🙏Нужно ли непременно верить, что получишь от Бога просимое, если не знаешь, полезно ли оно тебе (а значит и Бог не даст неполезного)?
У св. Августина есть такие замечательные слова: «Пусть откроется вам, возлюбленные, великая тайна, которую для того мы внушаем вам, чтобы она не ускользнула от вас среди ваших искушений. Святые всегда бывают услышаны во спасение свое, всегда бывают услышаны для вечного спасения, именно его они жаждут, а потому сообразно ему они бывают услышаны. Давайте же различать различные способы Бога слышать молитву. И мы найдем некоторых людей, не услышанных в том, что отвечало их желанию, но услышанных в том, что отвечало спасению. И, с другой стороны, найдем тех, кто был услышан в том, что отвечало их желанию, и не услышан в том, что отвечало спасению» (Толкование на послание Иоанна к Парфянам, VI).
Поэтому следует верить в то, что оставляя получение просимого на волю Божью, мы всегда получим от Него то, что будет полезно именно нам. Ведь христианин просит у Бога не столько того, чтобы его просьба была исполнена буквально так, как он хочет, сколько того, что будет полезно для души. Ведь если бы мы точно знали, что то, о чем мы конкретно просим, приведет нас к гибели или другому ущербу, мы вряд ли бы настаивали на том, чтобы это исполнилось. Так что просите Бога со смирением о чем считаете нужным и твердо верьте, что получите от Бога такое благо, которое может даже превосходить то, что вы попросили. Такая молитва исполняется всегда.
#ответынавопросы #духовнаяжизнь #августин
У св. Августина есть такие замечательные слова: «Пусть откроется вам, возлюбленные, великая тайна, которую для того мы внушаем вам, чтобы она не ускользнула от вас среди ваших искушений. Святые всегда бывают услышаны во спасение свое, всегда бывают услышаны для вечного спасения, именно его они жаждут, а потому сообразно ему они бывают услышаны. Давайте же различать различные способы Бога слышать молитву. И мы найдем некоторых людей, не услышанных в том, что отвечало их желанию, но услышанных в том, что отвечало спасению. И, с другой стороны, найдем тех, кто был услышан в том, что отвечало их желанию, и не услышан в том, что отвечало спасению» (Толкование на послание Иоанна к Парфянам, VI).
Поэтому следует верить в то, что оставляя получение просимого на волю Божью, мы всегда получим от Него то, что будет полезно именно нам. Ведь христианин просит у Бога не столько того, чтобы его просьба была исполнена буквально так, как он хочет, сколько того, что будет полезно для души. Ведь если бы мы точно знали, что то, о чем мы конкретно просим, приведет нас к гибели или другому ущербу, мы вряд ли бы настаивали на том, чтобы это исполнилось. Так что просите Бога со смирением о чем считаете нужным и твердо верьте, что получите от Бога такое благо, которое может даже превосходить то, что вы попросили. Такая молитва исполняется всегда.
#ответынавопросы #духовнаяжизнь #августин
❤12
Запись сегодняшнего стрима. Рекомендую слушать в ускоренном режиме. Моя статья по этой теме.
Поддержать автора 5469 4000 4166 2961 (сбер)
#брак #богословие #проблемыцерковнойжизни #видео
Поддержать автора 5469 4000 4166 2961 (сбер)
#брак #богословие #проблемыцерковнойжизни #видео
Азбука супружества
Трансформация значения венчания в Русской Православной Церкви - Азбука супружества
Если спросить православных людей в России, зачем нужно венчание, в большинстве случаев мы услышим, что-то про испрашивание благословения Божия на уже существующий брак.
👍5
Свт. Феофан Затворник о церковных чинопоследованиях
«Устав не вяжет свободы христианской, обязывая исполнять все уставное в духе. Но он не вяжет потому, что в христианских внешних чинопоследованиях ничего нет такого, о чем, как об иудейских чинах, можно было бы сказать: не коснися, ниже вкуси, ниже осяжи, исключая неизменной формы семи Божественных таинств. Мы имеем внешнее, потому что без внешнего нельзя нам быть, как людям. Чтим благоговейно установившиеся внешние чины ради того, что они освящены древностию и свое достоинство или целесообразность засвидетельствовали тем, что образовали и препроводили в небесные селения столькие сонмы святых. Но при этом установившиеся у нас чины не такого рода, чтоб Церковь была ими связана, как узами рабства, и ничего в них не могла ни изменить, ни отменить. Церковь, христианство, в отношении к ним, совершенно свободна, и, если найдет, что что-нибудь перестало быть полезным, она может то или совсем отменить, или заменить новым, равно как ввести вновь, чего нет, но что она признает нужным. И кто стал бы утверждать, что наши чины совершенно неприкосновенны, кроме образа совершения таинств, тот впал бы в иудейство с его: не коснися. Церковь Божия всегда пользовалась и пользуется такою свободою; только не так, что ныне одно, завтра другое» (Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном).
#дисциплина #феофанзатворник #богослужение
«Устав не вяжет свободы христианской, обязывая исполнять все уставное в духе. Но он не вяжет потому, что в христианских внешних чинопоследованиях ничего нет такого, о чем, как об иудейских чинах, можно было бы сказать: не коснися, ниже вкуси, ниже осяжи, исключая неизменной формы семи Божественных таинств. Мы имеем внешнее, потому что без внешнего нельзя нам быть, как людям. Чтим благоговейно установившиеся внешние чины ради того, что они освящены древностию и свое достоинство или целесообразность засвидетельствовали тем, что образовали и препроводили в небесные селения столькие сонмы святых. Но при этом установившиеся у нас чины не такого рода, чтоб Церковь была ими связана, как узами рабства, и ничего в них не могла ни изменить, ни отменить. Церковь, христианство, в отношении к ним, совершенно свободна, и, если найдет, что что-нибудь перестало быть полезным, она может то или совсем отменить, или заменить новым, равно как ввести вновь, чего нет, но что она признает нужным. И кто стал бы утверждать, что наши чины совершенно неприкосновенны, кроме образа совершения таинств, тот впал бы в иудейство с его: не коснися. Церковь Божия всегда пользовалась и пользуется такою свободою; только не так, что ныне одно, завтра другое» (Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном).
#дисциплина #феофанзатворник #богослужение
❤6👍6
Всех коллег-учителей поздравляю с днём учителя! Помощи Божией в ваших трудах!
👍17❤2
Сегодня день памяти зачатия пророка Иоанна Предтечи. Необычный повод для празднования. Всего таких памятей в церковном календаре две: у Иоанна Предтечи и у Девы Марии. Обе истории рассказывают о длительном бесплодии родителей и рождении необычного ребенка по обетованию Бога.
👍17
📜Десять заповедей: ветхозаветное понимание
Десять заповедей составляют основу христианской морали. При этом их понимание расширено за счёт новозаветного учения (прежде всего, Нагорной проповеди Спасителя и посланий апостола Павла). Как могли толковаться обязанности каждой из этих заповедей в контексте Ветхого Завета с учётом того, что мы знаем о раннем иудаизме?
1-я заповедь утверждает истину единобожия и запрещает служение иным богам, которое нарушает завет с Яхве (Господом).
2-я заповедь запрещает создание материальных идолов языческих богов и поклонение им. Заповедь направлена против египетских и ханаанских культов (например, египетский Апис изображался в виде быка; филистимский Дагон - в виде рыбы). В религиозных культах Древнего Востока изображения божеств использовались для того, чтобы войти в мистический контакт с божествами и даже воздействовать на них. Господь даёт понять, что Им манипулировать невозможно.
3-я заповедь запрещает употребление имени Яхве (священное четырехбуквенное имя) в магических целях и ради ложной клятвы. Буквальная интерпретация 3-й заповеди привела к полному запрету произносить священное имя Божие (за исключением ежегодного праздника Йом Киппур).
4-я заповедь предписывает работу в течение шести дней и отдых (прекращение трудов) в субботу. У других народов Древнего Востока не было еженедельного выходного. Высший авторитет заповеди о субботнем покое обосновывается напоминанием о покое Божием после сотворения Им мира (Исх. 20:11), а в версии Второзакония - необходимостью воспоминания о египетском рабстве и об исходе народа Израиля (Втор.5:15).
5-я заповедь предписывает не только уважение детьми родителей, но и материальную помощь им. Заповедь адресована совершеннолетним членам общества Израилева, которые обязаны были материально поддерживать престарелых и заботиться о них.
6-я заповедь запрещает незаконное убийство невиновных (см.: Исх.23:7). Как видно из других текстов Пятикнижия, она не препятствовала справедливой казни преступников и не накладывала запрета на убийство врагов на войне.
7-я заповедь запрещает прелюбодеяние, под которым понималась связь с замужней женщиной. Акцент здесь не столько на половой этике, сколько на сохранении прав мужа и отца.
8-я заповедь запрещает незаконное присвоение чужого имущества, а также похищение людей с целью продажи в рабство.
9-я заповедь запрещает лжесвидетельство. Имела важное значение для справедливого судопроизводства.
10-я заповедь запрещает любое посягательство на то, что принадлежит ближнему. Порицается само намерение, но преступлением считается именно совершенное действие.
#библия #толкование #мораль
Десять заповедей составляют основу христианской морали. При этом их понимание расширено за счёт новозаветного учения (прежде всего, Нагорной проповеди Спасителя и посланий апостола Павла). Как могли толковаться обязанности каждой из этих заповедей в контексте Ветхого Завета с учётом того, что мы знаем о раннем иудаизме?
1-я заповедь утверждает истину единобожия и запрещает служение иным богам, которое нарушает завет с Яхве (Господом).
2-я заповедь запрещает создание материальных идолов языческих богов и поклонение им. Заповедь направлена против египетских и ханаанских культов (например, египетский Апис изображался в виде быка; филистимский Дагон - в виде рыбы). В религиозных культах Древнего Востока изображения божеств использовались для того, чтобы войти в мистический контакт с божествами и даже воздействовать на них. Господь даёт понять, что Им манипулировать невозможно.
3-я заповедь запрещает употребление имени Яхве (священное четырехбуквенное имя) в магических целях и ради ложной клятвы. Буквальная интерпретация 3-й заповеди привела к полному запрету произносить священное имя Божие (за исключением ежегодного праздника Йом Киппур).
4-я заповедь предписывает работу в течение шести дней и отдых (прекращение трудов) в субботу. У других народов Древнего Востока не было еженедельного выходного. Высший авторитет заповеди о субботнем покое обосновывается напоминанием о покое Божием после сотворения Им мира (Исх. 20:11), а в версии Второзакония - необходимостью воспоминания о египетском рабстве и об исходе народа Израиля (Втор.5:15).
5-я заповедь предписывает не только уважение детьми родителей, но и материальную помощь им. Заповедь адресована совершеннолетним членам общества Израилева, которые обязаны были материально поддерживать престарелых и заботиться о них.
6-я заповедь запрещает незаконное убийство невиновных (см.: Исх.23:7). Как видно из других текстов Пятикнижия, она не препятствовала справедливой казни преступников и не накладывала запрета на убийство врагов на войне.
7-я заповедь запрещает прелюбодеяние, под которым понималась связь с замужней женщиной. Акцент здесь не столько на половой этике, сколько на сохранении прав мужа и отца.
8-я заповедь запрещает незаконное присвоение чужого имущества, а также похищение людей с целью продажи в рабство.
9-я заповедь запрещает лжесвидетельство. Имела важное значение для справедливого судопроизводства.
10-я заповедь запрещает любое посягательство на то, что принадлежит ближнему. Порицается само намерение, но преступлением считается именно совершенное действие.
#библия #толкование #мораль
👍12❤2
📖«Глупость человека губит пути его, а в сердце своем он обвиняет Бога» (Притч.19:3).
Священный писатель здесь напоминает человеку о том, что именно он выбирает сценарий своей жизни, когда принимает решение сохранить заповедь Божию или согрешить. Часто люди после совершения тяжких грехов задаются вопросом о том, как им выйти из сложившейся ситуации без потерь и боли. Или почему их жизнь сложилась именно так, как им не нравится. Таким людям можно напомнить, что у любого поступка есть свои последствия, ведь это жизнь, а не компьютерная игра. И единственно правильным зрелым подходом здесь будет принять свою долю ответственности вместо того, чтобы обвинять Бога или кого-то еще. Это важная часть процесса покаяния.
Можно рассмотреть эту цитату и более широко, безотносительно каких-то нравственных пороков. Порой человек поступает опрометчиво, нерассудительно, неразумно, что приводит к его к различным неудачам и бедам. Можно начать винить Бога или бесов, а можно попытаться проанализировать свои замыслы и действия, и увидеть, где ты сам допустил ошибку и поступил глупо. Это, опять же, про зрелый подход и принятие ответственности за свою жизнь.
#библия #толкование #мораль
Священный писатель здесь напоминает человеку о том, что именно он выбирает сценарий своей жизни, когда принимает решение сохранить заповедь Божию или согрешить. Часто люди после совершения тяжких грехов задаются вопросом о том, как им выйти из сложившейся ситуации без потерь и боли. Или почему их жизнь сложилась именно так, как им не нравится. Таким людям можно напомнить, что у любого поступка есть свои последствия, ведь это жизнь, а не компьютерная игра. И единственно правильным зрелым подходом здесь будет принять свою долю ответственности вместо того, чтобы обвинять Бога или кого-то еще. Это важная часть процесса покаяния.
Можно рассмотреть эту цитату и более широко, безотносительно каких-то нравственных пороков. Порой человек поступает опрометчиво, нерассудительно, неразумно, что приводит к его к различным неудачам и бедам. Можно начать винить Бога или бесов, а можно попытаться проанализировать свои замыслы и действия, и увидеть, где ты сам допустил ошибку и поступил глупо. Это, опять же, про зрелый подход и принятие ответственности за свою жизнь.
#библия #толкование #мораль
👍10❤5
📖Наставления из сегодняшнего апостольского чтения (Гал.6:2-10)
1. Апостол Павел видит исполнение закона Христова в ношении бремен друг друга. Это означает снисхождение к недостаткам друг друга и взаимопомощь. Снисходить и терпеть явные и осознанно совершаемые преступления апостол не учит (ср.: 1Кор.5:11).
2. Тот, кто приписывает себе какие-то духовные достоинства, тот находится в самообмане, потому что все от Бога. «Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом, ибо каждый понесет свое бремя». Это значит, что нужно сравнивать себя не с недостатками других и хвалиться этим, а испытывать самого себя безотносительно других, узнав все свои силы и способности, подумать, воспользовались ли мы этими способностями как следует. Бог будет судить каждого в соответствии с его способностями и возможностями.
3. «Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим». Призыв к ученикам поддерживать своих учителей с разных сторон, в том числе, материально.
4. «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную». Человек в земной жизни выбирает свою будущую участь, во что он вкладывается здесь, то и принесет соответствующий плод на Божьем суде.
5. «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем». Используется сельскохозяйственный образ: человек многими трудами сеет с надеждой на то, что будет урожай. Апостол уверяет христиан, что никакие их добрые дела не будут напрасны, поскольку в последний день Бог обязательно даст награду в соответствии с трудом человека.
6. «Доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере». Жизнь на земле – это время возможностей увеличить свой будущий духовный урожай. Следует использовать их, пока есть это время. В первую очередь следует делать добро христианам, а затем и всем остальным, без исключения.
#библия #толкование #мораль #духовнаяжизнь
1. Апостол Павел видит исполнение закона Христова в ношении бремен друг друга. Это означает снисхождение к недостаткам друг друга и взаимопомощь. Снисходить и терпеть явные и осознанно совершаемые преступления апостол не учит (ср.: 1Кор.5:11).
2. Тот, кто приписывает себе какие-то духовные достоинства, тот находится в самообмане, потому что все от Бога. «Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом, ибо каждый понесет свое бремя». Это значит, что нужно сравнивать себя не с недостатками других и хвалиться этим, а испытывать самого себя безотносительно других, узнав все свои силы и способности, подумать, воспользовались ли мы этими способностями как следует. Бог будет судить каждого в соответствии с его способностями и возможностями.
3. «Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим». Призыв к ученикам поддерживать своих учителей с разных сторон, в том числе, материально.
4. «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную». Человек в земной жизни выбирает свою будущую участь, во что он вкладывается здесь, то и принесет соответствующий плод на Божьем суде.
5. «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем». Используется сельскохозяйственный образ: человек многими трудами сеет с надеждой на то, что будет урожай. Апостол уверяет христиан, что никакие их добрые дела не будут напрасны, поскольку в последний день Бог обязательно даст награду в соответствии с трудом человека.
6. «Доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере». Жизнь на земле – это время возможностей увеличить свой будущий духовный урожай. Следует использовать их, пока есть это время. В первую очередь следует делать добро христианам, а затем и всем остальным, без исключения.
#библия #толкование #мораль #духовнаяжизнь
❤20
Из раннехристианской дисциплины (памятник Дидахе, 15 гл.)
«Обличайте друг друга, но не во гневе, а в мире, как имеете в Евангелии, и со всяким, поступающим оскорбительно по отношению к другому, пусть никто не говорит и никто у вас не слушает (его), пока не покается».
👉Свт. Иоанн Златоуст о том, как социальное одобрение явных грешников, извращает их совесть
#мораль #дисциплина
«Обличайте друг друга, но не во гневе, а в мире, как имеете в Евангелии, и со всяким, поступающим оскорбительно по отношению к другому, пусть никто не говорит и никто у вас не слушает (его), пока не покается».
👉Свт. Иоанн Златоуст о том, как социальное одобрение явных грешников, извращает их совесть
#мораль #дисциплина
Telegram
чтец Сергий Федоров
Свт. Иоанн Златоуст о том, как социальное одобрение явных грешников, извращает их совесть
«Когда согрешивший увидит, что все отворачиваются от него, он сочтет, что совершил нечто весьма дурное, если же он видит, что они не только не гневаются и не негодуют…
«Когда согрешивший увидит, что все отворачиваются от него, он сочтет, что совершил нечто весьма дурное, если же он видит, что они не только не гневаются и не негодуют…
❤17👍4
📋Моя старая небольшая статья о жизни первых христиан для семинарского журнала
📕Интересная монография по этой теме
#моиработы
📕Интересная монография по этой теме
#моиработы
❤4👍1
Поздравляю вас с праздником Покрова Пресвятой Богородицы!
Кстати, Богородица держит в руках не омофор (принадлежность облачения епископа), а мафорий (женское покрывало). Не путайте.
👉Три мифа о празднике Покрова Пресвятой Богородицы
Кстати, Богородица держит в руках не омофор (принадлежность облачения епископа), а мафорий (женское покрывало). Не путайте.
👉Три мифа о празднике Покрова Пресвятой Богородицы
🔥9❤5
Описание видения Божией Матери в житии св. Андрея Юродивого, которое легло в основу сегодняшнего праздника
Когда совершалось всенощное бдение в святой гробнице, находящейся во Влахернах, отправился туда и блаженный Андрей, творя то, что было у него в обычае. Был там также Епифаний и один из его слуг вместе с ним. А поскольку он обычно стоял, сколько его рвение давало сил, иногда до полуночи, иногда до утра, уже в четвертом часу ночи увидел блаженный Андрей воочию святую Богородицу, очень высокую, появившуюся со стороны Царских Ворот с грозной свитой. В ее числе были и досточтимый Предтеча, и Сын Грома, держащие Богородицу под руки с обеих сторон, и многие другие святые, облаченные в белое, шествовали пред нею, а иные следовали за ней с гимнами и песнопениями духовными. И вот, когда они приблизились к амвону, подошел блаженный к Епифанию и говорит: «Видишь ли ты Госпожу и Владычицу мира?» Он же ответил: «Да, отец мой духовный». И пока они смотрели, Богородица, преклонив свои колени, долго молилась, орошая слезами богоподобный и пречистый лик свой. А после молитвы она подошла к алтарю, прося за стоящих вокруг людей. И вот когда она окончила молитву, с прекрасным достоинством сняла с себя мафорий, который носила на своей беспорочной голове и который видом был как молния, и, взяв его своими пречистыми руками, – а был он велик и грозен – распростерла над всеми стоящими там людьми. И его в течение долгого времени видели дивные сии мужи распростертым над народом и излучающим славу Божью, словно янтарь. И до тех пор, пока была там Святая Богородица, был виден и он, а после того, как она удалилась, его больше не было видно, ибо она, конечно, взяла его с собой, а благодать оставила находящимся там. Епифаний увидел это через посредничество богоносного отца: ведь сам он, имея возможность видеть все это, передал ему свое видение как посредник. Опекая его во всем, он наделял его великолепной славой.
Когда совершалось всенощное бдение в святой гробнице, находящейся во Влахернах, отправился туда и блаженный Андрей, творя то, что было у него в обычае. Был там также Епифаний и один из его слуг вместе с ним. А поскольку он обычно стоял, сколько его рвение давало сил, иногда до полуночи, иногда до утра, уже в четвертом часу ночи увидел блаженный Андрей воочию святую Богородицу, очень высокую, появившуюся со стороны Царских Ворот с грозной свитой. В ее числе были и досточтимый Предтеча, и Сын Грома, держащие Богородицу под руки с обеих сторон, и многие другие святые, облаченные в белое, шествовали пред нею, а иные следовали за ней с гимнами и песнопениями духовными. И вот, когда они приблизились к амвону, подошел блаженный к Епифанию и говорит: «Видишь ли ты Госпожу и Владычицу мира?» Он же ответил: «Да, отец мой духовный». И пока они смотрели, Богородица, преклонив свои колени, долго молилась, орошая слезами богоподобный и пречистый лик свой. А после молитвы она подошла к алтарю, прося за стоящих вокруг людей. И вот когда она окончила молитву, с прекрасным достоинством сняла с себя мафорий, который носила на своей беспорочной голове и который видом был как молния, и, взяв его своими пречистыми руками, – а был он велик и грозен – распростерла над всеми стоящими там людьми. И его в течение долгого времени видели дивные сии мужи распростертым над народом и излучающим славу Божью, словно янтарь. И до тех пор, пока была там Святая Богородица, был виден и он, а после того, как она удалилась, его больше не было видно, ибо она, конечно, взяла его с собой, а благодать оставила находящимся там. Епифаний увидел это через посредничество богоносного отца: ведь сам он, имея возможность видеть все это, передал ему свое видение как посредник. Опекая его во всем, он наделял его великолепной славой.
❤4
Об «отмаливании рода»
Недавно попалась в интернете очередная страшилка на тему родовых грехов, которая набрала огромное количество просмотров и реакций: «Грехи воровства, убийства, блуда и супружеской неверности страшным проклятием ложатся на потомков до 4-го колена». В качестве средства освобождения предлагается «отмаливать род», приводится описание апокрифического видения свт. Петра (Могилы) и инструкция по чтению Псалтири, которая ему не принадлежит. Что здесь не так?
1. В православном богословии не существует понятия «родовых грехов», которые ложатся на потомков и нуждаются в «отмаливании». В Священном Писании есть ясные слова Бога, опровергающие этот вздор: «Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается. И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет. Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив? И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив? все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет» (Иез.18:20-24).
2. Дети действительно могут быть наказаны за грехи родителей в педагогических целях, но никакого автоматического переноса вины или «родовых проклятий» не существует.
3. Православное учение не предполагает возможности «вымаливания» нераскаянных грешников. В действительности, «доставляют утешение и облегчение в страданиях и страхе тем, кто скончался в покаянии, но без совершенства, совершаемые за них добрые дела, священные молитвы, а особенно — Бескровные Жертвы, приносимые за них Богу; но только при условии, что они преставились в правой вере и в конце жизни покаялись» («Исповедание веры» Константинопольского собора 1727 года). Церковь никогда не призывала к вымаливанию всего своего рода!
4. В основе таких страшилок лежит представление о том, что канонических церковных молитв недостаточно, Церковь якобы скрывает от вас какие-то «сильные» молитвенные правила, которые способны гарантированно дать ожидаемый результат. Тем самым культивируется недоверие к Церкви и магическое восприятие молитвословий.
Профилактикой против таких страшилок является изучение Слова Божия и учения Церкви. Пренебрежение этим полезным делом может привести вас к тому, что вам можно будет внушить любую несусветную чушь и заставить беспокоиться о несуществующей проблеме.
#богословие #мифы #библия #молитва
Недавно попалась в интернете очередная страшилка на тему родовых грехов, которая набрала огромное количество просмотров и реакций: «Грехи воровства, убийства, блуда и супружеской неверности страшным проклятием ложатся на потомков до 4-го колена». В качестве средства освобождения предлагается «отмаливать род», приводится описание апокрифического видения свт. Петра (Могилы) и инструкция по чтению Псалтири, которая ему не принадлежит. Что здесь не так?
1. В православном богословии не существует понятия «родовых грехов», которые ложатся на потомков и нуждаются в «отмаливании». В Священном Писании есть ясные слова Бога, опровергающие этот вздор: «Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается. И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет. Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив? И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив? все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет» (Иез.18:20-24).
2. Дети действительно могут быть наказаны за грехи родителей в педагогических целях, но никакого автоматического переноса вины или «родовых проклятий» не существует.
3. Православное учение не предполагает возможности «вымаливания» нераскаянных грешников. В действительности, «доставляют утешение и облегчение в страданиях и страхе тем, кто скончался в покаянии, но без совершенства, совершаемые за них добрые дела, священные молитвы, а особенно — Бескровные Жертвы, приносимые за них Богу; но только при условии, что они преставились в правой вере и в конце жизни покаялись» («Исповедание веры» Константинопольского собора 1727 года). Церковь никогда не призывала к вымаливанию всего своего рода!
4. В основе таких страшилок лежит представление о том, что канонических церковных молитв недостаточно, Церковь якобы скрывает от вас какие-то «сильные» молитвенные правила, которые способны гарантированно дать ожидаемый результат. Тем самым культивируется недоверие к Церкви и магическое восприятие молитвословий.
Профилактикой против таких страшилок является изучение Слова Божия и учения Церкви. Пренебрежение этим полезным делом может привести вас к тому, что вам можно будет внушить любую несусветную чушь и заставить беспокоиться о несуществующей проблеме.
#богословие #мифы #библия #молитва
Telegram
чтец Сергий Федоров
Правда ли, что дети расплачиваются за грехи своих родителей?
Следует различать личную ответственность за грех и его последствия - наказания.
Дети не несут личной ответственности за грехи предков, о чем говорит Сам Бог (Иез.18:20). Однако наказание нести…
Следует различать личную ответственность за грех и его последствия - наказания.
Дети не несут личной ответственности за грехи предков, о чем говорит Сам Бог (Иез.18:20). Однако наказание нести…
❤10👍9👎1
👨🏫Подборка записей моих лекций по разным темам
1. О церковной дисциплине. Азы грамотности для начинающих и продолжающих
2. О каноническом законодательстве Восточной и Западной Церкви в I тысячелетии (дается, в частности, разъяснение почему Трулльский собор неправильно называть Вселенским)
3. О нерасторжимости христианского брака
4. О трансформации значения венчания в РПЦ
#видео
1. О церковной дисциплине. Азы грамотности для начинающих и продолжающих
2. О каноническом законодательстве Восточной и Западной Церкви в I тысячелетии (дается, в частности, разъяснение почему Трулльский собор неправильно называть Вселенским)
3. О нерасторжимости христианского брака
4. О трансформации значения венчания в РПЦ
#видео
❤8🔥2👍1
чтец Сергий Федоров pinned «👨🏫Подборка записей моих лекций по разным темам 1. О церковной дисциплине. Азы грамотности для начинающих и продолжающих 2. О каноническом законодательстве Восточной и Западной Церкви в I тысячелетии (дается, в частности, разъяснение почему Трулльский собор…»
О репутации христиан и дискредитации христианства
Для апостолов Христовых было очень важно, чтобы христиане имели безупречную репутацию перед внешними (нехристианами). Поступать по язычески или даже хуже язычника, значит позорить свое христианское звание и давать неверующим повод хулить имя Божие. Также это препятствует их потенциальному обращению к вере. Эти наставления по-прежнему остаются актуальными для нас.
«Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения» (1Пет.2:11-12).
«Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе» (1Пет.3:16).
«Умоляем же вас, братия, более преуспевать и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое [дело] и работать своими собственными руками, как мы заповедовали вам; чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались» (1Фес.4:10-12).
«Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. Слово ваше [да будет] всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» (Кол.4:5-6).
#библия #мораль
Для апостолов Христовых было очень важно, чтобы христиане имели безупречную репутацию перед внешними (нехристианами). Поступать по язычески или даже хуже язычника, значит позорить свое христианское звание и давать неверующим повод хулить имя Божие. Также это препятствует их потенциальному обращению к вере. Эти наставления по-прежнему остаются актуальными для нас.
«Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения» (1Пет.2:11-12).
«Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе» (1Пет.3:16).
«Умоляем же вас, братия, более преуспевать и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое [дело] и работать своими собственными руками, как мы заповедовали вам; чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались» (1Фес.4:10-12).
«Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. Слово ваше [да будет] всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» (Кол.4:5-6).
#библия #мораль
❤19👏5
📖Наставление апостола Павла в сегодняшнем апостольском чтении (Еф.4:25-32)
«Отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу. Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас».
#библия #мораль
«Отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу. Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас».
#библия #мораль
❤14🔥2