Человеку, желающему быть православным христианином, совершенно необходимо переформатировать свой образ мышления и свободно подчинить его Слову Божию. Воспитание, образование, общение имеет на нас такое колоссальное влияние, что может запросто начать казаться, что усвоенные модели мышления и поведения - это и есть та самая христианская жизнь (я не имею в виду, конечно, качественное христианское воспитание и образование). Сколько раз приходилось убеждаться, что при серьезном изучении Библии в православном толковании все оказывается не совсем так или совсем не так, как тебя учили или само собой усвоилось. Христианское понятие о добре и зле, о любви и справедливости сильно отличается от того, что мыслят люди мира сего. Поэтому совершенно недостаточно того, что нам рассказали или мы где-то случайно услышали/прочитали. Учиться нужно всегда и особенно, в том что касается веры и нравственности. Это не какая-то мелочь, это то, что определяет наше мышление в повседневной жизни и влияет на нашу вечную участь.
#мысли
#мысли
👍13❤1
Почему в жизни будущего века не будет ни животных, ни растений?
🐶🐱🦄🌳Многие из нас представляют картину будущей жизни в виде прекрасных пейзажей с растительностью и разнообразными видами животных. Но Слово Божие не дает серьезных оснований считать, что все это будет там. Почему?
1. Поскольку животные не обладают духом и бессмертной душой, они не предназначены к тому, чтобы как люди, получить в день всеобщего воскресения нетленные тела. Животные не воскреснут из мертвых.
2. В силу того, что существование растений и животных напрямую связано с человеческой пользой, оно принадлежит лишь нынешней земной жизни.
3. Вообще все то приятное и прекрасное, что сейчас нас окружает и к чему мы привязываемся, необходимо для поддержания нас в печалях и нуждах этой жизни (как и питание, интимные отношения и т.п.). Но когда Бог будет все во всем (1Кор.15:28), то единственным источником радости будет Он, так что не будет нужды в маленьких радостях. Все будет по новому, ведь не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор.2:9).
Блаженство праведников так описывается в одном из исповеданий православной веры: «Радостью и весельем будет не что иное, как созерцание Блаженной Троицы, и духовный хор вместе с Ангелами» (Прав. исповедание, Ч. 1, вопрос 126).
То, что я описал не является вероучением Церкви, однако хорошо согласуется со Св. Писанием и учением древних отцов Церкви. Кого разочаровал, прошу прощения, но правду всегда знать более интересно, не так ли?
🐨Больше узнать о богословском отношении к животным и растениям можно здесь https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/491
#библия #ответынавопросы
🐶🐱🦄🌳Многие из нас представляют картину будущей жизни в виде прекрасных пейзажей с растительностью и разнообразными видами животных. Но Слово Божие не дает серьезных оснований считать, что все это будет там. Почему?
1. Поскольку животные не обладают духом и бессмертной душой, они не предназначены к тому, чтобы как люди, получить в день всеобщего воскресения нетленные тела. Животные не воскреснут из мертвых.
2. В силу того, что существование растений и животных напрямую связано с человеческой пользой, оно принадлежит лишь нынешней земной жизни.
3. Вообще все то приятное и прекрасное, что сейчас нас окружает и к чему мы привязываемся, необходимо для поддержания нас в печалях и нуждах этой жизни (как и питание, интимные отношения и т.п.). Но когда Бог будет все во всем (1Кор.15:28), то единственным источником радости будет Он, так что не будет нужды в маленьких радостях. Все будет по новому, ведь не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор.2:9).
Блаженство праведников так описывается в одном из исповеданий православной веры: «Радостью и весельем будет не что иное, как созерцание Блаженной Троицы, и духовный хор вместе с Ангелами» (Прав. исповедание, Ч. 1, вопрос 126).
То, что я описал не является вероучением Церкви, однако хорошо согласуется со Св. Писанием и учением древних отцов Церкви. Кого разочаровал, прошу прощения, но правду всегда знать более интересно, не так ли?
🐨Больше узнать о богословском отношении к животным и растениям можно здесь https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/491
#библия #ответынавопросы
Telegram
чтец Сергий Федоров
7 богословских утверждений о растениях и животных, о которых вы могли не знать
1. Животные и растения созданы для людей, поэтому их разумное использование (включая, употребление в пищу и изготовление одежды) благословлено Богом. Прп. Иоанн Дамаскин пишет:…
1. Животные и растения созданы для людей, поэтому их разумное использование (включая, употребление в пищу и изготовление одежды) благословлено Богом. Прп. Иоанн Дамаскин пишет:…
👍8🤔3👎2❤1🔥1
🔎Обязан ли христианин делать бесплатно все, что его просят?
Христианин не обязан делать все из одного милосердия, иначе было бы невозможно что-то продать (вещь или услугу). Тут действует такой принцип: любой полезный труд должен быть достойно оплачен (неважно, в Церкви или в миру). Нельзя обязать человека делать безвозмездно то, что он не обязан делать. Но есть два исключения:
1) какое-то дело является обязанностью человека по заповеди (например, воспитывать своих детей, оказать помощь остро нуждающемуся и т.п.);
2) человек сам свободно отказывается от вознаграждения труда ради небесной награды.
Так что представление о том, что христианин обязан быть безотказным - это миф.
👉О заповеди "просящему у тебя дай"
#мораль #ответынавопросы
Христианин не обязан делать все из одного милосердия, иначе было бы невозможно что-то продать (вещь или услугу). Тут действует такой принцип: любой полезный труд должен быть достойно оплачен (неважно, в Церкви или в миру). Нельзя обязать человека делать безвозмездно то, что он не обязан делать. Но есть два исключения:
1) какое-то дело является обязанностью человека по заповеди (например, воспитывать своих детей, оказать помощь остро нуждающемуся и т.п.);
2) человек сам свободно отказывается от вознаграждения труда ради небесной награды.
Так что представление о том, что христианин обязан быть безотказным - это миф.
👉О заповеди "просящему у тебя дай"
#мораль #ответынавопросы
❤9👍2
👨🦳Обязанности главы семейства (по книге свт. Феофана Затворника «Начертание христианского нравоучения»):
«Глава семейства, кто бы ни был ею, должен восприять на себя полную и всестороннюю заботу о всем доме, по всем частям, и иметь неусыпное попечение о нем, сознавая себя ответным лицом и пред Богом, и пред людьми за его добро и худо; ибо в своем лице он представляет его все: за него получает стыд и одобрение, болит и веселится. Сия забота, по частям, должна быть обращена
а) на благоразумное, прочное и полное хозяйство, чтобы все во всем могли иметь посильное довольство, жизнь неболезненную, безбедную. В этом житейская мудрость – честная, Богом благословенная... В сем отношении он распорядитель и правитель дел. На нем лежит когда что начать, что кому сделать, с кем в какие вступить сделки и проч.
б) При внимании к ходу вещественных дел и духовные дела тоже на нем. Главное здесь – вера и благочестие. Семейство – церковь. Он глава сей церкви. Пусть же блюдет чистоту ее. Способ и часы домашнего молитвования на нем: определи их и поддерживай. Способы просвещения семейства в вере на нем; религиозная жизнь каждого на нем: вразуми, укрепи, остепени.
в) Устрояя все одною рукою внутри, другою должен он действовать вне, одним глазом смотреть внутрь, другим – вне. Семейство за ним. В общество является он, и общество за все семейство берется прямо с него. Потому все необходимые сношения и общественные дела – на нем. Он – знай, он – и приводи в дело, что нужно.
г) Наконец, на нем лежит обязанность хранить семейные обычаи, общие и свои частные, и в последнем случае особенно дух и нравы предков держать в семействе и память о них передавать из рода в род. Каждое семейство имеет свой характер; пусть он остается и держится, в союзе, однако ж, с духом благочестия. Из их разнородностей составится стройное при разнообразии и полное тело – село, город, государство».
👉Обязанности мужа
#мораль #брак #феофанзатворник
«Глава семейства, кто бы ни был ею, должен восприять на себя полную и всестороннюю заботу о всем доме, по всем частям, и иметь неусыпное попечение о нем, сознавая себя ответным лицом и пред Богом, и пред людьми за его добро и худо; ибо в своем лице он представляет его все: за него получает стыд и одобрение, болит и веселится. Сия забота, по частям, должна быть обращена
а) на благоразумное, прочное и полное хозяйство, чтобы все во всем могли иметь посильное довольство, жизнь неболезненную, безбедную. В этом житейская мудрость – честная, Богом благословенная... В сем отношении он распорядитель и правитель дел. На нем лежит когда что начать, что кому сделать, с кем в какие вступить сделки и проч.
б) При внимании к ходу вещественных дел и духовные дела тоже на нем. Главное здесь – вера и благочестие. Семейство – церковь. Он глава сей церкви. Пусть же блюдет чистоту ее. Способ и часы домашнего молитвования на нем: определи их и поддерживай. Способы просвещения семейства в вере на нем; религиозная жизнь каждого на нем: вразуми, укрепи, остепени.
в) Устрояя все одною рукою внутри, другою должен он действовать вне, одним глазом смотреть внутрь, другим – вне. Семейство за ним. В общество является он, и общество за все семейство берется прямо с него. Потому все необходимые сношения и общественные дела – на нем. Он – знай, он – и приводи в дело, что нужно.
г) Наконец, на нем лежит обязанность хранить семейные обычаи, общие и свои частные, и в последнем случае особенно дух и нравы предков держать в семействе и память о них передавать из рода в род. Каждое семейство имеет свой характер; пусть он остается и держится, в союзе, однако ж, с духом благочестия. Из их разнородностей составится стройное при разнообразии и полное тело – село, город, государство».
👉Обязанности мужа
#мораль #брак #феофанзатворник
Telegram
чтец Сергий Федоров
Свт. Феофан Затворник об обязанностях мужа-христианина:
🤵♂️«Муж – глава жене. Отсюда муж должен иметь и являть свое владычество над женою, не унижать себя, не продавать главенства по малодушию или страсти, ибо это срам для мужей. Только сия власть должна…
🤵♂️«Муж – глава жене. Отсюда муж должен иметь и являть свое владычество над женою, не унижать себя, не продавать главенства по малодушию или страсти, ибо это срам для мужей. Только сия власть должна…
🔥8❤1
🩸О запрете вкушения удавленины и крови
На апостольском соборе в Иерусалиме был определён минимум, который из ветхозаветного Закона должны были соблюдать христиане из язычников: «Воздерживаться от удавленины, блуда и крови, и не делать другому, чего не желаешь себе» (Деян.15.20).
Постановления апостольского собора, упоминаемые в Новом Завете, после решения проблемы взаимоотношений между христианами из иудеев и из язычников, постепенно стали интерпретироваться различно в Восточной и Западной Церкви, что породило две традиции понимания этого запрета.
В Восточной Церкви апостольский запрет рассматривался, как постоянный и безусловный. 63-е апостольское правило гласит: «Если епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще кто-либо из священного чина съест мясо с кровью души его, или звероядину, или мертвечину, да будет извержен, ибо это запретил закон. Если же мирянин, да будет отлучен». 67-е правило Трулльского собора повторяет этот запрет.
Однако на христианском Западе данный запрет рассматривался, как временный и обусловленный исключительно теми обстоятельствами, которые существовали в Иерусалимской Церкви апостольской эпохи. Вышеупомянутые канонические запреты не считались обязательными в Западной Церкви. В V веке данный вопрос затрагивал блаженный Августин. Он писал: «Там, где церковь была образована из язычников так, что в ней ничего израильского по плоти не проявилось, какой христианин соблюдает еще то, чтобы не прикоснуться к дроздам или маленьким птичкам, если не была пролита их кровь, или не есть зайца, если тот не был умерщвлен, пораженный рукой в шею, при этом из раны вытекла кровь? И те немногие, которые до сих пор боятся к этому прикоснуться, осмеиваются другими. Итак, в этом вопросе ум всех их помнил такое слово истины: "Не то оскверняет вас, что входит в уста ваши, но то, что исходит"» (Contra Faustum Manicheum, XXXII, 13 // PL. XLII, col. 504). Этой традиции западные христиане следуют и по сей день.
В связи с запретом на вкушение удавленины и крови, в восточной традиции существует понятие скверноядения и в Требнике присутствует соответствующая молитва о скверноядших.
#дисциплина #мораль #библия #августин
На апостольском соборе в Иерусалиме был определён минимум, который из ветхозаветного Закона должны были соблюдать христиане из язычников: «Воздерживаться от удавленины, блуда и крови, и не делать другому, чего не желаешь себе» (Деян.15.20).
Постановления апостольского собора, упоминаемые в Новом Завете, после решения проблемы взаимоотношений между христианами из иудеев и из язычников, постепенно стали интерпретироваться различно в Восточной и Западной Церкви, что породило две традиции понимания этого запрета.
В Восточной Церкви апостольский запрет рассматривался, как постоянный и безусловный. 63-е апостольское правило гласит: «Если епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще кто-либо из священного чина съест мясо с кровью души его, или звероядину, или мертвечину, да будет извержен, ибо это запретил закон. Если же мирянин, да будет отлучен». 67-е правило Трулльского собора повторяет этот запрет.
Однако на христианском Западе данный запрет рассматривался, как временный и обусловленный исключительно теми обстоятельствами, которые существовали в Иерусалимской Церкви апостольской эпохи. Вышеупомянутые канонические запреты не считались обязательными в Западной Церкви. В V веке данный вопрос затрагивал блаженный Августин. Он писал: «Там, где церковь была образована из язычников так, что в ней ничего израильского по плоти не проявилось, какой христианин соблюдает еще то, чтобы не прикоснуться к дроздам или маленьким птичкам, если не была пролита их кровь, или не есть зайца, если тот не был умерщвлен, пораженный рукой в шею, при этом из раны вытекла кровь? И те немногие, которые до сих пор боятся к этому прикоснуться, осмеиваются другими. Итак, в этом вопросе ум всех их помнил такое слово истины: "Не то оскверняет вас, что входит в уста ваши, но то, что исходит"» (Contra Faustum Manicheum, XXXII, 13 // PL. XLII, col. 504). Этой традиции западные христиане следуют и по сей день.
В связи с запретом на вкушение удавленины и крови, в восточной традиции существует понятие скверноядения и в Требнике присутствует соответствующая молитва о скверноядших.
#дисциплина #мораль #библия #августин
❤5👍1
Патриарх Алексий II о проблемах на исповеди:
«Исповедь часто превращается в механическое, формальное перечисление грехов: "раздражаюсь, осуждаю, мало молюсь" и т. д. Перечень этих грехов может быть бесконечным. Многочисленные брошюры с перечислением самых странных грехов, изданные чаще всего без всякого благословения, чрезвычайно способствуют распространению подобной практики. Человеку внушается, что главное — это перечислить все грехи, ничего не забыв, а не переменить свою жизнь, раскаяться и исправится. И вот, христианин, раз встав на этот "спасительный" путь, всю свою жизнь со скрупулезной точностью перечисляет на каждой исповеди свои бытовые грехи, как будто бы он дорожит ими больше всего на свете.
Священник должен стараться выработать у своих прихожан православную систему ценностей, чтобы они могли разобраться в том, что в жизни имеет первостепенное значение, а что ведет к измельчанию человеческой личности и крайне искаженным формам духовной жизни. Если этого нет, исповедь часто становится нудной и утомительной формальностью и для священника, и для кающегося. Такая исповедь может рождать чувство отчаяния и бессилия оттого, что из раза в раз приходится повторять одни и те же грехи».
👉См. https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/802
#духовнаяжизнь #проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
«Исповедь часто превращается в механическое, формальное перечисление грехов: "раздражаюсь, осуждаю, мало молюсь" и т. д. Перечень этих грехов может быть бесконечным. Многочисленные брошюры с перечислением самых странных грехов, изданные чаще всего без всякого благословения, чрезвычайно способствуют распространению подобной практики. Человеку внушается, что главное — это перечислить все грехи, ничего не забыв, а не переменить свою жизнь, раскаяться и исправится. И вот, христианин, раз встав на этот "спасительный" путь, всю свою жизнь со скрупулезной точностью перечисляет на каждой исповеди свои бытовые грехи, как будто бы он дорожит ими больше всего на свете.
Священник должен стараться выработать у своих прихожан православную систему ценностей, чтобы они могли разобраться в том, что в жизни имеет первостепенное значение, а что ведет к измельчанию человеческой личности и крайне искаженным формам духовной жизни. Если этого нет, исповедь часто становится нудной и утомительной формальностью и для священника, и для кающегося. Такая исповедь может рождать чувство отчаяния и бессилия оттого, что из раза в раз приходится повторять одни и те же грехи».
👉См. https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/802
#духовнаяжизнь #проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
Telegram
чтец Сергий Федоров
Святейший Патриарх Алексий II о предназначении Таинства Покаяния:
«Человеку, пришедшему на исповедь, внушают, что он должен вспомнить и рассказать каждый грех до мельчайших подробностей. И не только грех, но даже и помысел. Результат бывает плачевным: человек…
«Человеку, пришедшему на исповедь, внушают, что он должен вспомнить и рассказать каждый грех до мельчайших подробностей. И не только грех, но даже и помысел. Результат бывает плачевным: человек…
❤8
чтец Сергий Федоров pinned «Братья и сестры, поскольку телеграм не предполагает бесплатных рекомендаций каналов потенциальным подписчикам, то у меня есть к вам просьба. Если вам интересны материалы моего канала и у вас есть знакомые, которым они могли бы также быть интересны и полезны…»
📖Из сегодняшнего апостольского рядового чтения:
«Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если мертвые не воскресают; ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших» (1Кор.15:13-17).
Регулярно вспоминаем эти стихи на огласительных беседах перед Крещением в контексте разговора о Боге и Церкви. Все то, что есть сейчас в Церкви (Крещение, исповедь, причастие и другие Таинства, молитвы, посты и т.д) работает только потому, что Господь Иисус Христос умер за нас и воскрес. Все это активируется сегодня, благодаря событиям из прошлого. Если все, что описывает Евангелие относительно жертвы и воскресения Христа - выдумки, то и сегодня в Церкви ничего не работает, оно мертво. Если Христос не умер и не воскрес – напрасно все. Не прощаются грехи в Крещении и на исповеди, хлеб и вино не становятся Телом и Кровью Христа, напрасны молитвы, бесполезны посты и т.д. Все это театральные постановки без действия заслуг Христовых, без благодати Св. Духа, посланной людям ради Его жертвы. Поэтому люди, которые приходят в Церковь ради совершения Таинств и обрядов, и при этом не верят в жертву и историческое физическое воскресение Христа, должны хорошо понять, что занимаются бесполезной ерундой и тратят впустую свое время. Все мы занимается ерундой в Церкви, если Христос не воскрес. Это и пытался донести до своих читателей две тысячи лет назад святой апостол Павел.
#библия #мораль #мысли
«Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если мертвые не воскресают; ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших» (1Кор.15:13-17).
Регулярно вспоминаем эти стихи на огласительных беседах перед Крещением в контексте разговора о Боге и Церкви. Все то, что есть сейчас в Церкви (Крещение, исповедь, причастие и другие Таинства, молитвы, посты и т.д) работает только потому, что Господь Иисус Христос умер за нас и воскрес. Все это активируется сегодня, благодаря событиям из прошлого. Если все, что описывает Евангелие относительно жертвы и воскресения Христа - выдумки, то и сегодня в Церкви ничего не работает, оно мертво. Если Христос не умер и не воскрес – напрасно все. Не прощаются грехи в Крещении и на исповеди, хлеб и вино не становятся Телом и Кровью Христа, напрасны молитвы, бесполезны посты и т.д. Все это театральные постановки без действия заслуг Христовых, без благодати Св. Духа, посланной людям ради Его жертвы. Поэтому люди, которые приходят в Церковь ради совершения Таинств и обрядов, и при этом не верят в жертву и историческое физическое воскресение Христа, должны хорошо понять, что занимаются бесполезной ерундой и тратят впустую свое время. Все мы занимается ерундой в Церкви, если Христос не воскрес. Это и пытался донести до своих читателей две тысячи лет назад святой апостол Павел.
#библия #мораль #мысли
❤11
👨👩👧👦«И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф.6:4).
Секрет послушания детей родителям прост, считает свт. Иоанн Златоуст: «(Апостол) указывает, как сделать их послушными, и говорит, что это всецело зависит от главы и начальника. Как причину послушания жены он указал в ее муже, с которым потому и говорит о многом, умоляя его, между прочим, привлекать к себе жену силою любви, так и в настоящем случае в нем же полагает причину (послушания детей), когда говорит: но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.
Видишь ли, что, когда есть духовное (добро), за ним явится и плотское? Хочешь ли, чтобы сын твой был послушен? С детства воспитывай его в учении и наставлении Господнем. Не думай, чтобы слушание Божественных Писаний было для него делом излишним. Там он услышит прежде всего: Почитай отца твоего и мать – слова, направленные к твоей пользе. Не говори: это (слушание Писаний) дело монахов; ужели мне сделать его монахом? Нет надобности быть ему монахом! Что это в тебе за страх, – боишься того, что преисполнено многих выгод? Сделай его христианином. И мирянам весьма нужно внимать учению, заключающемуся здесь (в Писании), а особенно детям» (Беседа 21 на послание к Ефесянам).
👉См. 12 советов свт. Иоанна Златоуста по воспитанию детей https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/919
#библия #мораль #иоаннзлатоуст #отношения #дети
Секрет послушания детей родителям прост, считает свт. Иоанн Златоуст: «(Апостол) указывает, как сделать их послушными, и говорит, что это всецело зависит от главы и начальника. Как причину послушания жены он указал в ее муже, с которым потому и говорит о многом, умоляя его, между прочим, привлекать к себе жену силою любви, так и в настоящем случае в нем же полагает причину (послушания детей), когда говорит: но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.
Видишь ли, что, когда есть духовное (добро), за ним явится и плотское? Хочешь ли, чтобы сын твой был послушен? С детства воспитывай его в учении и наставлении Господнем. Не думай, чтобы слушание Божественных Писаний было для него делом излишним. Там он услышит прежде всего: Почитай отца твоего и мать – слова, направленные к твоей пользе. Не говори: это (слушание Писаний) дело монахов; ужели мне сделать его монахом? Нет надобности быть ему монахом! Что это в тебе за страх, – боишься того, что преисполнено многих выгод? Сделай его христианином. И мирянам весьма нужно внимать учению, заключающемуся здесь (в Писании), а особенно детям» (Беседа 21 на послание к Ефесянам).
👉См. 12 советов свт. Иоанна Златоуста по воспитанию детей https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/919
#библия #мораль #иоаннзлатоуст #отношения #дети
Telegram
чтец Сергий Федоров
👨👩👧👦12 советов свт. Иоанна Златоуста по воспитанию детей
«Если зло становится трудом неискоренимым, то это потому, что никто не заботится о детях, никто не говорит им о девстве, о благоразумии, о презрении к богатствам и славе, о том, что возвещено в…
«Если зло становится трудом неискоренимым, то это потому, что никто не заботится о детях, никто не говорит им о девстве, о благоразумии, о презрении к богатствам и славе, о том, что возвещено в…
❤1👍1
Часто слышу от церковных людей, что к «невоцерковленным» и воцерковляющимся людям должен быть особенный подход, в том смысле, что их грехи до воцерковления не такие уж грехи («человек же еще не знал Бога!»), что нравственные требования к ним иные, чем к воцерковленным. У меня один вопрос: а с чего вообще вы это взяли? Начало завета с Богом, начало несения христианских обязанностей – это день Крещения человека. С этого момента он несет полную ответственность перед Богом за все за свои действия и бездействия. Если он не знал заповедей, церковных законов, потерял веру, жил по плоти (или продолжает так жить) – это исключительно его проблемы, а также его родителей и крестных. Никто не вправе оставаться в неведении минимальных знаний о вере и нравственности (тем более, в наш век информации). И наличие тяжких грехов, совершенных в период отпадения от веры, не извиняет, а отягчает ответственность. А многие продолжают думать, что раз он (она) себя не считает воцерковленным, то значит «с него взятки гладки». Чушь это, которая никак не подтверждается в Библии. Почему-то человек, который по каким-то причинам нарушает светские законы, считается преступником, независимо от знаний и желаний узнавать. А если он крещен и грешит, то тут уже требуется «иной подход». Двойные стандарты, короче.
#мораль #проблемыцерковнойжизни #мысли
#мораль #проблемыцерковнойжизни #мысли
👍13👎2🤔1
📖Из пастырского послания Св. Синода Антиохийского патриархата о семье:
«Святой Иоанн Златоуст призывает мужа и жену сделать свой дом малой церковью: Пусть весь ваш дом будет церковью (Беседы на Деяния апостолов, 26). Это достигается через их молитву, пост, совместное участие в жизни Церкви, уважение, которое каждый испытывает к другому, и укрепление друг друга в практике любви и добродетельной жизни, так что они могут быть примером для подражания для своей семьи.
Модель повседневной жизни родителей – лучший способ наполнить детей жизнью во Христе. Это происходит через наглядное обучение действиям и поведению, которое эффективно влияет на детей и дает им модель поведения в жизни, основанную на опыте. Святой Порфирий [Кавсокаливит] говорит: Что спасает и делает детей хорошими, так это жизнь родителей в доме. Родители должны посвятить себя любви к Богу. Они должны стать святыми в отношениях со своими детьми, благодаря своей мягкости, терпению и любви (Wounded by Love: The Life and the Wisdom of Elder Porphyrios. Limni, Evia, Greece: Denise Harvey Publisher, 2005. Р. 196). Святость родителей, достигаемая благодаря жизни в покаянии и прощении – лучший способ воспитывать детей в Господе. Тогда дом становится школой любви и самопожертвования, что является эффективной гарантией, в то время, когда семья сталкивается со всеми вызовами общества.
Некоторые люди уделяют чрезмерное внимание знаниям, здоровью и социальному будущему своих детей в ущерб аспекту веры. Церковь советует беременным женщинам начинать молиться за своих детей, с осознанием божественного дара, который растет в их телах. Тот же святой Порфирий утверждает, что воспитание начинается с момента зачатия. В качестве первого шага на пути обучения жизни в святости, Церковь рекомендует вернуться к древней благочестивой православной традиции и взять одного из святых в качестве покровителя своего новорожденного ребенка и молитвенно взаимодействовать с ним или с ней. Это укрепляет отношения семьи со святыми и приносит духовную пользу как родителям, так и детям.
Отцы Церкви напоминают родителям, что они воспитывают борца и гражданина небес (свт. Иоанн Златоуст. О тщеславии и воспитании детей). Поэтому они должны воспитывать своих детей с большим мастерством и искусством. Как упоминалось выше, для этого необходимо обращать внимание на выстраивание близких отношений и выделение времени присутствия родителей во всех аспектах повседневной жизни своих детей. Регулярное отсутствие родителей, их отказ от своих обязанностей в качестве воспитателей и, зачастую еще и то, что они оставляют своих детей на попечение домашней прислуги, вызывает беспокойство у ребенка и влияет на его поведение в будущем. Воспитание – это святая и благословенная работа. Это задача, как матери, так и отца, их совместная ответственность. Все пастыри и члены Церкви также несут большую ответственность за поддержку семей помощью в облегчении трудностей повседневной жизни и готовностью дать утешение, исходящее от Бога, чтобы дети возрастали и совершенствовались в человеческих ценностях, прежде всего в братской любви и в общении с другими; а также помощью в их возрастании в свободе, служащей их спасению, чтобы они были сознательны, имели широкий кругозор и были способны делать ответственный жизненный выбор.
Святые Отцы рекомендуют родителям-христианам, чтобы в каждом христианском доме было место для молитвы, в которой участвуют все члены семьи, в дополнение к индивидуальной молитве каждого члена семьи. Точно также ежедневное чтение Библии дома питает душу и просвещает разум, что является фундаментальной необходимостью для всех членов семьи. Это спокойная гавань среди водоворота жизни и ее многочисленных забот. Святой Иоанн Златоуст говорит: Приобретайте книги, которые подобны лекарству для души. Читайте Евангелия и Деяния Апостолов, по крайней мере, для того, чтобы вы могли учиться у них. Церковь снова напоминает о важности участия семьи в богослужениях для семейной жизни и его роли в ее духовном развитии».
#учениецеркви #мораль #брак #отношения #дети
«Святой Иоанн Златоуст призывает мужа и жену сделать свой дом малой церковью: Пусть весь ваш дом будет церковью (Беседы на Деяния апостолов, 26). Это достигается через их молитву, пост, совместное участие в жизни Церкви, уважение, которое каждый испытывает к другому, и укрепление друг друга в практике любви и добродетельной жизни, так что они могут быть примером для подражания для своей семьи.
Модель повседневной жизни родителей – лучший способ наполнить детей жизнью во Христе. Это происходит через наглядное обучение действиям и поведению, которое эффективно влияет на детей и дает им модель поведения в жизни, основанную на опыте. Святой Порфирий [Кавсокаливит] говорит: Что спасает и делает детей хорошими, так это жизнь родителей в доме. Родители должны посвятить себя любви к Богу. Они должны стать святыми в отношениях со своими детьми, благодаря своей мягкости, терпению и любви (Wounded by Love: The Life and the Wisdom of Elder Porphyrios. Limni, Evia, Greece: Denise Harvey Publisher, 2005. Р. 196). Святость родителей, достигаемая благодаря жизни в покаянии и прощении – лучший способ воспитывать детей в Господе. Тогда дом становится школой любви и самопожертвования, что является эффективной гарантией, в то время, когда семья сталкивается со всеми вызовами общества.
Некоторые люди уделяют чрезмерное внимание знаниям, здоровью и социальному будущему своих детей в ущерб аспекту веры. Церковь советует беременным женщинам начинать молиться за своих детей, с осознанием божественного дара, который растет в их телах. Тот же святой Порфирий утверждает, что воспитание начинается с момента зачатия. В качестве первого шага на пути обучения жизни в святости, Церковь рекомендует вернуться к древней благочестивой православной традиции и взять одного из святых в качестве покровителя своего новорожденного ребенка и молитвенно взаимодействовать с ним или с ней. Это укрепляет отношения семьи со святыми и приносит духовную пользу как родителям, так и детям.
Отцы Церкви напоминают родителям, что они воспитывают борца и гражданина небес (свт. Иоанн Златоуст. О тщеславии и воспитании детей). Поэтому они должны воспитывать своих детей с большим мастерством и искусством. Как упоминалось выше, для этого необходимо обращать внимание на выстраивание близких отношений и выделение времени присутствия родителей во всех аспектах повседневной жизни своих детей. Регулярное отсутствие родителей, их отказ от своих обязанностей в качестве воспитателей и, зачастую еще и то, что они оставляют своих детей на попечение домашней прислуги, вызывает беспокойство у ребенка и влияет на его поведение в будущем. Воспитание – это святая и благословенная работа. Это задача, как матери, так и отца, их совместная ответственность. Все пастыри и члены Церкви также несут большую ответственность за поддержку семей помощью в облегчении трудностей повседневной жизни и готовностью дать утешение, исходящее от Бога, чтобы дети возрастали и совершенствовались в человеческих ценностях, прежде всего в братской любви и в общении с другими; а также помощью в их возрастании в свободе, служащей их спасению, чтобы они были сознательны, имели широкий кругозор и были способны делать ответственный жизненный выбор.
Святые Отцы рекомендуют родителям-христианам, чтобы в каждом христианском доме было место для молитвы, в которой участвуют все члены семьи, в дополнение к индивидуальной молитве каждого члена семьи. Точно также ежедневное чтение Библии дома питает душу и просвещает разум, что является фундаментальной необходимостью для всех членов семьи. Это спокойная гавань среди водоворота жизни и ее многочисленных забот. Святой Иоанн Златоуст говорит: Приобретайте книги, которые подобны лекарству для души. Читайте Евангелия и Деяния Апостолов, по крайней мере, для того, чтобы вы могли учиться у них. Церковь снова напоминает о важности участия семьи в богослужениях для семейной жизни и его роли в ее духовном развитии».
#учениецеркви #мораль #брак #отношения #дети
👍5
📖Из сегодняшнего рядового апостольского чтения:
«Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы. Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога» (1Кор. 15:33-34).
Апостол Павел указывает на прямую связь между нашим нравственным состоянием и кругом общения. Многие недооценивают этот фактор, продолжая близко общаться с людьми, для которых грех является нормой жизни, а потом удивляются, почему им не удается победить грех. Это относиться и к лицам, имеющим искаженное представление о Боге и Церкви. Таковым апостол говорит: не обманывайте самих себя, будете общаться с ними – развратитесь. Лучше не с кем вообще не общаться, чем повредить через общение душе. Кстати, фраза про дурные сообщества – это известная пословица, впервые появившаяся в комедии Менандра, но в дни Павла уже бывшая у всех на устах.
#библия #мораль #отношения
«Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы. Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога» (1Кор. 15:33-34).
Апостол Павел указывает на прямую связь между нашим нравственным состоянием и кругом общения. Многие недооценивают этот фактор, продолжая близко общаться с людьми, для которых грех является нормой жизни, а потом удивляются, почему им не удается победить грех. Это относиться и к лицам, имеющим искаженное представление о Боге и Церкви. Таковым апостол говорит: не обманывайте самих себя, будете общаться с ними – развратитесь. Лучше не с кем вообще не общаться, чем повредить через общение душе. Кстати, фраза про дурные сообщества – это известная пословица, впервые появившаяся в комедии Менандра, но в дни Павла уже бывшая у всех на устах.
#библия #мораль #отношения
👍10🔥1
Прп. Анастасий Синаит пишет в утешение желающим спасения
👉Свт. Иоанн Златоуст о том, что легко исполнить заповеди Христовы
#духовнаяжизнь #мораль #анастасийсинаит
«Поскольку Господь говорит: "Иго Мое благо, и бремя мое легко" (Мф. 11:30), то ясно, что и старику, и немощному возможно соблюсти закон Его. Ведь Он не предписал нам ни [сохранения] девства, ни удаления от всего мирского, ни воздержания от мяса и вина, но [заповедовал только] любить Бога и ближнего, не быть злопамятным, не осуждать [других], [стяжать] смиренномудрие, сочувствовать [людям] по мере [своих] сил, молиться в сердце [своем], терпеливо переносить скорби, быть кротким и мирным. А все это может делать и немощный, и старый, и лежащий на одре [болезни], и сочетавшийся в этом мире с женой. Осуществивший это будет, конечно, спасен, даже если он впадал в грехи известного царя Манассии (2Пар. 33:1–20) (Вопросы и ответы, 47)».
👉Свт. Иоанн Златоуст о том, что легко исполнить заповеди Христовы
#духовнаяжизнь #мораль #анастасийсинаит
👍7
В различных дискуссиях проявление принципиальности в нравственных вопросах зачастую расценивается как законнничество и фарисейство. Люди говорят: «Ты законник и фарисей, Христа распяли люди, которые жили по всем законам и должны были войти в рай». Подобные фразы показывают, что люди плохо понимают кто такие фарисеи времен Христа и за что Он их обличал.
1) Слово «фарисей» сегодня используется как синоним лицемера и ханжи. Но в Евангелии далеко не все фарисеи – это отрицательные персонажи. Фарисеями были праведный Никодим и святой апостол Павел. Так что дело не в самой принадлежности к партии ревнителей закона.
2) Фарисеи обличались Христом вовсе не за следование закону Божию, а за лицемерное исполнение лишь внешней, обрядовой его стороны и за двойные стандарты. Известные слова: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф.6:20) вовсе не обесценивают праведности этих людей, а лишь показывают ее недостаточность в Новом Завете, чему посвящена вся Нагорная проповедь.
Так что некоторые фарисеи, законники и священники не приняли Христа вовсе не потому, что были ревнителями закона, а совсем по другой причине.
👉О ложном отношении к закону Божию
#мораль #мысли #библия
1) Слово «фарисей» сегодня используется как синоним лицемера и ханжи. Но в Евангелии далеко не все фарисеи – это отрицательные персонажи. Фарисеями были праведный Никодим и святой апостол Павел. Так что дело не в самой принадлежности к партии ревнителей закона.
2) Фарисеи обличались Христом вовсе не за следование закону Божию, а за лицемерное исполнение лишь внешней, обрядовой его стороны и за двойные стандарты. Известные слова: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф.6:20) вовсе не обесценивают праведности этих людей, а лишь показывают ее недостаточность в Новом Завете, чему посвящена вся Нагорная проповедь.
Так что некоторые фарисеи, законники и священники не приняли Христа вовсе не потому, что были ревнителями закона, а совсем по другой причине.
👉О ложном отношении к закону Божию
#мораль #мысли #библия
Telegram
чтец Сергий Федоров
Существует представление о том, что в некоторых случаях исполнение закона Божия является необязательным и даже неполезным, что иногда нужно нарушить одну заповедь, чтобы исполнить другую, буква противопоставляется духу. Что якобы даже Христос иногда нарушал…
👍5
🦘Были ли животные сотворены смертными?
Вопреки распространенному представлению, учение об отсутствии смерти животных до грехопадения, не является прямым выводом из Библии или догматическим учением Церкви. Если мы посмотрим классические труды по догматическому богословию (например, митр. Макария (Булгакова)), то не найдем там среди последствий грехопадения смерть животных. Несомненно, что некоторая часть отцов Церкви придерживалась такого мнения, однако оно никогда не было всеобщим.
Например, блаженный Августин исходит из того, что человек, будучи сотворен смертным по природе, мог поддерживать свое бессмертие через вкушение плодов древа жизни. По замыслу Божию, его душевное смертное тело должно было получить духовное бессмертное тело в качестве награды за исполнение заповеди в раю. Однако нигде в Святом Писании мы не найдем указаний на то, что животные имели доступ к плодам древа жизни или имели надежду на получение бессмертных тел. Их существование с самого начала задумано как временное, ради служения человеку.
Прп. Беда Достопочтенный в своей глоссе на Быт.1:30 говорит, что деревья и травы были даны в пищу не всем животным и птицам, а только некоторым. Следовательно, остальные были с самого начала плотоядными. Природа животных не была изменена вследствие человеческого греха, и потому невозможно вообразить, чтобы такие плотоядные хищники, как лев или сокол, имели иную физиологию, не предназначенную для потребления мяса. Тот же святой пишет: «Когда человек, вопреки заповеди Божией, захотел стать Богом не благодаря законному подражанию, а незаконной гордыне, он опустился до свойственной животным смертности» (In principium Genesis, Col. 60).
Интересно, что в 103 псалме, в котором прославляется Бог как Творец, хищничество в животном мире описывается как что-то обычное: «Львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе. Восходит солнце, [и] они собираются и ложатся в свои логовища; выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера. Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих» (Пс.103:21-24).
Подчеркну, что все эти аргументы приводились богословами задолго до появления теории эволюции.
Фраза «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих» (Прем.1:13), вопреки ошибочному пониманию, говорит не о физической смерти, а о духовной погибели грешников. Это очевидно из контекста данной главы.
Подводя итог, можно сказать, что представление о смертности животных является традиционным и не противоречит Библии (хотя и не разделяется частью отцов Церкви).
#ответынавопросы #библия
Вопреки распространенному представлению, учение об отсутствии смерти животных до грехопадения, не является прямым выводом из Библии или догматическим учением Церкви. Если мы посмотрим классические труды по догматическому богословию (например, митр. Макария (Булгакова)), то не найдем там среди последствий грехопадения смерть животных. Несомненно, что некоторая часть отцов Церкви придерживалась такого мнения, однако оно никогда не было всеобщим.
Например, блаженный Августин исходит из того, что человек, будучи сотворен смертным по природе, мог поддерживать свое бессмертие через вкушение плодов древа жизни. По замыслу Божию, его душевное смертное тело должно было получить духовное бессмертное тело в качестве награды за исполнение заповеди в раю. Однако нигде в Святом Писании мы не найдем указаний на то, что животные имели доступ к плодам древа жизни или имели надежду на получение бессмертных тел. Их существование с самого начала задумано как временное, ради служения человеку.
Прп. Беда Достопочтенный в своей глоссе на Быт.1:30 говорит, что деревья и травы были даны в пищу не всем животным и птицам, а только некоторым. Следовательно, остальные были с самого начала плотоядными. Природа животных не была изменена вследствие человеческого греха, и потому невозможно вообразить, чтобы такие плотоядные хищники, как лев или сокол, имели иную физиологию, не предназначенную для потребления мяса. Тот же святой пишет: «Когда человек, вопреки заповеди Божией, захотел стать Богом не благодаря законному подражанию, а незаконной гордыне, он опустился до свойственной животным смертности» (In principium Genesis, Col. 60).
Интересно, что в 103 псалме, в котором прославляется Бог как Творец, хищничество в животном мире описывается как что-то обычное: «Львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе. Восходит солнце, [и] они собираются и ложатся в свои логовища; выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера. Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих» (Пс.103:21-24).
Подчеркну, что все эти аргументы приводились богословами задолго до появления теории эволюции.
Фраза «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих» (Прем.1:13), вопреки ошибочному пониманию, говорит не о физической смерти, а о духовной погибели грешников. Это очевидно из контекста данной главы.
Подводя итог, можно сказать, что представление о смертности животных является традиционным и не противоречит Библии (хотя и не разделяется частью отцов Церкви).
#ответынавопросы #библия
👍8❤3👎2👏1
👩❤️👨Сохранится ли брак на небесах?
Христианский брак имеет физическую и духовную сторону. Физическая сторона отношений, несомненно, будет упразднена в жизни будущего века (ср.: Мф. 22:30). Однако Церковь выражает надежду на сохранение уникальных духовных отношений любви христианских супругов в вечности, что отражено в одной из молитв последования венчания: «Восприми венцы их в Царствии Твоем нескверны, и непорочны, и ненаветны соблюдаяй во веки веков». Свт. Иоанн Златоуст предлагает такую речь жениха к невесте: «Настоящая жизнь ничего не значит, и я прошу, и умоляю, и всячески стараюсь сподобиться нам так устроить настоящую свою жизнь, чтобы можно было и там, в будущем веке, совершенно безбоязненно встретиться друг с другом. Настоящее время коротко и ненадежно; если же сподобимся перейти эту жизнь, благоугодив Богу, то будем пребывать вечно и с Христом и друг с другом в великой радости» (Беседа 20 на послание к Ефесянам).
В том числе по этой причине, Церковь рекомендует вдовцам оставаться безбрачными, для того чтобы «оставаться верными своим ушедшим супругам, которые живы в Господе, сохраняя брачное единство любви, которому надлежит исполниться в Царстве Божьем, ради которого они были повенчаны как муж и жена» (Суждения Священного Синода Православной Церкви в Америке о браке, семье, сексуальности и святости жизни).
👉О том, почему только любовь христианских супругов переходит в вечность
#брак #ответынавопросы #иоаннзлатоуст
Христианский брак имеет физическую и духовную сторону. Физическая сторона отношений, несомненно, будет упразднена в жизни будущего века (ср.: Мф. 22:30). Однако Церковь выражает надежду на сохранение уникальных духовных отношений любви христианских супругов в вечности, что отражено в одной из молитв последования венчания: «Восприми венцы их в Царствии Твоем нескверны, и непорочны, и ненаветны соблюдаяй во веки веков». Свт. Иоанн Златоуст предлагает такую речь жениха к невесте: «Настоящая жизнь ничего не значит, и я прошу, и умоляю, и всячески стараюсь сподобиться нам так устроить настоящую свою жизнь, чтобы можно было и там, в будущем веке, совершенно безбоязненно встретиться друг с другом. Настоящее время коротко и ненадежно; если же сподобимся перейти эту жизнь, благоугодив Богу, то будем пребывать вечно и с Христом и друг с другом в великой радости» (Беседа 20 на послание к Ефесянам).
В том числе по этой причине, Церковь рекомендует вдовцам оставаться безбрачными, для того чтобы «оставаться верными своим ушедшим супругам, которые живы в Господе, сохраняя брачное единство любви, которому надлежит исполниться в Царстве Божьем, ради которого они были повенчаны как муж и жена» (Суждения Священного Синода Православной Церкви в Америке о браке, семье, сексуальности и святости жизни).
👉О том, почему только любовь христианских супругов переходит в вечность
#брак #ответынавопросы #иоаннзлатоуст
Telegram
чтец Сергий Федоров
🔎Как соотносятся между собой естественная любовь (влюбленность, привязанность, дружба) и христианская добродетель любви?
Я думаю, что не следует противопоставлять одно другому, однако разница есть. Естественная любовь может превратиться в сверхъестественную…
Я думаю, что не следует противопоставлять одно другому, однако разница есть. Естественная любовь может превратиться в сверхъестественную…
❤6🔥1
Св. Августин рассуждает о христианской любви:
«Если говорить о поступках различных, то мы найдем, что одного человека любовь заставляет быть жестоким, а другого беззаконие – ласковым. Отец бьет дитя, а вербовщик рабов ласков с ним. Если предложить две вещи: побои и ласку, кто не выберет ласку и не станет избегать побоев? Если посмотришь на личность действующего, то любовь бьет, беззаконие ласкает. Смотрите, к чему мы вас призываем: людские дела можно судить только по тому, происходят ли они из корня любви. Много можно увидеть такого, что на вид хорошо, но не происходит от корня любви. Ведь и у терниев есть цветы, а что-то, наоборот, может показаться колючим, может показаться суровым, но совершается для научения по велению любви. Поэтому раз и навсегда дается тебе краткое наставление: люби – и делай, что хочешь. Молчишь ли ты – молчи по любви, вопиешь ли – вопи по любви; если наказываешь – наказывай по любви, если щадишь – щади по любви. Пусть будет внутри корень любви – от этого корня не может произойти ничего злого» (Рассуждения на Послание Иоанна к Парфянам, VII, 8).
А ведь действительно, сколько проблем от того, что люди извратили понятие любовь..
#мораль #духовнаяжизнь #августин
«Если говорить о поступках различных, то мы найдем, что одного человека любовь заставляет быть жестоким, а другого беззаконие – ласковым. Отец бьет дитя, а вербовщик рабов ласков с ним. Если предложить две вещи: побои и ласку, кто не выберет ласку и не станет избегать побоев? Если посмотришь на личность действующего, то любовь бьет, беззаконие ласкает. Смотрите, к чему мы вас призываем: людские дела можно судить только по тому, происходят ли они из корня любви. Много можно увидеть такого, что на вид хорошо, но не происходит от корня любви. Ведь и у терниев есть цветы, а что-то, наоборот, может показаться колючим, может показаться суровым, но совершается для научения по велению любви. Поэтому раз и навсегда дается тебе краткое наставление: люби – и делай, что хочешь. Молчишь ли ты – молчи по любви, вопиешь ли – вопи по любви; если наказываешь – наказывай по любви, если щадишь – щади по любви. Пусть будет внутри корень любви – от этого корня не может произойти ничего злого» (Рассуждения на Послание Иоанна к Парфянам, VII, 8).
А ведь действительно, сколько проблем от того, что люди извратили понятие любовь..
#мораль #духовнаяжизнь #августин
❤8👍1🔥1
Свт. Василий Великий объясняет как правильно понимать и применять в жизни заповедь о неосуждении
«Поскольку Господь иногда говорит: не судите по наружности, а иногда повелевает: но судите судом праведным (Ин. 7, 24), то не вовсе запрещается нам судить, а показывает различие суда. А за что следует судить и за что нет, ясно предал нам апостол, когда, в рассуждении того, что предоставлено произволению каждого и не определено в Писании, говорит: А ты что осуждаешь брата твоего?(Рим.14, 10); и еще: Не станем же более судить друг друга (Рим.14 13); а в рассуждении того, что не угодно Богу, обличает не осуждающих и сам от себя произносит суд, говоря: А я, отсутствуя телом, но присутствуя (у вас) духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа (1Кор.5,3–5).
Поэтому если что зависит от нашего произволения, иногда даже бывает и неизвестным, за то не надобно осуждать брата, по сказанному у апостола о неведомом: Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» (1Кор. 4, 5). Но защищать суды Божии – непререкаемая необходимость, чтобы умалчивающему самому не вкусить гнева Божия, разве кто, делая то же, что и обвиняемый, не посмеет осудить брата, слыша Господа, Который говорит: вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Мф. 7, 5)».
Итак, нельзя судить:
- на основании подозрений и слухов;
- если что-то нравственно приемлемо и именно нам субъективно не нравится;
- если мы сами находимся в состоянии смертного греха.
Можно судить:
- явное нравственное зло ради защиты правды Божией и пользы ближнего.
#мораль #духовнаяжизнь #библия
«Поскольку Господь иногда говорит: не судите по наружности, а иногда повелевает: но судите судом праведным (Ин. 7, 24), то не вовсе запрещается нам судить, а показывает различие суда. А за что следует судить и за что нет, ясно предал нам апостол, когда, в рассуждении того, что предоставлено произволению каждого и не определено в Писании, говорит: А ты что осуждаешь брата твоего?(Рим.14, 10); и еще: Не станем же более судить друг друга (Рим.14 13); а в рассуждении того, что не угодно Богу, обличает не осуждающих и сам от себя произносит суд, говоря: А я, отсутствуя телом, но присутствуя (у вас) духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа (1Кор.5,3–5).
Поэтому если что зависит от нашего произволения, иногда даже бывает и неизвестным, за то не надобно осуждать брата, по сказанному у апостола о неведомом: Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» (1Кор. 4, 5). Но защищать суды Божии – непререкаемая необходимость, чтобы умалчивающему самому не вкусить гнева Божия, разве кто, делая то же, что и обвиняемый, не посмеет осудить брата, слыша Господа, Который говорит: вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Мф. 7, 5)».
Итак, нельзя судить:
- на основании подозрений и слухов;
- если что-то нравственно приемлемо и именно нам субъективно не нравится;
- если мы сами находимся в состоянии смертного греха.
Можно судить:
- явное нравственное зло ради защиты правды Божией и пользы ближнего.
#мораль #духовнаяжизнь #библия
👍4
👫Почему сожительство без брака греховно и не может быть признано Церковью?
Потому что брак - это полная и окончательная общность жизни между одним мужчиной и одной женщиной. Только в том случае, когда люди посвятили себя друг другу без остатка и взяли пожизненную ответственность друг за друга, интимные отношения смогут стать органичной составляющей их союза. Иными словами, нельзя взять все самое приятное от брака и не иметь при этом никаких обязательств друг перед другом. В законном союзе, как это задумано Богом, телесная близость неотделима «от личностной и духовной общности, от жертвенности и всецелой ответственности друг за друга, которые осуществимы лишь в пожизненной брачной верности» (Основы социальной концепции РПЦ. Х.6).
#мораль #учениецеркви #ответынавопросы #брак #отношения
Потому что брак - это полная и окончательная общность жизни между одним мужчиной и одной женщиной. Только в том случае, когда люди посвятили себя друг другу без остатка и взяли пожизненную ответственность друг за друга, интимные отношения смогут стать органичной составляющей их союза. Иными словами, нельзя взять все самое приятное от брака и не иметь при этом никаких обязательств друг перед другом. В законном союзе, как это задумано Богом, телесная близость неотделима «от личностной и духовной общности, от жертвенности и всецелой ответственности друг за друга, которые осуществимы лишь в пожизненной брачной верности» (Основы социальной концепции РПЦ. Х.6).
#мораль #учениецеркви #ответынавопросы #брак #отношения
❤10👍3🔥1
О правильной и греховной любви к себе
Протоиерей Николай Стеллецкий пишет:
«(Это) коренное чувство нашей природы, на котором зиждется вся сила нашей жизни и из которой развивается вся разнообразная наша деятельность. Чувство это происходит от Самого Бога, Творца нашей природы, и потому в нем нет ничего преступного и грешного. Человек погрешает этим чувством только тогда, когда или через меру расширяет его в себе, так что не остается в нем места для любви к Богу и ближнему, или же дает ему неверное направление к какому-либо предмету, который не соответствует достоинству его богоподобной природы (Быт. 1, 26–27. Ср. Иак. 3, 9; Деян. 17, 29).
Любовь христианина к самому себе не есть любовь его ко всей своей, зараженной грехом, природе. Нет, эта любовь простирается только на, так сказать, частицу божества, ту "искру Божию", которую он находит в себе. Любовь к себе, отвлекающая христианина от стремления его к богоуподоблению (Мф. 5:48), есть любовь греховная. От всего, что отвлекает человека от его вечного назначения, христианин должен освободиться как от препятствия, затрудняющего его нравственное самоусовершенствование. В этом смысле сказано в Евангелии: Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную (Ин. 12, 25), т.е. кто не придает самостоятельного значения своему земному личному благополучию, отказываясь от него во имя вечного значения души (Мф. 16, 26), тот уже этим самым сохраняет свою душу для вечной жизни» (Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении. Т. 2).
Приведу также слова христианского писателя К. Льюиса:
«На самом деле любить себя можно двумя способами. Можно видеть в себе создание Божие, а к созданиям этим, какими бы они ни стали, надо быть милостивым. Можно видеть в себе пуп земли и предпочитать свои выгоды чужим. Вот эту, вторую любовь к себе нужно не только возненавидеть, но и убить. Христианин ведет с ней непрерывную борьбу, но он любит и милует все “я” на свете, кроме их греха. Сама борьба со своекорыстием показывает ему, как он должен относиться ко всем людям» (Эссе «Как относиться к себе»).
👉О самотерзании за грехи как о признаке гордости
#мораль #духовнаяжизнь #библия
Протоиерей Николай Стеллецкий пишет:
«(Это) коренное чувство нашей природы, на котором зиждется вся сила нашей жизни и из которой развивается вся разнообразная наша деятельность. Чувство это происходит от Самого Бога, Творца нашей природы, и потому в нем нет ничего преступного и грешного. Человек погрешает этим чувством только тогда, когда или через меру расширяет его в себе, так что не остается в нем места для любви к Богу и ближнему, или же дает ему неверное направление к какому-либо предмету, который не соответствует достоинству его богоподобной природы (Быт. 1, 26–27. Ср. Иак. 3, 9; Деян. 17, 29).
Любовь христианина к самому себе не есть любовь его ко всей своей, зараженной грехом, природе. Нет, эта любовь простирается только на, так сказать, частицу божества, ту "искру Божию", которую он находит в себе. Любовь к себе, отвлекающая христианина от стремления его к богоуподоблению (Мф. 5:48), есть любовь греховная. От всего, что отвлекает человека от его вечного назначения, христианин должен освободиться как от препятствия, затрудняющего его нравственное самоусовершенствование. В этом смысле сказано в Евангелии: Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную (Ин. 12, 25), т.е. кто не придает самостоятельного значения своему земному личному благополучию, отказываясь от него во имя вечного значения души (Мф. 16, 26), тот уже этим самым сохраняет свою душу для вечной жизни» (Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении. Т. 2).
Приведу также слова христианского писателя К. Льюиса:
«На самом деле любить себя можно двумя способами. Можно видеть в себе создание Божие, а к созданиям этим, какими бы они ни стали, надо быть милостивым. Можно видеть в себе пуп земли и предпочитать свои выгоды чужим. Вот эту, вторую любовь к себе нужно не только возненавидеть, но и убить. Христианин ведет с ней непрерывную борьбу, но он любит и милует все “я” на свете, кроме их греха. Сама борьба со своекорыстием показывает ему, как он должен относиться ко всем людям» (Эссе «Как относиться к себе»).
👉О самотерзании за грехи как о признаке гордости
#мораль #духовнаяжизнь #библия
Telegram
чтец Сергий Федоров
Прп. Никодим Святогорец напоминает, что подлинное смирение исключает зацикленность на своем падении и чрезмерную скорбь, поскольку смиренный человек не ждёт от самого себя ничего особенного. Помня об этом, можно избежать многих ненужных самотерзаний.
«Погрешают…
«Погрешают…
👍5🔥2
Попались мне следующие слова иеромонаха Варнавы (Ягу): «Уступчивость, в которой нет молитвы и смирения Христова, приводит к чувству несправедливости, к душевным травмам, что, в свою очередь, приводит человека к массе психических проблем».
И ведь действительно, проблема взаимоотношений между людьми, прежде всего, в неправильном восприятии реальности и неразумной реакции на происходящее. Чем более духовно грамотно человек переживает конфликты, несправедливости, бедствия, тем ему самому проще. Потому что он дает место Святому Духу действовать в своем сердце, а не ищет своей правды во что бы то ни стало. Он сознает, что его сила в Боге, а не в нем самом.
👉См. как вести себя при систематических оскорблениях и унижениях https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/649
#мораль #духовнаяжизнь #мысли
И ведь действительно, проблема взаимоотношений между людьми, прежде всего, в неправильном восприятии реальности и неразумной реакции на происходящее. Чем более духовно грамотно человек переживает конфликты, несправедливости, бедствия, тем ему самому проще. Потому что он дает место Святому Духу действовать в своем сердце, а не ищет своей правды во что бы то ни стало. Он сознает, что его сила в Боге, а не в нем самом.
👉См. как вести себя при систематических оскорблениях и унижениях https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/649
#мораль #духовнаяжизнь #мысли
Telegram
чтец Сергий Федоров
Как вести себя при систематических оскорблениях и унижениях?
В двух словах не дашь инструкцию на все случаи жизни, но есть некоторые универсальные библейские принципы, которыми нужно руководствоваться христианину.
1. Не отвечать злом на зло и не пускать…
В двух словах не дашь инструкцию на все случаи жизни, но есть некоторые универсальные библейские принципы, которыми нужно руководствоваться христианину.
1. Не отвечать злом на зло и не пускать…
❤3👍2