Математические байки
Photo
Слева то, что нужно для равносоставленности: постоянство инварианта Дэна. Справа — теорема Лиувилля: ограниченная целая функция постоянна.
Ну и на этой "сцепке" (из которой становится понятно, зачем нужно комплексное продолжение, и как хотя бы в принципе доказательство может работать) я эту байку на сегодня завершу.
Ну и на этой "сцепке" (из которой становится понятно, зачем нужно комплексное продолжение, и как хотя бы в принципе доказательство может работать) я эту байку на сегодня завершу.
Математические байки
Начнём, пожалуй :)
Да, а ещё коллеги напомнили, что у канала вчера был день рождения!
Forwarded from Непрерывное математическое образование
https://youtu.be/mH0oCDa74tE
Вышло новое видео 3blue1brown — от обсуждения того, что такое группы и зачем они нужны, до Монстра (простой группы порядка 808,017,424,794,512,875,886,459,904,961,710,757,005,754,368,000,000,000)
Бонус для желающих подробностей: http://www.ams.org/notices/200209/what-is.pdf — короткий текст Борчердса про Монстра (из серии «What is…»)
Вышло новое видео 3blue1brown — от обсуждения того, что такое группы и зачем они нужны, до Монстра (простой группы порядка 808,017,424,794,512,875,886,459,904,961,710,757,005,754,368,000,000,000)
Бонус для желающих подробностей: http://www.ams.org/notices/200209/what-is.pdf — короткий текст Борчердса про Монстра (из серии «What is…»)
YouTube
Group theory, abstraction, and the 196,883-dimensional monster
An introduction to group theory (Minor error corrections below)
Help fund future projects: https://www.patreon.com/3blue1brown
An equally valuable form of support is to simply share some of the videos.
Special thanks to these supporters: https://3b1b.co/monster…
Help fund future projects: https://www.patreon.com/3blue1brown
An equally valuable form of support is to simply share some of the videos.
Special thanks to these supporters: https://3b1b.co/monster…
Непрерывное математическое образование
https://mccme.ru/dubna/lect2020/ С 2001 года каждое лето во второй половине июля проходит Летняя школа «Современная математика» для старшеклассников и младшекурсников. В этом году ЛШСМ не будет. Но примерно в те же сроки и для той же аудитории будет несколько…
На странице https://www.mccme.ru/dubna/lect2020/ выложены ссылки на видеозаписи всех лекций — и слайды/запись доски от некоторых из них.
Ещё они есть одним плейлистом —
https://www.youtube.com/watch?v=xRRNCuxLEyQ&list=PLp9ABVh6_x4ET5so529u3C129XqkY8Gn_ ; и они же на mathnet-е — http://www.mathnet.ru/conf1828 .
Ещё они есть одним плейлистом —
https://www.youtube.com/watch?v=xRRNCuxLEyQ&list=PLp9ABVh6_x4ET5so529u3C129XqkY8Gn_ ; и они же на mathnet-е — http://www.mathnet.ru/conf1828 .
old.mccme.ru
Математические вечера ЛШСМ (июль 2020)
Математические байки
Можно ли разрезать треугольник вершиной вверх на конечное число частей (прямолинейными разрезами), сдвинуть каждую из них, не поворачивая, и получить треугольник вершиной вниз?
Давайте я скажу ещё пару слов про исходную задачу — про то, что треугольники вершиной вверх и вниз разрезаниями и параллельными переносами друг в друга превратить нельзя. А именно, интересно, что в "Images de Maths" эту невозможность рассказывают по-другому. И мне тут потребуется экскурс, казалось бы, совсем в сторону.
Если у нас (на плоскости, или в R^n) есть два множества, A и B, то можно определить их сумму Минковского: просто множество всевозможных сумм x+y:
A+B = {x+y | x\in A, y\in B}
A+B = {x+y | x\in A, y\in B}
Правда, при таком определении расположение этой суммы будет зависеть от того, где находится начало координат, так что давайте сразу рассматривать множества с точностью до параллельного переноса.
Если вместо суммы брать полусумму — то получится множество середин отрезков, соединяющих точки этих множеств. И я тут хочу вспомнить статью Н. Б. Васильева "Сложение фигур" в "Кванте" — http://kvant.mccme.ru/1976/04/slozhenie_figur.htm .
Кстати — хорошая задача оттуда: как выглядит ГМТ середин отрезков, соединяющих две точки на полуокружности?
Математические байки
Если вместо суммы брать полусумму — то получится множество середин отрезков, соединяющих точки этих множеств. И я тут хочу вспомнить статью Н. Б. Васильева "Сложение фигур" в "Кванте" — http://kvant.mccme.ru/1976/04/slozhenie_figur.htm .
Иллюстрация оттуда же — показывающая много разных сумм Минковского:
Если множества A и B выпуклые, то и их сумма A+B выпуклая. (Собственно, с этой задачи статья Н. Б. Васильева и начинается.)
А сумма множества A с кругом/с шаром радиуса ε это ε -окрестность A.
А сумма множества A с кругом/с шаром радиуса ε это ε -окрестность A.
А как устроена площадь ε-окрестности выпуклой фигуры на плоскости?
Легко понять, что при небольших ε она возрастает примерно на (периметр фигуры)*ε. А в старшей размерности — объём фигуры увеличивается в первом порядке на ε*(её площадь поверхности).
Утверждение, которое меня в своё время удивило: площадь ε-окрестности A_ε выпуклой фигуры A на плоскости — многочлен от ε:
S(A_ε) = S(A)+ε*L(A)+πε^2,
где L(A) — периметр A.
S(A_ε) = S(A)+ε*L(A)+πε^2,
где L(A) — периметр A.
ε-окрестность разбивается на сам многоугольник, прямоугольники, построенные на его сторонах, и сектора в вершинах, собирающиеся в точности в круг радиуса ε.
Эта иллюстрация для случая треугольника — но для случая любого выпуклого многоугольника будет то же самое. Кстати, собирающиеся сектора это то же самое рассуждение, что сумма внешних углов выпуклого многоугольника равна 2π: