Алексей Павлов – Telegram
Алексей Павлов
1.58K subscribers
299 photos
3 videos
343 links
Научный сотрудник Института философии РАН.

Метафизика, философия сознания, христианское богословие, политическая философия.

Для связи: @alexeyspavlov

Оффтоп: @tinkling_cymbal

Сайт: alexeypavlov.me

Поддержать: 2202 2012 4443 7279
Download Telegram
Начало учебного года, и интересные мероприятия идут кучно. В том числе в родном Институте философии.

🔵24 и 25 сентября состоится большая конференция, приуроченная к 800-летию Фомы Аквинского. Первый день – историко-философский. Обещают телемост с аквинатоведом и философом Элеонор Стамп. Во второй день на наследие ангельского доктора взглянут в свете того, чем оно может быть полезно для нас сегодня.

🔵30 сентября пройдёт семинар по современной аналитической философии, в кои-то веки посвящённый христианскому богословию. Коллега Лера Слепцова расскажет о том, как в наши дни решают проблему существования зла. Советую не пропускать или хотя бы посмотреть потом в записи.

#ИФ_РАН
#конференции
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
15👍4
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Отец Павел Островский выступил за изменение системы аттестации психологов и обвинил последних в разрушении института семьи.

Постараюсь сейчас развернуть мысль. Она будет очень предварительная и незрелая. Впрочем, на то блоги и нужны.
 
Замечательно, когда психолог выявляет психологические проблемы и помогает с их решением. Хуже, когда он транслирует определённое мировоззрение. Так психолог посягает на вотчину философа. Не стоит и говорить, что не всякий хороший психолог – хороший философ. Впрочем, дело даже не в этом. Возможно, некоторые неврозы действительно невозможно излечить, не коснувшись убеждений и ценностей клиента. Но, кажется, в обязанности психолога всё-таки не входит продажа целостной картины мира, глобальных жизненных установок. А ведь львиная доля докторов душ как раз на этом собаку съела. Не хочу показывать пальцем: вы сами их знаете. Ежели нет, просто обегите глазами соответствующий стенд в книжном отделе супермаркета: все эти бесконечные рецепты выстраивания «экологичных» отношений с окружающими, инструкции, как возлюбить себя и стать счастливым. (Само собой, я отделяю серьёзных учёных от графоманов и самопровозглашённых гуру. Речь в данном случае о последних.)
 
Вместо того, чтобы показать клиенту, как закалить характер, понимать свои желания и говорить при необходимости «нет», психолог внушает убеждения о том, что жить для самого себя правильно, и надо руководствоваться только собственными желаниями и интересами. Причём говорится об этом с великой помпой, почти как о научно обоснованных истинах. Галочки о том, что убеждения эти далеко не бесспорны, и их может развалить любой выпускник филосфака, разумеется, нет.

Отсюда берёт начало нынешнее терапибесие. Не вяжутся отношения с престарелой мамой? Ничего страшного: ты давно сепарировалась, от абьюзеров держись подальше. Она не может на больных ногах дойти до магазина? Разберётся, не маленькая. Если совсем край, сдать против воли в дом престарелых. Ребёнок жалуется, что родитель всё время на работе или свиданиях? Надо объяснить, что профессиональная и романтическая реализация для человека на первом месте. Ушла, потому что заставлял родить и не дарил путёвки в Анталью? That's my girl! Сюда же популярная приписка в дейтинг-приложениях: «Прошла терапию, от будущего партнёра ожидаю того же». Словно бы, проплатив психотерапевтическую сессию, человек становится существом иного порядка.

Ну, и, похоже, это не просто поветрие. Это умонастроение эпохи. Такой он, этос развитого неолиберализма. Напоминает пустоту Эпикура с летающими атомами-индивидами. За тем исключением, что атомы здесь почти не сталкиваются.

#мысли
47👍24🔥14
Студенты РУДН создали прекрасный гуманитарный лекторий «Парадигма». Тема предстоящей встречи (27 сентября) – как русские философы переживали культурный кризис начала XX века, почему мы похожи и чему мы можем у них поучиться.

Подробности тут.

#дружеский_репост
🔥124👍2
Скончался Джон Сёрл.

Об этом, возможно, никто не узнал бы, если бы Гоша Черкасов не заглянул в блог Колина Макгинна. Тот опубликовал письмо секретарши Сёрла, из которого можно узнать много некрасивых вещей: сноха поместила философа в дом престарелых и сдала его жильё в аренду, а Калифорнийский университет в Беркли, которому Сёрл отдал больше шестидесяти лет жизни, не будет проводить никаких траурных мероприятий. Всему виной то, что почти десять лет назад Сёрл пострадал от культуры отмены: его обвинили в неэтичном поведении, злоупотреблении полномочиями и приставаниях к студенткам. С этой историей я знаком ещё меньше, чем со схожим обвинением в домогательствах, выдвинутым в адрес Макгинна. В любом случае, даже если человек оступился, должны быть некие практики реабилитации. Но, похоже, нынешними жандармами толерантности и инклюзивности они не предусмотрены.

Сёрл внёс вклад в многие регионы философского знания, но в России он воспринимается прежде всего как один из столпов философии сознания. Два других – Деннет и Чалмерс. «Бостонского зомби» не стало в прошлом году. Нет теперь с нами и «рыцаря здравого смысла», считавшего, что проблема сознания уже решена. (Головой мы, конечно, кивали, но про себя соглашаться не спешили.) Вся надежда на сумрачного гения из Австралии.

#скорблю
35👍7🔥2
В который раз убеждаюсь, сколь наэлектролизовано наше сообщество. Хватит искры, чтобы всё полыхнуло. Вот и известие о смерти Сёрла взорвало сегмент философских Telegram-каналов. Натуральные холивары случились в комментариях у Гоши Черкасова и политфилософа Сергея Коретко.

Алексей Кардаш написал пост, позволяющий составить целостное представление о кейсе Сёрла.

Лапидарно обозначу собственную позицию. По-видимому, обвинения в злоупотреблениях и домогательствах действительно в значительной мере обоснованы. Каким бы светилом науки ты ни был, права чинить препоны студентам и хватать за филейные места женщин – во всяком случае, без их согласия, – не имеешь. За недопустимыми действиями должны следовать санкции. Однако нет необходимости исключать зарвавшегося старика из всех академических и культурных процессов, буквально заносить над его головой ластик. Эта мера наказания явно несоразмерна нарушению. И ни в какие ворота не лезет отказ от публикации некрологов и проведения мемориальных мероприятий. Здесь я полностью на стороне Артёма Беседина. Не только с физиологической, но и с психологической точек зрения человек невероятно сложное существо. Не умаляя его пороков и заблуждений, отдайте честь той его части, которая этого заслуживает. Пускай, как говорят некоторые, Сёрл давно не числился в штате сотрудников Беркли (сколько же в этом доводе вонючего бездушного формализма): достаточно того, что он здесь когда-то работал, и что он величина мирового уровня.

Словом, я правда противник культуры отмены. Эта практика не только открывает дверь манипуляциям, но и служит препятствием для комплексной оценки личности.

#дискуссии
👍226🔥3
Получил в дар сборник стихов Родиона Шафикова. Я уже говорил ему тет-а-тет и скажу теперь публично: состояться как поэт, на мой взгляд, сложнее, чем как философ. В последнем случае твой путь амортизируют процедуры академической инициации. У поэта же институционализированной дорожной карты нет, путь протаривается наощупь. К тому же надо найти по дороге свой стиль. Всё это у Родиона получилось.

Родион – мастер философской лирики. Сказывается здесь, разумеется, его вторая натура. Впрочем, местами стихи даже эзотеричны. Не в том бульварно-расхожем смысле, в котором это слово используется сегодня, а в, опять-таки, философском: как нетиражируемое, доступное лишь узкому кругу избранных знание.

Например, вот:

Авраам возвращается к слугам совсем один,
с ним нет никого, он не знает, надо ли каяться.
В последний момент сказал Бог, что если сын
останется жив, тогда ничего не считается.

Ничего не осталось. Блеет в кустах баран.
Огонь догорел, и тут же начался ливень.
Ни с кем Авраам не вернулся с горы Мориа.
Если Ицхак живой – то в росе и пыли.


Чтобы понять эти строки, мало знать Библию: надо быть в курсе кьеркегоровских размышлений о вере. Заметьте, как блестяще запараллелены («Если сын останется, тогда ничего не считается») жертвоприношение Исаака и крестная жертва Христа.

Или вот:

Все повторяется заново
на той стороне двора.
Не надевает Барбара
Зелёные рукава.

Её очертания имени
сковал готический шрифт,
он отразит, парируя,
настойчивость крови, лимф.


Здесь обыгрывается средневековое мнемоническое наименование первого модуса первой фигуры аристотелевской силлогистики. Вычитать это сможет лишь причастник философской культуры.

Есть такое выражение: «Философ для философов». Так говорят о мыслителях, недоступных для широкого читателя, но представляющих интерес для профессиональных любителей мудрости. (Так, например, иногда называют Фреге.) Родион – поэт для философов. Его лирику надо неспешно, смакуя, разворачивать как упакованную в несколько слоёв жемчужину. И по плечу это только такому же философу.

«Лазарь, ступай оттуда!»
«Сейчас соберу постель –
боюсь, что чего забуду».
«Лазарь, давай быстрей!»

Трогать плечо в пятнашках,
сразу бежать за другим.
«Лазарь, вставай!» «Мне тяжко!
Господи, помоги!»

«Лазарь, к тебе не шагну я,
лучше уж ты ко мне».
«Тут ветер смерти дует».
«А здесь того ветра нет».


Родион близок к христианскому физикализму, но тут это не проявлено. Смерть изображается как немощь – состояние, в котором человек полностью в руках Божьих. В бессилии Лазаря слышится отзвук крика тонущего Петра: «Господи! спаси меня» (Мф. 14:30–31). Столь же тонкое схватывание беспомощности в смерти я встречал разве что у Аверинцева (тоже философа!):

Когда <...> срам небытия обнажится —
Пустоту мою исполни Тобою.


На примере Родиона вижу, что русская поэзия ещё дышит, не пресеклась на изломе веков в андеграунде, в тетрадных листках Рыжего, Непомнящего и Усова. И греет мысль, что к открытию нового таланта прикладываю сейчас руку, похоже, я сам.

UPD На один из стихов написал песенку. Можно послушать в VK.

#поэзия
#коллеги
👍205🔥3
Две недели назад Семён Ларин объявил о стриме с Борисом Межуевым. Из-за технических проблем перешли с одной платформы на другую, а там анонимный недоумок (догадываюсь, впрочем, какой) попытался по-школярски бесхитростно беседу сорвать. В результате стрим перенесли на следующую субботу, и уже в этот день он благополучно состоялся. Вчера послушал его в записи с большим удовольствием. (Вообще, чем больше открываю для себя Бориса Вадимовича, тем большей симпатией и уважением к нему проникаюсь.) Говорили об интеллектуальном классе, левом консерватизме и актуальном.

Коллег взбудоражила спокойно проводимое Межуевым объединение социализма и консерватизма. Прогрессивизм, на который указывает Семён, действительно характерен для марксизма и плохо бьётся с социокультурной инертностью консерватизма. Однако «социализм» шире «марксизма». Минимальным компонентом социализма является эгалитаризм – тезис о том, что главной политической ценностью является равенство. Стало быть, на самом общем уровне вопросов нет: возможны немарксистские вариации социализма, а социалистические и консервативные идеалы, похоже, поддаются объединению.

Вопросы возникают на подступах к прояснению этих понятий.

Во-первых, что такое консерватизм? Насколько я могу судить, это достаточно туманный лейбл, под которым в политической философии сегодня может пониматься многое. В том числе просто установка, состоящая в неприятии любых идеологий (в первую очередь либерализма и социализма).

Во-вторых, о каких видах эгалитаризма идёт речь, и насколько связанные с ними практики совместимы с консервативной политикой (что бы мы сейчас под ней ни понимали)? Примерно ясно, как обстоит дело с дистрибьютивным эгалитаризмом, говорящем о равномерном распределении ресурсов, но что на счёт реляционного эгалитаризма, настаивающего на устранении неравноправия и иерархизма? Насколько его можно увязать с религиозно-мотивированным консерватизмом (и вероучение какой конфессии в данном случае выступает источником ценностей и моральных норм)? Опять-таки, если мы частично или полностью отвергаем реляционный эгалитаризм, то почему?

В общем, впору планировать новый стрим с Борисом Вадимовичем. Вопросы для него, как видите, я уже заготовил.

#дискуссии
10🔥5👍1
Уже несколько дней идут ожесточённые дебаты о том, кто самый влиятельный русскоязычный философ. Началось всё со слива доклада Евгения Цуркана. В списке подозрительно преобладали сотрудники филосфака МГУ, а себя автор опроса трогательно поместил на первое место. В ответ на это Алексей Кардаш решил провести собственное исследование. Особенность последнего в почти полном отсутствии методологии. Уровень экспертизы не задан, участвовать может любой прохожий. Кроме того, практически нет ограничений в выборе кандидатов. Поэтому с академическими философами вроде Вадима Васильева соседствуют уже умершие (Лосев, Ильенков, Мамардашвили) и даже кандидаты-шутки (Тесак). Насколько я понимаю, сам Алексей считает это не багом, а фичей. Мол, сначала получим предварительные данные, предложив общественности самой разобраться, как она понимает выражение «самый влиятельный за десять лет русскоязычный философ», а потом уже будем вводить критерии.

Изучать, кем и как представлена сегодня в публичном поле философия, интересно и важно. Только не надо пренебрегать социологическим инструментарием. Во-первых, насколько широко трактуется термин «философ»? Это человек с соответствующей академической аффилиацией/философским образованием? Или запишем сюда также успешного CEO и рассуждающего о жизни бомжа? Во-вторых, что разуметь под публичностью? Допустим, человек раз в полгода читает доклады на крупных конференциях. Этого достаточно, чтобы назвать его публичным философом? Или речь только о невылезающих из популярных подкастов, образовательных платформ и эфиров федеральных телеканалов? Опять-таки, корректно ли сравнивать корифеев науки, не представленных в соцсетях, и аспирантов, ведущих Telegram-каналы? В-третьих, что значит «влияние»? Это вклад в академическую философию? Заслуги в популяризации философии (русскоязычной и зарубежной)? Оригинальные идеи, определившие интеллектуальную судьбу многих? Или просто некая авторитетность: ссылайтесь на такого-то, вот у него правильно написано? И это только вопросы, касающиеся вариантов ответа. Молчу об ограниченности выборки респондентов, явственной как в кейсе Цуркана, так и у Кардаша.

Кто-то видит в этих спорах симптом количественно-конкурентного мышления капитализма. Я же – хоть полностью и не списываю сей фактор со счетов – склонен связывать происходящее с безутешностью, недавно столь удачно и своевременно ухваченной Колей Герасимовым. В условиях всеобщей безрадостности, материальной неустроенности, отсутствия интересных проектов, варения в собственном соку и т.п. профессиональное сообщество начинает заниматься фаллометрией: мы живём, как говорит один философствующий олигарх, за чертой бедности, но давайте хотя бы решим, кто круче.

#дискуссии
11👍4🔥2
Никита Сюндюков в этом году невероятно плодовит на книжки. Не успел он летом отгастролировать по городам и весям с презентацией своего «Достоевского», как уже анонсировал «Немоту». Новая работа обещает быть введением в историю русской философии, да непростым. Фигуру исследователя принято исключать, дабы дознание истины получилось беспристрастным, но здесь она, наоборот, вписана в канву исследования и в нём же раскрывается. Предзаказ здесь.

#дружеский_репост
14👍6🔥2
На канале высокочастотный писк и настроечная таблица. Скоро вернусь с лонгридами про мортализм у Отцов Церкви.

А пока подписывайтесь на МетаТеорию. Популярно о философии, богословии и психологии. Сдобрено мемами для элиты всех сортов.

#дружеский_репост
👍42🔥2
Вышел новый Вестник ПСТГУ с моей статьёй о христианском мортализме XVI–XVII вв. Рассказываю в ней, что физикализм по проблеме души – это не только следствие доминирования научного мировоззрения, но и наследник традиции, существовавшей с начала христианского богословия и возродившейся в спорах протестантских авторов.

В следующей статье, над которой уже работаю, покажу, как эта материалистическая традиция, собственно, зародилась.

О выходе журнала узнал из поста Ивана Девятко, прорекламировавшего также моих морталистов. (Вообще, в теоретической плоскости мы с ним оппоненты. При этом в жизни милейше общаемся и сотрудничаем. Вот что бывает, когда за дело берутся джентельмены и гигачады научного диалога.) В долгу не остаюсь и в порядке взаимной любезности призываю всех почитать статью Ивана. Это хороший текст о том, что дискуссии о душе сегодня образуют перекрёсток, на котором встречаются философия сознания и теология, и что эти встречи полезны для обеих.

#статьи
#христианский_мортализм
#христианский_физикализм
👍117🔥7
Forwarded from Insolarance Cult
Совместимо ли христианское вероучение с материалистическим мировоззрением? На первый взгляд кажется, что с большим трудом. Однако, несмотря на то, что обычно христианство предполагает дуализм тела и души, в его истории существовали и более материалистические взгляды на человеческую природу. В своей статье Алексей Павлов рассказывает о современном возрождении таких взглядов, о христианском физикализме.
🔥1511👍3
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Пристало ли рассуждать о безутешности философам-аналитикам? Мы с Николаем Герасимовым говорим: да! Нам удалось не только формализовать проблему безутешности, но и осуществить философский перформанс: ранее входивший в пропозицию термин «Другой» изглажен с доски истории.

Осталось откалибровать терминологию: если речь про метод, то лучше «нытинг», а если про тезис/теорию, то – «нытизм».

Рассчитываем, что бесценные интеллектуальные ресурсы не затрачены даром, и сие исследование, чей вред сомнителен, а польза очевидна, зачтётся нам в ежегодной отчётности.

#смешное
19🔥9👍5
Когда говорят о материальности души, на ум в первую очередь приходит Тертуллиан. Он находился под влиянием стоицизма и мыслил душу как телесную сущность. Есть соблазн видеть в Тертуллиане родоначальника христианского физикализма. Но так ли это?

Разбираемся на бусти 🌍

#лонгриды
#христианский_физикализм
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
12🔥1
Фёдор Гиренок – не та персона, которую ожидаешь встретить в этом канале. Уж слишком много у меня претензий к тому, как он философствует и к каким выводам приходит. Но ради Пушкина готов пойти на многое. Если б меня спросили, на какие произведения следует оглядываться начинающему писателю, я бы, не колеблясь, начал список с «Капитанской дочки». Это эталон литературного русского языка. Лучше не было ни до, ни после.

31 октября, в канун богомерзкого Хэллоуина, Фёдор Иванович расскажет о демонах сознания Пушкина и ответит на вопрос, почему страх сойти с ума – не болезнь, а путь к прозрению. Что-что, а в оригинальности Гиренку не занимать, и незамыленный взгляд на классику всегда ценен.

👻 Лекция «Почему Пушкин боялся сойти с ума?»
🗓️ 31 октября, 19:30
📍 Лекторий Сарёнок (Малая Никитская 20с1)

Билеты тают как рассудок в туманном Петербурге.

#дружеский_репост
🔥11👍43
В разговоре с глазу на глаз о. Феогност Пушков напомнил, что у Тертуллиана телесны не только душа, но и Бог. Это справедливое замечание. Мариан Амбрози предлагает называть тертуллианову онтологию корпореализмом (от англ. «corporeality» – «телесность»). Представить её можно как конъюнкцию двух тезисов:

(1) Всё существующее телесно.

&

(2) Духовные сущности телесны.


Первый тезис Тертуллиан проговаривает в «О плоти Христа». («Всё, что существует, есть своего рода тело; бестелесно лишь то, что не существует». Тертуллиан. Избр. соч. М.: «Прогресс», 1994. С. 174.) В свою очередь, под духовными сущностями понимается диапазон сущностей от душ до Бога, ангелов и бесов. (Термин мой, Амбрози его не использует.) Телесность Бога Тертуллиан прямо обозначает в «Против Праксея». («Ибо кто же станет отрицать, что Бог есть тело, хотя Бог есть дух? (Ин. 4:24)?»)

Оба тезиса взяты из стоической метафизики. Почему из неё? Известно, что до принятия христианства Тертуллиан был стоиком. Кроме того, трактаты Тертуллиана направлены против гностиков, отрицавших воскресение тела и наличие у Христа человеческой природы. Намерением апологета было пройти между Сциллой гностического дуализма и Харибдой эпикуреизма, пусть и признающего бытие (тоже телесное) богов, но отрицающего выживание души после смерти.

Материализм – как вариант онтологического монизма – исключает существование нематериальных вещей. Именно поэтому корпореализм не может называться материалистической теорией. Прав на это больше даже у эпикурейской метафизики, не отрицающей реальность души, но признающей её смертность. А у корпореализма их нет вовсе.

Проблема этой концепции в том, что она представляет собой решение на словах: душа объявляется материальной, но дуалистический дискурс фактически сохраняется. Да, в III в. корпореализм позволил подорвать авторитет еретиков-гностиков. Однако в наше время проку от него мало. Тщетность подобных подходов в философии сознания показал Макгинн на примере глобального ментализма: объявление ментальных свойств фундаментальными не избавит нас от провала в объяснении. Проблема души – это, по сути, проблема сознания, помещённая в контекст христианского мировоззрения. Т.е. к трудностям, касающимся объяснения природы ментального, прибавляются трудности богословского и экзегетического порядка. Вряд ли тут поможет простая замена слов.

P.S. Упреждая некоторые вопросы и возражения. Я локальный христианский физикалист – не верю в нематериальную душу, но допускаю, что Бог может быть нематериален. Точнее, я агностик по вопросу о природе Бога, и эта позиция представляется мне единственно корректной и благочестивой. Иван Девятко скажет: если ты веришь в Бога, что мешает допустить нематериальные души? Мол, сгорел сарай – гори и хата. Ответ: что дозволено Юпитеру, не дозволено быку. Я готов поступиться принципами в случае Бога, но в случае человека буду размахивать бритвой Оккама до тех пор, пока можно решить проблему души, не расширяя физикалистскую онтологию и не идя вразрез с Писанием.

#христианский_мортализм
#христианский_физикализм
9👍6