аспирант-философ – Telegram
аспирант-философ
175 subscribers
132 photos
11 videos
3 files
253 links
прогулка метафизика

панк-рок тут: @uzzly
Download Telegram
У дверей: реакция? революция?

В прошлом году – августе/сентябре – у меня было удивительное ощущение: словно какой-то киношный драматический сценарий развивается у нас на глазах – нет, точнее, прямо с нами, сейчас. В Беларуси жену арестованного и не самого популярного кандидата в президенты регистрируют, оппозиция объединяется вокруг неё, а после выборов – масштабные акции протеста, «Перемен». В это время главного оппозиционного политика России травят, он чудом выживает, выходит из комы – и набирает всё большую популярность. Вот же! Казалось, перемены неизбежны, но… Прошёл год, и ощущения реальной возможности перемен в ближайшее время нет (ни до выборов, ни после). Очевидно, предыдущая стратегия зашла в тупик, и возвратиться и переиграть нельзя. Пешки истории назад не ходят.

«У дверей: реакция? революция?» Так называется статья Н.С. Трубецкого, написанная в 1920-е гг. В ней Н.С. Трубецкой рассуждает о том, как левые идеологии соотносятся с правыми и как с течением времени левые ценности, утвердившись, становятся правыми, левые и правые меняются местами. Непреложен лишь принцип консерваторы (т.е. охранители status quo) и новаторы. Тогда левые, как известно, победили, и в СССР праве‌ли; в то время как правые в эмиграции верили в «магическую спасительность юридических формул». Прошло 100 лет – пьют и воруют всё так же. А эта вера в механический юридизм свидетельствует об идеологической беспомощности и идейном бессилии реакции. Выход из тупика нужно искать в другой плоскости, нужна свежесть и новизна, дерзновение.

Это время поиска, и оно требует творчества.
Не могу тут не вспомнить этот стих 😁
«Мы и другие»

Шпенглер отмечал, что русская культура была выдернута Петром из своего лона и поставлена на рельсы культуры европейской, а большевики (которых он совсем не хвалил, речь идёт именно о культуре), вернули Россию на свой путь. Мысль о России после Петра была и у Данилевского. Но наиболее концентрированно проблему «Россия и Европа» выразил Н.С. Трубецкой.

«Со времён Петра Великого в сознании всякого русского интеллигента (в самом широком смысле этого слова, понимая под интеллигентом всякого «образованного») живут, между прочим, две идеи или, точнее, два комплекса идей: «Россия как великая европейская держава» и «европейская цивилизация»… Для одних дороже всего была Россия как великая европейская держава; они говорили: какой бы то ни было ценой – хотя бы ценой полного порабощения народа и общества, полного отказа от просветительских и гуманистических традиций европейской цивилизации – подавайте нам Россию как могущественную великую европейскую державу. Это были представители правительственной реакции. Для других дороже всего были «прогрессивные» идеи европейской цивилизации; они говорили: какой угодно ценой – хотя бы ценой отказа от государственной мощи, от русской великодержавности – подайте нам осуществление у нас в России идеалов европейской цивилизации (т.е. по мнению одних, демократии, по мнению других, социализма и т.д.) и сделайте Россию прогрессивным европейским государством. Это были представители радикально-прогрессивного общества.

Трагедия заключалась в том, что ни то, ни другое направление по условиям русской жизни не могло быть приведено до конца. Каждая сторона замечала внутреннюю противоречивость и несостоятельность другой, но не видела, что сама заражена теми же недостатками. Реакционеры прекрасно понимали, что, выпустив на волю русскую демократию, т.е. полудикую (с европейской точки зрения) мужицкую стихию, прогрессисты тем самым нанесут непоправимый удар самому существованию в России европейской цивилизации. Прогрессисты, со своей стороны, правильно указывали на то, что для сохранения за Россией её места в «концерте великих европейских держав» ей необходимо и во внутренней политике подтянуться к уровню остальных европейских государств. Но своей собственной утопичности и внутренней несостоятельности, разумеется, ни реакционеры, ни радикалы-прогрессисты не понимали».

Как будто сегодня написано.
​​Как вы понимаете, мне недавно пришла книжка Н.С. Трубецкого, так что я не удержался и переключился с Л.Н. Гумилёва. Интересно, что книжка оформлена так, словно это какое-то подарочное издание, так что её с собой даже таскать жалко. Но что поделать, Европа и человечество ждут. 😊

Гумилёва, конечно, надо дочитать. Он даже интересен часто. Но эти притязания на географию… Не знаю, что делать, к примеру, с таким утверждением: «Как мы должны расценивать всё сказанное выше с точки зрения географии? Казалось бы, фантасмагория какая-то, при чём тут география? Очень при чём! Мироощущение альбигойцев, манихеев, павликиан в Византии, исмаилитов и прочих – это система негативной экологии».
Нет музыки

В то время как в Афганистане талибы (запрещённая в РФ организация) запрещают музыку, в России продолжают отменять концерты музыкантов, в той или иной мере поддержавших Навального. При этом если первые делают это согласно принимаемого ими толкования Корана, т.е. согласно требованию их культуры, вторые делают это в противоречие культуре, в которой музыка ценится как выражение души.

В детстве я всегда в строке Цоя из “Пачки сигарет” «А без музыки не хочется пропадать» делал мысленный акцент на словах «без музыки» и таким образом приравнивал её к «Погибать – так с музыкой». Теперь я вижу, что акцент может быть поставлен на «не хочется пропадать».

Я попытался найти упоминание истории о взятии Иисусом Навином Иерихона с помощью музыки («в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами… И вострубили в трубы, народ восклицал громким голосом, и от этого обрушилась стена до основания») в исламе, но не нашёл: там по мольбе пророка Юши ибн Нуна Аллах послал землетрясение, разрушившее стены.
Синдром распада

Эрих Фромм в работе «Душа человека» описывает нынешнюю психологическую обстановку в мире как «плодородную почву» для неврозов, и само это болезненное состояние называет «синдромом распада». Его проявления:

- некрофилия (т.е. любовь к неживому - технике, вещам и т.п.)
- нарциссизм
- инцестуальные связи (т.е. слишком тесная привязанность детей и родителей (преимущественно, матерей) друг к другу)
Каждые сто лет…

Меня как-то посетила наивная, но занятная мысль об истории России.
1612 год – Смутное время.
1725 год – начало Эпохи дворцовых переворотов.
1825 год – Восстание декабристов.
1917 год – Революция.
То есть, можно предположить, что в России смутное время/революция наступает в 10-20 годах каждого века, за которой следует почти 100 лет «застоя системы».

Похоже на теорию заговора. Придёт же в голову? 😁
​​О Трубецких

«Ещё одной яркой особенностью семейной атмосферы были либеральный настрой и критический взгляд на существующий режим. Сергей Николаевич перед первой русской революцией и в её начальные месяцы выдвинулся на роль одного из духовных лидеров либеральной оппозиции: в сентябре 1905г. он стал первым избранным ректором Московского университета, но спустя несколько недель скоропостижно скончался от кровоизлияния в мозг. Дело дошло до того, что романтически и монархически настроенный Володя Трубецкой, наслушавшись домашних разговоров с критикой в адрес царя, в 12 лет направил Николаю II письмо с предупреждением о готовящемся заговоре против императорской власти. К счастью, времена были ещё не столь суровы по сравнению с грядущими репрессиями (о чём сами либералы-оппозиционеры, впрочем, не догадывались), и письмо, хотя и дошло до адресата, последствий не имело».

(Волобуев О.В., Морозов А.Ю. «Николай Сергеевич Трубецкой»)

На фото скульптура «Дети Трубецкие» рук Паоло Трубецкого, на которой запечатлены юные братья Николай и Владимир.
Опечатка

Когда-то давно я написал другу: «”Неподатливым метариалом” я бы назвал “Критику чистого разума” Канта. Я её так и не закончил – замучился в его приземлённых и разветвлённых схемах сугубо логической философии...»

Вот уж действительно: МЕТАриал 😁😁
«Оппозиция времён римских цезарей»

Есть некая книга французского историка Гастона Буассье, которая в русском переводе называется «Картины римской жизни времён цезарей». Не знаю, насколько обоснован именно такой перевод, но в оригинале эта книга называется «L'opposition sous les Césars», т.е. именно «оппозиция».
В этот день, 8 октября 1990 года, начался 5-ый и последний матч за звание чемпиона мира по шахматам между двумя великими «К» Карповым и Каспаровым. Примечателен этот матч тем, что, несмотря на то, что формально оба шахматиста представляли СССР, Каспаров выступал под бело-сине-красным флагом, символом новой России. И победил.
О надзирателях

Я писал здесь уже о палаче и короле, о взаимоотношении этики государственной и личностой. Повторю лишь тот интересный факт, что в то время, как в на Западе палачи существовали до последних времён, по сути, как отдельный институт, притом родовой, в России сперва палачами были «молодые гуляки» и добровольцы, а ближе ко времени Революции и после неё роль палачей всегда исполняли те или иные силовые структуры: военные, НКВД, милиция, тюремные надзиратели и т.п.

Но, видимо, нельзя не упомянуть и «Эффект Люцифера», описанный Ф. Зимбардо. Несмотря на то, что «тюремный эксперимент» был, по сути, ложью, «обманом века», сложно отрицать факт психологического изменения личности при смене роли, одежды и т.п. Миф – реален. Мы видим человека в спортивном костюме, туфлях и с бритой головой, и мы понимаем, что это, наверное, гопник, и ведём себя по отношению к нему соответствующе. Но и он, одевшись так, чувствует себя гопником. В своей одежде мы уже отображаем принадлежность к определённой субкультуре, хотим мы этого или нет. В гости, в магазин, в театр и спортзал мы одеваемся по-разному. Внутренне мы не меняемся, но меняется persona (маска). Главная ложь Зимбардо не в том, что он провоцировал тюремных надзирателей, и не в том, что он опубликовал «результаты эксперимента» не в научном журнале, а в «NY Times», но в том, что пытался доказать, что противостоять «эффекту Люцифера», т.е. мифу, может только герой. Нет, человек сильнее обстоятельств. Тем более, человек, наделённый властью. Пасть перед психологическим давлением может кто угодно. Перед обстоятельствами, под которыми понимается «власть» – лишь человек, заведомо лишённый чувства ответственности и нравственных ориентиров. Обстоятельства – катализатор.

P.S.: Немецкий фильм «Эксперимент» 2001 года – очень сильный.
​​О своеобразном отношении полицейских к народным героям.

Леонид Андреев «Тьма» (1907 год)
Можно различать разговор:

- ритуальный, условный, утилитарный
- интеллектуальный, бесполезный, искренний

Именно второй тип разговора и есть показатель высокой культуры.

(Тард)
Вот уже недели две мне не даёт покоя эта песня. Частично я с ней полемизирую уже в первом и закреплённом тут посте и в своей песне, строки из которой я там привожу. Но тем не менее. Как говорится, триггер срабатывает.

Смысл жизни человека?..
Философия – калека!
На экзаменах билеты –
Все вопросы без ответа.

И это не укор, а справедливое печалование философа. И это очень коррелирует с мыслью Бердяева, что раньше философы писали что-то, теперь философы пишут о чём-то. Что философия загнана позитивной наукой куда-то в дальний угол, и философы-академики пытаются ещё и её сделать теперь максимально наукообразной, чтобы с ней считались: развитый математический аппарат, строгие логические конструкции и т.д. Но с такой обслуживающей философией уж точно никто не будет считаться, и вместо одного семестра философии в вузах можно будет получить 0. Хотя дело и не в этом. Здесь выходит ровно так, как сказал Гегель (между прочим, тоже строгий логик), что там, где мы хотели бы видеть дуб с его могучим стволом, разросшимися ветвями и массой листьев, мы не удовлетворены, если вместо него нам показывают желудь. И вот современная философия – это жёлудь. Я раньше думал, что такое отношение – черта лишь нашего времени, но теперь вижу, что в тяжёлые времена заката великих культур это вполне естественное явление. У Сенеки (на закате античности): «само имя философии вызывает достаточно ненависти». На первый план выходит политика. И творчество. 😊

«Обе-рек» интересные. Спасибо за рекомендацию послушать.
Подсознание и бессознательное

В 14 лет я читал книгу «Подсознание может всё» Дж. Кехо. Понравилась. С тех пор у меня отложилось в голове – записывать свои сны.

Я всегда воспринимал «подсознание» как понятие, отличное от «бессознательного». Мне вообще не очень нравится, что Фрейд решил заменить «под-» и «над-» сознание одним общим термином «бессознательного». Хотя иногда думаю, что это всё-таки дело вкуса 😁

Лично мне нравится понятие «подсознание» больше тем, что «бессознательное» будто бы отрицает сознание, т.е. это нечто не-сознающее, не-деятельное – а просто что-то вроде предустановки сознания, в то время как «подсознание» подразумевает, что оно тоже сознает и движется само, но где-то внутри. А значит, из него не только можно извлекать предустановки, но и общаться с ним. Правда, тем удивительнее, что Юнг для своих архетипов использовал понятие «подсознание», в то время как для них как раз напрашивается термин «бессознательное».

Но я заметил, что то, что мне нравится в понятии «подсознание» – эта активность в самом слове, – оно-то как раз и способствует популяризации его в сравнении с «бессознательным». Ведь не так хорошо звучит «Бессознательное может всё!» или «Бессознательное – ваш ключ к счастью!» Потому понятием «подсознание» нередко манипулируют и дискредитируют его тонной слабой литературы...
Фрустрация

Как-то посетила мысль: понятие фрустрации несостоятельно. Оно подходит для объяснения вообще всего: от послеобеденной лени, переживаний о своей жизни, целеустремлённости - до душевной патологии, психоза и тд. Чуть что - всегда "фрустрация" чего-то. Это все равно что "бытие" или, скорее, "человечность вообще". Разве может быть в медицине всеобъемлющее понятие, которое "объясняет всё"? Словно оно нарочно придумано и не значит, в сущности, ничего. Новый эпитет констатации факта. Недостаток чего-то как причина чего угодно.
Я из тех, кому "Птичка" Туманского нравится больше, чем "Птичка" Пушкина. Правда, я узнал о ней лишь в 2017 году. И не узнал бы, если бы маэстро педагогики К.Д. Ушинский не включил её в своё учебное пособие для детей "Родное слово".
vnutrenniyi_krug_o_posledneyi_chert.pdf
29.8 MB
Это прямо отдохновение для души читать после политики (даже если это книги по истории или возвышенные рассуждения Трубецкого или Шпенглера) "философию жизни" (даже если это рассуждения о самоубийстве). Читать за компьютером или с телефона я не очень люблю, но т.к. бумажный репринт дороговат... 😁

Кстати, есть что-то особенное и в том, чтобы читать книгу в старорусском правописании, и в том, чтобы читать книгу 1912 года с подчёркиваниями и примечаниями неизвестного читателя из прошлого века - особенно если твои NB сходятся с его...
Возможно, буду цитировать или напишу свои измышления, но пока - вашему вниманию П.Д. Успенский "Внутренний круг".
Запахи и познание
(Случайное сопоставление)

Гераклит: «Если бы всё существующее превратилось в дым, то органом познания были бы ноздри».

П.Д. Успенский: «Если бы собака могла передать нам в виде афоризмов некоторые положения своего миропонимания, она сказала бы что-нибудь вроде следующего: "Без запахов фактов не существует. Что не пахнет, то не существует. Я пахну, значит, я существую"».
Сон о швабре

Я не видел ни своего тела, ни тела моего собеседника, словно мы – духи. На конечной остановке Юго-Западного жилмассива стоял маленький фонтан. «Видимо, весь город скоро в фонтанах будет», – сказал неизвестный. «Его, кстати, здесь давно ещё ставили, лет 20 назад. Вот снова решили…» – ответил я, чётко вспоминая картинку из прошлого, где стоял тот же фонтан. Кстати, более было похоже на сауну с грязной водой, чем на фонтан… Затем я оказался – будто в полёте – в «Пятёрочке», на входе, и тут собеседник начал рассказывать: «Есть люди, которые специально дают нам неверные знаки, пытаясь на этом выиграть или сгубить тебя…» В этот момент предо мной возникла синяя летающая швабра, которая начала рассказывать о чуде, хотя толком я не воспринял – мне стало дико страшно, как в иных снах при страхе высоты. Я посмотрел направо, и мне что-то начал рассказывать кто-то, я и его испугался… Всё это время в ушах, помимо этого, был голос неизвестного собеседника. «Они пользуются твоей верой в чудо и в знаки». Затем я вновь оказался, как в начале, на дороге и смотрел в сторону «Пятёрочки» на фонтан, стоящий слева от киосков хлеба и мороженого. Ещё перекинулись парой слов о фонтане.