Ларин – Telegram
Ларин
1.06K subscribers
207 photos
1 video
237 links
Семён Ларин о человеке на границе философии

Ютуб-канал: https://youtube.com/@uskolzaet

Бусти: https://boosty.to/uskolzaet

для связи: @uskolzaet_s
Download Telegram
Подборка каналов (1)

Канал пробил отметку в тысячу подписчиков (спасибо вам!), и по этому поводу я решил сделать подборку каналов (в двух частях, потому что каналов оказалось слишком много), которые я читаю. Добавил в неё в основном небольшие личные каналы. Простите, если кого-то забыл.

1) Коллеги, которые были у меня на стримах за последние два года:
@dasein_simulacrum – Алексей Соловьев. Выгорание с точки зрения философии;
@vetushinskiy – Александр Ветушинский. Гейм стадис и материализм;
@telegaseneca – Евгений Цуркан. Социальная философия, кино, философия ужаса, «Подкаст о философии»;
@anton_philosophy – Антон Кузнецов. Философия сознания, философия ИИ, подкаст «Неискусственный интеллект»;
@methexischannel – Александра Никулина. Чтения и коллективное обсуждение философских текстов;
@logographhistoria – Ярослав Парамонов. Антропология, анархизм, ex. Товарищ Анком;
@plakinpla – Максим Плакин. Поэт, репер, кифаред;
@piastr – Сергей Ребров. Политическая теология, Шмитт, Альтюссер;
@Les_lettres_philosophiques – Дмитрий Жуков. Брат, коллега, кантовед, социальный философ;
@sadrussianphilosphy – Николай Герасимов. Русский анархизм, русское безутешье;
@absolutestudies – Антон Сюткин. Материалистическая диалектика, диалектический материализм, шеллингианство;
@lsilz – Йоэль Регев. Консидентология, она же – материалистическая диалектика совпадений;
@luckystrikephilosophy – Андрей Леман. Стримы, метафилософия, метаэтика;
@podcastbasis – Это базис. Левая политика, левая философия;
@philosophycafemoscow – Евгений Логинов. История философии, аналитическая философия, журнал «Финиковый компот»;
@editorial_egalite – издательство Эгалитé. Анархизм со всех сторон;
@hungryphil – Никита Сюндюков. Русская философия, Достоевский;
@RusskajaIdea – Борис Межуев. В. С. Соловьёв, американистика, консервативное Просвещение.

2) Площадки и коллеги, которые звали меня выступать к ним:
@yaldabogov_real – Васил и проект Yaldabogov. Стримы с философами и учёными из других областей;
@prostpolitika – Пространство Политика. Дискуссии о политике: лекции, дебаты, чтения;
@q_lectory – лекторий Кью. Чтения, лекции, семинары;
@ideaphilosophy – библиотека Идея, отделение Лосевки;
@blue_canvas – Владимир Маковцев. Канал Синий холст, бахтиноведение.
@locus_vocis – Самсон Либерман и @kznphil Казань философская. Философский движ в Казани;
@insolarance – проект Insolarance. Подкаст, статьи, переводы.
164👍1
Подборка каналов (2)

3) Все, кого я ещё не успел позвать на стримы:
@KMAntonov_PSTGU – Константин Антонов. Отец-основатель истории русской философии;
@KAnt961 – О. Николай Антонов. Отцы церкви, подкаст «Почитай отца»;
@jesuistropchaud – Никита Архипов. Переводы французских философов;
@asebeia_fm – радио и издательство Асебия. Диалоги из философского андеграунда;
@phil_besedin – Артём Беседин. Аналитическая философия, философия сознания, Беркли;
@girardr – Пантелеймон Василевский. Жирар, христианство, чтения Библии;
@redeurasia – Рустем Вахитов. Левое евразийство;
@rattledbytherush – Данила Волков. Делёзоведение, французская философия;
@claruset – Андрей Володин. Спинозизм от Калининграда до Петербурга;
@theoaesthetics – Алексей Гагинский, проект Теоэстетика. Подкаст и тексты о философии религии и теологии;
@art_and_demons – Артём Гобзенко. Канал «Об искусстве и прочих бесах», искусство и литература;
@foucauldochka – Екатерина Григорьева. Некрореализм, советская культура;
@DanilingThinkTank – Данилинг. Акселерационизм, Радищев, интервью;
@philosophero – Андрей Денисов. Философия, история, социология, антропология эмоций;
@rusfantoms – Кирилл Забелин. Русская философия, философская публицистика;
@zamyatinsk – Александр Замятин. Демократическая урбанистика, местное самоуправление;
@sacredviolence – Алексей Зыгмонт. Батай, Жирар, мученичество;
@princedeconde – Александра Ильина. История философии, фехтование, августиноведение;
@dveri_baptisteria – Диана Кишиева. Искусствоведение из Болонского университета;
@ruspoltheology – Виталий Куликов. Немецкая теология, московское католичество;
@rezkonedristani – Артём Морозов. Переводы, не-философия, живые и мёртвые французы;
@pavlov_channel – Алексей Павлов. Христианский физикализм, философия сознания;
@renovatio_conf – проект Renovatio. Коллектив учёных-античников из МГУ;
@fadedhyacinths – Джулиана Саркисян. Прустоведение, армянская культура;
@slovosokolovo – Слово. Одни из лучших видео-эссе на философском Ютубе;
@philostalker – Матвей Сысоев. Философия сознания, метафизика, философия религии;
@eltarvidpsymamardashvili – Елена Таврид. Встречи по "Психологической топологии пути" в Лосевке;
@extended_surreality – Александра Танюшина. Исследования медиа, ИИ, цифровизации;
@alpharatio – Тарас Тарасенко. Аналитическая философия, чтения Библии;
@bluetekelili – Анастасия Торопова. Философия телесности;
@A_F_Filippov – Александр Филиппов. Отец-основатель отечественной социологии;
@oclaser – Георгий Черкасов. Метафизика, метафилософия;
@libertarian_theology – Владимир Шалларь, который сейчас отовсюду пропал, но возвращения которого я очень жду; либертарная теология;
@darktheology – Андрей Шишков. Тёмная теология, объектно-ориентированная онтология;
@SoerenAabyeKierkegaard – Александра Экрогульская. Новые переводы Киркегора, чтения его же.
1711👍2
Диагноз

Сергей Ребров обратил внимание на то, что появилось какое-то новое издание Альтюссера (илл. 1). Я решил воспользоваться тем, что Фаланстер находится недалеко от ПСТГУ, где я сегодня был, и сразу зашёл купить книгу.

С первого взгляда вообще сложно сказать, что это за работа, потому что, естественно, у Альтюссера нет ничего с заголовком «Биполярное расстройство». Разгадка, впрочем, оказалось довольно простой – это его автобиография, «Будущее длится долго» (или «Будущее длится вечно», если следовать за английским переводом). Причем в этом издании есть только половина автобиографии.

И это настоящее чудо отечественного книгоиздания. Во-первых, никакого указания на оригинал нет (илл. 2). То есть слово автобиография вообще не встречается ни в аннотации, ни в названии. Мне кажется, что для читателя, не знакомого с Альтюссером, едва ли будет очевидно, что это именно она. Во-вторых, переводчик также нигде не указан. Я могу только предположить, что кто-то не захотел быть связанным с этим изданием.

Вёрстка книги тоже удивительная. Английское предисловие издателей заканчивается на девятой странице книги (илл. 3), затем идёт две пустые страницы, между которыми стоит страница с заголовком книги, а затем идёт предисловие Альтюссера (илл. 4). В русской же версии текст издателей и текст Альтюссера идут без какого-либо разделения, образуя триединую сущность из Альтюссера и его издателей (илл. 5).

Книга в русском издании обрывается на 15-й главе, где Альтюссер пишет про Советский Союз и своего «гениального друга Мераба».

В название книги издатели решили вынести слово «диагноз». Я думаю, что это предупреждение о том, что у читателя может развиться какой-то диагноз от взаимодействия с этим произведением. Читайте оригинал или английский перевод, а к этой бесовщине лучше даже не прикасайтесь (ну или запиратьте, когда в электронном виде появится – своих четырёхсот рублей книга точно не стоит).
👍1210
Интеллектуалы и власть | Борис Межуев

Итак, вторая итерация стрима с Борисом Вадимовичем. Начинаем завтра в 17:00 на моём Ютуб-канале. Вопросы всё также пишите в комментариях либо здесь, либо на трансляции в Ютубе.
18👍4
Ларин
Трансляция на Ютуб почему-то плохо идёт. Вероятно, запишу наш разговор и потом его выложу.
Рад сообщить, что разговор получился, несмотря на все технические препятствия. Завтра выложу.
13🕊11
Выложил нашу беседу с Борисом Вадимовичем на Ютуб.

Вчера у меня почему-то ужасно работал интернет, и поэтому я не смог сделать трансляцию в Ютубе. Из-за этого же картинка на записи по большей части статичная. Но звук в нормальном качестве.

Ещё у меня по абсолютно неизвестной причине перестал работать микрофон, из-за чего я не мог задавать уточняющие вопросы в начале и получился скорее лекционный формат, нежели традиционный стрим. Я вырезал момент, где разбирался с микрофоном, но в середине записи моего вопроса не слышно и были непродолжительные помехи в звуке (минуты полторы).

Несмотря на всё это, аудио сохранилось в хорошем качестве и, что самое главное, получился очень интересный и, на мой взгляд, важный разговор. Внутренне он для меня подвёл черту под нашей дискуссией о безутешности философии. Б. В. описал нашу ситуацию в более точных понятиях. Вкратце, он утверждает, что интеллектуалы по всему миру сейчас находятся в униженном положении, что он во многом связывает с Тёмным Просвещением. Выход из этого – в новом умеренном, но настойчивом социалистическом движении, которое сможет оживить интеллектуальный класс. Я бы это описал как двустороннюю солидаризацию – с одной стороны, это солидаризация интеллектуалов друг с другом как сообщества, а с другой – классическая левая солидаризация с пролетариатом и прекариатом.

Буду рад всяческой поддержке, лайкам, комментариям и т. д.
24
Уважаемый Ярослав написал отзыв на стрим.
1
Посмотрел выпуск и хочется прокомментировать два пункта✍️

1) Согласен с мнением по поводу искусственного интеллекта. Мои представления о нём стали формироваться со школьной парты благодаря мнению Джона Зерзана, Хомского. Но я бы не сводил нейросеть к сугубо философскому, ведь нейронка может выдать инфу по медицине, программированию и не всегда завязана только на философии и мышлении интеллектуалов. В бытовом плане её можно использовать, другой момент заключается в опасности, когда ИИ станет вместо базового сбора информации: многие уже не лезут читать источники, ведь дипсик все разжует, и это в какой-то степени ОТВЕЧАЕТ современности, особенно в рамках учёбы, ведь образование как и производство стало конвеерным - конвеерная программа, задания, ответы. Этому нейронка отвечает очень хорошо. Она как масло в огромном механизме конвеера. Именно это не совсем хорошо.

2) Моя позиция такова, что интеллектуалы могли бы формировать единый класс и прочие моменты, но я рассматриваю все так: интеллектуалы должны быть за рамками класса и власти. Во-первых, многие социальные мыслители, типа Томпсона и прочих, говорят, что класса как явления не существует, но есть классовые отношения. Во-вторых, власть имеет свою онтологию, поэтому интеллектуалы ничего не решают, они максимум могут себе и другим будущим интелектуалам сделать хорошую жизнь, но это будет одной из функций власти - возможность к самовоспроизводству.

Также говоря о "социалистах как консерваторах", что было сказано на подкасте

Все-таки, даже если понимать, что быть консерватором - не идти по маятнику, который бьёт, быть не в рамках его ритма, то тут все довольно смешано. Конечно, не только консерваторы идут против маятника, иногда все наоборот, ведь консервативным он тоже бывает в рамках консервативного поворота. Мы можем говорить о левых, наткнемся на Кропоткина и Борового, но один - жёстко шарит за эволюцию, позитивизм, а другой - интуитивист и антисциентист, поэтому "единой силой" маятниковый нонконформизм быть не может 🤷‍♂️ Но тут в основном дело дискурса
7
Ларин pinned «Выложил нашу беседу с Борисом Вадимовичем на Ютуб. Вчера у меня почему-то ужасно работал интернет, и поэтому я не смог сделать трансляцию в Ютубе. Из-за этого же картинка на записи по большей части статичная. Но звук в нормальном качестве. Ещё у меня по…»
А между тем этому каналу сегодня исполнилось два года. Очень удачно с этой датой совпало, что дорогая Диана Юсуповна выложила небольшое интервью (?) со мной. Я там рассказал про разницу трансцендентного и трансцендентального, показал любимую фотографию из тех, что я сделал, объяснил, что такое постмодерн и т. д. Даже на смерть Сёрла отозвался немного. Читайте, смотрите, ставьте лайки.

В качестве эпиграфа этому тексту предпослана цитата из великого трека Славы КПСС «Комар-парижанин».
11🕊7👍51
Богословский факультет ПСТГУ проводит уже третью универсиаду «Богословие и гуманитарные науки». Зовут участвовать всех студентов-гуманитариев. Я и сам поступил в ПСТГУ по этой универсиаде два года назад. И именно благодаря ей я познакомился со многими людьми, с которыми продолжаю общаться до сих пор, так что советую принимать участие в первую очередь ради сообщества и возможности расширить свой круг знакомств. Но есть и более осязаемая мотивация.

Победители и призёры смогут получить денежное вознаграждение, книги и дополнительные баллы при поступлении в магистратуру богословского факультета (вплоть до гарантированного поступления для победителей и призеров заключительного этапа). Подробности смотрите здесь.
102👍1
Левый консерватизм. Интересное интервью получилось у Семена Ларина с Борисом Межуевым. Насколько я понимаю, Межуев мыслит себя в качестве своеобразного грамшианского органического интеллектуала, извиняюсь за тавтологию, российского интеллектуального класса. И, исходя из интересов этого класса, он приходит к необходимости реабилитации социализма. Если интеллектуал не борется за угнетенных и устранение неравенства, то его собственное существование теряет всяческий смысл. Он сам перестает себя уважать. Тем более, его перестают уважать другие люди. В этом смысле социализм должен быть идеологией интеллектуального класса, рассчитывающего хотя бы на какую-то поддержку. Примерно в таких терминах Межуев обосновывает свой собственный левый консерватизм. Упрекать при этом Межуева в том, что он не марксист, не имеет смысла: он сам это постоянно проговаривает. Меня смущает другое. Если цель интеллектуала состоит (в пусть и очень постепенной), но работе по устранению неравенства, то это должно, в конечном счете, вести к требованию устранения неравенства вообще. Не только в рамках твоего города, государства и даже цивилизации. Но не приходит ли тогда левый консерватизм к противоречию с шпенглерианством, остающимся отчасти теоретической рамкой Межуева? Собственно, с моей точки зрения цивилизационный подход, с выводимой из него "реалистической" геополитикой, всегда будет препятствовать стремлению избавить человечество от голода. Но в любом случае забавно, как мем из кухонных разговоров, поднятый когда-то на флаг товарищем Коретко, обретает реальность. Сам же Сергей развивает теперь что-то вроде диалектического ницшеанства, но это другая история.
🕊9👍33
Absolute studies | Антон Сюткин
Левый консерватизм. Интересное интервью получилось у Семена Ларина с Борисом Межуевым. Насколько я понимаю, Межуев мыслит себя в качестве своеобразного грамшианского органического интеллектуала, извиняюсь за тавтологию, российского интеллектуального класса.…
Я у Антона в комментариях уже написал другое противоречие, которое меня в этом контексте затрудняет, и мне на него даже ответили. Напишу и здесь.

Собственно, оно заключается в том, что я не могу понять, как социализм может быть консервативным. Наверное, у Межуева есть какое-то видение этого, но я пока не понимаю. Андрей Денисов ответил, что консервативными те или иные ценности делает их протяженность во времени, и это безусловно так, но это не снимает противоречия между внутренним прогрессизмом социализма (и шире, вообще левой идеологии) и неспешностью консерватизма. И я с трудом могу себе представить консервативную социалистическую политику. Ещё мне написали, что одним из вариантов консервативного социализма является советский ревизионизм, но Б. В. явно не об этом говорит.
👍6
Наш топ отечественных публичных философов в связи с обсуждением топа Евгения Цуркана: 1. Дмитрий Галковский.
2. Кот Мостик.
3. Дмитрий Медведев.
4. Карина Стримерша.
5. Макс Лавров из «Кухни».
6. Идущий к реке.
👍1566
Две недели назад Семён Ларин объявил о стриме с Борисом Межуевым. Из-за технических проблем перешли с одной платформы на другую, а там анонимный недоумок (догадываюсь, впрочем, какой) попытался по-школярски бесхитростно беседу сорвать. В результате стрим перенесли на следующую субботу, и уже в этот день он благополучно состоялся. Вчера послушал его в записи с большим удовольствием. (Вообще, чем больше открываю для себя Бориса Вадимовича, тем большей симпатией и уважением к нему проникаюсь.) Говорили об интеллектуальном классе, левом консерватизме и актуальном.

Коллег взбудоражила спокойно проводимое Межуевым объединение социализма и консерватизма. Прогрессивизм, на который указывает Семён, действительно характерен для марксизма и плохо бьётся с социокультурной инертностью консерватизма. Однако «социализм» шире «марксизма». Минимальным компонентом социализма является эгалитаризм – тезис о том, что главной политической ценностью является равенство. Стало быть, на самом общем уровне вопросов нет: возможны немарксистские вариации социализма, а социалистические и консервативные идеалы, похоже, поддаются объединению.

Вопросы возникают на подступах к прояснению этих понятий.

Во-первых, что такое консерватизм? Насколько я могу судить, это достаточно туманный лейбл, под которым в политической философии сегодня может пониматься многое. В том числе просто установка, состоящая в неприятии любых идеологий (в первую очередь либерализма и социализма).

Во-вторых, о каких видах эгалитаризма идёт речь, и насколько связанные с ними практики совместимы с консервативной политикой (что бы мы сейчас под ней ни понимали)? Примерно ясно, как обстоит дело с дистрибьютивным эгалитаризмом, говорящем о равномерном распределении ресурсов, но что на счёт реляционного эгалитаризма, настаивающего на устранении неравноправия и иерархизма? Насколько его можно увязать с религиозно-мотивированным консерватизмом (и вероучение какой конфессии в данном случае выступает источником ценностей и моральных норм)? Опять-таки, если мы частично или полностью отвергаем реляционный эгалитаризм, то почему?

В общем, впору планировать новый стрим с Борисом Вадимовичем. Вопросы для него, как видите, я уже заготовил.

#дискуссии
👍31