📖В сегодняшнем апостольском чтении говорится о важности Св. Писания в жизни верующего: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим.3:16-17).
Апостол говорит о великой пользе чтения и слушания Св. Писания. В православной среде существует страх или некоторое пренебрежение к чтению Библии. Люди готовы слушать популярных проповедников в интернете, читать популярные статьи и, возможно, даже обращаться к трудам святых отцов. А серьезное вдумчивое чтение Библии, поиск ответов на важные жизненные вопросы в Слове Божием, все это как-то не принято у многих. И это очень неправильно. Ещё в древности св. Иоанн Златоуст свидетельствовал: «От незнания Писания произошли бесчисленные бедствия: отсюда произросла великая зараза ересей, отсюда — нерадивое житье, бесполезные труды. Подобно тому, как лишенные этого света не могут прямо идти, так и не взирающие на луч божественного Писания вынуждаются много и часто грешить, так как поистине ходят в самой глубокой тьме». Итак, Библию необходимо читать и перечитывать, не имея ложного благоговения перед священным текстом. Он создан для широкого круга верных, а не для узкой группы «посвященных в тайны». Его не следует подменять другими человеческими текстами, какими бы авторитетными они ни были.
Итак, Писание полезно для научения - необходимо учиться правильному понятию о Боге и жизни в Боге через внимательное чтение Писания, без теоретической подготовки не будет нормальной практики; полезно для обличения - библейское учение обличает ложь различных безбожных и еретических теорий, попытки людей пересмотреть вечные истины, подстроить их под себя, а также беззакония жизни человеческой; полезно к исправлению - чтение Писания помогает исправить ложное мировоззрение и порочную жизнь; полезно для наставления в праведности - помогает понять, как угодить Богу и мотивирует на этом пути.
Архиеп. Феофилакт Болгарский подводит итог: «Исправление, говорит [апостол], бывает через Писание, чтобы у человека, по Богу живущего, ни в чем добром не было недостатка. Так что, если и ты желаешь сделаться таким же складным, то есть совершенным, здравым и всегда во всем равным, не унывающим в печальных обстоятельствах и не гордящимся в благоприятных - ибо это свойственно неровному душевному настроению, - то имей Писание советником вместо меня. Если Тимофею, который был исполнен Святого Духа, апостол писал о чтении, то не тем ли более нам? Заметь, что без Писания нельзя быть совершенным».
#библия #толкование #духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст
Апостол говорит о великой пользе чтения и слушания Св. Писания. В православной среде существует страх или некоторое пренебрежение к чтению Библии. Люди готовы слушать популярных проповедников в интернете, читать популярные статьи и, возможно, даже обращаться к трудам святых отцов. А серьезное вдумчивое чтение Библии, поиск ответов на важные жизненные вопросы в Слове Божием, все это как-то не принято у многих. И это очень неправильно. Ещё в древности св. Иоанн Златоуст свидетельствовал: «От незнания Писания произошли бесчисленные бедствия: отсюда произросла великая зараза ересей, отсюда — нерадивое житье, бесполезные труды. Подобно тому, как лишенные этого света не могут прямо идти, так и не взирающие на луч божественного Писания вынуждаются много и часто грешить, так как поистине ходят в самой глубокой тьме». Итак, Библию необходимо читать и перечитывать, не имея ложного благоговения перед священным текстом. Он создан для широкого круга верных, а не для узкой группы «посвященных в тайны». Его не следует подменять другими человеческими текстами, какими бы авторитетными они ни были.
Итак, Писание полезно для научения - необходимо учиться правильному понятию о Боге и жизни в Боге через внимательное чтение Писания, без теоретической подготовки не будет нормальной практики; полезно для обличения - библейское учение обличает ложь различных безбожных и еретических теорий, попытки людей пересмотреть вечные истины, подстроить их под себя, а также беззакония жизни человеческой; полезно к исправлению - чтение Писания помогает исправить ложное мировоззрение и порочную жизнь; полезно для наставления в праведности - помогает понять, как угодить Богу и мотивирует на этом пути.
Архиеп. Феофилакт Болгарский подводит итог: «Исправление, говорит [апостол], бывает через Писание, чтобы у человека, по Богу живущего, ни в чем добром не было недостатка. Так что, если и ты желаешь сделаться таким же складным, то есть совершенным, здравым и всегда во всем равным, не унывающим в печальных обстоятельствах и не гордящимся в благоприятных - ибо это свойственно неровному душевному настроению, - то имей Писание советником вместо меня. Если Тимофею, который был исполнен Святого Духа, апостол писал о чтении, то не тем ли более нам? Заметь, что без Писания нельзя быть совершенным».
#библия #толкование #духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст
❤10
🗓Традиционно напоминаю наставления свт. Иоанна Златоуста из его слова на Новый год, произнесенного 1 января 387 года
«Более всего прискорбны состязания, которые происходят сегодня в гостиницах и преисполнены распутства и великого нечестия: нечестия потому, что занимающиеся ими замечают дни, гадают и думают, что если первый день этого месяца они проведут в удовольствии и веселии, то и во весь год будет то же; а распутства потому, что на самом рассвете и женщины, и мужчины, наполнив стаканы и чаши вином, напиваются с великой неумеренностью. Это несообразно с нашим любомудрием, сами ли вы делаете это или позволяете делать другим, слугам или друзьям, или соседям. Неужели ты не слыхал слов Павла: Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас (Гал.4:10–11)?
Крайне безумно по одному счастливому дню ожидать того же на весь год; и не только от безумия, но и от дьявольского влияния происходит та мысль, будто в делах вашей жизни надобно полагаться не на собственную ревность и деятельность, а на дневные обращения времени. Счастлив для тебя будет год во всем не тогда, как ты будешь пьянствовать в первый день, но если и в первый, и в каждый день будешь делать угодное Богу. День бывает худ или хорош не по своей природе, – потому что день ото дня ничем не разнится, но – по нашему усердию или беспечности. Если ты сделал добро, то день для тебя хорош, а если ты согрешил, то – худ и неразлучен с наказанием. Если ты будешь так рассуждать и так настраивать себя, совершая каждый день молитвы и милостыни, то весь год для тебя будет счастлив; а если ты, не заботясь о добродетели, будешь ожидать радостей для души своей от начала месяцев и исчисления дней, то не будет тебе ничего доброго. Дьявол, зная это и стараясь отклонить нас от подвигов добродетели и подавить душевную ревность, научил людей счастье и несчастье приписывать дням. Кто убежден, что есть дни счастливые и несчастливые, тот в несчастливый день не будет заниматься добрыми делами, думая, что весь его труд останется тщетным и бесполезным по роковому свойству дня; равно и в счастливый день не займется теми делами, думая, что его нерадение нисколько не повредит ему, по хорошему свойству самого дня, и таким образом он в том и другом случае будет терять свое спасение, и, считая труды свои то бесполезными, то излишними, будет провождать жизнь недеятельную и порочную. Зная это, мы должны избегать козней дьявола, исторгать из души такое убеждение, не наблюдать дней, не пренебрегать одним днем и не привязываться к другому».
#мораль #иоаннзлатоуст
«Более всего прискорбны состязания, которые происходят сегодня в гостиницах и преисполнены распутства и великого нечестия: нечестия потому, что занимающиеся ими замечают дни, гадают и думают, что если первый день этого месяца они проведут в удовольствии и веселии, то и во весь год будет то же; а распутства потому, что на самом рассвете и женщины, и мужчины, наполнив стаканы и чаши вином, напиваются с великой неумеренностью. Это несообразно с нашим любомудрием, сами ли вы делаете это или позволяете делать другим, слугам или друзьям, или соседям. Неужели ты не слыхал слов Павла: Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас (Гал.4:10–11)?
Крайне безумно по одному счастливому дню ожидать того же на весь год; и не только от безумия, но и от дьявольского влияния происходит та мысль, будто в делах вашей жизни надобно полагаться не на собственную ревность и деятельность, а на дневные обращения времени. Счастлив для тебя будет год во всем не тогда, как ты будешь пьянствовать в первый день, но если и в первый, и в каждый день будешь делать угодное Богу. День бывает худ или хорош не по своей природе, – потому что день ото дня ничем не разнится, но – по нашему усердию или беспечности. Если ты сделал добро, то день для тебя хорош, а если ты согрешил, то – худ и неразлучен с наказанием. Если ты будешь так рассуждать и так настраивать себя, совершая каждый день молитвы и милостыни, то весь год для тебя будет счастлив; а если ты, не заботясь о добродетели, будешь ожидать радостей для души своей от начала месяцев и исчисления дней, то не будет тебе ничего доброго. Дьявол, зная это и стараясь отклонить нас от подвигов добродетели и подавить душевную ревность, научил людей счастье и несчастье приписывать дням. Кто убежден, что есть дни счастливые и несчастливые, тот в несчастливый день не будет заниматься добрыми делами, думая, что весь его труд останется тщетным и бесполезным по роковому свойству дня; равно и в счастливый день не займется теми делами, думая, что его нерадение нисколько не повредит ему, по хорошему свойству самого дня, и таким образом он в том и другом случае будет терять свое спасение, и, считая труды свои то бесполезными, то излишними, будет провождать жизнь недеятельную и порочную. Зная это, мы должны избегать козней дьявола, исторгать из души такое убеждение, не наблюдать дней, не пренебрегать одним днем и не привязываться к другому».
#мораль #иоаннзлатоуст
👍17🔥3👏1
📖В сегодняшнем апостольском чтении содержатся слова, утверждающие отсутствие в христианстве понятия ритуальной нечистоты: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит.1:15).
Свт. Иоанн Златоуст объясняет: «Бог не сотворил ничего нечистого; и нет ничего нечистого, кроме греха, потому что он касается души и ее оскверняет; а все прочее считается нечистым по предрассудку человеческому. Почему Апостол все приписал самим людям. Нет ничего, говорит, нечистого, но нечисты сами они, — их ум и совесть, нечище вторых нет ничего. Вот в чем состоит нечистота: они сами не чисты. Должно быть разборчивым в отношении к тому, что оскверняет душу, — это подлинно есть нечистота, это — скверна; а все прочее нет. Те, у которых испорчен вкус, думают, что принимаемое ими нечисто; но это происходит от их болезни. Посему нужно основательно знать, что по природе своей чисто и что нечисто. Что же нечисто? Грех, злоба, коварство, корыстолюбие, лукавство. Измыйтеся, говорит Пророк, и чисти будите, отымите лукавство от душ ваших (ср.: Ис.1:16). Те (ветхозаветные) очищения были образами (истинного) очищения. Ныне же требуется от нас не это, но все отнесено к душе. Телесное ближе к нам; посему Бог прежде и отвращал от него; но теперь не так; ибо не следовало всегда оставаться при образах и держаться теней, но — принять истину и ее держаться. Нечистота есть грех: его будем убегать, от него будем воздерживаться» (Беседы на послание к Титу, 3).
Свт. Афанасий Великий: «Все творения Божии добры и чисты, потому что Божие Слово не сотворило ничего неполезного или нечистого.. Если мы верим, что человек, согласно Божественному Писанию, – это дело рук Божиих, то как могло от Силы чистой произойти дело скверное? И если мы – род Божий, по божественным Деяниям апостольским (Деян.17:28), то нет в нас ничего нечистого. Тогда только мы оскверняемся, когда творим злосмраднейший грех. А когда не по нашей воле случается какое-нибудь естественное истечение, тогда мы претерпеваем это по естественному закону» (Послание к монаху Аммуну/1-й канон св. Афанасия).
Впоследствии, это понимание частично утрачивалось в христианской практике, особенно на православном Востоке. Это проявлялось в ограничениях на употребление некоторых видов пищи как нечистых (запрещённых), представлении о том, что интимные отношения оскверняют законных супругов, роды или месячные делают женщину и прикасающихся к ней ритуально нечистой и т.п. В общем, все то, что Златоуст называет здесь человеческим предрассудком.
👉О "женской нечистоте"
#библия #толкование #мораль #иоаннзлатоуст #проблемыцерковнойжизни
Свт. Иоанн Златоуст объясняет: «Бог не сотворил ничего нечистого; и нет ничего нечистого, кроме греха, потому что он касается души и ее оскверняет; а все прочее считается нечистым по предрассудку человеческому. Почему Апостол все приписал самим людям. Нет ничего, говорит, нечистого, но нечисты сами они, — их ум и совесть, нечище вторых нет ничего. Вот в чем состоит нечистота: они сами не чисты. Должно быть разборчивым в отношении к тому, что оскверняет душу, — это подлинно есть нечистота, это — скверна; а все прочее нет. Те, у которых испорчен вкус, думают, что принимаемое ими нечисто; но это происходит от их болезни. Посему нужно основательно знать, что по природе своей чисто и что нечисто. Что же нечисто? Грех, злоба, коварство, корыстолюбие, лукавство. Измыйтеся, говорит Пророк, и чисти будите, отымите лукавство от душ ваших (ср.: Ис.1:16). Те (ветхозаветные) очищения были образами (истинного) очищения. Ныне же требуется от нас не это, но все отнесено к душе. Телесное ближе к нам; посему Бог прежде и отвращал от него; но теперь не так; ибо не следовало всегда оставаться при образах и держаться теней, но — принять истину и ее держаться. Нечистота есть грех: его будем убегать, от него будем воздерживаться» (Беседы на послание к Титу, 3).
Свт. Афанасий Великий: «Все творения Божии добры и чисты, потому что Божие Слово не сотворило ничего неполезного или нечистого.. Если мы верим, что человек, согласно Божественному Писанию, – это дело рук Божиих, то как могло от Силы чистой произойти дело скверное? И если мы – род Божий, по божественным Деяниям апостольским (Деян.17:28), то нет в нас ничего нечистого. Тогда только мы оскверняемся, когда творим злосмраднейший грех. А когда не по нашей воле случается какое-нибудь естественное истечение, тогда мы претерпеваем это по естественному закону» (Послание к монаху Аммуну/1-й канон св. Афанасия).
Впоследствии, это понимание частично утрачивалось в христианской практике, особенно на православном Востоке. Это проявлялось в ограничениях на употребление некоторых видов пищи как нечистых (запрещённых), представлении о том, что интимные отношения оскверняют законных супругов, роды или месячные делают женщину и прикасающихся к ней ритуально нечистой и т.п. В общем, все то, что Златоуст называет здесь человеческим предрассудком.
👉О "женской нечистоте"
#библия #толкование #мораль #иоаннзлатоуст #проблемыцерковнойжизни
Telegram
чтец Сергий Федоров
🙅♀️Относительно понятия «женской нечистоты»
Всем известно, что православным христианкам не полагается причащаться во время месячных. Канонический запрет на это изложен во 2 правиле св. Дионисия Александрийского и 7 правиле Тимофея Александрийского, и подтвержден…
Всем известно, что православным христианкам не полагается причащаться во время месячных. Канонический запрет на это изложен во 2 правиле св. Дионисия Александрийского и 7 правиле Тимофея Александрийского, и подтвержден…
❤11👍4
Написал статью для Азбуки веры о церковных наказаниях - епитимиях (практика их применения в прошлом и настоящем, значение)
#моиработы #богословие #дисциплина
#моиработы #богословие #дисциплина
Православный портал «Азбука веры»
Епитимия - православная энциклопедия «Азбука веры»
Духовное лекарство, способ врачевания кающегося грешника, заключающийся в исполнении им дел благочестия, определенных его духовником.
❤6
Forwarded from Азбука веры
Новый опрос: Церковь и государство.
Опросы
Церковь и государство - Опросы
Опрос на тему Церковь и государство
❤3
📖В сегодняшнем апостольском чтении св. Павел учит епископа Тита в чем наставлять верующих людей разного возраста (Тит.2:1-6)
👨🦳Старцы (старики). Они должны быть бдительны (быть трезвыми и рассудительными в духовной жизни), степенны (их внешнее поведение должно располагать других к почтительному отношению), целомудренны (должны иметь здравый ум), здравы в вере, в любви, в терпении. Архиеп. Феофилакт Болгарский замечает: «Заповедь о терпении особенно прилична старцам, по причине их вспыльчивости и раздражительности».
👵Старицы (старушки). Они должны одеваться прилично святым (их внешний вид должен демонстрировать скромность), не быть клеветницами (буквально: не быть "дьяволицами", избегать всяких пересуд, сплетен, злословия), не порабощаться пьянству (в римской традиции был распространен женский алкоголизм), учить добру (буквально καλοδιδάσκαλος - учитель добра, словом и примером).
👩👧 Задачей верующих старушек является научение молодых женщин, чтобы те любили мужей, любили детей, были целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.
👱♂️Юношей нужно побуждать быть целомудренными, то есть благоразумными, умеренными, скромными, воздержанными, уметь владеть собой.
Свт. Иоанн Златоуст заключает: «Наставление женщин он (апостол) предоставил преимущественно женщинам, поручив старшим младших; а все дело наставления мужей поручает и предоставляет самому (Титу)».
👉О спасении женщины в семье
#библия #толкование #мораль #иоаннзлатоуст
👨🦳Старцы (старики). Они должны быть бдительны (быть трезвыми и рассудительными в духовной жизни), степенны (их внешнее поведение должно располагать других к почтительному отношению), целомудренны (должны иметь здравый ум), здравы в вере, в любви, в терпении. Архиеп. Феофилакт Болгарский замечает: «Заповедь о терпении особенно прилична старцам, по причине их вспыльчивости и раздражительности».
👵Старицы (старушки). Они должны одеваться прилично святым (их внешний вид должен демонстрировать скромность), не быть клеветницами (буквально: не быть "дьяволицами", избегать всяких пересуд, сплетен, злословия), не порабощаться пьянству (в римской традиции был распространен женский алкоголизм), учить добру (буквально καλοδιδάσκαλος - учитель добра, словом и примером).
👱♂️Юношей нужно побуждать быть целомудренными, то есть благоразумными, умеренными, скромными, воздержанными, уметь владеть собой.
Свт. Иоанн Златоуст заключает: «Наставление женщин он (апостол) предоставил преимущественно женщинам, поручив старшим младших; а все дело наставления мужей поручает и предоставляет самому (Титу)».
👉О спасении женщины в семье
#библия #толкование #мораль #иоаннзлатоуст
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Telegram
чтец Сергий Федоров
👩🦱О спасении женщины в семье
Пожалуй самый простой и понятный путь к спасению, который предлагается в Библии, у христианок в семье (Тит.2:4-5). Можно по пунктам перечислить, что от них требуется, помимо участия в Таинствах:
1) любить мужей,
2) любить…
Пожалуй самый простой и понятный путь к спасению, который предлагается в Библии, у христианок в семье (Тит.2:4-5). Можно по пунктам перечислить, что от них требуется, помимо участия в Таинствах:
1) любить мужей,
2) любить…
❤9👍4
Написал для Азбуки веры статью о красоте (как наше восприятие прекрасного подтверждает бытие Бога, о красоте творения и храмовой эстетике, о внешней и внутренней красоте)
#моиработы #богословие
#моиработы #богословие
Православный портал «Азбука веры»
Красота - православная энциклопедия «Азбука веры»
Имя Божие, раскрывающее Бога как Причину благоустроения и изящества всего сущего, сообщающую очарование всему созданному бытию.
👍8❤3
Написал для Азбуки веры статью о посмертном опыте и православном взгляде на это явление
#моиработы #смерть
#моиработы #смерть
Православный портал «Азбука веры»
Посмертный опыт - православная энциклопедия «Азбука веры»
Посме́ртный опыт (околосмертный опыт) - общее название переживаний людей в момент их близости к смерти или же, как считается, во время их пребывания в…
❤5👍1
Написал для Азбуки веры статью о воскресении мертвых, где затронул ряд интересных вопросов
#моиработы #богословие
#моиработы #богословие
Православный портал «Азбука веры»
Воскресение мертвых - православная энциклопедия «Азбука веры»
Восстановление физических тел людей в новом состоянии, имеющее наступить со вторым пришествием Иисуса Христа. Воскресение мертвых, по словам апостола Павла, произойдет во мгновенье ока.
❤10👍2
Из церковных документов об отношении православных христиан к людям других убеждений
«Каждый человек любой религии, расы, национальности или моральных убеждений должен быть уважаем и ценим как творение Божье, обладающее потенциальной возможностью вечной жизни в грядущем Царстве Божьем. Ни с одним человеком, независимо от его религии, расы, национальности или моральных убеждений, нельзя обращаться дурно, зло или несправедливо. Православные христиане должны "совершать молитвы, прошения, моления, благодарения (лит. eucharists) за всех людей". Это, согласно [словам] Христа и святых, включает в себя врагов, проклинающих и оскорбляющих, а также гонителей Церкви, язычников и еретиков (Лк. 6:27-49; 1Тим. 2:1-4; св. Иоанн Златоуст. На первое послание к Тимофею, гомилии 6 и 7; Св. Иоанн Кронштадтский, Моя жизнь во Христе)».
📖Суждения Священного Синода Православной Церкви в Америке о браке, семье, сексуальности и святости жизни (1992 г.).
«Церковь призывает к свободе вероисповедания и учит своих членов уважению и любви к любому человеку, каких бы религиозных взглядов он ни придерживался... Православная Церковь, исходя из своих собственных вероучительных и канонических принципов, оценивает систему верований и религиозную практику других религий. По отношению же к людям, которые являются приверженцами этих религий или светских идеологий, ее позиция – это позиция уважения и любви. Как писал русский миссионер святитель Иннокентий, митрополит Московский, "если проповедник не будет иметь в себе любви… к тем, кому проповедует, то и самое лучшее и красноречивейшее изложение учения может остаться без всякой пользы, ибо токмо любовь созидает"».
📖О современной внешней миссии Русской Православной Церкви (документ утвержден Архиерейским собором 2016 года).
«Отвергая ошибочные с точки зрения православного вероучения взгляды, православные призваны с христианской любовью относиться к людям, их исповедующим. Общаясь с инославными, православные свидетельствуют о Святыне Православия, о единстве Церкви. Свидетельствуя об Истине, православные должны быть достойны своего свидетельства. Недопустимы оскорбления в адрес инославных».
📖Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию (документ принят Архиерейским собором 2000 года).
#мораль #церковныедокументы
«Каждый человек любой религии, расы, национальности или моральных убеждений должен быть уважаем и ценим как творение Божье, обладающее потенциальной возможностью вечной жизни в грядущем Царстве Божьем. Ни с одним человеком, независимо от его религии, расы, национальности или моральных убеждений, нельзя обращаться дурно, зло или несправедливо. Православные христиане должны "совершать молитвы, прошения, моления, благодарения (лит. eucharists) за всех людей". Это, согласно [словам] Христа и святых, включает в себя врагов, проклинающих и оскорбляющих, а также гонителей Церкви, язычников и еретиков (Лк. 6:27-49; 1Тим. 2:1-4; св. Иоанн Златоуст. На первое послание к Тимофею, гомилии 6 и 7; Св. Иоанн Кронштадтский, Моя жизнь во Христе)».
📖Суждения Священного Синода Православной Церкви в Америке о браке, семье, сексуальности и святости жизни (1992 г.).
«Церковь призывает к свободе вероисповедания и учит своих членов уважению и любви к любому человеку, каких бы религиозных взглядов он ни придерживался... Православная Церковь, исходя из своих собственных вероучительных и канонических принципов, оценивает систему верований и религиозную практику других религий. По отношению же к людям, которые являются приверженцами этих религий или светских идеологий, ее позиция – это позиция уважения и любви. Как писал русский миссионер святитель Иннокентий, митрополит Московский, "если проповедник не будет иметь в себе любви… к тем, кому проповедует, то и самое лучшее и красноречивейшее изложение учения может остаться без всякой пользы, ибо токмо любовь созидает"».
📖О современной внешней миссии Русской Православной Церкви (документ утвержден Архиерейским собором 2016 года).
«Отвергая ошибочные с точки зрения православного вероучения взгляды, православные призваны с христианской любовью относиться к людям, их исповедующим. Общаясь с инославными, православные свидетельствуют о Святыне Православия, о единстве Церкви. Свидетельствуя об Истине, православные должны быть достойны своего свидетельства. Недопустимы оскорбления в адрес инославных».
📖Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию (документ принят Архиерейским собором 2000 года).
#мораль #церковныедокументы
❤7👍2
Доктор богословия протоиерей Николай Стеллецкий о богоугодном проведении воскресных и праздничных дней
«Мы, прежде всего, должны освящать этот день общественною молитвою, как известно, совершаемою во храмах Божиих и в известной степени приноровленною к воспоминаемым в нем событиям и лицам. Участвуя в праздничном Богослужении, доставляющем нам богатый запас духовного удовольствия и освежения душа наша очищается от той суеты, какая приражается к ней в течение будничных дней и через это возвышается в область вечного своего назначения.
Соответственно светло-радостному характеру праздничных дней, должна устрояться и вся жизнь наша в эти дни. Изливши свою любовь пред Богом в храме, православный христианин спешит излить ее и пред своими ближними в кругу собственной семьи. Члены семьи, разъединенные обыкновенно в будничные дни каждый своим делом, в праздники собираются вместе, и, под влиянием Церкви, более и более укрепляется их семейный союз любви. Дома православный христианин, не занимаясь в праздничные дни обычными житейскими делами, направленными к снисканию материального пропитания, проводит свободное от общественной молитвы время в чтении слова Божия, особенно тех мест его, которые относятся к празднику, в душеспасительном чтении других книг религиозно-нравственного содержания, полезных «светских» книг, в приличествующих празднику беседах и разговорах, – и семья невольно проникается тем духом, какой дышит в песнопениях церковных, положенных в праздничные дни. Посещая в праздники родных и знакомых, православный христианин желает разделить с ними радость праздничного дня, и если принимает в их домах, или в собственном доме участие в каких-либо невинных развлечениях и увеселениях, то он помнит, что все должно совершаться «благопристойно и чинно» (1Кор. 14, 40. Ср. 7, 31). Праздничная радость христианина должна быть полная. Притом же жизнерадостное настроение в праздничные дни способно действовать на нас освежающим образом, давая нам возможность с новым запасом сил и с большею охотою на следующий день снова приняться за свои обычные занятия. По той же причине празднику свойственна лучшая пища и лучшая одежда, и мы, позволяя себе это, не должны забывать, что все делаем «в славу Божию» (1Кор. 10, 31).
Если в праздничные дни должно уклоняться от обычных мирских дел, невинных и полезных для земной жизни, то тем более не должно омрачать святость этих дней грубыми забавами и порочными удовольствиями, лишающими христианина того благодатного ободрения и утешения, какие получены им в храме при праздничном Богослужении. Наконец, истинный христианин считает своим долгом освящать праздники добрыми делами в пользу нуждающихся ближних. Бедные люди ждут с нетерпением этих светло-радостных дней, надеясь, что их вспомнит участие христианской любви» (Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении. Т. 2).
#мораль #дисциплина #духовнаяжизнь
«Мы, прежде всего, должны освящать этот день общественною молитвою, как известно, совершаемою во храмах Божиих и в известной степени приноровленною к воспоминаемым в нем событиям и лицам. Участвуя в праздничном Богослужении, доставляющем нам богатый запас духовного удовольствия и освежения душа наша очищается от той суеты, какая приражается к ней в течение будничных дней и через это возвышается в область вечного своего назначения.
Соответственно светло-радостному характеру праздничных дней, должна устрояться и вся жизнь наша в эти дни. Изливши свою любовь пред Богом в храме, православный христианин спешит излить ее и пред своими ближними в кругу собственной семьи. Члены семьи, разъединенные обыкновенно в будничные дни каждый своим делом, в праздники собираются вместе, и, под влиянием Церкви, более и более укрепляется их семейный союз любви. Дома православный христианин, не занимаясь в праздничные дни обычными житейскими делами, направленными к снисканию материального пропитания, проводит свободное от общественной молитвы время в чтении слова Божия, особенно тех мест его, которые относятся к празднику, в душеспасительном чтении других книг религиозно-нравственного содержания, полезных «светских» книг, в приличествующих празднику беседах и разговорах, – и семья невольно проникается тем духом, какой дышит в песнопениях церковных, положенных в праздничные дни. Посещая в праздники родных и знакомых, православный христианин желает разделить с ними радость праздничного дня, и если принимает в их домах, или в собственном доме участие в каких-либо невинных развлечениях и увеселениях, то он помнит, что все должно совершаться «благопристойно и чинно» (1Кор. 14, 40. Ср. 7, 31). Праздничная радость христианина должна быть полная. Притом же жизнерадостное настроение в праздничные дни способно действовать на нас освежающим образом, давая нам возможность с новым запасом сил и с большею охотою на следующий день снова приняться за свои обычные занятия. По той же причине празднику свойственна лучшая пища и лучшая одежда, и мы, позволяя себе это, не должны забывать, что все делаем «в славу Божию» (1Кор. 10, 31).
Если в праздничные дни должно уклоняться от обычных мирских дел, невинных и полезных для земной жизни, то тем более не должно омрачать святость этих дней грубыми забавами и порочными удовольствиями, лишающими христианина того благодатного ободрения и утешения, какие получены им в храме при праздничном Богослужении. Наконец, истинный христианин считает своим долгом освящать праздники добрыми делами в пользу нуждающихся ближних. Бедные люди ждут с нетерпением этих светло-радостных дней, надеясь, что их вспомнит участие христианской любви» (Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении. Т. 2).
#мораль #дисциплина #духовнаяжизнь
❤14
Многие слышали о том, что в православной аскетике порицается использование воображения во время молитвы, но наверное немногие обращают внимание на то, что использование воображения, визуализация, всячески приветствуется в церковной гимнографии, которая, строго говоря, не относится к молитве, а создаёт праздничное настроение и приглашает к размышлению над событиями праздника. Такое приглашение погрузиться в атмосферу праздника, используя воображение, присутствует и в богослужебных текстах Рождества Христова.
Предпразднуем, люди, Христово Рождество, и вознеся ум к Вифлеему, вознесемся мысленно, и усмотрим душевными очами Деву, идущую родить в вертепе Господа всех и Бога нашего.
Предпразднуем, люди, Христово Рождество, и вознеся ум к Вифлеему, вознесемся мысленно, и узрим в Вертепе великое Таинство: Отверзся Эдем через пришествие Бога от чистой Девы.
Придите, верные, увидим, где родился Христос; / последуем затем, куда ведет звезда, / с волхвами, восточными царями. / Ангелы поют там непрестанно, пастухи играют на свирелях песнь подобающую: / «Слава в вышних», – возглашая, – / «в пещере Рожденному от Девы Богородицы / в Вифлееме Иудейском!»
Придите, христоносные люди, увидим чудо, / всякую мысль поражающее и пленяющее, / и, благоговейно поклоняясь, с верою будем воспевать. / В сей день к Вифлеему Дева, неся во чреве / приходит, чтобы родить Господа, / а хоры Ангелов спешат впереди. / И, видя это, взывал Иосиф обручник: / «Что за необычайное таинство в Тебе, Дева, совершается? / И как Ты собираешься родить, / не испытавшая ярма Телица?»
#богослужение #духовнаяжизнь
Предпразднуем, люди, Христово Рождество, и вознеся ум к Вифлеему, вознесемся мысленно, и усмотрим душевными очами Деву, идущую родить в вертепе Господа всех и Бога нашего.
Предпразднуем, люди, Христово Рождество, и вознеся ум к Вифлеему, вознесемся мысленно, и узрим в Вертепе великое Таинство: Отверзся Эдем через пришествие Бога от чистой Девы.
Придите, верные, увидим, где родился Христос; / последуем затем, куда ведет звезда, / с волхвами, восточными царями. / Ангелы поют там непрестанно, пастухи играют на свирелях песнь подобающую: / «Слава в вышних», – возглашая, – / «в пещере Рожденному от Девы Богородицы / в Вифлееме Иудейском!»
Придите, христоносные люди, увидим чудо, / всякую мысль поражающее и пленяющее, / и, благоговейно поклоняясь, с верою будем воспевать. / В сей день к Вифлеему Дева, неся во чреве / приходит, чтобы родить Господа, / а хоры Ангелов спешат впереди. / И, видя это, взывал Иосиф обручник: / «Что за необычайное таинство в Тебе, Дева, совершается? / И как Ты собираешься родить, / не испытавшая ярма Телица?»
#богослужение #духовнаяжизнь
❤12👍5