Как автомобиль имени Коммунистического интернационала молодёжи показывали Сталину
Единственный уцелевший экземпляр автомобиля КИМ 10-52 изготовили в 1941 году. Возможно, это был и единственный собранный образец. А ведь машина могла бы стать первым массовым советским легковым автомобилем.
КИМ 10-52 спроектировали на основе КИМ 10-50 — предыдущей опытной двухдверной модели. Было выпущено всего несколько сотен экземпляров 10-50. В серию автомобиль не пошёл из-за ряда критических замечаний правительственной комиссии. Согласно легенде, во время демонстрации автомобиля Сталину тот занял переднее пассажирское сиденье и пригласил представителей завода прокатиться вместе с ним. Чтобы протиснуться на заднее сиденье, нужно было откинуть спинку одного из передних кресел. Никто не решился попросить об этом Сталина, а когда водитель, который уже сидел за рулём, собрался встать, вождь остановил его словами «Сидите, товарищ!».
В новой модели — с цифрой 52 в названии — замечания учли. У неё было уже не две, а четыре двери, пониженный кузов и ряд других изменений. Однако начало войны сделало работу по созданию «народного автомобиля» в СССР неактуальной в принципе.
Автомобили КИМ имели предшественника — причём именно предшественника, так как советские конструкторы не копировали его полностью. Это был британский Ford Prefect 1938 года. Детище британского отделения американского концерна Ford выпускалось с рядом модификаций вплоть до 1961 года, с конвейеров заводов сошло более полумиллиона машин. А в 1939 году решение о выпуске такой машины приняли в Латвии, сочтя её подходящей для местных условий.
Обе модели КИМ, конечно, отличались крайне слабым — всего 26 лошадиных сил — двигателем. Но было и немало для советских автомобилей новшеств и в конструкции, и в дизайне — от «двухскатного» лобового стекла и привычного нам сейчас капота «аллигаторного типа» до запасного колеса, размещённого не на кузове, а в специальной нише под багажником. Вишенкой на торте стали часы в салоне, которые в те времена были отличительной особенностью автомобилей высшего класса.
Завод, где сделали КИМ 10-52, назывался «Государственный автосборочный завод имени КИМ» — Коммунистического интернационала молодёжи. Потом завод стал называться АЗЛК — Автомобильный завод имени Ленинского комсомола. Сейчас в бывшем здании АЗЛК расположен Технополис «Москва» — именно там находится Открытая коллекция Политехнического музея, где и хранится этот автомобиль.
🔵Проект Политехнического музея по созданию онлайн-коллекции «Штуки, механизмы и агрегаты Политеха» перешагнул рубеж в 150 оцифрованных экспонатов. Увидеть эти предметы и узнать историю их создания можно на платформе «Большой музей». Проект реализуется при поддержке мецената Руслана Горюхина.
Единственный уцелевший экземпляр автомобиля КИМ 10-52 изготовили в 1941 году. Возможно, это был и единственный собранный образец. А ведь машина могла бы стать первым массовым советским легковым автомобилем.
КИМ 10-52 спроектировали на основе КИМ 10-50 — предыдущей опытной двухдверной модели. Было выпущено всего несколько сотен экземпляров 10-50. В серию автомобиль не пошёл из-за ряда критических замечаний правительственной комиссии. Согласно легенде, во время демонстрации автомобиля Сталину тот занял переднее пассажирское сиденье и пригласил представителей завода прокатиться вместе с ним. Чтобы протиснуться на заднее сиденье, нужно было откинуть спинку одного из передних кресел. Никто не решился попросить об этом Сталина, а когда водитель, который уже сидел за рулём, собрался встать, вождь остановил его словами «Сидите, товарищ!».
В новой модели — с цифрой 52 в названии — замечания учли. У неё было уже не две, а четыре двери, пониженный кузов и ряд других изменений. Однако начало войны сделало работу по созданию «народного автомобиля» в СССР неактуальной в принципе.
Автомобили КИМ имели предшественника — причём именно предшественника, так как советские конструкторы не копировали его полностью. Это был британский Ford Prefect 1938 года. Детище британского отделения американского концерна Ford выпускалось с рядом модификаций вплоть до 1961 года, с конвейеров заводов сошло более полумиллиона машин. А в 1939 году решение о выпуске такой машины приняли в Латвии, сочтя её подходящей для местных условий.
Обе модели КИМ, конечно, отличались крайне слабым — всего 26 лошадиных сил — двигателем. Но было и немало для советских автомобилей новшеств и в конструкции, и в дизайне — от «двухскатного» лобового стекла и привычного нам сейчас капота «аллигаторного типа» до запасного колеса, размещённого не на кузове, а в специальной нише под багажником. Вишенкой на торте стали часы в салоне, которые в те времена были отличительной особенностью автомобилей высшего класса.
Завод, где сделали КИМ 10-52, назывался «Государственный автосборочный завод имени КИМ» — Коммунистического интернационала молодёжи. Потом завод стал называться АЗЛК — Автомобильный завод имени Ленинского комсомола. Сейчас в бывшем здании АЗЛК расположен Технополис «Москва» — именно там находится Открытая коллекция Политехнического музея, где и хранится этот автомобиль.
🔵Проект Политехнического музея по созданию онлайн-коллекции «Штуки, механизмы и агрегаты Политеха» перешагнул рубеж в 150 оцифрованных экспонатов. Увидеть эти предметы и узнать историю их создания можно на платформе «Большой музей». Проект реализуется при поддержке мецената Руслана Горюхина.
Из чего состоит всё вокруг? Что такое электрическая сила внутри атома? И почему из атома не улетают электроны и протоны? На эти и другие вопросы детей и их родителей ответит физик Дмитрий Бузунов на встрече «Сто вопросов учёному» в павильоне «Рабочий и колхозница» 12 марта в 12:00.
«Сто вопросов учёному» — это встреча, на которой каждый ребёнок может задать любой, даже самый «детский» и «глупый», вопрос и получить ответ от настоящего учёного. Встреча пройдёт в рамках публичной программы выставки «Ф-1: феноменально первый. Атомный проект, который изменил мир».
Бесплатная регистрация
«Сто вопросов учёному» — это встреча, на которой каждый ребёнок может задать любой, даже самый «детский» и «глупый», вопрос и получить ответ от настоящего учёного. Встреча пройдёт в рамках публичной программы выставки «Ф-1: феноменально первый. Атомный проект, который изменил мир».
Бесплатная регистрация
Десять выдающихся женщин, чья работа изменила мировую науку. Кого ещё стоит упомянуть?
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Выставка «Ф-1: феноменально первый. Атомный проект, который изменил мир» работает до 15 марта. Успейте сходить! Эксперты по ядерным технологиям объясняют, что там можно увидеть интересного.
Запись на экскурсию и путеводитель по выставке
Запись на экскурсию и путеводитель по выставке