Свежий Шлаганов – Telegram
Свежий Шлаганов
2.05K subscribers
218 photos
1 video
9 files
146 links
Привет, я Юра!

Работал в VC, строил стартапы, а потом вернулся в VC ;)

Делюсь интересными мыслями, которые нахожу в интернете и иногда у себя в голове.

На английском:
https://up2yura.substack.com
https://twitter.com/up2yu

@sanov (канал без рекламы)
Download Telegram

Напомню, ребята занимаются разработкой платформы для дополненной реальности.

Что же именно они показали? Очки дополненной реальности, нацеленные на разработчиков софта под них. Дополняются очки шайбой, цепляющейся на ремень, и ручным контроллером.

Выглядит набор, конечно, ужасно. Стоимость не разглашается, но у меня есть стойкое чувство, что гаджет не будет доступным. В целом, продемонстрированный продукт вызвал некое разочарование. Захотелось привести цитату Матвея Федоренчика, белорусского IT-стартапера: "АR-девайсы не станут массово распространёнными, пока их не сделают с дизайном обычных Rayban и ценой в $200-300. Пока что все это дорогие цацки, причем с хреновым дизайном".
Стоимость валюты, в том числе и криптовалюты, формируется из двух составляющих - использования её в качестве средства спекуляции (то есть купил дешевле - продал дороже) и в качестве средства обмена (к примеру, для совершения покупок). И если с первым пунктом у битка всё хорошо (сейчас, кажется, даже наши бабушки задумываются о покупке раскрученной крипты), то по второму фронту наблюдаем полный завал.

Рост сети битка превратил процесс его оборота из быстрого и практически бесплатного в долгий, мучительный и, к слову, очень дорогой (смотрим график снизу). И всё это при ежедневном объеме транзакций в $300M. Для сравнения, VISA обрабатывает $17B.

Биткойн - это пионер блокчейн-экономики, однако, его технические ограничения не позволят ему выжить в качестве основной, да даже и одной из основных криптовалют в долгосрочной перспективе. Рано или поздно на смену ему придут более гибкие коллеги (Zcash, IOTA, Monero, Verge или какая-нибудь ныне несуществующая валюта).
Похоже, на венчурном рынке намечается глобальное противостояние.

Sequoia Capital, одна из самых авторитетных венчурных организаций, объявила о намерениях собрать в 2018 году инвестиционный фонд объёмом в $5-6B. Фокусом фонда станут стартапы на стадии роста.

Новый фонд Sequoia - это первый ответ Масайоши Сону с его Vision Fund - самым большим в истории фондом ($100B), инвестирующим в технологические компании. Инвесторами в этот фонд выступили такие гиганты, как Apple, Qualcomm и Sharp, а также суверенные фонды Саудовской Аравии и ОАЭ.

Кто выиграет от этой гонки венчурного капитала? Пока не понятно, но уже сейчас существенно возросшие размеры сделок привели к нескольким интересным последствиям. К примеру, ликвидность, предлагаемая инвестициями Vision Fund, позволяет частным компаниям на поздних этапах оставаться частными, т.е. не выходить на IPO в поисках капитала. Фирмы могут получить больше денег от Vision Fund, чем от IPO. По данным E&Y, среднее IPO на Nasdaq в этом году привлекло $116,7M. В это же время Vision Fund вливал суммы от $250M (Slack) до $10B (Uber). И поскольку стратегия Фонда - скупать акции существующих инвесторов, он позволяет им обеспечивать выход из сделки.

Учитывая не самую благоприятную обстановку для выхода на IPO (вспомним хотя бы Snap и Blue Apron), технические компании могут с радостью отказаться от выхода на публичный рынок на неопределенное время. Наступает очень интересное время.
На мой взгляд, самое неудачное IPO в 2017 году провела компания Blue Apron, занимающаяся доставкой наборов еды.

Всё сразу пошло не так - первоначальную цену акции ещё до старта IPO снизили с $15 до $10. Почему?Да потому что как раз перед размещением удар по Blue Apron сделал Amazon, за $13,7B приобретя Whole Foods и заявив, что планирует выходить на рынок доставки продуктов питания. Тем самым гигант увеличил неопределенность относительно будущего стартапа, вследствие чего цена на акции и была снижена.

Однако, даже это не помогло акциям Blue Apron не рухнуть на 70% вскоре после размещения. Неудачное IPO подкосило компанию - сначала руководство бросилось расширять клиентскую базу за счет увеличения трат на маркетинг. Поначалу это даже удалось, не удалось только выдерживать качество услуги при таком росте - многим их посылки приходили поздно, к тому же не всегда с правильным набором продуктов. Компания бросилась исправлять это, перекинув часть маркетингового бюджета на улучшение обслуживания, но значительную часть клиентов таки потеряла.

Как результат, в ноябре компанию покинули CEO Мэтт Зальцберг и CFO Брэд Дикерсон. Будущее у Blue Apron очень туманное.
Друзья, поздравляю вас с наступающим 2018 годом. Желаю, чтобы следующий год принес вам много новых, ещё не изведанных эмоций, в том числе связанных с новыми технологиями.

Из грядущих технологических событий лично я очень жду запуска Telegram Open Network. Если не видели презентационный ролик, кликайте ниже и ознакамливайтесь под оливье и мандаринки: https://www.youtube.com/watch?v=jqBcUXcxYLE&list=WL&index=8
Тяжела жизнь фаундера. Если на 2018-й вы поставили себе цель привлечь инвестиции, то поздравляю - будет жарко, но интересно)

Процесс фандрейзинга (привлечения инвестиций) с каждым годом становится всё более трудоёмким. Согласно последним исследования, более чем в трети случаев он занял более 4 месяцев, а фаундеры "пропитчили" более 20 инвесторов.

И даже это не гарантирует привлечение желаемого объёма инвестиций. По статистике, более 35% стартапов привлекает меньше инвестиций, чем планировали и только 19% - больше.
Шамат Палихапития, один из ранних топов Фейсбука, пытается перевернуть венчурную индустрию. Его план - автоматизировать процесс инвестирования в стартапы с помощью специально разработанного ПО.

Он говорит следующее: «Если речь идёт о небольшой сумме денег, от $50K до $500K, почему бы не использовать программное обеспечение, построенное на основе нашего многолетнего опыта строительства компаний?"

Параметры, которые он планирует включить в систему оценки, это выручка компании, рост выручки, средний доход на одного пользователя, пожизненная ценность клиента, общая стоимость привлечения клиента, TAM, SAM, SOM и другие. Программное обеспечение позволит автоматизировать процесс принятия инвестиционного решения, а привязанный к нему ИИ сможет помочь проверить правдивость приведенных предпринимателями цифр.

Палихапития сравнивает эту идею с тем, как банки обрабатывают заявки на получение кредитов. Если богатый человек обратится в JP Morgan за многомиллионной кредитной линией, процесс её одобрения будет включать несколько этапов, в том числе и ряд личных встреч. Если же обычный человек хочет оформить кредитную карту, он должен заполнить форму, а алгоритм затем автоматически рассчитает кредитоспособность. Эта система называется скорингом.

В настоящее время венчурная индустрия предлагает только личную, субъективную оценку. Внедрение же автоматизации, по мнению Шамата, может ускорить процесс выделения венчурных инвестиций, а также ослабить влияние субъективного человеческого фактора. Как вам его идея - есть в ней разумное зерно или, всё-таки, бред?
Результаты масштабного опроса предпринимателей и инвесторов по поводу их мнения о самых переоцененных и недооцененных технологических трендов. Удивительно, но блокчейн далеко не на первом месте)
В начале года предлагаю немного вдохновиться успехами 2017-го и запускаю 4-дневный марафон топов. Начну, пожалуй, с самых больших венчурных раундов 2017-го года.

1. Didi Chuxing привлек $5.5B в апреле при оценке в $50B. Китайский конкурент Uber третий год подряд привлекает огромные раунды. Суммарно с момента создания в 2012 году компания привлекла уже астрономическую сумму - $20B.

2. Meituan-Dianping в октябре закрыл раунд C объемом $4B при оценке в $30B. Среди инвесторов были такие гиганты, как Tencent, IDG Capital и Sequoia. Meituan-Dianping занимается развитием платформы для электронной торговли.

3. Самая крупная сеть коворкингов в мире WeWork привлекла $3B при оценке в $21B. Сделка состоялась в августе. Основным инвестором стал SoftBank. На привлеченные средства компания провела ряд поглощений, среди которых сеть учебных лагерей Flatiron School, сеть бассейнов Wavegarden и другие.

4. Китайский агрегатор новостей Toutiao - $2B, оценка - $20B. Среди инвесторов числятся Sequoia и Юрий Мильнер.

5. Ещё один конкурент Uber, Lyft в декабре привлек $1.5B при оценке в $11.5B. Данный раунд, возглавленный Google, сделал компанию из Сан-Франциско одной из самых дорогих венчурных компаний США.
Наш 4-дневный марафон топов продолжается самыми большими венчурными экзитами 2017-го года.

1. AppDynamics, создатель одноименного инструмента управления эффективностью приложений, в январе был приобретен Cisco за $3.7B. Что интересно, сделка была объявлена всего за день до запланированного компанией выхода на IPO. До поглощения AppDynamics успел привлечь $365M, а среди инвесторов выступили General Atlantic, Kleiner Perkins, Altimeter Capital и другие.

2. Snap, разработчик социальной сети Snapchat, в марте в ходе IPO привлек $3.4B. Дебют Snap на NYSE был одним из самых ожидаемых IPO 2017 года. Компания продала 200 миллионов акций по $17 за штуку, однако затем цена упала и сейчас держится в районе $14.

3. Chewy, один из серьезных игроков на рынке электронной коммерции, в мае был поглощен компанией PetSmart за $3.35B. За время существования компания привлекла $451M финансирования от таких венчурных фондов, как BlackRock, New Horizons Ventures и Wells Fargo.

4. IFM Therapeutics, биотехнологическая компания, которая разрабатывает мелкомолекулярные препараты для лечения рака и воспалительных заболеваний, в сентябре была поглощена Bristol-Myers Squibb за $2.3B. На момент поглощения компания привлекла всего $27M финансирования, а среди ведущих инвесторов были Novartis и Atlas Venture.

5. Компания Bai, занимающаяся производством низкоуглеводных напитков с антиоксидантом, за $1.7B была поглощена The Dr Pepper Snapple Group, которой уже принадлежат такие бренды, как 7UP, Canada Dry и Schweppes. Среди инвесторов в компанию есть такие имена, как Strand Equity Partners и CAVU Venture Partners.
Продолжаем заряжаться историями успеха в рамках 4-дневного марафона топов. Сегодня на очереди самые большие сделки прямого инвестирования (PE deals) 2017-го года.

1. Panera Bread—сентябрьский $7.16-миллиардный частный выкуп компанией BDT Capital Partners, основной задачей которой в последние несколько лет является расширение своей кофейно-ресторанной империи. В 2016, BDT приобрел производителя кофе Keurig Green Mountain за $14.2B.

2. Staples, один из гигантов рынка канцелярских товаров, также в сентябре был приобретен фондом прямых инвестиций Sycamore Partners за $6.9B, т.е. с 20-процентной надбавкой. Год для Staples выдался насыщенным - в феврале компания продала Cerberus Capital Management свое европейское подразделение, а в августе - своё австралийское подразделение фонду Platinum Equity.

3. Belle International, китайский ритейлер женской обуви, в июле был куплен за $6.8B фондами Hillhouse Capital и CDH Investments. Компания, к слову, является официальным дистрибьютором в Китае таких брендов, как Nike и Puma.

4. VWR International в ноябре был приобретен за $6.4B фондом New Mountain Capital. VWR занимается предоставлением различных услуг (в основном логистических) для лабораторий. Посредством сделки фонд надеется вызвать синергетический эффект, так как в его портфеле есть компания Avantor, поставщик материалов для исследований (в частности, например, в сфере life science) и разработки технологий.

5. Stada Arzneimittel в августе вошел в портфель Bain Capital за $6.4B. Компания занимается поставками фармацевтики.
Завершают же наш 4-дневный марафон топов самые большие сделки выхода из прямых инвестиций (PE exits) 2017-го года.

1. Logicor— июньский €12.25-миллиардный вторичный выкуп логистической компании. Фонд Blackstone приобрел компанию 5 лет назад, покупателем же компании в 2017 году выступил китайский государственный фонд China Investment Corp. Что интересно, в декабре Blackstone выкупил 10% акций Logicor обратно .

2. AWAS Aviation Capital - вторичный выкуп за $7.5B, произошедший в августе. Продавцами выступил британский фонд Terra Firma и канадский Canada Pension Plan Investment Board, а покупателем оказался Dubai Capital Enterprise, работающий на том же рынке, что и AWAS - рынке авиализинга.

3. Quirónsalud, испанская сеть госпиталей, в феврале была выкуплена за €5.76B. Продавец, CVC Capital Partners, приобрел компанию в 2011 году. Покупателем же оказалась немецкая группа медицинских компаний Fresenius. Чтобы собрать средства на покупку, Fresenius взяла €5.36B заемных средств, а также выпустила и продала акций на €400M.

4. Capsugel - июльское $5.5-миллиардное поглощение. Продавец компании, KKR, приобрел ее в 2011 году у Pfizer зв $2.38B. Capsungel - это крупный производитель капсул, пилюль и других систем доставки лекарств.

5. inVentiv Health — поглощение за $4.6B. Международный поставщик медико-фармацевтического консалтинга был приобретен фондом Thomas H. Lee Partners в 2010 году. В 2016-м часть акций компании отошла к Advent International. Выкупил же inVentiv Health INC Research с целью слияния компаний в одну - Syneos Health.