14 лет назад моя компания стала банкротом
Что к этому привело?Я недооценил риски по одному из направлений деятельности. К счастью, нам удалось эту ситуацию преодолеть — мы рассчитались долгами и вышли из банкротства.
Тогда я понял:
▪️Бизнес — это не просто набор телодвижений, а конкретные знания. Есть определенные ковенанты, за которые выходить никак нельзя.
▪️Ничто не обходится бизнесу так дорого, как ошибки топ-менеджмента.
Правда, справедливо и обратное: «перепрошивка» профессиональных компетенций, мировоззрения и связей одного человека способна оказать колоссальное влияние на темпы развития, горизонты планирования и бизнес-показатели.
16 мая в 14:00 на нашей образовательной платформе #GMKStudy пройдет бесплатный прямой эфир, который мы подготовили совместно со Школой управления СКОЛКОВО. Поговорим о том, как девелоперской компании повысить свои показатели благодаря обучению топ-менеджмента.
Рекомендую всем руководителям принять участие. Регистрируйтесь по ссылке.
Что к этому привело?
Тогда я понял:
▪️Бизнес — это не просто набор телодвижений, а конкретные знания. Есть определенные ковенанты, за которые выходить никак нельзя.
▪️Ничто не обходится бизнесу так дорого, как ошибки топ-менеджмента.
Правда, справедливо и обратное: «перепрошивка» профессиональных компетенций, мировоззрения и связей одного человека способна оказать колоссальное влияние на темпы развития, горизонты планирования и бизнес-показатели.
16 мая в 14:00 на нашей образовательной платформе #GMKStudy пройдет бесплатный прямой эфир, который мы подготовили совместно со Школой управления СКОЛКОВО. Поговорим о том, как девелоперской компании повысить свои показатели благодаря обучению топ-менеджмента.
Рекомендую всем руководителям принять участие. Регистрируйтесь по ссылке.
gmkstudy.ru
Влияние обучения топов в девелопменте на бизнес-показатели компаний
Онлайн мероприятие Школы управления СКОЛКОВО и Образовательного проекта GMKStudy для топ-менеджмента девелоперских компаний.
👍13❤6💯4
Веду канал уже больше двух лет, но за это время ни разу не написал пост о себе. Думаю, пора это исправить. Подготовил несколько фактов: кто же, собственно, такой Сергей Разуваев.
7 фактов обо мне
1. Основал консалтинговое агентство GMK @gmkblog. Мы с командой:
▪️Написали 6 книг (серия «Библиотека девелопера»).
▪️Сняли первый документальный фильм о российском девелопменте #сценарии_жизни.
▪️Сняли первый сериал о российском девелопменте.
▪️Запустили первое шоу о девелопменте GMKTalks in the show.
2. Дал имя Бруснике @brusnikacompany.
3. Сформировал множество стандартов ведения девелоперского бизнеса (стандарты работы с агентской панелью, стандарты оформления строительных площадок, стандарты работы сектора продаж…).
4. Участвовал в развитии крупнейших и лучших региональных проектов России и Казахстана.
5. Помог десяткам девелоперских компаний выйти на новый уровень.
6. Решил не покупать жилье своим детям.
7. Ленив, хвастлив, временами заносчив.
Такие факты получились. Есть неожиданные? 😂
1. Основал консалтинговое агентство GMK @gmkblog. Мы с командой:
▪️Написали 6 книг (серия «Библиотека девелопера»).
▪️Сняли первый документальный фильм о российском девелопменте #сценарии_жизни.
▪️Сняли первый сериал о российском девелопменте.
▪️Запустили первое шоу о девелопменте GMKTalks in the show.
2. Дал имя Бруснике @brusnikacompany.
3. Сформировал множество стандартов ведения девелоперского бизнеса (стандарты работы с агентской панелью, стандарты оформления строительных площадок, стандарты работы сектора продаж…).
4. Участвовал в развитии крупнейших и лучших региональных проектов России и Казахстана.
5. Помог десяткам девелоперских компаний выйти на новый уровень.
6. Решил не покупать жилье своим детям.
7. Ленив, хвастлив, временами заносчив.
Такие факты получились. Есть неожиданные? 😂
👏25❤15🔥10👍7😁5
Росстат: Ввод жилья в России в январе-апреле 2024 года вырос в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 1,6% — до 36,6 млн кв. м.
В том числе населением построено 25,4 млн кв. м. — примерно 69% всех введенных площадей. В сравнении с январем-мартом 2023 года показатель вырос на 20%.
Начало 2024 года выглядит ожидаемо неплохо. Я считаю, что это, безусловно, благодаря наработкам 2023-го.
Что поражает: прирост ИЖС. Этот тренд прослеживается уже несколько лет. В том же направлении смотрят и системные девелоперы, но пока серьезных объемов у них нет.
Прирост по МКД — 1,6%, на уровне погрешности. Он пока есть, и это отрадно, но я думаю, что темпы будут потихоньку снижаться и к концу года нивелируются и уйдут в минуса.
Недвижимость РИА Новости
Росстат: ввод жилья в России в январе-апреле вырос почти на 2%
Ввод жилья в России в январе-апреле 2024 года вырос в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 1,6% - до 36,6 миллиона квадратных метров,... Недвижимость РИА Новости, 14.05.2024
👍4
Почему я не хочу покупать жилье детям? После публикации 7 фактов о себе я получил такой вопрос и хочу прокомментировать эту тему.
В сознании большинства российских людей, у которых есть дети, сформировалась четкая установка: детей надо поднять и всячески облегчить им жизнь, в том числе купить им квартиры. Потому что они (родители) на практике знают, как это сложно: накопить на жилье или выплатить ипотеку. И я тоже через это проходил, я все понимаю.
Останавливает меня следующий момент: на мой взгляд, квартира является огромным якорем. Население в России в целом маломобильное. Позиция «где родился, там и пригодился» вшита у многих в подкорку.
Я же считаю, что эта позиция неверная, потому что мир существенно больше, чем город или поселок, где ты живешь. Тюмень — прекрасный город, но не лучший на Земле. Я люблю его, он мне нравится, я собираюсь в нем жить.
И именно поэтому я не покупаю квартиру детям — чтобы у них не было якоря, который будет держать их в Тюмени. Или в Москве, например. Такой вопрос тоже звучит: «Почему не купить квартиру в Москве?» А откуда я знаю, что моим детям там будет хорошо?
При этом я вовсе не призываю их уезжать. Но я бы хотел, чтобы мои дети, прежде чем где-то осесть, попутешествовали по России. Она большая, в ней много интересных городов. Климатические зоны, архитектурные ландшафты — все разное. И вот когда они поживут и поработают в разных регионах, выберут тот, где с их точки зрения будет наиболее перспективный и позитивный #сценарии_жизни, то останутся там и купят квартиру.
Поэтому я считаю, что вкладываться надо в образование детей, эрудицию, здоровье — во все, что им пригодится в будущем.
Квартира, конечно, формирует определенный базовый уровень спокойствия. Но если честно, мне кажется, что человеку до 25 лет пофиг, есть у него квартира или нет. Он по этому поводу начинается беспокоиться позже.
Поэтому, если вы хотите привязать детей к себе и к тому месту, где они находятся, лишить возможности расширить горизонты — покупайте им квартиры и живите спокойно, с чувством выполненного родительского долга.
Но скажу честно. Моему сыну 17 лет, и иногда я порываюсь купить ему и дочери по квартире и жить с чувством выполненного отцовского долга. Вот такая у меня биполярочка 😅
В сознании большинства российских людей, у которых есть дети, сформировалась четкая установка: детей надо поднять и всячески облегчить им жизнь, в том числе купить им квартиры. Потому что они (родители) на практике знают, как это сложно: накопить на жилье или выплатить ипотеку. И я тоже через это проходил, я все понимаю.
Останавливает меня следующий момент: на мой взгляд, квартира является огромным якорем. Население в России в целом маломобильное. Позиция «где родился, там и пригодился» вшита у многих в подкорку.
Я же считаю, что эта позиция неверная, потому что мир существенно больше, чем город или поселок, где ты живешь. Тюмень — прекрасный город, но не лучший на Земле. Я люблю его, он мне нравится, я собираюсь в нем жить.
И именно поэтому я не покупаю квартиру детям — чтобы у них не было якоря, который будет держать их в Тюмени. Или в Москве, например. Такой вопрос тоже звучит: «Почему не купить квартиру в Москве?» А откуда я знаю, что моим детям там будет хорошо?
При этом я вовсе не призываю их уезжать. Но я бы хотел, чтобы мои дети, прежде чем где-то осесть, попутешествовали по России. Она большая, в ней много интересных городов. Климатические зоны, архитектурные ландшафты — все разное. И вот когда они поживут и поработают в разных регионах, выберут тот, где с их точки зрения будет наиболее перспективный и позитивный #сценарии_жизни, то останутся там и купят квартиру.
Поэтому я считаю, что вкладываться надо в образование детей, эрудицию, здоровье — во все, что им пригодится в будущем.
Квартира, конечно, формирует определенный базовый уровень спокойствия. Но если честно, мне кажется, что человеку до 25 лет пофиг, есть у него квартира или нет. Он по этому поводу начинается беспокоиться позже.
Поэтому, если вы хотите привязать детей к себе и к тому месту, где они находятся, лишить возможности расширить горизонты — покупайте им квартиры и живите спокойно, с чувством выполненного родительского долга.
Но скажу честно. Моему сыну 17 лет, и иногда я порываюсь купить ему и дочери по квартире и жить с чувством выполненного отцовского долга. Вот такая у меня биполярочка 😅
👍20🤣9❤7🔥1
10 самых дорогих для строительства городов мира
Наткнулся на исследование коллег из Нидерландов. Они сравнили затраты на строительство 20 различных типов зданий, включая жилые, коммерческие и государственные объекты, и составили рейтинг самых дорогих для девелопмента городов мира.
Российских городов в первой сотне нет. Но я полагаю, что это интересная идея: провести сравнение по регионам и посчитать, где строительство обходится дороже всего.
Какие города были бы в топ-3, как думаете?
Наткнулся на исследование коллег из Нидерландов. Они сравнили затраты на строительство 20 различных типов зданий, включая жилые, коммерческие и государственные объекты, и составили рейтинг самых дорогих для девелопмента городов мира.
Российских городов в первой сотне нет. Но я полагаю, что это интересная идея: провести сравнение по регионам и посчитать, где строительство обходится дороже всего.
Какие города были бы в топ-3, как думаете?
👍6🔥5👏3🍌1
Базис любой сильной команды в бизнесе — это общность ценностей. И чем больше времени компания на рынке, тем более конкретно эти ценности обычно сформулированы.
Если в начале мы занимались в основном маркетинговыми стратегиями, рекомендуя девелоперам те или иные продуктовые решения, то за последние 2-3 года разработали (и даже зарегистрировали) собственную философию — #сценарии_жизни.
Мы помогаем девелоперам создавать проекты, которые делают людей счастливыми.
Это, безусловно, очень сложная и тонкая работа. И мы испытываем потребность не только в экспертах в аналитике, маркетинге, продукте, но и в профессионалах области в архитектуры.
У нас достаточно много проектов, где необходимо не просто технически сформировать те или иные решения — их необходимо сгенерировать, придумать, адаптировать под территорию.
Сейчас у нас открыты вакансии:
Архитектор
Ведущий архитектор
Главный архитектор проекта
Эти люди нужны нам, чтобы мы вместе формировали и облекали в архитектурную форму такие решения, которые:
▪️делают людей счастливыми
▪️создают позитивные сценарии жизни
▪️развивают людей, которые живут в наших проектах
Потому что в конечном итоге именно в этом заключается наша главная задача. А вовсе не в том, чтобыделать девелоперов еще более богатыми, чем они есть. Хотя это у нас тоже получается неплохо.
Откликайтесь на вакансии на HH или пишите нашему HR-директору Ольге Лободе.
Если в начале мы занимались в основном маркетинговыми стратегиями, рекомендуя девелоперам те или иные продуктовые решения, то за последние 2-3 года разработали (и даже зарегистрировали) собственную философию — #сценарии_жизни.
Мы помогаем девелоперам создавать проекты, которые делают людей счастливыми.
Это, безусловно, очень сложная и тонкая работа. И мы испытываем потребность не только в экспертах в аналитике, маркетинге, продукте, но и в профессионалах области в архитектуры.
У нас достаточно много проектов, где необходимо не просто технически сформировать те или иные решения — их необходимо сгенерировать, придумать, адаптировать под территорию.
Сейчас у нас открыты вакансии:
Архитектор
Ведущий архитектор
Главный архитектор проекта
Эти люди нужны нам, чтобы мы вместе формировали и облекали в архитектурную форму такие решения, которые:
▪️делают людей счастливыми
▪️создают позитивные сценарии жизни
▪️развивают людей, которые живут в наших проектах
Потому что в конечном итоге именно в этом заключается наша главная задача. А вовсе не в том, чтобы
Откликайтесь на вакансии на HH или пишите нашему HR-директору Ольге Лободе.
❤7🔥7👍4💯1
Не могу не высказаться на тему самой обсуждаемой новости дня.
Мы как разработчики философии #сценарии_жизни, безусловно, считаем это правильным решением.
За последние 10-15 лет средняя площадь продаваемой квартиры сократилась на 10 кв. м — с 58 до 48. И тренд на уменьшение сохраняется.
Я понимаю, что в какой-то период времени средний размер квартиры был избыточен — площадь использовалась неэффективно, были большие коридоры и лоджии.
Но то, что происходит сейчас, уже ни в какие ворота не лезет. Есть квартиры по 17-18 кв. м. Как на этой площади можно формировать какой-то более-менее позитивный сценарий жизни?
Я понимаю, что девелоперы ограничивают размер квартиры, чтобы ее стоимость с учетом ипотеки соответствовала доходу потребителя. Понимаю, что себестоимость растет.
Но наверное жить (да еще и не одному) в квартире на 17-18 квадратов — это неправильно. Возможно, лучше не приобретать такое жилье, а снимать нормальную площадь.
Для этого, безусловно, должны быть сформулированы правила на рынке жилой арендной недвижимости. Как это сделано в Европе, когда человек или компания, сдающая рентное жилье, имеет не только права, но и обязательства. Когда арендатора не могут выселить по прихоти хозяина или при продаже жилья (в коммерческой недвижимости это, кстати, уже работает).
Поэтому я считаю, что с одной стороны, надо ограничивать минимальную площадь квартир. А с другой — создавать условия для развития прозрачного рентного рынка жилья, с которого государство будет получать доход и на котором все стороны будут иметь гарантии.
Тогда рынок недвижимости будет развиваться правильно: покупаемых маленьких квартир станет меньше, а арендуемых больших — больше.
В Москве решили отказаться от строительства студий и квартир площадью меньше 28 кв. м.
Мы как разработчики философии #сценарии_жизни, безусловно, считаем это правильным решением.
За последние 10-15 лет средняя площадь продаваемой квартиры сократилась на 10 кв. м — с 58 до 48. И тренд на уменьшение сохраняется.
Я понимаю, что в какой-то период времени средний размер квартиры был избыточен — площадь использовалась неэффективно, были большие коридоры и лоджии.
Но то, что происходит сейчас, уже ни в какие ворота не лезет. Есть квартиры по 17-18 кв. м. Как на этой площади можно формировать какой-то более-менее позитивный сценарий жизни?
Я понимаю, что девелоперы ограничивают размер квартиры, чтобы ее стоимость с учетом ипотеки соответствовала доходу потребителя. Понимаю, что себестоимость растет.
Но наверное жить (да еще и не одному) в квартире на 17-18 квадратов — это неправильно. Возможно, лучше не приобретать такое жилье, а снимать нормальную площадь.
Для этого, безусловно, должны быть сформулированы правила на рынке жилой арендной недвижимости. Как это сделано в Европе, когда человек или компания, сдающая рентное жилье, имеет не только права, но и обязательства. Когда арендатора не могут выселить по прихоти хозяина или при продаже жилья (в коммерческой недвижимости это, кстати, уже работает).
Поэтому я считаю, что с одной стороны, надо ограничивать минимальную площадь квартир. А с другой — создавать условия для развития прозрачного рентного рынка жилья, с которого государство будет получать доход и на котором все стороны будут иметь гарантии.
Тогда рынок недвижимости будет развиваться правильно: покупаемых маленьких квартир станет меньше, а арендуемых больших — больше.
Недвижимость РИА Новости
В Москве отказываются от строительства студий и квартир меньше 28 "квадратов"
В Москве решили отказаться от строительства студий и квартир площадью менее 28 квадратных метров, следует из информационного письма Москомэкспертизы, имеющегося Недвижимость РИА Новости, 16.05.2024
👏16🤔5👍1🌚1🌭1
Быть честным в моменте не очень выгодно. Зато выгодно быть честным вдолгую. Об этом я всегда говорю и клиентам, и сотрудникам, и самому себе.
Что я имею в виду? Часто девелоперы приходят к нам с запросом сформировать проекту добавленную стоимость за счет:
▪️ квартирографии;
▪️ брендинга.
Это происходит на этапе, когда и посадка домов, и сам проект по сути сформированы, и остаются только небольшие маневры с точки зрения соотношения и размера квартир.
Мы по-честному говорим: да, квартирография, составленная определенным образом, может повысить стоимость квадратного метра. Но это произойдет за счет измельчения квартир и смещения соотношения планировок в сторону малогабаритных. То есть студий и однушек станет больше, а квадратура квартир сократится. Это к слову о вчерашней инициативе, да.
Можно закрыть глаза на то, что себестоимость малогабаритных квартир выше. Куда важнее, что при таком подходе к квартирографии проект отходит от параметров бизнес- и комфорт-класса и двигается в сторону стандарта.
И думать, что это помогает сформировать добавленную стоимость — ошибка. Потому что классический потребитель комфорт- и бизнес-класса очень быстро распознает, что проект с точки зрения размеров квартир не соответствует заявленному классу.
Выбирать такой проект будут только так называемые последователи — люди, которые хотят быть похожими на классических потребителей комфорт- и бизнес-класса. Да, таких достаточно много. Но они обычно щепетильны к стоимости, а не к наполнению.
Следующее — брендинг. Он, безусловно, способствует и повышению динамики продаж и облегчению восприятия проекта и заявленной цены. Но добавленную стоимость брендинг тоже не формирует.
А что же формирует? Комплексный, системный, глубокий подход к проекту, когда он изначально создается под конкретный класс.
В таком случае и посадка домов, и зонирование территорий, и благоустройство, и инженерные системы, и фасадные решения, и МОПы, и квартирография, и брендинг, и прочие элементы соответствуют классу. Когда потребитель воспринимает проект как целое, тогда и формируется добавленная стоимость в том классе, в котором он находится.
Но не всегда девелопер готов это слышать. Потому что в других агентствах ему говорят: «Да, с помощью квартирографии и брендинга мы повысим добавленную стоимость вашему проекту на ХХ%».
Получается, наша честность иногда приводит к тому, что контракты уходят. И в моменте это не выгодно. Но наша компания работает уже третье десятилетие, у нас сложилась определенная репутация, и мы понимаем: в долгосрочной перспективе такая позиция намного более выигрышна.
Что я имею в виду? Часто девелоперы приходят к нам с запросом сформировать проекту добавленную стоимость за счет:
▪️ квартирографии;
▪️ брендинга.
Это происходит на этапе, когда и посадка домов, и сам проект по сути сформированы, и остаются только небольшие маневры с точки зрения соотношения и размера квартир.
Мы по-честному говорим: да, квартирография, составленная определенным образом, может повысить стоимость квадратного метра. Но это произойдет за счет измельчения квартир и смещения соотношения планировок в сторону малогабаритных. То есть студий и однушек станет больше, а квадратура квартир сократится. Это к слову о вчерашней инициативе, да.
Можно закрыть глаза на то, что себестоимость малогабаритных квартир выше. Куда важнее, что при таком подходе к квартирографии проект отходит от параметров бизнес- и комфорт-класса и двигается в сторону стандарта.
И думать, что это помогает сформировать добавленную стоимость — ошибка. Потому что классический потребитель комфорт- и бизнес-класса очень быстро распознает, что проект с точки зрения размеров квартир не соответствует заявленному классу.
Выбирать такой проект будут только так называемые последователи — люди, которые хотят быть похожими на классических потребителей комфорт- и бизнес-класса. Да, таких достаточно много. Но они обычно щепетильны к стоимости, а не к наполнению.
Следующее — брендинг. Он, безусловно, способствует и повышению динамики продаж и облегчению восприятия проекта и заявленной цены. Но добавленную стоимость брендинг тоже не формирует.
А что же формирует? Комплексный, системный, глубокий подход к проекту, когда он изначально создается под конкретный класс.
В таком случае и посадка домов, и зонирование территорий, и благоустройство, и инженерные системы, и фасадные решения, и МОПы, и квартирография, и брендинг, и прочие элементы соответствуют классу. Когда потребитель воспринимает проект как целое, тогда и формируется добавленная стоимость в том классе, в котором он находится.
Но не всегда девелопер готов это слышать. Потому что в других агентствах ему говорят: «Да, с помощью квартирографии и брендинга мы повысим добавленную стоимость вашему проекту на ХХ%».
Получается, наша честность иногда приводит к тому, что контракты уходят. И в моменте это не выгодно. Но наша компания работает уже третье десятилетие, у нас сложилась определенная репутация, и мы понимаем: в долгосрочной перспективе такая позиция намного более выигрышна.
🔥14❤8👍4