Получил в дар сборник стихов Родиона Шафикова. Я уже говорил ему тет-а-тет и скажу теперь публично: состояться как поэт, на мой взгляд, сложнее, чем как философ. В последнем случае твой путь амортизируют процедуры академической инициации. У поэта же институционализированной дорожной карты нет, путь протаривается наощупь. К тому же надо найти по дороге свой стиль. Всё это у Родиона получилось.
Родион – мастер философской лирики. Сказывается здесь, разумеется, его вторая натура. Впрочем, местами стихи даже эзотеричны. Не в том бульварно-расхожем смысле, в котором это слово используется сегодня, а в, опять-таки, философском: как нетиражируемое, доступное лишь узкому кругу избранных знание.
Например, вот:
Чтобы понять эти строки, мало знать Библию: надо быть в курсе кьеркегоровских размышлений о вере. Заметьте, как блестяще запараллелены («Если сын останется, тогда ничего не считается») жертвоприношение Исаака и крестная жертва Христа.
Или вот:
Здесь обыгрывается средневековое мнемоническое наименование первого модуса первой фигуры аристотелевской силлогистики. Вычитать это сможет лишь причастник философской культуры.
Есть такое выражение: «Философ для философов». Так говорят о мыслителях, недоступных для широкого читателя, но представляющих интерес для профессиональных любителей мудрости. (Так, например, иногда называют Фреге.) Родион – поэт для философов. Его лирику надо неспешно, смакуя, разворачивать как упакованную в несколько слоёв жемчужину. И по плечу это только такому же философу.
Родион близок к христианскому физикализму, но тут это не проявлено. Смерть изображается как немощь – состояние, в котором человек полностью в руках Божьих. В бессилии Лазаря слышится отзвук крика тонущего Петра: «Господи! спаси меня» (Мф. 14:30–31). Столь же тонкое схватывание беспомощности в смерти я встречал разве что у Аверинцева (тоже философа!):
На примере Родиона вижу, что русская поэзия ещё дышит, не пресеклась на изломе веков в андеграунде, в тетрадных листках Рыжего, Непомнящего и Усова. И греет мысль, что к открытию нового таланта прикладываю сейчас руку, похоже, я сам.
UPD На один из стихов написал песенку. Можно послушать в VK.
#поэзия
#коллеги
Родион – мастер философской лирики. Сказывается здесь, разумеется, его вторая натура. Впрочем, местами стихи даже эзотеричны. Не в том бульварно-расхожем смысле, в котором это слово используется сегодня, а в, опять-таки, философском: как нетиражируемое, доступное лишь узкому кругу избранных знание.
Например, вот:
Авраам возвращается к слугам совсем один,
с ним нет никого, он не знает, надо ли каяться.
В последний момент сказал Бог, что если сын
останется жив, тогда ничего не считается.
Ничего не осталось. Блеет в кустах баран.
Огонь догорел, и тут же начался ливень.
Ни с кем Авраам не вернулся с горы Мориа.
Если Ицхак живой – то в росе и пыли.
Чтобы понять эти строки, мало знать Библию: надо быть в курсе кьеркегоровских размышлений о вере. Заметьте, как блестяще запараллелены («Если сын останется, тогда ничего не считается») жертвоприношение Исаака и крестная жертва Христа.
Или вот:
Все повторяется заново
на той стороне двора.
Не надевает Барбара
Зелёные рукава.
Её очертания имени
сковал готический шрифт,
он отразит, парируя,
настойчивость крови, лимф.
Здесь обыгрывается средневековое мнемоническое наименование первого модуса первой фигуры аристотелевской силлогистики. Вычитать это сможет лишь причастник философской культуры.
Есть такое выражение: «Философ для философов». Так говорят о мыслителях, недоступных для широкого читателя, но представляющих интерес для профессиональных любителей мудрости. (Так, например, иногда называют Фреге.) Родион – поэт для философов. Его лирику надо неспешно, смакуя, разворачивать как упакованную в несколько слоёв жемчужину. И по плечу это только такому же философу.
«Лазарь, ступай оттуда!»
«Сейчас соберу постель –
боюсь, что чего забуду».
«Лазарь, давай быстрей!»
Трогать плечо в пятнашках,
сразу бежать за другим.
«Лазарь, вставай!» «Мне тяжко!
Господи, помоги!»
«Лазарь, к тебе не шагну я,
лучше уж ты ко мне».
«Тут ветер смерти дует».
«А здесь того ветра нет».
Родион близок к христианскому физикализму, но тут это не проявлено. Смерть изображается как немощь – состояние, в котором человек полностью в руках Божьих. В бессилии Лазаря слышится отзвук крика тонущего Петра: «Господи! спаси меня» (Мф. 14:30–31). Столь же тонкое схватывание беспомощности в смерти я встречал разве что у Аверинцева (тоже философа!):
Когда <...> срам небытия обнажится —
Пустоту мою исполни Тобою.
На примере Родиона вижу, что русская поэзия ещё дышит, не пресеклась на изломе веков в андеграунде, в тетрадных листках Рыжего, Непомнящего и Усова. И греет мысль, что к открытию нового таланта прикладываю сейчас руку, похоже, я сам.
UPD На один из стихов написал песенку. Можно послушать в VK.
#поэзия
#коллеги
👍20❤5🔥3
Две недели назад Семён Ларин объявил о стриме с Борисом Межуевым. Из-за технических проблем перешли с одной платформы на другую, а там анонимный недоумок (догадываюсь, впрочем, какой) попытался по-школярски бесхитростно беседу сорвать. В результате стрим перенесли на следующую субботу, и уже в этот день он благополучно состоялся. Вчера послушал его в записи с большим удовольствием. (Вообще, чем больше открываю для себя Бориса Вадимовича, тем большей симпатией и уважением к нему проникаюсь.) Говорили об интеллектуальном классе, левом консерватизме и актуальном.
Коллег взбудоражила спокойно проводимое Межуевым объединение социализма и консерватизма. Прогрессивизм, на который указывает Семён, действительно характерен для марксизма и плохо бьётся с социокультурной инертностью консерватизма. Однако «социализм» шире «марксизма». Минимальным компонентом социализма является эгалитаризм – тезис о том, что главной политической ценностью является равенство. Стало быть, на самом общем уровне вопросов нет: возможны немарксистские вариации социализма, а социалистические и консервативные идеалы, похоже, поддаются объединению.
Вопросы возникают на подступах к прояснению этих понятий.
Во-первых, что такое консерватизм? Насколько я могу судить, это достаточно туманный лейбл, под которым в политической философии сегодня может пониматься многое. В том числе просто установка, состоящая в неприятии любых идеологий (в первую очередь либерализма и социализма).
Во-вторых, о каких видах эгалитаризма идёт речь, и насколько связанные с ними практики совместимы с консервативной политикой (что бы мы сейчас под ней ни понимали)? Примерно ясно, как обстоит дело с дистрибьютивным эгалитаризмом, говорящем о равномерном распределении ресурсов, но что на счёт реляционного эгалитаризма, настаивающего на устранении неравноправия и иерархизма? Насколько его можно увязать с религиозно-мотивированным консерватизмом (и вероучение какой конфессии в данном случае выступает источником ценностей и моральных норм)? Опять-таки, если мы частично или полностью отвергаем реляционный эгалитаризм, то почему?
В общем, впору планировать новый стрим с Борисом Вадимовичем. Вопросы для него, как видите, я уже заготовил.
#дискуссии
Коллег взбудоражила спокойно проводимое Межуевым объединение социализма и консерватизма. Прогрессивизм, на который указывает Семён, действительно характерен для марксизма и плохо бьётся с социокультурной инертностью консерватизма. Однако «социализм» шире «марксизма». Минимальным компонентом социализма является эгалитаризм – тезис о том, что главной политической ценностью является равенство. Стало быть, на самом общем уровне вопросов нет: возможны немарксистские вариации социализма, а социалистические и консервативные идеалы, похоже, поддаются объединению.
Вопросы возникают на подступах к прояснению этих понятий.
Во-первых, что такое консерватизм? Насколько я могу судить, это достаточно туманный лейбл, под которым в политической философии сегодня может пониматься многое. В том числе просто установка, состоящая в неприятии любых идеологий (в первую очередь либерализма и социализма).
Во-вторых, о каких видах эгалитаризма идёт речь, и насколько связанные с ними практики совместимы с консервативной политикой (что бы мы сейчас под ней ни понимали)? Примерно ясно, как обстоит дело с дистрибьютивным эгалитаризмом, говорящем о равномерном распределении ресурсов, но что на счёт реляционного эгалитаризма, настаивающего на устранении неравноправия и иерархизма? Насколько его можно увязать с религиозно-мотивированным консерватизмом (и вероучение какой конфессии в данном случае выступает источником ценностей и моральных норм)? Опять-таки, если мы частично или полностью отвергаем реляционный эгалитаризм, то почему?
В общем, впору планировать новый стрим с Борисом Вадимовичем. Вопросы для него, как видите, я уже заготовил.
#дискуссии
❤10🔥5👍1
Алексей Кардаш запустил опрос о самых влиятельных за последние десять лет русскоязычных философах. Нахожусь сейчас в рейтинге, следующем за топ-5 (лидирует Антон Кузнецов). Опрос продолжается, ещё не поздно проголосовать.
#о_философии
#о_философии
Telegram
здесь были драконы
За последние 10 лет русскоязычная философия стала куда более заметной в публичном пространстве. Возможно, кто-то даже скажет, что полноценно публичная философия на русском буквально возникла на наших глазах. Тем интереснее, что уже сейчас происходят попытки…
❤5👍2🔥2
Уже несколько дней идут ожесточённые дебаты о том, кто самый влиятельный русскоязычный философ. Началось всё со слива доклада Евгения Цуркана. В списке подозрительно преобладали сотрудники филосфака МГУ, а себя автор опроса трогательно поместил на первое место. В ответ на это Алексей Кардаш решил провести собственное исследование. Особенность последнего в почти полном отсутствии методологии. Уровень экспертизы не задан, участвовать может любой прохожий. Кроме того, практически нет ограничений в выборе кандидатов. Поэтому с академическими философами вроде Вадима Васильева соседствуют уже умершие (Лосев, Ильенков, Мамардашвили) и даже кандидаты-шутки (Тесак). Насколько я понимаю, сам Алексей считает это не багом, а фичей. Мол, сначала получим предварительные данные, предложив общественности самой разобраться, как она понимает выражение «самый влиятельный за десять лет русскоязычный философ», а потом уже будем вводить критерии.
Изучать, кем и как представлена сегодня в публичном поле философия, интересно и важно. Только не надо пренебрегать социологическим инструментарием. Во-первых, насколько широко трактуется термин «философ»? Это человек с соответствующей академической аффилиацией/философским образованием? Или запишем сюда также успешного CEO и рассуждающего о жизни бомжа? Во-вторых, что разуметь под публичностью? Допустим, человек раз в полгода читает доклады на крупных конференциях. Этого достаточно, чтобы назвать его публичным философом? Или речь только о невылезающих из популярных подкастов, образовательных платформ и эфиров федеральных телеканалов? Опять-таки, корректно ли сравнивать корифеев науки, не представленных в соцсетях, и аспирантов, ведущих Telegram-каналы? В-третьих, что значит «влияние»? Это вклад в академическую философию? Заслуги в популяризации философии (русскоязычной и зарубежной)? Оригинальные идеи, определившие интеллектуальную судьбу многих? Или просто некая авторитетность: ссылайтесь на такого-то, вот у него правильно написано? И это только вопросы, касающиеся вариантов ответа. Молчу об ограниченности выборки респондентов, явственной как в кейсе Цуркана, так и у Кардаша.
Кто-то видит в этих спорах симптом количественно-конкурентного мышления капитализма. Я же – хоть полностью и не списываю сей фактор со счетов – склонен связывать происходящее с безутешностью, недавно столь удачно и своевременно ухваченной Колей Герасимовым. В условиях всеобщей безрадостности, материальной неустроенности, отсутствия интересных проектов, варения в собственном соку и т.п. профессиональное сообщество начинает заниматься фаллометрией: мы живём, как говорит один философствующий олигарх, за чертой бедности, но давайте хотя бы решим, кто круче.
#дискуссии
Изучать, кем и как представлена сегодня в публичном поле философия, интересно и важно. Только не надо пренебрегать социологическим инструментарием. Во-первых, насколько широко трактуется термин «философ»? Это человек с соответствующей академической аффилиацией/философским образованием? Или запишем сюда также успешного CEO и рассуждающего о жизни бомжа? Во-вторых, что разуметь под публичностью? Допустим, человек раз в полгода читает доклады на крупных конференциях. Этого достаточно, чтобы назвать его публичным философом? Или речь только о невылезающих из популярных подкастов, образовательных платформ и эфиров федеральных телеканалов? Опять-таки, корректно ли сравнивать корифеев науки, не представленных в соцсетях, и аспирантов, ведущих Telegram-каналы? В-третьих, что значит «влияние»? Это вклад в академическую философию? Заслуги в популяризации философии (русскоязычной и зарубежной)? Оригинальные идеи, определившие интеллектуальную судьбу многих? Или просто некая авторитетность: ссылайтесь на такого-то, вот у него правильно написано? И это только вопросы, касающиеся вариантов ответа. Молчу об ограниченности выборки респондентов, явственной как в кейсе Цуркана, так и у Кардаша.
Кто-то видит в этих спорах симптом количественно-конкурентного мышления капитализма. Я же – хоть полностью и не списываю сей фактор со счетов – склонен связывать происходящее с безутешностью, недавно столь удачно и своевременно ухваченной Колей Герасимовым. В условиях всеобщей безрадостности, материальной неустроенности, отсутствия интересных проектов, варения в собственном соку и т.п. профессиональное сообщество начинает заниматься фаллометрией: мы живём, как говорит один философствующий олигарх, за чертой бедности, но давайте хотя бы решим, кто круче.
#дискуссии
Telegram
PhilosophyToday
Breaking news: Евгений Цуркан представил топ-лист публичных российских философов
В аудитории битва
В аудитории битва
❤11👍4🔥2
Никита Сюндюков в этом году невероятно плодовит на книжки. Не успел он летом отгастролировать по городам и весям с презентацией своего «Достоевского», как уже анонсировал «Немоту». Новая работа обещает быть введением в историю русской философии, да непростым. Фигуру исследователя принято исключать, дабы дознание истины получилось беспристрастным, но здесь она, наоборот, вписана в канву исследования и в нём же раскрывается. Предзаказ здесь.
#дружеский_репост
#дружеский_репост
❤14👍6🔥2
На канале высокочастотный писк и настроечная таблица. Скоро вернусь с лонгридами про мортализм у Отцов Церкви.
А пока подписывайтесь на МетаТеорию. Популярно о философии, богословии и психологии. Сдобрено мемами для элиты всех сортов.
#дружеский_репост
А пока подписывайтесь на МетаТеорию. Популярно о философии, богословии и психологии. Сдобрено мемами для элиты всех сортов.
#дружеский_репост
👍4❤2🔥2
Вышел новый Вестник ПСТГУ с моей статьёй о христианском мортализме XVI–XVII вв. Рассказываю в ней, что физикализм по проблеме души – это не только следствие доминирования научного мировоззрения, но и наследник традиции, существовавшей с начала христианского богословия и возродившейся в спорах протестантских авторов.
В следующей статье, над которой уже работаю, покажу, как эта материалистическая традиция, собственно, зародилась.
О выходе журнала узнал из поста Ивана Девятко, прорекламировавшего также моих морталистов.(Вообще, в теоретической плоскости мы с ним оппоненты. При этом в жизни милейше общаемся и сотрудничаем. Вот что бывает, когда за дело берутся джентельмены и гигачады научного диалога.) В долгу не остаюсь и в порядке взаимной любезности призываю всех почитать статью Ивана. Это хороший текст о том, что дискуссии о душе сегодня образуют перекрёсток, на котором встречаются философия сознания и теология, и что эти встречи полезны для обеих.
#статьи
#христианский_мортализм
#христианский_физикализм
В следующей статье, над которой уже работаю, покажу, как эта материалистическая традиция, собственно, зародилась.
О выходе журнала узнал из поста Ивана Девятко, прорекламировавшего также моих морталистов.
#статьи
#христианский_мортализм
#христианский_физикализм
👍11❤7🔥7
Forwarded from Insolarance Cult
Совместимо ли христианское вероучение с материалистическим мировоззрением? На первый взгляд кажется, что с большим трудом. Однако, несмотря на то, что обычно христианство предполагает дуализм тела и души, в его истории существовали и более материалистические взгляды на человеческую природу. В своей статье Алексей Павлов рассказывает о современном возрождении таких взглядов, о христианском физикализме.
🔥15❤11👍3
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Пристало ли рассуждать о безутешности философам-аналитикам? Мы с Николаем Герасимовым говорим: да! Нам удалось не только формализовать проблему безутешности, но и осуществить философский перформанс: ранее входивший в пропозицию термин «Другой» изглажен с доски истории.
Осталось откалибровать терминологию: если речь про метод, то лучше «нытинг», а если про тезис/теорию, то – «нытизм».
Рассчитываем, что бесценные интеллектуальные ресурсы не затрачены даром, и сие исследование, чей вред сомнителен, а польза очевидна, зачтётся нам в ежегодной отчётности.
#смешное
Осталось откалибровать терминологию: если речь про метод, то лучше «нытинг», а если про тезис/теорию, то – «нытизм».
Рассчитываем, что бесценные интеллектуальные ресурсы не затрачены даром, и сие исследование, чей вред сомнителен, а польза очевидна, зачтётся нам в ежегодной отчётности.
#смешное
❤19🔥9👍5
Когда говорят о материальности души, на ум в первую очередь приходит Тертуллиан. Он находился под влиянием стоицизма и мыслил душу как телесную сущность. Есть соблазн видеть в Тертуллиане родоначальника христианского физикализма. Но так ли это?
Разбираемся на бусти🌍
#лонгриды
#христианский_физикализм
Разбираемся на бусти
#лонгриды
#христианский_физикализм
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤12🔥1
Не раз пытался писать здесь что-то окромя философии, и каждый раз ничего хорошего из этого не выходило. Потому оставил кесарю кесарево и завёл отдельный канал для щитпостинга и оффтопа. В качестве затравки: рассказываю, что это за японская группа такая, на которую сослался давеча Дугин.
#этот_канал
#этот_канал
Telegram
Кимвал звучащий
Александр Гельевич сослался на Gerogerigegege, чем порадовал вашего покорного слугу, собирателя музыкальной дичи. (Кажется, музыкальные ликбезы Курёхина в своё время не прошли даром.) Теперь этот проект освящён непоколебимым авторитетом, заподозрить его в…
❤7🔥1
Фёдор Гиренок – не та персона, которую ожидаешь встретить в этом канале. Уж слишком много у меня претензий к тому, как он философствует и к каким выводам приходит. Но ради Пушкина готов пойти на многое. Если б меня спросили, на какие произведения следует оглядываться начинающему писателю, я бы, не колеблясь, начал список с «Капитанской дочки». Это эталон литературного русского языка. Лучше не было ни до, ни после.
31 октября, в канун богомерзкого Хэллоуина, Фёдор Иванович расскажет о демонах сознания Пушкина и ответит на вопрос, почему страх сойти с ума – не болезнь, а путь к прозрению. Что-что, а в оригинальности Гиренку не занимать, и незамыленный взгляд на классику всегда ценен.
👻 Лекция «Почему Пушкин боялся сойти с ума?»
🗓️ 31 октября, 19:30
📍 Лекторий Сарёнок (Малая Никитская 20с1)
Билеты тают как рассудок в туманном Петербурге.
#дружеский_репост
31 октября, в канун богомерзкого Хэллоуина, Фёдор Иванович расскажет о демонах сознания Пушкина и ответит на вопрос, почему страх сойти с ума – не болезнь, а путь к прозрению. Что-что, а в оригинальности Гиренку не занимать, и незамыленный взгляд на классику всегда ценен.
👻 Лекция «Почему Пушкин боялся сойти с ума?»
🗓️ 31 октября, 19:30
📍 Лекторий Сарёнок (Малая Никитская 20с1)
Билеты тают как рассудок в туманном Петербурге.
#дружеский_репост
🔥11👍4❤3
В разговоре с глазу на глаз о. Феогност Пушков напомнил, что у Тертуллиана телесны не только душа, но и Бог. Это справедливое замечание. Мариан Амбрози предлагает называть тертуллианову онтологию корпореализмом (от англ. «corporeality» – «телесность»). Представить её можно как конъюнкцию двух тезисов:
Первый тезис Тертуллиан проговаривает в «О плоти Христа». («Всё, что существует, есть своего рода тело; бестелесно лишь то, что не существует». Тертуллиан. Избр. соч. М.: «Прогресс», 1994. С. 174.) В свою очередь, под духовными сущностями понимается диапазон сущностей от душ до Бога, ангелов и бесов. (Термин мой, Амбрози его не использует.) Телесность Бога Тертуллиан прямо обозначает в «Против Праксея». («Ибо кто же станет отрицать, что Бог есть тело, хотя Бог есть дух? (Ин. 4:24)?»)
Оба тезиса взяты из стоической метафизики. Почему из неё? Известно, что до принятия христианства Тертуллиан был стоиком. Кроме того, трактаты Тертуллиана направлены против гностиков, отрицавших воскресение тела и наличие у Христа человеческой природы. Намерением апологета было пройти между Сциллой гностического дуализма и Харибдой эпикуреизма, пусть и признающего бытие (тоже телесное) богов, но отрицающего выживание души после смерти.
Материализм – как вариант онтологического монизма – исключает существование нематериальных вещей. Именно поэтому корпореализм не может называться материалистической теорией. Прав на это больше даже у эпикурейской метафизики, не отрицающей реальность души, но признающей её смертность. А у корпореализма их нет вовсе.
Проблема этой концепции в том, что она представляет собой решение на словах: душа объявляется материальной, но дуалистический дискурс фактически сохраняется. Да, в III в. корпореализм позволил подорвать авторитет еретиков-гностиков. Однако в наше время проку от него мало. Тщетность подобных подходов в философии сознания показал Макгинн на примере глобального ментализма: объявление ментальных свойств фундаментальными не избавит нас от провала в объяснении. Проблема души – это, по сути, проблема сознания, помещённая в контекст христианского мировоззрения. Т.е. к трудностям, касающимся объяснения природы ментального, прибавляются трудности богословского и экзегетического порядка. Вряд ли тут поможет простая замена слов.
P.S. Упреждая некоторые вопросы и возражения. Я локальный христианский физикалист – не верю в нематериальную душу, но допускаю, что Бог может быть нематериален. Точнее, я агностик по вопросу о природе Бога, и эта позиция представляется мне единственно корректной и благочестивой. Иван Девятко скажет: если ты веришь в Бога, что мешает допустить нематериальные души? Мол, сгорел сарай – гори и хата. Ответ: что дозволено Юпитеру, не дозволено быку. Я готов поступиться принципами в случае Бога, но в случае человека буду размахивать бритвой Оккама до тех пор, пока можно решить проблему души, не расширяя физикалистскую онтологию и не идя вразрез с Писанием.
#христианский_мортализм
#христианский_физикализм
(1) Всё существующее телесно.
&
(2) Духовные сущности телесны.
Первый тезис Тертуллиан проговаривает в «О плоти Христа». («Всё, что существует, есть своего рода тело; бестелесно лишь то, что не существует». Тертуллиан. Избр. соч. М.: «Прогресс», 1994. С. 174.) В свою очередь, под духовными сущностями понимается диапазон сущностей от душ до Бога, ангелов и бесов. (Термин мой, Амбрози его не использует.) Телесность Бога Тертуллиан прямо обозначает в «Против Праксея». («Ибо кто же станет отрицать, что Бог есть тело, хотя Бог есть дух? (Ин. 4:24)?»)
Оба тезиса взяты из стоической метафизики. Почему из неё? Известно, что до принятия христианства Тертуллиан был стоиком. Кроме того, трактаты Тертуллиана направлены против гностиков, отрицавших воскресение тела и наличие у Христа человеческой природы. Намерением апологета было пройти между Сциллой гностического дуализма и Харибдой эпикуреизма, пусть и признающего бытие (тоже телесное) богов, но отрицающего выживание души после смерти.
Материализм – как вариант онтологического монизма – исключает существование нематериальных вещей. Именно поэтому корпореализм не может называться материалистической теорией. Прав на это больше даже у эпикурейской метафизики, не отрицающей реальность души, но признающей её смертность. А у корпореализма их нет вовсе.
Проблема этой концепции в том, что она представляет собой решение на словах: душа объявляется материальной, но дуалистический дискурс фактически сохраняется. Да, в III в. корпореализм позволил подорвать авторитет еретиков-гностиков. Однако в наше время проку от него мало. Тщетность подобных подходов в философии сознания показал Макгинн на примере глобального ментализма: объявление ментальных свойств фундаментальными не избавит нас от провала в объяснении. Проблема души – это, по сути, проблема сознания, помещённая в контекст христианского мировоззрения. Т.е. к трудностям, касающимся объяснения природы ментального, прибавляются трудности богословского и экзегетического порядка. Вряд ли тут поможет простая замена слов.
P.S. Упреждая некоторые вопросы и возражения. Я локальный христианский физикалист – не верю в нематериальную душу, но допускаю, что Бог может быть нематериален. Точнее, я агностик по вопросу о природе Бога, и эта позиция представляется мне единственно корректной и благочестивой. Иван Девятко скажет: если ты веришь в Бога, что мешает допустить нематериальные души? Мол, сгорел сарай – гори и хата. Ответ: что дозволено Юпитеру, не дозволено быку. Я готов поступиться принципами в случае Бога, но в случае человека буду размахивать бритвой Оккама до тех пор, пока можно решить проблему души, не расширяя физикалистскую онтологию и не идя вразрез с Писанием.
#христианский_мортализм
#христианский_физикализм
❤9👍6
Если вам понравился предыдущий пост о метафизике Тертуллиана, читайте. Если нет – пропускайте, поскольку дальше я продолжу закапываться в эту тему.
Похоже, «корпореализм» – весьма удачный термин, поскольку схватывает различие между древним материализмом и современным физикализмом. Для древнего человека материальное – это то, как физический мир дан в наглядном опыте. Античный атомизм постулировал существование неделимых частиц, но они понимались просто как элементы среднемасштабных, доступных человеческому восприятию объектов вроде камней, деревьев и планет. Используя терминологию Уилфрида Сэлларса, можно сказать, что древний материализм служил отражением явленного образа мира (the manifest image). По мере развития науки знание о микромире углублялось. Квантовая физика дала понять, что физический мир на микроуровне отличается от того, каким мы знаем его на макроуровне: в некоторых случаях он существует словно по иным законам.
Соответственно, в древнем материализме все сущности мыслятся по аналогии с явленными объектами, – т.е. тем, как физический мир дан в человеческом опыте, не расширенном при помощи инструментария современной науки, – и им приписываются базовые свойства явленных объектов. Вероятно, мы можем открепить лейбл «корпореализм» от онтологии Тертуллиана и использовать его по отношению к другим версиям древнего материализма, круг которых широк: от упомянутого атомизма Демокрита и Эпикура до некоторых материалистических онтологий Нового времени (например, Гоббса, чья онтология напоминает тертуллиановскую).
В этом смысле античный и нововременной тнетопсихизм – это также корпореализм, поскольку мыслит душу как пусть телесную, но отдельную субстанцию, находящуюся внутри тела. Существенный шаг в сторону от примитивно-субстанциалистского взгляда на ментальное происходит лишь во времена Ричарда Овертона, предлагавшего отказаться вовсе от идеи души и говорить вместо этого о наличии у человека рациональной способности.
#христианский_мортализм
#христианский_физикализм
Похоже, «корпореализм» – весьма удачный термин, поскольку схватывает различие между древним материализмом и современным физикализмом. Для древнего человека материальное – это то, как физический мир дан в наглядном опыте. Античный атомизм постулировал существование неделимых частиц, но они понимались просто как элементы среднемасштабных, доступных человеческому восприятию объектов вроде камней, деревьев и планет. Используя терминологию Уилфрида Сэлларса, можно сказать, что древний материализм служил отражением явленного образа мира (the manifest image). По мере развития науки знание о микромире углублялось. Квантовая физика дала понять, что физический мир на микроуровне отличается от того, каким мы знаем его на макроуровне: в некоторых случаях он существует словно по иным законам.
Соответственно, в древнем материализме все сущности мыслятся по аналогии с явленными объектами, – т.е. тем, как физический мир дан в человеческом опыте, не расширенном при помощи инструментария современной науки, – и им приписываются базовые свойства явленных объектов. Вероятно, мы можем открепить лейбл «корпореализм» от онтологии Тертуллиана и использовать его по отношению к другим версиям древнего материализма, круг которых широк: от упомянутого атомизма Демокрита и Эпикура до некоторых материалистических онтологий Нового времени (например, Гоббса, чья онтология напоминает тертуллиановскую).
В этом смысле античный и нововременной тнетопсихизм – это также корпореализм, поскольку мыслит душу как пусть телесную, но отдельную субстанцию, находящуюся внутри тела. Существенный шаг в сторону от примитивно-субстанциалистского взгляда на ментальное происходит лишь во времена Ричарда Овертона, предлагавшего отказаться вовсе от идеи души и говорить вместо этого о наличии у человека рациональной способности.
#христианский_мортализм
#христианский_физикализм
👍8❤3
День философии в этом году будет отмечен конференцией, о которой никто не просил, но которая давно напрашивалась. Тема – полезность философии в бизнесе. Среди спикеров такие глыбы, как Владимир Нишуков, Юрий Сапрыкин, Пётр Резвых, Александр Витушинский и Антон Кузнецов.
20 ноября, Москва, клуб Quercus.
#дружеский_репост
20 ноября, Москва, клуб Quercus.
#дружеский_репост
quercusclub.ru
Конференция «Философия в ответе»
Пространство, где мы обсудим,
как философия может быть полезна
за пределами академии
как философия может быть полезна
за пределами академии
❤11👍3🔥2
Forwarded from Кимвал звучащий
Казачий поэт, белоэмигрант Николай Туроверов:
Как и полагается терскому казаку, в левом ухе ношу серьгу (первое фото). Купил у настоящего кузнеца-казака лет десять назад.
В оформлении казачьих серег есть несколько повторяющихся мотивов. Один из них – змей, кусающий себя за хвост. Он же используется и в моей серьге.
Вообще, это не что иное, как уроборос (от др.-греч. οὐρά – «хвост», βορά – «еда», букв. – «хвостоед») – древний символ, встречающийся во многих культурах. К нему любили обращаться алхимики. Он использовался в трактатах гностической библиотеки Наг-Хаммади. Один из наиболее ранних уробористических образов можно найти в древнеегипетском погребальном тексте, высеченном на гробнице Тутанхамона (XIV в. до н.э.). Обозначает обычно цикличность возникновения и уничтожения или двойственность чего-либо.
Сколько же всего сплелось в казачестве: русского, тюрского, даже мрачно-архаического, уходящего в глубь веков.
Был мальченком. И тетка старуха,
Казачьей гордясь стариной,
Проколола мне левое ухо
Тмутараканской серьгой,
Рассказав о серьге Святослава,
Про Саркелы — хозарскую быль —
Что лежат по-над Доном направо,
Где теперь лишь полынь да ковыль.
Не такая ль попала татарам,
От татар перешла к казаку
И досталась ахтырским гусарам,
Да второму Донскому полку.
1966
Как и полагается терскому казаку, в левом ухе ношу серьгу (первое фото). Купил у настоящего кузнеца-казака лет десять назад.
В оформлении казачьих серег есть несколько повторяющихся мотивов. Один из них – змей, кусающий себя за хвост. Он же используется и в моей серьге.
Вообще, это не что иное, как уроборос (от др.-греч. οὐρά – «хвост», βορά – «еда», букв. – «хвостоед») – древний символ, встречающийся во многих культурах. К нему любили обращаться алхимики. Он использовался в трактатах гностической библиотеки Наг-Хаммади. Один из наиболее ранних уробористических образов можно найти в древнеегипетском погребальном тексте, высеченном на гробнице Тутанхамона (XIV в. до н.э.). Обозначает обычно цикличность возникновения и уничтожения или двойственность чего-либо.
Сколько же всего сплелось в казачестве: русского, тюрского, даже мрачно-архаического, уходящего в глубь веков.
❤15👍3
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Илон Маск заявил, что скоро мы сможем жить вечно, загрузив наши сознания в роботов Optimus. Насколько я понимаю, речь идёт о создании языковых моделей, хранящих в базе данных наши убеждения и воспоминания, а также имитирующих наши психологические черты.
Поправьте, если я давно не занимался философией сознания, закопавшись в богословии, но, по-моему, это не то, что мы ждём от гипотетической технологии загрузки сознания. Загружая сознание в компьютер, я рассчитываю, что это предотвратит прерывание континуальности моего сознательного опыта – неизбежного следствия смерти. (Если, конечно, мы признаём супервентность ментального на физическом.) Однако этого явно не произойдёт в кейсе Маска, поскольку его андроиды работают под управлением ИИ, у которого на сегодняшний день нет феноменального сознания. Кроме того, всё равно стояла бы проблема того, чтобы результатом загрузки сознания было восстановление моей личности, а не дублирование – создание двойника, с которым я имею общие воспоминания, убеждения и т.п. до момента, когда тот активируется, и его психологический опыт перестаёт быть идентичным моему.
Иная трудность касается сопоставимости нынешнего ИИ и человеческого интеллекта. В функционалистском смысле создать цифровую копию человеческого сознания – значит создать цифровые аналоги нейронных коррелятов человеческого сознания, играющих аналогичные каузальные роли. Моих скромных компетенций хватает только для того, чтобы осторожно говорить, что человеческий ум устроен намного сложнее. Оптимус-Павлов будет козырять моими фразочками, понимать разного рода узкие контексты и отвечать примерно так же, как я, но не будет главного – он не будет мыслить как я, личность на базе человеческого мозга.
На мой взгляд, снэпшот Маска – это такой ментальный памятник. Мы не требуем от памятника Пушкину анатомической точности: достаточно определённой степени сходства. Опять-таки, мы не ждём от памятника, что он обеспечит человека, на которого он указывает, бессмертием. Во всяком случае, в строгом смысле, а не в смысле: «Не зарастёт народная тропа».
Писал этот текст, и вспомнился японский мультик, увиденный в глубоком детстве. Что-то про ребят, пилотирующих мехи – огромные человекоподобные боевые машины. Один из героев погибает, и остальные создают его копию – не то на органической, не то на цифровой основе. Копия идентична оригиналу в психологическом смысле, но ясно, что технически она уже другая личность. Это понимают как окружающие, так и сам двойник, терзающийся компексом самозванца и виня себя в том, что не оправдывает ожиданий команды. Забавно, почти ничего о мультфильме не помню, но эта пронзительная деталь в памяти пятилетнего ребёнка отпечаталась.
#загрузка_сознания
Поправьте, если я давно не занимался философией сознания, закопавшись в богословии, но, по-моему, это не то, что мы ждём от гипотетической технологии загрузки сознания. Загружая сознание в компьютер, я рассчитываю, что это предотвратит прерывание континуальности моего сознательного опыта – неизбежного следствия смерти. (Если, конечно, мы признаём супервентность ментального на физическом.) Однако этого явно не произойдёт в кейсе Маска, поскольку его андроиды работают под управлением ИИ, у которого на сегодняшний день нет феноменального сознания. Кроме того, всё равно стояла бы проблема того, чтобы результатом загрузки сознания было восстановление моей личности, а не дублирование – создание двойника, с которым я имею общие воспоминания, убеждения и т.п. до момента, когда тот активируется, и его психологический опыт перестаёт быть идентичным моему.
Иная трудность касается сопоставимости нынешнего ИИ и человеческого интеллекта. В функционалистском смысле создать цифровую копию человеческого сознания – значит создать цифровые аналоги нейронных коррелятов человеческого сознания, играющих аналогичные каузальные роли. Моих скромных компетенций хватает только для того, чтобы осторожно говорить, что человеческий ум устроен намного сложнее. Оптимус-Павлов будет козырять моими фразочками, понимать разного рода узкие контексты и отвечать примерно так же, как я, но не будет главного – он не будет мыслить как я, личность на базе человеческого мозга.
На мой взгляд, снэпшот Маска – это такой ментальный памятник. Мы не требуем от памятника Пушкину анатомической точности: достаточно определённой степени сходства. Опять-таки, мы не ждём от памятника, что он обеспечит человека, на которого он указывает, бессмертием. Во всяком случае, в строгом смысле, а не в смысле: «Не зарастёт народная тропа».
Писал этот текст, и вспомнился японский мультик, увиденный в глубоком детстве. Что-то про ребят, пилотирующих мехи – огромные человекоподобные боевые машины. Один из героев погибает, и остальные создают его копию – не то на органической, не то на цифровой основе. Копия идентична оригиналу в психологическом смысле, но ясно, что технически она уже другая личность. Это понимают как окружающие, так и сам двойник, терзающийся компексом самозванца и виня себя в том, что не оправдывает ожиданий команды. Забавно, почти ничего о мультфильме не помню, но эта пронзительная деталь в памяти пятилетнего ребёнка отпечаталась.
#загрузка_сознания
🔥24👍9❤8