Сергей Разуваев про девелопмент – Telegram
Сергей Разуваев про девелопмент
3.46K subscribers
563 photos
75 videos
5 files
991 links
Помогаю девелоперам создавать лучшие жилые проекты. Здесь —независимый взгляд на рынок и наши кейсы.

Директор GMK @gmkblog
Что мы делаем — https://gmk.ru
Download Telegram
7 фактов обо мне

1. Основал консалтинговое агентство GMK @gmkblog. Мы с командой:

▪️Написали 6 книг (серия «Библиотека девелопера»).

▪️Сняли первый документальный фильм о российском девелопменте #сценарии_жизни.

▪️Сняли первый сериал о российском девелопменте.

▪️Запустили первое шоу о девелопменте GMKTalks in the show.

2. Дал имя Бруснике @brusnikacompany.

3. Сформировал множество стандартов ведения девелоперского бизнеса (стандарты работы с агентской панелью, стандарты оформления строительных площадок, стандарты работы сектора продаж…).

4. Участвовал в развитии крупнейших и лучших региональных проектов России и Казахстана.

5. Помог десяткам девелоперских компаний выйти на новый уровень.

6. Решил не покупать жилье своим детям.

7. Ленив, хвастлив, временами заносчив.

Такие факты получились. Есть неожиданные? 😂
👏2515🔥10👍7😁5
Росстат: Ввод жилья в России в январе-апреле 2024 года вырос в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 1,6% — до 36,6 млн кв. м.

В том числе населением построено 25,4 млн кв. м. — примерно 69% всех введенных площадей. В сравнении с январем-мартом 2023 года показатель вырос на 20%.


Начало 2024 года выглядит ожидаемо неплохо. Я считаю, что это, безусловно, благодаря наработкам 2023-го.

Что поражает: прирост ИЖС. Этот тренд прослеживается уже несколько лет. В том же направлении смотрят и системные девелоперы, но пока серьезных объемов у них нет.

Прирост по МКД — 1,6%, на уровне погрешности. Он пока есть, и это отрадно, но я думаю, что темпы будут потихоньку снижаться и к концу года нивелируются и уйдут в минуса.
👍4
Почему я не хочу покупать жилье детям? После публикации 7 фактов о себе я получил такой вопрос и хочу прокомментировать эту тему.

В сознании большинства российских людей, у которых есть дети, сформировалась четкая установка: детей надо поднять и всячески облегчить им жизнь, в том числе купить им квартиры. Потому что они (родители) на практике знают, как это сложно: накопить на жилье или выплатить ипотеку. И я тоже через это проходил, я все понимаю.

Останавливает меня следующий момент: на мой взгляд, квартира является огромным якорем. Население в России в целом маломобильное. Позиция «где родился, там и пригодился» вшита у многих в подкорку.

Я же считаю, что эта позиция неверная, потому что мир существенно больше, чем город или поселок, где ты живешь. Тюмень — прекрасный город, но не лучший на Земле. Я люблю его, он мне нравится, я собираюсь в нем жить.

И именно поэтому я не покупаю квартиру детям — чтобы у них не было якоря, который будет держать их в Тюмени. Или в Москве, например. Такой вопрос тоже звучит: «Почему не купить квартиру в Москве?» А откуда я знаю, что моим детям там будет хорошо?

При этом я вовсе не призываю их уезжать. Но я бы хотел, чтобы мои дети, прежде чем где-то осесть, попутешествовали по России. Она большая, в ней много интересных городов. Климатические зоны, архитектурные ландшафты — все разное. И вот когда они поживут и поработают в разных регионах, выберут тот, где с их точки зрения будет наиболее перспективный и позитивный #сценарии_жизни, то останутся там и купят квартиру.

Поэтому я считаю, что вкладываться надо в образование детей, эрудицию, здоровье — во все, что им пригодится в будущем.

Квартира, конечно, формирует определенный базовый уровень спокойствия. Но если честно, мне кажется, что человеку до 25 лет пофиг, есть у него квартира или нет. Он по этому поводу начинается беспокоиться позже.

Поэтому, если вы хотите привязать детей к себе и к тому месту, где они находятся, лишить возможности расширить горизонты — покупайте им квартиры и живите спокойно, с чувством выполненного родительского долга.

Но скажу честно. Моему сыну 17 лет, и иногда я порываюсь купить ему и дочери по квартире и жить с чувством выполненного отцовского долга. Вот такая у меня биполярочка 😅
👍20🤣97🔥1
10 самых дорогих для строительства городов мира

Наткнулся на исследование коллег из Нидерландов. Они сравнили затраты на строительство 20 различных типов зданий, включая жилые, коммерческие и государственные объекты, и составили рейтинг самых дорогих для девелопмента городов мира.

Российских городов в первой сотне нет. Но я полагаю, что это интересная идея: провести сравнение по регионам и посчитать, где строительство обходится дороже всего.

Какие города были бы в топ-3, как думаете?
👍6🔥5👏3🍌1
Базис любой сильной команды в бизнесе — это общность ценностей. И чем больше времени компания на рынке, тем более конкретно эти ценности обычно сформулированы.

Если в начале мы занимались в основном маркетинговыми стратегиями, рекомендуя девелоперам те или иные продуктовые решения, то за последние 2-3 года разработали (и даже зарегистрировали) собственную философию — #сценарии_жизни.

Мы помогаем девелоперам создавать проекты, которые делают людей счастливыми.

Это, безусловно, очень сложная и тонкая работа. И мы испытываем потребность не только в экспертах в аналитике, маркетинге, продукте, но и в профессионалах области в архитектуры.

У нас достаточно много проектов, где необходимо не просто технически сформировать те или иные решения — их необходимо сгенерировать, придумать, адаптировать под территорию.

Сейчас у нас открыты вакансии:
Архитектор
Ведущий архитектор
Главный архитектор проекта

Эти люди нужны нам, чтобы мы вместе формировали и облекали в архитектурную форму такие решения, которые:

▪️делают людей счастливыми
▪️создают позитивные сценарии жизни
▪️развивают людей, которые живут в наших проектах

Потому что в конечном итоге именно в этом заключается наша главная задача. А вовсе не в том, чтобы делать девелоперов еще более богатыми, чем они есть. Хотя это у нас тоже получается неплохо.

Откликайтесь на вакансии на HH или пишите нашему HR-директору Ольге Лободе.
7🔥7👍4💯1
Не могу не высказаться на тему самой обсуждаемой новости дня.

В Москве решили отказаться от строительства студий и квартир площадью меньше 28 кв. м.


Мы как разработчики философии #сценарии_жизни, безусловно, считаем это правильным решением.

За последние 10-15 лет средняя площадь продаваемой квартиры сократилась на 10 кв. м — с 58 до 48. И тренд на уменьшение сохраняется.

Я понимаю, что в какой-то период времени средний размер квартиры был избыточен — площадь использовалась неэффективно, были большие коридоры и лоджии.

Но то, что происходит сейчас, уже ни в какие ворота не лезет. Есть квартиры по 17-18 кв. м. Как на этой площади можно формировать какой-то более-менее позитивный сценарий жизни?

Я понимаю, что девелоперы ограничивают размер квартиры, чтобы ее стоимость с учетом ипотеки соответствовала доходу потребителя. Понимаю, что себестоимость растет.

Но наверное жить (да еще и не одному) в квартире на 17-18 квадратов — это неправильно. Возможно, лучше не приобретать такое жилье, а снимать нормальную площадь.

Для этого, безусловно, должны быть сформулированы правила на рынке жилой арендной недвижимости. Как это сделано в Европе, когда человек или компания, сдающая рентное жилье, имеет не только права, но и обязательства. Когда арендатора не могут выселить по прихоти хозяина или при продаже жилья (в коммерческой недвижимости это, кстати, уже работает).

Поэтому я считаю, что с одной стороны, надо ограничивать минимальную площадь квартир. А с другой — создавать условия для развития прозрачного рентного рынка жилья, с которого государство будет получать доход и на котором все стороны будут иметь гарантии.

Тогда рынок недвижимости будет развиваться правильно: покупаемых маленьких квартир станет меньше, а арендуемых больших — больше.
👏16🤔5👍1🌚1🌭1
Быть честным в моменте не очень выгодно. Зато выгодно быть честным вдолгую. Об этом я всегда говорю и клиентам, и сотрудникам, и самому себе.

Что я имею в виду? Часто девелоперы приходят к нам с запросом сформировать проекту добавленную стоимость за счет:

▪️ квартирографии;
▪️ брендинга.

Это происходит на этапе, когда и посадка домов, и сам проект по сути сформированы, и остаются только небольшие маневры с точки зрения соотношения и размера квартир.

Мы по-честному говорим: да, квартирография, составленная определенным образом, может повысить стоимость квадратного метра. Но это произойдет за счет измельчения квартир и смещения соотношения планировок в сторону малогабаритных. То есть студий и однушек станет больше, а квадратура квартир сократится. Это к слову о вчерашней инициативе, да.

Можно закрыть глаза на то, что себестоимость малогабаритных квартир выше. Куда важнее, что при таком подходе к квартирографии проект отходит от параметров бизнес- и комфорт-класса и двигается в сторону стандарта.

И думать, что это помогает сформировать добавленную стоимость — ошибка. Потому что классический потребитель комфорт- и бизнес-класса очень быстро распознает, что проект с точки зрения размеров квартир не соответствует заявленному классу.

Выбирать такой проект будут только так называемые последователи — люди, которые хотят быть похожими на классических потребителей комфорт- и бизнес-класса. Да, таких достаточно много. Но они обычно щепетильны к стоимости, а не к наполнению.

Следующее — брендинг. Он, безусловно, способствует и повышению динамики продаж и облегчению восприятия проекта и заявленной цены. Но добавленную стоимость брендинг тоже не формирует.

А что же формирует? Комплексный, системный, глубокий подход к проекту, когда он изначально создается под конкретный класс.

В таком случае и посадка домов, и зонирование территорий, и благоустройство, и инженерные системы, и фасадные решения, и МОПы, и квартирография, и брендинг, и прочие элементы соответствуют классу. Когда потребитель воспринимает проект как целое, тогда и формируется добавленная стоимость в том классе, в котором он находится.

Но не всегда девелопер готов это слышать. Потому что в других агентствах ему говорят: «Да, с помощью квартирографии и брендинга мы повысим добавленную стоимость вашему проекту на ХХ%».

Получается, наша честность иногда приводит к тому, что контракты уходят. И в моменте это не выгодно. Но наша компания работает уже третье десятилетие, у нас сложилась определенная репутация, и мы понимаем: в долгосрочной перспективе такая позиция намного более выигрышна.
🔥148👍4
Что экономически более эффективно с вашей точки зрения?
Anonymous Poll
68%
Всегда быть честным
30%
Быть честным, но не всегда
2%
Напишу в комментариях
Меня забавляет реклама «Мегафона» с Азаматом Мусагалиевым, в которой они ищут места, где нет связи.

Кто эти люди? Что они вообще знают о нашей стране? Они когда-нибудь отъезжали от Тюмени на 20 километров по железной дороге? Или от Сочи до Краснодара, где связь ловится местами, и то едва-едва? Они этой связью пользовались вообще? Понимают, что рекламируют?

Зачем такая прямая и откровенная ложь по всем основным каналам? Ведь это дискредитирует не только того, кто ее показывает и снимается в рекламе, но и самого оператора связи.

Люди же не дураки, они видят: то, чем они пользуются, и то, что видят в рекламе, — это две разные услуги.

Помните, недавно была инициатива обязать девелоперов исполнять свои рекламные обещания? В принципе, мера справедливая.

Но хочется спросить: у наших депутатов не возникало идеи возложить такие же обязательства на других рекламодателей? На тех же операторов сотовой связи, например.

Как считаете, как это повлияло бы на соответствующие рынки?
👍29😁4
А сейчас — #пятничный_анекдот. Уже почти традиционный.

«Не подведем!» — сказал прораб народу.
И не подвел ни газ, ни электричество, ни воду.
😁268🌚6
Представители очень серьезных компаний (Самолета, SMINEX и других), которые участвовали в съемках нашего шоу, не раз говорили мне, что Тюмень — выдающийся город с точки зрения девелопмента, возможно, один из лучших российских региональных рынков. Я эту позицию в целом разделяю.

Помните, есть такое выражение: «Нет пророка в своем Отечестве». Суть его в том, что заезжих «варягов» у нас обычно считают лучше, чем своих.

Поэтому нам приятно, что за годы, которые наша компания (пусть уже частично, но всё-таки) базируется в Тюмени, у нас сформировался достаточно большой постоянный портфель тюменских заказов.

Один из недавних кейсов — брендинг жилого проекта «Этика. Культурные кварталы» для девелопера TIS. Мои коллеги подготовили кейс, в котором поделились внутренними процессами: как анализировали район, делали позиционирование и нейминг, работали с визуальными коммуникациями.

Получилось очень познавательно. Читайте.
🔥113