👩❤️👨Основные принципы морали супружеских отношений
Поскольку информация по этой теме разрозненна, решил собрать самое важное в один пост. Данные принципы исходят из позитивного взгляда на сексуальность (представленного в современных церковных документах) и ее проявления в законном браке. Поэтому взгляд на сексуальность как на терпимое зло, простительное ради чадородия, мы тут не рассматриваем, несмотря на его распространенность в христианской традиции. Подборка по своему уникальная, поэтому рекомендую делиться ею со всеми, кому это может быть полезно.
1. Сексуальные отношения задуманы Богом для брака (пожизненного союза мужчины и женщины), где они чисты и достойны (см. Основы социальной концепции РПЦ. Х.6; ср. Евр.13:4).
2. Сексуальные отношения супругов предназначены не только для продолжения рода, но они также «выражают целомудренную любовь, полную общность, "единомыслие душ и телес" супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания» (Основы социальной концепции РПЦ. Х.6). В Библии говорится о супружеской близости как о законной радости брака (см. Притч.5:18-19). «Выражение любви» - это очень важный аспект. Все что выражает целомудренную любовь - правильно и хорошо, все что против такой любви - аморально и дурно. Понимание этого аспекта супругами снимает множество практических вопросов, потому что если хочешь действовать правильно - действуй по любви к близкому человеку. Церковь предостерегает от опасности смешения любви в браке с различными пороками: «Сексуальная любовь в браке должна быть целомудренной и чистой, лишенной похотливости (lewdness), разврата (lechery), насилия и самоудовлетворения» (Суждения Священного Синода Православной Церкви в Америке о браке, семье, сексуальности и святости жизни (1992 г.)).
3. С формальной стороны моральное ограничение одно: все, что приводит к пролитию семени вне влагалища - аморально, так как нарушает естественный нравственный закон, искусственно разъединяет репродуктивную и объединяющую функцию супружеского акта (вспоминаем библейский принцип «будут двое одна плоть»). Способ удовлетворения женщины морального значения не имеет, поскольку ее удовольствие не связано с репродуктивной функцией, однако оно должно происходить в контексте одной супружеской встречи. При этом, грехом по умолчанию будут любые действия, которым явно противится совесть (см. Рим. 14:23), а также любое принуждение со стороны супруга. Все должно быть добровольно, по любви. Единственная этичная форма планирования семьи - воздержание (например, на время фертильного периода в месячном цикле).
4. Супруги сами себе не принадлежат в плане сексуальных отношений, их тела принадлежат друг другу и здесь присутствует абсолютное равенство (см. 1Кор.7:3-4). При этом апостол Павел указывает на то, что супруги должны взаимно удовлетворять сексуальные потребности друг друга. Разлучаться можно только по взаимному согласию на время (см. 1Кор.7:5), что исключает какую-то жёсткую регламентацию, навязанную извне.
Знание этих простых моральных принципов не только обогатит вашу супружескую жизнь, но и сделает ее богоугодной.
👉Полезная литература по теме
#брак #отношения #учениецеркви #мораль
Поскольку информация по этой теме разрозненна, решил собрать самое важное в один пост. Данные принципы исходят из позитивного взгляда на сексуальность (представленного в современных церковных документах) и ее проявления в законном браке. Поэтому взгляд на сексуальность как на терпимое зло, простительное ради чадородия, мы тут не рассматриваем, несмотря на его распространенность в христианской традиции. Подборка по своему уникальная, поэтому рекомендую делиться ею со всеми, кому это может быть полезно.
1. Сексуальные отношения задуманы Богом для брака (пожизненного союза мужчины и женщины), где они чисты и достойны (см. Основы социальной концепции РПЦ. Х.6; ср. Евр.13:4).
2. Сексуальные отношения супругов предназначены не только для продолжения рода, но они также «выражают целомудренную любовь, полную общность, "единомыслие душ и телес" супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания» (Основы социальной концепции РПЦ. Х.6). В Библии говорится о супружеской близости как о законной радости брака (см. Притч.5:18-19). «Выражение любви» - это очень важный аспект. Все что выражает целомудренную любовь - правильно и хорошо, все что против такой любви - аморально и дурно. Понимание этого аспекта супругами снимает множество практических вопросов, потому что если хочешь действовать правильно - действуй по любви к близкому человеку. Церковь предостерегает от опасности смешения любви в браке с различными пороками: «Сексуальная любовь в браке должна быть целомудренной и чистой, лишенной похотливости (lewdness), разврата (lechery), насилия и самоудовлетворения» (Суждения Священного Синода Православной Церкви в Америке о браке, семье, сексуальности и святости жизни (1992 г.)).
3. С формальной стороны моральное ограничение одно: все, что приводит к пролитию семени вне влагалища - аморально, так как нарушает естественный нравственный закон, искусственно разъединяет репродуктивную и объединяющую функцию супружеского акта (вспоминаем библейский принцип «будут двое одна плоть»). Способ удовлетворения женщины морального значения не имеет, поскольку ее удовольствие не связано с репродуктивной функцией, однако оно должно происходить в контексте одной супружеской встречи. При этом, грехом по умолчанию будут любые действия, которым явно противится совесть (см. Рим. 14:23), а также любое принуждение со стороны супруга. Все должно быть добровольно, по любви. Единственная этичная форма планирования семьи - воздержание (например, на время фертильного периода в месячном цикле).
4. Супруги сами себе не принадлежат в плане сексуальных отношений, их тела принадлежат друг другу и здесь присутствует абсолютное равенство (см. 1Кор.7:3-4). При этом апостол Павел указывает на то, что супруги должны взаимно удовлетворять сексуальные потребности друг друга. Разлучаться можно только по взаимному согласию на время (см. 1Кор.7:5), что исключает какую-то жёсткую регламентацию, навязанную извне.
Знание этих простых моральных принципов не только обогатит вашу супружескую жизнь, но и сделает ее богоугодной.
👉Полезная литература по теме
#брак #отношения #учениецеркви #мораль
Telegram
чтец Сергий Федоров
Задали вопрос относительно морали супружеских отношений. К сожалению, годной православной литературы на эту тему не могу посоветовать, ее просто нет. Зато есть хорошие материалы католических авторов, которые подробно и аргументировано поясняют эти вопросы…
❤8👍6🔥4
🤬Некоторые мифы о матерной брани
Сквернословие является злом, однако в попытках бороться с этим явлением нередко используются такие основания, которые не выдерживают критики. Ниже приведено несколько таких примеров, которые не рекомендуется использовать в качестве аргументации против использования нецензурных слов.
1. «Матерные слова принесли на Русь татаро-монголы». Несмотря на популярность этого представления, оно не имеет никаких исторических подтверждений. Основные корни русского мата имеют славянское происхождение. Аналогичные корни с теми же значениями есть и в языках славянских народов, которые не переживали татаро-монгольского нашествия. Употребление этих слов зафиксировано в берестяных грамотах домонгольского периода. Наиболее правдоподобной гипотезой происхождения можно считать версию о том, что мат был элементом языческих культов. Это отличает русский мат от обсценной лексики в других языках.
2. «Матерные слова – это имена бесов». Такое представление не подтверждается исследованиями лингвистов. Происхождение каждого из матерных слов более прозаично и связано по смыслу с предметом или действием, которое оно означает.
3. «Матерные слова обладают отрицательной энергией, меняют ДНК, могут вызывать болезни и смерть». Данное представление связано с оккультным мировоззрением и не является верным ни с точки зрения богословия, ни с точки зрения науки. К этой же категории относятся все псевдонаучные эксперименты с произнесением матерных и молитвенных слов над водой. Эти страшилки распространяет, в том числе, православный митрополит Митрофан (Баданин) в своей брошюре "Правда о русском мате". Сами по себе слова, как набор звуков, не обладают какой-то особой энергией и не являются скверными по существу. Скверными они становятся в связи со смыслом, который вкладывают в них люди, а также теми греховными мотивами, с которыми их используют.
#мораль #мифы
Сквернословие является злом, однако в попытках бороться с этим явлением нередко используются такие основания, которые не выдерживают критики. Ниже приведено несколько таких примеров, которые не рекомендуется использовать в качестве аргументации против использования нецензурных слов.
1. «Матерные слова принесли на Русь татаро-монголы». Несмотря на популярность этого представления, оно не имеет никаких исторических подтверждений. Основные корни русского мата имеют славянское происхождение. Аналогичные корни с теми же значениями есть и в языках славянских народов, которые не переживали татаро-монгольского нашествия. Употребление этих слов зафиксировано в берестяных грамотах домонгольского периода. Наиболее правдоподобной гипотезой происхождения можно считать версию о том, что мат был элементом языческих культов. Это отличает русский мат от обсценной лексики в других языках.
2. «Матерные слова – это имена бесов». Такое представление не подтверждается исследованиями лингвистов. Происхождение каждого из матерных слов более прозаично и связано по смыслу с предметом или действием, которое оно означает.
3. «Матерные слова обладают отрицательной энергией, меняют ДНК, могут вызывать болезни и смерть». Данное представление связано с оккультным мировоззрением и не является верным ни с точки зрения богословия, ни с точки зрения науки. К этой же категории относятся все псевдонаучные эксперименты с произнесением матерных и молитвенных слов над водой. Эти страшилки распространяет, в том числе, православный митрополит Митрофан (Баданин) в своей брошюре "Правда о русском мате". Сами по себе слова, как набор звуков, не обладают какой-то особой энергией и не являются скверными по существу. Скверными они становятся в связи со смыслом, который вкладывают в них люди, а также теми греховными мотивами, с которыми их используют.
#мораль #мифы
👍17🔥2
Прежде всего, потому что это табуированная лексика. Исследователи этой темы говорят о том, что эта табуированность связана с тем, что когда на Русь пришло христианство, Церковь начала борьбу с языческими культами, в том числе с матерными словами, как одним из проявлений язычества. Это табу поддерживается на культурном уровне до сих пор, даже в светском обществе. Это особенность именно русского мата, в других языках нет такого четкого деления на обсценную лексику и просто бранные слова.
В Священном Писании нет какого-то особого выделения матерных слов, там осуждается сквернословие (αίσχρολογία), то есть любая непристойная или оскорбительная речь против кого-либо.
«Блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны [вам], а, напротив, благодарение» (Еф.5:3-4).
«Никакое слово гнилое да не исходит из уст ваших, но только доброе» (Еф.4:29).
«Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: рака, подлежит синедриону; а кто скажет: безумный, подлежит геенне огненной» (Мф.5:22).
Причем св. Августин поясняет, что запрет Христа на оскорбления людей небезусловен. Он обращает внимание на слово «напрасно», которое относится не только к гневу, но и к словесным оскорблениям. Если бы был безусловный запрет на оскорбления, то Христос и апостол Павел бы грешили, когда называли некоторых людей обидными словами (тем же словом «безумный»). Следовательно, говорит св. Августин, «браниться надлежит редко и только тогда, когда это крайне необходимо для того, чтобы побудить [человека] служить Богу, но никак не нам» (О Нагорной проповеди Господа).
#ответынавопросы #мораль #библия #августин
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍9🔥4❤3🤔2
Уважаемые подписчики! В телеграме не так много вариантов продвижения контента, поэтому у меня будет к вам просьба. Если вы знаете, что материалы моего канала будут полезны вашим знакомым, поделитесь пожалуйста с ними записями, либо порекомендуйте канал. Это поможет распространению качественного христианского контента. Спасибо!
❤20👍13
Прошу вас пройти небольшой опрос о том, как вы оказались на моем телеграм-канале.
🙏Нужно ли непременно верить, что получишь от Бога просимое, если не знаешь, полезно ли оно тебе (а значит и Бог не даст неполезного)?
У св. Августина есть такие замечательные слова: «Пусть откроется вам, возлюбленные, великая тайна, которую для того мы внушаем вам, чтобы она не ускользнула от вас среди ваших искушений. Святые всегда бывают услышаны во спасение свое, всегда бывают услышаны для вечного спасения, именно его они жаждут, а потому сообразно ему они бывают услышаны. Давайте же различать различные способы Бога слышать молитву. И мы найдем некоторых людей, не услышанных в том, что отвечало их желанию, но услышанных в том, что отвечало спасению. И, с другой стороны, найдем тех, кто был услышан в том, что отвечало их желанию, и не услышан в том, что отвечало спасению» (Толкование на послание Иоанна к Парфянам, VI).
Поэтому следует верить в то, что оставляя получение просимого на волю Божью, мы всегда получим от Него то, что будет полезно именно нам. Ведь христианин просит у Бога не столько того, чтобы его просьба была исполнена буквально так, как он хочет, сколько того, что будет полезно для души. Ведь если бы мы точно знали, что то, о чем мы конкретно просим, приведет нас к гибели или другому ущербу, мы вряд ли бы настаивали на том, чтобы это исполнилось. Так что просите Бога со смирением о чем считаете нужным и твердо верьте, что получите от Бога такое благо, которое может даже превосходить то, что вы попросили. Такая молитва исполняется всегда.
#ответынавопросы #духовнаяжизнь #августин
У св. Августина есть такие замечательные слова: «Пусть откроется вам, возлюбленные, великая тайна, которую для того мы внушаем вам, чтобы она не ускользнула от вас среди ваших искушений. Святые всегда бывают услышаны во спасение свое, всегда бывают услышаны для вечного спасения, именно его они жаждут, а потому сообразно ему они бывают услышаны. Давайте же различать различные способы Бога слышать молитву. И мы найдем некоторых людей, не услышанных в том, что отвечало их желанию, но услышанных в том, что отвечало спасению. И, с другой стороны, найдем тех, кто был услышан в том, что отвечало их желанию, и не услышан в том, что отвечало спасению» (Толкование на послание Иоанна к Парфянам, VI).
Поэтому следует верить в то, что оставляя получение просимого на волю Божью, мы всегда получим от Него то, что будет полезно именно нам. Ведь христианин просит у Бога не столько того, чтобы его просьба была исполнена буквально так, как он хочет, сколько того, что будет полезно для души. Ведь если бы мы точно знали, что то, о чем мы конкретно просим, приведет нас к гибели или другому ущербу, мы вряд ли бы настаивали на том, чтобы это исполнилось. Так что просите Бога со смирением о чем считаете нужным и твердо верьте, что получите от Бога такое благо, которое может даже превосходить то, что вы попросили. Такая молитва исполняется всегда.
#ответынавопросы #духовнаяжизнь #августин
❤12
Запись сегодняшнего стрима. Рекомендую слушать в ускоренном режиме. Моя статья по этой теме.
Поддержать автора 5469 4000 4166 2961 (сбер)
#брак #богословие #проблемыцерковнойжизни #видео
Поддержать автора 5469 4000 4166 2961 (сбер)
#брак #богословие #проблемыцерковнойжизни #видео
Азбука супружества
Трансформация значения венчания в Русской Православной Церкви - Азбука супружества
Если спросить православных людей в России, зачем нужно венчание, в большинстве случаев мы услышим, что-то про испрашивание благословения Божия на уже существующий брак.
👍5
Свт. Феофан Затворник о церковных чинопоследованиях
«Устав не вяжет свободы христианской, обязывая исполнять все уставное в духе. Но он не вяжет потому, что в христианских внешних чинопоследованиях ничего нет такого, о чем, как об иудейских чинах, можно было бы сказать: не коснися, ниже вкуси, ниже осяжи, исключая неизменной формы семи Божественных таинств. Мы имеем внешнее, потому что без внешнего нельзя нам быть, как людям. Чтим благоговейно установившиеся внешние чины ради того, что они освящены древностию и свое достоинство или целесообразность засвидетельствовали тем, что образовали и препроводили в небесные селения столькие сонмы святых. Но при этом установившиеся у нас чины не такого рода, чтоб Церковь была ими связана, как узами рабства, и ничего в них не могла ни изменить, ни отменить. Церковь, христианство, в отношении к ним, совершенно свободна, и, если найдет, что что-нибудь перестало быть полезным, она может то или совсем отменить, или заменить новым, равно как ввести вновь, чего нет, но что она признает нужным. И кто стал бы утверждать, что наши чины совершенно неприкосновенны, кроме образа совершения таинств, тот впал бы в иудейство с его: не коснися. Церковь Божия всегда пользовалась и пользуется такою свободою; только не так, что ныне одно, завтра другое» (Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном).
#дисциплина #феофанзатворник #богослужение
«Устав не вяжет свободы христианской, обязывая исполнять все уставное в духе. Но он не вяжет потому, что в христианских внешних чинопоследованиях ничего нет такого, о чем, как об иудейских чинах, можно было бы сказать: не коснися, ниже вкуси, ниже осяжи, исключая неизменной формы семи Божественных таинств. Мы имеем внешнее, потому что без внешнего нельзя нам быть, как людям. Чтим благоговейно установившиеся внешние чины ради того, что они освящены древностию и свое достоинство или целесообразность засвидетельствовали тем, что образовали и препроводили в небесные селения столькие сонмы святых. Но при этом установившиеся у нас чины не такого рода, чтоб Церковь была ими связана, как узами рабства, и ничего в них не могла ни изменить, ни отменить. Церковь, христианство, в отношении к ним, совершенно свободна, и, если найдет, что что-нибудь перестало быть полезным, она может то или совсем отменить, или заменить новым, равно как ввести вновь, чего нет, но что она признает нужным. И кто стал бы утверждать, что наши чины совершенно неприкосновенны, кроме образа совершения таинств, тот впал бы в иудейство с его: не коснися. Церковь Божия всегда пользовалась и пользуется такою свободою; только не так, что ныне одно, завтра другое» (Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном).
#дисциплина #феофанзатворник #богослужение
❤6👍6
Всех коллег-учителей поздравляю с днём учителя! Помощи Божией в ваших трудах!
👍17❤2
Сегодня день памяти зачатия пророка Иоанна Предтечи. Необычный повод для празднования. Всего таких памятей в церковном календаре две: у Иоанна Предтечи и у Девы Марии. Обе истории рассказывают о длительном бесплодии родителей и рождении необычного ребенка по обетованию Бога.
👍17
📜Десять заповедей: ветхозаветное понимание
Десять заповедей составляют основу христианской морали. При этом их понимание расширено за счёт новозаветного учения (прежде всего, Нагорной проповеди Спасителя и посланий апостола Павла). Как могли толковаться обязанности каждой из этих заповедей в контексте Ветхого Завета с учётом того, что мы знаем о раннем иудаизме?
1-я заповедь утверждает истину единобожия и запрещает служение иным богам, которое нарушает завет с Яхве (Господом).
2-я заповедь запрещает создание материальных идолов языческих богов и поклонение им. Заповедь направлена против египетских и ханаанских культов (например, египетский Апис изображался в виде быка; филистимский Дагон - в виде рыбы). В религиозных культах Древнего Востока изображения божеств использовались для того, чтобы войти в мистический контакт с божествами и даже воздействовать на них. Господь даёт понять, что Им манипулировать невозможно.
3-я заповедь запрещает употребление имени Яхве (священное четырехбуквенное имя) в магических целях и ради ложной клятвы. Буквальная интерпретация 3-й заповеди привела к полному запрету произносить священное имя Божие (за исключением ежегодного праздника Йом Киппур).
4-я заповедь предписывает работу в течение шести дней и отдых (прекращение трудов) в субботу. У других народов Древнего Востока не было еженедельного выходного. Высший авторитет заповеди о субботнем покое обосновывается напоминанием о покое Божием после сотворения Им мира (Исх. 20:11), а в версии Второзакония - необходимостью воспоминания о египетском рабстве и об исходе народа Израиля (Втор.5:15).
5-я заповедь предписывает не только уважение детьми родителей, но и материальную помощь им. Заповедь адресована совершеннолетним членам общества Израилева, которые обязаны были материально поддерживать престарелых и заботиться о них.
6-я заповедь запрещает незаконное убийство невиновных (см.: Исх.23:7). Как видно из других текстов Пятикнижия, она не препятствовала справедливой казни преступников и не накладывала запрета на убийство врагов на войне.
7-я заповедь запрещает прелюбодеяние, под которым понималась связь с замужней женщиной. Акцент здесь не столько на половой этике, сколько на сохранении прав мужа и отца.
8-я заповедь запрещает незаконное присвоение чужого имущества, а также похищение людей с целью продажи в рабство.
9-я заповедь запрещает лжесвидетельство. Имела важное значение для справедливого судопроизводства.
10-я заповедь запрещает любое посягательство на то, что принадлежит ближнему. Порицается само намерение, но преступлением считается именно совершенное действие.
#библия #толкование #мораль
Десять заповедей составляют основу христианской морали. При этом их понимание расширено за счёт новозаветного учения (прежде всего, Нагорной проповеди Спасителя и посланий апостола Павла). Как могли толковаться обязанности каждой из этих заповедей в контексте Ветхого Завета с учётом того, что мы знаем о раннем иудаизме?
1-я заповедь утверждает истину единобожия и запрещает служение иным богам, которое нарушает завет с Яхве (Господом).
2-я заповедь запрещает создание материальных идолов языческих богов и поклонение им. Заповедь направлена против египетских и ханаанских культов (например, египетский Апис изображался в виде быка; филистимский Дагон - в виде рыбы). В религиозных культах Древнего Востока изображения божеств использовались для того, чтобы войти в мистический контакт с божествами и даже воздействовать на них. Господь даёт понять, что Им манипулировать невозможно.
3-я заповедь запрещает употребление имени Яхве (священное четырехбуквенное имя) в магических целях и ради ложной клятвы. Буквальная интерпретация 3-й заповеди привела к полному запрету произносить священное имя Божие (за исключением ежегодного праздника Йом Киппур).
4-я заповедь предписывает работу в течение шести дней и отдых (прекращение трудов) в субботу. У других народов Древнего Востока не было еженедельного выходного. Высший авторитет заповеди о субботнем покое обосновывается напоминанием о покое Божием после сотворения Им мира (Исх. 20:11), а в версии Второзакония - необходимостью воспоминания о египетском рабстве и об исходе народа Израиля (Втор.5:15).
5-я заповедь предписывает не только уважение детьми родителей, но и материальную помощь им. Заповедь адресована совершеннолетним членам общества Израилева, которые обязаны были материально поддерживать престарелых и заботиться о них.
6-я заповедь запрещает незаконное убийство невиновных (см.: Исх.23:7). Как видно из других текстов Пятикнижия, она не препятствовала справедливой казни преступников и не накладывала запрета на убийство врагов на войне.
7-я заповедь запрещает прелюбодеяние, под которым понималась связь с замужней женщиной. Акцент здесь не столько на половой этике, сколько на сохранении прав мужа и отца.
8-я заповедь запрещает незаконное присвоение чужого имущества, а также похищение людей с целью продажи в рабство.
9-я заповедь запрещает лжесвидетельство. Имела важное значение для справедливого судопроизводства.
10-я заповедь запрещает любое посягательство на то, что принадлежит ближнему. Порицается само намерение, но преступлением считается именно совершенное действие.
#библия #толкование #мораль
👍12❤2
📖«Глупость человека губит пути его, а в сердце своем он обвиняет Бога» (Притч.19:3).
Священный писатель здесь напоминает человеку о том, что именно он выбирает сценарий своей жизни, когда принимает решение сохранить заповедь Божию или согрешить. Часто люди после совершения тяжких грехов задаются вопросом о том, как им выйти из сложившейся ситуации без потерь и боли. Или почему их жизнь сложилась именно так, как им не нравится. Таким людям можно напомнить, что у любого поступка есть свои последствия, ведь это жизнь, а не компьютерная игра. И единственно правильным зрелым подходом здесь будет принять свою долю ответственности вместо того, чтобы обвинять Бога или кого-то еще. Это важная часть процесса покаяния.
Можно рассмотреть эту цитату и более широко, безотносительно каких-то нравственных пороков. Порой человек поступает опрометчиво, нерассудительно, неразумно, что приводит к его к различным неудачам и бедам. Можно начать винить Бога или бесов, а можно попытаться проанализировать свои замыслы и действия, и увидеть, где ты сам допустил ошибку и поступил глупо. Это, опять же, про зрелый подход и принятие ответственности за свою жизнь.
#библия #толкование #мораль
Священный писатель здесь напоминает человеку о том, что именно он выбирает сценарий своей жизни, когда принимает решение сохранить заповедь Божию или согрешить. Часто люди после совершения тяжких грехов задаются вопросом о том, как им выйти из сложившейся ситуации без потерь и боли. Или почему их жизнь сложилась именно так, как им не нравится. Таким людям можно напомнить, что у любого поступка есть свои последствия, ведь это жизнь, а не компьютерная игра. И единственно правильным зрелым подходом здесь будет принять свою долю ответственности вместо того, чтобы обвинять Бога или кого-то еще. Это важная часть процесса покаяния.
Можно рассмотреть эту цитату и более широко, безотносительно каких-то нравственных пороков. Порой человек поступает опрометчиво, нерассудительно, неразумно, что приводит к его к различным неудачам и бедам. Можно начать винить Бога или бесов, а можно попытаться проанализировать свои замыслы и действия, и увидеть, где ты сам допустил ошибку и поступил глупо. Это, опять же, про зрелый подход и принятие ответственности за свою жизнь.
#библия #толкование #мораль
👍10❤5
📖Наставления из сегодняшнего апостольского чтения (Гал.6:2-10)
1. Апостол Павел видит исполнение закона Христова в ношении бремен друг друга. Это означает снисхождение к недостаткам друг друга и взаимопомощь. Снисходить и терпеть явные и осознанно совершаемые преступления апостол не учит (ср.: 1Кор.5:11).
2. Тот, кто приписывает себе какие-то духовные достоинства, тот находится в самообмане, потому что все от Бога. «Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом, ибо каждый понесет свое бремя». Это значит, что нужно сравнивать себя не с недостатками других и хвалиться этим, а испытывать самого себя безотносительно других, узнав все свои силы и способности, подумать, воспользовались ли мы этими способностями как следует. Бог будет судить каждого в соответствии с его способностями и возможностями.
3. «Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим». Призыв к ученикам поддерживать своих учителей с разных сторон, в том числе, материально.
4. «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную». Человек в земной жизни выбирает свою будущую участь, во что он вкладывается здесь, то и принесет соответствующий плод на Божьем суде.
5. «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем». Используется сельскохозяйственный образ: человек многими трудами сеет с надеждой на то, что будет урожай. Апостол уверяет христиан, что никакие их добрые дела не будут напрасны, поскольку в последний день Бог обязательно даст награду в соответствии с трудом человека.
6. «Доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере». Жизнь на земле – это время возможностей увеличить свой будущий духовный урожай. Следует использовать их, пока есть это время. В первую очередь следует делать добро христианам, а затем и всем остальным, без исключения.
#библия #толкование #мораль #духовнаяжизнь
1. Апостол Павел видит исполнение закона Христова в ношении бремен друг друга. Это означает снисхождение к недостаткам друг друга и взаимопомощь. Снисходить и терпеть явные и осознанно совершаемые преступления апостол не учит (ср.: 1Кор.5:11).
2. Тот, кто приписывает себе какие-то духовные достоинства, тот находится в самообмане, потому что все от Бога. «Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом, ибо каждый понесет свое бремя». Это значит, что нужно сравнивать себя не с недостатками других и хвалиться этим, а испытывать самого себя безотносительно других, узнав все свои силы и способности, подумать, воспользовались ли мы этими способностями как следует. Бог будет судить каждого в соответствии с его способностями и возможностями.
3. «Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим». Призыв к ученикам поддерживать своих учителей с разных сторон, в том числе, материально.
4. «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную». Человек в земной жизни выбирает свою будущую участь, во что он вкладывается здесь, то и принесет соответствующий плод на Божьем суде.
5. «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем». Используется сельскохозяйственный образ: человек многими трудами сеет с надеждой на то, что будет урожай. Апостол уверяет христиан, что никакие их добрые дела не будут напрасны, поскольку в последний день Бог обязательно даст награду в соответствии с трудом человека.
6. «Доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере». Жизнь на земле – это время возможностей увеличить свой будущий духовный урожай. Следует использовать их, пока есть это время. В первую очередь следует делать добро христианам, а затем и всем остальным, без исключения.
#библия #толкование #мораль #духовнаяжизнь
❤20
Из раннехристианской дисциплины (памятник Дидахе, 15 гл.)
«Обличайте друг друга, но не во гневе, а в мире, как имеете в Евангелии, и со всяким, поступающим оскорбительно по отношению к другому, пусть никто не говорит и никто у вас не слушает (его), пока не покается».
👉Свт. Иоанн Златоуст о том, как социальное одобрение явных грешников, извращает их совесть
#мораль #дисциплина
«Обличайте друг друга, но не во гневе, а в мире, как имеете в Евангелии, и со всяким, поступающим оскорбительно по отношению к другому, пусть никто не говорит и никто у вас не слушает (его), пока не покается».
👉Свт. Иоанн Златоуст о том, как социальное одобрение явных грешников, извращает их совесть
#мораль #дисциплина
Telegram
чтец Сергий Федоров
Свт. Иоанн Златоуст о том, как социальное одобрение явных грешников, извращает их совесть
«Когда согрешивший увидит, что все отворачиваются от него, он сочтет, что совершил нечто весьма дурное, если же он видит, что они не только не гневаются и не негодуют…
«Когда согрешивший увидит, что все отворачиваются от него, он сочтет, что совершил нечто весьма дурное, если же он видит, что они не только не гневаются и не негодуют…
❤17👍4
📋Моя старая небольшая статья о жизни первых христиан для семинарского журнала
📕Интересная монография по этой теме
#моиработы
📕Интересная монография по этой теме
#моиработы
❤4👍1
Поздравляю вас с праздником Покрова Пресвятой Богородицы!
Кстати, Богородица держит в руках не омофор (принадлежность облачения епископа), а мафорий (женское покрывало). Не путайте.
👉Три мифа о празднике Покрова Пресвятой Богородицы
Кстати, Богородица держит в руках не омофор (принадлежность облачения епископа), а мафорий (женское покрывало). Не путайте.
👉Три мифа о празднике Покрова Пресвятой Богородицы
🔥9❤5
Описание видения Божией Матери в житии св. Андрея Юродивого, которое легло в основу сегодняшнего праздника
Когда совершалось всенощное бдение в святой гробнице, находящейся во Влахернах, отправился туда и блаженный Андрей, творя то, что было у него в обычае. Был там также Епифаний и один из его слуг вместе с ним. А поскольку он обычно стоял, сколько его рвение давало сил, иногда до полуночи, иногда до утра, уже в четвертом часу ночи увидел блаженный Андрей воочию святую Богородицу, очень высокую, появившуюся со стороны Царских Ворот с грозной свитой. В ее числе были и досточтимый Предтеча, и Сын Грома, держащие Богородицу под руки с обеих сторон, и многие другие святые, облаченные в белое, шествовали пред нею, а иные следовали за ней с гимнами и песнопениями духовными. И вот, когда они приблизились к амвону, подошел блаженный к Епифанию и говорит: «Видишь ли ты Госпожу и Владычицу мира?» Он же ответил: «Да, отец мой духовный». И пока они смотрели, Богородица, преклонив свои колени, долго молилась, орошая слезами богоподобный и пречистый лик свой. А после молитвы она подошла к алтарю, прося за стоящих вокруг людей. И вот когда она окончила молитву, с прекрасным достоинством сняла с себя мафорий, который носила на своей беспорочной голове и который видом был как молния, и, взяв его своими пречистыми руками, – а был он велик и грозен – распростерла над всеми стоящими там людьми. И его в течение долгого времени видели дивные сии мужи распростертым над народом и излучающим славу Божью, словно янтарь. И до тех пор, пока была там Святая Богородица, был виден и он, а после того, как она удалилась, его больше не было видно, ибо она, конечно, взяла его с собой, а благодать оставила находящимся там. Епифаний увидел это через посредничество богоносного отца: ведь сам он, имея возможность видеть все это, передал ему свое видение как посредник. Опекая его во всем, он наделял его великолепной славой.
Когда совершалось всенощное бдение в святой гробнице, находящейся во Влахернах, отправился туда и блаженный Андрей, творя то, что было у него в обычае. Был там также Епифаний и один из его слуг вместе с ним. А поскольку он обычно стоял, сколько его рвение давало сил, иногда до полуночи, иногда до утра, уже в четвертом часу ночи увидел блаженный Андрей воочию святую Богородицу, очень высокую, появившуюся со стороны Царских Ворот с грозной свитой. В ее числе были и досточтимый Предтеча, и Сын Грома, держащие Богородицу под руки с обеих сторон, и многие другие святые, облаченные в белое, шествовали пред нею, а иные следовали за ней с гимнами и песнопениями духовными. И вот, когда они приблизились к амвону, подошел блаженный к Епифанию и говорит: «Видишь ли ты Госпожу и Владычицу мира?» Он же ответил: «Да, отец мой духовный». И пока они смотрели, Богородица, преклонив свои колени, долго молилась, орошая слезами богоподобный и пречистый лик свой. А после молитвы она подошла к алтарю, прося за стоящих вокруг людей. И вот когда она окончила молитву, с прекрасным достоинством сняла с себя мафорий, который носила на своей беспорочной голове и который видом был как молния, и, взяв его своими пречистыми руками, – а был он велик и грозен – распростерла над всеми стоящими там людьми. И его в течение долгого времени видели дивные сии мужи распростертым над народом и излучающим славу Божью, словно янтарь. И до тех пор, пока была там Святая Богородица, был виден и он, а после того, как она удалилась, его больше не было видно, ибо она, конечно, взяла его с собой, а благодать оставила находящимся там. Епифаний увидел это через посредничество богоносного отца: ведь сам он, имея возможность видеть все это, передал ему свое видение как посредник. Опекая его во всем, он наделял его великолепной славой.
❤4