающиеся показать отеческое о всех вас попечение? Нас опечаливает не только то, что наш труд оказывается для вас бесполезным, но гораздо более мы сокрушаемся, когда помыслим о том, что так поступающие навлекают на себя тягчайшее осуждение» (Слово 7 о Лазаре).

Собственно, ничего особо не поменялось с тех пор. Разве что молебны перед соревнованиями теперь служат.
#мораль #иоаннзлатоуст
10🔥6
📖Из сегодняшнего апостольского чтения:

«Что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: "я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1Ин.2:3-6).

Апостол Иоанн пишет это не каким-то особенно выдающимся людям, а таким же рядовым христианам, как и мы.
#библия
11
Свт. Иоанн Златоуст о смерти и о непобедимости истинного христианина

«Мы действительно питаем детский страх, когда боимся смерти, а не боимся греха. Малые дети пугаются масок, а не боятся огня; и, если случится поднести их к зажженной свече, они, ничего не опасаясь, протягивают руку к свече и огню; ничтожная маска пугает их, а того, что в самом деле страшно – огня они не боятся. Так и мы боимся смерти, которая есть ничтожная маска; а не боимся греха, который действительно страшен и, подобно огню, пожирает совесть. И это, обыкновенно, происходит не от существа самого дела, но от нашего неразумия: так что, если мы рассудим, что такое смерть, то никогда не будем ее бояться. Что же такое смерть? То же, что снятие одежды: тело, подобно одежде, облекает душу, и мы через смерть слагаем его с себя на краткое время, чтобы опять получить его в светлейшем виде. Что такое смерть? Временное путешествие, – сон, который дольше обыкновенного. Поэтому, если боишься смерти, бойся и сна; если сокрушаешься об умерших, то сокрушайся об ядущих и пиющих: как это дело естественное, так и то. Не печалься о том, что бывает по закону природы, – печалься более о том, что происходит от злого произволения; не плачь об умершем, но плачь о живущем во грехах.

Хочешь, скажу и другую причину, по которой мы боимся смерти? Мы не живем, как должно, не имеем чистой совести. Будь это, – нас ничто не устрашило бы, ни смерть, ни голод, ни потеря имущества, ни другое что-либо такое. Живущему добродетельно ничто подобное не может повредить и лишить его внутреннего удовольствия, потому что кто питается благими надеждами, того ничто не может повергнуть в уныние. В самом деле, могут ли люди сделать что-либо такое, что мужа доблестного заставило бы скорбеть? Отнимут у него деньги? Но у него есть богатство на небесах. Выгонят из отечества? Но через это переселяют его в горний град. Наложат на него оковы? Но он имеет свободную совесть, и не чувствует внешних цепей. Умертвят тело? Но оно опять воскреснет. И как сражающийся с тенью и бьющий по воздуху никого не может поразить; так и враждующий против праведника сражается только с тенью, тратит свою силу, а тому не может нанести ни одного удара. Итак, дай мне только твердую веру в Царствие Небесное, – и умертви меня, ежели хочешь, сегодня же. Я поблагодарю тебя за смерть, потому что через нее ты скоро переселяешь меня к тем благам» (Беседы о статуях, 5).

Дай, Господи, и нам такую смелость!
#мораль #духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст
9👍2🔥1
Существуют ли «проклятые места» на Земле?

Я думаю, что можно говорить о существовании таких мест. То есть речь идет о местах, где пропадают, внезапно умирают люди или происходит какая-то бесовщина. У пророка Исаии есть свидетельство, говорящее о таком месте: «И звери пустыни (в греч. бесы) будут встречаться с дикими кошками (в греч. онокентавры), и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение (в евр. Лилит) и находить себе покой» (Ис.34:14). Спаситель свидетельствует о том, что нечистые духи скитаются по пустыням (Мф.12:43). В житиях святых и патериках также можно найти истории, описывающие скопления бесов в различных мрачных местах, которые обычно находятся вдали от обитания людей. Полно примеров и с жилищами людей, в которых обитают демоны и громко дают о себе знать.

Я думаю, что случающиеся в подобных местах беды можно отчасти объяснить природными аномалиями, отчасти бесовскими проделками. С этим часто сталкивались подвижники пустыни, которые сами уходили жить подальше от людей. Но они относились к этому спокойно, зная, что ничего без попущения Божия с ними не случится, а бесам нужно противостоять духовным оружием. Прп. Иоанн Лествичник даже давал такой совет: «Не ленись в самую полночь приходить в те места, где ты боишься быть. Если же ты хоть немного уступишь сей младенчественной и смеха достойной страсти, то она состареется с тобою. Но когда ты пойдешь в те места, вооружайся молитвою; пришедши же, распростри руки, и бей супостатов именем Иисусовым; ибо нет сильнейшего оружия, ни на небе, ни на земле. А избавившись от сего недуга, восхваляй Избавившего; ибо когда ты будешь Его благодарить, то и Он во век будет покрывать тебя» (Лествица, слово 21).

Любителям пощекотать нервы и полазить по таким местам ради драйва и тщеславия есть чего бояться и переживать за свою жизнь, а верующим во Христа, кому случится там быть по необходимости или ради избавления от страха, переживать нечего, Господь всегда с ними.

👉О ничтожестве сатаны
#ответынавопросы
🔥64👍2
📖Из сегодняшнего апостольского чтения: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Ин.2:15-16).

👄Похоть плоти - беспорядочные порочные чувственные желания, чревоугодие, пьянство, сластолюбие.

👁Похоть очей - беспорядочное порочное удовольствие, получаемое посредством зрения; алчность.

👑Гордость житейская - порочное желание ставить себя выше других, быть видимым, особенно уважаемым, восхваляемым, быть предметом удивления.

👉🏼Что значит (не) любить мир?
5👍1
📖В сегодняшнем апостольском чтении содержится основной новозаветный текст против блуда.

Сегодня принято говорить о сексуальной свободе, о том, что человек может использовать свое тело, как ему хочется и нравится. Однако Слово Божие, которое не зависит от времени, утверждает: тела христиан - это собственность Господа Иисуса Христа, они куплены ценой Его крови. Посягательство на чужую собственность, ее беззаконное использование - преступление, а не право.

«Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!.. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор.6:15,19-20).
#библия #мораль #отношения
👍3🔥1
👰‍♀Вопрос, который обычно шокирует слушателей огласительных бесед перед Крещением: знаете ли вы, что у Иисуса Христа есть невеста и у них скоро будет свадьба?

Да-да, почитайте внимательно Библию: «Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя» (Откр.19:7).
#библия
9
В связи с темой христианского смирения полезно помнить, что оно всегда связано с покорностью Богу. Даже когда мы покоряемся людям из смирения, эта покорность должна быть связана с тем, что в этих людях от Бога. Например, у родителя или начальника от Бога есть определенная власть. И в том, что касается полномочий этой власти, данной от Бога, человек и должен повиноваться другому. Но мы не обязаны покоряться людям в том, что в них не от Бога, а от них самих. Именно поэтому христианин не обязан потакать чисто человеческим прихотям под видом смирения.

👉🏼Учение Церкви о смирении
👉🏼Что все-таки значит считать себя "хуже всех"?
#мораль
4🔥3👏2
Свт. Иоанн Златоуст считает, что с атеистами не следует говорить или спорить о Промысле Божием. Если же человек принимает бытие Божие, то может без труда придти к заключению о Промысле и будущем воздаянии.

«Мы спросим противников: есть ли Бог? Если они скажут, что нет, то мы не будем и отвечать, потому что, как безумные, так и говорящие, что нет Бога, не стоят ответа. Если и корабль с малым числом корабельщиков и пловцов не переплывет благополучно и одной стадии без управляющей им руки, то тем более столь великий мир, заключающий в себе такое множество тел, составленных из разных стихий, не просуществовал бы столько времени, если бы не было Промысла, управляющего им, и эту вселенную постоянно поддерживающего и сохраняющего. Если же они, уважив всеобщее мнение и опыт, сознаются, что есть Бог, то скажем им вот что: если есть Бог, как и действительно есть, то следует, что Он и справедлив, ибо коль скоро Он несправедлив, то и не Бог; а если справедлив, то каждому воздаст по заслугам. Но, мы видим, не все здесь получают по заслугам; поэтому необходимо надеяться, что готовится какая-либо другая награда, дабы тогда, когда каждый получит по заслугам, открылось правосудие Божие. И вот это доказательство ведет нас к мысли не только о Промысле, но и о воскресении. Итак, зная это, будем и сами размышлять о Промысле и воскресении, и учить других; всячески постараемся заграждать уста неистовствующих против Господа, и сами прославим Его во всем» (О диаволе, беседа первая).
#иоаннзлатоуст #промысл
👍75🔥2
📖Из сегодняшнего апостольского чтения: «Дети Божии и дети диавола узнаю́тся так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга» (1Ин 3:10-11).

Для апостола Иоанна очень важным признаком христианина была любовь к ближнему. Если ее нет, то ни о каком благочестии и спасении не идёт речи.
#библия #мораль
11